Научная статья на тему 'Реабилитация жертв политических репрессий в советском праве (историко-правовой аспект)'

Реабилитация жертв политических репрессий в советском праве (историко-правовой аспект) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3099
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕРТВЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / КОМПЕНСАЦИЯ / ЗАКОННОСТЬ / СОВЕТСКОЕ ПРАВО / УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / VICTIMS OF POLITICAL REPRESSION / REHABILITATION / INDEMNIFICATION / LAWFULNESS / SOVIET LAW / CRIMINAL PROCEEDINGS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ларкина Е.В., Папилин Г.А.

Тяжким наследием Советского государства являются массовые репрессии и беззаконие, осуществлявшиеся в большей части путем внесудебных расправ. От политических репрессий 1920-50 гг. в той или иной степени пострадала значительная часть граждан СССР. В настоящей статье вопросы реабилитации жертв политических репрессий рассматриваются в историческом и правовом аспекте. Акцентируется внимание на последствиях репрессий, представленных в официальном признании Советским государством преследования граждан незаконным и необоснованным, возмещении причиненного вреда, восстановлении в социально-политических и гражданских правах. Ссылаясь на документальные источники и нормативно-правовые акты советского периода, отмечается, что государство стремилось выполнить свой долг перед народом и принять меры, направленные на реабилитацию жертв политических репрессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The massive repression and lawlessness which were carried out by means of extrajudicial reprisals are heavy heritage of Soviet state. Because of political repression of 1920-50 years it was in some way harming large part of citizens of USSR. In the present article issues of the rehabilitation of victims of political repression are considered in historical and legal aspect. Attention is focused on the consequences of repression which were presented in formal acceptance by Soviet state of unlawful and unfounded prosecution of citizens, reparation for the harm suffered, recovery in socio-political and civil rights. Referencing to documental sources and legislative acts of soviet period, it is noted that the state had sought to do itself duty to the people and take measures to the rehabilitation of victims of political repression.

Текст научной работы на тему «Реабилитация жертв политических репрессий в советском праве (историко-правовой аспект)»

УДК 342.726(091)

Е. В. Ларкина, Г. А. Папилин

Реабилитация жертв политических репрессий в советском праве (историко-правовой аспект)

Тяжким наследием Советского государства являются массовые репрессии и беззаконие, осуществлявшиеся в большей части путем внесудебных расправ. От политических репрессий 1920-50 гг. в той или иной степени пострадала значительная часть граждан СССР. В настоящей статье вопросы реабилитации жертв политических репрессий рассматриваются в историческом и правовом аспекте. Акцентируется внимание на последствиях репрессий, представленных в официальном признании Советским государством преследования граждан незаконным и необоснованным, возмещении причиненного вреда, восстановлении в социально-политических и гражданских правах. Ссылаясь на документальные источники и нормативно-правовые акты советского периода, отмечается, что государство стремилось выполнить свой долг перед народом и принять меры, направленные на реабилитацию жертв политических репрессий.

The massive repression and lawlessness which were carried out by means of extrajudicial reprisals are heavy heritage of Soviet state. Because of political repression of 1920-50 years it was in some way harming large part of citizens of USSR. In the present article issues of the rehabilitation of victims of political repression are considered in historical and legal aspect. Attention is focused on the consequences of repression which were presented in formal acceptance by Soviet state of unlawful and unfounded prosecution of citizens, reparation for the harm suffered, recovery in socio-political and civil rights. Referencing to documental sources and legislative acts of soviet period, it is noted that the state had sought to do itself duty to the people and take measures to the rehabilitation of victims of political repression.

Ключевые слова: жертвы политических репрессий, реабилитация, компенсация, законность, советское право, уголовное судопроизводство.

Key words: victims of political repression, rehabilitation, indemnification, lawfulness, soviet law, criminal proceedings.

Российское общество хранит память о травме, которая нанесена нашей стране в 1937-1938 годах. Эти два года вошли в историографию под

© Ларкина Е. В., Папилин Г. А., 2019

35

наименованием «большой террор» или «период массовых политических репрессий», во время которых в результате тотального нарушения законности органами государственной власти миллионы людей были привлечены к уголовной ответственности за контрреволюционные преступления. И хотя начиная с 1953 г. масштабы жертв «большого террора» в общественном сознании многократно преувеличивались, необходимо иметь в виду, что любое необоснованное обвинение человека с назначением смертной казни само по себе является трагедией. Большинство исследователей сходятся во мнении, что в течение 1937-1938 гг. было приговорено к исключительной мере наказания по меньшей мере 680 тыс. человек [31].

