Научная статья на тему 'РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
184
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PHYSICAL CULTURE / STUDENTS / HEALTH LIMITATIONS / DISABLED / REHABILITATION / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ИНВАЛИД / РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Буркова А.М., Ягудина Е.С., Барбас И.

Цель исследования - выявление реабилитационного потенциала образовательной среды вуза для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Методика и организация исследования. Социально-педагогическое исследование осуществлялось в процессе смешанного обучения студентов-бакалавров с инвалидностью и занимающихся по программе специальной медицинской группы Тюменского государственного университета. Всего в работе приняло участие 35 человек, имеющих установленный медико-социальной экспертизой диагноз «инвалид», и 65 студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (95 девушек и 5 юношей). Основным методом получения данных об индивидуально-психологических, социально-демографических и анамнестических данных являлась клиническая беседа с каждым из них и данные медицинской санитарной части университета. Исследование проведено в 2016 - 2019 гг. Результаты исследования и выводы. Среди испытуемых преобладали лица с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы, при этом 73,0% студентов считают себя «практически здоровыми» и не имеют особых образовательных потребностей. Выявлено отсутствие серьезных осложнений в состоянии здоровья в течение учебного года, возможность осознанного самостоятельного выбора индивидуально-ориентированной образовательной траектории развития студентов, понимающее отношение педагогов к пропускам занятий по состоянию здоровья у лиц с ОВЗ. Результаты исследования демонстрируют синергический эффект инклюзивного образования инвалидов и студентов с ОВЗ, высокий реабилитационный потенциал образовательной среды вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Буркова А.М., Ягудина Е.С., Барбас И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rehabilitative potential of higher education for students with health limitations

Objective of the study was to identify the rehabilitative potential of the educational university environment for students with health limitations. Methods and structure of the study. A socio-pedagogical analysis was carried out in the process of mixed training of the TSU undergraduate students with disabilities and those attributed to a special health group. Sampled for the study were 35 individuals diagnosed during the sociomedical examination with disabilities and 65 students attributed to the special health group for health reasons (95 girls and 5 boys). The main method for retrieving individual-psychological, socio-demographic and anamnestic data was a clinical interview with each of the subjects and the data from the primary healthcare unit of the university. The study was conducted in 2016/2019. Study results and conclusions. The sample was dominated by individuals with the musculoskeletal and cardiovascular disorders, while 73.0% of students considered themselves "apparently healthy" and did not have any special educational needs. We detected the absence of serious health complications during the academic year; the possibility of conscious selection of a personality-centered educational trajectory of students' development, understanding teachers' attitudes to the classes missed by the disabled individuals for health reasons. The findings demonstrate the synergistic effect of inclusive education on the disabled individuals and students with health limitations, high rehabilitative potential of the educational university environment.

Текст научной работы на тему «РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

реабилитационным потенциал высшего образования для студентов с ограниченными возможностями здоровья

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 20.02.2020 г.

Информация для связи с автором: am.burkova@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент А.М. Буркова1 Магистрант Е.С. Ягудина1 Доцент И. Барбас2

1 Уральский федеральный университет

им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург

2 Фракийский университет Демокрита, департамент физической культуры и спорта, Греция

REHABILITATIVE POTENTIAL OF HIGHER EDUCATION FOR STUDENTS WITH HEALTH LIMITATIONS

PhD, Associate Professor A.M. Burkova1

Master student E.S. Yagudina1

PhD, Associate Professor Barbas Ioannis2

1 Ural Federal University named after First President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg

2 Democritus University of Thrace, Department of Physical Education and Sport, Greece

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - выявление реабилитационного потенциала образовательной среды вуза для студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Методика и организация исследования. Социально-педагогическое исследование осуществлялось в процессе смешанного обучения студентов-бакалавров с инвалидностью и занимающихся по программе специальной медицинской группы Тюменского государственного университета. Всего в работе приняло участие 35 человек, имеющих установленный медико-социальной экспертизой диагноз «инвалид», и 65 студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (95 девушек и 5 юношей). Основным методом получения данных об индивидуально-психологических, социально-демографических и анамнестических данных являлась клиническая беседа с каждым из них и данные медицинской санитарной части университета. Исследование проведено в 2016 - 2019 гг. Результаты исследования и выводы. Среди испытуемых преобладали лица с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы, при этом 73,0% студентов считают себя «практически здоровыми» и не имеют особых образовательных потребностей. Выявлено отсутствие серьезных осложнений в состоянии здоровья в течение учебного года, возможность осознанного самостоятельного выбора индивидуально-ориентированной образовательной траектории развития студентов, понимающее отношение педагогов к пропускам занятий по состоянию здоровья у лиц с ОВЗ. Результаты исследования демонстрируют синергический эффект инклюзивного образования инвалидов и студентов с ОВЗ, высокий реабилитационный потенциал образовательной среды вуза.

