7. Kiyan I.V. Varianty kontrolya znanij v sisteme distancionnogo obucheniya. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2010; № 12: 52 - 58.
8. Iseev R.R. Opyt distancionnogo provedeniya kontrolya uspevaemosti i attestacii obuchayuschihsya v usloviyah pandemii. The Newman in Foreign Policy. 2020; № 54 (98): 6 - 20.
9. Radosteva A.G. Opyt provedeniya kontrolya znanij na raznyh 'etapah obucheniya v period pandemii s ispol'zovaniem distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika i psihologiya. 2020; № 1: 59 - 66.
10. Zykova T.V., Kacunova A.S., Cibul'skij G.M., Sidorova T.V., Shershneva V.A. Matematicheskie zadaniya dlya studentov inzhenernyh napravlenij v LMS Moodle. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astaf'eva. 2016; № 4 (38): 61 - 64.
Статья поступила в редакцию 12.05.21
УДК 395.6
Borodina E.M., Cand. of Cultural Studies, senior lecturer, Department of Choral Folk Singing, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia),
E-mail: elena.folklor@rambler.ru
Demina T.Z., senior lecturer, Department of Choral Folk Singing, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia), E-mail: zinorovna777@mail.ru
DEVELOPING THE POTENTIAL OF NICKNAMES, EXISTING IN THE CHILDREN'S ENVIRONMENT. The article deals with the most active nicknames in the children's environment, which act as a component of the emotional perception of the child's world. Nicknames, as a household communicative unit, form the basis of the child's attitude to reality, the phenomena of social life, contributes to its socio-cultural adaptation and socialization in modern life. Nicknames that are common in children's environment, on the one hand, form intelligence, favorably leading to mental performance and the assimilation of a complex of knowledge and skills, increases concentration, stimulates abstract thinking, activates creative perception, revives the imagination. On the other hand, nicknames have an impact on the emotional and aesthetic development of the child, that is, the artistic development of reality through art, develop the culture of speech and ethical norms of behavior. Therefore, the existence of a nickname in the children's environment is one of the developing components of the child's personality.
Key words: tradition, children's environment, nicknames, word play, collective creativity, poetic development of imagination, emotions, images, identification of shortcomings, signs, appearance, rhyme, humor.
Е.М. Бородина, канд. культурологии, доц., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», г. Кемерово,
Е-mail: elena.folklor@rambler.ru
Т.З. Демина, доц., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», г. Кемерово, Е-mail: zinorovna777@mail.ru
РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОЗВИЩ, БЫТУЮЩИХ В ДЕТСКОЙ СРЕДЕ
В статье рассматриваются наиболее активно бытующие прозвища в детской среде, которые выступают в качестве компонента эмоционального восприятия мира ребенка. Прозвища, как бытовая коммуникативная единица, формируют основы отношения ребенка к действительности, явлениям общественной жизни, способствуют его социокультурной адаптации и социализации в современной жизни. Прозвища, бытующие в детской среде, с одной стороны, формируют интеллект, благоприятно ведущий к умственной работоспособности и усвоению комплекса знаний и умений, усиливают концентрацию внимания, стимулируют абстрактное мышление, активизируют творческое восприятие и оживляют воображение. С другой стороны, прозвища оказывают влияние на эмоционально-эстетическое развитие ребенка, то есть художественное освоение действительности посредством искусства, развивают культуру речи и этические нормы поведения. Следовательно, бытование прозвища в детской среде выступает одним из развивающих компонентов личности ребенка.
Ключевые слова: традиция, детская среда, прозвища, словесная игра, коллективное творчество, поэтическое развитие воображения, эмоции, образы, выявление недостатков, признаки, внешность, рифма, юмор.
Актуальность заявленной темы заключается в том, что прозвища являются продуктом творчества детей, подростков и молодежи, где они сами выступают в качестве художников и творцов языка. Несмотря на то, что прозвища нередко лишены логики и смысла, тем не менее, сам процесс творчества несет в себе огромный потенциал для развития детского мышления, воображения и фантазии.
