Научная статья на тему 'Государственные акты по вопросам политико-правовой реабилитации репрессированных народов Северного Кавказа'

Государственные акты по вопросам политико-правовой реабилитации репрессированных народов Северного Кавказа Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
71
24
Поделиться
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / РЕПРЕССИРОВАННЫЕ НАРОДЫ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / АКТЫ / ДОКУМЕНТЫ / ПРИКАЗЫ

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Алибегилов Шамиль Абдулаевич

В статье анализируются государственные акты второй половины ХХ в., связанные с проблемой политико-правовой реабилитации репрессированных народов Северного Кавказа.

The Acts of State on Political and Legal Rehabilitation of the Oppressed Peoples of the North Caucuses

The article is devoted to the analysis of the Acts of State on political and legal rehabilitation of the oppressed peoples of the North Caucuses in the second half of the 20th century.

Текст научной работы на тему «Государственные акты по вопросам политико-правовой реабилитации репрессированных народов Северного Кавказа»

ВОСТОКОВЕДЕНИЕ

УДК 94(460.6)084.8:343.294 Ш. А. Алибегилов

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ АКТЫ ПО ВОПРОСАМ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ РЕПРЕССИРОВАННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Процесс политико-правовой реабилитации репрессированных (и незаконно депортированных) народов Северного Кавказа начался в середине 50-х годов ХХ в. Однако процесс этот оказался достаточно сложным, требующим времени, политической воли руководства страны и материальных ресурсов. Не случайно проблема реабилитации репрессированных народов изучена слабо, хотя и охватывает достаточно широкий круг актуальных проблем жизни и трудоустройства спецпереселенцев: политическую, юридическую, территориальную, материальную, социальную и культурную реабилитацию.

Источниковую базу рассматриваемой проблемы составляют как опубликованные, так и неопубликованные официальные документы и материалы1. Основная масса официальных документов по вопросам реабилитации опубликована в изданных в центре и на местах различных книгах, брошюрах, монографиях, главным образом в сборниках документов и материалов. Наибольшую ценность представляют хранящиеся в Государственном архиве РФ, а также в Национальном архиве РК официальные документы, которые содержат богатейший фактический материал.

Следует отметить, что развитие законодательства по вопросам политико-правовой реабилитации репрессированных народов прошло несколько этапов. Спустя некоторое время после смерти И. В. Сталина был принят ряд официальных актов высших государственных органов СССР по ослаблению правового режима депортированных народов. В этот период происходит некоторая юридическая реабилитация репрессированных лиц, находившихся на спецпоселении. В октябре 1953 г. приказом по МВД СССР было осуществлено смягчение положения военнослужащих, которые были сняты со спецучета и освобождены из числа спецпоселенцев, но без права возвращения на прежнее место жительства [1, с. 263-264].

Затем появились некоторые нормативные акты, в которых определялись многие положения политико-правовой реабилитации спецпоселенцев.

1 Фонды 7523 (Президиум Верховного Совета СССР) и Р-9479 (Совет Министров СССР) Государственного архива РФ; перечень 61 (ЦК КПСС) фонда 89 Российского центра хранения секретных документов.

© Ш. А. Алибегилов, 2011

Безусловно, все вопросы сначала определялись президиумом ЦК КПСС. Так, 5 июля 1954 г. на одном из заседаний президиума ЦК КПСС был принят во многом определяющий положение спецвыселенцев официальный документ «О снятии некоторых ограничений в правовом положении спецпоселенцев» [2, с. 20]. В тот же день Советом Министров СССР было принято постановление «О снятии некоторых ограничений в правовом положении спецпоселенцев», по которому спецпереселенцы именовались спецпоселенцами, и им разрешалось свободно, без санкции спецкомен-датуры, перемещаться в пределах той области, края и республики, где они проживали на данный момент. Существенно изменился спецрежим спецпоселенца: позволялось являться в комендатуру для отметки один раз в год, а не каждый месяц. Кроме того, со спецучета снимались дети до 16 лет, а также лица старше 16 лет, поступившие в учебные заведения [2, с. 30].

Затем, 13 июля 1954 г., был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР

об отмене Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 г. «Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдаленные районы Советского Союза в период Великой Отечественной войны» [3, с. 404-409].