Следует признать, что в настоящее время этот период исследован недостаточно, хотя с момента рассматриваемых событий прошло уже более 80 лет, а само Советское государство давно исчезло с политической карты мира. Представляется убедительным, что прекращение существования социалистического режима и Коммунистической партии СССР должно было создать условия для объективного и свободного изучения исторических процессов, обусловивших начало массовых репрессий. Однако до сих пор 1937 - 1938 гг., как и в целом период 1920 - 1930-х гг., продолжают находиться под завесой тайны. Прежде всего это объясняется сохранением грифа секретности на ключевых фондах государственных архивов, документы которых могли бы пролить свет на исследуемые события. В результате историки до сих пор не могут установить полноценную картину событий в стране, предварившую массовые репрессии.

В настоящей статье нами не ставится задача поиска виновных в убийствах сотен тысяч советских граждан. Эта задача и не может быть выполнена, поскольку к числу последних следовало бы отнести такое количество человек, которое было бы сопоставимо с жертвами репрессий - партийных деятелей, сотрудников органов НКВД, прокуратуры и граждан, принявших активное участие в доносительстве. Опуская политические причины, послужившие началом репрессий, остановимся на их последствиях, представленных в признании государством преследования граждан незаконным, возмещении жертвам репрессий причиненного ущерба и восстановлении их доброго имени, т. е. на их реабилитации.

Ряд исследователей сходятся во мнении, что массовые аресты граждан в рамках операции по репрессированию «антисоветских элементов» прекращены с назначением на должность наркома внутренних дел Л.П. Берии. В частности, приводятся сведения, что за 1939 г. количество лиц, приговоренных за контрреволюционные преступления к смертной казни, сократилось в

36

125 раз [7, с. 288]. При этом некоторые историки отмечают, что с принятием руководства НКВД Л.П. Берией впервые были приняты меры по реабилитации жертв политических репрессий [4, с. 27; 10, с. 123-124]. На самом деле в настоящий момент не имеется ни одного документального подтверждения массовой реабилитации лиц, осужденных за контрреволюционные преступления, в довоенный период, как, впрочем, не имеется и достоверных сведений о публичных обсуждениях темы репрессий в государственных и партийных органах вплоть до 1953 г. Все это говорит о том, что репрессии 1937-1938 гг. в принципе не считались вопросом, интересующим советскую власть в период правления И.В. Сталина, а свежая память массовых арестов и расстрелов надолго посеяла в народном сознании страх и недоверие к государству.

Однако определенный сдвиг в деятельности советских правоохранительных органов произошел: постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 г. ликвидировались особые тройки НКВД, а все находящиеся в их производстве дела направлялись по подсудности в суды и Особое совещание при НКВД СССР, предъявлялись требования о соблюдении уголовно-процессуального законодательства по осуществлению предварительного расследования органами НКВД и прокурорского надзора за следствием [19]. С изданием этого документа и принято считать окончание большого террора. Во исполнение данного постановления последовал приказ НКВД № 00762 от 26 ноября 1938 г., а претензии в связи с нарушением законности при производстве предварительного расследования повторялись в приказах НКВД в течение всего 1939 г. [15].

Примечателен следующий факт: многие члены особых троек НКВД, массово выносившие смертные приговоры по делам о контрреволюционных преступлениях, по различным основаниям в течение 1938-1940 гг. были осуждены, причем большая часть из них - к высшей мере наказания. Так, весь состав тройки НКВД по Новосибирской области с февраля по июнь 1938 г. полностью репрессирован (не считая прокурора Новосибирской области И.Д. Новикова, покончившего жизнь самоубийством в октябре 1938 г.): начальник УНКВД по Новосибирской области с 1 октября 1937 г. по 11 июня 1938 г. Г.Ф. Горбач осужден Военной коллегией Верховного суда СССР 14 мая 1940 г., приговорен к 8 годам исправительно-трудовых работ и погиб в местах лишения свободы, впоследствии реабилитирован не был; первый секретарь Новосибирского обкома ВКП(б) с 10 ноября 1937 по 12 ноября 1938 г. осужден Военной коллегией Верховного суда СССР и приговорен к расстрелу. Аналогично обстояли дела и в других регионах: первый

