ВОСТОКОВЕДЕНИЕ
УДК 94(460.6)084.8:343.294 Ш. А. Алибегилов
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ АКТЫ ПО ВОПРОСАМ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ РЕПРЕССИРОВАННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Процесс политико-правовой реабилитации репрессированных (и незаконно депортированных) народов Северного Кавказа начался в середине 50-х годов ХХ в. Однако процесс этот оказался достаточно сложным, требующим времени, политической воли руководства страны и материальных ресурсов. Не случайно проблема реабилитации репрессированных народов изучена слабо, хотя и охватывает достаточно широкий круг актуальных проблем жизни и трудоустройства спецпереселенцев: политическую, юридическую, территориальную, материальную, социальную и культурную реабилитацию.
Источниковую базу рассматриваемой проблемы составляют как опубликованные, так и неопубликованные официальные документы и материалы1. Основная масса официальных документов по вопросам реабилитации опубликована в изданных в центре и на местах различных книгах, брошюрах, монографиях, главным образом в сборниках документов и материалов. Наибольшую ценность представляют хранящиеся в Государственном архиве РФ, а также в Национальном архиве РК официальные документы, которые содержат богатейший фактический материал.
Следует отметить, что развитие законодательства по вопросам политико-правовой реабилитации репрессированных народов прошло несколько этапов. Спустя некоторое время после смерти И. В. Сталина был принят ряд официальных актов высших государственных органов СССР по ослаблению правового режима депортированных народов. В этот период происходит некоторая юридическая реабилитация репрессированных лиц, находившихся на спецпоселении. В октябре 1953 г. приказом по МВД СССР было осуществлено смягчение положения военнослужащих, которые были сняты со спецучета и освобождены из числа спецпоселенцев, но без права возвращения на прежнее место жительства [1, с. 263-264].
Затем появились некоторые нормативные акты, в которых определялись многие положения политико-правовой реабилитации спецпоселенцев.
1 Фонды 7523 (Президиум Верховного Совета СССР) и Р-9479 (Совет Министров СССР) Государственного архива РФ; перечень 61 (ЦК КПСС) фонда 89 Российского центра хранения секретных документов.
© Ш. А. Алибегилов, 2011
Безусловно, все вопросы сначала определялись президиумом ЦК КПСС. Так, 5 июля 1954 г. на одном из заседаний президиума ЦК КПСС был принят во многом определяющий положение спецвыселенцев официальный документ «О снятии некоторых ограничений в правовом положении спецпоселенцев» [2, с. 20]. В тот же день Советом Министров СССР было принято постановление «О снятии некоторых ограничений в правовом положении спецпоселенцев», по которому спецпереселенцы именовались спецпоселенцами, и им разрешалось свободно, без санкции спецкомен-датуры, перемещаться в пределах той области, края и республики, где они проживали на данный момент. Существенно изменился спецрежим спецпоселенца: позволялось являться в комендатуру для отметки один раз в год, а не каждый месяц. Кроме того, со спецучета снимались дети до 16 лет, а также лица старше 16 лет, поступившие в учебные заведения [2, с. 30].
Затем, 13 июля 1954 г., был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР
об отмене Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 г. «Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдаленные районы Советского Союза в период Великой Отечественной войны» [3, с. 404-409].
16 июля 1954 г. выходит приказ министра внутренних дел СССР № 00597 «О снятии некоторых ограничений в правовом положении спецпереселенцев». В приказе предлагалось состоящим на учете в спецпоселении и занимающимся общественно полезным трудом лицам предоставить право проживания в пределах области, края, республики, а по служебным командировкам — право свободного передвижения в любой пункт страны на общих основаниях. Вместе с тем, спецпоселенцы при изменении постоянного места жительства были обязаны сняться с учета в спецкомендатуре, а по прибытии к новому месту жительства — встать на учет в органы МВД. О выезде в командировку за пределы области, края и республики спецпоселенцы были обязаны сообщать в свою спецкомендатуру [3, с. 407]. Таким образом, каких-либо существенных дополнений по сравнению с постановлением Совета Министров СССР не предполагалось.
