Научная статья на тему 'Особенности реабилитации жертв политических репрессий на современном этапе'

Особенности реабилитации жертв политических репрессий на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1625
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / РАСКУЛАЧИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хромов Евгений Владиленович

В статье рассматривается существующий порядок реабилитации жертв политических репрессий, особое внимание уделено реабилитации лиц, к которым политические гонения были назначены в административном порядке. Рассмотрена практика обращений граждан, о реабилитации репрессированных, даны практические советы по ускорению процесса. Автор приходит к выводу, что существующий на сегодняшний день в Российской Федерации порядок реабилитации жертв политических репрессий, осуществляемый органами внутренних дел, нуждается в доработке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности реабилитации жертв политических репрессий на современном этапе»

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

УДК 343.294

ОСОБЕННОСТИ РЕАБИЛИТАЦИИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Е.В. Хромов*

В статье рассматривается существующий порядок реабилитации жертв политических репрессий, особое внимание уделено реабилитации лиц, к которым политические гонения были назначены в административном порядке. Рассмотрена практика обращений граждан, о реабилитации репрессированных, даны практические советы по ускорению процесса. Автор приходит к выводу, что существующий на сегодняшний день в Российской Федерации порядок реабилитации жертв политических репрессий, осуществляемый органами внутренних дел, нуждается в доработке.

Ключевые слова: административный порядок применения политических репрессий; реабилитация; раскулачивание.

FEATURES OF RECOVERY OF VICTIMS OF POLITICAL REPRESSIONS

AT THE PRESENT STAGE

E.V. Khromov

The article discusses the existing order of rehabilitation of victims of political repression, it focuses on rehabilitation of persons to whom political persecution had been appointed by administrative order. The practical applications of citizens, on the rehabilitation of repressed, some practical tips to speed up the process. The author concludes that existing today in the Russian Federation the order of rehabilitation of victims of political repression exercised by the organs of internal affairs, needs refinement.

Keywords: administrative procedures to implement political repression; rehabilitation; cannibalization.

В соответствии с Декларацией основных прин- За годы Советской власти миллионы людей ципов правосудия для жертв преступлений и зло- стали жертвами произвола тоталитарного шсу-употребления властью, принятой Генеральной дарства, подверглись репрессиям за политические Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 года, подтерми- и религиозные убеждения по социальным, наци-ном «жертвы» понимаются лица, которым инди- ональным и иным признакам. Целью ФЗ «О реа-видуально или коллективно был причинен вред, билитации жертв политических репрессий» от 18 включая телесные повреждения или моральный октября 1991 года № 1761-1 (вред, от 01.07.2005) ущерб, эмоциональные страдания, существенное является реабилитация всех жертв политических ущемление их основных прав в результате дей- репрессий, подвергнутых таковым на территории ствия или бездействия, еще не представляющего Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) собой нарушения национальных уголовных зако- 1917 года.

нов, но являющегося нарушением международно- Однако и до введения в действие названного признанных норм, касающихся прав человека. Федерального закона имел место процесс реа-

* Хромов Евгений Владиленович, старший преподаватель кафедры электрооборудования и автоматики Российского государственного аграрного заочного университета, юрисконсульт ООО «Балашихинская-Электросеть-Энергосервис». E-mail: Hromov_Evgeniy@mail.ru

билитации жертв политических репрессий. Реабилитация жертв политических репрессий проводилась в соответствии с общими принципами реабилитации лиц, необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, в соответствии с нормами УПК РСФСР, действующими на тот момент. Процесс реабилитации репрессированных по политическим мотивам в советский период представлял собой подачу жалобы родственниками осужденного на имя Прокурора области (края, автономного округа, республики) по месту жительства заявителя. По существу жалобы проводилась проверка, изучались архивно-следственные дела, истребованные из учетно-архивных отделов УКГБ. Если в ходе проверки, по обстоятельствам дела имелась необходимость и возможность допросить свидетелей, то по поручению Прокуратуры, следователи УКГБ проводились дополнительные следственные действия. По результатам рассмотрения жалобы составлялось заключение, в котором решался вопрос о ее обоснованности. Если жалоба признавалась необоснованной, заявителю сообщалось об оставлении жалобы без удовлетворения. На материалы проверки накладывался гриф «Секретно», а заключение подшивалось в дело1. Если же жалоба признавалась обоснованной, то в Президиум областного (краевого, республиканского и т.п.) суда подавался протест в порядке надзора Прокуратурой области (края, автономного округа, республики). Суд рассматривал протест по существу и выносил Постановление, в котором, если считал необходимым, прекращал производство по делу и в том числе и за недоказанностью совершения преступления. На протест Прокурора и Постановление суда накладывался гриф «Секретно»2.

