Научная статья на тему 'Развитие зрительного и слухового восприятия при подготовке ребенка к школе'

Развитие зрительного и слухового восприятия при подготовке ребенка к школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1003
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДУЩИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / LEADING THE LEARNING PROCESS / ЗРИТЕЛЬНОЕ И СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ / VISUAL AND AUDITORY PERCEPTION / ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ / PREPARATION FOR SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишигина Наталья Ивановна, Кунцевич Маргарита Михайловна

В статье раскрывается необходимость развития восприятия (слухового и зрительного), как ведущего познавательного процесса дошкольного возраста, незавершенность в развитии которого задержит развитие других познавательных процессов при подготовке ребенка к школьному обучению. Представлены задачи работы педагогов в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие зрительного и слухового восприятия при подготовке ребенка к школе»

Сибири» (А. Окладников), «Полтава», «Медный всадник», «Капитанская дочка» и др. (А. Пушкин), «Путешествие из Петербурга в Москву» (А. Радищев), «Петр I» (А. Толстой), «Россия молодая», (Ю. Герман), «Александр Суворов» (С. Григорьев), «Адмирал Ушаков» (Л. Раковский), «Дочь Монтесумы» (Р. Хаггард), «Ромео и Джульетта» (У. Шекспир), «Королева Марго», «Три мушкетёра», «Графиня де Монсоро» (А. Дюма), «Робинзон Крузо» (Д. Дефо), «Зверобой», «Последний из могикан» (Ф. Купер), «Святая Елена, маленький остров» (М. Алданов), «Отверженные» (В. Гюго), «Унесённые ветром» (М. Митчелл) и т. д.

Из опыта работы также могу порекомендовать и внеклассное чтение книг в летний период, а с началом учебного года можно провести читательскую конференцию. Участие в читательской конференции могут принять самые активные учащиеся. Организовать читательскую конференцию можно по определённым темам, например: «Книги, которые сформировали мой духовный мир», «Откуда ученые узнают о далеком прошлом», «Художественные произведения о борьбе российского народа против иноземных завоевателей», «Книги о Великой Отечественной войне» и т. п. [2, с. 134].

Конечно, наша история богата и разнообразна, но не менее богата и наша литература. Поэтому, я считаю, что такие многоплановые и разноплановые могут быть уроки истории с использованием художественных литературных произведений. И если говорить о межпредметных связях, то можно провести эту связь между историей и литературой. Используемый художественный образ на уроке истории поможет учащимся познать историческое прошлое и облегчит решение образовательных и воспитательных задач урока. Целесообразная и хорошо продуманная работа по использованию литературных произведений в процессе изучения истории принесёт неоценимую пользу учащимся, повысит интерес к предмету, обеспечит большую эффективность труда учителя истории.

Литература

1. Вагин А. А. Методика обучения истории в школе. М.: Просвещение, 1972.

2. Уткина Э. В. Школьные олимпиады. История 5-9 классы. М.: Айрис - пресс, 2010.

3. Анашина Н. Ю. День истории в школе. Интеллектуальные игры и развлечения. Я.: Академия развития, 2006.

Развитие зрительного и слухового восприятия при подготовке

ребенка к школе Шишигина Н. И.1, Кунцевич М. М.2

1Шишигина Наталья Ивановна / Shishigina Natal'ya Ivanovna - воспитатель; 2Кунцевич Маргарита Михайловна /Kuntsevich Margarita Mikhaylovna - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 32, г. Братск

Аннотация: в статье раскрывается необходимость развития восприятия (слухового и зрительного), как ведущего познавательного процесса дошкольного возраста, незавершенность в развитии которого задержит развитие других познавательных процессов при подготовке ребенка к школьному обучению. Представлены задачи работы педагогов в данном направлении.

Abstract: in the article the necessity of development of perception (auditory and visual), a leading cognitive process of preschool age, incomplete development which will delay the development of other cognitive processes when preparing the child for school. The problem of teachers in these area keywords is presented.

