ДИСКУССИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
УДК 343.294
Понятие, политико-правовые основы и состав института реабилитации жертв политических репрессий
Чорновол Евгений Петрович, профессор кафедры частного права Уральского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, почетный работник высшего профессионального образования России, кандидат юридических наук, доцент e-mail: [email protected]
В статье раскрываются понятие, политико-правовые основы и состав института реабилитации жертв политических репрессий.
Ключевые слова: правовой институт; конституционные основы права; международные акты о правах человека; политическая репрессия; реабилитация граждан и народов.
The concept, legal nature and structure of institution of rehabilitation
of victims of political repression
Chornovol Evgeniy Petrovich,
Professor of the Department of Private Law of the
Ural Institute of Management - Branch of the Russian
Presidential Academy of National Economy and Public
Administration, Honorary Worker of higher professional
Education of the Russian Federation,
Candidate of juridical sciences, Associate рrofessor
The paper describes the politico-legal framework and structure of Institute of rehabilitation of victims of political repression.
Key words: the legal institution; the constitutional foundations of law; international acts on human rights; political repression; the rehabilitation of citizens and peoples.
Система норм права, регулирующих отношения между государством и отдельными гражданами, нациями, народностями, этническими группами и культурно-этническими общностями людей по поводу признания последних в судебном или ином установленном законом порядке жертвами или пострадавшими от политических репрессий в период Советской власти, устранения нарушений их правоспособности, компенсации причиненного им вреда и (или) восстановления имущественных и личных прав, представляет собой отдельный правовой институт современного российского права - реабилитации жертв политических репрессий. Но среди ученых-юристов не сложилось единого
мнения относительно его политико-правовой основы и состава.
Так, В. Г. Петров полагает, что политико-правовой основой названного института выступают Конституция РФ и международные правовые акты о защите прав и свобод человека. «Реабилитация жертв политических репрессий как правовой институт, - отмечает В. Г. Петров, - получила конституционное закрепление. Включение в Конституцию Российской Федерации положения о праве гражданина на реабилитацию является основой для детальной регламентации института реабилитации жертв политических репрессий. Нормы указанного института опираются на международные
правовые акты, посвященные защите прав и свобод человека»1. Конституцию РФ в качестве правовой основы реабилитации народов называет также В. Ю. Мурта-залиев2.
С подобными суждениями трудно согласиться. Ведь Конституция РФ не содержит на этот счет каких-либо положений. Поэтому нельзя понять, о каких конституционных нормах реабилитации граждан и народов говорят В. Г. Петров и В. Ю. Муртазалиев. К тому же положения Конституции РФ 1993 г. как нормативно-правового акта не имеют обратной силы. Вместе с тем в русле единства России как части мирового сообщества, восприятия ею общих правовых принципов, утверждения незыблемости ее демократической и правовой основ и социального характера государственности конституционные нормы о защите прав и свобод человека на современном этапе развития российского общества, безусловно, формируют единое правовое поле3 регулирования также реабилитации жертв политических репрессий.
Что же касается предписаний международных актов
0 защите прав и свобод человека, то в плане регламентации рассматриваемых связей следует учитывать время их вступления в силу для России - с середины 40-х гг. ХХ в. (как правопреемницы СССР) по настоящее время. Но массовые репрессии граждан и народов в СССР, равно как и в других странах антигитлеровской коалиции4, завершились к 1944 году. Депортация немцев из стран Европы в Германию и Австрию в 1945-1950 гг., вследствие чего из 12-14 млн депортированных погибло примерно 2 млн человек5, осуществлялась, несмотря на признание ее преступлением против человечества
1 Петров А. Г. Реабилитация жертв политических репрессий: историко-правовой анализ: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Нижний Новгород, 2006. С. 23.
2 См.: Муртазалиев В. Ю. Конституционно-правовая реабилитация репрессированных народов Северного Кавказа: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2005. С. 4.
3 См.: Капустина М. А. О понятии «правовое поле» // Правоведение. 2006. № 6. С. 220-222.
4 Интернирование и изгнание немцев во время Второй мировой войны происходило в Великобритании и США. В программе интернирования американских немцев фигурировали 11 507 человек и 110 тыс. американских японцев, а 4508 немцев были высланы из стран Латинской Америки и отправлены в лагеря для интернированных на территории США. (См.: Володин А. Американский ГУЛАГ [Электронный ресурс]. URL: http://topwar.ru/78159-amerikanskiy-gulag-a-oni-vse-o-stalinskih-repressiyah.html; Полян П. Две депортации: японская - в США и немецкая - в СССР [Электронный ресурс]. URL: http://www.partner-nform.de/partner/detail/2011/12/235/5182; Акимов М. Насильственные депортации населения в светоче демократии - США [Электронный ресурс]. URL: http:// maxim-akimov.livejournal.com/348714.html; Анайкин А. Депортации в США [Электронный ресурс]. URL: http://proza. ru/2016/01/07/1234; Широкорад А. Великая депортация. Трагические итоги Второй мировой. Москва, 2015.)
