"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"
УДК 72.36
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-11-11-15
PHILOSOPHICAL PROPAEDEUTICS IN THE SYSTEM OF PRESCHOOL EDUCATION
Gan N. Yu., Ponomareva L.I., Obukhova K.A.
Shadrinsk state pedagogical University, Shadrinsk, Russian Federation
ФИЛОСОФСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ган Н.Ю., Пономарева Л.И., Обухова К.А.
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Российская Федерация
Annotation. Today, worldview, spiritual and moral problems that have always been reflected in education and upbringing come to the fore in society. In this situation, there is a demand for philosophical categories. One of the priority goals of education in modern conditions is the formation of a reasonable, reflexive person who is able to analyze their actions and the actions of other people. Modern science is characterized by an understanding of the absolute value and significance of childhood in the development of the individual, which implies the need for its multilateral study. In the conditions of democratization of all spheres of life, the child ceases to be a passive object of education and training, and becomes an active carrier of their own meanings of being and the subject of world creation. One of the realities of childhood is philosophizing, so it is extremely timely to address the identification of its place and role in the world of childhood. Children's philosophizing is extremely poorly studied, although the need for its analysis is becoming more obvious. Children's philosophizing is one of the forms of philosophical reflection, which has its own qualitative specificity, on the one hand, and commonality with all other forms ofphilosophizing, on the other. The social relevance of the proposed research lies in the fact that children's philosophizing can be considered as an intellectual indicator of a child's socialization, since the process of reflection involves the adoption and development of culture. Modern society, in contrast to the traditional one, is ready to "accept" a philosophizing child, which means that it is necessary to determine the main characteristics and conditions of children's philosophizing.
Аннотация. Сегодня в обществе на первый план выдвигаются мировоззренческие, духовно-нравственные проблемы, которые всегда находили отражение в образовании и воспитании. В такой ситуации возникает спрос на философские категории. Одной из приоритетных целей образования в современных условиях становится формирование разумного, рефлексивного человека, способного анализировать свои действия и действия других людей. Для современной науки характерно понимание безусловной ценности и значимости детства в развитии личности, что предполагает необходимость его многостороннего изучения. В условиях демократизации всех сфер жизни ребенок перестает быть пассивным объектом воспитания и обучения, а становится активным носителем собственных смыслов бытия и субъектом миро созидания. Одной из реалий детства является философствование, поэтому чрезвычайно своевременным можно считать обращение к выявлению его места и роли в мире детства. Детское философствование чрезвычайно мало изучено, хотя потребность в его анализе становится все очевиднее. Детское философствование - одна из форм философской рефлексии, обладающая своей качественной спецификой, с одной стороны, и общностью со всеми другими формами философствования, с другой. Социальная актуальность предлагаемого исследования заключается в том, что детское философствование может рассматриваться как интеллектуальный показатель социализации ребенка, так как в процессе рефлексии происходит принятие и освоение культуры.
Современное общество в отличие от традиционного готово «принять» философствующего ребенка, что означает необходимость определения основных характеристик и условий детского философствования.
"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"
Keywords: philosophical propaedeutics, preschool education, philosophy of childhood.
Ключевые слова: философская пропедевтика, дошкольное образование, философия детства.
[1]
REFERENCES
Brenifier, Oscar. Philosophizing in kindergarten as one of the technologies of socialization. Materials of the interuniversity scientific and practical conference (with international participation) Children's rights in modern Russia: problems and prospects for implementation/ Edited by V. G. Parshukov //NOU VPO "SFGA", branch of NOU VPO "SFGA" in Salekhard. - Salekhard., 2009. - pp. 78-85.