37

секретарь Ленинградского обкома в 1937-1938 гг. П.И. Смородин приговорен к смертной казни и 25 февраля 1939 г. расстрелян [29]; прокурор Ленинградской области в 1937-1938 гг. Б.П. Позерн расстрелян 25 февраля 1939 г.; на 1938 год начальник УНКВД по Московской области А.С. Журбенко расстрелян 26 февраля 1940 г. [24, с. 140-142, 199-200], прокурор Московской области с декабря 1937 по июль 1938 г. К.И. Маслов расстрелян 7 марта 1939 г. [11]. В связи с этим существует мнение, что в государственных архивах сознательно были уничтожены документы, которые могли бы пролить свет на события, происходившие в то время. Но пока этот период советской истории так и остается загадкой.

Со смертью И.В. Сталина в 1953 г. в партийной жизни произошли существенные изменения. Именно с этого момента, спустя 15 лет с окончания массовых репрессий, началась первая волна реабилитации. В марте 1953 г. в Президиум ЦК КПСС Л.П. Берия внес проект Указа «Об амнистии», который в итоге принят 27 марта. Указом освобождались от наказания лица, не представлявшие реальной общественной опасности: женщины, имеющие детей в возрасте до 10 лет, беременные женщины, несовершеннолетние, пожилые, а также лица, осужденные за совершение некоторых преступлений небольшой и средней тяжести [18]. Такое революционное изменение в уголовной политике определило направление деятельности партийной номенклатуры и приблизило постановку вопроса о пересмотре решений, вынесенных особыми тройками НКВД.

1 сентября 1953 г. Президиум ВС СССР утвердил Указ «Об упразднении Особого совещания при МВД СССР». Этот документ можно считать отправной точкой процесса массовой реабилитации граждан, необоснованно осужденных в 1937-1938 гг. В нем содержалось два принципиальных положения: прокуратуре назначалось рассмотрение жалоб и заявлений осужденных коллегией ОГПУ, тройками НКВД и Особым совещанием об отмене решений, сокращении срока наказания, досрочном освобождении и о снятии судимости, а Верховному суду СССР предоставлялось право по протесту Генерального прокурора СССР пересматривать решения этих органов [22].

Более активная дискуссия по поводу реабилитации жертв политических репрессий началась в марте 1954 г. с поступлением записки Р.А. Ру-денко, С.Н. Круглова, И.А. Серова и К.П. Горшенина об образовании Центральной комиссии по пересмотру дел осужденных за «контрреволюционные преступления», содержащихся в лагерях, колониях, тюрьмах и находящихся в ссылке на поселении. В ней поднимался вопрос о нарушениях законности в органах ОГПУ - НКВД - МГБ - МВД СССР и в деятельности

38

Особого Совещания при НКВД - МГБ - МВД СССР, а также впервые упоминалось слово «реабилитация» применительно к жертвам политических репрессий. Утверждалось, что в лагерях, колониях и тюрьмах содержится 467 946 заключенных, осужденных за контрреволюционные преступления, и 62 462 человека находятся в ссылке после отбытия наказания за эти преступления. Приводились также сведения о многочисленных жалобах в органы прокуратуры осужденных и их родственников (только с августа 1953 г. по март 1954 года - 78 982 жалобы). В целях выявления случаев необоснованного осуждения граждан и последующей их реабилитации предложено пересмотреть все уголовные дела лиц, осужденных за контрреволюционные преступления всеми судебными и внесудебными органами, содержащихся в лагерях, колониях и тюрьмах МВД СССР, а также лиц, находившихся в ссылке на поселении [6]. Предложения, изложенные в записке, 4 мая 1954 г. приняты и оформлены в Постановлении Президиума ЦК КПСС [25].

К 1 апреля 1955 г. пересмотрено 237412 дел, из которых только 8973 прекращены [2]. Из этого, впрочем, не следует, что работа была проведена напрасно, поскольку к 1955 г. в местах лишения свободы количество лиц, осужденных в период с 1937 по 1938 г., стало уже незначительным. В частности, согласно данным КГБ СССР, по состоянию на 1 января 1951 г. среди всех осужденных к лишению свободы лиц, осужденных по ст. 58-10 УК РСФСР «Антисоветская агитация» (один из наиболее «массовых» составов преступлений в период репрессий 1937-1938 годов), всего 3 % [9, с.180]. Большинство осужденных были либо освобождены по отбытии назначенного срока, либо призваны в Красную армию во время Великой Отечественной войны, либо погибли в местах лишения свободы [8, с. 102].