5 См.: Подкова К. Депортация по-европейски [Электронный
ресурс]. URL: http://chert-poberi.ru/interestnoe/deportaciya-
po-evropejski.html; Гаврилов Д. В. Двойные стандарты в оцен-
ке внутренней политики стран антигитлеровской коалиции
в годы Второй мировой войны // URL: http://history.milportal.
ru/2012/02/dvojnye-standarty.
ст. 6 Устава Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси от 8 августа 1945 г.6, с благословения Великобритании, США и СССР (Пункт XII протокола Берлинской конференции от 1 августа 1945 г. трех великих держав7). Интернирование и депортация около 267 000 гражданских немцев в СССР в первые послевоенные годы8 также осуществлялись с согласия глав правительств стран-победителей: п. «в» п. 2 Протокола о переговорах между главами трех правительств на Крымской конференции по вопросу о репарациях натурой с Германии от 11 февраля 1945 г.9 допускал взимание репараций в форме «использования германского труда».
Поэтому положения международно-правовых актов распространяются на реабилитацию лишь тех физических лиц, в отношении которых на территории России применялись репрессии с конца 50-х гг. ХХ в.: к так называемым диссидентам10 и гражданам, осужденным или привлеченным к административной ответственности на основании норм, признанных впоследствии декриминализированными, например ст. 58.1-58.14 УК РСФСР 1926 г. и ст. 70 УК РСФСР 1960 г.11 Подобный вывод подтверждается Постановлением Европейского суда по правам человека от 21 октября 2013 г. по делу «Яно-вец и другие (Janowiec and Others) против Российской Федерации»12, согласно которому Европейский суд, в соответствии со ст. 2 Конвенции, не обладает компетенцией рассматривать жалобу о Катынском расстреле польских офицеров по решению Политбюро ЦК КПСС и отклонил требования заявителей о компенсации.
Вместе с тем нельзя согласиться с авторами, которые в данный институт включают нормы о возмещении имущественного и компенсации морального вреда, а также восстановлении прав граждан, подвергнутых незаконному уголовному преследованию (ст. 1070 ГК РФ, гл. 18 УПК РФ), а политико-правовой основой его функционирования называют ст. 52, 53 Конститу-
6 Действующее международное право. Москва, 1997. Т. 3. С. 763-770.
7 URL: http://hist.msu.ru/ER/Etext/War_Conf/berlin_main.htm.
8 См.: Полян П. Не по своей воле... История и география принудительных миграций в СССР. Москва, 2001. С. 215.
9 URL: http://hist.msu.ru.
10 См.: Власть и диссиденты. Из документов КГБ И ЦК КПСС. Москва, 2006; Рассказов Л. П., Оришич Е. Г. Предпосылки формирования диссидентства как политической формы про-тестного движения в СССР (середина 50-х - середина 60-х гг. XX в.) // История государства и права. 2009. № 14; Оришич Е. Г. Административно-правовой метод противодействия диссидентской деятельности и его применение советскими правоохранительными органами в начале 1960-х гг. // Общество и право. 2009. № 2; Федотов А. А. Русская Православная Церковь и религиозные диссиденты в 60-80-е годы ХХ века [Электронный ресурс]. URL: http://www.bogoslov.ru/ text/3946671.html.
11 Кузнецова Н. Ф. Проблемы квалификации преступлений: лекции по спецкурсу «Основы квалификации преступлений» / науч. ред. В. Н. Кудрявцев. Москва, 2007.
12 Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2014. № 7. С. 8, 45-107.
ции РФ и международно-правовые акты1, к примеру, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ч. 5 ст. 9 и ч. 6 ст. 14), Римский статус Международного Уголовного Суда 1998 г. (ст. 85)2. Как верно отмечают отдельные ученые, нормы о реабилитации жертв политических репрессий по характеру предписаний, правовым последствиям и действию во времени нельзя относить к гражданско-правовому институту возмещения вреда, причиненного органами государственной власти и их должностными лицами3. «Не случайно законодатель при установлении порядка и последствий реабилитации жертв политических репрессий, - как пишут П. В. Крашенинников и Л. Ю. Михе-ева, - создал специальное законодательство, наличие которого позволяет обойти запрет на имущественные взыскания с государства за деяния органов государственной власти или их должностных лиц, совершенные до 1 июня 1981 г., и в какой-то степени защитить нарушенные субъективные права жертв политических репрессий»4. Следует отметить, что на это обстоятельство Конституционный Суд РФ обратил внимание еще 21 декабря 2004 г. в определении № 432-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Коваля Константина Лазаревича на нарушение его конституционных прав положением статьи 16.1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий"»5. Правда, при этом он исходил из того, что при определенных условиях к отношениям реабилитации «не может ограничиваться или исключаться применение общих норм действующего законодательства, в т. ч. гражданского права, касающихся защиты права собственности, возмещения причиненного вреда», в
1 См.: Мамичева С. В. Права жертв преступлений и злоупотреблений властью // Журнал российского права. 2001. № 7; Петрухин И. Л. Реабилитация // Законодательство. 2004. № 3; Константинов П., Стуканов А. Институт реабилитации // Законность. 2004. № 7; Веретенникова Е. В. Становление уголовно-процессуального законодательства о реабилитации в период с 1917 по 2002 гг. // Сибирский юридический вестник. 2005. № 2; Хузина Н. А. Особенности уголовно-процессуальной реабилитации лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности за преступления против государственной власти: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Воронеж, 2007. С. 5; Шалумова Н. Э. Проблемы организации работы правоохранительных и судебных органов по реабилитации: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007. С. 3; Рохлин
B. И., Захарцев С. И., Миронов М. А., Стуканов А. П. Институт реабилитации в российском законодательстве (возникновение, развитие, понятие, перспективы). Москва, 2007. С. 5; Ван-дышев В. В. Уголовный процесс. Общая и Особенная части: учеб. для юрид. вузов и факультетов. Москва, 2010. С. 86.
