ПРОБЛЕМА ВОССТАНОВЛЕНИЯ В ПРАВАХ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ В РОССИИ (1990-е гг.)
Е.Г. Путилова, аспирант кафедры истории, теории и методики обуче-
ния Нижнетагильской государственной социальнопедагогической академии, преподаватель НТГСПА
Преступления тоталитарного режима, выраженные в репрессивной политике советского государства, казалось, должны были быть осуждены с принятием Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» 18 октября 1991 г После этого реабилитация граждан приняла массовый характер и затронула интересы миллионов людей. Однако в то же время она поставила перед государством и обществом проблемы, связанные с восстановлением политических, имущественных и иных прав реабилитированных. Таким образом, сформировался комплекс правовых вопросов, связанных с обеспечением права на реабилитацию и права на возмещение ущерба, нанесенного репрессией.
Вскоре после принятия актов о реабилитации была выявлена неспособность государства решить этот вопрос в рамках гражданского законодательства в связи с отсутствием достаточной экономической базы. Кроме этого, правовая безграмотность населения, отсутствие опыта реализации своих прав законными процессуальными средствами, психическая подавленность граждан, долгие годы находившихся в положении изгоев общества, вынужденных постоянно скрывать свое прошлое, делают их самостоятельную борьбу за свои права затруднительной. Опыт показывает, что они, как правило, не могут даже изложить свою позицию в судах и по месту обращения с жалобами, ничего не предъявляя в качестве необходимых доказательств, кроме слез и пересказов своей горькой судьбы.
Большую помощь в восстановлении прав политических репрессированных оказывало общество «Мемориал» С самого начала работы «Мемориала» (в том числе и региональных обществ) сюда стали обращаться жертвы различных репрессий: отсидевшие лагерные сроки, ссыльные, находившиеся в заключении в тюрьмах (без осуждения) и др., а также и дети (или другие родственники) жертв репрессий. Большинство обращавшихся в «Мемориал» репрессированных в это время еще не имели
документов о реабилитации, в основном из-за того, что они просто не знали куда и как обратиться за получением реабилитации.
Аналогично выглядела ситуация с детьми репрессированных, которые в большинстве случаев вообще ничего не знали о судьбе своих родителей после их ареста (даже если они когда-то получили справку об их реабилитации). В связи с подобной проблемой в начале 1990-х гг региональные общества «Мемориал» начинают реализацию проектов, цель которых заключалась в содействии восстановлению прав жертв политических репрессий.
Так, в 1994 году Красноярское историкопросветительское общество «Мемориал» начало осуществление проекта под названием «Содействие реализации прав репрессированных и лиц, пострадавших от политических репрессий, в соответствии с Законами Российской Федерации»
В проекте особое внимание было уделено вопросу сбора документов, необходимых для получения реабилитации. В тексте проекта говорится: «Если лицо, репрессированное или пострадавшее от репрессий, не имеет документа о реабилитации, то, как правило, неизвестна ни дата осуждения, ни орган, выносивший решение о применении репрессий. Неизвестно также, было ли указанное решение пересмотрено ранее. Наибольшие сложности возникают в случае, если репрессированный был арестован во время военной службы. В этом случае архивное уголовное дело могло оказаться на хранении по месту рождения репрессированного, по месту его призыва, по месту ареста, а также в одном из архивов Министерства обороны. Для получения компенсации за срок заключения (ст. 15 Закона о реабилитации) и для пересчета пенсии необходима также архивная справка (о фактическом сроке заключения). А в ряде лагерей (Песчанлаг, Берлаг) справки об освобождении вообще не выдавались на руки, к тому же их часто отбирали в комендатуре по месту
ссылки. Трудности возникают тогда, когда репрессированный не был в ссылке после лагеря, и сам он точно не знает, в каком лагере он сидел (официальные названия лагерей не везде были известны заключенным). В таких случаях приходится прибегать к «веерным» запросам»
Возникали и трудности с получением документов о реабилитации или признании пострадавшими. Так, если уголовное дело было пересмотрено, то уже известно, откуда можно запросить справку о реабилитации. Если же дело не было пересмотрено, запрос на реабилитацию направляется в соответствии со ст. 7, 8,9 Закона о реабилитации.