[2] Parshukov, V. G. reflexive pedagogical technology of Oscar Brenifier "the Art of asking questions" in the framework of the research community "Philosophy for children" //Scientific and practical journal. Humaniza-tion of education. - 2011.- № 3. https://cyber-leninka.ru/article/n/refleksivnaya-pedagogicheskaya-tehnologiya-oskara-brenifie-iskusstvo-zadavat-vo-prosy-v-ramkah-issledovatelskogo-soobsch-estva/viewer
[3] Gan, N.Y. tutor Support for the development of cognitive interest in their pedigree in children of senior preschool age// Problems of modern pedagogical education. Ser.: Pedagogy and psychology. - Scientific journal: - Yalta: RIO GPA, 2017. - Issue 57. - Part 6. - P. 121 - 127.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1] Бренифье, Оскар. Философствование в детском саду как одна из технологий социализации. Материалы межвузовской научно-практической конференции (с международным участием) Права ребёнка в современной России: проблемы и перспективы реализации/ Под редакцией В.Г. Паршукова //НОУ ВПО «СФГА», Филиал НОУ ВПО «СФГА» в г. Салехарде. -Салехард., 2009. - С. 78-85.
[2] Паршуков, В.Г. Рефлексивная педагогическая технология Оскара Бренифье «Искусство задавать вопросы» в рамках исследовательского сообщества «Философия - детям» //Научно-практический журнал. Гуманизация образования. -2011.- № 3. https://cyberleninka.ru/artide/n/refleksivnaya-pedagogicheskaya-tehmlogiya-oskara-bremfie-iskusstvo-zadavat-vopшsy-v-ramkah-issledovatelskogo-soobschestva/viewer
[3] Ган, Н.Ю. Тьюторское сопровождение процесса развития познавательного интереса к свой родословной у детей старшего дошкольного возраста// Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Научный журнал: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 57. - Ч. 6. - С. 121 - 127.
Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.
Authors' Сontributions. GanN.Yu — literature review, text writing; Ponomareva L.I.— collection and processing of material; Obukhova K.A. — research concept and design.
Gan N.Yu. — SPIN ID: 5958-3334; ORCID ID: 0000-0003-1537-1341 Ponomareva L.I. — SPIN ID: 8305-9748; ORCID ID: 0000-0002-1502-5115 Obukhova K.A. — SPIN ID: 7511-8250; ORCID ID: 0000-0003-1078-9028
Вклад авторов Ган Н.Ю. - обзор литературы, написание текста; Пономарева Л.И - сбор и обработка материала; Обухова К.А. - концепция и дизайн исследования.
Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ган Н.Ю. -SPINID: 5958-3334; ORCID ID: 0000-0003-1537-1341 Пономарева Л.И. - SPIN ID: 8305-9748; ORCID ID: 0000-0002-1502-5115 Обухова К.А. - SPIN ID: 7511-8250; ORCID ID: 0000-0003-1078-9028
Введение. Современное образование требует новых подходов у воспитания детей, поэтому актуальная на сегодняшние дни философия детства считается одной из популярных педагогических технологий. Большинство педагогов считают развитие раннего философствования эффективных механизмов социализации детей дошкольного возраста.
Речь идёт о философской пропедевтике -предварительном изучении философии. Пропе-
девтика (propaideuo - слово греческого происхождения - обучать предварительно) - это предварительный вводный курс новой конкретно-всеобщей формы (философского) мышления, предназначенный для обучения детей к целостному восприятию реальности.
Основная часть. В представленном исследовании философская пропедевтика рассматривается как — это процесс ознакомления детей с философскими категориями, способность выра-
"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "сознание"
жать своё мнение, выдвигать идеи и аргументировать их. В свою очередь приводит к развитию детского творчества в словесной и интеллектуальной деятельности.
Всё большей популярностью пользуется рассматриваемая проблема - детское философствование у учёных и практиков. В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются разные направления раннего философствования: как инструмент развития мышления (С. Бардик-Шеферд, О. Бренифиер, Ж. Пиаже, М. Липман, Н.С. Юлина), навыков общения (Т. Вартенберг, В. Сломски, А. Херригер, Л.Т. Ретюнских), путь формирования отношения к миру и к себе (Г. Мэт-тьюз, Н.В. Французова, Е.В. Васильева, С.И. Ле-викова), способ реализации заложенных в человеке импульсов (Г. Галикян, Е.В. Золотухина-Аболина, Э.М.Шарп) и компонент учебно-воспитательного процесса (М.Р. Демин, М.Н. Дудина Л. Нельсон, Г. Ноль, И.А. Кудрова).
