Научная статья на тему 'CОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

CОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1134
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) / СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / SOCIAL AND PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / REHABILITATION / CHILDREN WITH DISABILITIES / CHILDREN WITH DISABILITIES (HHS) / SOCIAL SERVICES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зарипова Э.А.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ к интеграции в социально-экономическую жизнь, расширению границ доступного им мира, приобщение к ценностям мировой цивилизации. Данную цель можно достигнуть разными способами, один из которых внедрение социально-педагогических технологий в реабилитационных организациях социального обслуживания детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Автор рассматривает реабилитацию детей-инвалидов и детей с ОВЗ как динамический процесс, в рамках которого решаются последовательно тактические задачи на пути к стратегической цели - формирование полноценного социального статуса у такого ребенка, формирование устойчивой к травмирующим ситуациям личности, способной успешно интегрироваться в общество. В статье классифицированы социально-педагогические технологии, применяемые в реабилитационных организациях социального обслуживания для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Предложены отбор и проектирование социально-педагогических технологий в соответствии с принципами комплексности, комплементарности, своевременности, вариативности. Паказана на примерах эффективность применения социально-педагогических технологий в реабилитационных организациях социального обслуживания детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Исследование проведено на основе методов анализа теоретической и научно-методической литературы, опыта работы по теме исследования, а также в соответствии с принципами вариативности, комплексности, своевременности, комплементарности. Показаны возможности применения социально-педагогических технологий для реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Использованы три группы технологий: технологии взаимодействия, технологии совершенствования деятельности реабилитационных организаций социального обслуживания, технологии, применяемые в реабилитационных организациях социального обслуживания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Приведены практические примеры внедрения технологий. Автором отмечается, что применение комплекса социально-педагогических технологий в реабилитационных организациях социального обслуживания для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, рассчитанных на определенную целевую группу детей, а также включение в эту деятельность социальных партнеров, позволяет получить социально значимый эффект по реабилитации, заключающийся в достижении максимально возможной самостоятельности ребенка в его действиях, развитии навыков, способствующих повышению качества жизни ребенка и его семьи, подборе индивидуально каждому ребенку способа коммуникации, подходящего именно ему, развитии навыков коммуникации в условиях группы и на индивидуальных занятиях, в консультировании родителей по вопросам поддержания выбранной системы в условиях вне центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Зарипова Э.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES USED IN REHABILITATION ORGANIZATIONS OF SOCIAL SERVICES FOR DISABLED CHILDREN AND CHILDREN WITH DISABILITIES

The relevance of the article is due to the need to prepare children with disabilities and children with health limitations to integrate into social and economic life, expand the boundaries of the world available to them, and become familiar with the values of world civilization. This goal can be achieved in various ways, one of which is the introduction of social and pedagogical technologies in rehabilitation organizations for social services for children with disabilities and children with health limitations. The author considers the rehabilitation of children with disabilities and children with health limitations as a dynamic process in which tactical tasks are solved consistently on the way to the strategic goal - the formation of a full-fledged social status for such a child, the formation of a person resistant to traumatic situations, able to successfully integrate into society. The article classifies socio-pedagogical technologies used in rehabilitation organizations of social services for children with disabilities and children with health limitations. The selection and design of socio-pedagogical technologies is proposed in accordance with the principles of complexity, complementarity, timeliness, and variability. Bakasana examples of the efficacy of social-pedagogical technologies in rehabilitation organizations social service children with disabilities and children with health limitations. The study was carried out on the basis of methods of analysis of theoretical and scientific-methodical literature, experience on the issued topic, as well as in accordance with the principles of variability, complexity, timeliness, and complementarity. The possibilities of using social and pedagogical technologies for the rehabilitation of disabled children and children with disabilities are shown. Three groups of technologies were used: interaction technologies, technologies for improving the activities of rehabilitation organizations of social services, technologies used in rehabilitation organizations of social services for children with disabilities and children with health limitations. Practical examples of technology implementation are given. The author notes that the use of socio-pedagogical technologies in the rehabilitation social service organizations for children with disabilities and children with health limitations are designed for a specific target group of children, as well as the inclusion in these activities of social partners allows to obtain socially significant effect on rehabilitation, namely, to achieve the greatest possible independence of the child in its actions, the development of skills that improve the quality of life of the child and his family, selecting the appropriate communication method for each child individually, developing communication skills in group settings and in individual classes, and advising parents on how to maintain the chosen system in an environment outside the center.

