УДК 369.223.247
Шмачилина-Цибенко Светлана Витальевна
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогики Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Shmachilina-Tsybenko Svetlana Vitalievna
D.Phil. in Education Science, Professor, Psychology and Education Science Department, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
SOCIO-PEDAGOGICAL REHABILITATION OF CHILDREN DEPRIVED OF PARENTAL CARE IN THE CONDITIONS OF REHABILITATION CENTERS
Аннотация:
В статье анализируются основные этапы социально-педагогической реабилитации в учреждениях для несовершеннолетних, выделяются социально-экономические и психолого-педагогические основа-ния необходимости социально-педагогической реабилитации детей, лишенных попечения родителей, и возможности их реализации, акцентируется внимание на методах актуализации резервных возможностей ребенка, таких как тренировка (упражнение), замещение (компенсация), возвращение.
Ключевые слова:
социально-педагогическая реабилитация, дети, оставшиеся без попечения родителей, методы, актуализация, тренировка (упражнение), замещение (компенсация), возвращение.
Summary:
This article analyses the main stages of socio-pedagog-ical rehabilitation in the juvenile institutions. The author considers socio-economic, psychological and pedagogical foundations necessary for socio-pedagogical rehabilitation of children deprived of parental care. The paper discusses how it is possible to implement them and focuses on the methods of activation of inner resources of a child, such as training (exercise), substitution (compensation), return.
Keywords:
socio-pedagogical rehabilitation, children deprived of parental care, methods, reinforcement, training (exercise), substitution (compensation), return.
Одной из самых тревожных тенденций XXI в. является неуклонно увеличивающееся число детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. В особую многочисленную категорию необходимо включить детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. Среди множества причин, по которым дети остаются без родительского попечения, рассматривают, как правило, следующие основания: родители лишены или ограничены в родительских правах, признаны недееспособными или больны настолько, что не могут осуществлять родительское попечение; родители длительно отсутствуют (более 6 месяцев); родители уклоняются от воспитания, защиты прав и интересов детей. Кроме того, родительское попечение может отсутствовать и по любым иным причинам, например вследствие заключения родителей под стражу или назначения приговором суда наказания, связанного с лишением или ограничением свободы [1, ст. 122]. Как видим, перечень оснований для признания ребенка оставшимся без попечения родителей намного шире, чем только ограничение или лишение родительских прав.
Традиционно оказание помощи таким детям осуществляется в различных специализированных учреждениях - социально-реабилитационных центрах. Их новый этап функционирования приходится на конец 90-х гг. XX в., а понятия «реабилитационный центр», «реабилитационная карта», «реабилитационное пространство» уже достаточно прочно вошли в практику социальных педагогов, социальных работников, педагогов-психологов и кажутся нам устоявшимися и привычными.
Анализ практики последних лет показывает, что социально-реабилитационные центры являются наиболее перспективными в общей системе социозащитных детских учреждений. Они позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе на родную семью, способствуя поднятию ее престижа.
Традиционно социально-педагогическая реабилитация в учреждениях для несовершеннолетних содержит три основных этапа: диагностику, создание и реализацию реабилитационной программы, постреабилитационную защиту ребенка [2, с. 56].
Диагностика предусматривает комплексное социально-педагогическое обследование, включающее полный сбор информации о ребенке и его семье, обработку и систематизацию материала, получение целостных характеристик о ребенке, семье и его ближайшем окружении.
При этом отметим, что в проектировании диагностической деятельности многие руководители и специалисты реабилитационных центров, как правило, руководствуются вопросом, как ее осуществить, и усиленно занимаются отбором методик диагностики, причем явно наблюдается доминирование тестов. Между тем главные вопросы - что и зачем диагностировать - остаются без внимания, в то время как именно от них зависят и подбор методов, и анализ результатов, и принятие решения.
В практике работы реабилитационных центров диагностика, к сожалению, нередко проводится без ясной цели. Во многих реабилитационных центрах специалисты приемного отделения занимаются сбором первичной информации о ребенке и восстановлением необходимых документов, а сотрудники отдела реабилитации в основном заполняют индивидуальные карты социальной реабилитации. Ведущим методом диагностики в лучшем случае выступает психолого-педагогический консилиум. Таким образом, диагностика становится, с одной стороны, формой отчетности, с другой - формой контроля воспитанника, управления его поведением, манипулирования (пусть даже из самых добрых побуждений) и лишения его самостоятельности [3].
Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого ребенка и включает следующие основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основными целями реабилитационной программы представляются формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения.
Постреабилитационная защита предполагает помощь ребенку после его выхода из реабилитационного центра в восстановлении гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов [4, с. 41].
Выделяют социально-экономические и психолого-педагогические основания необходимости социально-педагогической реабилитации детей, лишенных попечения родителей.
Сущность первых заключается в том, что у ребенка, лишившегося попечения родителей, нарушается психическое равновесие с внешней средой, следствием чего являются нарушения в общении, поведении, учебе. Это часто приводит к стойкой школьной неуспеваемости, снижению или отсутствию эффективности воспитательного воздействия и развития.
Как видим, детям и подросткам не обеспечивается возможность соответствующего развития, необходимого для их успешной социализации. Следовательно, дети с нормальным интеллектуальным развитием не в состоянии без реабилитационных мероприятий приспособиться к требованиям общества. Более того, они нередко совершают антиобщественные поступки, в результате чего перед обществом возникают новые, еще более серьезные социально-экономические проблемы, требующие принятия радикальных мер, направленных на устранение последствий противозаконных поступков.
Содержание психолого-педагогических оснований состоит в том, что человеку, которому не удалось развить, восстановить и реализовать свои духовные силы и способности, после перенесенных психических и физических травм трудно стать полноправным членом общества.
При отсутствии возможности социально-педагогической реабилитации у ребенка могут наступить дополнительные расстройства: состояния постоянной тревожности, подавленности, чувство страха, собственной ущербности, что в свою очередь затрудняет коммуникативные связи, снижает работоспособность, может привести к более серьезным расстройствам психики [5, с. 45-46].
Между тем трудно не согласиться с мнением ряда исследователей о том, что каждый случай с ребенком, лишенным попечения родителей, представляет собой «естественно» возникшую экспериментальную ситуацию, предоставляющую возможность изучения причин и следствий появившихся при этом особенностей в развитии. Сам процесс реабилитации дает возможность изучить важные вопросы адаптации человека к внешним изменениям, формирования внутренних механизмов саморегуляции.
Опираясь на основания необходимости реабилитации детей, лишенных попечения родителей, рассмотрим потенциал социально-педагогической реабилитации. При этом отметим, что ввиду ее сложности не представляется возможным ее быстрое и полное проведение. Очень сложны причины, вызывающие необходимость реабилитационных мероприятий, разнообразны проявления и степень отклонений, требующих их проведения.
Например, степень выраженности нарушений в познавательной и эмоционально-волевой сфере ребенка, по мнению В.С. Мамовой-Томовой, зависит от степени неблагоприятного воздействия среды, возраста ребенка, а также от типа нервной системы, устойчивости эмоций и воли. Часто необходимо проведение длительной, систематической, целенаправленной воспитательной работы с детьми, успех которой может быть достигнут постепенно [6, с. 57].
Без всякого сомнения, реабилитация будет протекать более эффективно, если есть возможность начать ее как можно раньше. Ребенок в раннем возрасте лучше поддается влиянию,
следовательно, в этом случае легче активизировать его внутренние силы. Безусловно, что настоящего успеха в реабилитации можно достигнуть только тогда, когда сам ребенок станет активным участником этого процесса.
Возможности социальной реабилитации заложены главным образом в компенсаторных и адаптационных потенциалах организма. Кроме того, существуют значительные резервные силы в психике человека, которые проявляются в случае необходимости. Если с помощью компенсаторной способности можно достичь определенного восстановления утраченных функций организма, то посредством адаптации возможно организовать свою деятельность и поведение в измененных внешних и внутренних условиях. Эти два механизма не только переплетаются, но изначально присущи человеку. Следовательно, частичная реабилитация, как общая, так и психологическая, может в известной степени произойти спонтанно. Однако для полной и стойкой реабилитации необходим длительный процесс организованных воздействий, прежде всего социально-педагогических. В связи с этим вопросы социально-педагогической реабилитации должны решаться не путем отдельных мероприятий, а на базе целостной организации жизни детей, например в условиях реабилитационного центра [7, с. 10].
