«c@yl@qyiym-j®yrmal»#3îii),2©2© / jurisprudence
189
Удовенко Елена Владимировна
Студентка Шарыпова Татьяна Николаевна
Доцент к.э.и.
Ростовский Государственный Экономический Университет (РИНХ)
DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11340 РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Udovenko Elena Vladimirovna
Student
Sharypova Tatyana Nikolaevna
Associate Professor Rostov State Economic University (RINH)
DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN LEGAL ACTIVITY ON THE EXAMPLE OF THE EUROPEAN STATES AND THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы использования правовых информационных технологий в юридической деятельности для сбора, поиска, хранения и выдачи правовой и справочной информации. Abstract
The article discusses the use of legal information technology in legal activities to collect, search, store and issue legal and reference information.
Ключевые слова: юриспруденция, информационные технологии, правовые базы, правовая документация, правовая система.
Key words: jurisprudence, information technology, legal bases, legal documentation, legal system.
В современном мире, названном «информационным», новым и быстро развивающимся направлением стала индустрия технологий, продукция, которой интегрирована практически во все сферы общественной жизни. К значительным изменениям в сложившихся общественных отношениях привело возникновение и практически незамедлительное распространение глобальных телекоммуникационных сетей.
В конце 60-х годов прошлого века в европейских государствах впервые начали появляться правовые базы данных, что стало возможным с развитием сферы компьютерных информационных технологий. На тот момент они представляли собой электронные каталоги-картотеки (система CREDOC, Бельгия), содержащие правовую информацию с подробными реквизитами печатных изданий. Наиболее известная, появившаяся в 1960-х г. американская компьютерная правовая система LEXIS (DATA Corp.) предоставила не только тексты документов, но и дополнительную информацию к ним, вследствие чего представилась возможность поиска информации по контексту и дате. В связи с высоким спросом на подобные системы в середине 70-х годов двадцатого века появилась система WESTLAW. Окончательный вариант в британском законодательстве система под названием LEXIS-NEXIS получила после включения британских судебных прецедентов и нормативных правовых актов. На сегодняшний день она доступна всем
потребителям правовой информации. В современное время справочные правовые системы существуют и используются во всем мире: в ФРГ — JURIS; в Соединенных Штатах Америки — WRU, LEXIS, WESTLAW, JURIS; в Великобритании — PRESTEL, INFOLEX, POLIS; во Франции — IRET1V; в Финляндии — FINLEX и др.)6.
При этом, правовые базы данных в России стали доступными и массово появляться только к началу 90-х годов двадцатого века. Основная масса из них была создана на основе базы стандартных и широко применяющихся (универсальных) систем управления баз данных (СУБД), впоследствии, непосредственно с учетом потребностей пользователей, переписанных с использованием языков высокого уровня.
В России на сегодняшний день в области правовой информатизации работают государственные, а также коммерческие структуры, их общее число на рынке составляет около двадцати организаций — разработчиков правовых систем. Из всей массы компаний — разработчиков правовых систем в течение последнего десятилетия главные позиции занимают три организации: «Консультант Плюс» (НПО «ВМИ»), «ГАРАНТ» (НПП «Гарант-Сервис») и «Кодекс» (Центр компьютерных разработок), которые распространяют свой продукт в виде программного обеспечения в большинстве регионов Российской Федерации.
6 Шарыпова Т.Н., Кропива К.Е. Современные информационные технологии в праве. Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. №1(28). 2019.
ШШБРЯГОЕЖЕ / <<ШУУШУШ=^®УШа11>>#Ш5Э,2®2®
190
«ГАРАНТА (НПГ «Гарант-Сервис») — компьютерная справочная правовая система, появившаяся в конце 90-х годов. Разработчики именно в ней впервые применили гипертекстовую технологию предоставления правовой информации в компьютерной форме, а также реализовали поиск документов по словосочетаниям, встречающимся в текстах и внедрили ускоренный контекстовый поиск, предоставляющий возможность искать необходимые документы по словам, которые могут произвольно вводиться пользователем с клавиатуры в строке поиска, и в месте нахождения словосочетания или искомого слова непосредственно входить в текст документа.
В «Консультанте Плюс» координацию работы, а также управление при работе в сети осуществляет НПО «ВМИ». Первостепенной задачей сети является распространение правовой информации. Разработкой и планированием корпоративной стратегии распространения программных продуктов занимается координационный центр сети по федеральному и региональному законодательству, в том числе по международному праву и так называемым аналитическим системам поддержки принятия решений.