16 июля 1954 г. выходит приказ министра внутренних дел СССР № 00597 «О снятии некоторых ограничений в правовом положении спецпереселенцев». В приказе предлагалось состоящим на учете в спецпоселении и занимающимся общественно полезным трудом лицам предоставить право проживания в пределах области, края, республики, а по служебным командировкам — право свободного передвижения в любой пункт страны на общих основаниях. Вместе с тем, спецпоселенцы при изменении постоянного места жительства были обязаны сняться с учета в спецкомендатуре, а по прибытии к новому месту жительства — встать на учет в органы МВД. О выезде в командировку за пределы области, края и республики спецпоселенцы были обязаны сообщать в свою спецкомендатуру [3, с. 407]. Таким образом, каких-либо существенных дополнений по сравнению с постановлением Совета Министров СССР не предполагалось.

Вслед за приказом МВД 20 июля 1954 г. последовало Указание Генерального прокурора СССР по применению постановления Совета Министров СССР от 5 июля 1954 г. «О снятии некоторых ограничений в правовом положении спецпоселенцев» [3, с. 409]. В данном документе особо подчеркивалось, что в настоящее время основная масса спецпоселенцев, будучи трудоустроена в сельском хозяйстве и промышленности, включилась в хозяйственную и культурную жизнь в новых местах жительства, применение к ним существующих ограничений в правовом положении не является необходимым.

10 мая 1955 г. вышло постановление Совета Министров СССР «О снятии ограничений по спецпоселенцам с членов и кандидатов в члены КПСС и членов их семей» [4, с. 17]. В соответствии с этим постановлением в тот же день вышел приказ министра внутренних дел СССР С. Круглова о снятии с учета спецпоселений членов и кандидатов в члены КПСС и членов их семей.

Вслед за этим появляются ряд государственных актов по смягчению положения спецпоселенцев. 24 ноября 1955 г. вышло постановление Совета Министров СССР «О снятии с учета некоторых категорий спецпоселенцев», в соответствии с которым освободили из-под административного надзора участников Великой Отечественной

войны и лиц, награжденных орденами и медалями СССР, а также преподавателей учебных заведений [4, с. 18].

7 марта 1956 г. в ЦК КПСС была направлена справка (№ 144) под грифом «Совершенно секретно» за подписью генерального прокурора СССР Р. Руденко, министра внутренних дел СССР Н. Дудорова, председателя КГБ СССР И. Серова, зав. административным отделом ЦК КПСС К. Горшенина с предложением комиссии МВД СССР о снятии с учета спецпоселения калмыков и членов их семей [5, с. 234]. В тексте справки отмечалось, что выселение на спецпоселение всех калмыков было вызвано условиями военного времени и дальнейшее применение к ним ограничений по спецпоселению в настоящее время не является необходимостью, комиссия внесла предложение снять с учета спецпоселения калмыков и членов их семей. К справке были приложены проекты постановления ЦК КПСС и Указа Президиума Верховного Совета СССР. Справке Генпрокурора СССР Р. Руденко относительно снятия с учета спецпоселения калмыков и членов их семей уделено внимание потому, что она открывала серию аналогичных документов по снятию со спецучета других репрессированных народов СССР. Так, 26 апреля 1956 г. были сняты с учета спецпоселений и освобождены из-под административного надзора органов МВД СССР, но без права возвращения в прежние места проживания, крымские татары, балкарцы, турки — граждане СССР, курды-хемшилы, члены их семей, высланные в период Великой Отечественной войны [1, с. 273].

16 июля 1956 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны» [2, с. 91-92]. Вскоре, 25 января 1957 г., был подписан важный официальный документ — приказ МВД СССР «О разрешении проживания и прописки калмыкам, балкарцам, карачаевцам, чеченцам, ингушам и членам их семей в местах, откуда они были высланы» [2, с. 90].

24 ноября 1956 г. было принято постановление ЦК КПСС (протокол № 60/24 заседания Президиума ЦК КПСС) «О восстановлении национальной автономии калмыцкого, карачаевского, балкарского, чеченского и ингушского народов». В постановлении предлагалось, восстановив автономию указанных народов, образовать на территории бывшей Калмыцкой АССР Калмыцкую автономную область в составе Ставропольского края РСФСР; преобразовать Черкесскую автономную область в Карачаево-Черкесскую автономную область в составе Ставропольского края РСФСР; преобразовать Кабардинскую АССР в Кабардино-Балкарскую АССР в составе РСФСР; восстановить Чечено-Ингушскую АССР в составе РСФСР [5, с. 238].

