Научная статья на тему 'Реабилитационные аспекты социально-педагогической деятельности'

Реабилитационные аспекты социально-педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
985
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жданова М.А.

Характеристика проблем детства в современных социальных условиях как основание социально-педагогической деятельности; научные подходы к определению специфики и содержания социально-педагогической деятельности, дифференциация сфер и функций социально-педагогической практики. Характеристика механизмов, определяющих эффективность реабилитационных аспектов социально-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реабилитационные аспекты социально-педагогической деятельности»

социально-педагогическое взаимодействие: научное и

Реабилитационные аспекты социально-педагогической деятельности

М.А. Жданова,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры воспитания и социализации РГПУ им. А.И. Герцена, e-mail: inferno07@mail.ru

В статье представлена характеристика проблем детства в современных социальных условиях как основание актуальности социально-педагогической деятельности; обозначены научные подходы к определению специфики и содержания социально-педагогической деятельности, приведена дифференциация сфер и функций актуальной социально-педагогической практики; раскрыта сущность понятия «социально-педагогическая реабилитация» в соотношении с понятиями «социальная помощь», «социальная забота», «социальная защита», «перевоспитание»; дана характеристика механизмов, определяющих эффективность реабилитационных аспектов социально-педагогической деятельности.

• социально-педагогическая реабилитация • социально-педагогические аспекты • социальная помощь • адаптация

Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и ратифицированная Россией 13 июля 1990 года, подтверждает три основных права ребенка: право на жизнь, право на развитие и право на защиту1. Однако реальная ситуация в современном обществе, данные статистических исследований, демографических прогнозов позволяют констатировать наличие ряда проблем в сфере детства: ухудшение здоровья детей, увеличение детской безнадзорности, преступности, соци-

1 Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия. Дополнение № 49 (А/44/49). С. 230—239.

альное сиротство, детский алкоголизм и наркомания, жестокое обращение с детьми и др. Социологические исследования выявляют тенденцию к росту социальной обездоленности детей и подростков, обособлению детской и молодежной субкультуры, к поляризации детского общества по различным основаниям (материальным, национальным, образовательным и др.), деформацию ценностных ориентиров среди несовершеннолетних (Л.Ф. Безлепкина, Н.А. Иванова, Ю.А. Королев, Е.Ф. Лахова, А.А. Лиханов, Г.Х. Лявшина, Е.М. Рыбинский, Т.Я. Сафонова, Е.И. Цымбал, Т.Ф. Яркина и др.). Причины проблем детства большинство авторов (С.В. Дармодехин, М.С. Мац-ковский, В.Б. Коняк и др.) видят в кризисе семьи как естественного института воспитания детей, нарушении основной функции семьи — социализации детей.

В настоящее время особенно остро ощущается необходимость объединения государственных и общественных усилий, направленных на поддержку семьи и ребенка, утверждения приоритетности их интересов по отношению к другим общественным институтам.

Проблемы семьи и детства требуют комплексного подхода в решении, включая как аспекты профилактики, так и аспекты реабилитации.

Проблема реабилитации человека, семьи, группы исследуется современными авторами (педагогами, психологами, врачами, юристами, социологами и др.) в контексте социальной модели, предполагающей подход к проблеме индивида или группы как проблеме социальной, сущностью решения которой является восстановление разрушенных или утраченных социальных связей и отношений. Целью реабилитации при этом становится максимально возможная интеграция во все сферы жизнедеятельности общества.

Внимание к данной проблеме обусловлено, прежде всего, все возрастающим интересом различных наук, в том числе и

философии, к человеку как субъекту познания, интеграцией естественнонаучного и гуманитарного знания в комплексной проблеме человека, тенденцией к гуманизации процесса воспитания в целом, изменением социальной ориентации педагогической науки, разработкой этических ценностных проблем педагогики и психологии. Вместе с тем анализ научной литературы позволяет выявить и целый ряд «прикладных» оснований, делающих проблему реабилитации применительно к проблемам семьи и детства чрезвычайно актуальной2.