Общепринятым считается, что основная цель философии для дошкольников — это формирование у них навыков умозаключения и умений логически рассуждать. Следует понимать, что философия для детей развивается как инструмент мышления, способствующий обеспечить разные виды деятельности и адекватное поведение в логике событий [1].
Старший дошкольный возраст характеризуется более высоким уровнем общения со взрослым и сверстником, ярко выраженным интересом к взаимоотношениям людей и нормам поведения, принятым в обществе. Детям данного возраста характерно отстаивание собственной точки зрения и аргументацию выбранного варианта решения.
Современному образовательному пространству свойственно изменение традиционных методов обучения в сторону диалоговых форм. Что в свою очередь обеспечивает введение в образовательный процесс ДОУ философской пропедевтики.
Общепринятым считается что только в интересной и доступной для ребёнка форме обучения возможно добиться рассуждения и последовательного изложения своих мыслей у детей дошкольного возраста [2].
Программа «Философия для детей» впервые была разработана в Государственном Университете штата Монтклер (США) во второй половине ХХ века под руководством Мэтью Лип-мана - известного философа и теоретика образования. С этого момента она весьма быстро распространяется в других странах мира, так как её
цель соответствует задачам развития подрастающего поколения мировых держав - развитие критического и творческого мышления. Рассматриваемая нами программа «философия для детей» имеет в своей основе заложенные природой задатки ребёнка к любознательности способствующие пониманию устройства мира. От профессионализма педагога зависит как он подведёт дошкольника к развитию у него мыслительных операций. Что для этого педагогу необходимо заинтересовать и увлечь ребёнка интересной познавательной деятельностью.
Первая в современной России образовательная программа «Философия для детей» («Воспитательный диалог») - направленная на воспитание, развитие мировоззренческих представлений детей, формирование основ логического, рефлексивного, творческого мышления. Методологической основой и теоретической базой для реализации программы «Философия для детей» являются ведущие концепции и положения отечественных психологов: Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконина.
Философия не может предложить готовых рецептов и единственно верных решений, так как идеи, возникающие в результате развития человеческой цивилизации, постоянно меняются, как и меняются взгляды учёных на природу их возникновения. Только философия способна открыть двери в мир природы и отношений людей и, помочь ориентироваться в них.
Философская пропедевтика в ДОУ ориентирована на социализацию, образование и развитие детей в миропонимании и мироощущениях. Она предполагает:
• развитие творческого и логического элементов мышления, характеризующиеся умениями доказывать свою точку зрения, а также рефлексией в усвоении философских категорий;
• создание педагогических условий для детей дошкольного возраста в усвоении нравственных норм и общепринятых правил, а также предоставлении художественных образцов для подражания;
• выработку умений слушать и слышать, достигать понимания со взрослыми и сверстниками;
• совершенствовании коммуникативных навыков в устной речи;
• созидание собственного понимания природных явлений и социальных взаимоотношений;
"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"
• педагогическое сопровождение, связанное с переходом ребёнка к школьному обучению, способствующее успешной адаптации к новой образовательной среде [3]. Оскар Бренифье, будучи уверенным в том, что философии надо учить в детском саду, разработал различные занятия именно для данного возраста. Эти занятия характеризовались упражнениями детей в философствовании: умении рассуждать, доказывать свою точку зрения, умения слушать и адекватно отвечать на поставленные вопросы. Автор предложил три составных компонента философской пропедевтики в ДОУ.
Интеллектуальный компонент подразумевает способность: формулировать свои мысли в устной речи, понимать логику изложения мысли взрослых и сверстников, анализировать различные ситуации, переформулировать идеи других, аргументировать свою точку зрения и пользоваться формулами возражения.
Экзистенциальный компонент означает индивидуализацию мышления, принятие своей идентичности, способность управлять своим поведением, действовать в соответствии с общепринятыми нормами и правилами в обществе.
Социальный компонент предполагает: толерантное отношение к другим людям умения общаться в малых и больших группах, проявлять интерес к мыслям, идеям и поведению других людей, умение строить диалог и соглашаться с точкой зрении отличной от своей [1].
