Научная статья на тему 'Государственная национальная политика:крымско-татарский аспект'

Государственная национальная политика:крымско-татарский аспект Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
227
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Старченко Р.

«Вестник Российской нации», М., 2016 г., № 1, с. 159-171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная национальная политика:крымско-татарский аспект»

Таким образом, Республика Дагестан, несмотря на сложные социальные проблемы, в том числе и в духовной сфере, является сегодня тем регионом России, который может стать примером для других субъектов в деле адаптации мусульман к современным реформам Российского государства. Здесь постепенно нарабатывается бесценный опыт властно-исламского диалога, в рамках которого согласовываются позиции, находятся компромиссные варианты совместной работы, в том числе в преодолении экстремистских и радикальных проявлений в обществе. При этом сохраняется принцип невмешательства власти и религии в сферы их функционирования.

«II Бигиевские чтения. Мусульманская мысль в XXI веке: Единство традиции и обновление» (Материалы IIМеждународной науч.-образовательной конференции, г. Санкт-Петербург, 17-20 мая 2015 г.),

М., 2016 г., с. 260-271.

Р. Старченко,

кандидат исторических наук, и.о. заместителя директора Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: КРЫМСКО-ТАТАРСКИЙ АСПЕКТ*

Крым - многонациональный регион, более 90% населения полуострова составляют три группы: русские, украинцы и крымские татары. Отношения, складывающиеся между представителями этих национальностей, оказывают серьезное влияние на формирование этнополитической ситуации на полуострове. После перехода Крыма в состав России весной 2014 г. одной из самых важных задач для российских властей стало обеспечение межнационального мира в этом регионе. Существенными факторами угрозы обострения межэтнической напряженности в Крыму являлись нерешенные в период нахождения Крыма в составе Украины проблемы крымских татар, такие как оформление в собственность земельных участков (самозахватов), реабилитация депортирован-

* Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, грант № 15-18-00099.

ных, статус крымско-татарского языка, обустроенность мест компактного проживания, социальное обеспечение. Именно эти вопросы требовали безотлагательного решения от республиканских властей.

Национальную политику в России регулирует целый свод законов, но этнополитическая ситуация в Крыму в 2014 г. требовала оперативных решений, выходивших за рамки существовавшей на тот момент нормативно-правовой базы Российской Федерации. В этой статье предпринята попытка осветить основные векторы российской национальной политики в Крыму по отношению к крымско-татарскому народу, оформившиеся в нормативно-правых актах республики.

Языковой вопрос

Согласно ст. 10 Конституции Республики Крым, «государственными языками Республики Крым являются русский, украинский и крымско-татарский языки»1. Впервые за современную историю крымско-татарскому языку был придан статус государственного на территории республики. Это положение имеет принципиально важное значение, потому как определяет основы функционирования языков на Крымском полуострове. Гарантии использования родного языка подтверждаются в ст. 19 Конституции республики: «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества»2.

В нормативно-правовых актах республики, регулирующих языковую сферу, положения конституции нашли свое применение. В Законе «Об образовании в Республике Крым» в п. 1 ст. 11 сказано: «В государственных образовательных организациях Республики Крым и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории Республики Крым, образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации»3. То есть основное обучение на территории рес-

1 Конституция Республики Крым. Принята 11 апреля 2014 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant. m/regbase/cgi/onlme.cgi?req= doc;base=RLAW509;n=121

2 Там же.

3 Об образовании в Республике Крым. Закон Республики Крым от 6 июня 2015 г. № 131-ЗРК/2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://crimea. gov.ru/act/13767

публики Крым должно проходить на русском, но в законе также прописано право жителей республики обучаться на украинском и крымско-татарском языках. Согласно п. 2 ст. 11, «граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Крым, имеют право на получение дошкольного, начального общего, основного общего образования на родном языке, в том числе русском, украинском и крымско-татарском, а также право на изучение родного языка в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами»1. В законе определяется механизм выбора языка обучения (п. 6 ст. 11): «Язык (языки), на котором (ых) ведутся обучение и воспитание в образовательной организации, определяется (определяются) локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым с учетом языковых потребностей в общении, воспитании, обучении и творчестве народов Крыма»2.

