Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗЛИЧНЫХОБЛАСТЯХ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗЛИЧНЫХОБЛАСТЯХ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1004
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / LAW / БАЗЫ ДАННЫХ / DATABASE / ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LEGAL SERVICES / ЮРИСТ / LAWYER / ПРАВОВЫЕ СПРАВОЧНЫЕ СИСТЕМЫ / LEGAL REFERENCE SYSTEM / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ / LEGAL DOCUMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Худяков Александр Николаевич

В статье рассматривается ряд проблемных вопросов, связанных с применением информационных технологий в различных областях юридической деятельности. Автор затрагивает вопросы повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и органов государственного управления, а также прозрачности оказания государственных услуг на основе внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий. В ближайшие годы необходимо решить проблему качества, быстроты и общедоступности использования юридических баз данных, повысить уровень квалификации работников, связанных с информационными технологиями. Исследуется проблема ускорения процесса ≪повышения≫ уровня информатизации и правовой сферы, правоохранительных и законодательных органов на уровне государственной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of information technology in various fieldsof legal interdisciplinary activities

The article discusses a number of problematic issues associated with the use of information technology in various fields of legal activity. In particular, the authors considers the issues of improving the accountability and effectiveness in the activities of law enforcement bodies and bodies of public administration and transparency of public services, directly introducing and using information and communication technologies. In the coming years it is necessary to solve the problem of quality, speed and accessibility of using legal databases, as well as to raise the level of learning associated with information technology. The problem is the acceleration of the process of ≪raising≫ the level of Informatization of the legal spheres of society, law enforcement and legislative bodies at the level of state policy.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗЛИЧНЫХОБЛАСТЯХ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 34:004

А. Н. Худяков

Применение информационных технологий в различных областях юридической деятельности

A. N. Khudyakov. The use of information technology in various fields of legal interdisciplinary activities

В статье рассматривается ряд проблемных вопросов, связанных с применением информационных технологий в различных областях юридической деятельности. Автор затрагивает вопросы повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и органов государственного управления, а также прозрачности оказания государственных услуг на основе внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий. В ближайшие годы необходимо решить проблему качества, быстроты и общедоступности использования юридических баз данных, повысить уровень квалификации работников, связанных с информационными технологиями. Исследуется проблема ускорения процесса «повышения» уровня информатизации правовой сферы, правоохранительных и законодательных органов на уровне государственной политики.

Ключевые слова: информационные технологии; юриспруденция; базы данных; юридическая деятельность; юрист; правовые справочные системы; нормативно-правовые документы.

Контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44; (812) 313-02-40; urfac_ime@rambler.ru.

The article discusses a number of problematic issues associated with the use of information technology in various fields of legal activity. In particular, the authors considers the issues of improving the accountability and effectiveness in the activities of law enforcement bodies and bodies of public administration and transparency of public services, directly introducing and using information and communication technologies. In the coming years it is necessary to solve the problem of quality, speed and accessibility of using legal databases, as well as to raise the level of learning associated with information technology. The problem is the acceleration of the process of «raising» the level of Informatization of the legal spheres of society, law enforcement and legislative bodies at the level of state policy.

Keywords: information technology; law; database; legal services; lawyer; legal reference system; legal documents.

Contact details: Lermontovskiy Ave., 44; St. Petersburg, Russian Federation, 190103; (812) 313-02-40; urfac_ime@rambler.ru.

В современном мире одной из важнейших задач юридической деятельности является своевременное и полноценное обеспечение юристов достоверной и актуальной законодательной информацией, а также сведений, включающих в себя изменения и дополнения, вносимых в нормативно-правовые документы. Сложность поставленной задачи состоит в первую очередь в том, что только органами высшей государственной власти России ежедневно, по среднестатистическим подсчетам, принимается несколько десятков нормативных актов. Но для эффективной работы периодически требуются нормативные акты, принимаемые субъектами Российской Федерации, и, конечно же, ведомственные документы.