В качестве практической деятельности Оскар Бренифье предлагает своеобразные педагогические (философские) мастерские: «Мастерская по предложенной теме», «Мастерская по тексту», «Мастерская по фильму». При этом он предлагает в рамках мастер-классов занятие проводить в виде игры. Игровой элемент при этом должен периодически чередоваться с серьёзными моментами. В процессе коммуникативной деятельности необходимо соблюдать определённые правила, в частности, категорически запрещается повторять высказывания других людей в своей речи.
При проведении таких занятий педагог должен помнить, что включение всех воспитанников в процесс рефлексии позволяет выполнять одну из важнейших задач - учить слушать, слышать и адекватно воспринимать, а затем - интерпретировать услышанное.
Фундаментальный вопрос детства почему? Его можно назвать вопросом жизни для детей от 3 до 5 лет. Каждый родитель, воспитатель детского сада, как бы им это ни было трудно, должен уметь отвечать на вопросы почемучек.
На вопрос «Почему?» часто отвечает реплика «Потому», которая является одновременно и препятствием к настоящему ответу. Здесь педагог может спросить, как бы со стороны, достаточно ли «Потому» как ответ. Такое уточнение необходимо, чтобы дети привыкли идти дальше слова «Потому».
Другая ловушка, связанная с «Почему?», является более тонкой. Ребёнок отвечает: «Потому что мне нравится это», «Потому что это хорошо» и тому подобные ответы. И здесь снова следует спросить всех, достаточен ли этот ответ. Уже в средней группе детского сада найдётся всегда некоторое количество воспитанников, которые сумеют признать недостаточность такого ответа, что заставит отвечающего попытаться объяснить, почему это ему нравится, почему это хорошо. Спрашивать ребёнка, что за идея стоит за его примером, значит заставить его аргументировать свою точку зрения, проанализировать ситуацию и выйти на новый уровень мышления - абстракцию.
Оскар Бренифье при помощи аналогичной технологии помогает педагогам применить индивидуальный подход к каждому ребёнку, подобрать подходящую технологию обучающую ребёнка думать самостоятельно и проявлять творчество в изложении своих мыслей
Педагог ДОУ должен осознавать, что способность думать самостоятельно не является возрастным приобретением, она означает долгую и кропотливую работу над формированием навыка слушать, слышать, вычленять главное и уметь выразить это в устой речи. Это главное приобретение ребёнка дошкольного возраста - самостоятельность в рассуждениях, даёт ему свободу в установлении контактов и выхода из любой социальной ситуации. Сложность состоит в том, каким образом педагог может инициировать и побудить ребёнка мыслить самостоятельно? Речь идёт о том, чтобы понять и принять как факт, что мысль, несмотря ни на что, является естественным качеством, которым снабжено в разной мере каждое человеческое существо с самого раннего возраста. Следовательно, каждый взрослый должен стремиться к проявлению у ребёнка собственных мыслей и желанию их высказать. Именно это и является основой философской пропедевтики в дошкольном возрасте.
Заключение. Резюмируя, можем сказать, что процесс самостоятельного мышления состоит из нескольких основополагающих элементов. Прежде всего, это означает выражение того, что ты думаешь о той или иной ситуации, что думают
"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "сознание"
об этой ситуации другие, умения в дискуссии выработать правильную точку зрения и принять единое для всей группы верное решение. Нам представляется, что в современном образовании детей дошкольного возраста (наряду со всё возрастающими процессами технологизации педагогической деятельности) явно не хватает ознакомления дошкольников с философскими категориями. Дети - философы от природы, поскольку
жизненно важные вопросы легко возникают в их голове: вопрошание и удивление — это столпы познания окружающего ребёнка мира, идентификации себя в нём. Это должны знать и учитывать взрослые, которые воспитывают дошкольника, чтобы помочь ему успешно социализироваться в изменяющемся мире.
Ответственный за переписку: Ган Наталья Юрьевна -доцент ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск,
Российская Федерация, E-mail: gannu69@mail.ru
Responsible for correspondence: Natalia Gan - associate Professor, Shadrinsk state pedagogical University, Shadrinsk, Russian Federation,
E-mail: gannu69@mail.ru