Ситуация с порядком реабилитации репрессированных существенно изменилась с введением в действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 «О дополнительных мерах по восстановлению социальной справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30 - 40-х и начале 50-х годов», в котором были заложены основные принципы реабилита-

ции жертв политических репрессий. Сотни, а то и тысячи людей были реабилитированы в соответствии с названным Указом. С этого момента началась проверка всех уголовных дел по обвинению граждан в преступлениях предусмотренных ст.58 УК РСФСР

С введением в действие ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года № 1761-1 (в ред. от 01.07.2005) (далее Закон) процесс проверки уголовных и административных дел имеющих «политическую окраску» стал более активным. В соответствии с Законом началась проверка всех без исключения уголовных дел возбужденных по ст.58 УК РСФСР, а так же дела лиц подвергнутых уголовным репрессиям по решениям органов ВЧК, ГПУ - ОГПУ, УНКВД - НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и га коллегий, комиссий, «особых совещаний», «двоек», «троек» и иных органов, осуществлявших судебные функции.

В ст. 3 Закона дан перечень лиц, которые были ограничены в правах и свободах по политическим мотивам и подлежат реабилитации. Если социальная справедливость в отношении репрессированных лиц подвергнутым политическому преследованию со стороны судебных и несудебных органов практически полностью восстановлена, то по очень многим делам, в которых репрессии были установлены в административном порядке решений пока, к сожалению нет.

Руководствуясь ст. 6 Закона, заявления о реабилитации могут быть поданы самими репрессированными, а равно любыми лицами или общественными организациями. Заявления подаются по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя, в отношении лиц, указанных в п. «в» ст. 3 Закона,

- в органы внутренних дел, в отношении прочих репрессированных - в органы прокуратуры. При этом срок рассмотрения такого заявления не может превышать 3-х месяцев. В этой связи, если заявление подает физическое лицо, то проще будет подать его в прокуратуру или органы внутренних

1 Заключение заместителя прокурора Костромской области от 18 декабря 1957 года. Архивно-следственное дело№ 179 по обвинению гр. Рященцева. Голубева и др. по ст.ст.58 п. 10. 58 п. 11 УК РСФСР / Архив УФСБ по Ивановской области.

2 Протест в порядке надзора в Президиум Ивановского областного суда от 25.10.1985 года № 13-1530/85. Архивно-следственное дело № 3150 по обвинению гр. Новожилова по ст.ст.58 п. 10 УК РСФСР / Архив УФСБ по Ивановской области; Постановление Президиума Ивановского областного суда от 30.12.1985 года. Архивно-следственное дело № 3150 по обвинению гр. Новожилова по ст.ст.58 п. 10 УК РСФСР / Архив УФСБ по Ивановской области.

шшдшаашй

дел по месту своего жительства. В случае если заявителю, по каким-либо причинам, не известен порядок применения репрессий (судебный, внесудебный или административный) целесообразно обратится одновременно и в Прокуратуру и в органы внутренних дел.

Органы внутренних дел занимаются реабилитацией граждан подвергнутых политическим репрессиям только в административном порядке, органы прокуратуры - в судебном и несудебном порядке. При реабилитации граждан, которым репрессии назначены в административном порядке возникает много сложностей. Под административными репрессиями необходимо понимать политические гонения на граждан по решению -«собрания бедноты»; сельсовета; райисполкома; горисполкома; окрисполкома; облисполкома и т.п. Делопроизводство не всегда велось письменно, особенно когда решение принимало «собрание бедноты села», оно могло быть осуществлено и устно. На основании ст.7 Закона органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения в административном порядке политических репрессий указанных в п. «в» ст.З Закона, составляют заключение и выдают справку о реабилитации, или сообщают об отказе в выдаче такой справки. Под заинтересованными лицами при анализе ст.6 и 7 названного Закона необходимо понимать любых лиц, которые в силу каких-либо семейных или личных обстоятельств решили заняться процессом реабилитации репрессированных. На практике органы внутренних дел и прокуратуры, к заявлению о реабилитации, требуют прикладывать копии документов подтверждающих наличие родственных связей с лицом, в отношении которого ведется процедура реабилитации. Данное требование не соответствует действующему законодательству. При этом надо помнить, что заявление, поданное в органы внутренних дел по месту жительства заинтересованных граждан, в силу п.2 Приказ МВД РФ от 17.10.2005 № 834 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения органами внутренних дел Российской Федерации Закона Российской Федерации «О порядке реабилитации жертв политических репрессий» непосредственное исполнение названного Закона РФ

