Научная статья на тему 'МЕТОД «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

МЕТОД «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
метод «Шесть шляп мышления» / проблемное обучение / мозговой штурм / мышление / обсуждение / решение проблемы / иностранный язык. / The Six Thinking Hats technique / problem-based learning / brainstorming / thinking / discussion / problem solution / foreign language.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Э. Г.

Данная статья посвящена рассмотрению использования метода «Шесть шляп мышления» на занятиях по иностранному языку в техническом вузе. Данный метод, являющийся одной из разновидности мозгового штурма и относящийся к проблемному обучению, помогает рационально организовать изучение проблемы и выявить разные стороны восприятия и оценки. На занятии по иностранному языку позволяет обсуждать различные проблемы на изучаемом языке, закрепляя лексический и грамматический материал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SIХ THINKING HATS TECHNIQUE IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS AT A TECHNICAL UNIVERSITY

This article is devoted to the use of the Six Thinking Hats method in foreign language lessons at a technical university. This method is one of the types of brainstorming, and it belongs to problem-based learning. It helps to organize the study of the problem rationally and identify different sides of perception and assessment. It allows students to discuss various problems in the target language, consolidating lexical and grammatical material in a foreign language lesson.

Текст научной работы на тему «МЕТОД «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

МЕТОД «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В

ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Никитина Э.Г.

Доцент кафедры ЯЗКиПЛ ФГБОУ ВО УГАТУ

к.ф.н

THE SK THINKING HATS TECHNIQUE IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS AT A TECHNICAL

UNIVERSITY

Nikitina E.

Associate Professor, Ufa State Aviation Technical University, Language Communication and Psycholinguistics Department Candidate of Philological Sciences

Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению использования метода «Шесть шляп мышления» на занятиях по иностранному языку в техническом вузе. Данный метод, являющийся одной из разновидности мозгового штурма и относящийся к проблемному обучению, помогает рационально организовать изучение проблемы и выявить разные стороны восприятия и оценки. На занятии по иностранному языку позволяет обсуждать различные проблемы на изучаемом языке, закрепляя лексический и грамматический материал.

Abstract

This article is devoted to the use of the Six Thinking Hats method in foreign language lessons at a technical university. This method is one of the types of brainstorming, and it belongs to problem-based learning. It helps to organize the study of the problem rationally and identify different sides of perception and assessment. It allows students to discuss various problems in the target language, consolidating lexical and grammatical material in a foreign language lesson.

Ключевые слова: метод «Шесть шляп мышления», проблемное обучение, мозговой штурм, мышление, обсуждение, решение проблемы, иностранный язык.

Keywords: The Six Thinking Hats technique, problem-based learning, brainstorming, thinking, discussion, problem solution, foreign language.

Целью данной публикации является рассмотрение применения метода «Шесть шляп мышления» на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» в техническом вузе.

Данный метод по праву относят к проблемным видам обучения, отличительной чертой которых является то, что организация обучения построена таким образом, что учащимся приходится самостоятельно добывать знания в процессе решения учебных проблем. Как отмечает О.В. Миновская, задачами проблемного обучения являются: развитие творческих мыслительных способностей у обучаемого; усвоение ЗУН путём самостоятельного решения проблем, в результате эти знания умения более прочные, чем при традиционном обучении; формирование активной, творческой личности, способной выдвигать и разрешать нестандартные профессиональные проблемы [4].

Проблемное обучение выполняет определенные функции в образовательном процессе. Исследователи выделяют следующие функции Так, Ша-рохина Е.В., Петрова О.В., Долганова О.В. говорят, что проблемное обучение необходимо для усвоения учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности; развития познавательной деятельности и творческих способностей учащихся; воспитания навыков творческого усвоения знаний; воспитания навыков творческого

применения знаний и умения решать учебные проблемы; формирования и накопления опыта творческого деятельности [5].

Арапов К.А. и Рахматуллина Г.Г. предложили схему проблемного обучения, включающую следующие этапы: «постановка преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе чего учащиеся овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных задач» [1]

Что касается самого метода «Шесть шляп мышления», то он был впервые предложен английским психологом и писателем Эдвардом де Боно. Исследователь отмечает, что данный метод является приемом групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки [2]. По сути, данный метод является одним из разновидностей метода мозгового штурма.

