Научная статья на тему 'Реабилитация студентов специальной медицинской группы с заболеваниями сердечно-сосудистой системы в условиях технического вуза'

Реабилитация студентов специальной медицинской группы с заболеваниями сердечно-сосудистой системы в условиях технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
208
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДБОР / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ / ВЕГЕТОСОСУДИСТАЯ ДИСТОНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жданкина Е. Ф.

Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы позволяет подобрать физические упражнения и разработать индивидуальную оздоровительную программу, способствующую повышению адаптации к физическим нагрузкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жданкина Е. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реабилитация студентов специальной медицинской группы с заболеваниями сердечно-сосудистой системы в условиях технического вуза»

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения. - Киев, 1998.

3. Карпушин Б.А. - Исследование эффективности различных форм сочетания слова и наглядности при обучении физическим упражнениям учащихся среднего школьного возраста: автореф. дисс.... канд. пед. наук. - М., 1971. - 23 с.

4. Касьянов В.М., Фруктов А.Л. Изменение моторных актов человека при нарушении баланса между корковыми процессами возбуждения и торможения // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 3. - С. 184-191.

5. Меграбян А. Принцип «7-38-55» в общении по Альберту Меграбяну. -1971.

6. Москичев С.Г. Развитие точности оценки времени движений в различных условиях их восприятия: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1968. - 21 с.

7. Пыжов В.В. Когда вас не понимает ученик. «Говорят мастера плавания» (сборник статей по технике плавания и методике тренировки). - Вып. 1. - М.: Физкультура и спорт, 1962.

8. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М., 1974.

9. Филиппович В.И., Колтаков Л.С., Малинак В.И., Матвеев А.П. Об особенностях и взаимоотношениях некоторых проявлений способности овладевать двигательными действиями в школьном возрасте // Теория и практика физической культуры. - 1975. - № 2. - С. 41-46.

РЕАБИЛИТАЦИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

© Жданкина Е.Ф.*

Институт физической культуры, спорта и молодежной политики Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург

Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы позволяет подобрать физические упражнения и разработать индивидуальную оздоровительную программу, способствующую повышению адаптации к физическим нагрузкам.

Ключевые слова реабилитация, физические упражнения, индивидуальный подбор, оздоровительная программа, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, вегетососудистая дистония.

* Доцент кафедры Оздоровительной физической культуры, кандидат педагогических наук, доцент.

Жизнь организма возможна лишь при условии непрерывного поступления из внешней среды в ткани тела питательных веществ кислорода и воды (через желудочно-кишечный тракт и легкие) и выведения продуктов обмена веществ (углекислота, мочевина и др. через органы выделения - почки, легкие, кожу). При циркуляции крови по сосудам вещества, поступившие в организм, или удаляемые из него, перемещаются между различными органами. Сердечно-сосудистая система обеспечивает доставку необходимых для жизни веществ из легких и пищеварительного тракта ко всем клеткам тела и продуктов обмена клеток к органам выделения. Любое заболевание сердечно-сосудистой системы, независимо от того, носит оно функциональный или органический характер, ведет к более или менее выраженному снижению функции кровообращения. В этих условиях ограничивается адаптационная способность всей кислородно-транспортной системы, в результате чего физическая работоспособность снижается. В свою очередь мышечная работа через гемо-динамические, гуморальные, нервные и другие механизмы может существенно влиять на сердечно-сосудистую систему и ее заболевания [2, 3].

Сохранение и укрепление здоровья студентов, формирование у них потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни являются одной из основных задач образовательных учреждений всех типов. Процесс физического воспитания в вузе, как и весь учебный процесс, регламентирован и обеспечен документами федерального уровня. Созданы условия для укрепления здоровья студентов, повышения качества физического воспитания в вузах. Для эффективной постановки физического воспитания, в образовательных учреждениях страны требуются современные программы физического воспитания, с использованием новых технологий, форм и методов физкультурно-спортивной работы в вузах [6]. Необходимо отметить, что в вуз поступают не всегда здоровые молодые люди, а имеющие отклонения в состоянии здоровья, в частности связанные с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Заболевания сердечно-сосудистой системы относятся к числу наиболее серьезных, чаще других приводящих к инвалидности и смерти. Для многих из них характерно хроническое течение с постепенно прогрессирующим ухудшением состояния человека. Одной из причин увеличения количества заболеваний сердечно-сосудистой системы является снижение двигательной активности современного человека [4, 5].

