К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОЦЕССА РЕАБИЛИТАЦИИ РЕПРЕССИРОВАННОГО КАЛМЫЦКОГО НАРОДА
Л.М. САВИНА
адъюнкт кафедры истории государства и права Московского университета МВД России Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства, история учений о праве и государстве
Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор Михайлова Н.В.
Рецензент: кандидат юридических наук, доцент Куликова С.Г.
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматривается проблема становления и развития правового обеспечения процесса реабилитации репрессированного калмыцкого народа. Делается попытка проследить процесс взаимоотношений калмыцкого и русского народа на протяжении от возникновения данных взаимоотношений до сегодняшнего дня и выявить причины репрессий в отношении калмыцкого народа. Проводится анализ положения нормативных актов, регламентирующих репрессивные меры и процесс реабилитации репрессированных народов в целом, и калмыцкого народа в частности. Освещается роль общественных организаций в проведении процесса реабилитации репрессированных народов. В заключительной части определяются мероприятия, проводимые Российской Федерацией для решения вопросов, связанных с реабилитацией репрессированных народов.
Ключевые слова: реабилитация, репрессии, улусы, спецпоселение, переселенцы, правовое обеспечение, правовое положение, репрессивные меры, национальная принадлежность, территориальная целостность.
THE QUESTION OF LEGAL PROCESS OF THE REHABILITATION
OF REPRESSED KALMYK
L.M. SAVINA
Associate Professor of history, State and law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Аnnotation. The subject area of this article is the problem of formation and development of legal support of the process of rehabilitation of repressed Kalmyk people. The author makes an attempt to retrace the process of relationships Kalmyk and Russian people during the occurrence of such relationships to the present day and to identify the causes of the repression of the Kalmyk people. The analysis of provisions of normative acts regulating the repressive measures and the process of rehabilitation of the repressed peoples in General, and in particular of the Kalmyk people. Discusses the role of public organizations in the process of the rehabilitation of repressed peoples. In the final part determines measures undertaken by the Russian Federation for solution of issues associated with the rehabilitation of repressed peoples.
Keywords: rehabilitation, repression, uluses, banishment, displaced persons, legal support, legal status, repressive measures, national identity and territorial integrity.
Процесс реабилитации репрессированных народов в целом и калмыцкого народа в частности является одной из важнейших проблем современности; по состоянию на сегодняшний день он далек от завершения. Обращение к истории правового регулирования взаимоотношений калмыцкого и россий-
ского народов поможет внести ясность в события, происходившие в XX столетии и скорректировать политику проведения реабилитационных меропри-ятий1.
Начало русско-калмыцким отношениям положено русским царем Иваном Грозным, который в сво-
их посланиях купцам Строгановым прямо указывал на необходимость приобщения соседних народов к торговле с русским государством, в том числе и с калмыками2. По мере формирования торговых отношений со временем встал вопрос об установлении отношений подданства. Так в мае 1607 г. калмыцкие тайши послали своих послов в Томск с просьбой о принятии их в русское подданство. Томский воевода донес об этом в Москву, откуда ему поступили указания об обеспечении прибытия туда калмыцких представителей.
Калмыцкие послы появились в Москве в 1608 г. во время правления Василия Шуйского. Итогом стало принесение калмыцкими тайшами шерти на подданство Русскому государству и посещение русскими послами калмыцких улусов. В середине XVII в. на территории между Доном и Волгой было образовано Калмыцкое ханство.
Установившиеся взаимоотношения государств иногда имели отклонения от выбранной ими линии, но они не были существенными и длительными, поскольку каждая из сторон преследовала вполне определенные интересы. Калмыки рассчитывали на помощь со стороны русского государства против недружественных соседей, определение территории кочевий и развитие экономических связей. Русское государство, не имея поддержки со стороны местного населения, стремилось к мирному способу разрешения конфликтов и поддержанию своей власти.
