Научная статья на тему 'Развивающий потенциал интерактивного обучения в активизации познавательной деятельности обучающихся современного вуза'

Развивающий потенциал интерактивного обучения в активизации познавательной деятельности обучающихся современного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Т. А.

В статье рассматривается проблема активизации познавательной деятельности обучающихся посредством внедрения в образовательный процесс вуза интерактивного обучения; обосновывается сущность и содержание понятия «интерактивное обучение»; раскрывается образовательный и развивающий потенциал интерактивного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развивающий потенциал интерактивного обучения в активизации познавательной деятельности обучающихся современного вуза»

64

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Список литературы:

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.

2. Калитеевская Е.Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии [Текст] / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл, 1997. - С. 231-238.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации (Стандарты второго поколения). - Режим доступа: Шр://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 15 декабря 2015).

4. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. -12 декабря. - Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения: 15 декабря 2015).

5. Ядченко Е.М. Формирование личностных компетенций студентов в процессе реализации воспитательной системы технического ССУЗ: авто-реф. дис. ... канд.пед. наук. - Томск, 2009. - 22 с.

РАЗВИВАЮЩИМ ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

© Власова Т.А.*

Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

В статье рассматривается проблема активизации познавательной деятельности обучающихся посредством внедрения в образовательный процесс вуза интерактивного обучения; обосновывается сущность и содержание понятия «интерактивное обучение»; раскрывается образовательный и развивающий потенциал интерактивного обучения.

Ключевые слова интерактивное обучение, принципы интерактивного обучения, формы и методы организации интерактивного обучения.

Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся является одной из наиболее актуальных в теории и практике обучения. В по-

* Доцент кафедры Педагогического и специального образования, кандидат педагогических наук, доцент.

Общая педагогика

65

исках путей ее решения педагогами разрабатываются инновационные модели организации обучения, нацеленные не столько на формирование конечного набора заранее известных компетенций, сколько на формирование компетенции обновления компетенций.

Для решения этой проблемы необходимо перестраивать образовательный процесс в вузах таким образом, чтобы он способствовал развитию динамических характеристик обучающихся, помогал им быстро адаптироваться к новым ситуациям и перестраиваться по мере необходимости, постоянно изменяя свои компетенции, опережая существующие на сегодня тенденции и прогнозируя перспективы.

Очевидно, что в этой ситуации роль преподавателя вуза меняется, границы между ним и обучающимися становятся прозрачными, что способствует сотрудничеству между ними. Возрастает роль самих обучающихся, которые участвуют не только в получении знания, но и в его поиске, развитии, трансформации в практические умения и навыки.

Многие исследователи (Е.Ю. Захарченко, И.Ф. Исаев, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.) отмечают, что для педагогов любой ступени образования очень важны установки на выстраивание открытых, доверительных, доброжелательных отношений с обучающимися, умение использовать для этого специальные социально-психологические, дидактические и личностные средства. Одним из современных направлений такого «активного социально-психологического обучения», по мнению Ю.Н. Емельянова, является интерактивное обучение.

В настоящее время в педагогической науке формируется и уточняется понятие «интерактивное обучение» - «обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта» [7, с. 107]; «обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий» [1, с. 74]; «обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог обучающихся между собой и педагогом» [4, с. 74].

Таким образом, интерактивное обучение - это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. При этом осуществляется постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах сотрудничества и др. Кроме того, интерактивное обучение основано «на прямом взаимодействии обучающихся с учебным окружением, учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваимого опыта [3].

66

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения. Как отмечает В.Б. Гаргай, «развитие профессионализма всегда идет через «другого человека», который может быть представлен и непосредственно как живой субъект, и опосредованно как автор учебника или компьютерной программы» [2, с. 91].

В последнее время интерес ученых и практиков к интерактивному обучению значительно возрос. Чем это обусловлено?

Во-первых, процессами демократизации: для демократического общества характерны договорные отношения между равноправными субъектами. Отношения подчиненности здесь заменяются отношениями партнерства. Социальные изменения, как считает А.А. Вербицкий, привели к смене образовательной парадигмы, переходу от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.

Во-вторых, необходимостью практического решения проблемы мотивации активности обучающихся. Это достигается не только дидактическими методами и приемами, но и использованием эффективных форм педагогического общения, созданием комфортной, стимулирующей атмосферы, уважением к личности обучающегося. Как отмечает С.Д. Смирнов, «умение общаться друг с другом и с обучающимися станет, вероятно, одним из важнейших, если не важнейшим фактором, определяющим рейтинг педагогического коллектива учебного заведения, его способность добиваться наилучших результатов в учебно-воспитательной деятельности» [8].

В-третьих, задачами, стоящими перед современным образованием. В Государственной программе РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы» обозначено, что «высокое качество российского образования это ориентация на меняющиеся запросы населения и перспективные задачи развития российского общества и экономики», на развитие личности обучающихся, их познавательных и созидательных способностей, получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование ключевых компетенций в различных сферах жизнедеятельности. Среди важнейших из этих компетенций можно отметить следующие:

- необходимо научиться действовать в рамках согласованных целей и задач;

Общая педагогика

67

- нужно уметь согласовывать свои действия с действиями партнера (учитывая мнение другого); научиться жить вместе: кооперироваться, идти на компромисс;

- следует уметь самостоятельно развиваться, если имеющиеся способности не соответствуют современным требованиям.

