Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЖАНРА ПОЭМЫ В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ ТАТАРСКОЙ СВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ'

РАЗВИТИЕ ЖАНРА ПОЭМЫ В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ ТАТАРСКОЙ СВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
83
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жанр / поэма / татарская литература / просветительский реализм / татарская поэзия / Габдельджаббар Кандалый / Гали Чокрый / genre / poem / Tatar literature / educational realism / Tatar poetry / Gabdeljabbar Kandaly / Gali Chokry

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Л.Р. Надыршина

Статья посвящена изучению жанровых изменений татарской поэмы в период формирования национальной светской литературы. На материале лироэпического наследия значимых фигур татарской поэзии XIX века – Габдельджаббара Кандалый и Гали Чокрый – выделены основные тенденции в развитии жанра. В статье отмечается, что новые жанровые стратегии в творчестве этих авторов связаны в первую очередь с отходом от средневековых литературных канонов, связанных с религиозными традициями. Так, в любовных поэмах Габдельбджаббара Кандалый меняется объект «поклонения»: если до этого тема любви рассматривалась либо в контексте идеологии суфизма, либо в духе средневековых романтических поэм, в которых объектом любви являлись идеализированные, мифологизированные женские образы, то здесь чувства лирического героя направлены на простую крестьянскую девушку. Земная любовь и личное счастье человека, по мнению автора, столь же важны, как и стремление обрести счастье в вечной жизни. В поэмах обнаруживается просветительская оппозиция: поэт противопоставляет образы жизни образованных и необразованных людей, называя отсутствие знаний основным препятствием в воспитании достойного поколения. Второй представитель татарской литературы этого периода – Гали Чокрый – в своей поэме обращается к истории, национальным истокам. Автор создает мифологизированный образ Казани – сакрального центра татарского народа, стремится разбудить в читателе-современнике чувство гордости за свою нацию и великое прошлое. В результате исследования выявлены основные тенденции, обусловившие жанровые трансформации татарской поэмы: отход от традиционных канонов; актуализация нового, отражающего жизненный материал содержания; обращение к истории и национальным истокам, усиление лирического начала; укрепление позиции общенародного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE POEM GENRE DURING THE FORMATION OF TATAR SECULAR LITERATURE

The article is devoted to the study of genre changes of the Tatar poem during the formation of Tatar secular literature. Based on the works of representatives of Tatar poetry of the XIX century – Gabdeljabbar Kandaly and Gali Chokry, the main trends in the development of the genre are highlighted. The article notes that new genre strategies in the works of these authors are associated with the rejection of literary canons associated with religious traditions. For example, in Gabdelbjabbar’s love poems, the object of the image changes. Before that, the theme of love was considered in the context of the ideology of Sufism or in the spirit of medieval romantic poems in which the object of love was mythologized female images. In the poems of Kandaly, the feelings of the lyrical hero are directed at a simple peasant girl. According to the author, earthly love and personal happiness of a person are just as important as happiness in eternal life. The poems reveal an educational opposition: the poet opposes the lives of educated and uneducated people. He calls lack of education the main obstacle in the upbringing of a decent generation. The second representative of Tatar literature of this period Gali Chokry – in his poem refers to history, national origins. The author creates a mythologized image of Kazan – the sacred center of the Tatar people. The poet seeks to awaken in the contemporary reader a sense of pride in his nation and the great past. As a result of the research, the main trends that led to the genre transformations of the Tatar poem are revealed: departure from traditional canons; actualization of new content reflecting life material; appeal to history and national origins, strengthening of the lyrical beginning; strengthening of the position of the national language.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЖАНРА ПОЭМЫ В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ ТАТАРСКОЙ СВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

10. Die Legende von der Stadtflucht. Available at: https://www.welt.de/finanzen/immobilien/article236133054/Immobilienpreise-Die-Legende-von-der-Stadt^lucht.html

11. Гулыга Е.В., Шендельс Е.М. Грамматико-лексические поля в современном немецком языке. Москва: Просвещение, 1969.

12. Пивоварова Ю.Ю. Особенности фазовой характеристики темпоральной семантики в современном немецком языке. Диссертация ... кандидата филологических наук. Бийск, 2006.

