УДК 159.9.07 ББК 55.5
СПЕЦИФИКА ПОЛИТИКИ РЕАБИЛИТАЦИИ В СССР / РОССИИ КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
НАГОРНАЯ О.С, ЕРОХИНА Е.В. ОУВО ЮУИУиЭ, Челябинск, Россия e-mail: [email protected]
Аннотация
В данной статье выявлена специфика процесса реабилитации жертв политических репрессий в России. Рассмотрены основные мероприятия советской политики дискриминации и депортации граждан по этническому признаку, проанализировано законодательство в области реабилитации и выявлены основные проблемы его реализации, обозначен ряд правовых пробелов, которые необходимо устранить с целью придания процедуре реабилитации более транспарентного характера. Подчеркивается необходимость развития в Российской Федерации института правовой ответственности государства за предшествовавшую дискриминационную политику по отношению к своим гражданам.
Ключевые слова: история права, политика извинений, apology, Entschuldigungspolitik, консолидация общества, ретроспективные правовые нормы, дискриминация граждан, реабилитация.
Актуальность. В современном мире дискуссии о правах человека, социальной и моральной ответственности государства перед своими гражданами порождают поиск новых форм консолидации общества на основе ретроспективных правовых норм и компенсации дискриминационной политики прошлого. Публичные извинения глав правительства перед собственными гражданами - потомками ущемленных в прошлом этнических групп приносят сиюминутные политические дивиденды конкретному правительству, но порождают вопросы правового порядка. События 2014 г., сопровождавшие юридическое оформление присоединения Крыма к России, продемонстрировали актуальность исторически сложившихся межнациональных конфликтов и их значимость при принятии политических решений в настоящий момент. Речь идет о позиции крымских татар, проживавших на полуострове и не принявших безоговорочно идею вхождения в состав РФ со ссылкой на непреодоленный исторический опыт дискриминации.
Позиция представителей национального меньшинства во многом обуславливалась историческим опытом - предшествующей советской политикой дискриминации, депортаций и сегрегации по этническому признаку. Как показала ситуация, память о жертвах репрессий среди крымских татар до сих
пор остается актуальной коммуникативной практикой, влияющей на восприятие происходящего в том числе молодым поколением. Ярким примером являлась организация Меджлис, которая пыталась нажить свой политический капитал на лозунгах сепаратизма среди крымских татар [11]. Последующее признание данной организации экстремистской и запрет ее деятельности в России является лишь попыткой институционального решения проблемы более глубинного характера [2]. Правительству РФ пришлось предпринять ряд политических шагов и нормативных мероприятий для сглаживания многолетнего конфликта, при этом, пока речь нельзя вести о его окончательном преодолении. В целях научного анализа сложившейся ситуации и выработки рекомендаций по ее позитивному развитию с учетом мирового опыта необходимо обратиться к правовой истории вопроса.
Массовые депортации населения по этническому признаку начали осуществляться в СССР с 1940 г.: крупнейшими по численности репрессированными народами стали немцы, чеченцы, корейцы, крымские татары и ингуши. В 1944 г. вступило в силу постановление государственного комитета обороны СССР №ГОКО-5859 "О выселении всех крымских татар с территории Крыма" [15]. Обоснование депортации было подготовлено в отдельной
докладной записке Лаврентия Берия и определялось как массовое дезертирство крымских татар в период Великой Отечественной войны, которое ставит под угрозу безопасность страны [22]. Спецпоселенцы были расселены в 6 союзных, 8 автономных республиках и 27 областях СССР за пределами европейской территории. По данным Отдела спецпоселений НКВД уже в ноябре 1944 г. в местах выселения находились 193 865 крымских татар.