В деятельность организации «Центр компьютерных разработок» входит сопровождение и разработка непосредственно для Администрации и Законодательного Собрания Санкт-Петербурга автоматизированных информационных систем «Кодекс».
В настоящее время, по законодательству Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, разрабатываются и распространяются юридические системы по налогам и особенностям бухгалтерского учета, международному праву, а также судебной, арбитражной и иной правоприменительной практике. Примером такого развития является информационная система «СтройЭксперт», представляющая собой электронные правовые справочники и базу образцов правовых документов, специализированных (отраслевых) систем. Вышеупомянутая система позволяет работать с большим количеством продуктов, вследствие чего происходит развитие приложений офисных систем.
Еще одним примером правовой информационной системы Российской Федерации является «Фонд» — архив Министерства юстиции, представляющий собой базу данных, в которой содержатся документы с 1917 г., правовые акты СССР, а также государств — участников СНГ, Российской Федерации. Так, в указанной базе содержатся: документы, накопленные во время существования СССР, Российской Федерации, а также акты всех субъектов Российской Федерации, прошедших экспертизу в Министерстве юстиции7.
7 Шарыпова Т.Н., Гвоздецкий А.С. Справочно-пра-
вовые системы в юридической деятельности. Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. №1(28). 2019.
База данных «Эталон 5.0» — полнотекстовая база данных, в которую в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации включены тексты действующих нормативных актов, а именно: законы, постановления органов государственной власти, указы, инструкции министерств и ведомств, приказы, нотариальная, судебная, арбитражная практика и т. п. В настоящее время в базе данных «Эталон 5.0» нормативные акты поддерживаются с помощью периодических обновлений и внесения изменений, произошедших в законодательстве. Следует отметить, что пользователям предлагается последняя редакция документа, но есть возможность ознакомиться с информацией об актах и в предыдущей редакции.
Еще один банк правовых данных в России поддерживает Научно-технический центр правовой информации «Система», распространяющий базу данных электронных версий официальных бюллетеней и правовых актов федерального уровня, таких как «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» и «Собрание законодательства Российской Федерации», в которую входят правовые документы с 1992 г. по настоящее время8.
Основную роль в информационном обеспечении правоохранительных органов занимают учеты, функцией которых является регистрация первичной информации о лицах и совершенных ими преступлениях. Они создавались для быстрого и оперативного информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов в Российской Федерации.
Следует отметить, что развитие и внедрение информационных технологий в юриспруденцию в России и зарубежных странах сталкивается с целым рядом вопросов, от нерешенности которых значительно снижается востребованность специалистов-юристов и снижаются их профессиональные навыки.
Так, огромное разнообразие и количество га-джетов, являющихся последним достижением современной индустрии, за последние несколько десятков лет настолько интегрировалось в нашу повседневную жизнь, что большинство людей уже находятся в полной зависимости от их практически непрерывного использования. На сегодняшний день трудно себе представить юриста, студента, обучающегося по специальности «юриспруденция», или служащего, работающего на контрактной основе и занимающегося юриспруденцией, которые в своей профессиональной деятельности не использовали бы компьютер, планшет, мобильный телефон или другое устройство, непосредственно связанное с развитием информационных технологий. Даже люди, чьи профессии не связанны с юриспруденцией (медицинские работники), в чью профессиональную деятельность входит изучение
8 Шарыпова Т.Н., Гвоздецкий А.С. Справочно-пра-вовые системы в юридической деятельности. Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. №1(28). 2019.
<<Ш11ШетиМ~^®и©Ма[1>>#Щ51)),2©2© / ГОМБРЯГОЕМСЕ
191
как отечественного, так и международного законодательства, вынуждены пользоваться информационными технологиями, связанными с юридической деятельностью9.
При всем этом необходимо помнить, что первостепенное назначение информационных технологий — это оптимизация и уменьшение временных затрат для пользователей данных технологий, связанных с осуществлением их профессиональной деятельности. Именно поэтому информационные технологии никаким образом не должны восприниматься как единственное средство для получения необходимой информации в юридической деятельности.
В конце 2011 года в Российской Федерации рынок труда насчитывал около 5 млн безработных. Среди всего разнообразия видов работ наибольшая напряженность была зафиксирована в сегменте, связанном с юриспруденцией. Так, порядка десяти безработных юристов конкурировали за одно рабочее место, что связано с различным уровнем подготовки кадров в профессиональной, гуманитарной и тем более информационной областях в субъектах Российской Федерации10.
Обобщая вышеизложенное, необходимо сделать выводы о состоянии современных информационных технологий, используемых в юридической деятельности.