Александр Николаевич Худяков — аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики. © А. Н. Худяков, 2015

В своих работах М. Ю. Рыжук и Т. Л. Фомичева отмечают, что в современной литературе существует несколько подходов, непосредственно отражающих понятие к определению «информационные технологии». Однако из всего разнообразия они выделяют, с их точки зрения, наиболее верное, которое дано в научных трудах Е. В. Надыгиной: информационные технологии — это основанная на достижениях современной компьютерной техники и средств коммуникации совокупность процессов воздействия на информацию, инструментарий для получения разнообразной информации, а также способ взаимодействия между членами современного общества, способ совместного принятия решений и рождения новых знаний, создания законодательства, развития правовой системы государства в целом [1].

В настоящее время компьютерные справочно-правовые системы все больше становятся практически незаменимыми при поиске и работе с нормативно-правовой информацией. Это обусловлено тем, что они обладают рядом важнейших свойств и качеств.

Первое такое свойство — это возможность работы с большим количеством массивов текстовой информации. В базе находящийся объем информации практически не ограничен, что дает возможность регулярно вносить в нее большое количество различных документов, а также хранить базы архивных документов и т. д.

Ко второму свойству относится использование в справочных правовых системах специальных поисковых программных средств. Это позволяет осуществлять поиск по всей информационной базе и в режиме реального времени.

К третьему свойству относится возможность работы правовых справочных систем с использованием телекоммуникационных средств, т. е. применение электронной почты или сети Интернет. Данному подходу в первую очередь способствует развитие компьютерных сетей. При этом можно избежать задержки обновления информационных баз, если работать непосредственно в режиме онлайн с базой данных, хранящейся на удаленном компьютере или сервере. Также это экономит дисковое пространство на компьютере пользователя.

На сегодняшний день справочно-правовые системы сравниваются и оцениваются по многим параметрам. К ним относятся:

• объем информационного банка;

• скорость поиска документов по базе;

• актуальность информации и оперативность поступления документов;

• степень аутентичности документов оригиналу;

• юридическая обработка документов;

• формирование пользовательской базы;

• возможность удаленного доступа к базе через телекоммуникационные линии;

• ряд других важных характеристик.

Следует особо отметить возможность использования гипертекста. Гипертекст — это такая организация текста, при которой отображение и доступ к информационным блокам представлены в виде логических связей и явно указанных переходов [4, с. 209-218].

В современное время все распространенные системы осуществляют поиск необходимой информации по тематическому рубрикатору, названию документа от принимающего органа, дате принятия, названию документа, типу документа, а также предусматривают вывод текста, затребуемого документа на печать или в текстовый файл.

Поиск полнотекстового документа по всему тексту информационной базы в Российской Федерации осуществляют программы «Кодекс», «Юсис», «Юрисконсульт». Полнотекстовый поиск из базы слов своего словаря предлагают пользователю СПС «ГАРАНТ» и «КонсультантПлюс» [9, с. 58-70].

Система «КонсультантПлюс» производит обновление баз с помощью курьеров, по электронной почте и по сети Интернет (возможно ежедневное обновление). Предоставляется возможность ведения личных баз данных. Системой «КонсультантПлюс» было пройдено тестирование в США, и она признана полностью совместимой с операционной системой Windows [16, с. 53-87].

Система «ГАРАНТ» разработана в Научно-производственном предприятии «Гарант-Сервис» в 1990 г. Разработчики и программисты ставили перед собой первостепенную задачу — создание полноценной и эффективной программной оболочки, позволяющей даже неквалифицированным пользователям быстро получать требуемую информацию [5, с. 153].

Основополагающее место в информационном обеспечении правоохранительных органов занимают учеты, используемые для регистрации первичной информации о лицах и совершенных преступлениях. Учет — это система регистрации и хранения информации о лицах, совершивших преступления, о самих преступлениях и связанных с ними фактах и предметах [3]. Учеты предназначены в первую очередь для оперативного информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов.

Сравнительно новым и перспективным направлением использования компьютерных технологий в органах внутренних дел являются экспертные системы.

Экспертная система (ЭС) — это система искусственного интеллекта, включающая в себя базу знаний с набором правил и механизм вывода, позволяющая на основании правил и предоставляемых пользователем фактов распознать ситуацию, поставить диагноз, сформулировать решение или дать рекомендацию для выбора действия [2].