Ключевые слова: физическая культура, студенты, ограниченные возможности здоровья, инвалид, реабилитация.

Annotation

Objective of the study was to identify the rehabilitative potential of the educational university environment for students with health limitations. Methods and structure of the study. A socio-pedagogical analysis was carried out in the process of mixed training of the TSU undergraduate students with disabilities and those attributed to a special health group. Sampled for the study were 35 individuals diagnosed during the sociomedical examination with disabilities and 65 students attributed to the special health group for health reasons (95 girls and 5 boys).

The main method for retrieving individual-psychological, socio-demographic and anamnestic data was a clinical interview with each of the subjects and the data from the primary healthcare unit of the university. The study was conducted in 2016/2019.

Study results and conclusions. The sample was dominated by individuals with the musculoskeletal and cardiovascular disorders, while 73.0% of students considered themselves "apparently healthy" and did not have any special educational needs. We detected the absence of serious health complications during the academic year; the possibility of conscious selection of a personality-centered educational trajectory of students' development, understanding teachers' attitudes to the classes missed by the disabled individuals for health reasons. The findings demonstrate the synergistic effect of inclusive education on the disabled individuals and students with health limitations, high rehabilitative potential of the educational university environment.

Keywords: physical culture, students, health limitations, disabled, rehabilitation.

Введение. Сегодня в обществе наблюдается две разнонаправленные тенденции: увеличивается число детей с тяжелыми комплексными нарушениями здоровья, нуждающихся в создании специальных условий для жизни и развития, и одновременное возрастание доли лиц, достигающих к началу обучения уровня психофизического развития, близкого к возрастной норме [4].

К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относят: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, а также людей с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра, сложными дефектами, умственной отсталостью.

Термины «лицо с ограниченными возможностями здоровья» и «инвалид» близки по содержанию. Однако термин «инвалид» это результат работы экспертов медицинской комиссии, оценившей здоровье человека, выраженное в документе утвержденной формы. Термины «лицо с ограниченными возможностями здоровья», получившее в настоящее время повсеместное распространение в нашей стране, более широкое и общее, однако включающее только лиц, имеющих статус инвалида.

В настоящее время мировое научное сообщество опирается на Международную классификацию функционирования, инвалидности и здоровья (МКФ).

Основными формами организации учебного процесса высшего образования в вузе для лиц с ОВЗ являются инклюзия и дистант. Требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и распорядок, обязательный для всех, выступают основой общности студентов с различным уровнем здоровья.

Однако наличие у человека правового статуса инвалида не означает необходимости создания для него дополнительных гарантий реализации права на образование. А лицо с ОВЗ, не будучи признанным в установленном законом порядке инвалидом, может иметь особые образовательные потребности. Они подразумевают в том числе и возможность обучения в вузе по адаптированной образовательной программе.

Опираясь на МКФ, к группе людей с ОВЗ целесообразно относить всех лиц, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или отдельных разделов образовательной программы вне специальных условий обучения.

Дисциплина «Физическая культура» является компонентом общекультурной подготовки бакалавров и входит в базовую часть Блока 1 образовательной программы всех направлений бакалавриата. В традиционном формате предусмотрена учебным планом образовательной программы высшего образования у бакалавров с 1-го по 6-й семестр обучения и осваивается независимо от уровня здоровья.

Цель исследования - выявление реабилитационного потенциала образовательной среды вуза для студентов с ограниченными возможностями здоровья

Методика и организация исследования. Вслед за Конвенцией ООН о правах инвалидов (ратифицированной Россией в 2012 г.) к лицам с ОВЗ в своем исследовании мы отнесли студентов 1-3-го курсов очной формы обучения всех направлений подготовки, имеющих нарушение или ограничение функционирования на любом из этапов: организм-человек-общество. Всего в исследовании приняло участие 35 человек, имеющих установленный медико-социальной экспертизой диагноз «инвалид», и 65 студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (95 девушек и 5 юношей).

