Научная статья на тему 'РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
327
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / LAW / БАЗЫ ДАННЫХ / DATABASES / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРАВОВОЙ СФЕРЫ / COMPUTERIZATION OF LEGAL AREAS / СПЕЦИАЛИСТ-ЮРИСТ / SPECIALIST LAWYER / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INFORMATION POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Худяков Александр Николаевич

В статье рассматривается ряд проблем, связанных с развитием информационных технологий в юридической сфере. Автор затрагивает вопросы интеграции в практическую правовую деятельность информационных технологий и их использования для сбора, хранения, поиска и выдачи правовой и справочной информации. В ближайшие годы необходимо решить проблему общедоступности, быстроты и качества использования юридических баз данных, а также повысить уровень обучения сотрудников, связанных с информационными технологиями. Одной из главных задач здесь является уменьшение зависимости от электронных ресурсов как «единственного» источника справочно-правовой информации в юридической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of information technologies in legal activities on the example of foreign countries and the Russian Federation

A number of problem points associated with the development of information technologies in the legal activities is discussed in the article. In particular, the authors raise questions about the integration of information technologies into people’s everyday activities and their usage for gathering, storing, searching and giving out legal and supplemental information that touches upon legal activities expressly or by implication. It is necessary to solve the problem of accessibility, fastness and quality of usage of juridical databases in near future and also to increase the educational level in information technologies. The problem is lessening of dependence on information technologies as “the only” source of legal and supplemental information.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

30. Техноэксперт. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/90199642 (дата обращения: 14.10.2014).

33. тушев А. А. Прокурор в уголовном процессе РФ: система функций и полномочий: дис. ... д-ра юрид. наук. Краснодар, 2006.

34. Халиулин А. Г. Осуществление уголовного преследования прокуратурой России. Кемерово, 1997.

35. Химичева Г. П. Досудебное производство по уголовным делам: концепция совершенствования уголовно-процессуальной деятельности. М., 2003.

36. Химичева О. В. Концептуальные основы процессуального контроля и надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства. М., 2004.

37. Шадрин В. с. Прокурор как представитель прокуратуры в уголовном судопроизводстве // Труды Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2004. № 6. С. 5-9.

38. Шалумов М. с. Система функций российской прокуратуры. Кострома, 2003.

39. Шейфер с. А. Реформа предварительного следствия: правовой статус и взаимоотношения прокурора и руководителя следственного органа // Государство и право. 2009. № 4. С. 49-55.

УДК 004.9:34

А. Н. Худяков

развитие информационных технологий в юридической деятельности на примере зарубежных стран и российской Федерации

A. N. Khudyakov. Development of information technologies in legal activities on the example of foreign countries and the Russian Federation

В статье рассматривается ряд проблем, связанных с развитием информационных технологий в юридической сфере. Автор затрагивает вопросы интеграции в практическую правовую деятельность информационных технологий и их использования для сбора, хранения, поиска и выдачи правовой и справочной информации. В ближайшие годы необходимо решить проблему общедоступности, быстроты и качества использования юридических баз данных, а также повысить уровень обучения сотрудников, связанных с информационными технологиями. Одной из главных задач здесь является уменьшение зависимости от электронных ресурсов как «единственного» источника справочно-правовой информации в юридической деятельности.

A number of problem points associated with the development of information technologies in the legal activities is discussed in the article. In particular, the author raises questions about the integration of information technologies into people's everyday activities and their usage for gathering, storing, searching and giving out legal and supplemental information that touches upon legal activities expressly or by implication. It is necessary to solve the problem of accessibility, fastness and quality of usage of juridical databases in near future and also to increase the educational level in information technologies. The problem is lessening of dependence on information technologies as "the only" source of legal and supplemental information.

Александр Николаевич Худяков — аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики. © А. Н. Худяков, 2014

Ключевые слова: информационные технологии, юриспруденция, базы данных, информатизация правовой сферы, специалист-юрист, информационная политика.

Контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44; (812) 313-02-40; urfac_ime@rambler.ru.

Keywords: information technology, law, databases, computerization of legal areas, specialist lawyer, information policy.

Contact details: Lermontovskiy Ave 44, St. Petersburg, Russian Federation, 190103; (812) 313-02-40; urfac_ime@rambler.ru.

