Научная статья на тему 'РАЗВИВАЯ ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЕ ДИСКУССИОННО-ИГРОВОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА'

РАЗВИВАЯ ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЕ ДИСКУССИОННО-ИГРОВОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ / ДИСКУССИОННЫЕ И РОЛЕВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ / РОЛЕВАЯ ИГРА / МОЗГОВОЙ ШТУРМ / ПРОГРАММА МЫШЛЕНИЯ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ACTIVE FORMS OF TEACHING / DISCUSSION AND ROLE FORMS OF TEACHING / ROLE GAME / BRAINSTORMING / PROGRAMME OF THINKING / CREATIVE THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Думиникэ Юрий Семенович, Сиротюк Алла Леонидовна

В статье рассматривается проблема реализации активных форм организации обучения в образовательном процессе военного вуза. Предлагается использование метода «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно, основанного на принципах развития творческого мышления, согласующегося с технологиями дискуссионного и игрового обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Думиникэ Юрий Семенович, Сиротюк Алла Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING CREATIVE THINKING DISCUSSION-AND-GAME TRAINING WITHIN HIGHER EDUCATIONAL PROCESS

The article considers the active forms of teaching in the educational process of a military higher educational institution. It is proposed to use the method of «Six Hats of Thinking» by Edward de Bono, based on the principles of development of creative thinking, consistent with the technologies of discussion-and-game learning.

Текст научной работы на тему «РАЗВИВАЯ ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЕ ДИСКУССИОННО-ИГРОВОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА»

Ю.С ДУМИНИКЭ, АЛ. СИРОТЮК

Yu.S. DUMIIJIKE, A.L. 5IROTYUK

РАЗВИВАЯ ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

DEVELOPING CREATIVE THINKING

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСКУССИОННО-ИГРОВОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

DISCUSSION-AND-GAME TRAINING WITHIN HIGHER EDUCATIONAL PROCESS

Сведения об авторах: Думиникэ Юрий Семенович - заведующий кафедрой, гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, полковник в отставке, кандидат психологических наук, доцент (г. Тверь);

Сирот юк Алла Леонидовна - профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Поенной академии воздушно-кос ми-ческой обороны имени Маршала Советского Союза ГЛ. Жукова, доктор психологических наук, профессор (г. Тверь).

Аннотация. В статье рассматривается проблема реализации активных форм организации обучения в образовательном процессе военного вуза. Предлагается использование метода «Шесть шляп мышления» Эдварда деЕоно, основанного на принципах развития твор чес кого мышления, согласующегося с технологиями дискуссионного и игрового обучения.

Ключевые слова: активные формы организации обучения, дискуссионные и ролевые формы организации обучения, ролевая игра, мозговой штурм, программа мышления, творческое мышление.

Information about the authors: Yury Duminike- Head of the Subdepartment of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines of the Military Aerospace Defence Academy named after Marshal of the Soviet Union G.K. Zhukov, Cand. Sc. (Psychol.) (Tver);

Alia Sirotyuk- Professor of the Subdepartment of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines of the Military Aerospace Defence Academy named after Marshal of the Soviet Union GJC. Zhukov, D. Sc. (Psychol.), Professor (Tver).

Summary. The article considers the active forms of teaching in the educational process of a military higher educational institution. It is proposed to use the method of «Six Hats of Thinking« by Edward de Bono, based on the principles of development of creative thinking, consistent with the technologies of discussion-and-game learning.

Keywords: active forms of teaching, discussion and role forms of teaching, rote game, brainstorming, programme of thinking, creative thinking.

Ш

Необходимость подготовки мобильных, конкурентоспособных и компетентных выпускников вуза порождает необходимость совмещения в образовательном процессе традиционных и активных (дискуссиоввых,

игровых) форм организации обучения.

Дискуссионные формы организации обучения развивают у обучающихся умение логически мыслить, использовать терминологию изучаемой дисциплины, аргумен-

тированно спорить, работать в команде, выступать перед аудиторией и т.д.

Именно такие дискуссионные формы, как групповое интервью, мозговой штурм, круглый стол, дельфийский метод и т.д., соответствуют

образовательной стратегии интериоризации и экстерио-ризациизнаний:

- интериоризацня - перенос знаний извне вовнутрь (лекции, семинары, самостоятельная работа с информацией);

- экстериоризация - перенос результата переработки и осмысления знаний изнутри вовне (дискуссии, рассуждения, практическая деятельность).