Реабилитационный аспект очень отчетливо представлен и в социально-педагогических исследованиях, затрагивающих как теоретические, так и практические сферы. Остановимся на реабилитационных аспектах социально-педагогической деятельности.

Главная специфика социально-педагогической деятельности с детьми состоит в том, что она выходит за рамки традиционных педагогических сфер. Это обусловлено тем, что проблемы ребенка не укладываются в рамки отдельного ведомства — образования, они «вневе-домственны». Вместе с тем объективная реальность такова, что каждый ребенок, за исключением специальных случаев, до достижения им биопсихосоциальной зрелости находится в сфере влияния семьи и образовательной организации (которые нередко становятся по отношению к нему «молотом и наковальней», не решая, а усиливая проблему). Это обстоятельство накладывает на систему образования особые обязательства перед личностью ребенка и обществом в целом. Нет сомнения, что учитель в системе образования

2 Жданова М.А. Проблемы теории и практики социально-педагогической реабилитации. В сборнике: Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности. Посвящается 215-летию Герценовского университета: материалы II Международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, кафедра социальной педагогики. 2012. С. 64—69.

играет исключительную роль. Однако ориентация только на учителя, способного полноценно обучать и интенсивно работать во внеурочное время, организуя воспитание обучающихся и способствуя преодолению и минимизации проблем социализации, — неперспективна. Учитель, социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор, воспитатель, педагог дополнительного образования могут и должны работать в тесном контакте, взаимодействуя во благо ребенка со всеми заинтересованными учреждениями и организациями.

Особая роль в данной комплексной работе по праву отводится социальному педагогу. Было бы ошибочно сводить функции социального педагога к деятельности лишь в рамках образовательной организации. Главной сферой его деятельности является социум, прежде всего сфера ближайшего окружения ребенка, сфера межличностных отношений, включая сферу отношений в семье и неформальной группе. В своей практической деятельности социальный педагог выполняет различные социальные роли, причем умение выступать в различных ролях определяет уровень его профессиональной компетентности. Профиль социально-педагогической деятельности определяется регионально-этническими особенностями, потребностями конкретного социума — города, района, села, а также личностными и профессиональными возможностями специалистов.

Наиболее распространенной и востребованной специализацией в нынешних социальных условиях является социальный педагог, ориентированный на социальную работу с семьей, оказание ей разносторонней помощи непосредственно в социуме. Семейные социальные педагоги включены в кадровую инфраструктуру образовательных организаций, социальных служб помощи семье и детям, пенитенциарных учреждений и др. Актуальна проблема дифференциации сфер и функций социально-педагогической практи-

ки, нацеленной на социально значимую работу с детьми и молодежью в сфере организации досуга, в том числе семейного. В ряде ситуаций в условиях разных регионов велика потребность в таких специалистах, как социальный этнолог, социальный эколог, социальный валеолог, социальный педагог-дефектолог и др.

Таким образом, специализация социального педагога должна определяться в зависимости от конкретной ситуации, социокультурных и микросоциальных особенностей, характера выявленных проблем и потребностей в условиях конкретного социума.

Социальный педагог в современном российском обществе — это прежде всего посредник, связующее звено между личностью ребенка и государственными, общественными социальными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о ребенке и его семье.

Перед институтом социальных педагогов стоят задачи духовного наставничества, социально-педагогического сопровождения ребенка, его семьи, на протяжении ряда лет, включая заботу о формировании нравственности, общечеловеческих ценностей в социуме, помощь в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций своих подопечных, содействии им в контактах с соответствующими спе-циалистами3.

С учетом многообразия и степени выраженности современных проблем детства наряду с превентивным аспектом не менее значимым представляется и реабилитационный аспект социально-педа-

3 Жданова М.А. Социально-педагогическая деятель-

ность и ее роль в современном российском обществе. В сборнике: Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности. Материалы IV Международной научно-практической конференции.Рос-сийский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, психолого-педагогический факультет, кафедра социальной педагогики. — 2014. — С. 38—41.