возлагается на отделы (отделения, группы) реабилитации жертв политических репрессий информационных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации (заявления поданные в прокуратуру по месту жительства заинтересованных лиц рассматриваются в прокуратурах субъектов РФ в отделах, отделениях по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях). Из этого следует, что заявление подается в ОВД или Прокуратуру по месту жительства заявителя, а потом оно передается в соответствующий отдел соответственно УВД или Прокуратуры субъекта РФ. Действующая процедура реабилитации существенно затянута. На практике встречаются случаи, когда заявители подают заявления непосредственно в ИЦ УВД или Прокуратуры субъекта РФ, с целью сокращения сроков рассмотрения заявления. Руководствуясь Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 29.06.2010) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» такие заявления подлежат рассмотрению, по итогам которого выдается справка о реабилитации, или сообщается об отказе в выдаче справки о реабилитации.

Если заинтересованные лица решают сами установить факт применения политических репрессий, для последующей реабилитации, то необходимо запрашивать информацию, в отношении лиц подвергнутых гонениям в УФСБ, ИЦ УВД, УФСИН, архивном отделе Администрации муниципального образования, ГУ Государственный архив субъекта РФ по месту жительства репрессированного в момент назначения репрессий; ГИАЦ МВД РФ; ЦА ФСБ РФ; Государственный архив РФ и т.д. На основании п.5 ст. 11 Закона по ходатайству заявителей органы, осуществляющие архивное хранение дел, связанных с репрессиями, обязаны, если располагают соответствующими сведениями, сообщить им время, причины смерти и место погребения реабилитированного. При этом надо помнить, что административное деление РСФСР 30-х - 40-х годов, отличается от административно - территориального деления РФ. Например, в 30-х — 40-х гг. Суздальский район входил в Ивановскую промышленную область, а в настоящее время во Владимирскую область. Со-

5 Постановление № 0/4856 Фурмановского отдела внутренних дел Ивановской области от 26.06.2009 года.

бранную информацию необходимо приложить в дальнейшем при подаче заявления о реабилитации. Возникают ситуации, когда органы внутренних дел по заявлению о реабилитации принимают меры в соответствии с УПК РФ, в частности в соответствии со ст. 145 УПК РФ4. Такие действия являются явным нарушением Федерального законодательства, т.к. применение общих норм УПК РФ, касающихся реабилитации при наличии специальных норм Закона необоснованно1.

По п. «в» ст. 3 Закона подлежат реабилитации граждане, которые по политическим мотивам были подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в «рабочих колоннах НКВД», а также иным ограничениям прав и свобод. При анализе данной нормы можно придти к выводу, что список политических гонений, пострадав от которых лицо может быть реабилитировано является открытым. Есть сложности в процессе понимания и применения положения именно п. «в» ст. 3 Закона - «иным ограничениям прав и свобод». Чаще всего такие случаи связаны с так называемым «раскулачиванием», которое проводилось на основании Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» от 30 января 1930 года [1, с. 32 - 49].

Согласно определению Верховного Суда РФ от 30 марта 1999 года, «Раскулачивание — политическая репрессия, применявшаяся в административном порядке местными органами исполнительной власти по политическим и социальным признакам на основании постановления ЦК ВКП(б) от 30 января 1930 г. «О мерах по ликвидации кулачества как класса». СНК СССР и ЦИК СССР 1 февраля 1930 года издают Постановление «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством», которое, прежде всего, отменяло право на аренду земли и право на применение наемного труда в единоличных крестьянских хозяйствах с некоторыми исключениями по индивидуальному совместному решению районных и окружного ИК в отношении

«середняков» (ст. 1). Краевым и областным ИК и правительствам республик, было, дано право применят «все необходимые меры борьбы с кулачеством вплоть до полной конфискации имущества кулаков и выселения их» (ст. 2) [2].

С введением в действие Закона правоприменительная практика реабилитации жертв политических репрессий, подвергнутых таковым в административном порядке чаще всего осуществлялась в порядке ст. 264 ГПК РФ [3]. В настоящее время практика по делам о реабилитации раскулаченных граждан идет по тому же пути. ИЦ УВД субъектов РФ, дают отказ в выдаче справки о реабилитации раскулаченных граждан в порядке п. «в» ст.З Закона и предлагает гражданам обратиться в суд в порядке ст. 264 ГПК РФ - для признания раскулачивания политической репрессией [4]. При этом ИЦ УВД субъектов РФ, ссылаются на то, что в Законе нет понятия - раскулачивание и нет толкования понятия - «иные ограничения прав и свобод»[5]. Хотя, разумнее будет, принимая во внимание определение Верховного Суда РФ от 30 марта 1999 года, ст. 8.1. Закона, а так же Закон РФ от 27.04.1993 № 4866-1 (ред. от 09.02.2009) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», обратится в суд в порядке ст. 245 ГПК РФ - признать незаконным отказ в выдаче справки о реабилитации.