2 Матвеев А. Н. Правовой институт реабилитации в российском уголовном процессе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2009. С. 7.
3 См.: Андреев Ю. Н. Ответственность государства за причинение вреда: цивилистические аспекты. Санкт-Петербург, 2013.
C. 96; Шевченко А. С., Шевченко Г. Н. Деликтные обязательства в российском гражданском праве: учеб. пособие. Москва, 2013. С. 35.
4 См.: Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: в 3 т. / под ред. П. В. Крашенинникова. Москва, 2011. Т. 3. С. 259.
5 СПС «КонсультантПлюс».
частности, согласно его определению от 15 мая 2007 г. № 383-О-П6 о компенсации морального вреда в порядке указа Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей»7. Между тем суды общей юрисдикции категорически исключают такую возможность, обоснованно ссылаясь на то, что причинение морального вреда имело место до введения в российское право этого института - компенсации морального вреда, а нормативными актами, регулирующими реабилитацию жертв политических репрессий, его компенсация предусмотрена8. К тому же ни о каком моральном вреде в смысле ст. 151 ГК РФ в указе от 18 мая 1981 г. речь не идет. В п. 10 Положения о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, утвержденного этим указом, сказано, что в случае прекращения уголовного или административного преследования гражданина по реабилитирующим основаниям органы дознания, следствия, прокуратуры или суд обязаны разъяснить этому гражданину порядок восстановления его нарушенных прав и возмещения иного ущерба, а также по его просьбе в месячный срок письменно поставить в известность о своем решении трудовой коллектив или общественные организации по месту жительства. Если же сведения об осуждении или привлечении такого гражданина к уголовной ответственности, применении к нему в качестве меры пресечения заключения под стражу или наложении на него административного взыскания в виде ареста или исправительных работ были опубликованы в печати, то по требованию этого гражданина, а в случае его смерти - по требованию его родственников либо названных органов соответствующие редакции в течение одного месяца обязаны сделать об этом необходимое сообщение. Фактически мы имеем дело с различными по своей социальной природе связями и регулирующими их институтами разных отраслей права9. На подобный вывод не влияет и то, что ч. 4 ст. 15 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»10 отсылает к названному выше указу, в том смысле, что лицам, на которых распространяется его
6 Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. № 5.
7 Ведомости Верховного Совета СССР. 1981. № 21. Ст. 741.
8 См.: Апелляционные определения: Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 29 апреля 2015 г. по делу № 33-298/2015; Верховного суда Чеченской Республики от 11 ноября 2014 г. по делу № 33-1107/14; Ставропольского краевого суда от 2 июня 2015 г. № 33-3670/15 // СПС «КонсультантПлюс».
9 См.: Чорновол Е. П. Гражданско-правовой институт предупреждения причинения, возмещения и компенсации вреда: понятие и система // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 8.
10 Ведомости Съезда народных депутатов (далее - СНД) РСФСР и Верховного Совета (далее - ВС) РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1428; Собрание законодательства Российской Федерации (далее -СЗ РФ). 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7039.
действие, «компенсация производится за вычетом сумм, выплаченных на основании этого Указа». Ибо согласно указу Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. то или иное уголовное преследование признается незаконным безотносительно к его политическим аспектам, а Закон РФ от 18 октября 1991 г. придает таковому исключительно политический характер. При этом нейтрализация вреда, причиненного незаконными актами публичной власти, базируется на началах полного возмещения имущественного и справедливой компенсации морального вреда и реализуется в форме внедоговорной гражданско-правовой ответственности, а последствий политических репрессий - на основе посильной для государства компенсации и протекает в форме социального обеспечения жертв.