В современном мире, названном «информационным», новым и быстро развивающимся направлением стала индустрия современных технологий, продукция которой глубоко интегрирована практически во все сферы общественной жизни. К значительным изменениям в сложившихся общественных отношениях привело возникновение и практически незамедлительное распространение глобальных телекоммуникационных сетей.

В конце 60-х годов прошлого века в странах Запада впервые начали появляться правовые базы данных. Это стало возможным с развитием сферы компьютерных информационных технологий. На тот момент они представляли собой электронные каталоги-картотеки (система CREDOC, Бельгия), содержащие правовую информацию с подробными реквизитами печатных изданий.

Наиболее известная, появившаяся в 1960-х гг. американская компьютерная правовая система LEXIS (DATA Corp.) предоставила не только тексты документов, но в нее также впервые стали вносить дополнительную информацию к ним, вследствие чего представилась возможность поиска информации по контексту и дате. Ввиду очень высокого спроса на подобные системы в середине 70-х годов прошлого века появилась система WESTLAW. Окончательный вариант в британском законодательстве система под названием LEXIS-NEXIS получила после включения в LEXIS британского законодательства и судебных прецедентов. На сегодняшний день она доступна всем потребителям правовой информации.

В современное время справочные правовые системы существуют и используются во всем мире: в ФРГ — JURIS; в Соединенных Штатах Америки — WRU, LEXIS, WESTLAW, JURIS; в Великобритании — PRESTEL, INFOLEX, POLIS; во Франции — IRET1V; в Финляндии — FINLEX и др.).

В России только к началу 90-х годов прошлого века стали общедоступными и массово появляться правовые базы данных. Основная масса из них была создана на основе базы стандартных и широко применяющихся (универсальных) систем управления баз данных (СУБД), впоследствии, непосредственно с учетом потребностей пользователей, переписанных с использованием языков высокого уровня.

В России на сегодняшний день в области правовой информатизации работают государственные, а также коммерческие структуры, их общее число на рынке составляет около 20 организаций — разработчиков правовых систем.

Из всей массы компаний — разработчиков правовых систем в течение последнего десятилетия лидирующие позиции занимают три организации: «Кон-сультантПлюс» (НПО «ВМИ»), «ГАРАНТ» (НПП «Гарант-Сервис») и «Кодекс» (Центр компьютерных разработок), которые распространяют свой продукт в виде программного обеспечения в большинстве регионов Российской Федерации.

«ГАРАНТ» (НПГ «Гарант-Сервис») — компьютерная справочная правовая система, которая появилась в конце 90-х годов. Разработчики именно в ней впервые применили гипертекстовую технологию предоставления правовой информации в компьютерной форме, а также был реализован поиск документов по словосочетаниям, встречающимся в текстах, в том числе внедрен ускоренный

контекстовый поиск, дающий возможность находить необходимые документы по словам, которые могут произвольно вводиться пользователем с клавиатуры в строке поиска, и в месте нахождения словосочетания или искомого слова непосредственно входить в текст документа.

В «КонсультантеПлюс» координацию работы, а также управление при работе в сети осуществляет НПО «ВМИ». Первостепенной задачей сети является распространение правовой информации. Разработкой и планированием корпоративной стратегии распространения программных продуктов занимается координационный центр сети по федеральному и региональному законодательству, в том числе по международному праву и так называемым аналитическим системам поддержки принятия решений [1, с. 11].

В деятельность организации «Центр компьютерных разработок» входит сопровождение и разработка непосредственно для Администрации и Законодательного Собрания Санкт-Петербурга автоматизированных информационных систем «Кодекс». В настоящее время, по законодательству Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, разрабатываются и распространяются юридические системы по налогам и особенностям бухгалтерского учета, международному праву, а также по судебной, арбитражной и иной правоприменительной практике. Примером такого развития является «СтройЭксперт», представляющий собой электронные правовые справочники и базу образцов правовых документов, специализированных (отраслевых) систем. Вышеупомянутая система позволяет работать с большим количеством продуктов «Кодекс», вследствие чего происходит развитие приложений офисных систем [2].

Фонд — архив Министерства юстиции Российской Федерации — является базой данных, в которой содержатся документы с 1917 г., правовые акты СССР, а также государств — участников СНГ, Российской Федерации. Фонд в своей базе содержит следующие документы: документы, накопленные во время существования СССР, Российской Федерации, а также акты всех субъектов Российской Федерации, прошедших экспертизу в Минюсте.