гогической деятельности. В контексте социальной модели реабилитации социально-педагогический аспект представляет обязательное звено общего комплекса. Социально-педагогическая реабилитация при этом выступает и достаточно самостоятельным направлением социально-педагогической деятельности.

Для раскрытия сущности понятия «социально-педагогическая реабилитация» важно выявить его соотношение с понятиями «социальная помощь», «социальная забота», «социальная защита».

В работах современных авторов понятие «социально-педагогическая реабилитация» естественным образом связано с понятием «социальная забота».

Сущность понятия «социальная забота», по определению С.И. Григорьева и С.Г. Гусляковой, составляют содействие и обеспечение условий жизни и развития человека(образование,здравоохранение, бытовые услуги и пр.); социальная защита определенных категорий населения страны (инвалиды, сироты, учащиеся, престарелые и пр.), права которых на пенсии, пособия, стипендии определены законами страны и осуществляются государственными структурами; организация индивидуальной социальной помощи всем нуждающимся в ней4.

Таким образом, социальная забота может рассматриваться как более широкое понятие по отношению к понятиям социальной защиты и социальной помощи.

Исследования советского периода раскрывают понятие социальной защиты определенных категорий населения как приоритетную форму социальной заботы, жизнеобеспечения (С.И. Голод, А.М. Нечаева, А.В. Мартыненко, А.Г. Хар-чев, Е.В. Шорохов и др.).

4 Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. и др. Теория и методология социальной работы. Учеб. пособие для вузов. — М.: Наука, 1994. — 185 с.

Социальная помощь человеку, ребенку понимается многими авторами как содействие и поддержка в преодолении ими личных жизненных проблем (трудных ситуаций), формирование способности к самостоятельному разрешению различных жизненных затруднений (А.Г. Асмолов, А.В. Баранов, Г.В. Черка-шин, М. Черноушек и др.).

Происходящие в настоящее время в Российской Федерации социально-экономические и политические преобразования, по мнению А.В. Баранова, Л.Ф. Безлеп-киной, Б.З. Вульфова, В.И. Гурова и др., делают сложившуюся систему социальной заботы малоэффективной для помощи многим группам населения и в том числе детям. Для многих людей тяжесть объективных условий жизни усугубляется тяжелыми эмоциональными переживаниями, нередко превышающими реальные жизненные трудности. Поэтому упрощенный подход к социальной заботе как гарантированному минимуму материального благополучия сегодня не отвечает требованиям жизни.

Социальная помощь определяется рядом авторов как достаточно широкое понятие и включает в себя различные виды помощи: правовую, психологическую, педагогическую и другие виды защиты и реабилитации.

А.Г. Асмолов подчеркивает, что «...мировая история развития социальной помощи показывает тенденцию постепенного перехода от оказания прямой материальной помощи к психологической поддержке человека, с опорой на его собственные возможности»5.

Следовательно, в современных условиях становится принципиальным положение об индивидуально-личностном подходе при оказании социальной помощи.

5 Асмолов А.Г. Социальные эффекты образовательной политики // Национальный психологический журнал. — 2010. — № 2(4). — С.100—106.

A.В. Басов, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов,

B.И. Гуров, С.А. Расчетина, Т.Ф. Яркина и др. рассматривают индивидуально-личностный подход как оказание любой социально-педагогической помощи человеку, в том числе и ребенку, на основе диагностики его личностного развития. Социальная помощь при этом понимается не как решение жизненных задач за человека (формирующее иждивенчество), а как воспитание и поддержка веры в свои силы и возможности, как помощь в создании условий самостоятельного решения своих проблем.