Таким образом, характерной чертой русско-калмыцких взаимоотношений в XVII в. было стремление к добровольному вхождению калмыков в состав русского государства, в чем были заинтересованы обе стороны.
С конца XVII в. калмыки начинают активно привлекаться на службу для охраны границ российского государства. Правительство, заинтересованное в превращении калмыков в служилое военное сословие, прикладывало к этому немало усилий. Так, начиная с 1694 г. властями было определено выдавать приписанным в казачье сословие калмыкам постоянное жалованье в размере 50 руб. в год. Всего к этому году в войске донском насчитывалось около 600 калмыков3. Постепенно из Калмыцкого ханства выделились и уже не возвращались в его состав образованные особые поселения донских и чугуевских калмыков.
Одновременно российское государство начинает проводить политику колонизации земель, которая к началу 60-х годов XVIII в. охватила территорию от левого берега Волги до Царицына, следствием чего стала земельная теснота, которая довольно ощутимо сказалась на кочевом скотоводческом хозяйстве калмыков. Множество земельных споров, возникших между русскими, калмыками и иностранными поселенцами заставило правительство вмешаться в этот вопрос и отдать распоряжение о составлении карты спорных районов.
Однако, принятое решение было запоздалым, поскольку в 1771 г. большая часть калмыцких тай-шей приняла решение о возвращении на свою историческую родину в Джунгарию.
Реакцией на это событие стал указ Екатерины II от 19 октября 1771 г. о ликвидации Калмыцкого ханства. В каждый улус был назначен пристав, вопросами калмыков стала заниматься Калмыцкая канцелярия, подчиненная Астраханскому губернатору. В целом XVIII столетие характеризуется осложнением российско-калмыцких отношений, связанным с проведением колонизации земель и, как следствие этого процесса, ухудшением положения калмыцкого народа, закончившееся окончательной ликвидацией самостоятельности калмыцкого ханства.
История калмыков в пределах Российской империи в XIX в. — это история той части калмыцкого народа, которая осталась в приволжских степях после ухода части калмыков в Джунгарию в 1771 г. В XIX столетии условия жизни калмыков, по сравнению с предшествовавшими веками, существенным образом изменились.
Ликвидация ханской власти позволила царскому правительству установить более полный административный контроль над жизнью населения Калмыкии, делившейся теперь на 9 улусов. Такое территориальное деление с небольшими изменениями просуществовало вплоть до 1917 г.
События начала XIX в., связанные с Отечественной войной 1812 г. способствовали сближению русского и калмыцкого народов. Император Александр I в 1811 г. указом повелел сформировать Ставропольский Калмыцкий полк, а из жителей Калмыцких улусов Астраханской губернии были сформированы 1-й и 2-й Калмыцкие полки4. Таким
образом, против иноземных завоевателей вели совместную борьбу русский, калмыцкий и другие народы России.
Российское государство проводило политику русификации калмыцкого народа, не вторгаясь в сферу их национального государственного устройства, сложившейся религии и традиций.
В начале следующего столетия колонизация продолжилась и приняла более жесткий характер. Это нашло свое отражение в ходе осуществления аграрной реформы П.А. Столыпина. Земельные пространства Калмыцкой степи, неиспользуемые оседлым населением, привлекали растущее население русских и украинских сел, крестьянская верхушка которых расширяла свое хозяйство за счет обезземеливания бедноты. Законом от 6 июня 1904 г. о переселении сельских обывателей и мещан-земле-дельцев5 царское правительство дало возможность этим слоям населения расширить свои владения на территории Калмыкии.
В итоге аграрная политика царского правительства вела к возникновению антагонизма между русским и украинским крестьянством, особенно его кулацкой верхушкой, и местным населением Калмыцкой степи. Крестьянская колонизация имела и другие последствия: она активизировала переход калмыцких хозяйств от кочевого скотоводческого быта к оседло-земледельческому, причем кочевник-калмык именно у русского крестьянина заимствовал опыт ведения земледелия.