Основную массу норм рассматриваемого института составляют положения двух законов России: Закона РСФСР от 26 апреля 1991 г. № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов»1 и Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий». Первый предусматривает политическую, материальную, территориальную, социальную и культурную реабилитацию репрессированных народов, в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения (ст. 2). Второй закон своей целью впервые провозгласил реабилитацию всех физических лиц - жертв и пострадавших от политических репрессий, подвергнутых таковым на территории России с 25 октября (7 ноября) 1917 г. С учетом этого 18 октября 1991 г. Верховный Совет РФ установил День памяти жертв политических репрессий - 30 октября2.
Нормы этих законов получили развитие в иных правовых актах: указе Президента РФ от 23 июня 1992 г. № 658 «О снятии ограничительных грифов с законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека»3, постановлениях Правительства РФ от 16 марта 1992 г. № 160 «О порядке выплаты денежной компенсации и предоставлении льгот лицам, реабилитированным в соответствии с Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий"»4, от 12 августа 1994 г. № 926 «Об утверждении Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации»5, от 15 ноября 2004 г. № 635 «Об утверждении Правил
1 Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 18. Ст. 5 72; Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1230.
2 Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1431.
3 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 26. Ст. 1510.
4 Сборник постановлений Правительства РФ. 1992. Март. С. 95; СЗ РФ. 2012. № 22. Ст. 2868.
5 СЗ РФ.1994. № 18. Ст. 2082; 2005. № 33. Ст. 3420.
финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по выплате денежных компенсаций лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, а также денежных компенсаций реабилитированным лицам за конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество»6.
Контроль за исполнением данных правовых актов был возложен на Комиссию Верховного Совета России по реабилитации жертв политических репрессий7, региональные и местные комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий8. Указом Президента РФ от 2 декабря 1992 г. № 1509 Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий была образована также при Президенте РФ9.
Позже рассматриваемый институт пополнился нормами правовых актов субъектов РФ, например, закона Свердловской области от 25 ноября 2004 г. № 191-ОЗ «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области»10, закона города Москвы от 3 ноября 2004 г. № 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы»11, закона Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 г. № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»12, предусматривающими меры социальной поддержки реабилитированных граждан.
Во исполнение Закона о реабилитации жертв политических репрессий были приняты также ведомственные акты, например, приказ Минюста РФ № 366, ФСБ РФ № 591, МВД РФ № 818, Минкультуры РФ № 739 от 30 ноября 2010 г. «Об утверждении форм справок о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий"»13, Административный регламент МВД Рос-
6 СЗ РФ. 2004. № 47. Ст. 4656; 2011. № 3. Ст. 545.
7 См.: Постановление Президиума Верховного Совета РФ от 26 октября 1992 г. № 3753/1-I «Об утверждении Положения о Комиссии Верховного Совета Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий и утверждении председателя Комиссии» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1992. № 45. Ст. 2582; 1993. № 15. Ст. 541.
8 См.: Постановление Президиума Верховного Совета РФ от 30 марта 1992 г. № 2610-I «Об утверждении Положения о комиссиях по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1992. № 17. Ст. 901.
9 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 49. Ст. 2944; СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3613.
10 Областная газета. 2004. 27 нояб.
11 URL: http://mosgorzdrav.ru/mgz/komzdravsite.nsf/va_Web PagesPrint/page_00016190.
12 Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2011. № 46; Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2015. № 1.
13 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 3.
сии по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий, утвержденный приказом МВД России от 23 ноября 2011 г. № 11651.
В 1992 г. Совет Национальностей Верховного Совета РФ, заслушав доклад Правительства РФ о реализации Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов», принял постановление2, в котором отметил неудовлетворительную работу в этой области и неисполнение Правительством мероприятий, предусмотренных постановлением Верховного Совета РСФСР от 26 апреля 1991 г. «О порядке введения в действие Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов"»3. В целях устранения этих недостатков 4 июня 1992 г. был принят Закон РФ № 2927-1 «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации»4, а Законом РФ от 1 июля 1993 г. № 5303-1 были внесены изменения и дополнения в Закон РФ «О реабилитации репрессированных народов»5, согласно которым на граждан из числа репрессированных народов было распространено действие Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». Вместе с тем в Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» было внесено свыше пятнадцати дополнений, обусловленных восстановлением российской государственности и принятием Конституции РФ 1993 г.6 В СНГ было разработано Соглашение о восстановлении прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов от 9 октября 1992 г.7 (Россия не ратифицировала данное Соглашение). Но особого значения для реабилитации репрессированных народов оно не имело, т. к. массового возвращения депортированных лиц в места их проживания на момент депортации не произошло, а 26 июня 2013 г. утратило силу в связи с истечением срока действия.