Партийное обсуждение репрессий и организация деятельности комиссий по пересмотру дел дали свои плоды: помимо того, что в результате тысячи незаконно и необоснованно осужденных человек были освобождены и реабилитированы, в общественном сознании стало просыпаться ощущение восстановления законности. Граждане стали больше доверять органам государственной власти и обращаться в них с заявлениями и жалобами. Одновременно шли массовые пересмотры дел в судебном порядке в соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 1 сентября 1953 г. По словам Председателя Верховного суда СССР А.А. Волина, в мае 1956 г. в производстве Верховного суда находились десятки тысяч дел, которые пересматривались по вновь открывшимся обстоятельствам [5].

В 1955 г. Президиум ЦК КПСС начал формировать нормативно-правовую базу, регулирующую правовое положение реабилитируемых граждан. Так, 8 сентября утверждено постановление, предусматривавшее их восстановление в трудовых, пенсионных и жилищных правах. Гарантировался зачет времени пребывания в местах лишения свободы в общий трудовой стаж и назначение с учетом трудового стажа пенсии, в том числе по старости, вне зависимости от того, работал ли гражданин в местах лишения свободы. Помимо этого, реабилитированные граждане обеспечивались жилым помещением в первоочередном порядке [17].

Всего в СССР в 1954-1960 гг. реабилитированы около 530 тыс. осужденных, большинство из которых - посмертно [27, с. 317]. Первая волна реабилитации сыграла важную роль в восстановлении справедливости, повышении уровня доверия населения к власти и усилении законности в деятельности правоохранительных органов. Однако весь процесс реабилитации в период с 1953 по 1960-е гг. отличался повсеместной незаконченностью, с самого начала сохранялась определенная недосказанность. Во-первых, реабилитация на деле представляла собой освобождение лица от наказания с выдачей справки о реабилитации, которая подтверждала незаконность уголовного преследования освобожденного лица. При этом лицу не разъяснялись его дальнейшие действия по восстановлению своих нарушенных прав. А для родственников лица, реабилитированного посмертно, справка о реабилитации вообще не имела практически никаких юридических последствий. Правовое положение реабилитированных было крайне слабо урегулировано, а совместный приказ-инструкция Минфина и КГБ СССР № 31-1283/3с/№ 137с «О порядке расчетов по возмещению реабилитированным гражданам стоимости изъятого у них имущества» вообще был утвержден под грифом секретности [1, с. 328]. Денежная компенсация реабилитированным выплачивалась единожды в размере двухмесячного оклада на момент ареста, причем не из государственного бюджета, а за счет средств предприятия, на котором реабилитированный трудился на момент ареста (если оно вообще к моменту реабилитации еще существовало). Во-вторых, помимо незаконно и необоснованно осужденных граждан были реабилитированы многие государственные и партийные деятели, сыгравшие непосредственную роль в развязывании террора 1937-1938 гг. и других преступлениях против народа. Также реабилитация сопровождалась непродуманными амнистиями, в результате которых на свободу вышли рецидивисты и профессиональные преступники, вызвав всплеск преступности в середине 1950-х годов.

С началом 1960-х гг. работа по пересмотру архивно-следственных дел пошла на убыль. На этот счет имеется несколько точек зрения. Одни исследователи считают, что сворачивание реабилитации жертв репрессий непосредственно связано с политической и общественной обстановкой в стране [28, с. 6]: на начало 1960-х годов приходится конец «хрущевской оттепели» и ужесточение культурной политики, постепенно утихают дискуссии о культе личности Сталина, массовых репрессиях и других смутных моментах советской истории. Другие считают, что реабилитация пошла на убыль в связи с тем, что процессы десталинизации и реабилитации жертв политических репрессий, скорее всего, были вынужденными мерами, чем осознанной политикой, и потому решения высших руководителей партийной и государственной власти относительно процесса реабилитации не имели под собой реальной цели восстановления законности в стране [23, с. 28]. Однако следует иметь в виду, что вместе с пересмотром уголовных дел прекратилось и совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей восстановление прав реабилитированных граждан и возмещение им вреда.