По словам Эдварда де Боно, данный метод «Шесть шляп мышления» позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная «шляпа». Исследователь предложил следующее разделение:

Белая шляпа «Ученый» - объективные факты и цифры. Оценить уместность и точность информации, почти полностью лишенного эмоций. Какая есть информация, цифры, исследования, данные. Беспристрастная и объективная позиция, вычленяем рациональное зерно.

Красная шляпа - мышление связано с эмоциями и чувствами, а так же с нашей интуицией. Эмоции являются надежными индикатором удовлетворенности ходом рассмотрения вопроса. Что мы переживаем по этому поводу, каковы наши ощущения.

Черная шляпа «Критик» - рассмотрение вопроса с негативной, критической стороны, выявляем недостатки вопроса. Рассматриваем все «подводные камни», акцент на критическое восприятие ситуации.

Желтая шляпа «Оптимист» - позитивное мышление, каковы положительные стороны рассматриваемого вопроса, акцент на плюсах.

Зеленая шляпа - выдвижение новых идей и взглядов на вещи. Поиск творческих идей и альтернатив. Разрушать стереотипы, целенаправленно искать новые идеи. Как это еще не реализовали, не рассматривали вопрос.

Синяя шляпа - философский взгляд на вещи, поиск скрытого смысла, переработка поступающей информации, контроль, обобщения и выводы о заданном вопросе [Ibid.].

Как отмечает Г. Шутова, данным методом пользуются такие ведущие мировые компании, как IBM, British Airways, Pepsico, Mary Key. А основоположники технологии развития критического мышления адаптировали прием «Шесть шляп» для обучения детей [6].

В данной публикации хотелось бы поделиться наработками применения данного метода на занятии по иностранному языку (английскому) в техническом вузе, направленном на закрепление лексического материала по теме «Нанотехнологии» и повторения грамматического - «Условные предложения». Данная тема по лексике включена в рабочую программу третьего семестра, посвященного общенаучной тематике, дисциплины «Иностранный язык» в Уфимском государственном авиационном техническом университете. На завершающем этапе изучения темы «Нанотехнологии в медицине» студентам предложено обсудить следующее: The use of nanotechnology in medicine might make it possible to extend our lives by repairing damage to DNA in our cells. Would you want to live 300 years? How would you live life differently if you lived that long? Would you have more careers? What kind of changes to technology might occur over such a long period of time? (Использование нанотехнологии в медицине может позволить продлить нашу жизнь за счет восстановления повреждений ДНК в наших клетках. Хотели бы вы прожить 300 лет? Как бы вы жили по-разному, если бы прожили так долго? У вас было бы несколько карьер? Какие изменения в технологиях могли бы произойти за такой долгий период времени?)

Студентам объясняются правила и разъясняется, каким образом будет вестись дискуссия.

Обучающиеся делятся на группы согласно выбранным ими цветом шляп (цвета выбираются случайным выбором).

Те, кому достались белые шляпы, оперируют фактами и утверждают, что пока это невозможно, используя информацию из изученных текстов по теме «Нанотехнологии».

Студенты с чёрными шляпами утверждают, что жить 300 лет ужасно и выдвигают все возможные факты, подтверждая своё мнение.

У тех, у кого оказались жёлтые шляпы, предлагают выгоды от того, что было бы, если бы люди жили 300 лет, сколько бы у них открылось возможностей. Они выдвигают предположения об изменениях в технологиях, которые могли бы произойти за такой долгий период времени.

Участники дискуссии с красными шляпами эмоционально реагируют на заданную ситуацию и предложенные вопросы и не приводят никаких аргументов за или против.

Те, у кого выбор пал на зелёные шляпы, должны предложить неожиданные решения на такую и так, казалось бы, фантастическую ситуацию.

Обладатели синих шляп выступают в роли экспертов. Они выслушиваю все точки зрения, предложенными разными группами, и делают выводы.

Каждый студент, одевая шляпу того или иного цвета, принимает на себя роль, соответствующую цвету шляпы, и действует согласно своей роли. Когда он снимает её, то выходит из роли, предписанной шляпой и соответствующего типа мышления. Обучающиеся, при желании, могут менять шляпы, таким образом, рассматривая проблему под другим углом зрения.

После занятия есть возможность обсудить в какой шляпе было студентам комфортнее всего, было ли трудно следовать заданной роли.