Между тем в России принимается ряд правовых актов об адресной реабилитации репрессированных граждан и народов: постановления Верховного Совета РФ от 22 мая 1992 г. № 2822-1 «О событиях в городе Новочеркасске в июне 1962 года»8, от 16 июля 1992 г. № 3321-1 «О реабилитации казачества»9, от 1 апреля 1993 г. № 4721-1 «О реабилитации российских
1 иК1_: http://www.pravo.gov.ru
2 См.: Постановление Совета Национальностей Верховного Совета РФ от 10 июня 1992 г. № 2955-1 «О работе Правительства РФ по реализации закона РСФСР ''О реабилитации репрессированных народов''» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 25. Ст. 1396.
3 Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 18. Ст. 573.
4 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 24. Ст. 1307.
5 О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов»: Закон РФ от 1 июля 1993 г. № 5303-1// Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1230.
6 См.: Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» // Российская газета. 1994. 14 янв.
7 Дипломатический вестник. 1992. № 19-20.
8 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 22. Ст. 1184.
9 Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1992. № 30. Ст. 1805.
корейцев»10, от 29 июня 1993 г. № 5291-1 «О реабилитации российских финнов»11; постановления Президиума Верховного Совета РФ от 25 мая 1992 г. № 2836/1-1 «О некоторых вопросах организации деятельности Фонда реабилитации и развития репрессированных и депортированных народов России»12, от 24 мая 1993 г. № 5036-1 «О мерах по содействию деятельности Фонда реабилитации и развития репрессированных и депортированных народов России»13; указы Президента РФ от 15 июня 1992 г. № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества»14, от 25 декабря 1993 г. № 2290 «О мерах по реабилитации калмыцкого народа и государственной поддержке его возрождения и развития»15, от 10 января 1994 г. № 65 «О событиях в г. Кронштадте весной 1921 года»16, от 3 марта
1994 г. № 448 «О мерах по реабилитации балкарского народа и государственной поддержке его возрождения и развития»17, от 26 апреля 1994 г. № 834 «О восстановлении справедливости в отношении репрессированных в 20-30-е годы представителей якутского народа»18, от 30 мая 1994 г. №1107 «О мерах по реабилитации карачаевского народа и государственной поддержке его возрождения и развития»19, от 24 января 1995 г. № 63 «О восстановлении законных прав российских граждан - бывших советских военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период»20, от 16 сентября
1995 г. № 948 «О мерах по осуществлению территориальной реабилитации репрессированных народов»21, от 14 марта 1996 г. № 378 «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий»22, от 23 апреля 1996 г. № 602 «О дополнительных мерах по реабилитации жертв политических репрессий»23, от 18 июня 1996 г. № 931 «О крестьянских восстаниях 1918-1922 годов»24, от 8 июня 1996 г. № 858 «О дополнительных мерах по реабилитации лиц, репрессированных в связи с участием в событиях в г. Новочеркасске в июне 1962 г.»25;
10 Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1993. № 15. Ст. 529.
11 Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1993. № 29. Ст.1119.
12 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 24. Ст. 1313.
13 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 22. Ст. 809.
14 Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1992. № 25. Ст. 1429; СЗ РФ. 2009. № 18 (ч. 2). Ст. 2222.
15 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 1. Ст. 8.
16 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 3. Ст. 189.
17 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 10. Ст. 776.
18 СЗ РФ. 1994. № 1. Ст. 3.
19 СЗ РФ. 1994. № 6. Ст. 586.
20 СЗ РФ. 1995. № 5. Ст. 394.
21 СЗ РФ. 1995. № 39. Ст. 3752.
22 СЗ РФ. 1996. № 12. Ст. 1063.
23 СЗ РФ. 1996. № 18. Ст. 2114.
24 СЗ РФ. 1996. № 26. Ст. 3059.
25 СЗ РФ. 1996. № 24. Ст. 2888.
постановления Правительства РФ от 24 января 1992 г. № 40 «О первоочередных мерах по практическому восстановлению законных прав репрессированных народов Дагестанской АССР»1, от 22 октября 1992 г. № 810 «О выплате единовременных денежных пособий семьям погибших во время событий в городе Новочеркасске и необоснованно осужденных в связи с этими событиями к исключительной мере наказания»2, от 12 августа 1994 г. № 926 «Об утверждении Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации»3 и другие. Распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2015 № 1561-р утверждена Концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий4.
При этом в ряде правовых актов особое внимание было уделено реабилитации и поэтапному восстановлению государственности российских немцев: указах Президента РФ от 21 февраля 1992 г. № 231 «О неотложных мерах по реабилитации российских немцев»5, от 21 мая 1992 г. № 514 «О создании в Поволжском регионе поселений российских немцев на базе агрокомплексов и гарантиях их социально-экономического развития»6, от 6 июня 1996 г. № 811 «О дополнительных мерах по обеспечению реабилитации российских немцев»7; постановлениях Правительства РФ от 29 октября 1992 г. № 844 «О Государственной программе создания в Поволжском регионе поселений российских немцев на базе фермерских агрокомплексов»8, от 8 июля 1997 г. № 854 «О Федеральной целевой программе развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев на 1997-2006 годы»9. 10 июля 1992 г. был подписан Протокол о сотрудничестве между Правительством РФ и Правительством ФРГ по восстановлению государственности российских немцев10, а 29 августа 2007 г. Правительство РФ приняло Распоряжение № 1143-р «О Концепции федеральной целевой программы "Развитие социально-экономического и этнокультурного потенциала российских немцев на 2008-2012 годы"»11.