Вторая волна реабилитации началась с перерывом почти в тридцать лет - в разгар «перестройки», когда 28 сентября 1987 г. Политбюро ЦК КПСС утвердило Постановление «Об образовании комиссии по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х и начала 50-х годов». Образованной комиссии передавались в распоряжение материалы комиссий, изучавших эти вопросы после 1953 г., а также другие документы, имеющиеся в ЦК КПСС, Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, КГБ, Прокуратуре и Верховном суде СССР [21]. На протяжении 1987-1988 гг. в Политбюро ЦК КПСС поступали различные записки с предложениями об ускорении и расширении процесса реабилитации, обусловившие принятие Постановления Политбюро ЦК КПСС от 11.07.1988 «О дополнительных мерах по завершению работы, связанной с реабилитацией лиц, необоснованно репрессированных в 30-40-е годы и начале 50-х годов», которым органам прокуратуры и КГБ СССР давалось указание продолжить работу по пересмотру дел, независимо от наличия жалоб и заявлений граждан [14]. Только в 1988 г. органами прокуратуры пересмотрено 16 090 дел, по которым реабилитировано 13 173 человека [30].

По мере углубления деятельности по пересмотру уголовных дел, в Политбюро ЦК КПСС стали возникать соображения по поводу «автоматической» реабилитации всех (за некоторым исключением) граждан, осужденных особыми тройками НКВД и иными внесудебными органами.

41

Эта позиция аргументировалась несоответствием деятельности внесудебных органов, привлекавших граждан к уголовной ответственности, Конституции СССР, и в силу их неправомерного образования и функционирования предлагалось отменить все решения этих органов. В результате в начале 1989 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил Указ «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов», в котором государство официально признало антиконституционность коллегий ОГПУ, особых троек НКВД, Особого совещания при НКВД - МГБ - МВД СССР и отменило все решения, вынесенные этими органами. В итоге граждане, кроме изменников Родины и карателей периода Великой Отечественной войны, нацистских преступников, участников националистических бандформирований и их пособников, работников, занимавшихся фальсификацией уголовных дел, а также лиц, совершивших умышленные убийства и другие уголовные преступления, признавались реабилитированными [13].

Начиная с этого момента один за другим последовали постановления, указы и декларации по вопросам реабилитации. Примечателен Указ Президента СССР от 13 августа 1990 г. № 556, в котором М.С. Горбачев осудил все репрессии в отношении граждан по политическим, национальным, религиозным и другим мотивам, которые имели место в 1920-50-х гг. Одновременно подводились итоги деятельности комиссии по реабилитации, образованной 28 сентября 1987 г. [12]. В справке об итогах работы комиссии указывалось, что с октября 1987 по июнь 1990 г. реабилитировано около

1 млн граждан, а всего, начиная с 1954 г., доброе имя возвращено более чем

2 млн граждан [20].

На исходе существования Советского Союза утвержден Закон РСФСР от 18 октября 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий», в котором круг граждан, подлежащих реабилитации, был еще больше расширен. Целью закона объявлялась реабилитация всех граждан РСФСР, подвергнутых политических репрессиям с 25 октября (7 ноября) 1917 г., т. е. за весь советский период. Подробно регламентировался порядок рассмотрения заявлений граждан и правовое положение реабилитированных. Последние восстанавливались в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращались государственные награды, предоставлялись меры социальной поддержки, выплачивались компенсации из средств республиканского бюд-

жета РСФСР. Для исполнения закона создавалась Комиссия Верховного Совета РСФСР по реабилитации, которой обеспечивался полный доступ к архивам судов, военных трибуналов, прокуратуры, органов государственной безопасности, внутренних дел и другим архивам, находящимся на территории РСФСР [16]. И это в условиях глубокого социально-экономического кризиса, охватившего в те годы страну! Данный закон с изменениями до сих пор действует в системе современного российского законодательства.