Автоматизированные информационно-поисковые системы предназначены для использования и выполнения основных функций органов внутренних дел. Особенность АИПС заключается в непрерывном корректировании больших объемов и сохранения информации о лицах, предметах, а также фактах, которые непосредственно представляют оперативный интерес.

В особенность АИПС входит информационный поиск, включающий в себя процесс нахождения в большом объеме информации различных документов именно тех, которые посвящены указанному в информационном запросе предмету или теме, содержащие необходимые для сотрудников правоохранительных органов сведения и факты. В правоохранительной системе органов внутренних дел АИПС необходимы для решения задач по сбору, хранению, поиску и выдаче оперативно-розыскной и справочной информации [4, с. 161].

Однако развитие и внедрение информационных технологий в различных областях юридической деятельности сталкиваются с целым рядом вопросов, от нерешенности которых значительно снижаются оперативность и качество информации предоставляемой информационными базами.

Для эффективного поиска и работы юристов с законодательной информацией периодически возникает потребность в нормативных актах, принимаемых субъектами Российской Федерации, в том числе ведомственных документов. Но самое главное — это постоянное обновление и пополнение информационных баз такими документами. Поэтому сложности, а вместе с тем необходимость решения возникающих проблем становится очевидным.

В XXI в. трудно представить себе людей, связанных по работе с юриспруденцией или проходящих обучение по данному направлению, которые в своей профессиональной деятельности совершенно бы не применяли компьютер, планшет-ник, мобильный телефон или иные устройства для поиска нормативно-правовой информации в справочно-правовых системах. Даже люди, чьи профессии напрямую не связанны с юриспруденцией, например медицинские работники, в чью профессиональную деятельность входит изучение отечественного и международного законодательства, вынуждены пользоваться информационными технологиями, связанными с юридической деятельностью [6].

В то же время дактилоскопическая регистрация и на сегодняшний день частично является самостоятельным направлением в дактилоскопии, а ее взаимодействие, из расчета в процентном взаимоотношении, непосредственно с судебной дактилоскопической экспертизой минимально. Л. Г. Эджубова считает, что эксперты нередко полагаются исключительно на автоматизированную информационно-поисковую систему дактилоскопической информации (АИПСДИ). Но она не учитывает идентификационную значимость отдельных признаков, что в конечном итоге существенно снижает возможности судебно-дактилоскопической экспертизы [15].

Повсеместное развитие информационных технологий получило широкое распространение на территории Российской Федерации. Но в настоящее время городские отделы внутренних дел, удаленные от областного центра, оборудованы дактилоскопическими системами, работающими разрозненно и автономно. Одна из ключевых проблем — для идентификации личности человека специалистами-криминалистами с мест происшествий ежегодно изымается в среднем от 500 до 6000 тыс. следов рук, по которым за год осуществляется более 10 млн проверок дактилоскопических материалов. Но при получении результата только в 10% случаев устанавливается личность человека [12, с. 48].

При всем этом необходимо помнить, что первостепенное назначение информационных технологий — оптимизация и уменьшение временных затрат для пользователей данных технологий, связанных с осуществлением их профессиональной деятельности. Именно поэтому информационные технологии никоим образом не должны восприниматься как «единственное» средство для получения необходимой информации в юридической деятельности.

Обобщая сказанное, можно сделать выводы о состоянии информационных технологий в различных областях юридической деятельности:

1. В юридической деятельности информационные технологии призваны решать ряд задач, возникновение которых обусловлено спецификой работы юриста — это, в первую очередь, поиск, обработка и анализ актуальной правовой информации. Однако следует отметить, что с развитием российской законодательной базы такие технологии стали также использоваться для оперативного обмена информации, предоставления необходимых данных в государственные органы и даже в рамках судебных процедур [1].

