Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕАГИРОВАНИЯ ПОЖАРНОСПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МЧС РОССИИ НА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2018 ГОДУ'

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕАГИРОВАНИЯ ПОЖАРНОСПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МЧС РОССИИ НА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2018 ГОДУ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
37
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / КОЭФФИЦИЕНТ РЕАГИРОВАНИЯ / АНАЛОГИЧНЫЙ ПЕРИОД ПРОШЛОГО ГОДА / FIRE AND RESCUE UNITS / TRAFFIC ACCIDENTS / RESPONSE FACTOR / LAST YEAR SAME PERIOD

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Поздняков Никита Александрович, Просветова Дарья Романовна

Представлены статистические данные по реагированию пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в 2018 году. Показатели и коэффициенты реагирования, информация о видах проводимых аварийно-спасательных и других неотложных работ даны в сравнении за 2017 и 2018 годы. Представлены выводы из анализа статистических данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Поздняков Никита Александрович, Просветова Дарья Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Response Indicators of EMERCOM of Russia Fire and Rescue Units to Road Accidents in the Russian Federation in 2018

Statistics on fire-rescue units response to traffic accidents in 2018 is presented. Indicators and response ratios, information about ongoing rescue and other emergency operations are compared in 2017 and in 2018. Conclusions from the analysis of statistical data is presented.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕАГИРОВАНИЯ ПОЖАРНОСПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МЧС РОССИИ НА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2018 ГОДУ»

/34 "Civil SecurityTechnology", Vol. 16, 2019, No. 3 (61) УДК 614.8:656.1

Анализ показателей реагирования пожарно-спасательных подразделений МЧС России на дорожно-транспортные происшествия в Российской Федерации в 2018 году

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2019

Н.А. Поздняков, Д.Р. Просветова

Аннотация

Представлены статистические данные по реагированию пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в 2018 году. Показатели и коэффициенты реагирования, информация о видах проводимых аварийно-спасательных и других неотложных работ даны в сравнении за 2017 и 2018 годы. Представлены выводы из анализа статистических данных.

Ключевые слова: пожарно-спасательные подразделения; дорожно-транспортные происшествия; коэффициент реагирования; аналогичный период прошлого года.

Analysis of Response Indicators of EMERCOM of Russia Fire and Rescue Units to Road Accidents in the Russian Federation in 2018

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2019

N. Pozdnyakov, D. Prosvetova

Abstract

Statistics on fire-rescue units response to traffic accidents in 2018 is presented. Indicators and response ratios, information about ongoing rescue and other emergency operations are compared in 2017 and in 2018. Conclusions from the analysis of statistical data is presented.

Key words: fire and rescue units; traffic accidents; response factor; last year same period.

Статья поступила в редакцию 3.06.2019.

В рамках реализации и выполнения мероприятий федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864, сотрудниками Центра мониторинга ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), в соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России) от 04.09.2007 г. № 474 «О создании Центра по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий» [1], непрерывно осуществляются сбор и учет сведений об организации деятельности пожарно-спасательных подразделений (далее — ПСП) территориальных органов МЧС России по совершенствованию системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (далее — ДТП) с использованием ресурса федеральной государственной информационной системы «Информационно-аналитическая система в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий» (далее — ИАС-ДТП) [2] и официальных данных Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (ресурс официального сайта stat.gibdd.ru). [3]

В 2018 году в Российской Федерации произошло 168099 (-0,8%) ДТП, в результате которых погибло 18214 (-4,6%) человек, а 214853 (-0,2%) человека получило ранения. Коэффициент тяжести последствий составил 7,8 (8 погибших на 100 пострадавших).

Пожарно-спасательными подразделениями в 2018 году осуществлено 113072 (+0,7%) выезда на ДТП. Помощь оказана 102850 (-1,6%) гражданам, в том числе: спасено 43445 (-10%) человек (из них

деблокировано 11 498 человек); первая помощь оказана 54725 (-4,4%) пострадавшим; психологическая помощь оказана 167 (+12,8%) гражданам; иная помощь оказана 41 751 (+9,4%) гражданину (рис. 1).

В 2018 году из общего числа спасенных на месте ДТП граждан: сердечно-легочная реанимация до появления признаков жизни проведена 1507 (-24,9%) пострадавшим; временная остановка наружного кровотечения с наложением давящей повязки — 12731 (-8,7%) пострадавшему; деблокировано 11498 (-31,1%) пострадавших; для оказания помощи 1193 (+30,1%) пострадавшим проведены восстановление и поддержание проходимости дыхательных путей; окклюзионная (герметизирующая) повязка при ранении грудной клетки наложена 2027 (+26,2%) гражданам; иммобилизация проведена 17025 (-4,7%) пострадавшим; медицинская помощь силами и средствами аттестованной медицинской службы МЧС России оказана 1538 (-61,2%) пострадавшим; авиацией МЧС России транспортировано в лечебно-профилактические учреждения 9 (-73,5%) пострадавших (рис. 2).