Вегетососудистые дистонии - это вазомоторное нарушение, сопровождающееся дискоординированными реакциями на различных участках сосудистой системы [1].

Различают системные и регионарные вегетососудистые дистонии (ВСД). Системные дистонии протекают по гипер- и гипотензивному типу.

Первый тип ВСД характеризуется небольшими и преходящими подъемами артериального давления в пределах 140/90-159/94 мм рт. ст. и разнооб-

разными нервно-вегетативными симптомами (эмоциональная лабильность, беспокойный сон, быстрая утомляемость, учащение и лабильность пульса, потливость, чувство страха и т.д.).

Второй тип ВСД характеризуется понижением систолического давления ниже 100 мм рт. ст., диастолического давления - ниже 60 мм рт. ст., отмечаются слабость, головокружение, головная боль, повышенная утомляемость, сонливость, вялость, склонность к ортостатическим реакциям, обморокам и т.д.

Регионарные вегетососудистые дистонии формируются под влиянием многообразных нервно-гуморальных механизмов. К числу регионарных вегетососудистых дистонии относят местные спазмы или расширения мышечных артерий, асимметрию артериального давления, кожной температуры и потоотделения, акроцианоз и другие ограниченные изменения окраски кожи, мигрень [2].

Цель исследования - разработка индивидуальных оздоровительных программ с подбором комплексов физических упражнений для студентов УрФУ всех специальностей с заболеваниями ВСД.

Задачи исследования:

1. Выявить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы студентов.

2. Отобрать физические упражнения способствующие повышению адаптации к физическим (профессиональным и бытовым) нагрузкам.

3. Разработать индивидуальную программу по реабилитации для каждого студента.

4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность индивидуальной программы по реабилитации.

В исследованиях принимали участие 75 студентов 1-3 курса с диагнозом вегетососудистая дистония (по различному типу). Одним из разделов исследования было анкетирование студентов по вопросам оценки самочувствия, до начала занятий и после. В анкете на вопрос о занятиях физической культурой 39 студентов ответили, что не занимаются физической культурой. В период повышения или понижения давления из 75 студентов, 38 % студентов сразу обращаются к врачу, 57 % занимаются самолечением, 5 % ничего не предпринимают.

Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы студенты выполняли Руфье.

Методика проведения теста: в положении сидя за 15 с (РД подсчитыва-ется пульс, затем выполняются 30 приседаний за 45 с. Пульс подсчитывает-ся за 15 с (Р2) после выполнения приседаний и в последние 15 с (Р3) первой минуты периода восстановления.

Индекс _ Руф ье

4 х (р + р + р ) - 200 10

Исследования проводились в феврале и мае 2013 г., после подбора комплекса физических упражнений. В начале исследования с помощью теста были определены задачи и направление индивидуального подбора физических упражнений.

Таблица 1

Оценка работоспособности сердца

Индекс Руфье Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы Оценка

Менее 0 Атлетическое сердце Отлично

0,1-5 Очень хорошее сердце Отлично

5,1-10 Хорошее сердце Хорошо

10,1-15 Сердечная недостаточность средней степени Удовлетворительно

15,1-20 Сердечная недостаточность сильной степени Плохо

На первом этапе выявлено функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, индексом Руфье - 18,24, который показал, что в среднем сердечная недостаточность сильной степени.

В результате проведенной работы со студентами по индивидуальному подбору комплекса физических упражнений при заболевании ВСД и при условии ежедневного их выполнения, самочувствие этих студентов улучшилось, которое определилось сдачей повторного теста. Индекс Руфье составил - 10,27 (сердечная недостаточность средней степени).