Понятие «социально-педагогическая реабилитация» с его богатым и многогранным содержанием является важнейшей составляющей понятия социальной помощи детям в ситуациях риска и социального неблагополучия. Современные исследования определяют ядром социально-педагогической реабилитации поддержание и развитие в ребенке самоуважения и веры в свои силы, формирование навыков самостоятельного разрешения жизненных проблем (С.А. Беличева,

C.И. Григорьев, Н.Ф. Селюкова, А.С. Сор-вина, В.М. Фокин и др.).

Развивающаяся концепция социально-педагогической реабилитации еще не имеет достаточно четких и общепризнанных положений. В современной научной литературе встречается немало споров, порой противоречивых суждений о терминологии, методах и некоторых принципиальных вопросах6.

Многими авторами реабилитация рассматривается как совокупность различных воздействий и мероприятий, направленных на максимально быстрое

6 Жданова М.А. Проблемы теории и практики социально-педагогической реабилитации. В сборнике: Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности. Посвящается 215-летию Герценовского университета: материалы II Международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, кафедра социальной педагогики. 2012. — С. 64—69.

и полноценное восстановление отклонений, возникших в развитии личности, и эффективного возврата к обычным условиям жизни и деятельности (Н.Г. Веселов, Т.А. Донских, М.М. Кабанов, Ц.П. Короленко, О.Ф. Тарасов, А.И. Ходаков и др.).

В педагогических исследованиях часто употребляется понятие «перевоспитание», синонимичный по своему содержанию социально-педагогической реабилитации, поскольку ее сущность состоит в прохождении ребенком, подростком как взрослеющим человеком основных этапов воспитательного процесса заново, на значительно углубленной мотивационной основе.

Анализ и обобщение работ, относящихся к педагогике советского периода, позволили выделить некоторые подходы к проблеме перевоспитания. Перевоспитание рассматривается как педагогический процесс, имеющий ряд внутренних закономерностей. Его успешность во многом зависит от того, насколько точно осуществлена диагностика отклонений в развитии личности ребенка, его сознании и поведении.

Констатируя наличие нарушений в межличностных отношениях ребенка, А.С. Белкин, Г.Г. Бочкарева, А.И. Кочетов, И.А. Литвинов, Ф.И. Юрченко и другие авторы предлагают различные варианты их изменения. Анализируются возможности изменения условий, в которых протекает процесс развития ребенка. Л.М. Зюбин, А.Г. Ковалев и др. подчеркивают, что эффективность процесса перевоспитания базируется на одном из двух условий: либо решительном изменении характера неблагополучных семейных отношений, либо изъятии ребенка из неблагополучной семьи. Вместе с тем ряд авторов склоняется к мысли о том, что изъятие ребенка из семьи является крайней мерой.

Анализ некоторых вариантов перестройки семейных отношений посредством целенаправленных со стороны школы

и общества воздействий представлен в работах В.А. Арамавичюте, Б.П. Битинаса, Н.К. Голубева, Л.П. Дунаевой, Н.Н. Монахова и др.7

В исследованиях Г.Н. Жаворонкова, А.Ф. Никитина и др. раскрывается последовательность процесса перевоспитания во взаимосвязи с последовательностью установления, формирования и изменения различных групп отношений ребенка и его социального окружения. Подчеркивается необходимость установления этапа преодоления смысловых и эмоциональных барьеров между ребенком и взрослым; отмечается значимость этапа организации полноценных межличностных отношений в детском коллективе, группе; в качестве обязательного выделяется этап закрепления положительных взаимоотношений в различных видах деятельности и обще-ния8.

Разделяя мнение авторов, представляется важным, чтобы в реальном процессе социально-педагогической реабилитации диагностический этап сочетался с этапом установления доверительных взаимоотношений ребенка и взрослых, что, несомненно, способствует повышению эффективности выявления поля социальных проблем и определения личностно ориентированных способов их решения9.

Работы Г.С. Алексеевича, В.А. Арамавичюте, С.А. Беличевой, Ю.В. Гербеева, Ю.И. Зотова, Б.Ф. Кильдюшевского, С.А. Расчетиной, В.М. Фокина и др. посвящены содержанию реабилитационных аспектов социально-педагогической

7 Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. — М.: Педагогика, 1989. — 160 с.