Основным методом получения данных об индивидуально-психологических, социально-демографических и анамнестических данных являлась клиническая беседа с каждым из них и данные медицинской санитарной части университета. Исследование проведено в 2016 - 2019 гг.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследований показали (табл. 1), что 45,7 % студентов с ОВЗ имеют инвалидность в связи с заболеваниями общего характера (особенностями строения сердечно-сосудистой

Таблица 1. Распределение студентов с инвалидностью на основании диагноза

Диагноз п %

Общие заболевания 16 45,7

Опорно-двигательный аппарат 9 25,7

Заболевания органов зрения 7 20,0

Детский церебральный паралич 3 8,6

Таблица 2. Результаты анонимного анкетирования студентов

Вопрос Варианты ответа Качественный показатель, %

1. Кто такие, по Вашему мнению, люди с ОВЗ? Это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии 36,0

Это люди, имеющие незначительные отклонения в здоровье 36,0

Это инвалиды,адаптация которых требует специальных условий 23,0

2. Возникали ли у Вас серьёзные осложнения здоровья во время учебного года? Да 3,0

Нет 94,0

Затрудняюсь ответить 3,0

Затрудняюсь ответить 4,0

3. Оказывает ли влияние состояние вашего здоровья на выбор образовательных траекторий? Нет, могу выбрать то, что мне интересно 58,0

Влияет незначительно (ограничения накладываются требованиями профессии) 36,0

Влияет существенно 6,0

4. Как относятся педагоги к пропускам занятий по состоянию здоровья? Относятся с пониманием 75,0

Относятся нетерпимо 0,0

Нейтрально 25,0

5. Как бы Вы оценили материальное положение вашей семьи? Хорошо обеспечены (можем позволить автомобиль) 27,0

В целом обеспеченные (можем купить бытовую технику) 48,0

На еду и на одежду хватает, но покупка крупной бытовой техники затруднительна 22,0

Живём крайне экономно 3,0

6. Оказывает ли влияние экономическое положение вашей семьи на возможности самореализации? Да, существенно влияет 18,0

Несущественно влияет 30,0

Не влияет 40,0

Затрудняюсь ответить 12,0

№ 5 • 2020 Май | Мау

http://www.teoriya.ru

51

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

о

(U .с Н

■ Опорно-двигательный аппарат

■ Система дыхания

□ Сердечно-сосудистая система

□ Мочеполовая система

□ Зрительный анализатор

□ Пищеварительная система

Распределение студентов специальной медицинской группы по основному заболеванию

системы, например), 34,3 00 - с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, в структуре которого отдельно выделен детский церебральный паралич. Среди них: юноши - 60 % (21 человек), девушки - 40 0% (14 человек).

Распределение показало, что преобладают инвалиды детства (34,2 0%); 2-й группы - 28,6 0%; 3-й группы - 14,3 0% и 1-й - 2,8 00. К детям-инвалидам относятся 20 00 в исследуемой группе.

Распределение студентов специальной медицинской группы по основному диагнозу (см. рисунок) выявило преобладание заболеваний опорно-двигательного аппарата (37,0 00), сердечно-сосудистой системы (25,0 0) и зрительного анализатора (18,0 00).

Отрадно, что при самоопределении состояния здоровья лишь 3,0 00 отнесли себя к «инвалидам»; «здоровыми» себя считают 9,0 00; 15,0 00 - «лица с ОВЗ» и 73,0 00 студентов отметили, что они «практически здоровы».

78,0 00 лиц с ОВЗ отметили, что не испытывают дискриминации в образовательном пространстве в связи с особенностями здоровья, 15,0 00 - ответили положительно.

Результаты изучения различных аспектов жизнедеятельности лиц с ОВЗ в образовательном пространстве вуза представлены в табл. 2.

Отсутствие серьезных осложнений в состоянии здоровья в течение учебного года (94,0 00), возможность осознанного самостоятельного выбора образовательной траектории (94,0 00), понимающее отношение педагогов к пропускам занятий по состоянию здоровья (75,0 0) и достаточное материальное обеспечение семьи (75,0 0) позволяют оценить образовательное пространство вуза как комфортное для профессионального образования лиц с ОВЗ.

53,0 00 респондентов отметили, что на базе университета созданы индивидуально-ориентированные траектории развития студентов с ОВЗ, затруднились с ответом 36,0 00 студентов, 1 1,0 00 - отрицают (не знаком) возможность индивидуального освоения дисциплин. При этом 67,0 00 опрошенных отметили занятия по программе специальной медицинской группы как возможность индивидуального подхода.