Формирование компетенций возможно, по мнению Т.С. Паниной и Л.Н. Вавиловой, только через соответствующий опыт деятельности и общения, и такой опыт может быть получен в режиме интерактивного обучения [5, с. 10].

Основными принципами интерактивного обучения являются: диалогическое взаимодействие, работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества, активно-ролевая (игровая) и тренинговая организация обучения.

При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Центральное место в его деятельности занимает не отдельный обучающийся как индивид, а группа взаимодействующих обучающихся, которые стимулируют и активизируют друг друга. Как отмечает Б.Ц. Бадмаев, «при применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Кроме того, действует такой психологический феномен, как заражение (не подражание, а именно заражение), и любая высказанная соседом мысль способна непроизвольно вызвать собственную, аналогичную или близкую к высказанной или, наоборот, вовсе противоположную» [1]. Наиболее полно эти эффекты проявляются при игровых и тренинговых формах проведения учебных занятий.

Формы и методы интерактивного обучения можно разделить на:

- дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, разбор практических ситуаций, анализ ситуаций морального выбора;

- игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры;

- тренинговые формы проведения занятий (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности), которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения.

В последнее время в практической дидактике для описания технологических шагов организации процесса обучения стали использовать термин «методика» в значении «совокупность методов, приемов практического выполнения чего-либо». Последовательность шагов включения в образовательный процесс интерактивного обучения может быть следующая:

- обзор темы, обсуждение которой уже состоялось или еще предстоит;

- решение проблемы, обычно с использованием методов и подходов, определенных в ходе предшествующих учебных занятий;

68

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

- самоанализ обучающихся с помощью тестирования, диагностики социальных навыков («на входе»);

- выполнение групповых заданий на практическое применение навыков, полученных в ходе предшествующих учебных занятий;

- выполнение интерактивных заданий и упражнений на практическое применение навыков на определенных этапах учебного занятия;

- проведение закрепляющих упражнений с использованием технологий обратной связи, заполнение опросных листов (для диагностики навыков «на выходе»);

- самостоятельная работа [6].

Интерактивное обучение имеет целый спектр методологических преимуществ, связанных, прежде всего, с его развивающим потенциалом. Эти преимущества основаны на активном, эмоционально окрашенном общении участников учебного занятия друг с другом и с преподавателем.

Как отмечает Е.В. Коротаева, интерактивное обучение позволяет одновременно решать три задачи: 1) учебно-познавательную (предельно конкретную); 2) коммуникационно-развивающую (связанную с общим эмоционально-интеллектуальным фоном процесса познания); 3) социально-ориентационную (результаты которой проявляются уже за пределами учебного времени и пространства) [4].

Работа преподавателя в режиме интерактивного обучения позволяет получить следующие педагогические результаты:

- интенсификация процесса понимания, усвоения и творческого применения обучающимися знаний при решении практических задач. Эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний. Если формы и методы интерактивного обучения применяются регулярно, то у обучающихся формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение и устанавливаются доверительные отношения с преподавателем;

- повышение мотивации и вовлеченности участников в процесс решения обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает к конкретным действиям;

- формирование способности неординарно мыслить, по-своему видеть проблемную ситуацию и способы ее решения;

- развитие таких личностных черт, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.

Общая педагогика

69

- формирование нового опыта деятельности, общения, переживаний. Интерактивная деятельность обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей.

Что же дает внедрение интерактивного обучения различным субъектам образовательного процесса?

Конкретному обучающемуся:

- опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением;

- развитие личностной рефлексии;

- освоение нового опыта учебного взаимодействия;

- развитие толерантности.

Учебной микрогруппе:

- развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе сотрудничества;

- формирование ценностно-ориентационного единства группы;

- поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;

- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

- развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

- развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам.

Системе «преподаватель - учебная группа»:

- нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

- многомерное усвоение учебного материала;

- формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и в иных ситуациях [5, с. 13].

Таким образом, интерактивное обучение имеет большой образовательный и развивающий потенциал и обеспечивает активизацию познавательной деятельности обучающихся в целостном образовательном процессе вуза.

Список литературы:

1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Ц. Бадмаев. - М., 2001.

2. Гаргай В.Б. Повышение квалификации учителей в США и Великобритании: интерактивная модель // Педагогика. - 2004. - № 8. - С. 7-11.

3. Кларин М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта // Педагогика. - 2000. - № 7. - С. 17-21.

70

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

4. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. - М., 2003.

5. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.

6. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.

7. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бад. -М., 2003.

8. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Д. Смирнов. - М., 2003.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

© Кулешова С.А.*

Оренбургское президентское кадетское училище, г. Оренбург

В статье описываются особенности формирования навыков межличностного взаимодействия в коллективе в процессе обучения иностранному языку. Развитие коллективистских качеств личности рассматривается как основа для успешного применения сформированных навыков общения. Выявлены условия эффективности данного процесса.

Ключевые слова коллективизм, функции взаимодействия, иностранный язык, условия, формирование.

Социальные запросы современности требуют преобразований учебной деятельности, способствующих формированию творчески мыслящего выпускника, умеющего адаптироваться в быстро меняющейся социально-экономической среде, имеющего собственную позицию и владеющего умениями и навыками, применяемыми для эффективного социального взаимодействия. Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений [4, с. 75]. Поэтому, одним из наиболее эффективных средств формирования востребованного и конкурентоспособного выпускника является создание условий развития зна-

Преподаватель отдельной дисциплины (иностранный язык), кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.