13. Sehenden Auges in den Verfassungsbruch? Available at: https://www.welt.de/wirtschaft/plus236139718/Nachtragshaushalt-Sehenden-Auges-in-den-Verfassungsbruch.html

References

1. Maslov Yu.S. K osnovam sopostavitel'noj aspektologii: Voprosy sopostavitel'noj aspektologii. Leningrad: Izdatel'stvo LGU, 1978.

2. Tiunova S.P. Sredstva vyrazheniya fazovosti v sovremennom anglijskom yazyke. Tomsk: Izdatel'stvo Tomskogo universiteta, 1990.

3. Arhipova I.V. Taksis i fazovost'. Filologicheskjaspekt. 2021; № 6 (74): 56 - 62.

4. Titarenko E.Ya. Implicitnaya kategoriya fazovosti v russkom yazyke. Kommunikativnye issledovaniya. 2016; № 4: 92 - 97.

5. Ul'yanova N.N., Hlystunova Yu.Yu. Osobennosti vyrazheniya semantiki fazovosti glagol'nymi leksemami s pristavkami an-, vor-, fort-, weiter-, ab-, auf -, aus-(na materiale sovremennyh nemeckih publicisticheskih tekstov). Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 607 - 610.

6. Coronaleugnerin Cirsten Weldon stirbt nach Covid-19-Infektion. Available at: https://www.spiegel.de/panorama/leute/coronaleugnerin-cirsten-weldon-stirbt-nach-covid-19-infektion-a-57e4870c-a0bb-4aa5-b7da-0d2786786c07

7. «QAnon-Schamane» muss 41 Monate ins Gefängnis. Available at: https://www.spiegel.de/ausland/sturm-auf-das-kapitol-qanon-schamane-jacob-chansley-muss-41-monate-ins-gefaengnis-a-6fb0ad8e-50b7-4f4f-a85e-fa0c72d4c2b4

8. Was steht hinter den Demonstrationen in Kasachstan? Available at: https://www.spiegel.de/ausland/unruhen-in-kasachstan-wer-profitiert-von-den-unruhen-podcast-a-6f3c776c-a632-4223-8fb1-07353e250e6f

9. Jetzt bekommt Putin, was er wollte - und was kommt danach? Available at: https://www.welt.de/politik/ausland/plus236095932/Russland-Ukraine-Konflikt-Jetzt-bekommt-Putin-was-er-wollte-und-was-kommt-danach.html

10. Die Legende von der Stadtflucht. Available at: https://www.welt.de/finanzen/immobilien/article236133054/Immobilienpreise-Die-Legende-von-der-Stadt^lucht.html

11. Gulyga E.V., Shendel's E.M. Grammatiko-leksicheskiepolya v sovremennom nemeckomyazyke. Moskva: Prosveschenie, 1969.

12. Pivovarova Yu.Yu. Osobennosti fazovojharakteristiki temporal'noj semantiki v sovremennom nemeckom yazyke. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Bijsk, 2006.

13. Sehenden Auges in den Verfassungsbruch? Available at: https://www.welt.de/wirtschaft/plus236139718/Nachtragshaushalt-Sehenden-Auges-in-den-Verfassungsbruch.html

Статья поступила в редакцию 20.01.22

УДК 821.512.145

Nadyrshina L.R., Cand. of Sciences (Philology), senior research associate, G. Ibragimov Institute of Language, Literature and Art Tatarstan Academy of Sciences

