Научная статья на тему 'Реабилитация участников вооруженных конфликтов'

Реабилитация участников вооруженных конфликтов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
266
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реабилитация участников вооруженных конфликтов»

ретают социально-бытовые и микросоциальные факторы. Индивидуальная программа реабилитации для них должна включать достаточный объем индивидуально подобранного восстановительного лечения, включая психотерапевтическую помощь, предоставление нуждающимся вспомогательных технических средств в быту, создание условий для социально-культу рного общения. При условии реализации перечисленных факторов и формирования у инвалида положительной установки на труд необходимо включать в реабилитационные программы мероприятия по организации трудовой деятельности.

Выводы:

1. Возрастная категория, уровень образования, высокий удельный вес инвалидов 3 группы являются благоприятными условиями для комплексного проведения реабилитационных мероприятий среди инвалидов — бывших сотрудников МВД.

2. Оценка психологических параметров личности инвалида, успешное выполнение психологического этапа реабилитации служат базисом для достижения результатов на всех последующих этапах интеграции инвалидов в общество.

РЕАБИЛИТАЦИЯ УЧАСТНИКОВ ! ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

Канд. психол. наук ИА. Андреева

Санкт-Петербургская академия МВД России

Последствия воздействия экстраординарных стрессовых событий на непосредственных участников и членов их семей приобретают в последние годы все большее значение. Однако в отечественной литературе проблема представлена малочисленными публикациями (Б.Д.Цыганков, 1992; В.К.Смирнов. 1990, 1992; С.В.Литвинцев. Ю.А.Мар-тынюк, Е.В.Снедков, 1992; С.Ф.Аляпкин, 1992; А.В.Смирнов, 1996).

Концепция носттравматических стрессовых расстройств (ПТСР) рассматривается как некая всеобщая модель, определяющая все формы психопатологических и психологических реакций после перенесенного травматического стрессового события. В этом плане показательным является введенное Ю. А. Александровским (1995) понятие "социально-стрессовое расстройство", включающее в себя неврозы. реактивные состояния, психопатии и алкоголизм.

Анализируя зарубежную англоязычную литературу по проблеме ПТСР, отметим, что многие авторы руководствуются не только научно-практичес-кой значимостью, но и необходимостью формиро-

вания ответственности общества за психическое здоровье его членов (J.R.Smith. 1981: J.P.Wilson, 1986: R.S.Epstein, 1989; C.R.Figley, 1985, 1986: R.Vehuda A.C. Mc Farlane. 1995).

Исследователи динамики постстрессовых состояний выделяют острый, отсроченный и хронический, затяжной варианты течения. Работы, основанные на материале войн в Афганистане и Чечне, а также других травматических стрессовых событий последних лет, показывают, что отмечается тенденция к значительному увеличению веса отсроченных и затяжных состояний неврологического и суб-неврологического уровня. Так. по приблизительным оценкам, частота ПТСР среди населения в целом достигает 1%, а среди лиц, перенесших травматическое стрессовое событие, — от 15 до 50% (C.R.Figley, 1985,1986: R.S.Epstein. 1989).

Согласно J.P. Wilson (1988) воздействие травматического стрессового события может приводить к следующим вариантам изменений:

1) формированию позитивных, адаптивных изменений, укреплению характера: 2) формированию негативных, дезадаптивных, патологических изменений личности; 3) усилению специфических предом ишнтных стадий развития эго: 4) развитию ПТСР без изменений личности: 5) развитию ПТСР в сочетании с патологическими изменениями личности.

Постстрессовые изменения личности могут включать весь диапазон уровней от акцентуаций до патохарактерологического развития личности. Они могут возникать непосредственно после стрессового события (чаще длительного) или в результате следующего за ним хронического постстрессового расстройства: невротического развития личности (Б. Д. Цыганков, 1992). постреакгивнош развития личности (В.А.Вяткина, 1991), ПТСР (M.J.Horowitz. D.Weiss, C.RMarmar, 1987;МКБ-Ю. 1994).

Постстрессовые расстройства также могут осложняться формированием алкоголизма, наркомании и психосоматических заболеваний (R.S.Epstein. 1989). Так, у ветеранов войны в Афганистане частота алкоголизма и наркомании составляет 15% (Б.Д.Цыганков, 1992), психосоматических расстройств сердечно-сосудистой системы — 31,7. желудочно-кишечного тракта— 12.2. нейродермита— 4,9% (В.А.Вяткина, 1991). Кроме того, выявляются начальные признаки атеросклеротического процесса (Г.П. Киндрас, О. А.Миронова. 1995) и раннее физическое старение организма в целом (А.Н. Краснянский. П.В.Морозов. 1995).