Можно сказать, что эксте-риоризация - начало мышления, в том числе профессионального, которое возникает в процессе взаимодействия преподавателя с обучающимися и обучающихся друг с другом.

Идеологом и разработчиком такой дискуссионной формы организации обучения, как мозговой штурм, считается Алекс Осборн, который н 1942 г. впервые предложил вариант дискуссии, отделяющий генерацию творческих решений обсуждаемой проблемы от критического анализа (известно, что творчество исчезает в тот момент, когда начинается критика).

В настоящее время мозговые штурмы широко используются для генерации вариантов решения административных, экономических, образовательных задач и выбора наиболее подходящего решения.

Игровые формы организации обучения (ролевые, деловые, имитационные, ор-га н из ацион но-д еяте л ьност -ные и т.д. обучающие игры) основаны на моделировании учебно-профессиональной де-

ятельности, много кратном разыгрывании будущих профессиональных ситуаций и ролей; необходимости принятия решений в условиях неопределенности, в незнакомой или творческой обстановке.

Именно ролевые игры объединяют ценность дискуссионных и игровых форм организации обучения, так как ролевая игра - это дискуссия (мозговой штурм) в конкретных лицах, в которой обучающиеся разыгрывают роли: в соответствии со своими представлениями о взглядах и моделях поведения тех лиц, которых им поручено изображать.

Идея совмещения дискуссионных и игровых форм организации обучения воплощена Эдвардом де Боно в методе « Шесть шляп мышления». В настоящее время появился еще ряд названий этого метода: «Шестишляп-ный метод«Метод Эдварда де Боно*, ^Шесть думатель-ных шляп*, «Метод обучения эффективно мыслить*, * Метод мыслеварительных шляп», * Метод мыслешляп* и т.д.

Идея метода заимствована Э. Боно у А. Сент-Экзюпери,

Шесть шляп мышления (англ. Six Thinking Hats) — система организации мышления, разработанная Эдвардом де Боно, которая описывает инструменты структурирования групповой дискуссии и индивидуальной умственной деятельности с использованием шести цветных шляп. Идея латерального мышления и основанный на ней метод Шести шляп обеспечили средства планирования подробного, последо-, вательного и в результате более эффективного группового мыслительного процесса.

который в детстве нарисовал удава, проглотившего слона. Удав лежал на столе, свернувшись клубком, и внешне напоминал огромную шляпу. Взрослые люди, разглядывая удава, делали различные умозаключения (см. рис. 1). Кто-то видел в рисунке креативное мышление ребенка, кто-то интерпретировал его творчество с научной точки зрения, а кто-то пугался экстравагантности воображения маленькогоАнтуана.

Описанная А. Сент-Эк-зюпери история из детства

Удав снаружи Удав изнутри

Рис. 1. Удав, который проглотил слона

Рис. 2. Головной убор как признак принадлежности к группе или деятельности

<

] >

А —

Л

Рис. 3. Головной убор как метафора мышления

послужила для Э. Боно креативным стимулом для разработки концепции * параллельного мышления*, суть которой заключается в множественности подходов к решению проблемы и разделению процесса мышления на шесть «параллельных режимов» (стратегий мышления). Каждый «режим* представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета.

Во все времена и у всех народов головной убор является условным си шалом, обозначает социальный статус ее владельца и обязывает к определенному стилю жизни. Например, корона Российской империи, шлем рыцаря, роуч индейца, шутовской колпак, шляпа ковбоя, ночной чепец, шляпка светской дамы, пилотка пионера, бандана байкера, бейсболка скаута, и т.д. демонстрируют принадлежность к определенной группе людей или к определенной деятельности, что, в свою очередь, определяет соответствующее поведение, мышление и кодекс правил {см.рис. 2 на с. 83).

Сам Э. Боно о представлял себе мыс л еш ляпу как сбившийся набок ночной колпак, с кисточкой, похожий скорее на шутовской, с бубенчика-

ми, но никак не на цилиндр, символизирующий в моем понимании чопорную самонадеянность, которая и является основным отличительным признаком глупости». Однако в практической деятельности чаще всего используется именно метафора цилиндра, иногда ковбойской шляпы, бейсболки, военной фуражки, но никак не ночного колпака ((\m.jjuc. 3).