Еще одним примером активного участия калмыцкого народа в истории российского государства является привлечение человеческих и материальных ресурсов Калмыкии для обеспечения нужд Первой Мировой войны. Так, на основании Указа Николая II от 25 июня 1916 г. «О привлечении мужского инородческого населения империи для работ по устройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии, а равно для всяких иных, необходимых для государственной обороны работ»6 привлекались мужчины других национальностей в возрасте от 19 до 43 лет.
С возникновением Советского государства происходит дальнейшее развитие взаимоотношений калмыцкого и русского народов. В 1920 г. в улусах Калмыкии устанавливается Советская власть.
В этом же году на первом общекалмыцком съезде Советов провозглашается Калмыцкая автономная область в составе РСФСР и утверждается «Декларация прав калмыцкого трудового народа»7. Однако, гражданская война расколола калмыцкий народ на сторонников и противников Советской власти. Последние, впоследствии, эмигрировали в страны Западной Европы.
Сторонники активно строили социализм, осуществив окончательный переход от кочевого к оседлому образу жизни. Советская власть способствовала ликвидации безграмотности и экономическому развитию Калмыкии.
В 1935 г. Калмыцкая автономная область была преобразована в Калмыцкую автономную совет-сккую социалистическую республику.
В 1937 г. Верховным Советом Калмыцкой АССР была принята конституция республики, которая подтвердила калмыцкую государственность.
В 1920—1940-е гг. Советское государство начинает политику переселения многих народов, в частности и калмыков. Делая это под предлогом необходимости освоения новых территорий, советская власть, таким образом, подавляла сопротивление проводимой ею антирелигиозной и экономической политике, а в предвоенные и военные годы — устраняла возможность предательства.
В Калмыкии в конце 1920 — начале 1930-х гг. действовали повстанческие организации, организованные буддийским руководством. Атеизм и его пропаганда советской властью, закрытие церквей и преследование верующих способствовали формированию оппозиции в лице религиозных деятелей и организаций, в частности буддийского духовенства. Обвинение в том, что оно принимало участие в контрреволюционных организациях, обернулось для него массовыми репрессиями8. В начале 1930-х годов, после закрытия калмыцкой духовной академии «Чееря», группа молодых ламаитов, ранее отправленных на учебу в Лхассу не вернулась на родину.
В период с 1926 г. по 1943 г. по Калмыкии был установлен определенный лимит населения, который подлежал репрессиям по национальному признаку: бывшие кулаки, уголовники и активный антисоветский элемент.
По данным переписи населения в 1926 г. на территории Калмыцкой области проживало
107 026 человек; в СССР — 129 206 человек, а в 1939 г. численность калмыков на территории Калмыцкой АССР — 107 315, а в СССР — 134 402 человек. Доля коренного населения в составе Калмыкии уменьшилась с 75,39% в 1926 г. до 48,6% в 1939 г.9.
По сведениям О.Б. Мазохина в Калмыкии были репрессированы: 1926 г. — 21 чел.; 1927 г. — 115 чел.; 1930 г. — 300 чел.; 1932 г. — 225 чел.; 1937 г. — 848 чел.; 1938 г. — 164 чел.; 1939 г. — 62 чел.; 1943 г. — 775 чел.10. Как видно из приведенных выше сведений пик репрессий приходится на 1937 и 1943 гг.
В августе 1942 г. Калмыкия была оккупирована фашистами. На оккупированной территории действовали партизанские отряды, калмыки воевали в рядах советской армии. Продвижение гитлеровских войск по территории Калмыцкой АССР в сентябре 1942 г. было остановлено частями 51-й и 28-й армий, а также частями 110-й отдельной Калмыцкой кавалерийской дивизии в районе Улан Хола и Зен-зелей. Решающие бои завязались на Астраханском направлении у Хулхуты.