2. На форуме 2011 г. Всемирной встречи по информационному обществу главным вопросом обсуждения стало: «Как повысить подотчетность и эффективность государственного управления, а также прозрачность оказания государственных услуг, вовлеченность граждан стран-участниц в решение политических проблем, непосредственно внедряя и используя информационно-коммуникационные технологии?» Основное внимание было направленно на необходимость обеспечения широкого доступа к услугам и информации различных слоев населения. В связи с этим встала необходимость постоянного учета политических, социально-экономических и куль-

турных контекстов, в которых реализуются стратегии перехода к электронному правительству [18, p. 56].

3 В своих исследованиях Р. Хикс показал, что до 85% проектов в данной сфере остаются невостребованными. Главной причиной провалов электронного правительства, по его мнению, является разрыв между замыслом и реальностью («design-reality gap»). При создании архитектуры электронного правительства разработчики в основном исходят из узких рамок, применяемых к требованиям технической рациональности и удобства, в то время как большинство пользователей этих систем ориентированы на «мягкие» ценности, а именно: когда «жесткие» решения в сфере электронного правительства сталкиваются с «мягкой» реальностью, вероятность неудачи многократно возрастает. В связи с этим решения в сфере электронного правительства должны не заимствоваться («adopt»), какими удачными и новаторскими они бы ни казались, а исключительно целенаправленно приспосабливаться к существующим контекстам («adapt») [17].

4. По мнению Л. Реймана, описанному в книге «На пути к цифровому дому», «Внедрение электронного правительства выгодно в любом случае». При непосредственной работе с гражданами основная экономия средств может быть достигнута в первую очередь за счет автоматизации большинства процессов и сокращения штатов чиновников. В настоящее время для бизнеса предоставляется большое разнообразие услуг, вследствие чего значительно увеличивается экономический эффект, тем самым увеличивается и государственный бюджет путем отчисления налогов гражданами. Вследствие внедрения электронного налогообложения снижаются затраты как на содержание контролирующих органов, так и на ведение бухгалтерии для всех, кто платит налоги [11, с. 120].

5. На сегодняшний день одной из наиболее приоритетных задач стало создание единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России, в основе которой будет находится единая информационно-телекоммуникационная система (ЕИТКС), а также будут заложены основы обеспечения базовым уровнем технического оснащения, в том числе ведомственные инфраструктуры и подразделения органов внутренних дел. На сегодняшний день на территории Российской Федерации 5600 объектов органов внутренних дел включены в единую интегрированную мультисер-висную сеть, которая дает в полном объеме обеспечение стандартным комплексом современных услуг связи (видеоконференцсвязи, IP-телефонии) и доступом к ведомственным информационным системам. Также необходимо увеличить оперативность и качество деятельности правоохранительных органов Российской Федерации. Для этого проводится комплексное переоборудование даже самых удаленных от областных центров отделов внутренних дел кустовыми АДИС. Существенным их отличием от предыдущих моделей является обеспечение возможности работы с единой областной АДИС по поиску и обмену данными, а также использование запросных баз данных [10].

6. В Российской Федерации большая часть самых дорогостоящих и сложных средств вычислительной техники располагается в одном месте. Таким местом на сегодняшний день является центральная АДИС, что позволило в значительной степени упростить задачу по обеспечению и техническому обслуживанию. В то же время это обеспечивает нормальное, бесперебойное функционирование всей системы. Вся организация работы, когда обработка дактилоскопической информации на территории Российской Федерации,

а именно проведение запросных поисков и кодирование, для всех ГОВД полностью производится на центральной станции. В связи с этим появляется возможность более обширного и равномерного использования средств вычислительной техники, которая собранна в единый комплекс, в том числе предоставляется возможность круглосуточной организации работы без выходных. Это позволяет в первую очередь обеспечить наиболее полную отдачу вложенных в систему денежных средств, а также работу центральной станции в дежурном режиме для выполнения оперативной обработки всего комплекса срочных запросов, поступающих по областной базе данных [13, с. 7-8].

7. В настоящее время на уровне государственной политики в Российской Федерации проводится информатизация правовой сферы жизни всех слоев общества. Государственная информационная политика (ГИП) — это способность, возможность субъектов политики воздействовать на сознание, психику людей, их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и гражданского общества. Выделяются два наиболее важных аспекта государственной информационной политики: «технологический», который включает в себя регулирование процесса развития компонентов информационной среды и «содержательный», охватывающий приоритеты коммуникационной деятельности всех участников общественно-политического процесса [7, с. 24].