Из-за необходимости расселения и трудоустройства большого количества людей депортация стала причиной создания целой государственной системы контроля за жизнью репрессированного народа: во-первых, был введен статус "спецпоселенца", который был присвоен лицам, выселенным из места проживания в отдаленные районы страны. Постановление Совнаркома СССР 1945 г. "О правовом положении спецпоселенцев" определял правовой статус данной категории граждан и предусматривал для них ряд ограничений [16]: запрет покидать территорию спецпоселения без соответствующего разрешения коменданта, обязанность соблюдать режим спецпоселения и подчиняться всем распоряжениям спецкомендатур НКВД, исполнять обязательную трудовую повинность для трудоспособных спецпоселенцев, причем на руководящие посты им было попасть невозможно и их труд использовался в основном в сельском хозяйстве, на промышленных производствах и стройках. Во-вторых, была создана система спецпоселений, которые представляли собой специальные режимные объекты, предназначенные для проживания и трудовой деятельности спецпоселенцев. Бытовые условия спецпоселений во многих районах были неудовлетворительны, это выражалось в отсутствии пригодных помещений для жизни в условиях зимнего времени и господстве антисанитарии. Именно поэтому среди спецпоселенцев
регистрировалась высокая смертность, возросшая во время послевоенного голода в СССР 1946-1947 гг., когда погибло около 16 тысяч крымских татар. Оценки числа погибших в этот период сильно разнятся: от 15-25%, по отчетам различных советских официальных органов, до 46%, по подсчетам активистов крымскотатарского движения, собиравших сведения о погибших в 1960-е гг. [6].
Юридическая реабилитация - это восстановление в правах, отмена необоснованного обвинения невиновного лица либо группы лиц в виду отсутствия состава преступления [12]. Начало процесса реабилитации раннее репрессированных граждан связано со сменой сталинского режима и демократизацией политической системы. В 1956 г. на ХХ съезде КПСС Никита Сергеевич Хрущев представил доклад "О культе личности и его последствиях". В докладе было заявлено, что президиум ЦК не обладал информацией о масштабах репрессий, о методах следствия и роли Сталина в проводимой политике. Кроме того, Н.С. Хрущев обозначил действия Сталина и его окружения как "грубым попранием национальной политики" [24].
В период "оттепели" был принят ряд постановлений, касающихся снятия
ограничений в правовом положении не только крымских татар, но и других народов. В частности, постановлением президиума ЦК 1956 г. "О восстановлении национальных автономий Калмыцкого, Карачаевского, Балкарского, Чеченского и Ингушского народов" предусматривалась организация переселения реабилитированных лиц на родину. На данном этапе процесс реабилитации народов не получил завершенного характера: переложив ответственность на конкретного руководителя государства, власть не призналась в системном и государственном характере проводившейся политики репрессий.
Сокрытие фактов дискриминации народностей и фальсификация данных о тяжелых условиях жизни крымских татар и погибших власти страны обосновывали "государственными интересами" и "интересами трудового народа" [1]. Однако, быстрое упразднение спецпоселений, которое началось с 1950 г. указывает на то, что данная политика государству обходилась слишком дорого, включая экономический и демографический ущерб, отсутствие законных причин и судебных решений, обосновывавших принудительное переселение людей. В результате страна превратилась в латентное конфликтное поле, которое требовало своевременных мер по предотвращению межнациональных
столкновений. Указ президиума верховного совета СССР "О гражданах татарской национальности, ранее проживавших в Крыму" 1967 г. отменил все предшествовавшие мероприятия по переселению крымских татар и
снял с них все правовые ограничения. В соответствии с п. 2 данного документа, крымские татары получали "право пользоваться всеми правами советских граждан, участвовать в общественно-политической жизни" [23].
Несмотря на принятие данного указа, реабилитация крымских татар проходила медленными темпами. Только в 1989 г. верховный совет СССР одобрил постановлением №845-1 "Выводы и предложения комиссии по проблемам крымскотатарского народа", которые инициировали публичное обсуждение проблем крымских татар при возвращении на родину [17]: во-первых, действие старых нормативных актов, которые затрудняли трудоустройство и прописку в Крыму, в том числе применение местными органами власти постановления совмина СССР №1476 "Об ограничении прописки граждан в некоторых населенных пунктах Крымской области и Краснодарского края" 1987 г. Во-вторых, сложности расселения на прежние территории проживания и отказ в восстановлении Крымской АССР в связи с существенными демографическими
изменениями на полуострове. В то же время, постановление акцентировало внимание на том, что "исходя из декларации верховного совета СССР "О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав" 1989 г., крымскотатарский народ имеет законное право на возвращение в места своего исторического проживания и восстановление его национальной целостности". Предполагалось дальнейшее принятие мер по восстановлению культурной и национальной идентичности, а также пересмотр уголовных дел, возбужденных против крымских татар и реабилитации необоснованно осужденных [13].
Окончательное возвращение крымских татар на родину произошло только в 1990 г. с принятием постановления совета министров СССР №666, которое зафиксировало право получения бесплатных земельных участков в Крыму [18]. В 1990 г. был образован единственный государственный орган крымских татар - комитет по восстановлению прав крымскотатарского народа и организованному возвращению на родину в Крым, в дальнейшем переименованный в "Комитет по делам депортированных народов" [5].
