Научная статья на тему 'Семья как фактор, порождающий социальное сиротство'

Семья как фактор, порождающий социальное сиротство Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
622
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ / СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ РОДИТЕЛЕЙ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жданова М.А.

Семья в контексте проблем социализации; научные подходы к определению функций семьи, условий и причин нарушений внутрисемейных отношений, превращения семьи в фактор десоциализации ребёнка, порождающий проблему социального сиротства. Направления исследований социального сиротства как сложного социально-педагогического феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семья как фактор, порождающий социальное сиротство»

Семья как фактор, порождающий социальное сиротство

М.А. Жданова,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры воспитания и социализации, РГПУ им. А.И. Герцена, е-mail: inferno07@mail.ru

В статье представлены характеристики современной семьи в контексте проблем социализации; раскрыты научные подходы к определению функций семьи, условий и причин нарушений внутрисемейных отношений, превращения семьи в фактор десоциализации ребенка, порождающий проблему социального сиротства; определено содержание направлений исследований социального сиротства как сложного социально-педагогического феномена; приведены результаты исследования семьи как фактора, порождающего социальное сиротство, выполненного на базе центров содействия семейному устройству детей в Санкт-Петербурге.

• десоциализация • неблагополучные семьи • социальное сиротство • социальный портрет родителей • социальный статус семьи

В научных публикациях, посвященных семье, широко освещается проблема обусловленности формирования личности ребенка внутрисемейными отношениями.

В современной научной литературе семья определяется как основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью1. Широкий спектр воспитательного воздействия, уникальность психологического влияния семьи делают ее одним из самых мощных средств социализации, воспитания и развития личности ребенка. В семье происходит решение таких специфических задач социализации, как воспитание семьянина, формирование качеств члена определенной общности людей, живущего по нравственным нормам и принципам человеческого общежития (Э. Берн, М.И. Буянов, Р. Бэндлер, Дж. Гриндер, И.В. Добряков, А.И. Захаров, Р.А. Зачепицкий, С.В. Ковалев, Й. Лангмейер, З. Матейчек,

1 Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. —

Л.: Медицина, 1989. — 192 с.

Т.М. Мишина, В.К. Мягер, Б.Е. Робинсон, В. Сатир, П. Скин, К. Флейк-Хобсон, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и др.).

Важнейшими характеристиками семьи авторы считают ее функции, структуру и динамику.

Функции семьи представляют сферу ее жизнедеятельности, непосредственно связанную с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Н.Я. Соловьев в монографии «Брак и семья сегодня» отмечает, что «функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет»2.

В современной научной литературе существует вариативность в толковании функций семьи (Л.М. Панкова, Н.Я. Соловьев, Э.Г. Эйдемиллер и др.). Проведенный анализ различных источников позволил особо выделить следующие:

— воспитательная функция, призванная обеспечивать социализацию формирующейся личности ребенка;

— хозяйственно-бытовая функция, заключающаяся в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, одежде, жилище и т.п.);

— эмоциональная функция, призванная обеспечить эмоциональную поддержку и психологическую защиту членов семьи;

— функция духовного общения, заключающаяся в духовном обогащении и развитии членов семьи;

— функция первичного социального контроля, призванная воспитывать и обеспечивать выполнение социальных норм поведения адекватных для данного общества;

2 Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. — Вильнюс: МИНТИС, 1977. — 240 с.

— функция биологического воспроизводства (деторождения) и удовлетворения социально-эротических потребностей.

Влиять на реализацию семьей ее функций может весьма широкий круг факторов: особенности личностей ее членов (А. Адлер, Б.В. Зейгарник, А.Г. Ковалев и др.), нарушение взаимоотношений между ними (Р. Дрейкус, В.Н. Дружинин, Й. Лангмейер и др.), изменения внешних условий жизни семьи (В.И. Гарбузов, Н. Штирман, К. Хорни и др.) и др.

Процесс социализации ребенка, происходящий в семье, многогранен. Семейная атмосфера — отношения, ценности, родственные связи — создают исходную, решающую среду, в которой формируется личность ребенка. «Помимо социально целенаправленного воспитания родителей на него (ребенка) воздействует вся атмосфера внутрисемейных отношений и, если этого нет, — он считает себя заброшенным и уходит в «бродяжничество», — подчеркивает И.С. Кон3. Из опыта внутрисемейных отношений ребенок усваивает представления о себе, других, об окружающем мире. Атмосфера внутрисемейных отношений создает его личностные ценности, придает ему чувство общности, значимости, защищенности. Культурные, религиозные, экономические, образовательные и другие социальные феомены воспринимаются детьми через призму внутрисемейных отношений. Именно через этот социальный комплекс и происходит обучение ребенка адаптации в обществе.