Ключевые слова: ведущий познавательный процесс, зрительное и слуховое восприятие, подготовка к школе.

Keywords: leading the learning process, visual and auditory perception, préparation for school.

Опорными вехами для успешного обучения ребенка в начальной школе является то, что он слышит и видит. Ведь именно поэтому одна из основных задач подготовки дошкольников к школьному обучению — развитие восприятия всех органов чувств: зрения, слуха, осязания и обоняния. Общеизвестно, чем лучше развито у ребенка восприятие, тем полнее у него получаемая информация об окружающем мире, о конкретных объектах, и тем богаче личный опыт ребенка.

Процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребенка и создает прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимый для успешного освоения школьной программы и социальной адаптации в детском коллективе [2, с. 14].

Правильное представление об окружающей действительности обеспечивает быстрое освоение новых видов деятельности, успешное накопление новых знаний, быструю адаптацию в любой новой, неизвестной обстановке, ускоренное физическое и психическое развитие. Так как восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста, незавершенность в развитии процесса восприятия обязательно задержит развитие других познавательных процессов. Соответственно, если ребенок не получит благоприятных условий для развития восприятия в дошкольный период, то и связанные с ним процессы буду т отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности в школьном возрасте. Следовательно, задача развития восприятия и его свойств у детей дошкольного возраста приобретает особенное значение.

Своевременное выявление отставания в каком-либо из видов восприятия и коррекция его развития еще в дошкольном возрасте может помочь избежать неудач на первых этапах школьного обучения [8, с. 42].

Специфика начальной школы и детского сада серьезно отличаются друг от друга, педагоги испытывают затруднения, работая с малышами — тем самым упускается сенситивный период развития восприятия. Руководствуясь этими убеждениями, необходимо организовать работу над развитием восприятия и его свойств у детей дошкольного возраста.

В области умственного воспитания дошкольные учреждения, конечно, не в праве уклониться от тех норм дошкольного образования, которые ей ставятся извне, составляя предмет требования и общества и государства. Но в их силах — обставить восприятие так, чтобы оно не было мертвым и механическим: для этого необходимо на различных ступенях умственного развития детей применять и соответственные возрасту методы обучения или, вернее, соответственные их комбинации, объединенные одним, руководящим началом — постепенного развития всех психических функций, усиления духовной самодеятельности учеников.

Обеспечение необходимого уровня психического развития будущих первоклассников и их общего умственного развития на основе овладения знаниями и практическими действиями является в дальнейшем важным условием успешного обучения в школе. Одной из важных предпосылок обучения является сформированное у ребёнка восприятие.

Поэтому при построении программы подготовки будущих первоклассников необходимо придерживаться современных подходов к образованию, которые опираются на психологические закономерности формирования знаний и возрастные особенности детей дошкольников.

Учебные понятия могут быть сформированы только после предварительного овладения детьми некоторыми обобщенными умениями. Поэтому обучение

15

необходимо начинать с формирования умений, необходимых в дальнейшем для изучения школьных предметов. К числу таких предварительных умений относятся: логические операции: сериации, классификации и сохранения; умение выделять признаки в объектах; знаково-символические умения; умение выделять простейшие отношения и зависимости.

В связи с этим в подготовительный курс для дошкольников необходимо включить развивающие занятия по следующим направлениям: выделение объектов и их признаков; отношения между объектами, множествами объектов; пространственные отношения; кодирование и декодирование объектов, признаков, множеств и отношений, а также схематизация и моделирование, сериация (упорядочивание объектов по выделенному основанию); измерение величин.

Восприятие нового материала повышается, если его излагают на основе приобретенного ранее опыта учащихся. Первыми опорными точками для подготовки ребенка к школе является то, что он видит, слышит и чувствует. Поэтому главная задача — развитие восприятия всех органов чувств: зрения, слуха, осязания и обоняния. Ведь чем лучше у детей развиты органы зрительного и слухового восприятия, тем полнее приобретаемая информация о том, что окружает ребенка в мире и о конкретных объектах, и тем богаче личный опыт ребенка.