Немцам удалось оккупировать полностью 5 и частично 3 улуса, из 13-ти. В занятых улусах фашисты установили режим жестокого террора и насилия. Действовали военно-полевые комендатуры, военные отряды СС и СА. В помощь им на местах были срочно созданы городские и волостные управы, полиция. За неповиновение оккупационным властям людей истязали и расстреливали. Только в Западном улусе, по неполным данным, фашисты расстреляли 79 человек, в Элисте — более 800 чел. Около 20 тыс. мирных жителей и советских военнопленных из числа лиц, находящихся на оккупированной территории, было расстреляно и замучено. Однако, и в этих условиях население оказывало сопротивление11. С начала войны в Красную армию было призвано 30 тысяч калмыков. В 1942—1943 гг. на стороне советских войск было подготовлено 380 агентов и диверсантов из калмыцкого населения.
Но, с другой стороны, на территории оккупированный фашистами ими в 1942 г. был создан калмыцкий кавалерийский корпус, состоящий из 5 тысяч человек, который в последствие вошел в состав СС12. Этот факт и стал решающим в дальнейшей судьбе Калмыкии.
27 декабря 1943 г. М.И. Калининым был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О ликвидации калмыцкой АССР и образования Астраханской области в составе РСФСР» за № 115/14413 в соответствии, с которым предполагалось территорию Калмыкии передать соседней Астрахани, а население переселить. Обосновывались эти действия необходимостью урегулирования национального конфликта, связанного с массовыми противоправными действиями против советской власти и Красной армии.
Районы Калмыкии частично вошли в подчинение ставропольского края, ростовской области, астраханской и сталинградской области, город Элиста был переименован в город Степной. Распределение калмыков предлагалось таким образом: алтайский край — 6 606 семей, красноярский край — 6 649 семей, новосибирская область — 6 659 семей, омская область — 7 954 семьи14. Часть калмыков была депортирована.
Депортация калмыков в Сибирь, проводившаяся в декабре 1943 г. на основании Постановления СНК от 28 декабря 1943 г. № 1432/425сс «О выселении калмыков, проживающих в Калмыцкой АССР»15, носила кодовое название «Улусы». Переселенцам советская власть должна была оказывать необходимую помощь по их транспортировке, обустройству и трудоустройству.
Однако, документы НКВД СССР свидетельствуют о высокой смертности переселенцев.
В письме начальнику УНКВД по Красноярскому краю полковнику госбезопасности тов. Семенову № 1/16334 от 10 августа 1944 г. говорится:
«.. .из числа последних умерло 826 чел., но причины смертности не освещены. Прошу Вас расследовать причины большой смертности указанных спецпереселенцев и результаты расследования сообщить»16. Начальник отдела спецпоселений УНКВД области Г. Жуков сообщал в докладной записке в центр: «Калмыки прибывали в Новосибирскую область с декабря 1943 г. Основная масса прибыла в январе 1944 г. Было принято 16 379 чел. По пути следования умерли 193 чел. Госпитализировано 224 чел, из них умерли 39 чел, сыпной тиф, ... В 1944 г. из числа выселенных умерло 1 510 чел.»17.
Среди причин смертности калмыков — переселенцев отмечались болезни, отсутствие теплой
одежды, неприспособленность к суровому климату, голод.
В ходе проведения операции по депортации калмыков имели место путаница, несогласованность между ведомствами. Поэтому эшелоны часто прибывали в районы, неподготовленные к принятию людей, следствием чего была высокая смертность.
На бедственное положение переселенцев было обращено внимание партийных и советских органов. Всего в 1943—1944 гг. из европейской части РСФСР было депортировано и снято с фронтов более 100 тысяч калмыков18.
Постановлением СНК № 35 от 8 января 1945 г. «О правовом положении спецпереселенцев»19 определялся их статус. Наделяя переселенцев всеми правами граждан СССР, постановление предусматривало и ряд ограничений. Одним из таких ограничений являлся запрет на перемещение за пределы района расселения без разрешения коменданта спецкомендатуры НКВД. Нарушение установленного режима рассматривалось как побег и влекло за собой уголовную ответственность.