Традиция давать прозвища унаследована детьми от взрослых. Однако услышанный от взрослых фольклор не просто механически используется как готовый материал. Усвоив и адаптировав в свою игровую среду из духовной культуры взрослых, дети перенесли в кладовую своего лексикона то, что гармонично сочетается с их запросами, возрастной заинтересованностью и любопытством. Кроме того, дети пошли дальше и стали создавать рифмованные прозвища. Именно в детском возрасте, как писал Л.С. Выготский, у детей стремительно развивается творческое воображение, поразительным образом функционирует и соответствует интеллектуальному уровню развития ребенка [1, с. 47].
Трансформированный и преобразованный детьми взрослый материал исподволь стал выступать в качестве словесной игры. Постепенно игра активизировалась благодаря воображению разновозрастных детей. Игровой опыт детей складывается и растет поступательно, а самое главное - отличается от взрослого глубоким своеобразием. В результате этого детское творчество постепенно становится формой свободной совместной деятельности, закрепленной и реализованной в целом строе постоянно живущих и устойчивых текстов. Распространяющиеся тексты от одних ребят к другим имеют немаловажное значение в управлении и координации ситуационно-игровой, мотивационной и коммуникативной деятельности.
Однако следует помнить, что ключевой задачей этого жанра всегда было развеселить, потешить и рассмешить своих сверстников. Вышесказанное подтверждает определение термина «прозвище» в словаре Д.Н. Ушакова: «Прозвище» рассматривается как данное человеку в шутку или в насмешку имя нарицательное, характеризующее специфичные черты того или иного человека [2]. Иными словами, имя собственное, данное с рождения, противопоставляется имени нарицательному, то есть прозвищу.
Традиция присвоения прозвищ людям закрепилась довольно прочно. Судя по всему, это обусловлено тем, что прозвище идеально характеризует человека,
хотя не является официальным именем. Например, трудолюбивая как «пчелка», упрямый как «баран», гибкая как «веточка» худая как «тростинка» и пр. Перечисленные примеры в большей степени идентифицируют тех людей, к которым применяются эти прозвища. Е.Ф. Данилина выделяет их как языковую единицу, которая используется для характеристики различного рода реалий и установления связи между людьми [3, с. 296].
Рассмотрим дифференциацию понятий «прозвище» по структурным и словообразовательным признакам, представленных разными современными исследователями (см. табл.).
Представленные выше исследования дают основание нам говорить о том, что единого мнения в классификации рассматриваемого понятия нет, однако они могут делиться на группы и подгруппы в соответствии с пониманием данного термина [4]. Весь номинативно-выразительный пласт прозвищ образован согласно со следующими группами: фамильные и именные прозвища, отпатронимные, внешностно-видимые, акцентуально-характерные, от величания родных, от именований достигших успеха, кино-, фотоперсонажей, рекламируемой продукции, компьютерной лексики и пр. [5, с. 65].
С одной стороны, прозвища всех этих групп обязательно характеризуют определенные признаки носителей, с другой - у них возникает определенная ассоциация с чем-либо, а само прозвище образуется в качестве эмоционального, дружеского или грубоватого выражения языковых средств. И, как следствие, -все прозвища разные.
Исходя из различного рода эмоций, одни прозвища вызывают обиду, так как высмеивают умственные и физические недостатки человека, другие видятся более безобидными, не вызывающие агрессию и не доставляющие человеку душевную боль. Нередко прозвище может метко давать характеристику человеку, выделяя главное его качество, отражая его сущность. Например, всем известные имена-прозвища: Ярослав Мудрый - способствовал возрастанию международного авторитета Руси; Владимир Мономах - выдающийся древнерусский государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель; Александр Невский - князь новгородских земель, победитель шведов на реке Неве; Юрий Долгорукий - завоеватель великокняжеского престола; Пётр I Великий - московский царь из династии Романовых, осуществил глобальные изменения в государстве, в результате чего Россия стала империей.