Так, по мнению М. Ю. Рыжук и Т. Л. Фомичева, в современной литературе присутствует несколько подходов, которые дают понятие определению «информационные технологии», однако они выделяют наиболее верное, опубликованное в научных трудах Е. В. Надыгиной: «Информационные технологии — это основанная на достижениях современной компьютерной техники и средств коммуникации совокупность процессов воздействия на информацию, инструментарий для получения разнообразной информации, а также способ взаимодействия между членами современного общества, способ совместного принятия решений и рождения новых знаний, создания законодательства, развития правовой системы государства в целом».
В юридической деятельности информационные технологии призваны решить ряд задач, возникновение которых обусловлено спецификой работы юриста — это, в первую очередь, поиск, обработка и анализ актуальной правовой информации. При этом, следует отметить, что с развитием российской законодательной базы такие технологии стали также использоваться для оперативного обмена информацией, предоставления необходимых данных в государственные органы и даже в рамках судебных процедур.
Алфёров Ж. И., являющийся лауреатом Нобелевской премии по физике 2000 г., считает, что информационно-коммуникационные технологии являются самой динамичной отраслью экономики в мире.
Одной из причин массового распространения информационных технологий в юридической деятельности является быстрота обмена необходимой информации на близкие и дальние расстояния, а также уменьшение ее стоимости. Еще в 60-х годах двадцатого века, т. е. каких-то шестьдесят лет назад, для пересылки информации, размещенной на тридцати страницах, на расстояние 5 тысяч километров потребовалось бы около 30 долларов за услуги почтовой связи, что заняло бы примерно десять дней. Всего тридцать лет назад, направив идентичный объем информации по факсу, пришлось бы затратить 50 долларов, а время доставки было бы равно часу. На сегодняшний день, если брать в расчет только лучшие сети передачи данных, на это потребуется не более 3 центов, а время доставки информации составит не более трех секунд.
В современном мире развитие информационных технологий позволило существенно ускорить и, что очень важно, облегчить процесс подготовки, анализа и, конечно же, поиска правовой документации, необходимой в определенном и конкретном случае. Информационные технологии на сегодняшний день обладают не только быстротой и удобством пользования, но в большинстве случаев еще и возможностью избежать определенных, если не большинства, ловушек, которые сознательно или непреднамеренно оставил гражданам Российский Федерации орган законодательной власти. Примером может служить то, что большая часть представителей пенсионного возраста, особенно в отдаленных населенных пунктах, практикуют составление документов «по старинке», от руки, чем периодически пользуются недобросовестные чиновники, чтобы не подготавливать ответ на такие обращения граждан. Согласно законодательству Российской Федерации, если текст письменного обращения гражданина в орган местного самоуправления или государственный орган, а также должностному лицу не поддается прочтению, то ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочте-нию11.
В конце 60-х — начале 70-х годов двадцатого века в СССР, исключительно по согласованию с оперативными службами, для решения с помощью ЭВМ необходимых задач были созданы базы
9 Шарыпова Т.Н., Кравцова Е.Б. Развитие, влияние
и роль информационных технологий в современном об-
ществе. Научный журнал Со1^шит-]оита1. №1(53). 2020г.
10 Шарыпова Т.Н., Кропива К.Е. Современные информационные технологии в праве. Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. №1(28). 2019.
11 Шарыпова Т.Н., Колесник Д.Д. Информационные технологии в судебной экспертизе. Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. №1(28). 2019.
192
JURISPRUDENCE / <<ШУУШУШ=^®УШа11>>#Ш5Э,2®2®
«Бродяги» и «Розыск». Уже через год, после создания Главного информационного центра (ГИЦ) МВД страны, руководству министерства стали понятны перспективы его развития, а также что улучшение и модернизация функционирования системы информатизации в органах внутренних дел требуют совершенно иного фундаментального научного подхода и уровня организации разработок автоматизированных систем. В связи с этим в ноябре 1971 года осуществилось преобразование ГИЦ в Главный научно-исследовательский центр управления и информации (ГНИЦУИ), давшее начало развитию современных информационных технологий в Российской Федерации.