Факт официальной реабилитации крымских татар и оказание государственной помощи по их возвращению на родину не снял тем не менее накала конфликтных настроений среди депортированных. Их причиной выступают не только бюрократические сложности
реабилитации их статуса, но и этические вопросы, диктующие необходимость восстановления справедливости в отношении незаконно репрессированного народа. Именно поэтому возникает необходимость в расширении понятия реабилитация, которое будет включать в себя не только восстановление утраченного статуса, но и официальные извинения со стороны государства.
В нынешних шагах российских властей по решению проблемы репрессированных народов на первом плане стоят политические мотивы: все действия были инициированы необходимостью сглаживания конфликта в связи с присоединением Крыма к России. В обращении Президента РФ 2014 г. о поддержке предложения государственного совета республики Крым о принятии республики в состав Российской Федерации было отмечено, что "к крымским татарам в советское время была проявлена жестокая несправедливость, однако от репрессий пострадали и русские люди. Теперь, после того как крымские татары вернулись на свою землю, необходимы политические, законодательные решения, которые завершат процесс реабилитации крымскотатарского народа, восстановят их права, доброе имя в полном объёме" [19]. Исходя из вышеизложенного в позиции российской власти по данному вопросу отсутствует правовая логика сопоставления, поскольку "русские люди", упоминающийся в обращении, были репрессированы в индивидуальном порядке по политическим мотивам как идеологические противники, в то время как крымские татары были репрессированы как целое сообщество по этническому признаку. Правовой статус народа и конкретных лиц, из которых он состоит, взаимосвязаны, но не тождественны. Например, следует учитывать, что право на восстановление территориальной целостности путем устранения допущенного в прошлом незаконного перекраивания границ принадлежит народу, а не отдельному гражданину. Это же касается возвращения прежних исторических
наименований населенным пунктам, где некогда жили репрессированные народы. Поэтому,
исходя из разного объема прав, предоставленных целому народу и отдельно репрессированным лицам, необходимо подходить к проблеме реабилитации крымских татар (как и других народов) с иной позиции.
Выстраивая новую политическую линию, президент РФ использовал календарь памятных дат - в преддверии 70 годовщины депортации в 2014 г. он провел встречу с представителями крымско-татарской общины, на которой акцентировал внимание на необходимости восстановления статуса депортированного народа. В этих целях 16 мая 2014 г. был подписан подписал указ "О реабилитации крымско-татарского народа". Согласно п. 1 документа правительству РФ совместно с органами власти Крыма необходимо принять комплекс мер по восстановлению исторической справедливости, политическому, социальному и духовному возрождению народов, которые подверглись политическим репрессиям и депортациям. Предусмотреть социальные льготы, в том числе ввести упрощенный порядок получения жилья на территории Республики Крым. При этом, обещания более полной реабилитации стали объектом своеобразного символического дарообмена. В ходе этой встречи с крымско-татарскими активистами президент призвал их воздерживаться от участия в украино-российских противоречиях: "ни в коем случае нельзя допустить, чтобы крымско-татарский народ стал разменной монетой в каких-то спорах, в том числе и прежде всего межгосударственных спорах" [3].
Только за 2015 г. в МВД по Республике Крым было подано 34 тысячи заявлений о выдаче справок о реабилитации, выдано 7429 соответствующих документов, вынесен 291 отказ [21]. Одной из проблем по восстановлению статуса являются сроки обращения по компенсации стоимости изъятого имущества. Согласно постановления правительства РФ от 12.08.1994 №926 "Об утверждении положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации" установлен трехлетний срок обращения с момента получения документа о реабилитации и в течение трех лет после введения в действие ст. 16 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" [20]. В случае
пропуска трехгодичного срока комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрациях районов отказывают в выплате денежной компенсации, а суды не принимают исковые заявления или отказывают в их рассмотрении, поскольку незнание закона не является уважительной причиной для отсрочки.