Текст научной работы на тему «CОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 376

^цельно-педагогические технологии, применяемые

в реабилитационных организациях социального обслуживания

для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Social and pedagogical technologies used in rehabilitation organizations of social services for disabled children and children with disabilities

Зарипова Э.А., Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Elmira.Zaripova@tatar.ru

Zaripova E., Ministry of labor, employment and social protection of the Republic of Tatarstan, Elmira.Zaripova@tatar.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.138.1.039

Ключевые слова: социально-педагогические технологии, реабилитация, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), социальное обслуживание.

Keywords: social and pedagogical technologies, rehabilitation, children with disabilities, children with disabilities (HHS), social services.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ к интеграции в социально-экономическую жизнь, расширению границ доступного им мира, приобщение к ценностям мировой цивилизации. Данную цель можно достигнуть разными способами, один из которых внедрение социально-педагогических технологий в реабилитационных организациях социального обслуживания детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Автор рассматривает реабилитацию детей-инвалидов и детей с ОВЗ как динамический процесс, в рамках которого решаются последовательно тактические задачи на пути к стратегической цели - формирование полноценного социального статуса у такого ребенка, формирование устойчивой к травмирующим ситуациям личности, способной успешно интегрироваться в общество. В статье классифицированы социально-педагогические технологии, применяемые в реабилитационных организациях социального обслуживания для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Предложены отбор и проектирование социально-педагогических технологий в соответствии с принципами комплексности, комплементарности, своевременности, вариативности. Паказана на примерах эффективность применения социально-педагогических технологий в реабилитационных организациях социального обслуживания детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Исследование проведено на основе методов анализа теоретической и научно-методической литературы, опыта работы по теме исследования, а также в соответствии с принципами вариативности, комплексности, своевременности, комплементарности.

Показаны возможности применения социально-педагогических технологий для реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Использованы три группы технологий: технологии взаимодействия, технологии совершенствования деятельности реабилитационных организаций социального обслуживания, технологии, применяемые в реабилитационных организациях социального обслуживания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Приведены практические примеры внедрения технологий.

Автором отмечается, что применение комплекса социально-педагогических технологий в реабилитационных организациях социального обслуживания для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, рассчитанных на определенную целевую группу детей, а также включение в эту деятельность социальных партнеров, позволяет получить социально значимый эффект по реабилитации, заключающийся в достижении максимально возможной самостоятельности ребенка в его действиях, развитии навыков, способствующих повышению качества жизни ребенка и его семьи, подборе индивидуально каждому ребенку способа коммуникации, подходящего именно ему, развитии навыков коммуникации в условиях группы и на индивидуальных занятиях, в консультировании родителей по вопросам поддержания выбранной системы в условиях вне центра.

Abstract. The relevance of the article is due to the need to prepare children with disabilities and children with health limitations to integrate into social and economic life, expand the boundaries of the world available to them, and

become familiar with the values of world civilization. This goal can be achieved in various ways, one of which is the introduction of social and pedagogical technologies in rehabilitation organizations for social services for children with disabilities and children with health limitations. The author considers the rehabilitation of children with disabilities and children with health limitations as a dynamic process in which tactical tasks are solved consistently on the way to the strategic goal - the formation of a full-fledged social status for such a child, the formation of a person resistant to traumatic situations, able to successfully integrate into society. The article classifies socio-pedagogical technologies used in rehabilitation organizations of social services for children with disabilities and children with health limitations. The selection and design of socio-pedagogical technologies is proposed in accordance with the principles of complexity, complementarity, timeliness, and variability. Bakasana examples of the efficacy of social-pedagogical technologies in rehabilitation organizations social service children with disabilities and children with health limitations.