8. Современная организация любого типа не может эффективно функционировать, если основные проблемы управления, а именно создание актуальной информации, занимают невысокий уровень в иерархии ее приоритетов. Но, как показала практика, реальная информационная технология (ИТ) не должна быть интегрирована в деятельность организации без ее согласия. А в том случае, если это по каким-либо причинам произошло, она будет вынужденно восприниматься работниками не как полезный и значительно ускоряющий рабочие операции инструмент работы, но лишь как «инородное тело», нарушившее привычный трудовой процесс. Более того, самый ограниченный результат необдуманного внедрения такой технологии будет периодически «саботироваться», что в конечном итоге приведет к ее ненадобности и устранению из деятельности организации, в то время как «бумажная» технология, отработанная и зарекомендовавшая себя годами, привычная и понятная каждому работнику, останется основной в работе с информацией [14, с. 368].

литература

1. Рыжук М. Ю., Фомичева Т. Л. Роль информационных технологий в работе современного юриста // Новые технологии в образовании: Формирование новой информационной среды образовательного учреждения с использованием технологий «1С»: сборник научных трудов XII международной научно-практической конференции. Ч. 1. М.: 1С-Публишинг, 2012.

2. Баранов А. К., Карпычев В. Ю., Минаев В. А. Компьютерные экспертные технологии в органах внутренних дел: учеб. пособие. М.: Академия МВД РФ, 1992.

3. Информатика и вычислительная техника в деятельности органов внутренних дел. Ч. 4. Автоматизация решения практических задач в органах внутренних дел: учеб. пособие / под ред. В. А. Минаева. М.: ГУК МВД РФ, 1999.

4. Информационные технологии в юриспруденции: учеб. пособие для студ. вузов / С. Я. Казанцев, О. Э. Згадзай, И. С. Дубровин, Н. Х. Сафиуллин; под ред. С. Я. Казанцева. М.: Изд. центр «Академия», 2011.

5. Компьютерные технологии для юриста: практикум по системам «КонсультантПлюс» и «ГАРАНТ» / Г. А. Серова, В. Л. Камынин, А. А. Закирова. М.: КУДИЦ-Образ, 2003.

6. Леонтьев О. В., Багненко С. Ф., Лядов А. О., Искаков И. Ж. Основы права. Правовое обеспечение медицинской деятельности: учебник для средних медицинских учебных заведений. СПб: Специальная литература, 2009.

7. Попов В. Д. Информациология и информационная политика. М., 2001.

8. Попов В. Д. Информационная политика. М., 2003.

9. Правовая информатика: справочные правовые системы / Т. М. Беляева, А. Т. Кудинов, Н. В. Пальянова [и др.]. М.: Элит, 2008.

10. Развитие и внедрение современных информационных технологий в системе МВД России: интервью с начальником Департамента информационных технологий, связи и защиты информации Министерства внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенантом внутренней службы Михаилом Леонидовичем Тюркиным [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/action/interview/348616 (дата обращения: 02.06.2015).

11. Рейман Л. Д. На пути к цифровому дому. М.: ЭконИнформ, 2009.

12. Самищенко С., Ивашков В. Некоторые проблемы современной дактилоскопии // Законность. 2007. № 9.

13. Системы «Папиллон» (руководство пользователя). Миасс, 1998.

14. Советов Б. Я. Информационная технология. М.: Высшая школа, 2001.

15. Современная дактилоскопия. Проблемы и тенденции развития / Самищенко С. С. М.: Академия управления МВД РФ, 2002.

16. Справочная правовая система «КонсультантПлюс» / Боев В. В. СПб.: БХВ-Петербург, 2006.

17. Heeks R. Most e-Government-For-Development-Projects Fail: How Can Risks Be Reduced. IDPM i-Government Working Paper. 2003. №. 14.

18. WSIS Forum 2011. 16-20 May, Geneva. Programme Brochure. Geneva, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.