Научная статья на тему 'Оздоровительно-спортивные методики плавания в условиях учебного процесса вуза'

Оздоровительно-спортивные методики плавания в условиях учебного процесса вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
371
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАВАНИЕ / МЕТОДИКА / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / IMPROVEMENT OF STUDENT''S YOUTH / SWIMMING / METHODS / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Матвеева Т. В., Иванушкина Н. Ф.

В данной статье рассмотрена методика оздоровления посредством использования плавания. Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Матвеева Т. В., Иванушкина Н. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH AND SPORT METHODS OF SWIMMING IN THE HIGH SCHOOL EDUCATIONAL PROCESS

In this article the methods of improvement through the use of swimming. The educational process is organized in accordance with state of health, level of physical development and training of students, taking into account the conditions and nature of their forthcoming professional activities.

Текст научной работы на тему «Оздоровительно-спортивные методики плавания в условиях учебного процесса вуза»

Лесникова Галина Николаевна, канд. психол. наук, доц., зав. кафедрой, Россия, Ростов-на-Дону, Южно-Российский институт-филиал «Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»

PSYCHOLOGICAL AND PSYCHOSOMATIC COMPONENTS OF HEALTH SAVING EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AT ELEMENTARY SCHOOL

G.N. Lesnikova

The practical importance of research is that on the basis of the formulated strategic provisions which are based on complement approach to development of the personality and regularities of formation of health, the productive integrative educational program is developed for the younger school students, including receptions of psychology-pedagogical support and counteraction at development of training material.

Key words: health, health saving technologies, psychology-pedagogical support.

Lesnikova Galina Nikolaevna, candidate of psychological Sciences, associate professor, chair, Russia, Rostov-on-Don, Southern Russian branch institute of «Presidential Russian Academy of National Economy and State Service»

УДК 796.011.3

ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-СПОРТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ПЛАВАНИЯ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА

Т.В. Матвеева, Н.Ф. Иванушкина

В данной статье рассмотрена методика оздоровления посредством использования плавания. Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: плавание, методика, оздоровление, студенческая молодёжь, физическое воспитание.

Практика обучения убедительно доказывает, что успешная учебная деятельность и оптимальная социальная активность возможны только при хорошем состоянии здоровья, реальном духовном, психическом и физическом благополучии. Вместе с тем по данным государственных институтов и материалам научных исследований ежегодно увеличивается число студентов с патологиями позвоночника [4, 7].

Дефекты осанки приводят к недостаточной подвижности грудной клетки, диафрагмы, к снижению рессорной функции позвоночника (Андрианов В.Л., Баиров Г.А., Садофьева В.И., Райе Р.Э., Цыкунов М.Б.). По некоторым данным они способствуют уменьшению колебания

внутригрудного и внутрибрюшного давления. Это приводит к тому, что организм плохо приспосабливается к быстрым изменениям окружающей среды, становиться слабым, не выдерживает больших нагрузок [4].

К тому же по данным медицинской статистики в настоящее время у студентов первых двух лет обучения заболевания опорно-двигательного аппарата идут в сочетании с другими патологиями органов и функциональных систем организма (вегетососудистая дистония, пролапс митрального клапана, бронхиальная астма, миопия, плоскостопие, остеохондропатия) [7].

Одним из эффективных средств физического воспитания, направленного на профилактику сколиотической болезни, как подчеркивается в большом количестве исследований, является плавание [1, 3, 6]. Анализ научно-методической литературы показал, что разработанные подходы при подборе средств оздоровительной физической культуры при сколиотической болезни состоят в применении симметричных упражнений и в основном носят узконаправленный характер без учета сопутствующих патологий [2, 5].

Исследовательская работа проводилась на базе кафедры физического воспитания и спорта факультета физической культуры, спорта и туризма Тульского государственного университета. В исследовании участвовали юноши и девушки 17-19 лет со сколиозом. Была обследована группа студентов первого курса (81 человек), зачисленных по состоянию здоровья на отделение специальной медицинской группы кафедры физического воспитания и спорта.

В ходе исследования были решены следующие задачи:

- определены уровни функционального состояния студентов

специальной медицинской группы со сколиозом, установлена зависимость этих уровней от сочетания сколиотической болезни с другими патологиями;

- теоретически разработана и экспериментально обоснована комплексная методика, включающая строго регламентированные средства

- упражнения на воде в бассейнах с различной глубиной и статические гимнастические упражнения, дополненные элементами аэробики;

- установлена эффективность комплексной методики, основанной

на локальном применении физкультурно-оздоровительных средств,

проявившаяся в повышении мотивации к обязательным и самостоятельным занятиям, усилении кумулятивных эффектов в

показателях функционального состояния организма.

На первом этапе нашей работы был проведён мониторинг состояния здоровья студентов специальной медицинской группы методом скрининговой экспресс-диагностики (Накатани, 1950), позволивший оценить функциональное состояние данного контингента.

Выявлено, что наиболее информативными могут быть данные о состоянии опорно-двигательного аппарата, иммунной и нервной системы, обменных процессов, отдельных заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем, что подтверждено как совпадениями результатов скринирования с диагнозами, поставленными врачами в медицинских учреждениях, так и субъективными жалобами студентов. При этом общая экспресс-диагностика позволила не только подтвердить заболевания, отраженные в личных медицинских картах, но и выявить ряд других патологических и функциональных состояний организма.