The study was carried out on the basis of methods of analysis of theoretical and scientific-methodical literature, experience on the issued topic, as well as in accordance with the principles of variability, complexity, timeliness, and complementarity.

The possibilities of using social and pedagogical technologies for the rehabilitation of disabled children and children with disabilities are shown. Three groups of technologies were used: interaction technologies, technologies for improving the activities of rehabilitation organizations of social services, technologies used in rehabilitation organizations of social services for children with disabilities and children with health limitations. Practical examples of technology implementation are given.

The author notes that the use of socio-pedagogical technologies in the rehabilitation social service organizations for children with disabilities and children with health limitations are designed for a specific target group of children, as well as the inclusion in these activities of social partners allows to obtain socially significant effect on rehabilitation, namely, to achieve the greatest possible independence of the child in its actions, the development of skills that improve the quality of life of the child and his family, selecting the appropriate communication method for each child individually, developing communication skills in group settings and in individual classes, and advising parents on how to maintain the chosen system in an environment outside the center.

Введение. В современных условиях развития общества идет интенсивный процесс поиска новых путей адаптации, социализации и реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Анализ нормативной базы, знакомство с опытом, изучение литературы позволяют констатировать позитивные изменения, происходящие в процессе реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Но при всем многообразии форм поддержки таких детей существуют и уязвимые направления. Одно из таких направлений - реабилитация [3]. Очень часто при работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ работают медицинские работники, специальные психологи, педагоги и другие специалисты, однако процесс реабилитации не проводится одновременно с процессом лечения, адаптации, социализации и т.д. Несмотря на все старания государства, ресурсов для обеспечения помощью каждого нуждающегося не хватает. Мест в государственных реабилитационных центрах гораздо меньше, чем требуется, негосударственный сектор развивается не столь быстрыми темпами, как хотелось бы. Поэтому инвалидам порой приходится месяцами ждать своей очереди, теряя драгоценное время, - ведь успех реабилитации напрямую зависит от ее своевременности!

Для решения данной задачи в Республике Татарстан активно развивается практика внедрения социально-педагогических технологий

в реабилитационный процесс учреждений социального обслуживания по разным направлениям: технологии работы с детьми с расстройством аутистического спектра; технологии, направленные на развитие навыков самообслуживания; технологии, направленные на развитие общих способностей; технологии, направленные на развитие здорового образа жизни; технологии формирования

экологического мышления; реабилитационные технологии; технологии развития

профориентационной деятельности и развития начальных профессиональных навыков; технологии, направленные на спортивное развитие.

Методология. Разные аспекты социально-педагогической реабилитации с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ рассмотрены в работе М.А.Болдиной, Е.В. Деевой [4], психологические основания социальной реабилитации с детьми-инвалидами хорошо освещены в пособии Л.И. Акатова [1]. Методология инклюзивной работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ освещены в множественных работах российских и зарубежных ученых Выготского Л.С., Зайцева Д.В. Митчелла Д., Алехиной С.В., Малофеева Н.Н. [2;5;6;8;9] и других. Для нас принципиально важно было разработать методологию реализации социально-педагогических технологий в реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Обобщив имеющийся опыт в Республике Татарстан и опираясь на разработки ученых, нами выделены принципы комплексности,

своевременности, вариативности,

комплементарности.