20 18 16 14 12 10 8 б 4 2 О

Февраль Мэй

Рис. 1. Индекс Руфье до применения и после применения комплексов физических упражнений

Хороший терапевтический эффект при всех типах вегетососудистой ди-стонии дает применение методов и средств физической культуры. Комплексы физических упражнений, подобранные в соответствии с возрастом и физическим состоянием, обеспечивающие в начале применения нагрузку ниже средней, а затем (с расширением адаптивных возможностей организма) и

средней интенсивности. При вегетативных сосудистых дистониях, протекающих по гипертоническому типу после нормализации артериального давления общая физическая нагрузка во время занятий лечебной физкультурой повышается до средней, содержание их обеспечивает постепенное повышение общей физической работоспособности.

Сочетание общего и специального воздействия в процессе реабилитации следует понимать следующим образом:

- общая тренировка преследует цель общего оздоровления организма, улучшение функций органов и систем, нарушенных болезненным процессом, развитие и закрепление моторных навыков и волевых качеств. С общебиологической точки зрения тренированность человека - важный фактор его функциональной приспособляемости, в которой очень большую роль играет систематическая мышечная деятельность;

- специальная тренировка призвана развить функции, нарушенные в связи с заболеванием, восстановить конкретные двигательные действия или умения, необходимые пациенту в быту и трудовой деятельности [6].

Выводы

1. Изучение ближайших и отдаленных результатов реабилитационных мероприятий позволяет планомерно и эффективно вести весь процесс реабилитации, определяя основные задачи на каждом из этапов, путем индивидуального подбора комплекса физических упражнений, входящих в оздоровительную программу и добиваться благополучного результата.

2. Рационально организованные, регулярные занятия и дозируемые физические упражнения способствуют повышению адаптации к физическим нагрузкам, гипоксическим состояниям, метеофакторам и другим многочисленным возмущающим факторам внешней и внутренней среды.

3. Для предупреждения заболевания необходимы регулярные занятия физической культурой, включение в режим дня различной мышечной деятельности. При наличии заболевания занятия физическими упражнениями оказывают лечебный эффект и приостанавливают дальнейшее его развитие. При хронических заболеваниях, после того как достигнуто устойчивое улучшение функций сердечно-сосудистой системы, физические упражнения применяются как метод поддерживающей терапии.

Наиболее доступным и эффективным направлением для достижения улучшения физического состояния является внедрение физической культуры как ведущего компонента здорового образа жизни. Все выше перечисленные данные свидетельствуют о необходимости разработки индивидуальных оздоровительных программ по укреплению здоровья студентов с различными диагнозами.

Список литературы:

1. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура / В.И. Дубровский. -М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

2. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Дубровский. - 2-е изд. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

3. Курепина М.М. Анатомия человека: учеб. для студ. вузов / М.М. Ку -репина, А.П. Ожигова, Л.А. Никитина. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

4. Лечебная физическая культура: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасева и др.; под ред. С.Н. Попова. - М.: Академия, 2004.

5. Мошков В.Н. Лечебная физическая культура в клинике внутренних болезней. 3-е изд. / В.Н. Мошков. - М.: Медицина, 1977.

6. Попов С.Н. Физическая реабилитация: учеб. для студ. высших учеб. завед., обучающихся по Государственному образовательному стандарту 022500 - «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура) / С.Н. Попов; под общей ред. проф. С.Н. Попова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

© Козиков Я.С.*

Институт ФСБ России, г. Новосибирск

В статье отражено влияние средств физической подготовки на повышение профессиональной подготовки военнослужащих на современном этапе. Показаны формы физической подготовки, которые могут быть использованы на различных этапах подготовки военнослужащих.

Ключевые слова: специалист, средства, физические упражнения, физическая подготовка.

Вооруженные конфликты последних лет показали, что в современных странах всегда имеются проблемы различного рода, которые в том числе разрешаются вооруженным способом. Силы, заинтересованные в разжигании вооружённых конфликтов, оказывают всяческую помощь террористи-

* Преподаватель кафедры Оперативно-боевой подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.