Таким образом, используя метод «Шесть шляп мышления» на занятиях преподаватель способствует обогащению и развитию мышления студентов, что содействует объективному восприятию информации (в любой сфере). Учащиеся рассматривают одну и ту же ситуацию под разными углами. В то же время использование данного метода на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» позволяет закреплять лексический и грамматический материал изучаемого иностранного языка, а возможно и контроля полученных знаний.

Метод «Шесть шляп мышления» несомненно обладает достоинствами. По мнению А.М. Кузьмина, к ним относятся: «наглядность, простота освоения и применения; умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения; позволяет отстранить свое эго от мышления» [3]. Но несмотря на перечисленные преимущества, метод «Шесть шляп мышления» имеет и недостатки. Так, А. М. Кузьмин считает, что для эффективного применения требуется развитое воображение и тщательная тренировка, и он вызывает большую психологическую нагрузку [Ibid.].

В нашем случае процесс ещё осложняется и тем, что рассуждения ведутся на иностранном языке. Даже имея недостатки, на наш взгляд, данный метод значительно разнообразит традиционные практические занятия по иностранному языку. Кроме того, метод «Шесть шляп мышления» на занятии по иностранному языку будет способствовать развитию способности к аргументации (четко и аргументированно высказывть свою точку зрения, отвечать на вопросы на иностранном языке), способности к коммуникации на иностранном языке (использовать нормы, правила и способы осуществления коммуникации в устной форме на иностранном языке); формированию речевых умений (составлять монологическое и диалоговое сообщения на заданную ситуацию), владению языковыми средствами (свободно и грамотно использовать языковые средства в профессиональной и межличностной коммуникации), а также поможет в закреплении знаний структурной организации изучаемого языка (строить грамотные устные сообщения на профессиональном иностранном языке). Несомненно, данный метод подойдёт на занятиях для студентов, обладающих более высоким уровнем владения иностранном языком, в противном случае, обучающиеся получат дополнительный стресс к, итак, не очень лёгкому, но, на наш взгляд, интересному заданию.

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ В АНАЛИТИКО-РЕФЛЕКСИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Петрова Г.Н.

Дальневосточный федеральный университет, доцент Департамента психологии и образования, кандидат педагогических наук, г. Владивосток

DEVELOPMENT OF THE FUTURE TEACHER'S CRITICAL THINKING BY INCLUSION IN

ANALYTIC-REFLEXIVE ACTIVITIES

Petrova G.

Far East Federal University, Associate Professor at the Department of Psychology and Education,

Candidate of Pedagogical Sciences, Vladivostok

Аннотация

Критическое мышление рассматривается в статье как мышление оценочное, рефлексивное. Процесс развития критического мышления строится на основе включения студентов в аналитико-рефлексивную деятельность, способствующую индивидуально-личностному познанию педагогической ситуации. Студенты переживают свою экзистенциальную сущность через групповое взаимодействие на занятии. Предлагается авторская логика организации занятий по рефлексивному типу, благодаря которой образование приобретает черты персонифицированного процесса.

Abstract

Critical thinking is considered in the article as evaluative, reflective thinking. The process of developing critical thinking is based on the inclusion of students in analytical and reflexive activity, contributing to individual and personal knowledge of the pedagogical situation. Students experience their existential self through group interaction in class. The author's logic of organizing classes according to a reflective type is proposed, thanks to which education acquires the features of a personified process.

Список литературы

1. Арапов К.А., Рахматуллина Г.Г. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников // Молодой учёный № 8 (43), 2012 - с. 290-294.

2. Боно Э. Шесть шляп мышления / пер. с англ. — Мн.: «Попурри», 2006. — 208 с.

3. Кузьмин А.М. Метод «Шесть шляп мышления» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.inventech.ru/pub/methods/metod-0003/ (дата обращения: 12.12.2020).

4. Миновская О.В. Деятельность учителя и ученика в проблемном обучении. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edupor-tal44.ru/Ko-

stroma_EDU/Rovesnik/pedagog/DocLib1/Проблемно е%20обучение.aspx (дата обращения: 25.12.2020).

5. Шарохина Е.В., Петрова О.В., Долганова О.В. Педагогика: конспект лекций, 2000. - 279 с.

6. Шутова Г. Прием шесть шляп мышления на уроке: как его применять? Описание стратегии и примеры использования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eduportal44.ru/Ko-stroma_EDU/Rovesnik/pedagog/DocLib1/Проблемно е%20обучение.aspx (дата обращения: 12.12.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.