Ситуация с признанием пострадавшими вообще выглядела крайне неоднозначной. С одной стороны, согласно инструкции Генеральной прокуратуры РФ заявления о признании пострадавшими должны приниматься по месту жительства заявителей (детей репрессированных). С другой стороны, ст. 8 Закона о реабилитации давала право выдавать справки о признании пострадавшими только прокуратуре и только по месту хранения уголовного дела. Такие условия затрудняли процесс получения долгожданной справки и приводили к тому, что прокуратуры стали отказывать в приеме таких заявлений по «чужим» регионам.
«Лица, реабилитированные в соответствии с законами Украины или государств Балтии, но проживающие в Российской Федерации, должны представлять в органы социальной защиты документы на русском языке. В этих случаях «Мемориал» берет на себя изготовление переводной копии и ее нотариальное удостоверение»2
С обеспечением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в основном не возникало трудностей. Однако местная администрация препятствовала обеспечению льгот, связанных с проездом в транспорте, вплоть до издания постановлений, игнорирующих права реабилитированных и членов их семей. В этих случаях «Мемориал» вынужден был обращаться в органы прокуратуры. Пересчет пенсий для реабилитированных производился органами социальной защиты в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях» при наличии архивной справки (о фактическом сроке заключения или ссылке).
В целом можно отметить, что Красноярское общество «Мемориал» занимается проблемами бывших репрессированных с самого
своего создания. Чтобы поддержать и сплотить бывших репрессированных под эгидой «Мемориала», 18 ноября 1989 г было создано общество лиц, пострадавших от политических репрессий. В нем объединились члены «Мемориала», бывшие раскулаченные, несправедливо осужденные, депортированные, а также члены семей репрессированных.
Основными целями объединения являлись следующие: «сохранение и увековечение памяти о жертвах необоснованных репрессий, оказание помощи оставшимся в живых репрессированным и членам их семей; содействие полной и гласной реабилитации жертв необоснованных репрессий; моральная, социально-бытовая и материальная помощь лицам, подвергшимся необоснованным репрессиям; активное участие в процессах демократизации и гуманизации советского общества»3 В целях реализации своих задач это объединение разыскивало и регистрировало оставшихся в живых пострадавших от необоснованных репрессий; проводило систематическое обследование социально-бытовых условий жизни и материального положения лиц, пострадавших от репрессий; организовывало сбор средств и справедливое распределение их в качестве помощи пострадавшим от репрессий; оказывало другого рода помощь пострадавшим от репрессий (всевозможные консультации, патронажное обслуживание и др.), привлекая для этого государственные и общественные организации.
Преследуя цель восстановления прав жертв политических репрессий, помимо Красноярского общества «Мемориал», группа правозащитников г Воронежа разработала проект под названием «Организация общественного контроля за выполнением Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий».
В рамках проекта была сделана попытка создать общественную контрольно-информа-ционно-консультационную группу, способную не только взять под контроль и помочь решить указанную выше проблему защиты прав репрессированных в Воронежской области, но и расширить в дальнейшем сферу этой деятельности на другие категории граждан. Работы группы с правоохранительными, исполнительными административными и законодательными органами по вопросам выполнения законодательства о восстановлении прав репрессированных складывались из двух направлений:
1) методическая и правовая помощь районным и городским комиссиям по восстановлению прав реабилитированных при администрациях районов и г Воронежа в их работе по возмещению ущерба, принесенного незаконной конфискацией имущества;
2) борьба за право на реабилитацию граждан, репрессированных в несовершеннолетнем возрасте, на правительственном и законодательном уровнях.