Принцип комплексности необходим для проектирования моделей взаимодействия между всеми участниками реабилитационного процесса: родителей, специалистов различного профиля, государственных и негосударственных поставщиков реабилитационных услуг и общественных организаций на основе сочетания как централизованного управления (со стороны министерства труда и социальной защиты Республики Татарстан), так и творческой инициативы на местах. Принцип позволяет учитывать в процессе реабилитации комплекс психосоциальных, медицинских, биологических, педагогических и иных факторов, необходимых для достижения реальной помощи детям-инвалидам или детям с ОВЗ. Все усилия в социально-педагогической реабилитации должны быть направлены на личность ребенка, на его взаимодействие с социумом, на использование его ресурсов с целью его максимальной адаптации и социализации к многообразию современного мира. Принцип комплексности позволяет создать комплекс методов, приемов и технологий, которые наряду с узконаправленным психолого-педагогическим воздействием на ребенка активизируют его в целом, осуществляют личностный и социальный рост.

Юзефавичус Т.А. с методологической точки зрения понятие «комплементарность» рассматривает как видовое по отношению к понятию «дополнительность», с помощью которого фиксируется, прежде всего, существование и взаимодействие между взаимодополняющими элементами в границах определенной целостности [13]. Понятие «комплементарность», в свою очередь, конкретизирует понятие «дополнительность», акцентируя внимание на том факте, что в рамках целого всегда латентно существует его невыявленная противоположность.

Комплементарность в нашем исследовании рассматривается ка способ существования целостного реабилитационного процесса, в котором все его составляющие элементы находятся в отношениях взаимодополняющей противоположности [11].

Например, комплементарность

рассматривается как механизм, позволяющий получать информацию, формировать содержание реабилитационной работы всем категориям специалистов, работающих с детьми -

инвалидами и детьми с ОВЗ из информационных источников разного вида с одной стороны, с другой стороны позволяет систематизировать всю реабилитационную работу, несмотря на недостаточность знаний о тех или иных проблемах реабилитационного процесса. Комплементарность - важнейший принцип реабилитационного процесса, который системно рассматривает процесс реабилитации, несмотря на всю его сложность и исходя из его противоречивости, позволяет осуществлять взаимодополнение процесса со стороны как субъектов, так и объектов, а также ресурсов реабилитации.

Принцип своевременности предполагает включение реабилитационных мероприятий для детей-инвалидов и детей с ОВЗ с началом лечения отклонения, патологии, дисфункции и т.д., иначе любое отклонение может принять необратимый характер и стать хроническим. Реабилитация на ранних сроках позволяет уменьшить появление необратимых изменений, возникновение осложнений, предотвратить проявление иждивенческих пассивных установок, уменьшить воздействие патогенных механизмов и тем самым обеспечить ребенку оптимальный характер социальной реабилитации [14].

Принцип вариативности предполагает вариабельность применяемых технологий, методик и методов реабилитации в зависимости от контингента участников процесса, сложности возникающих проблем, глубины

дисфункциональных отклонений и т.д. Вариативность технологий в реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ характеризуется в процессе реабилитации использованием не однотипных, равных для всех, а различных, зависящих от индивидуальных особенностей детей и подростков, участия родителей и их возможностей, социально-педагогических

технологий [7]. Вариативность позволяет минимизировать, а может и вообще избегать ошибок в процессе реабилитации, добиваться оптимальных для детей-инвалидов и детей с ОВЗ результатов. И именно гибкость позволяет минимизировать число совершаемых субъектами реабилитационного процесса (педагогами, психологами, врачами и др.) ошибок в процессе реабилитации, а также добиваться наиболее оптимальных для ребенка результатов. Вариативность социально-педагогических

технологий подразумевает создание условий для полноценного и всестороннего развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на максимально возможным для них уровне [2; 10].

Результаты. Республика Татарстан имеет развитую сеть государственных учреждений социального обслуживания, предоставляющих услуги гражданам с ограниченными возможностями здоровья.

В республике функционируют 18 реабилитационных центров, в т.ч. 12 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, 5 центров реабилитации инвалидов и 1 Республиканский центр социальной

реабилитации слепых и слабовидящих; 7 социально-реабилитационных отделений при комплексных центрах социального обслуживания населения, 7 негосударственных организаций, оказывающих реабилитационные услуги детям и подросткам с ограниченными возможностями, и 12 негосударственных организаций,

оказывающих социальные реабилитационные услуги инвалидам.

