Б01: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-160-165
МЕТОДЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ: «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ»
Кузнецова Н.В.
ОЯСГО: 0000-0001-8452-1898, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск, Российская Федерация
Вхождение России в мировое образовательное пространство определяет в современных условиях основные тенденции развития системы высшего профессионального образования. Одной из задач современной высшей школы является подготовка компетентного, конкурентоспособного специалиста, способного к продуктивной профессиональной деятельности, к быстрой адаптации в условиях научно-технического прогресса, владеющего технологиями и методиками в своей специальности, умением использовать полученные знания при решении профессиональных, практико-ориентированных задач.
В статье рассматриваются возможности применения одного из методов психологической активизации творческого мышления в процессе профессиональной подготовки управленческих кадров.
Ключевые слова: профессиональная подготовка; управленческие кадры; метод, активизация; методы психологической активизации; творческое мышление; «шесть шляп мышления».
THE METHODS OF PSYCHOLOGICAL ACTIVATION OF CREATIVE THINKING IN A PROFESSIONAL
MANAGEMENT TRAINING: "SIX THINKING HATS"
Kuznetsova N. V.
ORCID: 0000-0001-8452-1898, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russian Federation
The entry of Russia into the world educational space is defined in the present conditions the main trends of development of the system of higher education. One of the objectives of modern higher school is to prepare competent and competitive specialist capable of productive professional work, to quickly adapt to scientific and technical progress, which owns technologies and techniques in his specialty, the ability to use the knowledge gained in the solution of professionalpractice-oriented tasks. The article examines the possibility of using one of the methods of psychological activation of creative thinking in a professional management training.
Keywords: vocational training; managerial personnel; method; activation; methods of psychological activation; the creative thinking; "six thinking hats ".
На современном этапе более чем когда-либо в сфере высшего образования формируется понимание решающего значения стремительного развития технологий для успешного функционирования образовательной организации, способствующих эффективному продвижению образовательных услуг и как следствие повышения качества профессионального образования. На выходе от выпускников вуза требуется владение не просто набором «знаний-умений-навыков» (в большей мере теоретических), а целым комплексом «новых» качеств и компетенций. Это четко соотносится с требованиями общества и работодателей, рассматривающих современного выпускника как инициативных, личностей, готовых и желающих
обучаться в течение всей жизни, способных творчески и самостоятельно мыслить, находить нестандартные решения в условиях нестабильного внешнего окружения, выстраивая траекторию профессионального роста [4].
Решить поставленные задачи возможно посредством применения в процессе профессиональной подготовки новых образовательных технологий, способствующих активизации мышления обучающихся (в том числе и творческих начал). Актуальность активизации творческого мышления обучающихся не оспаривается ни наукой, ни практикой. При том на первый план выход интерактивные технологии обучения (применение которых предусмотрено и образовательными стандартами нового поколения). От преподавателя требуется не просто выбрать «подходящие» образовательные технологии и методы, но и адаптировать их к процессу профессиональной подготовки (что самое сложное, и от чего в большей степени зависит успех всего процесса профподготовки).
При этом профессиональная подготовка управленческих кадров рассматривается нами как тренировка новых качеств обучающихся, необходимых для успешного ведения бизнеса в условиях постоянно изменяющейся бизнес-среды с упором на объединение, интеграцию процесса передачи новых знаний с тренировкой управленческих навыков и ключевых компетенций [3]. Мы считаем, что для того чтобы сформулировать правильную стратегию процесса профессиональной подготовки в быстро изменяющихся условиях, крайне важно четко определить особенности и возможности образовательных технологий и методов, в рамках которых можно (и нужно) действовать.
Особый интерес в условиях модернизации системы высшего образования (в контексте приоритета практико-ориентированного характера профессиональной подготовки), на наш взгляд, вызывают методы психологической активизации творческого мышления обучающихся.
Методы психологической активизации творческого мышления обучающихся направлены на устранение, так называемой, психологической инерции мышления, препятствующей нахождению изобретательских решений и новых бизнес-идей [2; 6]. Эти методы
позволяют значительно увеличить число выдвигаемых идей, одновременно повышая производительность процесса принятия решений обучающимися в нестандартных ситуациях, способствуя тем самым повышению конкурентоспособности выпускника на рынке труда.
Одним из действенных и эффективных приемов активизации творческого мышления в данном контексте является метод «шесть шляп мышления» или «метод мыслящих шляп» (разработанный английским психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно). В основе метода «шесть шляп мышления» Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления с разделением ролей в процессе генерирования идей. Мы отмечаем, что при параллельном мышлении (конструктивно-продуктивном по сути) разные подходы, мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются и не сталкиваются лбами [2], и следовательно таким образом удается избежать конфронтации и позиционной борьбы [6].