Обо всех изменениях, происходивших в семье спецпереселенца, таких как рождение ребенка, смерть члена семьи, побег и т.д., необходимо было сообщать в спецкомендатуру НКВД в 3-х дневный срок. В случае нарушения установленного общественного порядка на спецпереселенца накладывался штраф в размере до 100 руб. или арест до 5 суток.
Постепенно положение стало меняться. Из информационной сводки в конце апреля 1944 г. трудовое использование спецпереселенцев в крае улучшилось. Так, из 5 704 трудоспособных спецпереселенцев калмыков, расселенных в колхозах, работало 3 885 чел.; в совхозах из 1 279 трудоспособных работало 1 155 чел. Советское правительство предоставило переселенцам ссуду в сумме 3 400 тыс. руб.
20
на индивидуальное строительство.
В 1945—1948 гг. начался новый этап переселения. Калмыки, прибывшие в Сталинградскую область из Красной армии, репатрианты, освобожденные из мест заключения, были направлены в Свердловскую область. Демобилизованных направляли в Новосибирскую область. Все калмыки, проживающие на территории Москвы и других городов, были
депортированы. Выселялись из районов Северного Кавказа терские калмыки. Начиная с 1945 г., на восток направлялись отдельные группы калмыков, находившиеся в лагерях восточно-европейской территории СССР. Всего на апрель 1945 г. в Алтайском, Красноярском краях, Кзыл-ординской, Новосибирской, Омской, Свердловской, Томской и Тюменской областях находилось 82 397 калмыков; из них детей до 16 лет — 39 951. На апрель 1946 г. из-за лишений и тягот переезда, голода, ненормального медицинского обслуживания из всех переселившихся калмыков умерло 14 343 чел.
Несмотря на то, что калмыки осваивались на новых местах, социальная обстановка оставалась напряженной. В связи с этим 26 ноября 1948 г. был принят Указ Президиума Верховного совета СССР «Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдаленные районы советского союза в период Отечественной войны»21. Была создана комиссия по проверке наличия калмыков в местах их проживания. По итогам проводимых мероприятий переселенцы переводились на спецпоселение навечно без права возврата к местам проживания, за самовольный выезд, приравниваемый к побегу, предусматривалась мера наказания в 20 лет каторжных работ.
По своей сущности принудительное выселение Калмыцкого народа с территории их постоянного проживания является жестоким и трагическим событием; оно проводилось не за уголовные и политические преступления, а по этническому признаку только за то, что они принадлежали к определенной национальности. Огромные материальные и людские потери, нужда, голод, унижение и полное бесправие явились тяжелыми последствиями этих репрессий и отразились на генофонде и культуре этого народа, нанесли ощутимый ущерб ее государственности и экономике.
С середины 50-х гг. ситуация постепенно меняется — начинается медленный процесс восстановления прав высланных народов. Большую роль в этом сыграл доклад Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях», сделанный 25 февраля 1956 г. Прошло чуть меньше месяца и Указом Президиума ВС СССР от 17 марта «О снятии ограничений в правовом положении с калмыков и членов их
семей, находящихся на спецпоселении» с калмыков и членов их семей были сняты ограничения, однако это не давало им возможности возвращения в места, откуда они были выселены22.
Указом Президиума ВС СССР от 9 января 1957 г. «Об образовании Калмыцкой автономной области в составе РСФСР» была восстановлена национальная автономия калмыцкого народа23. Однако, территориальный вопрос так и остался не решенным, поскольку ряд земель отошел к соседним областям и не был возвращен в состав калмыцкой республики.
Политика гласности и перестройки, проводимая в СССР с середины 1980-х гг. позволила вновь обратить внимание на данный вопрос. 14 ноября 1989 г. Верховный Совет СССР принял Декларацию «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению и обеспечению их прав»24 и процесс реабилитации возобновляется.
Очередным шагом государства становится отмена в 1991 г. актов высших органов власти СССР, разрешавших проведение репрессивных мер против отдельных народов25. Следствием этого становится снятие грифа секретности и рассекречивание соответствующих актов правительства СССР.