В письме Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым к руководителям городских и районных органов управления образованием отмечается, что «для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных и муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от

1 Об образовании в Республике Крым. Закон Республики Крым от 6 июня 2015 г. № 131-ЗРК/2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://crimea. gov.ru/act/13767

2 Там же.

количества учащихся (ч. 4 ст. 99 федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ)»1.

По словам главы управления образования Меджлиса крымско-татарского народа Э. Авамилевой, «по правилам, действующим в Украине, для открытия национальных классов в городских школах требовалось не менее восьми заявлений, в сельских -не менее пяти. Сейчас же даже если есть два-три заявления от родителей, администрация школы обязана изыскать возможности для открытия классов с крымско-татарским языком образования»2.

В разъяснительном письме министерства также указывается, что «результаты выбора [языка. - Авт.] должны быть зафиксированы заявлениями родителей для обучения своего ребенка. Работники органов управления образованием, образовательных учреждений не имеют права при общении с родителями влиять на выбор языка образования под любыми предлогами (удобство для школы, класса; отсутствие возможностей обеспечить их выбор; отсутствие подготовленных учителей и т.п.)»3.

Как отметила министр образования, науки и молодежи Республики Крым Н.Г. Гончарова, «по желанию родителей, на основе их заявлений, будут формироваться классы с украинским и крымско-татарским языками обучения. Но это только с 1 до 9 класса включительно. 10-11 классы, так называемая старшая школа, язык обучения - только русский. Но надо понимать, что язык обучения и изучения языков - это разные вещи. Мы предоставляем сегодня возможность абсолютно каждой образовательной организации формировать свои учебные планы так, чтобы учитывать пожелания родителей и детей изучать украинский или крымскотатарский язык. Сегодня это самостоятельная функция образовательных учреждений»4.

1 Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым руководителям городских, районных органов управления образованием от 25.06.2014 г. № 0114/382 «О выборе языка образования». [Электронный ресурс]. Режим доступа: Шр://топт.гк.§оу.ги/гш/т£о.рЬр?1(1=607657

2 http://avdet.org/node/9940

3 Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым руководителям городских, районных органов управления образованием от 25.06.2014 г. № 0114/382 «О выборе языка образования». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://monm.rk.gov.ru/rus/info.php?id=607657

4 http://www.bbc.com/ukrainian/ukraine_in_russian/2014/06/140615_ru_s_ crimea_language_int

Реабилитация депортированных

Крымские татары, наряду с другими народами, депортированными из Крыма в сталинский период, а затем вернувшиеся на полуостров, все 23 года после распада СССР и получения Украиной государственной самостоятельности ждали от украинского правительства реабилитации депортированных, но этого так и не случилось. Только в 2014 г., когда Крым перешел в состав России, Украина поспешно приняла закон о восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку1. В России же Закон «О реабилитации жертв политических репрессий»2 действовал с 1991 г.

Как сказал Президент России В.В. Путин, «...был период, когда к крымским татарам, так же как и к некоторым другим народам СССР, была проявлена жестокая несправедливость... Крымские татары вернулись на свою землю. Считаю, что должны быть приняты все необходимые политические, законодательные решения, которые завершат процесс реабилитации крымско-татарского народа, решения, которые восстановят их права, доброе имя в полном объеме. Это их общий дом, их малая родина, и будет правильно, если в Крыму будет три равноправных государственных языка: русский, украинский и крымско-татарский»3.