Таким образом, правомерен вывод о том, что именно семья выступает первичным и главным фактором социализации ребенка.

3 Кон И.С. Ребенок и общество. — М.: Наука, 1988. —

269 с.

Однако существуют определенные условия и причины, при наличии которых семья может стать фактором его десоциа-лизации. Нарушения реализации семьей своих основных функций могут принимать различный характер и, как крайний вариант, приводить к явлению социального сиротства — сиротству при живых родителях.

В современных психолого-педагогических исследованиях констатируется, что в современной семье существует множество проблем, весьма сложных, которые непосредственно и глубоко влияют на развитие личности ребенка (П.П. Блонский, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, М.И. Буянов, Э.К. Васильева, Л.С. Выготский, С.И. Голод, М. Джеймс и др.).

Актуальность проблемы изучения социального сиротства как особого общественного феномена в нашей стране в настоящее время обусловлена прежде всего значительным числом семей, из которых дети «добровольно» или вынужденно уходят (бродяжничество) либо изгоняются, становясь «детьми с улицы» (беспризорными). Современное российское социальное сиротство представляет собой сложное социально-педагогическое явление, имеющее качественное своеобразие. Помимо явных форм социального сиротства, когда родители лишены прав, обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, когда ребенок формально имеет биологическую семью, но последняя не осуществляет заботу о нем, превращаясь в фактор риска для его нормального развития и социализации4. Пополнение контингента центров содействия семейному устройству детей (детские дома), школ-интернатов, социальных приютов и др. учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, происходит в

4 Жданова М.А., Абашина А.Д. Социально-педагогическая реабилитация безнадзорных несовершеннолетних в системе социальной работы. Вестник ТОГИРРО. — 2013. — № 2. — С. 146—149.

основном за счет детей из неблагополучных и малообеспеченных многодетных семей5.

Проблема изучения феномена социального сиротства является многогранной. Социальное сиротство как негативное явление современности исследуется авторами с различных позиций: философской (А.С. Айзикович, Джеймс П. Грант, Б.Г. Григорьян, г. г. Ершов, А.А. Лиханов, А.Ф. Лосев, М.Н. Перфирьев, Е.М. Рыбинский, К.А. Шварцман, В.К. Юрьев и др.), культурологической (В.И. Арнольдов, А. Швейцер и др.), медико-социальной (М.И. Буянов, Н.Г. Веселов, А.Н. Голик, А.И. Захаров, Д.И. Исаев, А.Е. Личко, Т.Н. Осипенко, Л.М. Шипицына и др.), юридической (Л.Ф. Безлепкина,

A.М. Нечаева и др.). Психолого-педагогические аспекты проблемы социальных сирот раскрываются в работах Н.М. Аскариной, И.А. Залысиной, Т.М. Землянухиной, И.П. Крохина, М.Н. Лисиной, С.Ю. Мещеряковой,

B.С. Мухиной, Е.В. Некрасовой, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой, Л.М. Царегород-цевой, А.Ф. Шадуры, Н.М. Щелованова, Т.И. Юферевой и др.

В центре внимания многих исследователей находится проблема неблагополучной семьи как семьи с нарушенными внутрисемейными отношениями, семьи в состоянии распада, как фактора, порождающего явление социального сиротства (М.А. Алемаскин, В.А. Арамовичюте, З.В. Баерюнас, Л.П. Дунаева, Л.В. Янкина и др.). Авторы отмечают значимость для развития личности ребенка состояния морального облика родителей, определяющего ситуацию в семье. Неблагополучная семья характеризуется через следующие показатели: отсутствие единства требований, понимания возрас-

5 Жданова М.А., Жданов А., Пчелинцева И.Г. Социально-педагогическая реабилитация детей-сирот. Вестник ТОГИРРО. — 2011. — № 4. — С. 2—140.