Количество граждан, отнесенных к категории «оказана первая помощь», по видам оказанной помощи в 2018 году распределилось следующим образом: контроль состояния (сознание, дыхание, кровообращение) обеспечено 20359 (-15,9%) пострадавшим; психологическая поддержка оказана 21209 (-0,9%) пострадавшим; повязки при травмах различных областей тела наложены 16603 (+5,1%) пострадавшим; 3371 (+14,5%) пострадавшему зафиксирован шейный отдел позвоночника; наземными силами и средствами ПСП в лечебно-профилактические учреждения транспортировано 946 (-9,3%) граждан; местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения проведено для 707 (+19,6%) пострадавших; прекращение воздействия опасных химических веществ на пострадавшего

Рис. 1. Количество человек, которым оказана помощь в 2018 году

Рис. 2. Количество пострадавших, отнесенных к категории «спасенный» по видам проведенных работ

(удаление с поврежденной поверхности и промывание поврежденной поверхности проточной водой) осуществлено для 44 (+46,6%) пострадавших (рис. 3).

Всего при реагировании ПСП на ДТП в 2018 году проведено 171 620 работ (технологических операций), среднее время прибытия к месту ДТП составило 6,4 минуты. Коэффициент реагирования в целом по стране составил 0,83 (-0,01%) или 83% (реагирование на 8 ДтП из 10-ти).

В абсолютных значениях реагирование ПСП на ДТП составило: г. Севастополь — 269 (+142,3%) выездов; Республика Крым — 1094 выезда (+121%); г. Москва — 2181 (+38,3%) выезд; Северо-Кавказский ФО — 5125 (-16,3%) выездов; Дальневосточный ФО — 5336 (-11,7%) выездов; Уральский ФО — 6938 (+2,9%) выездов; Южный ФО — 9927 (+7,7%) выездов; Сибирский

ФО — 13480 (-1%) выездов; Северо-Западный ФО — 14670 (-1,2%) выездов; Приволжский ФО — 27930 (+7,2%) выездов; Центральный ФО — 26121 (-4,8%) выезд (рис. 4).

Выезды ПСП на различные виды ДТП распределились следующим образом (рис. 5):

ДТП с пострадавшими (включая 1 и более ТС) — 94979 выездов (84%) (+0,7% к АППГ);

ДТП без пострадавших — 7158 выездов (6%) (+9,9% к АППГ);

ДТП с участием пешеходов — 10935 выездов (10%) (-4,7% к АППГ).

Наиболее высокий коэффициент реагирования ПСП на ДТП (к) в Центральном ФО — к = 1 (выезд на каждое ДТП); наиболее низкий — в Уральском ФО — к = 0,66 (выезд на 7 ДТП из 10-ти) (рис. 6).

Рис. 3. Количество пострадавших, отнесенных к категории «оказана первая помощь», по видам проведенных работ

Рис. 5. Сравнение случаев реагирования ПСП на ДТП в 2018 году, в разрезе их укрупненных видов

Рис. 4. Количество выездов ПСП на ДТП в 2018 году

По субъектам Российской Федерации, на основании представленных данных, лучшие показатели в республиках Карелия, Коми, Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Алтай; Красноярском крае; Вологодской, Новгородской Псковской, Белгородской, Воронежской, Ивановской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской областях (к = 1) (выезд на каждое ДТП). Худший показатель в Челябинской области (к = 0,24) (выезд на 2 ДТП из 10-ти).

Среднее время прибытия к месту ДТП в целом по стране составляет 6,4 минуты.

Лучший показатель по федеральным округам в Приволжском ФО — 5,3 минуты; худший — в Уральском ФО — 8,6 минуты.

По субъектам РФ: лучшее время — в Пермском крае — 3,3 минуты, Республике Дагестан — 3,7 минуты и Карачаево-Черкесской Республике — 3,9 минуты; худшее время — в Ненецком автономном округе — 13,2 минуты (рис. 7).

В 2018 году силами ПСП при ликвидации последствий ДТП проведено 171620 работ (в 2017 году — 173897 работ) (-1,3% к АППГ).

Удельный вес операций по деблокированию пострадавших из транспортных средств составил 4% (деблокировано 11498 человек); по оказанию первой помощи пострадавшим — 30% (помощь оказана 54725 гражданам).

На операции по стабилизации транспортных средств пришлось 8% от общего количества работ; на работы, не требующие применения аварийно-спасательного инструмента,— 10%; на иные работы — 36%; на операции по деблокированию тел погибших — 1%. На выезды без проведения работ приходится 6,6% случаев; ликвидация вторичных поражающих факторов составила 4% от общего количества случаев реагирования; возврат на маршруте следования (ложный вызов) — 0,4% (рис. 8). [4]

Рис. 6. Коэффициент реагирования ПСП на ДТП в 2018 году

Рис. 7. Среднее время прибытия к месту ДТП в 2018 году, в минутах

Рис. 8. Распределение работ при ликвидации последствий ДТП в 2018 году

Выводы

1. В условиях снижения количества ДТП с пострадавшими в Российской Федерации в 2018 году наблюдается повышение количества реагирования на ДТП в абсолютных значениях, которое составило 113072 (+0,7%) выезда на ДТП.