Для реализации Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» на территории республики Президент Российской Федерации 21 апреля 2014 г. подписал Указ «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития», который обязал федеральные и республиканские органы власти: «а) совместно с органами государственной власти Республики Крым и г. Севастополя: принять комплекс мер по восстановлению исторической справедливости, политическому, социальному и духовному возрождению армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов, подвергшихся незаконной депортации и политическим репрессиям по нацио-

1 http://www.unian.net/politics/908890-rada-prinyala-zakon-o-vosstanovlenii-prav-litsdeportirovannyihpo-natsionalnomu-priznaku.html

2 О реабилитации жертв политических репрессий. Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1761-1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc;base=LAW;n=44825

3 Послание Федеральному Собранию. 18 марта 2014 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/47173

нальному и иным признакам; определить особенности применения Федерального закона от 20 июня 2006 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» на территориях Республики Крым и г. Севастополя в переходный период с учетом необходимости обеспечения защиты прав и законных интересов армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского, немецкого и иных народов; б) при разработке федеральной целевой программы социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г. предусмотреть меры, направленные на национально-культурное и духовное возрождение армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов, а также на социальное обустройство территорий указанных субъектов Российской Федерации, определив источники финансирования программы; в) содействовать созданию и развитию национально-культурных автономий, иных общественных объединений и организаций армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов, получению гражданами Российской Федерации, проживающими на территориях Республики Крым и г. Севастополя, основного общего образования на языках указанных народов, развитию традиционных промыслов и форм хозяйствования, а также решению других вопросов социально-экономического развития армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов; г) оказывать содействие органам государственной власти Республики Крым и г. Севастополя в проведении мероприятий, приуроченных к 70-летию депортации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов».

Во исполнение Указа Президента РФ была создана Комиссия Республики Крым по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, главной целью которой является осуществление контроля за реализацией на территории Республики Крым Федерального Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» и других нормативных правовых актов в сфере восстановления прав реабилитированных.

Как отметила Л. Буджурова, телеведущая, заместитель директора по информационной политике крымско-татарского телеканала АТР, «воспоминания о депортации еще очень свежи в каждой семье. Большая часть крымских татар восприняла указ о реабилитации позитивно. Особенно пожилое поколение, у кото-

рого до сих пор чувствуется боль в сердце. Многие приняли это так: "теперь клеймо предателей снято". Этот указ является политическим шагом, который продемонстрировал некую лояльность. С точки зрения государства - красивый ход, но мы теперь ждем какой-то практической реализации: компенсации, прибавки к пенсии и так далее»1.

Для «обеспечения правовой защиты социально-экономических и этнокультурных прав репрессированных народов, проживающих в Республике Крым, реализации комплекса мер по обустройству мест их компактного проживания... решению их социально-экономических и культурных и образовательных проблем; организации приема, обустройства и социально-культурной адаптации представителей репрессированных народов, возвращающихся в Республику Крым»2, был создан Государственный комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым.

В течение 2014 г. более 20 тыс. граждан из числа репрессированных обратились с заявлениями в соответствующие государственные органы для получения справок о реабилитации согласно Указу Президента РФ3.

Республиканскими властями Крыма были разработаны меры социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым4, в том числе жертв политических репрессий пенсионного возраста, признанных пострадавшими в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий». По этому закону пострадавшим от политических

1 http://www.kommersant.ru/projects/crimeantatars#chapter2

2 Положение о Государственном комитете по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым. Постановление Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 г. № 159 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gkmn.rk.gov.ru/rus/about.htm

3 Выступление Председателя Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым З.Р. Смирнова на XX Ежегодном семинаре Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов и Распределенного научного центра межнациональных и религиозных проблем в г. Ялта, 27 марта 2015 г.

4 О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым. Закон Республики Крым от 23 декабря 2014 г. № 251 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rk.gov.ru/ rus/ file/pub/pub_238213.pdf

репрессий пенсионерам полагается: ежемесячные доплаты к пенсии (500 руб.); компенсация половины стоимости коммунальных услуг; оплата в размере 50% от оплаты занимаемой общей площади жилых помещений; льготный проезд в общественном транспорте городского и пригородного сообщения.

Земельный вопрос.