Метод «мыслящих шляп Боно» помогает преодолеть сложности процесса профессиональной подготовки путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета. Все высказывания, идеи, мнения в процессе обучающих ситуаций приписываются не конкретным участникам, а шляпам. Деление по цветовым шляпам делает мышление обучающегося более сосредоточенным и устойчивым и учит его оперировать различными аспектами профессиональной деятельности по очереди[1; 2; 5; 6]. Что в конечном итоге способствует не только активизации творческого мышления, но и повышению мотивации обучающихся в процессе профподготовки.
Охарактеризуем роли и образ мышления обучающихся при «примерке» на себя цветных шляп в процессе профессиональной подготовки управленческих кадров и решении практико-ориенти-рованных задач.
Белая шляпа считается самой нейтральной, в основе факты и объективная информация и среди недопустимых действий - симпатии-антипатии и корпоративность. Роль, накладываемая шляпой - это роль ученого, оперирующего конкретной информацией и фактами,
и носитель должен определить, какая информация есть в наличии, достаточно ли ее для решения поставленной задачи, где взять недостающую или дополнительную информацию.
Красная шляпа - это шляпа художника, действующего на основании чувств и интуиции. В этом режиме у участников появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса или проблемы, ничего не объясняя и не аргументируя.
Черная шляпа отвечает за роль и образ мышления критика и надевающий ее ориентирован на критику и обдумывание вариантов решения поставленной задачи. Режим позволяет дать волю критическим оценкам, опасениям и осторожности, защищая от безрассудных и непродуманных действий, указывая на возможные риски и подводные камни.
Желтая шляпа олицетворяет солнечный цвет и позитив в действиях, а ее обладатель ориентируется а оптимистическую позицию при решении управленческих задач. Режим желтой шляпы требует от обладателя переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи путем взвешивания всех вариантов решения поставленной задачи.
Зеленая шляпа олицетворяет рост и развитие, способствующие творчеству и проявлению креатива. В режиме шляпы обучающиеся предлагается генерируют новые идеи, модифицируют уже существующие, осуществляют поиск альтернативы, исследуют возможности проявляя оригинальность в суждениях. В процесс дискуссии вносятся новые конструктивные подходы.
Синяя шляпа—это шляпа руководителя, управляющего всем процессом (с перспективой взлета). Обладатель шляпы проявляет объективность и должен видеть задачу или проблему «с высоты птичьего полета». Режим синей шляпы предназначен не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. Используется в начале сессии для определения того, что надо сделать; в конце сессии - для обобщения достигнутого и определения новых целей.
Мы отмечаем, что ценность метода «шесть шляп мышления» заключается в том, что он дают обучающимся в процессе профес-
сиональной подготовки возможность играть определенные роли и управлять вниманием, сосредоточивая его на поиске нестандартных решений. Для повышения эффективности процесса профессиональной подготовки целесообразно сгруппировать цветные шляпы Боно в три пары: белая и красная; черная и желтая; зеленая и синяя.
В заключении следует отметить, что метод мыслящих шляп позволяет развить у обучающихся в процессе профессиональной подготовки гибкость ума, креативность, преодолеть творческий кризис, правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами перед организацией в рамках реализуемых ключевых компетенций. Владение приемами метода шести шляп Эдварда де Боно позволяет обучающимся быстро оценивать ситуацию и свои возможности, принимать решения и нести за них ответственность, адаптироваться к изменяющимся условиям внешнего окружения, формировать новые прак-тико-ориентированные способы деятельности, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.
Список литературы
1. Боно Э. Шесть шляп мышления. СПб.: Питер Паблишинг, 1997. С. 55-57, 239-240.
2. Кузнецова Н.В. Методы принятия управленческих решений / Учебное пособие. Москва, Инфра-М, 2015. 222 с.
3. Кузнецова Н.В. Практико-ориентированная профессиональная подготовка управленческих кадров как условие инновационного развития системы менеджмент-образования // Инновационный Вестник Регион. 2012. № 1. С. 22-27.
4. Кузнецова Н.В. «Шесть шляп мышления» в контексте актуализации ключевых компетенций в процессе профессиональной подготовки управленческих кадров II Сборники конференций НИЦ Социосфе-ра. 2015. № 54. С. 126-129.
5. Панфилова А.Н. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений: учеб.пособие . М. Флинта: МПСИ, 2007. 320 с.
6. Цветков А.Н. Методы решения творческих задач в менеджменте: учебно-практическое пособие. М.: КНОРУС, 2009. С. 37-38.