В апреле 1991 г., российское правительство приняло Закон «О реабилитации репрессированных народов», ставший правовой основой проведения реабилитации репрессированных народов26. Данный закон определяет, какие народы можно отнести к репрессированным, а также понятие и виды реабилитации. Так, ст. 2 Закона «О реабилитации репрессированных народов» определяет, что репрессированными признаются народы, обладающие признаками национальной принадлежности, в отношении которых проводилась политика насильственного переселения, ликвидации их национально-государственных образований и установление режима спецпоселений в местах их переселения. В соответствии со ст. 3 под реабилитацией понимается признание и осуществление прав народов на восстановление территориальной целостности, национально-государственных образований, возмещение ущерба, причиненного
27
государством27.
В связи с тем, что закон был принят на уровне российского государства, а не союзного, все бремя по его реализации легло на российское государство.
С марта 1991 г. народы, подвергшиеся депортации, а также родившиеся в местах выселения до 11 февраля 1957 г. получили от государства пособие в размере 500 тыс. (неденоминированных) рублей или 500 руб. За конфискованное имущество и домовладение каждая высланная семья получала компенсацию (от 40 до 100 МРОТ), что естественно не покрывало стоимости утраченного в результате депортации имущества. Время, проведенное на спецпоселении, в трудовой стаж засчитывалось с 14 лет. Депортированным были предоставлены льготы (коммунально-бытовые и другие).
Следующим этапом в процессе реабилитации в 1992 г. Указом президента РФ № 800 «О неотложных мерах по государственной поддержке социально-экономического развития Республики Калмыкия — Хальмг Тангч»28 предусматривается система мер, направленных на поддержку социально-экономического развития республики Калмыкия, а именно выделении кредитов на развитие отраслей народного хозяйства, возрождение национальной культуры, образования, науки и здравоохранения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 г.29 утверждена Федеральная программа социально-экономического развития Калмыкии и определены источники ее финансирования. При ее составлении ставилась задача определения перечня духовных, культурных и культовых ценностей, принадлежащих калмыцкому народу, которые находятся в разных организациях РФ и определить правовые, финансовые и материальные условия их возвращения Калмыкии. Однако, экономический спад российского государства в 1998 г. не позволил осуществить финансирование программ по государственной поддержке развития репрессированных народов. Впоследствии с 2006 г. были отменены льготы депортированным народам и наложен мораторий на право восстановления территориальной реабилитации на неопределенный срок.
Достаточно острой остается проблема возвращения представителей репрессированных народов на историческую родину, поскольку отсут-
ствует механизм взаимодействия государств СНГ по реализации этой задачи. Напомним, что «Соглашение по вопросам, связанным с восстановлением прав депортированных лиц, национальных меньшинств» от 9 октября 1992 г., подписанное в Бишкеке не ратифицировано парламентами стран СНГ.
Огромную роль в решении проблемы национально-культурного возрождения репрессированных народов играют общественные организации. Например, Конфедерация репрессированных народов и Фонд репрессированных народов и граждан. Одним из важных достижений этих организаций является их открытое участие в разработке законов, а так же юридическом сопровождении защиты репрессированных народов. Помимо этого ведется строительство мемориальных комплексов, создаются фильмы, выходят книги, в частности в Калмыкии был проведен фестиваль «Преодоление»30.
Для решения вопросов, связанных с реабилитацией репрессированных народов, в Российской Федерации проводятся съезды, конференции, в которых принимают участие представители не только РФ, но и представители международных организаций. Так, 16 мая 2013 г. в г. Черкесске Карачаево-Черкесской республики была проведена первая Международная конференция репрессированных народов «Права репрессированных народов в современном мире (к 70-летию начала депортации народов Юга России)», что подчеркнуло актуальность проблемы репрессированных народов на настоящий момент. Одним из наиболее важных решений конференции явилось создание Координационного совета репрессированных народов Юга России для обсуждения и решения на системной основе текущих проблем социально-экономического и культурного развития в рамках реабилитационного процесса. Проводимые научные конференции и форумы не только актуализируют процессы реабилитации, но и способствуют определению путей совершенствования правового регулирования реабилитации репрессированных народов.