8 ЖаворонковГ.Н., Никитин А.Ф. Формирование адекватной защищенности личности — один из методов перевоспитания подростков в условиях спецшколы // Тезисы докладов и сообщений межведомственной научно-практической конференции. — М., 1970. — С. 148—149.

9 Шипицына Л.М., Жданова М.А. Психолого-медико-

педагогическая консультация. Методические рекомендации / Научный редактор: Л.М. Шипицына. Санкт-Петербург, 2002. (2-е издание, дополненное).

деятельности. Авторы подчеркивают необходимость комплекса последовательных целенаправленных педагогических мероприятий, анализируют условия, при которых те или иные методы и приемы оказывают наиболее положительный эффект, характеризуют формы организации деятельности и отношений, направленные на формирование положительного социального опыта в процессе реабилитации.

Психолого-педагогические исследования убеждают в том, что отклонения в поведении и развитии ребенка обусловливаются многими факторами: социальными, психолого-педагогическими, биологическими. Эти факторы становятся причиной широкой гаммы нарушений в развитии личности, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Однако, как бы ни были разнообразны причины, порождающие различные по виду и силе выраженности отклонения в развитии и поведении детей, в основе всегда лежит нарушение равновесия между ребенком и средой, что приводит к возникновению деструктивных способов адаптации к обычным требованиям этой среды.

Задача социального педагога при реализации реабилитационной функции заключается в восстановлении равновесия в поведении ребенка, в его психических проявлениях, адекватно условиям среды, преобразованной в соответствии с его потребностями и особенностями развития.

Анализ психолого-педагогических источников позволил сформулировать ряд положений, раскрывающих сущность понятия социально-педагогической реабилитации:

1) социально-педагогическая реабилитация, являясь основным звеном в системе социальной помощи ребенку, представляет собой процесс взаимодействия

социального педагога и ребенка, направленный на создание у последнего внутреннего механизма саморегуляции, обеспечивающего защищенность личности в условиях, когда микросоциум, семья не в состоянии обеспечить ему эту защищенность;

2) конечная цель социально-педагогической реабилитации — это социальная адаптация и интеграция ребенка в различные сферы общества, восстановление разрушенных или утраченных межличностных связей и отношений, в соответствии с нормами и требованиями, выработанными в данном обществе;

3) условием эффективности социально-педагогической реабилитации является проектирование и реализация системы адекватных и последовательных мероприятий перевоспитания, обеспечивающего защищенность личности ребенка, с учетом всей сложности выявленных отклонений;

4) реабилитационные мероприятия представляют собой комплекс, реализуемый совместными усилиями команды специалистов (педагогов, психологов, при необходимости врачей, юристов и др.), координацию которых осуществляет социальный педагог10.

Значение реабилитационных аспектов социально-педагогической деятельности определяется рядом обстоятельств.

Ребенок в ситуациях риска и социального неблагополучия утрачивает возможность полноценного развития, успешной социализации. Дезадаптированные дети попадают в группы социального риска, часто совершают антиобщественные поступки,

10 Жданова М.А. Проблемы теории и практики социально-педагогической реабилитации. В сборнике: Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности. Посвящается 215-летию Герценов-ского университета: материалы II Международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, кафедра социальной педагогики. 2012. С. 64—69.

становятся аддиктами, в результате чего перед обществом возникают серьезные социально-экономические проблемы, требующие принятия радикальных мер, направленных на устранение последствий противоправных поступков, организации учреждений для несовершеннолетних правонарушителей, для лечения зависимостей и др.

Ребенку, которому не удалось восстановить, реализовать и развить свои духовно-нравственные силы и задатки после перенесенных психических и психофизических травм, полученных в процессе социализации, трудно стать полноценным членом общества. При отсутствии своевременной и комплексной помощи, включая социально-педагогический аспект, проблемы ребенка могут усугубляться дополнительными расстройствами: состояниями повышенной тревожности, подавленности, страха, ощущением собственной ущербности, что, в свою очередь, разрушает социальные связи и отношения, может привести к серьезным расстройствам психики11.