Интересным представляется и то, что, в сущности, разрешение самого острого и болезненного клочка противоречий в советском обществе совпало с прекращением существования СССР. Такая закономерность позволяет сделать выводы о том, что ни один политический строй не может долго существовать на насилии, и любое правовое государство в вопросе между политическими притязаниями и защитой прав и свобод своих граждан отдаст предпочтение последним. Советское руководство встало на этот путь в 1950-х гг., предприняв первые шаги по восстановлению справедливости. Однако следует отметить, что, несмотря на демократический характер реабилитации как в 1950-х, так и в 1980-х гг., и в том, и в другом случае реабилитация была процессом в большей мере политическим, нежели общественным. И в 1953, и в 1987 гг. реабилитация начиналась не с рядовых жертв не ограниченной ни законом, ни совестью властью сотрудников НКВД, прокуратуры и пр., а с видных партийных и государственных деятелей. К сожалению, приходится признать, что каждый инициатор соответствующей волны реабилитации преследовал конкретные политические цели. Причем заслуживает внимания и тот факт, что Н.С. Хрущев, будучи идеологом «преодоления культа личности», сам уличался в том, что принимал участие в репрессиях 1937-1938 гг. [26, с. 262-265, 332; 3, с. 15-16]. И тем не менее, Советское государство выполнило свой долг перед народом: миллионы реабилитированных граждан и их родственников восстановили свое доброе имя и получили право на компенсацию причиненного им вреда. И хотя никакая компенсация не вернет убитого деда, отца, мужа, следует признать, что советское руководство в самые неустойчивые и кризисные годы стремилось довести до конца восстановление справедливости.

Список литературы

1. Воронов В.В. Рассекречено: правда об острых эпизодах советской эпохи.

- М.: Алгоритм, 2018. - 398 с.

2. Докладная записка Р.А. Руденко в ЦК КПСС о результатах работы центральной комиссии по пересмотру дел осужденных за «контрреволюционные преступления», содержащихся в лагерях, колониях, тюрьмах и находящихся в ссылке на поселении. 29.04.1955. АП РФ. Ф. 3. Оп. 57. Д. 109. Л. 39 // Реабилитация: как это было. Т. 1. Март 1953 - февраль 1956: док. Президиума ЦК КПСС и др. материалы / сост. А.Н. Артизов, Ю. Сигачев, В. Хлопов и др. - М., 2000. - 502 с.

3. Жаркой М.Э. Репрессии середины тридцатых и реабилитация пострадавших (проблемы осмысления сущности) // Theory and Practice of the restoration of rights. - 2015. - № 1. - С. 13-27.

4. Жуков Ю.Н. Тайны Кремля. Сталин, Молотов, Берия, Маленков. - М.: ТЕРРА - Кн. клуб, 2000. - 689 с.

5. Записка А.А. Волина в ЦК КПСС О мерах по ускорению реабилитации необоснованно осужденных лиц. 31 мая 1956 г. РГАНИ. - Ф. 3, оп. 14, д. 29, л. 12 // Реабилитация: как это было. Т. 1. Март 1953 - февраль 1956: док. Президиума ЦК КПСС и др. материалы / сост. А.Н. Артизов, Ю. Сигачев, В. Хлопов и др. - М., 2000.

- 502 с.

6. Записка Р.А. Руденко, С.Н. Круглова, И.А. Серова и К.П. Горшенина в Президиум ЦК КПСС об образовании Центральной Комиссии по пересмотру дел. 19 марта 1954 г. АП РФ. Ф. 3. Оп. 57. Д. 109. Л. 10-15 // Реабилитация: как это было. Т. 1. Март 1953 - февраль 1956: док. Президиума ЦК КПСС и др. материалы / сост. А.Н. Артизов, Ю. Сигачев, В. Хлопов и др. - М., 2000. - 502 с.

7. История России. 1917-2009 / А. С. Барсенков, А. И. Вдовин. - 34-е изд., расш. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 846 с.

8. Кузьмин С.И. Исправительно-трудовые учреждения в годы Великой Отечественной войны в 1941-1945 гг. - М.: Изд-во Акад. МВД СССР, 1991. - 132 с.

9. Лунеев В.В. Преступность XX века. - М.: Норма, 1997. - 497 с.

10. Мартиросян А.Б. Вдохновитель репрессий или талантливый организатор? 1917-1941 гг. - М.: Вече, 2010. - 480 с.

11. Маслов Константин Ипполитович [Электронный ресурс] // Прокуратура Московской области: сайт. - URL: http://mosoblproc.ru/istoriya-prokuraturyi/istoriya-v-litsah/maslov (дата обращения: 15.07.2019).

12. О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 20-50-х годов: указ Президента СССР от 13.08.1990 № 556 // СПС КонсультантПлюс.

13. О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов: указ Президиума ВС СССР от 16.01.1989 № 10036-XI // СПС КонсультантПлюс.