База данных «Эталон 5.0» — полнотекстовая база данных, в которую в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации включены тексты действующих нормативных актов, а именно: законы, постановления органов государственной власти, указы, инструкции министерств и ведомств, приказы, нотариальная, судебная, арбитражная практика и т. п. В актуальном состоянии в базе данных «Эталон 5.0» нормативные акты поддерживаются с помощью периодических обновлений и внесения новых изменений, произошедших в законодательстве. Немаловажно, что пользователям предлагается последняя редакция документа, но есть возможность ознакомиться с информацией об актах в предыдущей редакции.

Эталонный банк правовых данных в России поддерживает Научно-технический центр правовой информации «Система», который в свою очередь распространяет базу данных электронных версий официальных бюллетеней и правовых актов федерального уровня, таких как «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» и «Собрание законодательства Российской Федерации», в которую входят правовые документы с 1992 г. по настоящее время.

Основополагающую роль в информационном обеспечении правоохранительных органов занимают учеты, функцией которых является регистрация первичной информации о лицах и совершенных ими преступлениях. Они создавались для быстрого и оперативного информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов в Российской Федерации [3].

Однако развитие и внедрение информационных технологий в юриспруденцию в России и зарубежных странах сталкивается с целым рядом вопросов, от нерешенности которых значительно снижается востребованность специалистов-юристов и снижаются их профессиональные навыки.

Так, огромное разнообразие и количество гаджетов, которые являются последним достижением современной индустрии, за последние несколько десятков лет настолько интегрировались в нашу повседневную жизнь, что большинство людей уже находятся в полной зависимости от их практически непрерывного использования. На сегодняшний день трудно себе представить юриста-специалиста, студента, обучающегося по специальности «юриспруденция», или служащего, работающего на контрактной основе и занимающегося юриспруденцией, которые в своей профессиональной деятельности совершенно бы не использовали компьютер, планшетник, мобильный телефон или другое устройство, непосредственно связанное с развитием информационных технологий. Даже люди, чьи профессии напрямую не связанны с юриспруденцией (например, медицинские работники), в чью профессиональную деятельность входит изучение как отечественного, так и международного законодательства, вынуждены пользоваться информационными технологиями, связанными с юридической деятельностью [4].

Но при всем этом необходимо помнить, что первостепенное назначение информационных технологий — это оптимизация и уменьшение временных затрат для пользователей данных технологий, связанных с осуществлением их профессиональной деятельности. Именно поэтому информационные технологии никоим образом не должны восприниматься как «единственное» средство для получения необходимой информации в юридической деятельности.

В конце 2011 г. в Российской Федерации рынок труда насчитывал примерно 5 млн безработных. Среди всего разнообразия видов работ наибольшая напряженность была зафиксирована в сегменте, связанном с юриспруденцией, порядка десяти безработных юристов конкурировали за одно рабочее место. Это связано с тем, что не во всех субъектах Российской Федерации идентичен уровень подготовки кадров в профессиональной, гуманитарной и тем более информационной областях [5].

Обобщая сказанное, можно сделать выводы о состоянии современных информационных технологий, используемых в юридической деятельности.

1. По мнению М. Ю. Рыжук и Т. Л. Фомичева, в современной литературе присутствует несколько подходов, которые дают понятие к определению «информационные технологии», однако они выделяют наиболее верное, которое дано в научных трудах Е. В. Надыгиной: «Информационные технологии — это основанная на достижениях современной компьютерной техники и средств коммуникации совокупность процессов воздействия на информацию, инструментарий для получения разнообразной информации, а также способ взаимодействия между членами современного общества, способ совместного принятия решений и рождения новых знаний, создания законодательства, развития правовой системы государства в целом» [6, с. 3].

2. В юридической деятельности информационные технологии призваны решать ряд задач, возникновение которых обусловлено спецификой работы юриста — это, в первую очередь, поиск, обработка и анализ актуальной правовой информации. Однако следует отметить, что с развитием российской законодательной базы такие технологии стали также использоваться для оперативного обмена информации, предоставления необходимых данных в государственные органы и даже в рамках судебных процедур [там же].

3. Ж. И. Алфёров, являющийся лауреатом Нобелевской премии по физике 2000 г., считает, что информационно-коммуникационные технологии — это самая динамичная отрасль экономики в мире, аргументируя свое мнение тем, что темпы роста ВВП в три раза ниже темпов ее роста [7].