К мероприятиям второго направления относят следующие: направление обращений в Комитет по законодательству и судебноправовой реформе Госдумы РФ с обоснованием необходимости изменения Закона о реабилитации (ст. 1-2 и 16 указанного закона); направление обращений в реабилитационные органы с указаниями о нарушении выполнения Закона о реабилитации. А главным результатом работы группы стало появление в Государственной Думе РФ проекта Федерального закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон «О реабилитации жертв политических репрессий», внесенного депутатами JI.H. Завадской, С.В. Запольским, Ю.А. Рыбаковым, Г.С. Бондаревым4
Уже после выхода в свет Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» появляются законодательные акты, цель которых должна была заключаться в защите прав репрессированных. Однако на практике в реальной жизни подобные законы государство просто «забывало» выполнять.
Так, 12 мая 1993 г вышло Постановление администрации Воронежской области «О дополнительных мерах по возмещению морального и материального ущерба гражданам, пострадавшим от политических репрессий» № 285, в одном из положений которого говорилось, что «с 1 апреля 1993 года устанавливалась доплата к государственным пенсиям граждан, репрессированным по политическим мотивам в уголовном порядке и впоследствии реабилитированным, в размере 50 % минимальной пенсии по старости, а гражданам, репрессированным в административном порядке и для членов семей граждан, репрессированных в уголовном порядке, реабилитированных посмертно, в размере 25 % минимальной пенсии по старости. Выплата денежных средств производится администрацией района (города) по месту жительства указанных лиц»
Таким образом, с апреля 1993 г жертвы политических репрессий Воронежской области получали небольшие доплаты к пенсиям в
соответствии с этим постановлением областной администрации. Средства на это предусматривались в областном бюджете статьями на социальную помощь населению. Так как Закон «О бюджете Воронежской области на 1997 год» таких выплат не предусматривал, то Финансовое управление области письмом от 21 марта 1997 г распорядилось с 1 января 1997 г выплаты прекратить, а райсобесы это распоряжение исполнили. При этом постановление № 285 отменено не было. Не имея иной возможности привлечь внимание к создавшейся неправовой ситуации, Вячеслав Ильич Битюцкий - председатель Воронежского общества «Мемориал» - 15 мая 1997 г объявил голодовку Его требования были довольно просты, законны и необременительны для администрации: отмена противозаконного письма финансового управления и продолжение выплат впредь до решения вопроса о постановлении № 285 на заседании комиссии по восстановлению прав реабилитированных с привлечением общественных организаций репрессированных.
После 24 дней при фактическом отказе администрации Воронежской области разрешить конфликт административно-правовым порядком В.И. Битюцкий прекратил голодовку, а всем репрессированным рекомендовал обратиться в суд в соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений государственных органов». Началась подача заявлений в районные суды от репрессированных граждан, которым неправомерными действиями финансового управления Воронежской области был причинен материальный ущерб в виде невыплаты доплат к пенсиям, предусмотренных постановлением № 285.
Позиция «Мемориала» в данном вопросе оставалась неизменной и базировалась на следующем юридическом понимании существа спора: «...ответчики - администрация Воронежской области и райсобесы - считают правомерной рассылку распорядительного письма финансового управления собесам, приостановившего доплаты жертвам репрессий, полагая, что принятие нового закона Воронежской области «Об областном бюджете на 1997 год», в котором не предусмотрены затраты на реабилитированных, автоматически прекращает юридическое действие постановления № 285 от 12 мая 1993 г При этом ответчик и поддерживающие его суды ссылаются на «Положение о финансовом управлении Воронежской области», в соответствии с
которым финансовое управление имеет право «в пределах своей компетенции» давать распорядительные указания, и на ст. 32 Закона Воронежской области «О правовых нормативных актах Воронежской области» Как видим, Гражданский кодекс РФ в аргументах наших оппонентов даже не упоминается! Мы же полагаем, что сам по себе новый закон о бюджете не может служить актом, делающим утратившим юридическую силу постановление № 285, так как это не соответствует основам обязательственного права, определяемым ГК РФ»5
Таким образом, В.И. Битюцкий от имени Воронежского «Мемориала», а также комиссия по делам репрессированных пытались доказать, что новый Закон о бюджете 1997 года не может рассматриваться в качестве нового нормативного акта, появление которого прекращает обязательства, закрепленные в постановлении администрации № 285 и регулирующие правоотношения репрессированных граждан с органами государственной власти. Самым нелицеприятным итогом этого конфликта явилось то, что председателя правления Воронежского «Мемориала» (В.И. Би-тюцкого) и его секретаря (И .Я. Строеву) постановлением Воронежской областной Думы вывели из состава областной комиссии по восстановлению прав реабилитированных.