14. О дополнительных мерах по завершению реабилитации необоснованно репрессированных лиц: постановление Политбюро ЦК КПСС от 11.07.1988 // Изв. ЦК КПСС. - 1989. - № 1. - С. 43.

15. О недостатках в следственной работе органов НКВД: приказ НКВД СССР от 09.11.1939 // АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 7. Л. 20-22 об. Цит. по: Фонд Александра Н. Яковлева [Электронный ресурс] // Архив Александра Н. Яковлева: интернет-проект. - URL: https://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/58706 (дата обращения: 15.03.2019).

16. О реабилитации жертв политических репрессий: закон РСФСР от 18.10.1991 № 1761-1 // СПС КонсультантПлюс.

17. О трудовом стаже, трудоустройстве и пенсионном обеспечении граждан, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированных: постановление Совета Министров СССР от 08.09.1955 № 1655 // СПС КонсультантПлюс.

18. Об амнистии: указ Президиума ВС СССР от 27.03.1953 // СПС Консуль-тантПлюс.

19. Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия: постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 17.11.1938 № 81 // СПС КонсультантПлюс.

20. Об итогах работы Комиссии Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х и начала 50-х гг. Протокол № 11 заседания Комиссии Политбюро ЦК КПСС. 29.05.1990 // Изв. ЦК КПСС. - 1990. - № 9. - С. 72-76.

21. Об образовании Комиссии Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х и начала 50-х годов: постановление Политбюро ЦК КПСС от 28.09.1987 // Изв. ЦК КПСС. - 1989. - № 1. - С. 109-110.

22. Об упразднении Особого совещания при Министре внутренних дел СССР: указ Президиума ВС СССР от 01.09.1953 // СПС КонсультантПлюс.

23. Петров А.Г. Реабилитация жертв политических репрессий (историко-пра-вовой анализ): автореф. дис. ... д-ра ист. наук. - Н. Новгород, 2006. - 54 с.

24. Петров Н.В., Скоркин К.В. Кто руководил НКВД, 1934 - 1941: справ. / под ред. Н. Г. Охотина и А. Б. Рогинского. - М.: Звенья, 1999. - 502 с.

25. Постановление Президиума ЦК КПСС о создании центральной комиссии и местных комиссий по пересмотру дел осужденных за «контрреволюционные преступления», содержащихся в лагерях, колониях, тюрьмах и находящихся в ссылке на поселении. 04.05.1954. РГАНИ. Ф. 3. Оп. 10. Д. 79. Л. 2, 12-14 // Реабилитация: как это было. Т. 1. Март 1953 - февраль 1956: док. Президиума ЦК КПСС и др. материалы / сост. А.Н. Артизов, Ю. Сигачев, В. Хлопов и др. - М., 2000. - 502 с.

26. Прудникова Е.А. Хрущев. Творцы террора. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. - 640 с.

27. Расправа. Прокурорские судьбы. Вып. 4 / сост. П.М. Захаров. - М.: Юрид. лит., 1990. - 320 с.

28. Реабилитация: как это было: докл. Президиума ЦК КПСС и др. Т. II: Февраль 1956 - начало 80-х годов / сост. Артизов А.Н. [и др.]. - М.: МФД, 2003. - 958 с.

29. Смородин Петр Иванович [Электронный ресурс] // Бессмертный барак: сайт. - URL: https://bessmertnybarak.ru/Smorodin_Petr_Ivanovich (дата обращения: 15.07.2019).

30. Справка о работе органов Прокуратуры СССР по реабилитации лиц, необоснованно репрессированных в период 30-40-х и начала 50-х гг. Протокол № 8 заседания Комиссии Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х и начала 50-х гг. 12.04.1989 // Изв. ЦК КПСС. - 1989. - № 10. - С. 58-60.

31. Справки Спецотдела МВД СССР о количестве арестованных и осужденных органами ВЧК - ОГПУ - НКВД - МГБ СССР в 1921-1953 гг. 11.12.1953 // ГА РФ. Ф. Р-9401. Оп. 1. Д. 4157. Л. 201-203 // Реабилитация: как это было. Т. 1. Март 1953 - февраль 1956: док. Президиума ЦК КПСС и др. материалы / сост. А.Н. Артизов, Ю. Сигачев, В. Хлопов и др. - М., 2000. - 502 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.