Частичная территориальная реабилитация российских немцев была реализована путем образования
1 Российская газета. 1995. № 1; Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 21. Ст. 1905.
2 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 17.Ст. 1363; 1994. № 8. Ст. 605.
3 СЗ РФ. 1994. № 18. Ст. 2082; 2005. № 33. Ст. 3420.
4 СЗ РФ. 2015. № 34. Ст. 4930.
5 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 11. Ст. 548.
6 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 22. Ст. 1195; СЗ РФ. 1995. № 11. Ст. 967.
7 СЗ РФ. 1996. № 24. Ст. 2869.
8 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 21. Ст. 1837.
9 СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3461; 2006. № 18. Ст. 2010.
10 Бюллетень международных договоров. 1993. № 3.
11 СЗ РФ. 2007. № 36. Ст. 4410; 2008. № 4. Ст. 292.
Немецкого национального района в северо-западной части Алтайского края с административным центром в селе Гальбштадт (указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июля 1991 г. «Об образовании Немецкого национального района в Алтайском крае»12) и создания Азовского немецкого национального района на юге Омской области с административным центром в селе Азово (указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 февраля 1992 г. № 2368-1 «Об образовании Азовского немецкого национального района в Омской области»13). В целях сохранения этнокультурной идентичности сформировано более ста различных локальных, всероссийских и международных организаций российских немцев14.
Тем не менее доля немецкого населения в России неуклонно уменьшается: по данным МВД ФРГ в Германию с 1950 по 2006 г. переселились 2 334 334 немца и членов их семей. Согласно переписи населения 2010 г. в России проживает 394 138 немцев15. Отток российских немцев в ФРГ продолжается и в настоящее время16.
Очевидно, с учетом перманентного уменьшения численности российских немцев, поживающих в По-волжье17, 31 января 2016 г. Президент РФ принял указ № 34 «О внесении изменений в указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 231 "О неотложных мерах по реабилитации российских немцев"»18, согласно которому вопрос о восстановлении там республики немцев снят с первоочередного решения и предполагается создание немецкого национального округа в Волгоградской области, немецкого национального района в Саратовской области, а в местах компактного проживания российских немцев - наци-
12 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1991. № 27. Ст. 939.
13 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 9. Ст. 427.
14 См.: Газдюк Н. В. Общественное движение российских немцев: внутренние и внешние аспекты информационного обмена в 90-е годы: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Москва, 2000; Панкратова Л. А. Национально-культурная автономия в России: по материалам автономии российских немцев: автореф. дис. ... канд. юрид наук. Казань, 2002; Громыко А. В. Эволюция социально-политического движения российских немцев за сохранение этноса и национальной культуры: середина XX в. - начало XXI в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Москва, 2006; Королева Л. А., Гринцов Д. М. Национальное движение немцев в СССР (1950-1980) // Общество: философия, история, культура. 2014. № 1.
15 URL: http://www.rg.ru/2011/12/16/stat.html. Подробнее см.: Смирнова Т. Б. Динамика численности немцев в России от манифестов Екатерины II до наших дней // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6.
16 По данным годовой статистики Федерального административного ведомства (BVA) в Кельне в 2014 г. в Германию переехали 2704 человека, в 2015 г. - 2760 // Московская немецкая газета. 2016. 20 янв. (URL: http://www.ru.mdz-moskau.eu/ne-mogu--molchft/).
17 Согласно переписи населения 2010 года в Саратовской области из общей численности в 2 521 892 человека немцы составляют 7579 человек или 0,31 %, а в Самарской области из общей численности в 3 091 841 человек немцы составляют 6780 человек или 0,22 % [Электронный ресурс]. URL: https:// ru.wikipedia.org.
18 URL: http://www.pravo.gov.ru.
ональных районов и национальных сельских советов. Вместе с тем на XXI заседании Межправительственной Российско-Германской комиссии по вопросам российских немцев Россия в очередной раз предложила взамен Протокола 1992 г. принять новый правовой документ сотрудничества, который предусматривает не только вопросы этнокультурного и социально-экономического развития российских немцев, но и расширение партнерских связей между немцами России и поздними переселенцами в Германии, оказание помощи в сохранении ими этнокультурной идентичности1. Но можно ли это считать достаточной мерой этнокультурной, социально-экономической и территориальной реабилитации российских немцев - покажет время.