тных особенностей ребенка (А.Е. Личко, В.В. Юстицкий и др.), низкий духовный потенциал внутрисемейных отношений (Й. Лангмейер, З. Матейчек, К. Хорни и др.), нарушение структурных связей (В.Н. Дружинин, А. Келам, И. Эббер, Е.Г. Эйдемиллер), недостатки в стиле и методах воспитания (М.А. Алемаскин, В.А. Арамовичюте, С.А. Расчетина).

Проблеме нарушения семейной социализации посвящены исследования педагогов, социологов, психологов, психиатров. В них отчетливо определяются два направления:

— исследования семьи в условиях трудностей, возникших в результате неблагоприятного воздействия широких социальных катаклизмов: стихийных бедствий, войн, экономических кризисов и т.п. (К. Волф, С. Данн, Э. Дюркгейм, О. Клейн, Й. Лангмейер, М. Мейергофер, Е. Утитц, А. Фрейд и др.);

— исследование семьи в условиях трудностей, возникающих в ее жизни в обычных социальных условиях (В.Н. Дружинин, З. Матейчек, М.С. Мацковский, Д. Робертсон, Р.А. Шпиц и др.).

Неблагополучная в социальном плане семья как особый фактор, порождающий социальное сиротство в обычных условиях жизнедеятельности общества, является предметом изучения многих авторов (В.И. Гарбузов, Й. Лангмейер, А.Е. Личко, З. Матейчек, А.С. Спиваковская, К. Хорни, Н. Штирман, Е.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и др.). Так, А.Е. Личко полагает, что на ребенка огромное влияние оказывает мера гармоничности семьи. В предложенной типологии автором выделяется две основные группы семей: гармоничные и негармоничные. К негармоничным относятся собственно негармоничная, деструктогенная, распа-

дающаяся, распавшаяся и псевдосолидарная типы семей6.

Анализируя отношения родителей и детей, А.С. Спиваковская отмечает, что комплексная психологическая коррекция опирается на понятие «роль». Принятие той или иной роли родителями по отношению к детям определяет в конечном счете стиль воспитания7.

Наиболее полной представляется классификация отклоняющихся стилей воспитания в семье применительно к подросткам, предложенная Е.Г. Эйдемиллером и А.Е. Личко, которые выделяют следующие стили:

• гипопротекция, характеризующаяся безнадзорностью ребенка, недостатком опеки и контроля, приводящим нередко к его отторжению из сферы семьи, вызывающим отклонения в поведении как следствие психической деприва-ции;

• Доминирующая гиперпротекция, проявляющаяся в чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, подавляющем в ребенке развитие чувства самостоятельности и ответственности;

• Потворствующая гиперпротекция — воспитание по типу «кумир семьи — характеризующееся неадекватно высоким уровнем притязаний ребенка при недостаточности волевых усилий и опоре на свои силы;

• Эмоциональное отвержение — игнорирование эмоциональных потребностей ребенка в любви и заботе;

• Жестокие взаимоотношения, проявляющиеся либо открыто, когда ребенок подвергается насилию, либо имеющее скрытые формы, когда родители созда-

6 Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина. 1983. — 256 с.

7 Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов.

Комплексная психологическая коррекция. М.: МГУ, 1988. — 198 с.

ют перед ребенком барьер эмоциональной холодности и враждебности;

• Повышенная моральная ответственность — насильно приписываемая подростку роль «главы семьи», при которой игнорируются его потребности и возможности, возлагается ответственность, не соответствующая его возрасту8.

В исследованиях стилей взаимодействия родителей и детей основное внимание уделяется отношению матери к ребенку, которое рассматривается с пози-ц и й п сих ол о го -био л ог и ч е ско й с в я зи. (Э. Берн, С. Броди, Л. Ковар, И. Лангмейер, 3. Матейчек, Е.Т. Соколова, В.В. Столина, Л.М. Шипицына и др.).

Анализ современных исследований показывает, что неблагополучие семьи обусловливается рядом негативных ситуаций социума, обусловливающих ухудшение материальных условий, изменение социального статуса родителей, потерю работы, вынужденную перемену места жительства, увеличение физических и психических нагрузок членов семьи, провоцирующих стрессовые ситуации, конфликты.

Неблагополучная семья порождает негативный социальный опыт ребенка, формирует у него стереотипы девиантного поведения (Б.И. Айзенберг, М.А. Але-маскин, В.А. Арамавичюте, С.А. Расчети-на и др.).