Реабилитационные аспекты социально-педагогической деятельности ориентированы на восстановление утраченных и формирование новых социальных отношений ребенка, получение им положительного социального опыта с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и предыдущей ситуации развития.

Каждый случай с дезадаптированным ребенком представляет собой уникальную «естественную» экспериментальную ситуацию, предоставляющую возможность изучения причин и следствий, возникающих под влиянием этой ситуации особенностей и проблем в развитии. Процесс реабилитации дает возможность изучать механизмы адаптации ребенка к новым ситуациям жизнедеятельности,

11 Шипицына Л.М., Жданова М.А. Психолого-медико-

педагогическая консультация. Методические рекомендации /научный редактор: Л.М. Шипицына. Санкт-Петербург, 2002. (2-е издание, дополненное).

внешним изменениям и фиксировать внутренние изменения ребенка, отражающиеся в его социальном поведении12.

Социально-педагогическая реабилитация наиболее эффективна, если есть возможность начать ее как можно раньше. Ребенок, по мнению П. Джеймса Гранта, Й. Лангмейера, З. Матейчика, В.С. Мухиной и др., в раннем возрасте легче поддается влиянию, и легче в таких случаях активизировать его внутренние силы. А настоящего успеха в реабилитации можно достигнуть только тогда, когда сам ребенок станет активным участником этого процесса. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Б.В. Зей-гарник и др. объективные возможности социально-педагогической реабилитации определяются прежде всего компенсаторными и адаптационными функциями организма и существованием значительных резервных сил в психике человека, дополнительно проявляющихся в случае необходимости. Посредством компенсаторной способности достигается определенное восстановление утраченных функций организма. Процесс адаптации основывается на возможностях организма изменять свою деятельность и поведение при изменении внешних и внутренних условий. Эти два механизма — механизм компенсации и механизм адаптации — взаимно переплетаются. Ввиду того что эти механизмы изначально присущи человеку, то частичная реабилитация, как общая, так и психологическая, может в известной степени произойти спонтанно. Однако для полной и стойкой реабилитации необходим длительный процесс организованных воздействий,

12 Жданова М.А., Абашина А.Д. Социально-педагогическая реабилитация безнадзорных несовершеннолетних в системе социальной работы. Вестник ТОГИРРО. — 2013. — № 2. — С. 146—149.

прежде всего педагогических. В связи с этим вопросы социально-педагогической реабилитации должны решаться не путем отдельных мероприятий, а на базе целостной организации жизни детей, прежде всего в условиях семьи и образовательной организации13.

Таким образом, эффективность социально-педагогической реабилитации заключается в комплексном воздействии на психофизическую сферу ребенка. Именно тогда реабилитация превращается в мощный фактор восстановления, способствует психологической компенсации и адаптации детей к социальным условиям и содействует прочности результатов восстановления. По мнению Б.Е. Робертсона, П. Скина, К. Флейка-Хобсона и др., одним из определяющих условий эффективности реабилитационного аспекта социально-педагогической деятельности является продуктивное педагогическое взаимодействие между ребенком и социальным педагогом, основанное на отношениях взаимного доверия, помогающее создать аффинитет ребенка к той среде, в которой протекает процесс реабилитации14.

Важность реабилитационных аспектов социально-педагогической деятельности определяет и особые требования к профессиональной подготовке специалистов — социальных педагогов в условиях вуза. По своему содержанию она должна представлять собой практическое человековедение, отражающее современные достижения наук о человеке и обществе.

13 Жданова М.А., Жданов А., Пчелинцева И.Г. Социально-педагогическая реабилитация детей-сирот. Вестник ТОГИРРО. — 2011. — № 4. — С. 2—140.

14 Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е.,Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. — 511 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.