В целом рассмотренный нами пример противостояния «Мемориала» незаконным решениям, направленным против «полноценной» реализации Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», являлся далеко не единственным фактом нарушения прав реабилитированных граждан.
Однако помимо возмещения материального ущерба большое значение для пострадавших от необоснованных репрессий имело возмещение морального ущерба. И иногда моральная поддержка оказывалась гораздо более действенным средством успокоения бывших репрессированных.
Примером этого могут служить статьи в местных газетах и отзывы самих бывших репрессированных. Показательной в этом плане является статья «Лучше поздно, чем никогда» Алексея Бабия в газете «За сельскохозяйственные кадры» за 13 декабря 1989 г., в которой автор (в настоящее время председатель Красноярского историко-просветительского общества «Мемориал») отметил: «Дело уже сдвинулось, в горисполкоме и крайисполкоме обсуждался вопрос о предоставлении бывшим
репрессированным льгот, аналогичных льготам участников Великой Отечественной войны. Дело не в лишнем куске колбасы - дело в том, что эти люди долгие годы чувствовали себя изгоями, хотя бы под конец жизни ощутят внимание к себе, обретут уважение. Приятно слышать, например, такое: «Когда я получила приглашение, соседка мне говорит: вот теперь тебя уважать станут. А до того эта соседка нет-нет да и помянет мне прошлое, особенно в ссоре» Или: «Сосед мой по даче весь в орденах ходит, его пионеры приглашают. А со мной - так: зря, мол, не сажали. Теперь по-другому относятся»
В целом проблема восстановления в правах жертв политических репрессий в России действительно актуальна. С одной стороны, в начале 1990-х гг реабилитация граждан приняла массовый характер, и бывшие репрессированные наконец-то получили возможность стать полноценными гражданами своей страны. С другой стороны, акты о реабилитации не принесли долгожданных результатов, и основной причиной этого стала неспособность государства решить подобные вопросы в рамках гражданского законодательства.
Однако проблема заключалась не только в этом. Ведь что такое реабилитация? Это не только восстановление политических, имущественных и других прав конкретного гражданина. Реабилитация - это еще и покаяние государства в совершенных преступлениях советского тоталитарного режима. А можем ли мы говорить о покаянии государства, если оно элементарно не могло выполнить обещание по реализации актов о реабилитации? И почему граждане с таким трудом «выбивали» долгожданную справку (о реабилитации или признании потерпевшими), если государство было «открыто» для проведения реабилитационной политики?
В нашем исследовании на примере исто-рико-просветительского правозащитного и благотворительного общества «Мемориал» мы показали, каким образом на практике реализовывалось реабилитационное законодательство. А в конкретных случаях деятельности общества «Мемориал» в г Воронеже и г Красноярске мы видим, что государство пыталось «увильнуть» от выполнения своих обязанностей в области восстановления прав жертв политических репрессий.
1 Содействие реализации прав репрессированных и лиц, пострадавших от политических репрессий, в соответствии с Законами Российской Федерации»: проект Крас-
ноярского историко-просветительского общества «Мемориал» // Архив группы по работе с регионами. Общество «Мемориал». - М., 1994. - Папка № 2. - С. 2.
2 Там же. - С. 4.
3 Устав Красноярского объединения лиц, пострадавших от необоснованных репрессий // Там же - С. 1.
4 Проект «Организация общественного контроля за выполнением Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» в Воронежской области» // Архив группы по работе с регионами. Общество «Мемориал».
- М., 1994. - Папка № 7
5 История одного конфликта //Там же.
Статья поступила в редакиию 6 мая 2008 г.