Изначальная беспомощность маленького ребенка ставит его в особо уязвимую, зависимую позицию в неблагополучной семье. В работах К. Хорни, например, ярко показано, что множество внешне различных особенностей родительского поведения (недостаток любви и заботы, запугивание, тирания, неадекватное восхваление, излишний критицизм, сверхтребования, игнорирование самосто-

8 Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. — Л.: Медицина, 1989. — 192 с.

ятельности и многие другие) приводят к одному результату: ребенок оказывается неспособным выработать в себе должное самоуважение. Это оборачивается его неуверенностью в себе, одиночеством, страхами, ощущением глубокой обиды, что формирует в конечном счете тревожно-враждебное отношением к миру, чаще всего глубоко бессознательное. Со временем, однако, дети интуитивно находят способы, как справиться со своим окружением: кто-то спасается от вторжения в свою жизнь вспышками гнева, кто-то — уходом в мир фантазий, а кто-то — слепой преданностью и послушанием. В любом случае ребенок становится жертвой в процессе «выживания» в нечуткой, подавляющей или эмоционально холодной атмосфере семьи. Он вынужден расплачиваться утратой своей внутренней свободы — свободы в своих чувствах, желаниях, в отношении к людям и даже к самому себе9.

Как крайний вариант нарушения внутрисемейных отношений выступает феномен социального сиротства.

Нами было проведено собственное исследование семьи как фактора, порождающего социальное сиротство10: были изучены семейные ситуации, которые привели к социальному сиротству 400 детей, помещенных в центры содействия семейному устройству детей (детские дома) г. Санкт-Петербурга по причине лишения родителей прав. Для решения поставленной задачи применялся метод изучения документации (личных дел детей, сведения,

9 Хорни Карен. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В. Бур-менской. — М.: Издательская группа «Прогресс» — «Универс», 1993. — 124 с.

10 Жданова М.А., Жданов А., Пчелинцева И.Г. Социально-педагогическая реабилитация детей-сирот. Монография / Тюменский областной государственный институт развития регионального образования; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена: кафедра социальной педагогики. Тюмень, 2009.

представленные социальными педагогами и воспитателями, данные психологического и медицинского обследования и др.).

Специфика экспериментальной работы состояла в том, что в поле изучения находилась ситуация развития ребенка в системе нарушенных внутрисемейных отношений, приведшая к тому, что ребенок остался без попечения родителей, т.е. социальным сиротой.

На основе теории «Я-концепции» Р. Бернс, для данного типа ситуаций были выделены две группы показателей:

• первая группа показателей отражала состояние семьи, породившее социальное сиротство ребенка;

• вторая группа показателей характеризовала отношение ребенка к родителям, к ситуации, сложившейся в семье.

Анализ первой группы показателей — состояние семьи, позволил выявить социально-экономические проблемы, социальный статус родителей, их морально-этический облик и др. особенности, определяющие реализацию воспитательной функции семьи.

Полученные данные показали, что, материальный уровень жизни семей в 92% случаев был ниже прожиточного минимума, 34% семей не имели постоянного места жительства, 59% семей были неполными. Таким образом, в семьях изучаемой группы не было материальных условий для полноценного физического и психического развития детей. Это подтверждается описанием внешнего вида детей, изъятых из семей, данными специалистов, изучавших состояние их здоровья, а также высказываниями самих детей о жизни в семье.

Социальный портрет родителей — уровень образования, соблюдение ими морально-этических и социальных норм поведения в обществе — также был

составлен на основе изучения документов, личных дел детей. Было выявлено, что подавляющее большинство родителей имеют среднее специальное (51%) и среднее образование (38%); 87% родителей не имеют постоянной работы; 69% — страдают алкоголизмом, наркоманией, психическими расстройствами (имеются соответствующие медицинские заключения).

Таким образом, крайне низкий социальный статус семьи делал невозможным полноценную реализацию ею воспитательной функции, приводил к тому, что само пребывание ребенка в подобной семье несло угрозу его жизни, здоровью и полноценному развитию.