Социально-педагогическая реабилитация является ведущим звеном в системе социальной помощи детям, лишенным попечения родителей. Она представляет собой процесс взаимодействия педагога-реабилитатора и ребенка, который направлен на создание у последнего внутреннего механизма саморегуляции, обеспечивающего защищенность личности ребенка в условиях, когда семья не в состоянии обеспечить ему эту защищенность [8, с. 13].
Конечной целью социально-педагогической реабилитации детей, лишенных попечения родителей, является социально-трудовая адаптация и интеграция их в общество в соответствии с нормами и требованиями, выработанными в данном обществе.
По мнению ряда исследователей, условием результативности социально-педагогической реабилитации является создание системы методов и средств воспитания внутреннего механизма саморегуляции, который обеспечивает надежную безопасность личности, в зависимости от сложности выявленных отклонений. Он реализуется в коллективной работе социальных педагогов, воспитателей, психологов, а при необходимости и врачей.
Отклонения в поведении и развитии детей, лишенных попечения родителей, порождаются множественными факторами. В большинстве случаев они сводятся к социальному и психолого-педагогическому неблагополучию биологической семьи, которое в свою очередь становится причиной широкой гаммы разнообразных нарушений в развитии личности [9, с. 64-69], что, собственно, нашло подтверждение и в нашем исследовании.
Так, на основе анализа «Опознавательных карт несовершеннолетних» в ряде социально-ребилитационных центров Краснодарского края было выявлено следующее: Рая В. (7 лет), Анжела В. (13 лет), Витя В. (9 лет) - дети из одной семьи, где мать и отец злоупотребляют алкоголем и ведут аморальный образ жизни; Саша Ш. (17 лет) - сирота; Артур Х. (11 лет) и Рома Х. (10 лет), Вова Х. (11 лет) - братья из неполной семьи, где мать находится в местах лишения свободы; Денис К. (15 лет), Иван К. (11 лет), Ксения К. (12 лет), Катя К. (5 лет) - из одной семьи, где оба родителя находятся в местах лишения свободы; Роксана М. (14 лет) и Дима П. (5 лет) -брат и сестра, у которых отец находится в местах лишения свободы.
Используя формализованный и неформализованный анализ документов, метод автобиографии, эмпатическую беседу и интервью с подростками, мы выявили следующие характеристики неблагополучных семей.
Семью Раи В., Анжелы В., Вити В. можно охарактеризовать как семью с резко конфликтными отношениями при низкой или противоречивой социальной направленности. Неблагополучие в ней вызвано частыми конфликтами, психологической несовместимостью, алкоголизацией обоих супругов. В семье царит неуважение друг к другу, недоверие, грубость, оскорбления, между членами семьи отсутствуют взаимопонимание, взаимная привязанность, дружеское участие, общность интересов.
Интервью с детьми Сашей П. (10 лет), Димой Л. (11 лет), Мишей Д. (13 лет) показало, что в их семьях отцы в прямом смысле вселяют в детей ужас, ненавидят их, враждебно настроены по отношению к ним, злоупотребляют алкоголем. Авторитет отцов основывается на страхе других членов семьи. Их жестокое отношение к детям часто сочетается с крайней степенью отверженности. Как следствие, мальчики имеют представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком, жестоком, что впоследствии будет мешать им качественно выполнять отцовские обязанности.
В процессе использования ролевой игры «Садовник» как метода начальной диагностики выявлено, что у 80 % детей проявляются такие отрицательные качества, как негативизм, жестокость, конфликтные отношения, грубость. Уважительное отношение к взрослым, эмоциональная уравновешенность, взаимопонимание, соблюдение правил общения, бережливость проявляются у 17 %.
Исходя из понимания предмета социальной педагогики как системы отношений людей в обществе, взаимодействий человека и социума, ребенок, лишенный попечения родителей, может быть рассмотрен с позиции трех уровней.
Первый уровень характеризуется первопричинами искажений личностного опыта ребенка. К ним следует отнести факторы социальной депривации и прежде всего отсутствие или недостаточность материальной и духовной заботы о ребенке, которые необходимы для его выживания и полноценного развития.
Второй уровень характеризуется развитием у ребенка, лишенного попечения родителей, внутренней незащищенности как особого психического состояния, которое вызывает искажение социальных отношений.