За 9 месяцев 2019 года реабилитацию прошли 7 тыс. детей-инвалидов и детей с ОВЗ (4,8 тыс. человек - на базе государственных поставщиков услуг; 2,2 тыс. человек - на базе негосударственных). 718 семей (45% от общего числа семей данной категории), воспитывающих 722 ребенка-инвалида, оформили услуги социального обслуживания на дому.

Основной целью деятельности центров реабилитации инвалидов являются устранение или компенсация функциональной

недостаточности у людей с ограниченными возможностями, обеспечение максимальной социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество, предоставление профориентационных услуг с целью дальнейшего их трудоустройства [12].

Социальные услуги, которые получают инвалиды в реабилитационных учреждениях республики, - социально-бытовые услуги, социально-медицинские услуги, социально-психологические услуги, социально-

педагогические услуги, социально-трудовые услуги, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг.

В целях решения проблемы реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями используются социально-педагогические технологии, методики и методы работы, цель которых в максимальной степени развивать, поддерживать и восстанавливать двигательные и функциональные возможности человека, обеспечить его социально-бытовую адаптацию, сориентировать в выборе профессии.

Социально-педагогические технологии,

применяемые специалистами и педагогами в реабилитационных организациях социального обслуживания для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, условно можно разделить на три группы:

Первая группа: технологии, связанные с взаимодействием специалистов по реабилитации. Реабилитационная работа детскими

реабилитационными центрами строится во взаимодействии с различными органами и организациями. Например, совместно с центрами занятости населения проводятся консультации, круглые столы и встречи с участием общественных организаций и инвалидов, детей-инвалидов по вопросам профориентации (знакомство с профессией, «оп-lain» - тестирование» и др.) и дальнейшего трудоустройства.

Специалисты реабилитационных центров тесно работают с организациями сферы здравоохранения. В рамках взаимодействия с лечебными организациями центры реабилитации получают информацию о семьях с детьми-инвалидами, детях с ОВЗ, которым необходима своевременная реабилитационная помощь. Педиатрами и неврологами районных лечебных организаций осуществляется направление таких детей в реабилитационные центры на комплексную реабилитацию. Специалистами центров организуются и проводятся рабочие встречи с врачами-педиатрами детских поликлиник, детскими психиатрами, неврологами по оказанию ранней помощи детям с нарушениями развития.

Центры активно сотрудничают с детскими садами, общеобразовательными организациями, учреждениями дополнительного образования по вопросам получения образования детьми-инвалидами (в рамках заключенных соглашений). С учреждениями дополнительного образования проводятся совместные мастер-классы. Проводятся экскурсии на предприятия, в профессиональные образовательные организации. Работа реабилитационных центров организована по межтерриториальному принципу.

Существенную поддержку оказывает информационный ресурс, созданный в рамках функционирования республиканского ресурсного центра Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (http://social-profi.ru/), который содержит следующие разделы:

- о реабилитационном центре;

- направление деятельности;

- банк технологий;

- проектная деятельность;

- дистанционное обучение;

- старшее поколение.

На сайте расположены ссылки в виде баннеров на:

- сайт Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан;

- перечень профессиональных стандартов в социальной сфере;

- правовой навигатор.

В разделе «Банк технологий» размещен банк инновационных технологий, в котором находятся 228 методических пособий, сборников лучших практик и технологий, рекомендованных для внедрения в деятельность учреждений социального обслуживания.

Все материалы банка технологий находятся в свободном доступе для зарегистрированных специалистов социального обслуживания населения. Большое разнообразие методических разработок позволяет каждому

заинтересованному специалисту найти необходимые для работы материалы.