А.В. Суперанская З.П. Никулина Н.П. Клюева Е.Ф. Данилина
индивидуальные имена-характеристики внешний вид в целом: (растрепа) однословные простые и сложные слова однословные единицы, т.е. имена существительные, прилагательные, числительные, наречия и др.
групповые имена-характеристики по отдельным деталям одежды или аксессуарам: очкарик, составные именования, представляющие собой словосочетания; словосочетания
именования семей (родов) особенности походки и осанки: (черепаха), прозвища-фразы предложения
указывающие на положение человека в семье: а) представителей конкретного поколения (супругов, жен и мужей, братьев и сестер и пр.); б) представителей свода поколений рост и особенности телосложения: длиннота, стропила огородная; характеристика отдельных частей тела, её формы и величины прозвища-фразы условное обозначение прозвища на основе ФИО (аббревиатура) частеречная принадлежность прозвищ
отображающие положение человека в обществе или социальную оценку подчеркивание недостатков, имеющих значение необходимости и важности для внешнего облика человека точное отражение на основе прозвища-формулы
индивидуальные дополнительные прозвища по внешнему виду указывают на какую-нибудь одну особенность
Прозвище может указывать на какую-нибудь важную черту характера, которая выделяет человека благодаря ей. Например: Всеволод Большое Гнездо прозвище получил за многодетность; Васька Грязной (от «грязь») - был мастером черного юмора у царского трона Ивана Грозного; Иван Грозный - инициатор значимых структурных реформ, самый жесткий царь; Ванька Хитрой - известный шулер и мошенник; Козьма Скоробогатый - человек, который случайно быстро разбогател и т.д. Прозвище также давалось за ярко выраженный физический недостаток или просто физическое отличие, например: меченый - человек, который имел родимое пятно большого размера или шрам; пират - когда человек, чаще всего мужчина, ходил с повязкой на одном глазу; костыль - человек с одной ногой; шестопал - человек с шестью пальцами на руке и т.п.
Эти прозвища указывают на группу ребят, переживающих период становления социальной зрелости, переходной стадии от мира детства к миру взрослых. Ведь чтобы дать подобные прозвища, необходимо знать не только имена великих и известных людей, четко понимать их роль и место в истории Российского государства [6, с. 145].
Анкетирование современных школьников показало, что и в настоящее время у детей младшего, среднего и даже старшего школьного возраста общение средствами прозвищ и дразнилок активно бытует Этот жанр используется в современной жизни детей и традиционно бытует во всех школах, городах и селах. Дразнилки довольно быстро передаются в разные периоды жизни ребят и известны ограниченному кругу носителей жанра. Изобретенные детьми прозвища становятся образцом тонкой и изощренной оценки, реализующейся в коммуникативных отношениях. Иногда дети с разными внешними признаками и разными внутренними качествами могут носить одинаковое прозвище.
Среди детских прозвищ можно встретить не такие обидные, как у взрослых. Наиболее часто встречаемой и активно бытующей в современной жизни детей выступает многочисленная группа прозвищ, образованных от фамилии носителей. Это самый распространенный способ образования усеченных прозвищ: Абраменко - абрам, Андронов - андро, Андреев - адрэ, Акулини - акула, Антипенко - антип, Архипов - архип, Буров - бур, Белогуров - белый, Бирюков - бирюк, Быков - бык, Воровьев - воробей, Воронков - ворон, Вишняков -вишня, Горохов - горох, Грачевников - грач, Греков - грек, Грибанов - гриб, Демидов - дёма, Дмитриев - дёма, Ермилов - ерема, Жуков - жук, Зубов - зуб, Киреев - кир, Киселев - кисель, Коршунов - коршун, Крючков - крюк, Морозов -мороз, Прокопьев - прокоп, комаров - комар, Пугачев - пугач, Киселёв - кисель, Кудряшов - кудряш, Назаров - назар, Савельев - сава, Сорокин - сорока, Соколов - сокол, Родионов - родя, Тихомиров - тихий, Фомин - фома, Шубин -шуба, Чесноков - чеснок, Чумаков - чума и мн. др.