В связи с вхождением Республики Крым в состав России2 и образованием новых субъектов РФ - Республики Крым и города федерального значения Севастополь - возникла проблема реабилитации депортированных 18 мая 1944 г. с территории Крымской АССР народов. Дело в том, что Украина не предприняла действенных правовых мер для восстановления их прав, т. к. согласно п. 4 постановления Верховного Совета Украины «О порядке введения в действие закона Украины "О реабилитации жертв политических репрессий на Украине"» действие ст. 3, 4 и 9 Закона Украины от 17 апреля 1991 г. № 962-XII «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине» не распространяется на репрессированные народы, насильственно переселенные (крымские татары, немцы, греки, болгары, поляки, армяне и другие), поскольку вопрос об их реабилитации решен постановлением Верховного Совета СССР от 7 марта 1991 г. «Об отмене законодательных актов в связи с Декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года "О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав"»3.
В целях восстановления исторической справедливости, политического, экономического, социального и духовного возрождения, создания национально-культурных автономий, иных общественных объединений, поддержки традиционных промыслов и форм хозяйствования репрессированных народов Крымского полуострова 21 апреля 2014 г. Президент РФ принял указ № 268 «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития»4. Постановлением Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 790 утверждена
1 См.: Коммюнике XXI заседания Межправительственной Российско-Германской комиссии по вопросам российских немцев 24-25 мая 2016 года [Электронный ресурс]. URL: http:// fadn.gov.ru.
2 См.: Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // СЗ РФ. 2014. № 12. Ст. 1201; 2015. № 1 (ч. 1). Ст. 2.
3 URL: http://zakon2.rada.gov.ua.
4 СЗ РФ. 2014. № 17. Ст. 2042; 2015. № 37. Ст. 5132.
Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года»5. Существенную роль в реабилитации этих народов и их представителей должна сыграть также Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», концепция которой утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 1292-р6. С учетом этого Госсовет Республики Крым 10 декабря 2014 г. принял закон РК № 35-ЭРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым»7, а г. Севастополь - закон от 23 января 2015 г. № 106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя»8, согласно которым репрессированным народам предоставлено право на получение льгот, предусмотренных российским законодательством о жертвах политических репрессий.
Резюмируя изложенное, можно констатировать, что в процессе заимствования и развития норм правовых актов СССР, отдельные из которых продолжают действовать и сегодня9, к средине 90-х гг. XX в. в российском праве были созданы основы, а к настоящему времени завершилось формирование правового института реабилитации жертв политических репрессий, правовая природа которого заслуживает специального исследования.
Список литературы
1. Акимов М. Насильственные депортации населения в светоче демократии - США / М. Акимов [Электронный ресурс]. - URL: http://maxim-akimov.livejournal. com/348714.html.
2. Анайкин А. Депортации в США / А. Анайкин [Электронный ресурс]. - URL: http://proza.ru/2016/01/07/1234.
3. Андреев Ю. Н. Ответственность государства за причинение вреда: цивилистические аспекты / Ю. Н. Андреев. - Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2013.
4. Вандышев В. В. Уголовный процесс. Общая и Особенная части: учеб. для юрид. вузов и факультетов / В. В. Вандышев. - Москва: Контракт: Волтерс Клувер, 2010.
5. Веретенникова Е. В. Становление уголовно-процессуального законодательства о реабилитации в период с 1917 по 2002 гг. / Е. В. Веретенникова // Сибирский юридический вестник. - 2005. - № 2.
6. Власть и диссиденты. Из документов КГБ И ЦК КПСС. - Москва, 2006.
5 СЗ РФ. 2014. № 33. Ст. 4595; 2015. № 2. Ст. 496.
6 СЗ РФ. 2013. № 30 (ч. 2). Ст. 4179; 2015. № 14. Ст. 2120.
7 URL: http://rk.gov.ru/rus/docs_republic.htm?page=11.
8 URL: http://sevzakon.ru/view/laws/bank/?start=100.
9 См.: Чорновол Е. П. Периодизация эволюции правового института, процесса и теории реабилитации жертв политических репрессий [Электронный ресурс] // Юридические исследования. 2015. № 11. DOI: 10.7256/2409-7136.2015.11.16704. URL: http://e-notabene.ru/lr/article_16704.html.
7. Володин А. Американский ГУЛАГ [Электронный ресурс] / А. Володин. - URL: http://topwar.ru/78159-ame-rikanskiy-gulag-a-oni-vse-o-stalinskih-repressiyah.html.
8. Гаврилов Д. В. Двойные стандарты в оценке внутренней политики стран антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны [Электронный ресурс] / Д. В. Гаврилов. - URL: http://history.milportal.ru/2012/02/ dvojnye-standarty.
9. Газдюк Н. В. Общественное движение российских немцев: внутренние и внешние аспекты информационного обмена в 90-е годы: автореф. дис. ... канд. ист. наук / Н. В. Газдюк. - Москва, 2000.
10. Громыко А. В. Эволюция социально-политического движения российских немцев за сохранение этноса и национальной культуры: середина XX в. - начало XXI в.: автореф. дис____канд. ист. наук / А. В. Громыко. - Москва, 2006.