Третий уровень - это искажение социальных отношений, которые включают в себя сферу мотивации, эмоционально-волевые проявления, общение, деятельность и др.
Таким образом, означенные три уровня позволяют проследить развитие проблемы ребенка от причин до следствий, порождающих необходимость социально-педагогической реабилитации [10, с. 15]. Следовательно, в процессе социально-педагогической реабилитации необходимо делать акцент на методы актуализации резервных возможностей ребенка, среди которых особо выделяют тренировку (упражнение) и замещение (компенсацию) [11, с. 15].
Рассмотрим данные методы и подчеркнем их реабилирующее влияние. Так, например, исследователями отмечено, что тренировка социальных свойств и навыков может происходить на двух уровнях. На первом уровне особую роль выполняют ситуации, которые искусственно создаются в имитационной игре или тренинге. Основное внимание в них уделяется рефлексии имитационных отношений, поскольку в процессе их проигрывания или решения ребенок осознает, что делает, и одновременно закрепляет привлекательные приемы поведения. Будет ли он использовать на практике то, что приобрел на тренинге - спрогнозировать достаточно сложно. Между тем готовность к какому-то определенному поведению может быть доведена до автоматизма. Такой принцип лежит в основе построения тренингов развития социальных навыков и предупреждения вредных привычек. Реабилитационный потенциал тренинга заключается в осознании личностной ценности общественных норм и правил.
На втором уровне тренировок ребенок включается в реально существующие социальные отношения, но по-прежнему с целью поупражняться. Так, воспитанник реабилитационного центра тренируется посещать магазины и рационально тратить деньги. Формой упражнения в данном случае выступает патронаж, когда педагог обсуждает с ребенком стратегию поведения до и после посещения магазина, подкрепляет рациональные действия ребенка. Для детей с нереализованными социальными потребностями такой формой тренировки может быть участие в различных акциях, конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях, то есть когда создаются условия для реализации принципа «равный обучает равного» [12, с. 17].
При этом важно отметить, что тренировка дает оптимальные результаты только тогда, когда касается не отдельной социальной функции, а личности ребенка в целом, поскольку результат тренировки охватывает психологический, физический и социальный аспекты организма, когда она становится значимым фактором социально-психологического восстановления.
Организация результативной социально-педагогической реабилитации возможна также благодаря компенсаторным механизмам, посредством которых нарушенное социальное проявление может быть заменено другим. К этому средству в социальной педагогике тоже приходится прибегать довольно часто: спорт вместо наркотиков, туристический поход вместо проведения времени в одиночестве, государственное учреждение вместо улицы и т. п.
В процессе реабилитации замещение, при соответствующих условиях, может быть даже более результативно, чем тренирующее упражнение. Например, социальные сироты восстанавливаются в правах ученика в первые же дни пребывания в реабилитационном центре, многие из них быстро и охотно овладевают новыми навыками самообслуживания [13, с. 18].
Между тем необходимо помнить о так называемой педагогической ловушке данного успеха. Так, например, анализируя опыт взаимодействия детей и родителей в приемных семьях, американская исследовательница Патриция Котли утверждает, что дети, помещенные в замещающие семьи, обычно испытывают две фазы вживания в новую, более благополучную по сравнению с их биологической семьей ситуацию. Первая фаза заключается в том, чтобы показать новым родителям, что они могут быть признаны и любимы. Дети всеми силами стараются выполнить вновь предложенные, признанные обществом нормы. И родители довольны такими стремительными переменами. Между тем и психологи, и социальные педагоги настаивают, что в этот период останавливается актуальное развитие личности. А возобновляется оно только на следующей стадии, когда ребенок уже не боится совершать привычные действия, самовыражаться, то есть когда замещение не подавляет зону ближайшего социального развития [14, с. 98].
Исследователи в области реабилитации утверждают, что методика замещения будет иметь позитивный результат только в том случае, если будет осуществляться в контексте интеграции, а не сегрегации. Компенсирующие методики должны давать детям, имеющим проблемы, возможность вести самостоятельную жизнь, должны быть направлены на преодоление или ослабление недостатков социального развития. Эффективность метода компенсации (замещения) увеличивается при условии, если ребенок получает равные права и сориентирован на реализацию собственных ресурсных возможностей.