Литература
1. Декларация прав калмыцкого трудового народа // Советская Калмыкия. 1990. 23 октября.
2. Декларация о признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению и обеспечению их прав / Свод законов СССР. 1990. Т. 10.
3. Закон от 6 июня 1904 г. «О переселении сельских обывателей и мещан-земледельцев» / Собрание узаконений. 1908. 5 апреля. Отд. I.
4. Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» / Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 12.
5. Постановления СНК от 28 декабря 1943 г. № 1432/425сс «О выселении калмыков, проживающих в Калмыцкой АССР» / ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 47а. Д. 3205. Л. 13—14.
5. Постановление Верховного Совета СССР от 7 марта 1991 г. № 2013-1 « Об отмене законодательных актов в связи с Декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 г. «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению и обеспечению их прав» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1991. № 11.
7. Постановление Правительства РФ № 303 «О Федеральной целевой программе социально-экономического развития Республики Калмыкия и национально-культурного возрождения калмыцкого народа» / Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 12.
8. Указа Николая II от 25 июня 1916 г. «О привлечении мужского инородческого населения империи для работ по устройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии, а равно для всяких иных, необходимых для государственной обороны работ» / Собрание узаконений и распоряжений правительства. 6 июля 1916 г. № 182. отдел 1.
9. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1943 г. «О ликвидации калмыцкой АССР и образования Астраханской области в составе РСФСР» за № 115/144 / Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. Ч. I. Курск.: ГУИПП Курск, 1999.
10. Указ Президиума Верховного совета СССР от 26 ноября 1948 г. «Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдаленные районы советского союза в период Отечественной войны» / Информационно-правовая система Консультант Плюс. Вып. 20.
11. Указом Президиума ВС СССР от 17 марта 1956 г. «О снятии ограничений в правовом положении с калмыков
и членов их семей, находящихся на спецпоселении» / Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. Ч I. Курск.: ГУИПП Курс, 1999.
12. Указом Президиума ВС СССР от 9 января 1957 г. «Об образовании Калмыцкой автономной области в составе РСФСР» / Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. Ч. I. Курск.: ГУИПП Курск, 1999.
13. Указ Президента РФ № 800 «О неотложных мерах по государственной поддержке социально-экономического развития республики Калмыкия — Хальмг Тангч» от 23 июля 1992 г. / Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992. № 4.
14. http:// kalmyk.info/index.php/en/menu-hystory/3-new-kalmyk-hystory/245-2013-03-13-04-19-17 / Боромангнаев Б.Б. Депортация = Геноцид
15. http:// www.nutug.ru/biblioteka/bugai_n_f/2.htm / Бугай Н.Ф. Операция «Улусы».
16. Верность долгу. Элиста. изд. 1—2, 1986—1987.
17. «Калмыки: выселение, возвращение, возрождение. 1943—1959 гг.». Элиста, 2007.
18. Мозохин О.Б. Право на репрессии. Внесудебные полномочия органов государственной безопасности: Статистические сведения о деятельности ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ (1918—1953): Монография. М.: Кучково поле, 2011.
19. Михайлова Н.В. История государства и права России (XIX — начало XXI в.): учебное пособие. М.: КНОРУС, 2014.
20. Народное ополчение в Отечественной войне 1812 г. Сб. документов /под. Ред. Л.Г. Бескровного. М.: АН СССР, 1962.
21. Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. М.: Наука, 1967.
22. http://archivesjournal.ru/?p=4699 / Сабанчиев Х.А. Закону РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» — 20 лет. // Научно-просвятительский журнал Архивы и общество. № 21.