Большое распространение в детской среде получили прозвища, связанные с именами их носителей. Они создаются на основе созвучий, так называемые прозвища-эпитеты: Антошка-картошка, Аленка-сгущенка, Андрейка-копейка, Андрей-воробей или Андрюха-большое ухо, Валюха-капуха, Ванька-встанька, Вовка-морковка, Инка-картинка, Ирка-дырка, Дашка-промокашка, Динка-картинка, Ивашка-простоквашка, Луша-капуша, Мишка-медведь или Мишка-косолапый, Маринка-картинка, Маришка-мартышка, Машка-простоквашка, Наташка-таракашка, Надюха толстуха, Наташка-замарашка, Светка-конфетка, Степа-трепа, Ленка-пенка, Любаша-милаша, Людмила-нахамила, Сашка-букашка, Оксанка-обезьянка, Полина-малина, Майка-зайка, Светка-конфетка. Танюха-два уха, Зойка-мойка, Юлька-дулька, Янка-обезьянка и др.
Существуют прозвища, данные по внешности. Такие прозвища вызывают смех: полный - плюшка, пончик, арбуз, бамбула, толстяк, шкаф, хомяк, цистерна; маленький ростом - шкет, гном, карлик, мальчик с пальчик, мелкий, малявкин,
шпунтик; худой - жердь, доска, швабра, скелет (шкелет); рыжеволосый ребенок -рыжий-конопатый, фонарь, ржавый, огонёк, рыжик; с большим носом - нос, бура-тино, клюв, птица, карлик-нос; ребенок с большими ушами - чебурашка, тюлень, ушатый; темный, загорелый ребенок - африканец, панда [7, с. 34].
Нередко эмоционального или громко говорящего ребенка могут назвать -буйный, крикуша, горлопан, звонок, сирена, труба. И, наоборот, более спокойного - мышь серая, зайка, теленок, овечка, тихоня, исусик, христосик, агнец, молчун и т.п. Детей, редко смеющихся и неразговорчивых, - несмеяна, паинька, молчун(нья), скромняга, ладушка, сиротинка, а детей часто плачущих - плакса, рёва, хныкалка, нюня, плакуша, капризулька.
«Прозвищная» стихия имеет строго обусловленный характер и стремится к единичности самопознания и реализуется за счет особого выделения индивидуально каждого человека. Обращение друг к другу посредством прозвища помогает детям по-особому выражать социально-ценностную ориентацию на собственное видение, а также подчеркнуть дружеские и приятельские отношения [8, с. 85].
Дети дают прозвище и своим педагогам. Это им позволяет общаться друг с другом, чувствуя себя в безопасности, так как не надо называть полное имя педагога, которое могут неожиданно услышать. Как правило, такие прозвища больше всего отражают тот предмет, который педагоги ведут: учитель физики -физик, физичка, маятник, гильза; учитель физкультуры, военрук - воевода, свисток, автомат, калаш; учитель химии - химик, химичка, пробирка, молекула; учитель математики - математичка, калькулятор; учитель труда - трудовик, пила, молоток, станок; учитель биологии - биолог, биологичка, ромашка, пестик, тычинка, жаба, панда, жираф; географ - географичка, ладья, глобус; историк -Борман, Гебельс, Троцкий; учитель русского языка и литературы - русичка, филологичка, литераторша, чернильница; учитель музыки - баян, баяныч, клавиша, скрипка, до-ми-солька [9, с. 63].