11. Действующее международное право. - Москва: Московский независимый институт международного права, 1997. - Т. 3.
12. Капустина М. А. О понятии «правовое поле» / М. А. Капустина // Правоведение. - 2006. - № 6. - С. 220222.
13. Константинов П. Институт реабилитации / П. Константинов, А. Стуканов // Законность. - 2004. - № 7.
14. Королева Л. А. Национальное движение немцев в СССР (1950-1980) / Л. А. Королева, Д. М. Гринцов // Общество: философия, история, культура. - 2014. - № 1.
15. Кузнецова Н. Ф. Проблемы квалификации преступлений: лекции по спецкурсу «Основы квалификации преступлений» / Н. Ф. Кузнецова; науч. ред. В. Н. Кудрявцев. - Москва: Городец, 2007.
16. Мамичева С. В. Права жертв преступлений и злоупотреблений властью / С. В. Мамичева // Журнал российского права. - 2001. - № 7
17. Матвеев А. Н. Правовой институт реабилитации в российском уголовном процессе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А. Н. Матвеев. - Москва, 2009.
18. Муртазалиев В. Ю. Конституционно-правовая реабилитация репрессированных народов Северного Кавказа: автореф. дис____канд. юрид. наук / В. Ю. Муртазалиев. - Махачкала, 2005.
19. Оришич Е. Г. Административно-правовой метод противодействия диссидентской деятельности и его применение советскими правоохранительными органами в начале 1960-х гг. / Е. Г. Оришич // Общество и право. - 2009. - № 2
20. Панкратова Л. А. Национально-культурная автономия в России: по материалам автономии российских немцев: автореф. дис____канд. юрид. наук / Л. А. Панкратова. - Казань, 2002.
21. Петров А. Г. Реабилитация жертв политических репрессий: историко-правовой анализ: автореф. . дис. д-ра юрид. наук / А. Г. Петров. - Нижний Новгород, 2006.
22. Петрухин И. Л. Реабилитация / И. Л. Петрухин // Законодательство. - 2004. - № 3.
23. Подкова К. Депортация по-европейски [Электронный ресурс] / К. Подкова. - URL: http://chert-poberi. ru/interestnoe/deportaciya-po-evropejski.html.
24. Полян П. Две депортации: японская - в США и немецкая - в СССР [Электронный ресурс] / П. Полян. -URL: http://www.partner-nform.de/partner/detail/2011/ 12/235/5182.
25. Полян П. Не по своей воле... История и география принудительных миграций в СССР / П. Полян. - Москва: ОГИ - Мемориал, 2001.
26. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: в 3 т. / под ред. П. В. Крашенинникова. - Москва: Статут, 2011. -Т. 3.
27. Рассказов Л. П. Предпосылки формирования диссидентства как политической формы протестного движения в СССР (середина 50-х - середина 60-х годов XX в.) / Л. П. Рассказов, Е. Г. Оришич // История государства и права. - 2009. - № 14.
28. Рохлин В. И. Институт реабилитации в российском законодательстве (возникновение, развитие, понятие, перспективы) / В. И. Рохлин, С. И. Захарцев, М. А. Миронов, А. П. Стуканов. - Москва: Юридический центр Пресс, 2007.
29. Смирнова Т. Б. Динамика численности немцев в России от манифестов Екатерины II до наших дней / Т. Б. Смирнова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6.
30. Федотов А. А. Русская Православная Церковь и религиозные диссиденты в 60-80-е годы ХХ века [Электронный ресурс] / А. А. Федотов. - URL: http://www. bogoslov.ru/text/3946671.html.
31. Хузина Н. А. Особенности уголовно-процессуальной реабилитации лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности за преступления против государственной власти: автореф. дис. ... канд. ист. наук / Н. А. Хузина. - Воронеж, 2007.
32. Чорновол Е .П. Периодизация эволюции правового института, процесса и теории реабилитации жертв политических репрессий [Электронный ресурс] / Е. П. Чорновол // Юридические исследования. - 2015. -№ 11. - DOI: 10.7256/2409-7136.2015.11.16704. - URL: http://e-notabene.ru/lr/article_16704.html.
33. Чорновол Е. П. Гражданско-правовой институт предупреждения причинения, возмещения и компенсации вреда: понятие и система / Е. П. Чорновол // Актуальные проблемы российского права. - 2015. - № 8.
34. Шалумова Н. Э. Проблемы организации работы правоохранительных и судебных органов по реабилитации: автореф. дис____канд. юрид. наук / Н. Э. Шалумова. - Екатеринбург, 2007.
35. Шевченко А. С. Деликтные обязательства в российском гражданском праве: учеб. пособие / А. С. Шевченко, Г. Н. Шевченко. - Москва: Статут, 2013.
36. Широкорад А. Великая депортация. Трагические итоги Второй мировой / А. Широкорад. - Москва: Вече, 2015.