Осуществление всех мероприятий, связанных с образованием указанных автономных областей и республик, возвращением и устройством калмыцкого, карачаевского и балкарского населения, предлагалось провести в организованном порядке в течение 1957-1958 гг., а чечено-ингушского населения — в течение 1957-1960 гг. Кроме того, ЦК КПСС постановил утвердить тексты Указов Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении национальной автономии калмыцкого, карачаевского, балкарского, чеченского и ингушского народов [5]. В пункте 7 постановления возвращение предлагалось провести в организованном порядке, чтобы не создавать затруднений с трудоустройством и размещением. На основе постановления ЦК КПСС последовали Указы Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 г. «О преобразовании Кабардинской АССР в Кабардино-Балкарскую АССР», «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР», «Об образовании Калмыцкой автономной области

в составе РСФСР», «О преобразовании Черкесской автономной области в Карачаево-Черкесскую автономную область» [6].

Необходимо отметить, что Указы Президиума Верховного Совета СССР в правовом отношении имели определенные противоречия: не были отменены как незаконные и антиконституционные Указы Президиума Верховного Совета СССР по вопросам депортации репрессированных народов и другие государственные акты по установлению правового режима калмыков-спецпоселенцев в местах ссылки, они были признаны лишь «утратившими силу». Кроме того, Указ не дал правовую оценку самому акту преступной депортации как геноциду в отношении калмыцкого народа. Все это поставило депортированные народы в двусмысленное положение народов прощенных, но не реабилитированных.

11 февраля 1957 г. Верховный Совет СССР принял Закон об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении национальной автономии балкарского, чеченского, калмыцкого и карачаевского народов. По пункту 1 Закона в соответствии с вышеуказанным были внесены необходимые изменения и дополнения в статьи Конституции СССР [7].

Большую ценность представляют хранящиеся в местных национальных архивах Республик документы партийных и советских органов, стенографические и протокольные записи конференций и Пленумов обкомов партии, облисполкомов, Верховных Советов республик, которые руководили всем процессом восстановления автономий. Соответствующие документы фондов, поступившие в архив, представлены протоколами заседаний исполкомов Областных Советов депутатов трудящихся, протоколами заседаний президиумов Советов Министров республик, материалами, информациями, справками, обзорами о проверке работы республиканских учреждений, районных Советов депутатов трудящихся, экономическими и финансово-хозяйственными анализами деятельности хозяйств, списками поселковых и сельских советов и др.

Кроме того, в течение 1956-1958 гг. из различных районов Сибири, Средней Азии, Казахстана и Сахалина возвратились сотни тысяч спецпоселенцев. Процесс их возвращения документально отражен в фондах отделов переселения и оргнабора рабочих при облисполкомах и Советах Министров республик (например, в ЦГА КБР в фонде отдела переселения Ф. Р.-774 [8, с. 123] и др.).

В фондах национальных архивов отложились многочисленные официальные документы и материалы по итогам первых выборов в областные, районные, поселковые и сельские Советы депутатов трудящихся, состоявшихся 3 марта 1957 г. Здесь также содержится целый ряд материалов по итогам выборов в районные (в марте — апреле 1957 г.) и областные комитеты КПСС (в декабре 1957 г.).

Однако не были решены проблемы восстановления территориальной целостности (ст. 6), существовавшей до антиконституционной ликвидации национальной государственности, а также возмещения репрессированным народам причиненного государством ущерба [7].

Таким образом, несмотря на то что была создана мощная законодательная база, проблема полной реабилитации репрессированных народов оставалась нерешенной. Была необходима разработка государственной программы по вопросам правовой реабилитации с финансовым и материальным подкреплением. В конечном счете, нужны были конкретные практические меры для решения многих проблем репрессированных народов.

1. Иосиф Сталин — Лаврентию Берия: «Их надо депортировать». Документы, факты, комментарии. М.: Дружба народов, 1992. 298 с.

2. Депортация народов СССР (1930-е — 1950-е годы): в 2 ч. / сост. О. Л. Милова. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1992. Ч. 1. 346 с.

3. Сборник законодательных и нормативных актов репрессий и жертв политических репрессий. М.: Инсан,1993. Ч. I. 751 с.

4. Так это было: национальные репрессии в СССР. 1919-1957 гг.: в 3 т. М.: Инсан, 1993. Т. I. 336 с.; Т. II. 335 с.; Т. III. 351 с.

5. Ссылка калмыков: как это было: в 2 кн. Элиста: Калмиздат, 1993. Кн. 1. 282 с.

6. ГАРФ (Государственный архив РФ). Ф. 7523 (Президиум Верховного Совета СССР). Оп. 72.

Д. 10.

7. ГАРФ. Ф. 7523. Оп. 71. Д. 154. Л. 7-8.

8. Карачаевцы. Выселение и возвращение (1943-1957): материалы и документы. Черкесск: ПУЛ, 1993. 173 с.

Статья поступила в редакцию 13 октября 2011 г.