Более того, раскулачивание в большинстве случаев нельзя относить к - «иным нарушениям прав и свобод» (п. «в» ст.З Закона), так как оно, как правило, всегда было связано с выселением граждан из постоянного места жительства. Это подтверждается проведенным анализом, бывшей ранее Секретной инструкции Президиума ЦИК СССР «О выселении и расселении кулацких хозяйств» 4 февраля 1930 года, подписанной Председателем ВЦИК СССР М.И. Калининым и Пре-седателем СНК СССР А.И. Рыковым, в которой говорится, что «в целях решительного подрыва влияния кулачества» и «подавления всяких попыток контр-революционного противодействия» было решено поручить ОГПУ: выселить кулацкий актив, наиболее богатых кулаков и полупомещи-ков в отдаленные местности; расселить остальных кулаков в пределах района, в котором они проживают на новых, отводимых им за пределами

4 Представление Фурмановской межрайонной прокуратуры Ивановской области № 151-Ж-09 об устранении нарушений федерального законодательства от 24.07.2009 года.

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

колхозных хозяйств, участках (ст. 1). Инструкция предполагала выселение примерно 3-5 % от всего числа крестьянских хозяйств (ст. 2). В районах коллективизации, согласно инструкции, у кулаков конфисковывались: «средства производства, скот, хозяйственные и жилые постройки, предприятия производственные и торговые, продовольственные, кормовые и семенные запасы, излишки домашнего имущества, а также и наличные деньги». Из наличных денег для обустройства на новом месте был фиксирован лимит «до 500 рублей на семью» (ст. 5). Изымались сберегательные книжки с передачей в органы НКФина, выдача вкладов, выдача ссуд под залог прекращается (ст. 7). Паи и вклады изымаются, владельцы исключаются из всех видов кооперации (ст. 8). 2 февраля 1930г. был издан приказ ОГПУ СССР № 44/21. В нем говорилось, что «в целях наиболее организованного проведения ликвидации кулачества как класса и решительного подавления всяких попыток противодействия со стороны кулаков мероприятиям Советской власти по социалистической реконструкции сельского хозяйства - в первую очередь в районах сплошной коллективизации — в самое

Литература

ближайшее время кулаку, особенно его богатой и активной контрреволюционной части, должен быть нанесён сокрушительный удар» [5].

Исходя из всего выше сказанного, при рассмотрении дел о реабилитации раскулаченных граждан как жертв политических репрессий, необходимо рассмотреть все обстоятельства раскулачивания. Выселение, высылка и т.д. (п. «в» ст. 3 Закона) могли быть проведены без оформления документов о непосредственном физическом выселении и постоянного места жительства. Известны случаи, когда при раскулачивании было конфисковано все недвижимое имущество, людям было просто негде жить и им приходилось покидать место проживания. Поэтому реабилитация раскулаченных, во многих случаях должна быть проведена ИЦ УВД субъектов с формулировкой

- «выселенный из постоянного места жительства по политическим мотивам», а не с помощью долгой процедуры признания раскулачивания - политической репрессией, как иные ограничения прав и свобод граждан по политическим мотивам (п. «в» ст. 3 Закона).

1. Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х годов). - М.: Интерпракс, 1994.

- 267 с.

2. Определение Верховного Суда РФ от 30.03.1999 № 31-В98-9 [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 20.07.2010)

3. Справка Мособлсуда «По результатам обобщения судебной практики рассмотрения судами в 1995-1997 гг. дел, связанных с разрешением споров по вопросам реабилитации жертв политических репрессий» 1ЖЬ: http://www.moscow-portal.info/law2/mix_dq/d_ethys.htm (дата обращения: 10.07.2010)

4. Определение Конституционного Суда РФ от 19.02.2009 № 135-О-П «По жалобе

Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданина Барамыкова Рустама Ахметжановича положением статьи 2 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» // Вестник Конституционного Суда РФ, 2010. - № 1.

5. Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. 1927-1939. Документы и материалы. В 5-ти тт. / Под ред. В Данилова, РМаннинг, Л.Виолы. / Т.5 кн. 1. 1937. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 648 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.