В республике выстроена работа по сохранению семейного окружения детей, в центрах реабилитации для детей и подростков созданы «Школы родительского всеобуча», где родителей обучают основным приемам ухода за ребенком, оказывают психологическое консультирование.

При поступлении детей-инвалидов на реабилитацию реабилитационными центрами создаются в приложении «WhatsApp» группы, где выстраивается общение между родителями и специалистами в части размещения видео уроков, консультаций, рекомендаций и т.п.

Реабилитационным центром для детей с ОВЗ при Благотворительном фонде помощи детям с ограниченными возможностями здоровья «Сила в детях» (гг. Казань, Нижнекамск, Лениногорск) в социальной сети «ВКонтакте» создано сообщество для общения родителей и специалистов по вопросам оказания услуг и качеству их предоставления, расписания посещений и др. В последующем, исходя из вопросов, поступающих от родителей, специалистами организуются консультации.

Министерством труда, занятости и социальной Республики Татарстан с целью обмена информацией планируется в следующем году внедрить опыт создания в социальной сети «ВКонтакте» сообщества для специалистов реабилитационных центров и родителей.

Вторая группа, технологии

совершенствования работы реабилитационных центров, в том числе, направленных на социально-бытовую адаптацию, социализацию инвалидов и развитие мотивации к профессиональной ориентации и к трудовой занятости у молодых инвалидов, усиление работы центров реабилитации инвалидов по развитию трудовых навыков у инвалидов, по проведению знакомства с работой предприятий, расположенных на территории района, экскурсий в профессиональные образовательные организации и т.д.

Третья группа, технологии, непосредственно реализуемые в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями, их можно подразделить на технологии, направленные на:

- развитие навыков самообслуживания, например, «Я умею делать сам», социально-бытовое ориентирование, «Маленькие шажки к моей независимости» и т.д.;

- развитие общих способностей, например, Монтессори педагогика, телесно-ориентированная технология, танцевально-двигательная терапия, «Окно в мир познаний», арт-терапия, куклотерапия, изостудия, социокультурная реабилитация, читальный зал в сенсорной комнате и т.д.;

- развитие здорового образа жизни, экологического мышления, например, «Школа безопасности», «Цветущий сад», «Я познаю мир», «Обустройство зимнего сада», «Прикоснись к природе сердцем» и т.д.;

- реабилитационные, например, ранняя помощь, сенсорная интеграция, кондуктивная терапия, ABA-терапия, кинезиотейпирование и т.д.;

- профориентацию, например, профориентационная работа с помощью настольной игры «Проф Х», «Мой ориентир», online тестирование и т.д.;

- развитие начальных профессиональных навыков, например, проект «Пуговка», «Гончарных дел мастер», фотостудия «Улыбка» и т.д.;

- спортивные игры.

Ниже в таблице 1 приведен фрагмент внедрения технологий, обхвата круга участников и основные результаты, полученные в процессе внедрения технологий в реабилитационный процесс.

Таблица 1. - Фрагмент внедрения социально-педагогических технологий

Наименова ние технологии Цель, краткое описание Охват УСОН Охват Результаты

2017 2018 2019

Технология «Ранняя помощь» Технология работы с семьями, воспитывающими ребенка раннего возраста (до 3х лет) с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья или находящимся в группе риска. Цели работы: улучшение функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях; повышение качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в семье; повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц в вопросах развития и воспитания ребенка 8 реабилитационных центров для детей и подростков (в Бугульминском, Елабужском, Кукморском, Арском, Бавлинском районах, в городах Набережные Челны, Казань), 4 комплексных центра социального обслуживания населения (в Бугульминском, Лаишевском, Алексеевском, Менделеевском районах, в г. Казани»), 1 территориальный центр социальной помощи семье и детям (Нижнекамский м.р.) 55 641 609 Получены следующие результаты: - создана система совместного подхода к решению проблем в развитии и воспитания детей раннего возраста, укрепления их здоровья (физического и психического), профилактики инвалидизации; - созданы условия для повышения компетентности родителей, овладения ими навыками конструктивного общения с ребёнком для дальнейшей его успешной социализации и адаптации в среду сверстников