4. Одна из причин широкого распространения информационных технологий в юридической деятельности является быстрота отправки и получения необходимой информации на близкие и дальние расстояния, а также уменьшение ее стоимости. Еще в 60-х годах прошлого века, т. е. каких-то пятьдесят лет тому назад, для пересылки информации, размещенной на тридцати страницах, на расстояние 5 тыс. км потребовалось бы около 30 долл. за услуги почтовой связи и заняло бы примерно десять дней. Всего двадцать лет тому назад, направив идентичный объем информации по факсу, пришлось бы затратить 50 долл., а время доставки было бы равно часу. На сегодняшний день, если брать в расчет только лучшие сети передачи данных, на это потребуется не более 3 центов, а время доставки информации составит не более трех секунд [8, с. 20].

5. В современном мире развитие информационных технологий позволило существенно ускорить и, что немаловажно, облегчить процесс подготовки, анализа и, конечно же, поиска правовой документации, необходимой в определенном и конкретном случае. Информационные технологии на сегодняшний день обладают не только быстротой и удобством пользования, но в большинстве случаев еще и возможностью избежать определенных, если не большинства, «ловушек», которые сознательно или непреднамеренно «оставил» гражданам Российский Федерации орган законодательной власти. Примером может служить то, что большая часть представителей пенсионного возраста, особенно в отдаленных населенных пунктах, практикуют составление документов «по старинке», от руки, чем периодически пользуются недобросовестные чиновники, чтобы не подготавливать ответ на такие обращения граждан. В этом случае, согласно законодательству Российской Федерации, если текст письменного обращения гражданина в орган местного самоуправления или государственный орган, а также должностному лицу не поддается прочтению, то «ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению» [9].

6. В конце 60-х — начале 70-х годов прошлого века в СССР, исключительно по согласованию с оперативными службами, для решения с помощью ЭВМ необходимых задач были созданы базы «Бродяги» и «Розыск». Уже через год, после создания Главного информационного центра (ГИЦ) МВД страны, руководству министерства стали понятны перспективы его развития, а также что улучшение и модернизация функционирования системы информатизации в органах внутренних дел требуют совершенно иного фундаментального научного подхода и уровня организации разработок автоматизированных систем. В связи с этим осуществилось преобразование в ноябре 1971 г. ГИЦ в Главный научно-исследовательский центр управления и информации (ГНИЦУИ), давшее начало развитию современных информационных технологий в Российской Федерации [10].

7. Начало формирования в России информационной политики относится к началу 90-х годов. Она сводилась с вариациями к обеспечению производственно-технологических, научно-технических, а также организационно-экономических условий применения и создания информационных технологий, информационной инфраструктуры и системы формирования информационных ресурсов. Поскольку она не была взаимосвязана с политикой и политическими решениями, прово-

димыми государством в области средств массовой информации, связи и телекоммуникаций, это привело к изучению данного вопроса и составлению резюме авторами Концепции государственной информационной политики, одобренной Комитетом Государственной Думы по информационной политике и связи (15 октября 1998 г.) и Постоянной палатой по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации (21 декабря 1998 г.) [11, с. 3-4].

8. Основная мысль авторов Концепции государственной информационной политики сводилась к тому, что: «Государственная информационная политика (ГИП) затрагивала исключительно задачи и проблемы, связанные с деятельностью средств массовой информации на протяжении многих лет». Решению указанных задач государство уделяло значительное внимание, что привело, но только с недавнего времени, к расширению содержания ГИП, и в него попали одни из самых важных элементов защиты прав граждан и организаций, сделав информацию общедоступной и гарантированную Конституцией Российской Федерацией [там же, с. 4].

9. На сегодняшний день в Российской Федерации на уровень государственной политики поднята информатизация правовой сферы жизни общества. Государственная информационная политика (ГИП) — это способность и возможность субъектов политики воздействовать на сознание, психику людей, их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и гражданского общества. Выделяются два важных аспекта государственной информационной политики, а именно: «технологический» — включающий в себя регулирование процесса развития компонентов информационной среды и «содержательный» — включающий в себя приоритеты коммуникационной деятельности участников общественно-политического процесса [12, с. 24].