Интерес у самих детей вызывают прозвища-аббревиатура. Однако такие прозвища встречаются не так часто: ДОН (Данилин Олег Николаевич), ЕГА (Еро-хин Геннадий Андреевич), БУК (Боброва Ульяна Константиновна), ВИА (Верещагина Ирина Алексеевна), БАД (Березин Андрей Дмитриевич), ДТП (Дмитриева Тамара Павловна), УПС (Ушакова Полина Сергеевна), ПОП (Промакова Ольга Павловна), БАМ (Борисов Андрей Максимович), КОТ (Китаев Олег Тимурович), КИТ (Королев Игорь Тимофеевич), КВН (Каверин Виктор Николаевич), РОМ (Ромашова Ольга Матвеевна), ЗИЛ (Зубова Ирина Львовна), ТИТ (Тихомирова Ираида Тихоновна), ЛЭП (Лычакова Эльвира Павловна), НЛО (Николаева Людмила Олеговна), НТВ (Никифоров Тимофей Викторович), НОТ (Нечаева Оксана Тепентьевна), ФРГ (Фиткевич Ричард Германович), ЮАР (Юхновец Аркадий Ростиславович) и др.
Все прозвища используются только между участниками словесной игры. Они применяются детьми только в неофициальной обстановке и притворяют ведущую позицию в установлении межличностных отношений. Такая установка приветствуется детьми, так как это «удобно и интересно, а зашифрованные прозвища иногда помогают предупредить или предостеречь друг друга». Включенная детьми игра-общение выступает не только средством социализации, но и является школой развития речевой культуры, культуры общения в социуме, где они усваивают определенные нормы поведения, ценности, установки, представления и языковые стереотипы.
Любой ребенок, включенный в словесную игру, начинает испытывать влияние коллектива, поэтому ему приходится играть по правилам того общества, в котором он находится. Оказавшись среди тех, кто играет в словесные игры, любой участник получает комплекс определенных знаний о достоверности действитель-
ности событий или конкретных фактов, а также о социальной действительности и межличностных отношениях. В результате чего у детей начинают формироваться представления о позитивном и негативном.
Располагая необходимой информацией, каждый носитель словесной культуры получает школу норм поведения в обществе, развивает образное мышление, обогащает речь. В зависимости от организованного и устроенного микроклимата в коллективе у детей усиливаются личностные качества, в результате чего возникает потребность в умении и желании включиться в коллективную игру, добровольном желании расширить свои возможности с целью
Библиографический список
самовыражения и самоутверждения, углублять свои умения и реализовать их [10, с. 72 - 73].
Прозвища как словесная игра является наиболее доступным видом деятельности детей, приводящей к органичному развитию и становлению личности ребенка. Сам процесс творческого создания нового прозвища имеет немаловажное значение, так как приводит к выполнению воспитательной цели: действию, познанию и общению. При этом у детей включаются воображение, осмысление, определяется отношение к другим детям и включается обратная связь, что, несомненно, несет в себе развивающий потенциал.
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1997.
2. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний. Москва: Aльта-Принт, 200б.
3. Данилина Е.Ф. Прозвища в современном русском языке. Восточнославянская ономастика: Исследования и материалы. Москва, 1979.
4. Суперанская AE. Современные русские прозвища. Aлматы. 2004: 4Э - б0. б. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. Москва: Знание, 1987.
6. Родина НА Проблема классификации прозвищ. Славянский мир: письменность и культура: материалы XX Международной научной конференции. Смоленск: Издательство СмолГУ 2012; Т. 1Э: 142 - 147.
7. Берестенёв ГИ. Прозвище как фактор самосознания. Семантические единицы и категории русского языка в диахронии: сборник научных трудов. Калининград: КГУ 1997: Э0 - Э6.
8. Каргаполова ИА Этнические эпитеты: оскорбления или языковая игра. Языковая система и социокультурный контекст. Санкт-Петербург: Тригон, 1997.
9. Никулина З.П. Лексико-семантические и структурные особенности от фамильных детских прозвищ. Материалы межвузовской научной конференции, посвященной 50-летию образования СССР. Лингвистика. Томск, 1972; Выпуск б: 6Э - 66.
10. Клюева Н.П. Структура и орфография прозвищ. Русский язык в школе. 1979; № 4: 68 - 9Э.
References
1. Vygotskij L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. Sankt-Peterburg: SOYuZ, 1997.
2. Ushakov D.N. Bol'shoj tolkovyj slovar' sovremennogo russkogo yazyka: 180000 slov i slovosochetanij. Moskva: Al'ta-Print, 200б.