Полученная картина заболеваемости студентов специальной медицинской группы свидетельствует о достаточно широком распространении нарушений опорно-двигательного аппарата вообще (54,4 %) и, в частности, нарушений осанки (29 %). Выявленные изменения в функциональном состоянии студентов указывали на опасность обострения таких заболеваний, как остеохондроз (25,4 %), бронхиальная астма (19,8 %), вегетососудистая дистония (20,4 %), патологии желудочнокишечного тракта (55,5 %).

Разработка и реализация комплексной методики физического воспитания студентов специальной медицинской группы со сколиозом, имеющих сопутствующие заболевания, происходила с учётом результатов констатирующего эксперимента. В содержание комплексной методики мы также включили:

- определение уровней функционального состояния на основе классификации сочетаний сколиотической болезни с заболеваниями других органов и систем организма;

- упорядоченное содержание строго регламентированных и вариативных средств физкультурно-оздоровительных занятий, их распределение в структуре годичного цикла профессионального обучения;

- содержание контроля за динамикой функционального состояния и последующего проведения коррекции тренировочных воздействий.

Занятия во всех группах проходили два раза в неделю согласно рабочей программе дисциплины «Физическая культура» в Тульском государственном университете. Длительность каждого занятия составила 60 минут. В процессе проведения занятия в основном использовались методы строго регламентированного упражнения (табл. 1). Регламентированы были: состав движений, порядок выполнения

упражнения, нормирование нагрузки и управление ее динамикой по ходу упражнения, нормирование интервалов отдыха и строго установленного чередования их с фазами нагрузки, внешние условия, облегчающие управление действиями занимающихся.

Таблица 1

Содержание учебного материала для экспериментальных групп

Виды упражнений Экспериментальные группы

ЭГ1 ЭГ2 ЭГ3

Статическая гимнастика на суше + + +

Аэробные упражнения в большом бассейне + + +

Упражнения в бассейне с малой глубиной — + —

Корригирующие упражнения в воде по индивидуальным комплексам согласно сочетанному сколиозу заболеванию + + +

Для оценки эффективности разработанной комплексной методики нами была разработана шкала оценок (в баллах), основанная на анализе результатов проведенных функциональных тестов. Полученные в баллах результаты показывали уровень функционального состояния студентов.

Анализ оценки функциональных показателей позволил выявить следующую положительную динамику: уровень функционального

состояния, характеризующийся как «отличный», после проведенного эксперимента в ЭГ3 увеличился на 10 %, в ЭГ2 - на 5 %, и в ЭГ1 - на 3 %. Во всех экспериментальных группах уровень повысился, а процент оценки «неудовлетворительного» функционального состояния снизился в ЭГ1 с 6,5 % до 2 %, а в ЭГ2 и ЭГ3 - в среднем на 5 % (табл. 2.).

Таблица 2

Оценка уровней функционального состояния студентов в исследуемых группах до и после эксперимента

Уровни функционального состояния Оценка в баллах Количество студентов ЭГ1 (%) Количество студентов ЭГ2 (%) Количество студентов ЭГ3 (%)

До эксперимента

отличный 5...7 0 0 0

хороший 8...12 54,8 52,6 53,6

удовлетворительный 13.17 38,7 42,2 40,1

неудовлетворительный о 2 8 6,5 5,2 6,3

После эксперимента

отличный 5.7 3,1 5,5 10,5

хороший 8.12 80,1 83,2 73,7

удовлетворительный 13.17 14,8 11,3 15,8

неудовлетворительный о 2 8 2,0 0 0

Таким образом, анализ результатов проведенного эксперимента свидетельствует о том, что комплексная методика физического воспитания студентов специальной медицинской группы со сколиозом способствует оптимизации функционального состояния, физического развития, физической подготовленности и мотивационной сферы.

В ходе экспериментальной работы доказано, что комплексное рассмотрение проблемы исследования требует комплексного воздействия средств физического воспитания.

Список литературы

1. Булгакова Н.Ж. Плавание. М., 1999.

2. Булгакова Н.Ж. Познакомьтесь - плавание. М., 2002.

3. Водные виды спорта / под ред. Н.Ж. Булгаковой. М., 2003.

4. Лечебная физическая культура: справочник / В.А. Епифанов [и др.]; под ред. В.А. Епифанова. М.: Медицина, 1988. 528 с.

5. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ж. Булгакова [и др.]; под ред. Н.Ж. Булгаковой. М.: Изд. центр «Академия», 2005. 432 с.

6. Плавание: учебник для ИФК / под ред. Н.Ж. Булгаковой. М.,

2003.

7. Физическая реабилитация: учебник для студентов высших

учебных заведений, обучающихся по государственному образовательному стандарту 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура) / под общ. ред. проф. С.Н. Попова. Изд.2-е. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2004. 608 с.

Матвеева Татьяна Валерьевна, канд. пед. наук, доц., SOiRT409@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Иванушкина Надежда Федоровна, доц., ivanushkina.n@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

HEALTH AND SPORT METHODS OF SWIMMING IN THE HIGH SCHOOL

EDUCATIONAL PROCESS

T. V. Matveeva, N.F. Ivanushkin

In this article the methods of improvement through the use of swimming. The educational process is organized in accordance with state of health, level of physical development and training of students, taking into account the conditions and nature of their forthcoming professional activities.

Key words: swimming, methods, improvement of student's youth, physical training.

Matveeva Tatyana Valerievna, candidate of pedagogical Sciences, associate prof. SOiRT409@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Ivanushkin Nadyezhda Fyodorovna, associate prof. ivanushkina.n@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.