58,0 00 студентов считают, что занятия физической культурой в специальной медицинской группе положительно сказываются на состоянии здоровья, 33,0 0 затруднились оценить эффект; 9,0 00 отметили отсутствие влияния занятий.

Лечебной физической культурой периодически (от 1 до 3 раз в неделю) дополнительно занимаются 54,0 00 лиц, 46,0 00 - «от случая к случаю».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

67,0 00 опрошенных продолжали бы посещать занятия по дисциплине «Физическая культура», если бы требования ФГОС сделали предмет необязательным, 21,0 00 - не занимались бы дальше.

Основнымиспособамиподдержаниясвоегоздоровьяреспон-денты с ОВЗ указали: «регулярная проверка здоровья» - 66,0 00, «отказ от вредных привычек (курение, алкоголь)» - 45,0 00, «со-

блюдение режима дня» - 42,0 %, правильное питание - 30,0 %, «дополнительные занятия физкультурой» - 24,0 %.

Опыт внедрения средового подхода в практику физического воспитания студентов университета с различным уровнем здоровья [4] (элективные курсы по дисциплине, программа «Мониторинг физического состояния студентов», Ассоциация студенческих спортивных клубов «Ладья», Фестиваль ФСК «ГТО», Фестиваль национальных видов спорта «Маршрут дружбы», массовый открытый онлайн курс «Физическая культура: теория и методика» [5]), несомненно, вносит свой весомый вклад в процесс всесторонней реабилитации лиц с ОВЗ. Результаты проводимой работы демонстрируют студенты-инвалиды, обучающиеся на очной форме, не имеющие академических задолженностей и являющиеся регулярными участниками и болельщиками спортивно-массовых мероприятий.

Вывод. Физическая культура и спорт являются весьма доступной и эффективной областью жизнедеятельности, способной внести весомый вклад в психологическую, социальную, медицинскую реабилитацию лиц с ОВЗ.

Сегодня среда учебного заведения, современные дистанционные технологии, высшее образование позволяют решать задачи не только освоения профессии, но и социальной адаптации, интеграции в учебный и трудовой коллектив, оказывают реабилитационное влияние на лиц с ограниченными возможностями здоровья. Результаты исследования демонстрируют синергический эффект инклюзивного образования инвалидов и студентов с ОВЗ, высокий реабилитационный потенциал (социокультурный и физический) образовательной среды вуза.

Литература

1. Буркова А. М. Об опыте использования массового открытого онлайн-курса по физической культуре при организации обучения в вузе / А.М. Буркова, Е.С. Ягудина // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 11. - С. 59-62.

2. Инвалидность и социальное положение инвалидов в России / под ред. Т.М. Малевой. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. - 256 c.

3. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 1997. -№ 6. - С. 10-15.

4. Манжелей И.В. Средовый подход в формировании спортивного стиля жизни студенческой молодежи / И.В. Манжелей // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 12. - С. 9-13.

5. Щетинина Е.Б. Современные критерии классификации профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья / Е.Б. Щетинина // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. -2014. - Т. 3. - Вып. 2 (10). - С. 164-168.

References

1. Burkova A. M., Yagudina E.S. Ob opyte ispolzovaniya massovogo otkrytogo onlayn-kursa po fizicheskoy kulture pri organizatsii obucheniya v vuze [Mass online physical education course application experience in academic studies]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. No. 11. Pp. 59-62.

2. Maleeva T.M. Invalidnost i sotsialnoe polozhenie invalidov v Rossii [Disability and social status of persons with disabilities in Russia]. Moscow: Delo RANHiGS publ., 2017. 256 p.

3. Lubysheva L.I. Sovremenny tsennostny potentsial fizicheskoy kul'tury i sporta i puti ego osvoeniya obshchestvom i lichnostyu (Modern value potential of physical culture and sport and ways of its public and personal development]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 1997. No. 6. pp. 10-15.

4. Manzheley I.V. Sredovy podkhod v formirovanii sportivnogo stilya zhizni studencheskoy molodezhi [Environmental approach in students' sports lifestyle cultivation]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2013. No. 12. pp. 9-13.

5. Shchetinina E.B. Sovremennye kriterii klassifikatsii professionalnogo obrazovaniya lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya [Modern classification criteria for professional education for persons with disabilities]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Ser.: Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya. 2014. v. 3. no. 2 (10). pp. 164-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.