В 100% случаев были установлены факты пренебрежения нуждами ребенка и совершения по отношению к нему различных форм насилия. Игнорирование интересов ребенка, пренебрежение его нуждами проявлялось в неудовлетворении потребностей ребенка в полноценном питании, отсутствии необходимой одежды и обуви, неудовлетворительном состоянии жилища, нарушении права на получение образования, медицинской помощи и др. Анализ документов личных дел и данные бесед с детьми выявили, что в 100% случаев родители часто оставляли детей без присмотра в течение длительного времени. Это приводило к тому, что дети получали травмы, голодали, заболевали, а также к другим, опасным для здоровья и жизни детей последствиям.

Право на образование у детей изучаемой группы было реализовано не полностью. По данным школьных характеристик, дети учились нерегулярно, пропускали занятия, имели большие пробелы в знаниях, оставлялись на дублирование и т.п., 41% детей длительно (более нескольких месяцев в году) не посещали школу.

Уровень общего развития детей в 94% случаев не соответствовал возрасту — дети имели низкий уровень общей осведом-

ленности, их представления были бедны и неточны. Результаты психологического изучения детей по стандартизированным методикам показали снижение таких познавательных процессов, как внимание (83%), память (61%), затруднение анали-тико-синтетической деятельности (83%). Словарный запас у 92% детей был беден, неточен, уровень развития связной речи низок в 83% случаев, у 61% детей была выявлена темповая задержка психического развития, обусловленная совокупностью биологических (отягощенная наследственность), соматогенных и психогенных факторов.

Изучение физического здоровья детей показало наличие многих заболеваний. Наиболее часто встречающимися заболеваниями были болезни органов пищеварения — 79,8%; болезни нервной системы — 71%; инфекционные и паразитические заболевания — 59,9%. Все дети не были профилактически привиты, ряд заболеваний имел хроническую форму.

Таким образом, было выявлено, что дети имели проблемы в развитии, состоянии физического и психического здоровья; основные права детей — на получение образования, медицинскую помощь, полноценное развитие — не были реализованы семьями.

Анализ наблюдений специалистов центров содействия семейному устройству детей (детских домов), куда направлялись дети, а также сведений из личных дел детей, показал, что отношение детей к ситуациям в семьях, из которых они были вынужденно изъяты, неоднозначно. Большинство детей (48%) испытывали противоречивое отношение к своим родителям, которое включало широкий спектр чувств — от жалости и привязанности до чувства горечи и разочарования. Наименьшую группу составили дети, у которых отсутствовала привязанность к членам семьи (7%) либо, наоборот, ярко проявлялись чувства любви

и привязанности, характеризующиеся оправданием любых действий и поступков родителей (8%).

Результат анализа документов личных дел детей показал, что из 400 детей:

— 38% добровольно покинули семьи (стали беспризорными);

— 43% часто уходили из семьи на несколько дней, спасаясь от побоев, угроз со стороны родителей, а также в поисках пиши;

— 19% постоянно находились в семье, не совершали побегов из нее.

Было выявлено из бесед с детьми и их близкими, что 64,3% детей изгонялись родителями из дома в знак наказания за реальные или мнимые провинности.

Наше исследование показало, что ситуации в неблагополучных семьях выступали как факторы депривации ребенка, обусловливали формирование у него негативного социального опыта, вытесняли из сферы семьи, превращая в социального сироту.

В заключение необходимо отметить следующее. В социально-педагогическом знании активизируется процесс исследования феномена неблагополучной семьи как фактора, порождающего социальное сиротство, представляющее собой принципиально особую ситуацию развития ребенка. Существует значительное количество современных научных источников, в которых исследуются пути социально-педагогической реабилитации детей — социальных сирот в различных видах учреждений, особенности адаптации их в коллективе, качественное своеобразие социального портрета воспитанника детского дома. Особый пласт составляют психолого-педагогические исследования, характеризующие состояние ребенка в условиях семейной депривации. Современные исследования и собственные эмпириче-

ские данные убеждают в необходимости продолжения исследования современной семьи как фактора социализации и десоциализации ребенка. Особенно актуальными нам представляются следующие направления:

— разработка и реализация концепций оздоровления семьи, ориентированных на создание оптимально позитивной социальной среды для развития личности ребенка;

создание систем социально-педагогического сопровождения и поддержки семей категорий социального риска и патронажа неблагополучных семей;

разработка и апробация программ профилактики социальных девиаций детей и подростков и социально-педагогической реабилитации социальных сирот на основе индивидуально-личностного подхода применительно к различным формам их жизнеустройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.