В 2016 г. в республике Крым был принят региональный закон "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий". В данном законе более детально регламентируются положения закона "О реабилитации жертв политических репрессий" 1991 г., а именно меры социальной поддержки, которые касаются всех реабилитированных народов, в том числе крымских татар: ежемесячная денежная выплата в размере 500 рублей, оплата жилья и коммунальных услуг в размере 50%, льготный проезд [8]. В 2016 г. выплаты крымским татарам составили 168 миллионов рублей. Кроме того, в 2017 г. государственная дума РФ приняла в третьем окончательном чтении поправки в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ", по которому потомки депортированных из Крыма в 1944 г. получают преференции при получении гражданства [7]. Закон будет распространяться как на самих депортированных, так и на их родственников. Граждане этих категорий смогут получить вид на жительство без оформления разрешения на временное проживание. Для этого им нужно представить справку о реабилитации, выданную органами внутренних дел, прокуратурой или судом РФ в соответствии с законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий". Таким образом, крымские татары, которые были вывезены в порядке депортации за пределы территории России, смогут получить российское гражданство в приоритетном порядке.
Из факта признания властью совершенных в прошлом противоправных действий и выплаты компенсаций дискриминируемым гражданам складывается общественное мнение, которое в свою очередь влияет на политический выбор. На референдуме о статусе Крыма в 2014 г. проголосовало 40% крымских татар за присоединение Крыма к России [14]. Данные ВЦИОМ за следующий 2015 г. они показали, что среди крымских татар улучшилось отношение к России: уже 49% опрошенных высказались за воссоединение Крыма с Россией, 25%
выступили за сохранение Крыма в составе образованиями, районами и даже населенными
Украины, 25% затруднились с ответом [10]. пунктами. Так, например, напряженная
Исходя из этого можно сделать вывод, что обстановка возникла в трех районах
привлечение властью России внимания к Астраханской области, в отношении которых
проблеме дискриминированных народов меняет высказывались претензии со стороны
общественное мнение населения, однако Калмыкии. Сохраняется конфликтная ситуация
перелом в развитии ситуации еще не наступил. на границах Чеченской и Дагестанской
Анализ российской проблематики в сфере республик, где столкнулись интересы ранее
реабилитации позволяет сделать вывод о том, депортированных чеченцев (аккинцев) и
что, несмотря на факт признания властью переселенных в эти районы лакцев и аварцев [9].
катастрофических последствий репрессий, до Возник и ряд проблем, связанных с признанием
сих остается нерешенным круг практических лиц жертвами политических репрессий,
вопросов по восстановлению статуса поскольку зачастую их репрессировали без
репрессированных народов. Главной проблемой каких-либо мотивов и законных обоснований,
является то, что реабилитация должна без приговора суда, поэтому людям достаточно
затрагивать интересы и других народов, помимо проблематично восстанавливать документы
крымско-татарского, которые ранее жили в того времени из-за чего процесс реабилитации
СССР, но в данный момент проживают в других затягивается на долгие годы. Несомненно,
государствах. Отсутствие конструктивного оздоровлению обстановки может
диалога с ними порождает нестабильную способствовать единообразная политика
обстановку, в частности были высказаны ответственности государства за имевшую место
требования по пересмотру границ между в прошлом дискриминацию народов по
сложившимися государственными этническому признаку.
Список литературы
1. Бердинских И.В. Депортации народов СССР в годы Великой Отечественной войны /И.В. Бердинских // Вестник Вятского государственного университета. - 2006. - №5. - С. 141-142
2. Верховный суд Крыма признал Меджлис экстремистской организацией и запретил его деятельность в России [Электронныйресурс]//https://echo.msk.ru/news/1755046-echo.html (дата обращения: 22.01.2018)
3. Встреча с представителями крымских татар // Официальный Сайт Президента России [Электронный ресурс]// http://kremlin.ru/events/president/news/21028 (дата обращения: 29.01.2018)
4. Госдума упростила получение гражданства депортированным из Крыма // Российская газета [Электронный ресурс]// https://www. rg. ru/2017/04/05/reg-ufo/gosduma-uprostila-poluchenie-grazhdanstva-deportirovannym-iz-kryma. html (дата обращения: 10.01.2018)
5. Государственный комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым [Электронныйресурс]//http://gkmn.rk.gov.ru/rus/about.htm (дата обращения: 22.01.2018)