Использование метода Э. Боно в образовательном процессе вуза позволяет решить ряд задач, стоящих перед каждым преподавате-

л ем, например, развивать у обучающихся:

- гибкость и креативность мышления, в том числе про-фессион ального;

- навыки рефлексии и управления собственным эмоциональным состоянием;

- умение работать в команде;

- культуру участия в дискуссии и т.д.

Целостное видение проблемы и принятие верного решения возможно лишь тогда, когда в обработке информации используются все стратегии мышления (см.рис. 4): Синяя шляпа (руководитель) - требует рефлексивного мышления, или мышления о мышлении -ставит цели и задачи, составляет программу, управляет процессом обсуждения, предоставляет слово участникам, следит за соблюдением тематики, уточняет и задает вопросы, регламентирует время, фиксирует результаты, подводит итоги.

Белая шляпа (ученый) -формулирует актуальность, предоставляет объективную информацию и статистику, выявляет причинно-следственные связи

&

Х-

Шесть шляп мышления

Рухпшэдктель

Ученый

Критик

Оптимист

ф ^Лрадлоске ф Информация

IV- Кркии:а

ф Пмнтга

Художник ) О

О

Гетер атор идей

1

Ъкцнн

Кркггмз

Рис. 4. Метод Ъ. Боно «Шесть шляп мышления»

¥

■2018 № 5

и закономерности, отделяет факты от предположений, отмечает противоречащие точки зрения.

1> Черная шляпа (критик)-имеет наибольшее сходство с белой шляпой - критически оценивает ситуацию, выявляет риски и недостатки, указывает на вероятные сложности и возможные проблемы, показывает логику соответствия или несоответствия, помогает принять правильное решение.

Желтая шляпа (оптимист) - является противоположностью черной шляпе - формулирует положительные аспекты, показывает эффективность и преимущества, рисует радужные перспективы, проявляет любопытство и желание осуществить задуманное.

Красная шляпа (худож-*нин) - является противоположностью белой шляпе - включает эмоции и переживания, высказывает интуитивные догадки и предчувствия, пытается почувствовать других участников, старается быть искренним и правдивым.

Л Зеленая шляпа (гене-чт^1 ратор идей) - отвечает за творчество, генерирует новые идеи, модифицирует

уже высказанные, проявляет интерес к нестандартным подходам и неординарным взглядам, выходит за рамки стандартных идей.

Метафора шляпы выбрана Э. Боно не случайно, так как шляпу легко надеть и легко снять. Шляпа играет роль определенной конфигурации для мышления, обеспечивая его высокую специализацию и эффективность. Кроме того, шляпы указывают на роль, которую обучающиеся должны сыграть, * надевая ► шляпу определенного цвета. Словосочетания *надеть шляпу», «сиять шляпу», «сменить шляп у» означают, что обучающиеся выбирают определенную стратегию мышления или меняют одну на другую.

Можно выделить три формы применения метода «Шесть шляп мышления?:

- А-групповая формл - вся группа по очереди «примеряет 6 шляп мышления»;

- Б-групповая форма -группа делится на подгруппы, каждая из которых а при меряет 1 шляпу мышления» определенного цвета;

- индивидуальная форма - каждый обучающийся по очереди «примеряет 6 шляп мышления? и со всех

сторон обдумывает принятие решения.

Ярким примером индивидуальной формы применения метода Э. Боно является решение проблемных ситуаций Уолтом Диснеем, который расставлял по углам своей комнаты картонных персонажей и давал им имена: Критик, Фантаст, Реалист. При этом самый светлый и комфортный угол был отведен для Фантаста, сырой угол доставался Критику, два оставшихся угла - Реалисту и самому У. Диснею, которые занимали нейтральную позицию в ролевой дискуссии .