Легализация самозахватов

На протяжении 20-летия после распада СССР одним из самых острых вопросов для крымских татар была легализация земельных участков, занятых некоторыми из них самовольно после возвращения на Родину. Самовольный захват участков, которые находились в государственной и муниципальной собственности, осуществлялся главным образом в период возвращения крымских татар на Крымский полуостров. Процесс оформления в собственность земельных участков с жилыми строениями во времена нахождения Крыма в составе Украины не имел массового характера из-за дороговизны и огромного количества бюрократических трудностей. Чтобы решить проблему оформления земельных участков, республиканские власти Крыма приняли закон1, который предоставляет право жителей Крыма, подвергшихся депортации и признанных реабилитированными, бесплатно получить в собственность земельный участок с расположенными на нем постройками, возведенными до 18 марта 2014 г., при наличии определенных условий: «Земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и не предоставлен иным лицам; на земельном участке имеется объект капитального строительства, возведенный гражданином до вступления в силу настоящего Закона; имеется заключение органа местного самоуправления о том, что такой объект капитального строительства может быть признан жилым домом без дополнительного строительства; объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым до вступления в силу настоящего Закона; на данном земельном

1 О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений. Закон Республики Крым от 24 декабря 2014 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gkmn.rk.gov.ru/file/gkmn_O_predostavlenii_zemelnyh_uchastkov.pdf

участке в соответствии с градостроительной документацией допускается возведение жилого дома».

Социально-экономические преобразования

По федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г.»1 выделяется более 700 млрд руб. инвестиций в экономику Крыма, в том числе на инфраструктурные проекты по водоснабжению, электрификации, газификации, дорожному строительству. Решение этих проблем наиболее актуально для крымско-татарских поселков, где до сих пор зачастую нет ни газа, ни воды, ни телефонной связи, а в некоторых поселках часто случаются и перебои подачи электричества. За 20 лет крымские татары были вынуждены сами решать свои житейские проблемы, например, асфальтированные дороги в крымско-татарских поселках редкость, чаще они вымощены щебнем, который жители этих поселков зачастую вскладчину покупали. Наряду с инфраструктурными вложениями федеральная целевая программа предполагает внушительное финансирование (более 10 млрд руб.) на «меры, направленные на национально-культурное и духовное возрождение армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов, а также на социальное обустройство территорий Республики Крым и г. Севастополя»2.

Как отметил председатель Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым З. Р. Смирнов, «В текущем году на обустройство мест компактного проживания репрессированных народов из федерального бюджета было использовано 333 млн руб., причем эта цифра не за полный год, и она в семь раз превышает объемы финансирования, которые были при Украине за последние семь лет! Согласно Федеральной целевой программе, до 2020 г. на эти цели планируется выделить более 10 млрд руб. Эта цифра вообще не подлежит комментариям, она заоблачно превышает то финансирование, которые затрачивалось за последние два десятилетия

1 Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 790 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government. ru/media/files/41d4fa3a896280aaadfa.pdf

2 Там же.

на обустройство реабилитированных народов и гармонизацию межнациональных отношений в Крыму»1.

Политика в сфере культуры и СМИ

Важным компонентом государственной национальной политики в Крыму является поддержка национальных средств массовой информации. В соответствии с Указом главы Республики Крым, принято решение о создании общественной крымскотатарской телерадиокомпании2. Серьезное внимание республиканскими властями уделяется оказанию содействия в создании и деятельности национально-культурных автономий и иных общественных объединений и организаций народов Крыма. Государственным комитетом по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым с целью оказания содействия созданию и развитию национально-культурных автономий, иных общественных объединений и организаций проведены ряд совещаний с представителями национально-культурных обществ Республики Крым, на которых были разъяснены положения федеральных законов Российской Федерации «О национально-культурной автономии», «Об общественных объединениях» и др.3

В соответствии с Указами главы Республики Крым, в 2014 г. главные праздники для мусульман Ураза байрам и Курбан байрам были объявлены нерабочими праздничными днями в Республике Крым4. Помимо этого власти Крыма уделяют особое внимание организации мероприятий, посвященных памятным датам народов Крыма, в том числе крымских татар, включая: национальный праздник «Хыдырлез» (1 декада мая); день памяти жертв депорта-

1 Выступление Председателя Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым З.Р. Смирнова на XX Ежегодном семинаре Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов и Распределенного научного центра межнациональных и религиозных проблем в г. Ялта, 27 марта 2015 г.