Вслед за приказом МВД 20 июля 1954 г. последовало Указание Генерального прокурора СССР по применению постановления Совета Министров СССР от 5 июля 1954 г. «О снятии некоторых ограничений в правовом положении спецпоселенцев» [3, с. 409]. В данном документе особо подчеркивалось, что в настоящее время основная масса спецпоселенцев, будучи трудоустроена в сельском хозяйстве и промышленности, включилась в хозяйственную и культурную жизнь в новых местах жительства, применение к ним существующих ограничений в правовом положении не является необходимым.
10 мая 1955 г. вышло постановление Совета Министров СССР «О снятии ограничений по спецпоселенцам с членов и кандидатов в члены КПСС и членов их семей» [4, с. 17]. В соответствии с этим постановлением в тот же день вышел приказ министра внутренних дел СССР С. Круглова о снятии с учета спецпоселений членов и кандидатов в члены КПСС и членов их семей.
Вслед за этим появляются ряд государственных актов по смягчению положения спецпоселенцев. 24 ноября 1955 г. вышло постановление Совета Министров СССР «О снятии с учета некоторых категорий спецпоселенцев», в соответствии с которым освободили из-под административного надзора участников Великой Отечественной
войны и лиц, награжденных орденами и медалями СССР, а также преподавателей учебных заведений [4, с. 18].
7 марта 1956 г. в ЦК КПСС была направлена справка (№ 144) под грифом «Совершенно секретно» за подписью генерального прокурора СССР Р. Руденко, министра внутренних дел СССР Н. Дудорова, председателя КГБ СССР И. Серова, зав. административным отделом ЦК КПСС К. Горшенина с предложением комиссии МВД СССР о снятии с учета спецпоселения калмыков и членов их семей [5, с. 234]. В тексте справки отмечалось, что выселение на спецпоселение всех калмыков было вызвано условиями военного времени и дальнейшее применение к ним ограничений по спецпоселению в настоящее время не является необходимостью, комиссия внесла предложение снять с учета спецпоселения калмыков и членов их семей. К справке были приложены проекты постановления ЦК КПСС и Указа Президиума Верховного Совета СССР. Справке Генпрокурора СССР Р. Руденко относительно снятия с учета спецпоселения калмыков и членов их семей уделено внимание потому, что она открывала серию аналогичных документов по снятию со спецучета других репрессированных народов СССР. Так, 26 апреля 1956 г. были сняты с учета спецпоселений и освобождены из-под административного надзора органов МВД СССР, но без права возвращения в прежние места проживания, крымские татары, балкарцы, турки — граждане СССР, курды-хемшилы, члены их семей, высланные в период Великой Отечественной войны [1, с. 273].
16 июля 1956 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны» [2, с. 91-92]. Вскоре, 25 января 1957 г., был подписан важный официальный документ — приказ МВД СССР «О разрешении проживания и прописки калмыкам, балкарцам, карачаевцам, чеченцам, ингушам и членам их семей в местах, откуда они были высланы» [2, с. 90].
24 ноября 1956 г. было принято постановление ЦК КПСС (протокол № 60/24 заседания Президиума ЦК КПСС) «О восстановлении национальной автономии калмыцкого, карачаевского, балкарского, чеченского и ингушского народов». В постановлении предлагалось, восстановив автономию указанных народов, образовать на территории бывшей Калмыцкой АССР Калмыцкую автономную область в составе Ставропольского края РСФСР; преобразовать Черкесскую автономную область в Карачаево-Черкесскую автономную область в составе Ставропольского края РСФСР; преобразовать Кабардинскую АССР в Кабардино-Балкарскую АССР в составе РСФСР; восстановить Чечено-Ингушскую АССР в составе РСФСР [5, с. 238].
Осуществление всех мероприятий, связанных с образованием указанных автономных областей и республик, возвращением и устройством калмыцкого, карачаевского и балкарского населения, предлагалось провести в организованном порядке в течение 1957-1958 гг., а чечено-ингушского населения — в течение 1957-1960 гг. Кроме того, ЦК КПСС постановил утвердить тексты Указов Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении национальной автономии калмыцкого, карачаевского, балкарского, чеченского и ингушского народов [5]. В пункте 7 постановления возвращение предлагалось провести в организованном порядке, чтобы не создавать затруднений с трудоустройством и размещением. На основе постановления ЦК КПСС последовали Указы Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 г. «О преобразовании Кабардинской АССР в Кабардино-Балкарскую АССР», «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР», «Об образовании Калмыцкой автономной области
в составе РСФСР», «О преобразовании Черкесской автономной области в Карачаево-Черкесскую автономную область» [6].