Для достижения образовательной цели необходима определенная «шляпная* последовательность, или программа мышления. Например, сочетание <желтая шляпа + черная шляпа» можно использовать для оценки принимаемого решения, а сочетание «черна я шляпа + зеленая шляпа» - для устранения недостатков. Однако любая программа мышления («шляпная» последовательность) должна начинаться и заканчиваться синей шляпой. В таблице 1 приведены примеры различных программ: мышления, раэра-

Таблица 1

Программы мышления для достижения определенных целей

№ Цепь Программы мышления

1 Разработка новых идеи & Л* &

1 Выбор альтернатив г & *

3 Определение решения &

4 Быстрая обратная связь

5 Стратегическое планирование & *

6 Усовершенствование процесса & & 1

7 Решение проблем * г

8 Анализ деятельности ёг & & ёг

Таблица 2

Программа мышления для подведения итогов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ Цепь Пр о грамм а мыш лени я

1 Подведение итогов в Ф * , i _ * ч А Ф Ш О

бота иных для достижения определенных целей.

Темы для обсуждения в процессе ролевой игры «Шесть шляп мышления» должны быть сформулированы в виде вопроса-проблемы . Например, для слушателей курсов профессиональной переподготовки специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере педагогики высшей школы (ВА ВКО) темы для обсуждения в процессе ролевой игры можно сформулировать так:

- Как привлечь выпускников школы к поступлению в военный вуз?

- Как адаптировать первокурсников к условиям военного вуза?

- Можно ли курсанту военного вузанеставить «двойки» на 1-м курсе?

- Как активизировать учебно-познавательную деятельность курсантов и слушателей?

- Как учитывать тендерные различия познавательной сферы курсантов в образовательном процессе военного вуза?

- Как повысить качество образования в военном вузе?

- Каки м до л же н бытьпор-трет выпускника военного вуза?

- Ка кое отношен иеповесть А. Сент-Экзюпери «Малень-

Ь'в

Рис. 5. Шесть фуражек мышлен ия

кий принц» может иметь к образовательному процессу военного вуза?

«Шестишляпный» метод можно использовать в различных областях деятельности человека - образовании, спорте, бизнесе и т.д.

Метод «мыслеваритель-ных шляп* можно использовать не только в образовательном процессе вуза, но и для решения организационных или методических задач на заседании кафедры (ученого совета), на совещании, при решении конфликтных или проблемных ситуаций. Попробуйте, например, «разложить* штабное совещание на о Шесть фуражек мышления». Кто наденет «синюю фуражку», кто - «желтую*, а кто - * крас ну ю*? (см. рис. 5).

Например, подведение итогов образовательной деятельности военного вуза можно провести по следующей программе мышления (сл. таблицу 2).

Многие международные корпорации (British Airways, IBM, Pepsico, DuPont и т.д.) давно взяли на вооружение метод «Шесть шляп мышления» для решения проблемных и спорных задач. Например, австралийская марка плавательной одежды и спортивных аксессуаров «Speedo» для решения проблемы с выступающими частями плавательных костюмов, которые уменьшали скорость пловца, неоднократно использовала «шестишляпный метод* обсуждения.

В основе разработки сценария Олимпийских игр в Лос-Анджелесе (1984 г.), успешность проведения ко-

торых не вызывает сомнения, также находился метод «мыс-леварительных шляп*.

Метод «думательных шляп» можно использовать на любом уровне сложности, от обучения 5-летних детей в детских садах до профессиональной подготовки и переподготовки специалистов.

Вывод: Метод Э. Боно позволяет развивать гибкость и креативность мышления, преодолеть творческий кризис, принять правильное решение, более точно соотнести стратегию мышления с поставленными целями и задачами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боно Э. Латеральное мышление, - СПб.: Питер Па-блишинг, 1997.

2. БоноЭ. Шестыпляп мы ш-ления. - СПб.: Питер, 2007.

3. ДуминикэЮ.С., Сиротюх А.Л. Технологии активного обучения в образовательном процессе вуза. - Тверь: ВА ВКО, 2015.

4. Жук АЛ., Кошель Н.Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов. - Минск: Аверсэв, 2003.

5. Караяни А..Г. Активные методы социально-психологического обучения. - М.: СГУ, 2003.

6. Карнауш енкоВА. Эдвард де Боно. Обучение мышлению как навыку//Педагогическая мастерская. Все для учителя! 2015. № 3.

7. Сент-Экзюпери А. Маленький принц. — It: Эксмо, 2010.

8. О shorn A.F. Wake Up Your Mind: 101 ways to develop creativeness. - New York, Loudon: Charles Scribner's Sons, 1952.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.