З.И. Лаврентьева выделяет еще один значимый, на наш взгляд, метод актуализации - это метод возвращения. Иными словами, это возврат к той точке социального развития, когда ребенок испытывал ощущение эмоционального благополучия, счастья и удовлетворения от личностного и социального роста в рамках нормального, а не аномального социального развития. В качестве аналога данного метода может выступать психоанализ. Между тем метод возвращения предполагает выявление позитивных моментов социального становления личности, в то время как психоаналитические теории обращаются к проблемным зонам детского развития [15, с. 198].
Показателем наиболее благоприятного поля социального развития при возвращении может выступать соответствие между позитивными эмоциональными воспоминаниями ребенка и критерием нормального социокультурного развития личности по Эриксону [16]. Так, подростку -инвалиду с детства с нереализованной базовой потребностью принадлежности при включении в группу сверстников (например, в программу летнего отдыха) следует прежде всего обеспечить возвращение к потребности в принятии и защищенности. Педагогическим средством такого временного возвращения в предыдущую по возрастному развитию базовую потребность является индивидуальное волонтерство. Известно, что такой педагогический прием активно используется при создании временных подростковых коллективов здоровых и больных детей, когда с инвалидом-колясочником постоянно находится его помощник-ровесник. При снятии стресса незащищенности в первые дни создания нового коллектива освобождаются психические силы перехода подростка к новой базовой потребности - принадлежности. Этот переход является механизмом актуализации дополнительных личностных резервов социального развития.
Подобную ситуацию перехода в зону ближайшего социального развития можно наблюдать при возвращении выпускников детского дома к базовой потребности самостоятельности в патронат-ных социальных гостиницах или возвращении несовершеннолетних правонарушителей к базовой потребности принадлежности в так называемых буферных зонах колоний для несовершеннолетних.
Сложность данного метода заключается в определении разумной меры возвращения, предотвращении инфантилизма и ухода от неуспеха. Вместе с тем вернуть ребенка к самому себе, к своим позитивным качествам с точки зрения развивающей реабилитации наиболее целесообразно. Возвращение означает право действовать привычными способами и при этом наполнять их социально значимым, нравственным содержанием, соотносить с конкретной ситуацией и учиться отвечать за свой выбор.
Доминирующий характер морально-нравственных ценностей нестандартного ребенка может и должен быть интегрирован в систему ценностей социума. Такие ценности, как принадлежность, чувство взрослости, стремление к выживанию, можно закреплять в новых условиях. Здесь педагогам-реабилитаторам помогут разработка кодексов, правил, единой формы или символики, введение конкретных ритуалов и традиций, использование приемов романтики, таинственности, условности. Есть смысл условного возвращения в детство, когда ребенок получал удовольствие от мифологического социального взаимодействия и готов пережить положительные эмоции вновь. Следует вернуть им пропущенные игры и сказки, непросмотренные фильмы и непрочитанные книги, право на шалость и смех, любовь и заботу [17].
Позитивные результаты использования метода возвращения были получены З.И. Лаврентьевой в исследовательской работе с детьми в алкогольных семьях и с подростками, склонными к употреблению наркотиков. Педагог считает, что в ходе применения данного метода прежде всего меняется эмоциональное отношение к проблеме, следовательно, ведутся активные поиски стратегии автономного личного поведения, которое ориентировано на самостоятельный, независимый выбор. Гармонизируются отношения между ответственностью и склонностью к риску, меняются ценностные установки и яснее определяется жизненный сценарий.
Как видим, для полной и стойкой реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей, необходим длительный процесс организованных влияний. Вопросы социально-педагогической реабилитации должны решаться комплексно, а не путем отдельных процедур. Социально-педагогическая реабилитационная деятельность будет эффективна при условии соблюдения ее научно обоснованных возможностей, ранней диагностики проблем детей, высокой мотивации
всех участников реабилитационного процесса, психолого-педагогической и социально-педагогической компетентности специалистов и руководителей реабилитационных учреждений, сетевого взаимодействия различных государственных служб.
Ссылки:
1. Семейный кодекс РФ : с изм., вступ. в силу 10 янв. 2016 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2004. 480 с.