(Kazan, Russia), E-mail: leysan_tatar@mail.ru

THE DEVELOPMENT OF THE POEM GENRE DURING THE FORMATION OF TATAR SECULAR LITERATURE. The article is devoted to the study of genre changes of the Tatar poem during the formation of Tatar secular literature. Based on the works of representatives of Tatar poetry of the XIX century - Gabdeljabbar Kandaly and Gali Chokry, the main trends in the development of the genre are highlighted. The article notes that new genre strategies in the works of these authors are associated with the rejection of literary canons associated with religious traditions. For example, in Gabdelbjabbar's love poems, the object of the image changes. Before that, the theme of love was considered in the context of the ideology of Sufism or in the spirit of medieval romantic poems in which the object of love was mythologized female images. In the poems of Kandaly, the feelings of the lyrical hero are directed at a simple peasant girl. According to the author, earthly love and personal happiness of a person are just as important as happiness in eternal life. The poems reveal an educational opposition: the poet opposes the lives of educated and uneducated people. He calls lack of education the main obstacle in the upbringing of a decent generation. The second representative of Tatar literature of this period Gali Chokry - in his poem refers to history, national origins. The author creates a mythologized image of Kazan - the sacred center of the Tatar people. The poet seeks to awaken in the contemporary reader a sense of pride in his nation and the great past. As a result of the research, the main trends that led to the genre transformations of the Tatar poem are revealed: departure from traditional canons; actualization of new content reflecting life material; appeal to history and national origins, strengthening of the lyrical beginning; strengthening of the position of the national language.

Key words: genre, poem, Tatar literature, educational realism, Tatar poetry, Gabdeljabbar Kandaly, Gali Chokry.

Л.Р. Надыршина, канд. филол. наук, ст. науч. сотр. Института языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук

Республики Татарстан, г. Казань, E-mail: leysan_tatar@mail.ru

РАЗВИТИЕ ЖАНРА ПОЭМЫ В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ ТАТАРСКОЙ СВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Статья посвящена изучению жанровых изменений татарской поэмы в период формирования национальной светской литературы. На материале лиро-эпического наследия значимых фигур татарской поэзии XIX века - Габдельджаббара Кандалый и Гали Чокрый - выделены основные тенденции в развитии жанра. В статье отмечается, что новые жанровые стратегии в творчестве этих авторов связаны в первую очередь с отходом от средневековых литературных канонов, связанных с религиозными традициями. Так, в любовных поэмах Габдельбджаббара Кандалый меняется объект «поклонения»: если до этого тема любви рассматривалась либо в контексте идеологии суфизма, либо в духе средневековых романтических поэм, в которых объектом любви являлись идеализированные, мифологизированные женские образы, то здесь чувства лирического героя направлены на простую крестьянскую девушку. Земная любовь и личное счастье человека, по мнению автора, столь же важны, как и стремление обрести счастье в вечной жизни. В поэмах обнаруживается просветительская оппозиция: поэт противопоставляет образы жизни образованных и необразованных людей, называя отсутствие знаний основным препятствием в воспитании достойного поколения. Второй представитель татарской литературы этого периода -Гали Чокрый - в своей поэме обращается к истории, национальным истокам. Автор создает мифологизированный образ Казани - сакрального центра татарского народа, стремится разбудить в читателе-современнике чувство гордости за свою нацию и великое прошлое. В результате исследования выявлены основные тенденции, обусловившие жанровые трансформации татарской поэмы: отход от традиционных канонов; актуализация нового, отражающего жизненный материал содержания; обращение к истории и национальным истокам, усиление лирического начала; укрепление позиции общенародного языка.

Ключевые слова: жанр, поэма, татарская литература, просветительский реализм, татарская поэзия, Габдельджаббар Кандалый, Гали Чокрый.

Зарождение жанра поэмы в татарской литературе уходит корнями в глубокую древность: поэма формировалась на традициях фольклора (в частности, тюркских эпосов - дастанов), который является основой «почти всех жанровых форм литературы, в первую очередь поэмы» [1, с. 37], и первых письменных источников (рунические эпитафические памятники, уйгурский письменный памятник «Книга гаданий» («Ырк битиг», VШ-X вв.), словарь Махмуда Кашгари), где отразились характерные для героического эпоса мотивы.

Начиная с первой общетюркской классической поэмы дидактического характера «Кутадгу билиг» Юсуфа Баласагуни, на протяжении всего средневековья общетюркская словесность развивалась в рамках канонов арабо-пер-сидской мусульманской литературы, ибо она «была и является отражением исламского мировосприятия, она вся пропитана его высоким духом» [2, с. 189]. Развитие жанра поэмы в татарской литературе, составляющей значимую часть общетюркской доклассической словесности, также шло в рамках этих тради-

ций: обязательной частью поэм таких авторов, как Кул Гали, Сайф Сараи, Хи-сам Кятиб, Хорезми, Мухаммадьяр и др., являются обязательные вступления, восхваляющие Аллаха и его Пророка; сами произведения характеризуются множеством интертекстуальных взаимосвязей с религиозными сюжетами; деяния героев мотивированы желанием заслужить милости Создателя. Лишь в XIX веке в контексте формирования светской просветительской литературы начинается отход от многовековых формальных канонов, в результате которого меняется жанровая структура и поэтика национальной поэмы, при этом влияние исламского мировоззрения сохраняется. В этой связи заслуживает внимания поэтическое наследие таких мастеров пера, как Габдельджаббар Кандалый и Гали Чокрый.

Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью изучения этих поэм, демонстрирующих не только жанровую трансформацию татарской поэмы в исследуемый период, но и основные тенденции развития национальной литературы в целом.

Цель данной статьи - изучение особенностей жанра поэмы в период формирования татарской светской литературы. Поставленная цель определила ключевые задачи исследования: проследить процесс обращения к реалистическому типу художественного мышления в поэмах Габдельджаббара Кандалый; проанализировать особенности воспроизведения национальной истории в поэме Гали Чокрый.

Научная новизна статьи заключается в том, что в ней впервые анализируется проблема развития жанра поэмы в период формирования татарской светской литературы.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что используемые в работе принципы анализа могут быть применены при изучении творчества упомянутых поэтов, а также при исследовании основных тенденций развития татарской поэзии в XIX в., ее результаты могут быть использованы при разработке лекционных курсов по теории и истории татарской литературы, при написании соответствующих глав учебников, учебных пособий и монографий.

Габдельджаббар Кандалый (1797-1860) - представитель татарской поэзии первой половины XIX века, оказавший влияние на зарождение и развитие национальной просветительской литературы, чью поэзию отличают «светский характер, простота и доступность языка, наличие образов из реальной действительности, новизна и смелость выражений» [3, с. 36]. В начале своего творчества Кандалый еще творит в рамках традиционных канонов: поэмы «Книга наставлений на истинный путь» («Рисалэи эл-иршад»), «Сказание об Ибрагиме Адгаме» («Кысса-и Ибраhим Эдhэм») пронизаны религиозной дидактикой, но уже в них намечается главная просветительская оппозиция - противопоставление просвещенности и невежества. Неоднократно автор повторяет дидактическую мысль, что невежество - это зло, самый большой людской порок, а знание - благо для всего человечества. Он пишет: «Гыйлемлек хэсьлидэ улгыл, / ЖрЬалэтдин узец йолгыл, /Нэчек улса, щеЬед кыйлгыл, /Ки, зинЬар, калмагыл надан» [4, с. 248] («Стремись получить образование, / Спаси себя от невежества, / Всячески проявляй старание, / Пожалуйста, не оставайся невежественным»). (Здесь и далее смысловой перевод отрывков из поэм Габдельджаббара Кандалый выполнен автором статьи - Л.Н.). Таким образом, в лиро-эпическом наследии поэта изначально обнаруживаются просветительские тенденции. Также автор показывает свое критическое отношение к несправедливости бытия: для лирического героя поэмы «Книга наставлений на истинный путь», например, мир похож на пещеру, в которой текут реки печали; жизнь на земле полна беспорядков и социального неравенства - бедняк не удостаивается внимания, а богачам оказывают всякие почести и т.д. Все эти особенности помогают первым поэмам Габдельджаббара Кандалый сделать заметный шаг в сторону светской литературы.

Позднее как в лирике, так и в лиро-эпических произведениях поэт свободно выходит за рамки многовековых литературных канонов. Изменения затрагивают не только структуру поэм (в них уже неактуально строгое следование композиционным принципам средневековой словесности), но и содержание произведений: в романтических поэмах «Любовное послание» («Мэгъшук-намэ»), «Фархи» («Фэрхи»), «Сахибджамал» («Сэхиб^амал») и др., написанных от имени представителя мусульманского духовенства - образованного муллы, чувства лирического героя обращены к простой крестьянской девушке, что, несомненно, является новаторством для литературного процесса того времени. Не укладывается в традиционные эстетические рамки и образ лирического героя, который живет интересами души и сердца и «ведет себя вопреки общепринятым моральным нормам, демонстративно говорит о чувственной любви» [5, с. 754].