Сенсорная интеграция Коррекционные занятия с детьми, направленные на обеспечение возникновения сенсорных импульсов и их контроля, чтобы ребенок самостоятельно и непринужденно формировал необходимые реакции в ответ на сенсорные раздражители. Цель: наладить процесс слаженной совместной работы различных отделов нервной системы, тем 7 реабилитационных центров для детей и подростков (в Бугульминском, Лаишевском, Бавлинском, Елабужском районах, в городах Набережные Челны, Казань), 24 комплексных центрах социального обслуживания населения 1976 3149 1878 Снижение психоэмоционального напряжения, релаксация, коррекция нарушений сенсорной сферы детей. Улучшение и развитие мелкой моторики у детей, динамика в формировании понятий о цвете и форме. Развитие эмоциональной сферы, формирование положительной самооценки, позитивного отношения к себе и окружающим. Положительные отзывы родителей и детей о занятиях

Заключение. Таким образом, можно констатировать, что для эффективной реабилитационной деятельности необходима интеграция всех заинтересованных институтов

общества, обеспечивающая диверсификацию содержания социально-педагогических

технологий с опорой на принципы комплексности, своевременности,

комплементарности, вариативности, а также с учетом необходимости ранней реабилитации, и ее непрерывности в течение всей жизни.

Ранняя реализация социально-педагогических технологий позволяет получить социально значимый эффект в реабилитационных организациях социального обслуживания для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по реабилитации, заключающийся в достижение максимально

возможной самостоятельности ребенка в его действиях, развитии навыков, способствующих повышению качества жизни ребенка и его семьи, подборе индивидуально каждому ребенку способа коммуникации, подходящего именно ему, развитии навыков коммуникации в условиях группы и на индивидуальных занятиях, в консультировании родителей по вопросам поддержания выбранной системы в условиях вне центра.

Литература:

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Л.И. Акатов. - М.: ВЛАДОС, 2003.

- 368 с.

2. Алехина С.В. Современные тенденции развития инклюзивного образования в России [Электронный ресурс] / С.В. Алехина // Развитие современного образования: теория, методика и практика. - 2015. - № 3. - С. 10-15. - Режим доступа: http://www.indu-siveedu.ru/content/File/alehina/raboty/ alehina_s_v_sovremennye_tendencii_razvitiya_inklyuzivn ogo_obrazovaniya_v_rossii.pdf

3. Блинков Ю.А., Губарев Е.М., Черных А.М. Основы формирования полноценной жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями / Ю.А. Блинков, Е.М. Губарев, А.М. Черных. - Курск: Изд-во КГМУ, 1999.

4. Болдина М.А., Деева Е.В. Технологии социальной работы с детьми-инвалидами [Электронный ресурс] / М.А. Болдина, Е.В. Деева // Социально-экономические явления и процессы. - 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- № 11(57). - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/artide/n/tehnologii-sotsialnoy-raboty-s-detmi-invalidami

5. Выготский Л.С. Основы дефектологии: учебник для вузов / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 656 с.

6. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России / Д.В. Зайцев. -Саратов: Изд-во «Научная книга», 2003. - 255 с.

7. Казакова Л.А. Вариативность социального воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья Известия Самарского научного центра Российской академии наук / Л.А. Казакова. - 2011. - Т. 13. - № 2 (5). - С. 1071-1077.

8. Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 1. - С. 3-10.

9. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. Главы из книги / Д. Митчелл; ред. Н. Борисова. - М.: РООИ «Перспектива», 2011. - 139 с.

10. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.В. Мудрик. - М.: 2005.

11. Николаев О.Ю. Применение принципа комплементарности в педагогической деятельности / О.Ю. Николаев // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. - 2017. - С. 30-37.