3. Шмачилина С.В.: 1) Социально-педагогическая диагностика проявлений девиантного поведения подростков // Педагогическая диагностика. 2010. № 1. С. 40-46 ; 2) Комплексная социально-педагогическая диагностика : метод. рек. Омск, 2007.
4. Овчарова Р.В. Указ. соч. С. 41.
5. Лаврентьева З.И. Ресурсные возможности ребенка в алкогольной семье // Теория и методика социальной педагогики : сб. науч. ст. Новосибирск, 2006. № 1. С. 45-46.
6. Мамова-Томова В.С., Пирьева Г.Д., Пишулиева Р.Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. М., 1981. 190 с.
7. Жданова М.А. Первичная социально-педагогическая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1998. 22 с.
8. Там же. С. 13.
9. Жданова М.А. Проблемы теории и практики социально-педагогической реабилитации // Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Е.И. Бражник, Н.Н. Суртаева, С.В. Кривых. СПб., 2012. 460 с.
10. Жданова М.А. Первичная социально-педагогическая реабилитация детей ... С. 15.
11. Лаврентьева З.И. Возможности личности в процессе социальной реабилитации // Социальная педагогика. 2005. № 1. С. 15-19.
12. Там же. С. 17.
13. Там же. С. 18.
14. Котли П. Новые приемные родители. Первый опыт / пер. с англ. Н.И. Ивановой. СПб., 1999. 115 с.
15. Лаврентьева З.И. Антроподинамическая концепция реабилитации : монография. Новосибирск, 2008. 396 с.
16. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. 592 с.
17. Лаврентьева З.И.: 1) Возможности личности ... ; 2) Антроподинамическая концепция реабилитации.
References:
1. Family Code: forced on January 10, 2016 2016, Access from legal system "Consultant".
2. Ovcharova, RV 2004, Reference book of the social teacher, Moscow, 480 p.
3. Shmachilina, SV 2010, 'The socio-pedagogical diagnostics manifestations of deviant behavior among adolescents', Pedagogical diagnostics, no. 1, p. 40-46; Shmachilina, SV 2007, Complex socio-pedagogical diagnosis, Omsk.
4. Ovcharova, RV 2004, Reference book of the social teacher, Moscow, 480 p.
5. Lavrenteva, ZI 2006, 'Resource possibilities child in the alcohol family', Theory and Methods of Social Pedagogy: scientific art., Novosibirsk, no. 1, p. 45-46.
6. Mamova-Tomova, VS, Pireva, GD & Pishulieva, RD 1981, Psychological rehabilitation with behavioral disorders in childhood, Moscow, 190 p.
7. Zhdanova, MA 1998, Primary social and pedagogical rehabilitation of children left without parental care, PhD thesis abstract, St. Petersburg, 22 p.
8. Zhdanova, MA 1998, Primary social and pedagogical rehabilitation of children left without parental care, PhD thesis abstract, St. Petersburg, 22 p.
9. Zhdanov, MA 2012, 'Problems of the theory and practice of socio-pedagogical rehabilitation', Social interaction in various spheres of life: Materials of the II International scientific-practical Conf., St. Petersburg, 460 p.
10. Zhdanova, MA 1998, Primary social and pedagogical rehabilitation of children left without parental care, PhD thesis abstract, St. Petersburg, 22 p.
11. Lavrenteva, ZI 2005, 'Features of the individual in the process of social rehabilitation', Social pedagogy, no. 1, p. 15-19.
12. Lavrenteva, ZI 2005, 'Features of the individual in the process of social rehabilitation', Social pedagogy, no. 1, p. 17.
13. Lavrenteva, ZI 2005, 'Features of the individual in the process of social rehabilitation', Social pedagogy, no. 1, p. 18.
14. Kotli, P 1999, New adoptive parents. First experience, St. Petersburg, 115 p.
15. Lavrenteva, ZI 2008, Anthropos dynamic rehabilitation concept: a monograph Novosibirsk, 396 p.
16. Erikson, E 1996, Childhood and Society, St. Petersburg, 592 p.
17. Lavrenteva, ZI 2005, 'Features of the individual in the process of social rehabilitation', Social pedagogy, no. 1; Lavrenteva, ZI 2008, Anthropos dynamic rehabilitation concept: a monograph Novosibirsk, 396 p.