В композиционном плане только в поэме «Любовное послание» обнаруживаются некоторые канонические традиции, в частности, в ней выделяется небольшое по объему вступление, восхваляющее Всевышнего и его Пророка. Земная любовь как всеобъемлющее чувство воспринимается источником безграничного счастья и глубокой тоски одновременно, временами гиперболизо-ванное чувство любви интерпретируется как вечное страдание: «Бу гыйшыклык бу двньяда ямандыр, / Куцелдэ булмаса ул эш - эмандыр» [4, с. 373] («Эта лю-

бовь - зло мира, / Если в душе нет любви, то, значит, она будет в безопасности»).

Основное содержание поэмы включает в себя любовное послание девушке по имени Фатыма, в которую безответно влюблен лирический герой. Девушка, по его утверждению, непременно должна обратить на него внимание, так как только он, образованный и верующий имам, сможет дать ей материальные и духовные блага, подарить полную любви и счастья семейную жизнь. В дидактических по смыслу отступлениях автор поэмы призывает молодых татарских девушек не подвергаться натиску со стороны родителей и не связывать жизнь с необразованными людьми: «Наданларга куцел салма, /Аныц сузене дэ алма; /Гомерлек хэсрэтэ калма» [4, с. 379] («Не влюбляйтесь в необразованных, / Не прислушивайся к его словам, / Не обрекай себя на печаль»), так как непросвещенность, как утверждал Кандалый еще в дидактических поэмах, является источником многих пороков.

В последующих поэмах о любви противопоставление двух социальных классов становится структурообразующей оппозицией: в каждой из них демонстрируются две модели бытия - с образованным, достойным спутником жизни и необразованным, неспособным дать девушке личного счастья человеком.

В структуре этих поэм традиционные элементы уже не обнаруживаются, в них детально разработана любовная тематика: первая встреча с возлюбленной и первые впечатления о ней, воспевание красоты девушки, стремление к возлюбленной, невозможность свидания, страдание героя, проклятия, заклинания и т.д., то есть в поэмах ключевая позиция отводится эмоциональной стороне, лирическому началу. Если в течение многих веков в татарских поэмах романтические события воспроизводились от лица автора-повествователя, то в произведениях Габдельджаббара Кандалый лирический герой сам делится переполняющими его сердце чувствами, в итоге поэмы читаются как чувственные любовные письма. В целом внимание поэта всецело направлено на описание чувств лирического героя, красоты объекта его любви. Так, например, он «рисует» портрет возлюбленной в поэме «Фархи»: «Тулган айдик йвзиц матур икэндер, /Ике битец кояш кеби икэндер. / Кашыц кара сызылган куз встендэ, /Яца айдик Ьаувада -кук встендэ» [4, с. 352] («Лицо твое прекрасно, как полная луна, / Щеки твои словно солнце светятся. / Черные брови украшают очи твои, / Словно молодой месяц на небе»). Таких строф, структурированных в форме восхваления внешней и внутренней красоты девушки, в поэме наблюдается огромное множество.

Земная любовь в произведении сопоставляется с божественной любовью, занимающей центральное место в татарской поэзии на протяжении многих веков. Лирический герой заявляет: «Куз-кашыны мэсщедэ михраб итэм, / Сурэтенэ квзгедик мэххаб итэм!» [4, с. 354] («Глаза твои и брови - михраб в мечети для меня, / Твой образ - божественное явление»). Такого рода отношение к объекту воздыхания (в какой-то мере обожествление образа возлюбленной) отличает любовные поэмы Габдельджаббара Кандалый от дидактических поэм, написанных им в начальный период своего творчества. Таким образом, Габдельджаббар Кан-далый выражает свою социальную позицию, связанную с утверждением права простого человека на личное счастье.