10. В Законодательстве Российской Федерации нормативную базу информатизации правовой сферы составляет ряд указов Президента Российской Федерации, в частности Указ Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 966 «Концепция правовой информатизации России», который определяет основные направления информатизации: информатизация правоприменительной деятельности, информатизация правового образования и воспитания, информатизация правотворчества, информатизация правоохранительной деятельности, правовое обеспечение процессов информатизации». Но, как показало время, вышеупомянутый Указ не решил большинствао главных проблем нормативно-правового регулирования данной сферы, так как в нем в незначительной степени были затронуты организационно-правовые вопросы. Данные недочеты были устранены Указом Президента от 4 августа 1995 г. «О президентских программах по правовой информатизации». В него была включена возможность разработки программ правовой информатизации для органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов исполнительной власти РФ [13, с. 24-30].

11. Современная организация не имеет возможности должным образом функционировать в условиях, когда проблемы управления и создания актуальной информации занимают одно из низших мест в иерархии ее приоритетов. Но реальная информационная технология (ИТ) не может быть без согласия руководства интегрирована в деятельность организации, если же это по каким либо причинам будет сделано, то она будет восприниматься работниками не как удобный, полезный и значительно ускоряющий рабочий процесс инструмент эффективной и прогрессивной работы, а как недопустимое нарушение привычного рабочего процесса, и внедрения такой технологии будет постепенно «саботироваться»

и в конечном итоге сведено к нулю. А «бумажная» технология, отработанная годами, привычная и понятная каждому работнику, будет по-прежнему основной технологией работы с информацией [14, с. 368].

12. Для своей профессиональной деятельности специалисту-юристу в большинстве случаев необходима не только правовая информация, но и аналитические материалы, общая информация, а также различные статистические данные в смежных сферах общественной деятельности. Всю эту информацию юристы зачастую находят и получают по средствам информационных технологий, в которые входят справочно-правовые системы, специализированные базы данных и, конечно же, сеть Интернет. В будущем развитие такой интеграции информационных технологий в сфере юридической деятельности даст возможность существенно снизить временные затраты на принятие решения, связанного с конкретной правовой ситуацией, в том числе улучшит качество и проработанность данного решения [6, с. 2].

Литература

1. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы «КонсультантПлюс»: учебник для вузов по специальности «Юриспруденция» / под общ. ред. Д. Б. Новикова, В. Л. Камынина. М.: КонсультантПлюс — Новые Технологии, 2009.

2. О переименовании государственного предприятия «Центр компьютерных разработок» и утверждении новой редакции Устава [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd. ru/document/3629409 (дата обращения: 12.10.2014).

3. Информатика и вычислительная техника в деятельности органов внутренних дел. Ч. 4. Автоматизация решения практических задач в органах внутренних дел: учеб. пособие / под ред. В. А. Минаева. М.: ГУК МВД РФ, 1999.

4. леонтьев О. В., Багненко с. Ф, лядов А. О., искаков и. Ж. Основы права. Правовое обеспечение медицинской деятельности: учебник для средних медицинских учебных заведений. СПб.: Специальная литература, 2009.

5. Россия становится страной безработных [Электронный ресурс]. URL: http://www. dp.ru/a/2010/11/15/Rossija_stanovitsja_stranoj/ (дата обращения: 12.10.2014).

6. Рыжук М. Ю., Фомичева т. л. Роль информационных технологий в работе современного юриста // Новые информационные технологии в образовании: сборник научных трудов XII Международной научно-практической конференции «Новые технологии в образовании: Формирование новой информационной среды образовательного учреждения с использованием технологий „1С"». Ч. 1. М.: 1С-Паблишинг, 2012.

7. Алфёров Ж. и. Отрасль отчаяния, отрасль надежды // Экономическая философская газета. 2004. 8 июня.

8. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. М.: Изд. дом «Парад», 2005.

9. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Российская газета. 2006. 5 мая.

10. Приказ МВД СССР от 10.10.1970 г. «О преобразовании ГИЦ при МВД СССР в Главный научно-исследовательский центр управления и информации МВД СССР» (издан в соответствии с решением Коллегии Государственного комитета Совета министров СССР по науке и технике от 05.09.1971).

11. Нисневич Ю. А. Государственная информационная политика России сегодня и завтра // Информационное общество. 1999. № 2.

12. Попов В. Д. Информациология и информационная политика. М., 2001.

13. Попов В. Д. Информационная политика. М., 2003.

14. советов Б. Я. Информационная технология. М.: Высшая школа, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.