Коэффициент реагирования по сравнению с 2017 годом снизился незначительно и равен 0,83 (-0,01); реагирование осуществлялось на 8 ДТП из 10-ти.

2. По территориальным органам МЧС России рост количества выездов пожарно-спасательных подразделений на ДТП в абсолютных значениях отмечен: в г Москве (+38,3%); Вологодской области (+73,3%); Республике Карелия (+25,7%); Карачаево-Черкесской Республике (+31,3%); Республике Адыгея (+22%); Республике Марий Эл (+25,5%); Нижегородской области (+33,5%); Самарской области (+52,4%); Свердловской области (+168,5%); Новосибирской области (+214,5%); Магаданской области (+29,9%); Республике Крым (+121%); г Севастополе (+142,3%).

Вместе с тем в ряде субъектов РФ отмечено снижение количества выездов ПСП на ДТП в абсолютных значениях: г. Санкт-Петербурге (-24,3%); Республике Дагестан (-53,6%); Республике Ингушетия (-38,7%); Чувашской Республике (-21,2%); Саратовской области (-33%); Ханты-Мансийском АО (-21,1%); Чукотском АО (-28,6%).

3. За отчетный период в 14 субъектах РФ, по сведениям, представленным в базе данных, коэффициент реагирования составил 1 (100%). Значительный рост показателя отмечается: в Республике Марий Эл (+12%); Нижегородской области (+11%); Самарской области (+29%); Вологодской области (+17%); Республике Адыгея (+22%); Ростовской области (+35%); Нижегородской области (+11%); Свердловской области (+33%); Магаданской области (+21%); Новосибирской области (+40%); Республике Крым (+40%); г. Севастополе (+26%).

Литература

1. Афанасьева Е. В., Глебов В. Ю., Горячева Е. В., Иванов В. С., Колеганов С.В., Пахомов А. Ю., Пляскина И. В., Поздняков Н. А., Савицкая Н. В., Сломянский В. П. Основные направления совершенствования деятельности МЧС России в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий на современном этапе. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015. 220 с.

2. Колеганов С. В., Поздняков Н. А. Информационно-образовательный портал по современным формам, методам и приемам спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях // Сборник Международной научно-практической конференции «Вопросы развития системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях». 2015.

Сведения об авторах

Поздняков Никита Александрович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н.с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: centrriskdtp@mail.ru SPIN-код — 3786-5159.

Просветова Дарья Романовна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м.н.с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: centrriskdtp@mail.ru SPIN-код — 6874-4594.

Одновременно в ряде субъектов РФ отмечена значительная отрицательная динамика коэффициента реагирования: в Республике Дагестан (-40%); Республике Ингушетия (-16%); Республике Северная Осетия-Алания (-16%); г. Санкт-Петербурге (-14%); Астраханской области (-11%); Саратовской области (-31%); Ханты-Мансийском АО (-12%); Республике Тыва (-16%); Забайкальском крае (-13%); Иркутской области (-12%); Кемеровской области (-13%); Приморском крае (-15%); Амурской области (-13%).

При проведении анализа снижения коэффициента реагирования в субъектах РФ основными причинами являются:

низкая исполнительская дисциплина ответственных лиц в части невнесения сведений в базу данных в соответствии с Регламентом ведения территориальными органами МЧС России информационных ресурсов в области развития системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, а именно: несвоевременная корректировка карточек базы данных ИАС-ДТП;

снижение уровня межведомственного взаимодействия, в том числе информационного обмена при возникновении ДТП;

значительное количество ДТП (более 20%), принимающихся на учет по заявлениям граждан в течение 30 дней с момента свершения, по результатам сверки показателей органов управления ГИБДД с данными медицинских учреждений, при их свершении они не учитываются как ДТП с пострадавшими, вследствие этого сообщения о них не поступают;

наличие значительного количества ДТП с участием пешеходов как составной части общего показателя ДТП с пострадавшими (около 30%). Фактически в большинстве таких случаев отсутствует необходимость привлечения пожарно-спасательных сил (например, наезд на пешехода или велосипедиста).

3. Кусилов В. К., Пляскина И. В., Поздняков Н. А., Просветова Д. Р. Информационно-аналитический бюллетень об организации деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации 2017 году / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2018. 189 с.

4. Иванов В. С., Афанасьева Е. В., Поздняков Н. А., Просве-това Д. Р. Информационно-аналитический бюллетень об организации деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в 2018 году / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2019. 123 с.

Information about authors

Pozdnyakov Nikita A.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Researcher. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: centrriskdtp@mail.ru SPIN-scientific — 3786-5159.

Prosvetova Daria R.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Junior Researcher. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: centrriskdtp@mail.ru SPIN-scientific — 6874-4594.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.