Начало формирования в России информационной политики относится к началу 90-х годов двадцатого века. Она сводилась с вариациями к обеспечению производственно-технологических, научно-технических, а также организационно-экономических условий применения и создания информационных технологий, информационной инфраструктуры и системы формирования информационных ресурсов. Поскольку она не была взаимосвязана с политикой и политическими решениями, проводимыми государством в области средств массовой информации, связи и телекоммуникаций, это привело к изучению данного вопроса и составлению резюме авторами Концепции государственной информационной политики, одобренной Комитетом Государственной Думы по информационной политике и связи (15 октября 1998 года) и постоянной палатой по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации (21 декабря 1998 года).12
Основная мысль авторов Концепции государственной информационной политики сводилась к тому, что: «Государственная информационная политика (ГИП) затрагивала исключительно задачи и проблемы, связанные с деятельностью средств массовой информации на протяжении многих лет». Решению указанных задач государство уделяло значительное внимание, что привело, но только с недавнего времени, к расширению содержания ГИП, и в него попали одни из самых важных элементов защиты прав граждан и организаций, сделав информацию общедоступной и гарантированную Конституцией Российской Федерацией.13
На сегодняшний день в Российской Федерации на уровень государственной политики поднята информатизация правовой сферы жизни общества. Государственная информационная политика (ГИП) — это способность и возможность субъектов политики воздействовать на сознание, психику людей,
их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и гражданского общества. Выделяются два важных аспекта государственной информационной политики, а именно: «технологический» — включающий в себя регулирование процесса развития компонентов информационной среды и «содержательный» — включающий в себя приоритеты коммуникационной деятельности участников общественно-политического процесса.
В Законодательстве Российской Федерации нормативную базу информатизации правовой сферы составляет ряд указов Президента Российской Федерации, в частности Указ Президента РФ от 28 июня 1993 года № 966 «Концепция правовой информатизации России», который определяет основные направления информатизации: информатизация правоприменительной деятельности, информатизация правового образования и воспитания, информатизация правотворчества, информатизация правоохранительной деятельности, правовое обеспечение процессов информатизации. Но, как показало время, вышеупомянутый Указ не решил большинство главных проблем нормативно-правового регулирования данной сферы, так как в нем в незначительной степени были затронуты организационно-правовые вопросы. Данные недочеты были устранены Указом Президента от 4 августа 1995 года «О президентских программах по правовой информатизации». В него была включена возможность разработки программ правовой информатизации для органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов исполнительной власти.
Современная организация не имеет возможности должным образом функционировать в условиях, когда проблемы управления и создания актуальной информации занимают одно из низших мест в иерархии ее приоритетов. Но реальная информационная технология не может быть без согласия руководства интегрирована в деятельность организации, если же это по каким либо причинам будет сделано, то она будет восприниматься работниками не как удобный, полезный и значительно ускоряющий рабочий процесс инструмент эффективной и прогрессивной работы, а как недопустимое нарушение привычного рабочего процесса, и внедрения такой технологии будет постепенно саботироваться в развитии информационных технологий в юридической деятельности и в конечном итоге сведено к нулю. При этом, бумажная технология, отработанная годами, привычная и понятная каждому работнику, будет по-прежнему основной технологией работы с информацией14.
12 Шарыпова Т.Н., Кропива К.Е. Современные информационные технологии в праве. Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. №1(28). 2019.
13 Шарыпова Т.Н., Кравцова Е.Б. Развитие, влияние
и роль информационных технологий в современном обществе. Научный журнал Со1^шит-]оита1. №1(53). 2020г.
14 Шарыпова Т.Н., Колесник Д.Д. Информационные технологии в судебной экспертизе. Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. №1(28). 2019.
<<Ш[[ШетиМ~^®и©Ма[1>>#Щ51)),2©2© / JURISPRUDENCE
Для своей профессиональной деятельности специалисту-юристу в большинстве случаев необходима не только правовая информация, но и аналитические материалы, общая информация, а также различные статистические данные в смежных сферах общественной деятельности. Всю эту информацию юристы зачастую находят и получают по средствам информационных технологий, в которые входят справочно-правовые системы, специализированные базы данных и, конечно же, сеть Интернет. В будущем развитие такой интеграции информационных технологий в сфере юридической деятельности даст возможность существенно снизить временные затраты на принятие решения, связанного с конкретной правовой ситуацией, в том числе улучшит качество и проработанность данного решения.
193
Список используемой литературы:
1. Шарыпова Т.Н., Кравцова Е.Б. Развитие, влияние и роль информационных технологий в современном обществе. Научный журнал Со1^шшт-.¡ошгпа1. №1(53). 2020г.
2. Шарыпова Т.Н., Гвоздецкий А.С. Спра-вочно-правовые системы в юридической деятельности. Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. №1(28). 2019.
3. Шарыпова Т.Н., Колесник Д.Д. Информационные технологии в судебной экспертизе. Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. №1(28). 2019.
4. Шарыпова Т.Н., Кропива К.Е. Современные информационные технологии в праве. Научно -практический электронный журнал Аллея Науки. №1(28). 2019.