Необходимо отметить, что Указы Президиума Верховного Совета СССР в правовом отношении имели определенные противоречия: не были отменены как незаконные и антиконституционные Указы Президиума Верховного Совета СССР по вопросам депортации репрессированных народов и другие государственные акты по установлению правового режима калмыков-спецпоселенцев в местах ссылки, они были признаны лишь «утратившими силу». Кроме того, Указ не дал правовую оценку самому акту преступной депортации как геноциду в отношении калмыцкого народа. Все это поставило депортированные народы в двусмысленное положение народов прощенных, но не реабилитированных.
11 февраля 1957 г. Верховный Совет СССР принял Закон об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении национальной автономии балкарского, чеченского, калмыцкого и карачаевского народов. По пункту 1 Закона в соответствии с вышеуказанным были внесены необходимые изменения и дополнения в статьи Конституции СССР [7].
Большую ценность представляют хранящиеся в местных национальных архивах Республик документы партийных и советских органов, стенографические и протокольные записи конференций и Пленумов обкомов партии, облисполкомов, Верховных Советов республик, которые руководили всем процессом восстановления автономий. Соответствующие документы фондов, поступившие в архив, представлены протоколами заседаний исполкомов Областных Советов депутатов трудящихся, протоколами заседаний президиумов Советов Министров республик, материалами, информациями, справками, обзорами о проверке работы республиканских учреждений, районных Советов депутатов трудящихся, экономическими и финансово-хозяйственными анализами деятельности хозяйств, списками поселковых и сельских советов и др.
Кроме того, в течение 1956-1958 гг. из различных районов Сибири, Средней Азии, Казахстана и Сахалина возвратились сотни тысяч спецпоселенцев. Процесс их возвращения документально отражен в фондах отделов переселения и оргнабора рабочих при облисполкомах и Советах Министров республик (например, в ЦГА КБР в фонде отдела переселения Ф. Р.-774 [8, с. 123] и др.).
В фондах национальных архивов отложились многочисленные официальные документы и материалы по итогам первых выборов в областные, районные, поселковые и сельские Советы депутатов трудящихся, состоявшихся 3 марта 1957 г. Здесь также содержится целый ряд материалов по итогам выборов в районные (в марте — апреле 1957 г.) и областные комитеты КПСС (в декабре 1957 г.).
Однако не были решены проблемы восстановления территориальной целостности (ст. 6), существовавшей до антиконституционной ликвидации национальной государственности, а также возмещения репрессированным народам причиненного государством ущерба [7].
Таким образом, несмотря на то что была создана мощная законодательная база, проблема полной реабилитации репрессированных народов оставалась нерешенной. Была необходима разработка государственной программы по вопросам правовой реабилитации с финансовым и материальным подкреплением. В конечном счете, нужны были конкретные практические меры для решения многих проблем репрессированных народов.
1. Иосиф Сталин — Лаврентию Берия: «Их надо депортировать». Документы, факты, комментарии. М.: Дружба народов, 1992. 298 с.
2. Депортация народов СССР (1930-е — 1950-е годы): в 2 ч. / сост. О. Л. Милова. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1992. Ч. 1. 346 с.
3. Сборник законодательных и нормативных актов репрессий и жертв политических репрессий. М.: Инсан,1993. Ч. I. 751 с.
4. Так это было: национальные репрессии в СССР. 1919-1957 гг.: в 3 т. М.: Инсан, 1993. Т. I. 336 с.; Т. II. 335 с.; Т. III. 351 с.
5. Ссылка калмыков: как это было: в 2 кн. Элиста: Калмиздат, 1993. Кн. 1. 282 с.
6. ГАРФ (Государственный архив РФ). Ф. 7523 (Президиум Верховного Совета СССР). Оп. 72.
Д. 10.
7. ГАРФ. Ф. 7523. Оп. 71. Д. 154. Л. 7-8.
8. Карачаевцы. Выселение и возвращение (1943-1957): материалы и документы. Черкесск: ПУЛ, 1993. 173 с.
Статья поступила в редакцию 13 октября 2011 г.