3. Danilina E.F. Prozvischa v sovremennom russkom yazyke. Vostochnoslavyanskaya onomastika: Issledovaniya i materialy. Moskva, 1979.
4. Superanskaya A.V. Sovremennye russkie prozvischa. Almaty. 2004: 4Э - б0. б. Gorbanevskij M.V. V mire imen i nazvanij. Moskva: Znanie, 1987.
6. Rodina N.A. Problema klassifikacii prozvisch. Slavyanskij mir: pis'mennost' i kul'tura: materialy XX Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Smolensk: Izdatel'stvo SmolGU, 2012; T. 1Э: 142 - 147.
7. Berestenev G.I. Prozvische kak faktor samosoznaniya. Semanticheskie edinicy i kategoriirusskogo yazyka v diahronii: sbornik nauchnyh trudov. Kaliningrad: KGU, 1997: Э0 - Э6.
8. Kargapolova I.A. 'Etnicheskie 'epitety: oskorbleniya ili yazykovaya igra. Yazykovaya sistema isociokul'turnyjkontekst. Sankt-Peterburg: Trigon, 1997.
9. Nikulina Z.P. Leksiko-semanticheskie i strukturnye osobennosti ot famil'nyh detskih prozvisch. Materialy mezhvuzovskoj nauchnoj konferencii, posvyaschennoj 50-letiyu obrazovaniya SSSR. Lingvistika. Tomsk, 1972; Vypusk б: 6Э - 66.
10. Klyueva N.P. Struktura i orfografiya prozvisch. Russkij yazyk v shkole. 1979; № 4: 68 - 9Э.
Статья поступила в редакцию 13.05.21
УДК 37.072
Burnasheva E.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Professor, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia),
E-mail: bep59@yandex.ru
Osipov V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: vosipov. 1970@mail.ru
OPTIMIZATION OF THE ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY'S STRUCTURAL DIVISIONS USING LEAN PRODUCTION TOOLS. The article considers the actual problem of optimizing business processes in educational professional organizations using the concept of lean manufacturing. The authors pay special attention to the elimination of losses in the management processes identified by the process and system analysis of the existing structure of the educational organization. The main tasks are outlined, the solution of which will contribute to the coordination and effective work of the university's structural divisions. The importance of information and organizational support for the transformation of production processes in individual departments is emphasized. The article substantiates the fundamental role of the heads of structural divisions in the ability to overcome the natural resistance of subordinates to the proposed changes. The article reveals the tools of lean production adapted to the conditions of an educational organization.
Key words: lean learning, tools for eliminating losses, optimization of business processes of structural units, role of managers.
Э.П. Бурнашева, канд. пед. наук, доц., проф., Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, E-mail: bep59@yandex.ru
В.А. Осипов, канд. пед. наук, доц., Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, E-mail: vosipov.1970@mail.ru
ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА
Статья рассматривает актуальную проблему оптимизации бизнес-процессов в образовательных профессиональных организациях с применением концепции бережливого производства. Особое внимание авторы уделяют устранению потерь в управленческих процессах, выявленных при помощи процессного и системного анализа существующей структуры образовательной организации. Обозначены основные задачи, решение которых будет способствовать координации и эффективной работе структурных подразделений университета. Акцентируется внимание на информационной и организационной поддержке преобразований производственных процессов в отдельно взятых отделах. Обосновывается основополагающая роль руководителей структурных подразделений в умении преодолевать естественное сопротивление подчиненных предлагаемым изменениям. Раскрываются инструменты бережливого производства, адаптированные к условиям образовательной организации.
Ключевые слова: бережливое обучение, инструменты устранения потерь, оптимизация бизнес-процессов структурных подразделений, роль руководителей.
Исследование выполнено при финансовой поддержке в рамках научного гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности ШГПУ-ЮУрГГПУ № 04.21.10 - ЗД от 05.04.2021