6. Депортация народов в СССР //РИА Новости [Электронный ресурс]// https://ria.ru/society/20091114/193419498.html (дата обращения: 06.01.2018)
7. Депортация крымских татар в вопросах и ответах // Русская служба ВВС [Электронный ресурс]// http://www. bbc. com/russian/international/2016/05/160518_qa_crimea_tatars_deportation (дата обращения: 10.01.2018)
8. Закон Республики Крым от 17.02.2016 "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий" [Электронный ресурс] // http://crimea.gov.ru/textdoc/ru/7/act/218z.pdf (дата обращения: 10.01.2018)
9. Закон "О реабилитации репрессированных народов": два года спустя [Электронный ресурс]// http://observer.materik.ru/observer/N19_93/19_05.HTM (дата обращения: 01.02.2018)
10. Исследование мнения крымско-татарского населения // ВЦИОМ [Электронный ресурс]// https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115182 (дата обращения: 06.01.2018)
11. Крымские татары призвали бойкотировать референдум [Электронный ресурс]// https://lenta.ru/news/2014/03/06/against/ (дата обращения: 22.01.2018)
12. Корчагина Л.И. О некоторых аспектах содержания понятия "Реабилитация" в отечественном законодательстве и юридической литературе /Л.И. Корчагина //Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. - 2013. - №1. - С. 272
13. Кульпин Э.С. Крымские татары: эволюция самоидентификации /Э.С. Кульпин // Историческая психология и социология истории. - 2013. - №2. - С. 90-91
14. Крым выбрал Россию // Газета. Ru [Электронный ресурс]// https://www.gazeta.ru/politics/2014/03/15_a_5951217.shtml (дата обращения: 22.01.2018)
15. Постановление Государственного Комитета Обороны СССР №ГОКО-5859 о выселении всех крымских татар с территории Крыма 1944 г. [Электронный ресурс]// http://www.memorial.krsk.ru/D0KUMENT/USSR/440511.htm (дата обращения: 06.01.2018)
16. Постановление Совнаркома СССР о правовом положении спецпереселенцев 1945 г. [Электронный ресурс]// http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1022606 (дата обращения: 06.01.2018)
17. Постановление ВС СССР о выводах и предложениях Комиссии по проблемам советских немцев и крымскотатарского народа 1989 г. [Электронный ресурс]// http://ndkt.org/o-vyvodah-i-predlozheniyah-komissiy-po-problemam-sovetskih-nemtsev-i-krymsko-tatarskogo-naroda.html (дата обращения: 06.01.2018)
18. Постановления Совета Министров СССР от №666 о первоочередных мерах по решению вопросов, связанных с возвращением крымских татар в Крымскую область 1990 г. [Электронный ресурс]// http://www.ndkt.org/o-pervoocherednyh-merah-po-resheniyu-voprosov-svyazannyh-s-vozvrascheniem-krymskih-tatar-v-krym.html (дата обращения: 06.01.2018)
19. Парламентарии о реабилитации народов Крыма // Парламентские хроники [Электронный ресурс]// http://regions.ru/news/2604513/ (дата обращения: 10.01.2018)
20. Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 926 (ред. от 04.08.2005) "Об утверждении Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации" // Российская газета, N100, 05.10.1994
21. Справка с выдержкой // Российская газета [Электронный ресурс]// https://www.rg.ru/2016/03/03/reg-kfo/krymskim-tataram-uprostiat-poluchenie-statusa-zhertv-repressij.html (дата обращения: 06.01.2018)
22. Савина Л.М. Правовые основы реабилитации репрессированных народов СССР в 1950-60-е годы /Л.М. Савина// Армия и общество. - 2014 - №1. - С.1
23. Указ Президиума Верховного Совета СССР о гражданах татарской национальности, ранее проживавших в Крыму 1967 г. [Электронный ресурс]// http://www.memorial.krsk.ru/D0KUMENT/USSR/670905.htm (дата обращения: 06.01.2018)
24. Хрущев Н. С. О культе личности и его последствиях: Доклад Первого секретаря ЦК КПСС тов. Хрущева НС XX съезду КПСС. -1989.
REHABILITATION OF THE POLITICAL REPRESSION'S VICTIMS IN THE USSR AND
RUSSIAN FEDERATION
NAGORNAYA O.S.; EROKHINA E. V. EI HE SUIME, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]
Abstract
The article analyzes the specifics in the rehabilitation process of political repression's victims in Russia. There are considered the main activities of the Soviet policy of discrimination and deportation of ethnic minorities, the legislation on rehabilitation, the problems of its implementation, a number of legal gaps that need to be eliminated in order to make the rehabilitation procedure more transparent. It is underlined the necessity to develop in Russian Federation the institution of state apologies for the previous discriminatory policy towards its citizens.
Keywords: apology of states, apology, consolidation of society, retrospective of legal norms, discrimination of citizens, rehabilitation.