Говоря о последствиях воздействия экстремальных стрессовых событий, следует в первую очередь отметить, что воздействие охватывает все уровни человеческого организма и может вызывать изменения как психического, так и соматического характера. Несмотря на попытки разделить эти два аспек-

70

Психопебагогика в правоохранительных органах, 1999, №2 (10)

та на клиническом и даже этиологическом у ровне (В.А.Гиляровский. 1946; Е.К.Краснушкин, 1948), в целом правильней говорить о едином психосоматическом характере воздействия (Н.И.Фелинская, 1979).

В последнее время все большее значение начинают придавать роли постстрессового окружения. Особое внимание уделяется этой проблеме в работах. посвященных ветеранам боевых действий, однако имеются отдельные исследования и среди других групп жертв экстраординарных стрессовых событий. Переход от войны к миру, "стресс возвращения" (C.F.Shatan, 1985), "синдром демобилизации" (В.А.Гиляровский. 1948) могут быть не менее травматичными, чем само участие в боевых действиях.

Для возникновения и развития постстрессовых состояний большое значение имеют повторные психотравмирующис ситуации, как напоминающие о событии, так и отличные от него (В.Н.Мясищев и соавт.. 1945: О.В.Кербиков. 1947). По мнению D.K.Kentsmith (1980), отсутствие мер социально-психологической поддержки пережившим стрессовое событие — это один из факторов, способствующих развитию ПТСР и приобретению им затяжного характера. Большинство американских авторов единодушно подчеркивают значение, которое сыграли для развития ПТСР у ветеранов войн отсутствие поддержки общества и в целом негативное отношение населения к войне (S.M.Silver, W.E.Kelly. 1985: C.R.Figley. 1985, 1986,1988; J.R.Smith. 1981: J.D.Lindy. 1985).

Все перечисленное обусловливает необходимость комплексной терапии лиц, пребывавших в зонах вооруженных конфликтов, и членов их семей, включающей в себя коррекцию соматического состояния. психофармакотерапию и психотерапию.

С \ четом необходимости проведения реабилитационных мероприятий как участников воору женных конфликтов, пребывавших в экстремальных ситуациях, так и членов семей нам представляется весьма актуальным создание реабилитационной слу жбы дтя оказания специализированной психиатрической. психотерапевтической и психологической помощи с привлечением специалистов — психиатров. психотерапевтов, психологов и социальных работников, что позволит оказывать медико-психологическую помощь в требуемом объеме.

РАБОТА С АКЦЕНТУИРОВАННЫМИ ЛИЧНОСТЯМИ В ПЕРИОД ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Канд. пед. наук, доцент А.Ф.Караваев, нач.Учебного центра УИН ГУИН Минюста России В.А.Савенков, преподаватели В.А.Блинов, Н .Д.Ленберг

Учет типологии профилей акценту аций характеров необходим для решения многих проблем в профессиональной подготовке выпускников и молодых специалистов: при их адаптации к профессиональной деятельности; разрешении неизбежных конфликтов: формировании моделируемого повеления: прогнозировании посту пков и т.д. Например, на процесс профессионального становления, адаптации и формирования моделируемого поведения выпускников к учебе и служебной деятельности в образовательных учреждениях МВД. а молодых сотрудников — к профессиональной деятельности в ОВД большое влияние оказывают социально-психологический климат в коллективе, а также социально-экономические. политические, культурные аспекты нашего общества и др. Психические и психологические особенности самого субъекта также формируют его изнутри и являются внутренним его содержанием. Это говорит о необходимости и важности использования как внешних, так и. особенно, внутренних, психических факторов при разрешении конфликтов, прогнозировании и формировании моделирующего поведения у молодых специалистов. в частности, в период профессионального становления и адаптации их к деятельности. В психологии под характером понимается совокупность свойств личности, определяющих наиболее существенные аспекты социального поведения человека. Именно в этом смысле говорят, что у человека плохой или хороший, благородный или подлый характер. Эти свойства являются постоянными для данного человека, и поэтому, зная их, можно заранее прогнозировать его посту пки в конкретных ситуациях. Когда у человек;] отсутствует такой внутренний стержень, который определяет его поведение. говорят о бесхарактерности, отсутствии или слабости характера. Бесхарактерный человек — это человек, чье поведение зависит не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств Человек с характером, наоборот, отличается постоянством, определенностью поведения, хорошей адаптирован-ностью и меньшей личностной деформацией.

Ih нхопебагогика ч правоохранительных органах, 1999, ЛЬ2 (10)

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.