23. http://militera.lib.ru/research/hoffmann_i4/02.html / Хоффман Иоахим «Калмыки и немцы 1942—1945».
1 Михайлова Н.В. История государства и права России (XIX — начало XXI в.): учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2014. С. 77—78.
2 РГАДА Ф. Р-119, ОП. 2, Д. 36, Л. 72.
3 Очерки истории Калмыцкой АССР Дооктябрьский период. М.: Наука, 1967. С. 28.
4 Народное ополчение в Отечественной войне 1812 г. Сб.
документов / под. Ред. Л.Г Бескровного. М.: АН СССР, 1962. С. 484.
5 Закон от 6 июня 1904 г. О переселении сельских обывателей и мещан-земледельцев // Собрание узаконений. 1908.
5 апреля. Отд. I. С. 333.
6 Собрание узаконений и распоряжений правительства.
6 июля 1916 г. № 182. Отд. 1. С. 1747.
7 Журнал Советская Калмыкия. 1990, 23 октября.
8 Верность долгу. Элиста. изд. 1—2, 1986—1987. С. 5.
9 Боромангнаев Б.Б. Депортация = Геноцид / http:// kalmyk. info/index. php/en/menu-hystory/3-new-kalmyk-hysto -ry/245-2013-03-13-04-19-17
10 Мозохин О.Б. Право на репрессии. Внесудебные полномочия органов государственной безопасности: Статистические сведения о деятельности ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ (1918—1953): Монография. М.: Кучково поле, 2011. С. 315—320.
11 Бугай Н.Ф. Операция «Улусы». Элиста. С. 65. / http:// www.nutug .ru/biblioteka/bugai_n_f/2.htm
12 Хоффман Иоахим «Калмыки и немцы 1942—1945». / http://militera.lib.ru/research/hoffmann_i4/02.html
13 Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. Ч. I. Курск.: ГУИПП Курск, 1999. С. 176.
14 Бугай Н.Ф. Операция «Улусы». Элиста. С. 20. / http:// www.nutug .ru/biblioteka/bugai_n_f/2.htm
15 ГАРФ. Ф. Р-9479. ОП. 1. Д. 136. Л. 3-6.
16 Бугай Н.Ф. Операция «Улусы». С. 10. / http://www.nutug. ru/biblioteka/bugai_n_f/2. htm
17 Там же.
18 «Калмыки: выселение, возвращение, возрождение. 1943—1959 гг.». Элиста, 2007. С. 113.
19 ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 47а. Д. 3205. Л. 13—14.
20 Бугай Н.Ф. Операция «Улусы». С. 23. / http://www.nutug. ru/biblioteka/bugai_n_f/2. htm
21 Информационно-правовая система Консультант Плюс. Вып. 20.
22 Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. Ч. I. Курск.: ГУИПП Курск, 1999. С. 187.
23 Там же. С. 188.
24 Свод законов СССР Т. 10, 1990. С. 229.
25 Постановление Верховного Совета СССР от 7 марта
1991 г. № 2013-1 « Об отмене законодательных актов в связи с Декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 г. «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению и обеспечению их прав» / Ведомости СНД СССР и ВС СССР, 1991. № 11. С. 302.
26 Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» / Собрание законодательства Российской Федерации, 1997. № 12. С. 1439.
27 Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» / Собрание законодательства Российской Федерации, 1997. № 12. С. 1439.
28 Указ Президента РФ № 800 «О неотложных мерах по государственной поддержке социально-экономического развития республики Калмыкия — Хальмг Тангч» от 23 июля
1992 г. / Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992. № 4. С. 189.
29 Постановление Правительства РФ № 303 «О Федеральной целевой программе социально-экономического развития Республики Калмыкия и национально-культурного возрождения калмыцкого народа» / Собрание законодательства Российской Федерации, 1997. № 12. С. 1439.
30 Сабанчиев Х.А. Закону РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» — 20 лет. Архивы и общество. Науч-но-просвятительский журнал. № 21. / http://archivesjournal. ru/?p=4699