12. Постановление КМ РТ от 23 декабря 2013 г. N 1023 "Об утверждении государственной программы "Социальная поддержка граждан Республики Татарстан" на 2014-2021 годы".

13. Юзефавичус Т.А. Идея комплементарности в педагогике / Т.А. Юзефавичус // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. - 2015. - № 2. - С. 39-46.

14. Комсомольская правда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kp.ru/guide/meditsinskaja-reabilitatsija-invalidov.html

References:

1. Akatov L.I. Sotsial'naya reabilitatsiya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Psikhologicheskiye osnovy: ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ucheb. zaved. / L.I. Akatov. - M.: VLADOS, 2003. -368 р.

2. Alekhina S.V. Sovremennyye tendentsii razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya v Rossii [Elektronnyy resurs] / S.V. Alekhina // Razvitiye sovremennogo obrazovaniya: teoriya, metodika i praktika. - 2015. - № 3. - Р. 10-15. -Rezhim dostupa: http://www.indu-siveedu.ru/content/File/alehina/raboty/ alehina_s_v_sovremennye_tendencii_razvitiya_inklyuzivn ogo_obrazovaniya_v_rossii.pdf

3. Blinkov YU.A., Gubarev Ye.M., Chernykh A.M. Osnovy formirovaniya polnotsennoy zhiznedeyatel'nosti detey s ogranichennymi vozmozhnostyami / YU.A. Blinkov, Ye.M. Gubarev, A.M. Chernykh. - Kursk: Izd-vo KGMU, 1999.

4. Boldina M.A., Deyeva Ye.V. Tekhnologii sotsial'noy raboty s det'mi-invalidami [Elektronnyy resurs] / M.A. Boldina, Ye.V. Deyeva // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. - 2013. - № 11(57). - Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/artide/n/ tehnologii-sotsialnoy-raboty-s-detmi-invalidami

5. Vygotskiy L.S. Osnovy defektologii: uchebnik dlya vuzov / L.S. Vygotskiy. - SPb.: Lan', 2003. - 656 р.

6. Zaytsev D.V. Sotsial'naya integratsiya detey-invalidov v sovremennoy Rossii / D.V. Zaytsev. - Saratov: Izd-vo «Nauchnaya kniga», 2003. - 255 р.

7. Kazakova L.A. Variativnost' sotsial'nogo vospitaniya detey i podrostkov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk / L.A. Kazakova. - 2011. - T. 13. - № 2 (5). - Р. 1071-1077.

8. Malofeyev N.N. Inklyuzivnoye obrazovaniye v kontekste sovremennoy sotsial'noy politiki / N.N. Malofeyev // Vospitaniye i obucheniye detey s narusheniyami razvitiya. - 2010. - № 1. - Р. 3-10.

9. Mitchell D. Effektivnyye pedagogicheskiye tekhnologii spetsial'nogo i inklyuzivnogo obrazovaniya. Glavy iz knigi / D. Mitchell; red. N. Borisova. - M.: ROOI «Perspektiva», 2011. - 139 р.

10. Mudrik A.V. Sotsial'naya pedagogika: ucheb. dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zavedeniy / A.V. Mudrik. - M.: 2005.

11. Nikolayev O.YU. Primeneniye printsipa komplementarnosti v pedagogicheskoy deyatel'nosti / O.YU. Nikolayev // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika. Filologiya. Filosofiya. - 2017. - Р. 30-37.

12. Postanovleniye KM RT ot 23 dekabrya 2013 g. N 1023 "Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy "Sotsial'naya podderzhka grazhdan Respubliki Tatarstan" na 2014-2021 gody"'.

13. YUzefavichus T.A. Ideya komplementarnosti v pedagogike / T.A. YUzefavichus // Vestnik MGOU. Seriya: Pedagogika. - 2015. - № 2. - Р. 39-46.

14. Komsomol'skaya pravda [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: https://www.kp.ru/guide/meditsinskaja-reabilitatsija-invalidov.html

22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.