Очень важно сформировать у детей представления о своих сенсорных возможностях и о том, как осуществляется сенсорная ориентация с использованием различных анализаторов. Поэтому необходимо использовать упражнения, формирующие представления о самих органах чувств, их функциональном назначении и развивающие умение осознанно пользоваться ими при ориентировке в окружающем мире.

У основного большинства детей к школе в необходимой мере развиты и визуальные, и слуховые, и осязательные способности. Но, дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. [4, с. 9]. Но очень часто остается некоторый, возможно и небольшой процент детей, которые, даже уже достигнув школьного возраста, испытывают трудности в обучении из-за того, что в основном способом восприятия для них является лишь один из трех каналов. В самом начале обучения такие дети работают достаточно продуктивно, несмотря на то, что им, чаще всего, приходится прилагать для этого значительные усилия и время. Любая информация, с которой они имеют дело, должна предварительно перекодироваться в ведущую для них модальность памяти и понимания. Когда информация совпадает с их ведущей модальностью, они прекрасно справляются и запоминают эту часть урока. Когда учитель переключается с ведущей для них модальности на другую, ученик вынужден переводить информацию обратно в свою удобную для него модальность. Такая операция требует временного отключения от внешней реальности (ученик в это время не слышит учителя). [5, с. 2]. В результате у такого ребенка появляется серия пробелов.

Именно поэтому так важно, еще до поступления в школу, обучать ребенка-дошкольника многосенсорности. Умение пользоваться всеми каналами восприятия и обучение стратегии мышления является тем фундаментом, на который в дальнейшем легко ложится любое обучение.

Таким образом, руководствуясь вышеизложенными теоретическими основами методики организации и проведения коррекционно-развивающих занятий, родители и педагоги реализуют главную цель этих занятий — развитие зрительного и слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Литература

1. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Диагностика зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет // Школьный психолог, 2001. № 15. С. 8-9.

2. Башаева Т. В. Развитие восприятия. Дети 3-7 лет. М., 2001.

3. БезрукихМ. М., Ефимова С. Н. Ребенок идет в школу. М., 1998.

4. Венгер Л. А. Готов ли Ваш ребенок к школе. М., 1994.

5. Гриндер М. Исправление школьного конвейера. Электронная библиотека 20122016 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.booklot.ru/ (дата обращения: 17.10.2016).

6. Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка: Система работы с детьми разного возраста. М., 2002.

7. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., 2002.

8. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Педагогика и психология, 1987. № 5.

9. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.

Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в дошкольной образовательной организации Щекина А. Я.

Щекина Анна Яковлевна /Shchekina Anna Yakovlevna - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Лада», г. Новый Уренгой

Аннотация: в статье анализируются ключевые понятия эмоциональной сферы, эмоций, функции эмоций, особенности формирования и функционирования эмоциональной сферы в дошкольном возрасте.

Abstract: the article analyzes the key concepts of the emotional sphere, emotional, emotional function, features of formation and functioning of the emotional sphere in preschool age.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, эмоции, мимика, дошкольное детство. Keywords: emotional sphere, emotions, facial expressions, preschool childhood.

Особенности формирования и функционирования эмоциональной сферы в дошкольном возрасте давно признаны психологами важной проблемой. По мнению А. Валлона, эмоции в генезисе психической жизни проявляются раньше всего: «Ребенок способен к психической жизни только благодаря эмоциям. Именно эмоции объединят ребенка с его социальным окружением, через эмоции ребенок обретает опору для своей биологии, в эмоции осуществляется симбиоз органического и психического, происходит как бы «переливание» одного в другое» [2, с. 34].

Развитие эмоциональной сферы является не только предпосылкой успешного школьного обучения, но и способствует саморазвитию личности. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Однако, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети меньше общаются со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Неумение владеть выразительными средствами тела снижает умение ребенка взаимодействовать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.