2 Об общественной крымскотатарской телерадиокомпании. Указ главы Республики Крым от 22 апреля 2015 г. № 114-У [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gkmn rk.gov.ru/file/pub/pub_243657.pdf

3 http://gkmn.rk.gov.ru/rus/reports

4 О нерабочем праздничном дне. Указ главы Республики Крым от 24 июля 2014 г. № 162-У [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rk.gov. ru/rus/ file/pub/pub_232702.pdf

ции из Крыма (18 мая); национальный праздник «Дервиза» (21 сентября) .

При финансовой поддержке республиканских и федеральных властей в сентябре 2014 г. паломничество в Мекку совершили

150 мусульман, постоянно проживающих в Крыму2.

* * *

Сейчас Республика Крым - единственный регион России, в котором имеют статус государственного сразу три языка: русский, украинский и крымко-татарский. Депортированные в сталинский период среди крымских татар, проживающих в Крыму, наконец-то «дождались» реабилитации, которая дает право реабилитированным на разного рода льготы (прибавка к пенсии, компенсация коммунальных платежей), а также возможность бесплатно получить в собственность земельный участок с расположенными на нем постройками. Выделены внушительные средства на решение инфраструктурных проблем (водоснабжение, электрификация, газификация, дороги) мест компактного проживания крымскотатарского населения. Важное значение также имеют законодательно прописанные меры республиканских властей в сфере поддержки культуры крымских татар и национальных СМИ.

За два года после референдума 16 марта 2014 г. республиканские власти Крыма создали новую нормативно-правовую базу, призванную решить насущные проблемы крымско-татарского населения, которые решить власти Украины за период нахождения Крыма в ее составе так и не сумели. Но все же успех российской национальной политики в Крыму во многом зависит от оперативного претворения в жизнь тех решений, которые были законодательно оформлены в 2014-2015 гг.

1 Об утверждении плана мероприятий по реализации в Республике Крым комплекса мер по восстановлению исторической справедливости, политическому, социальному и духовному возрождению армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов, подвергшихся незаконной депортации и политическим репрессиям по национальному и иным признакам, на 20152016 гг. Распоряжение Совета министров Республики Крым от 23 марта 2015 г. № 227-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gkmn.rk.gov.ru/rus/ info.php?id=604685

2 http://gkmn.rk.gov.ru/rus/reports

Литература

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию 18 марта 2014 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/47173

2. Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа

2014 г. № 790 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government. ru/media/files/41d4fa3a896280aaadfa.pdf

3. Конституция Республики Крым. Принята 11 апреля 2014 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/ cgi/online.cgi?req= doc;base=RLAW509;n=121

4. Об образовании в Республике Крым. Закон Республики Крым от 6 июня

2015 г. № 131-ЗРК/2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://crimea. gov.ru/act/13767

5. О реабилитации жертв политических репрессий. Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1761-1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=44825

6. Положение о Государственном комитете по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым. Постановление Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 г. № 159 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gkmn.rk.gov.ru/rus/about.htm

7. Выступление Председателя Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым З.Р. Смирнова на XX Ежегодном семинаре Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов и Распределенного научного центра межнациональных и религиозных проблем в г. Ялта, 27 марта 2015 г.

8. О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым. Закон Республики Крым от 23 декабря 2014 г. № 251 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rk.gov. ru/rus/file/pub/pub_238213.pdf

9. О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений. Закон Республики Крым от 24 декабря 2014 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gkmn.rk.gov.ru/file/gkmn _O_predostavlenii_zemelnyh_uchast-kov.pdf

10. Об общественной крымско-татарской телерадиокомпании. Указ главы Республики Крым от 22 апреля 2015 г. № 114-У [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gkmn.rk.gov.ru/file/pub/pub_243657.pdf

«Вестник Российской нации», М., 2016г., № 1, с. 159-171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.