«Сахибджамал», еще одна поэма из серии подобных «посвящений», написана в поздний период творчества Габделджаббара Кандалый и, по мнению исследователей, имеет реальную основу, более того, поэма автобиографична по своей сути [3, с. 43], чем обусловливается форма выражения чувств и переживаний лирического героя: произведение написано «в эпистолярном жанре, в нем нет действия и единого сюжета» [6]. Динамичный и эмоционально насыщенный текст поэмы по большей части состоит из восхваления и признаний, адресованных прекрасной Сахибджамал, от невозможности встретиться с которой страдает лирический герой: «Ай гынам ла, квн генэм лэ, гвл генэм, / Дан гынам ла, тэн генэм лэ, квн генэм! / ДэуЬэрем лэ, гэYhэрем лэ, нур гынам, / Сэрвием лэ, цэннэтем лэ, хур гынам!..» [4, с. 410] («Ты луна моя, солнце мое, цветок, / Душа и тело мое, день мой! / Драгоценная моя, лучезарная, / Тонкая тростинка моя, рай мой, гурия моя!»). Поэт призывает возлюбленную следовать зову сердца и назвать его своим избранником, что актуализирует, так же как и в других «любовных» поэмах автора, просветительскую оппозицию: детально и последовательно воссоздав две противоположные модели семьи, Габдельджаббар Кандалый без прикрас изображает жизнь простых крестьян, обреченных на тяжкий физический труд и духовное несчастье: «Квне-твне кулыц эшдэ, / Yзец зур, каты тел-тешдэ, /Рэхэт курэлми бер твштэ /Тыныч йокларга тансыкка» [4, с. 394] («Денно и нощно руки твои будут заняты работой, / Сама будешь выслушивать грубые слова, / Ничего хорошего в жизни не увидишь, / Спокойный сон будет лишь в мечтах»). Таким образом, романтическая парадигма в поэме сопрягается с реалистическим типом художественного сознания, позволившим автору раскрыть социальные противоречия современности. Р. Ахметов в своих исследованиях отмечает, что в плане неравнодушия к драматизму женской судьбы творчество татарского поэта созвучно с поэтическим наследием Н.А. Некрасова [3, с. 44].

Литературный процесс второй половины XIX века «представляет собой сложную картину, отдельные элементы которой готовили последующий переход от средневековой, религиозной концепции личности - к просветительской. Создаются и религиозно-дидактические трактаты, и изящная суфийская поэзия, социальная сатира и путевые заметки, приключенческие дастаны и агиографические поэмы» [5, с. 756]. Новая литература характеризуется утверждением просветительских идей, направленных на борьбу с консерватизмом и схоластикой, писатели и поэты воссоздают в своих произведениях образ просвещенной, мыслящей, высоконравственной личности. В творчестве таких поэтов, как Гали Чокрый (1826-1889), Акмулла (1831-1895), Газиза Самитова (1862-1929) и др., отражаются «вера в преобразующую силу человеческого разума, стремление возродить идеи справедливого общества, неприязнь к любым проявлениям невежества, лицемерия, злости» [5, с. 764]. В поэме поэта-просветителя Гали Чокрый «Хвалебная песня Казани» («Мэдхе Казан»), написанной в 1889 году, реконструируется национальная история татарского народа. Называя Казань «духовной наследницей Булгара» [7, с. 19], поэт выражает свою позицию в вопросе этнической идентификации, с одной стороны, и идеализирует прошлое, выражает свое восхищение величием Булгарского государства, с другой. Гали Чокрый называет его центром исламской культуры, восторгается его просвещенностью, с гордостью воссоздает некоторые страницы истории татарского народа: «Менэ шэhри Казаннан куп мвкатдэм шэhри Болгар хуп, / Дарелис-лам иде мэхбYП, мэгэр тэкый харап саздыр. /Лэтыйф щайда булып мэгьмYP, лэтыйф хэллэр табыптыр ул, // Ки мэсщедлэр итеп мэхсул, мэгэр тэкый харап саздыр. <...> / Дэхи анда китап, Корьэн, уку-язу - бары булган, / Тэмам дин асаре тулган, дарелислам эшен саздыр. // Лэимнэрдэн лэим тэкый, кем ул Аксак Тимер багый, /Мвселман hэдменэ сэгый булып, шэhри харап саздыр...» [8, с. 2] («Был город в древности седой, Казань затмил он красотой, / Булгар, ислама дом святой, - теперь он превращен в руины. / На дивном месте возведен, он виден был со всех сторон, / Мечетями гордился он, - от них остались лишь руины. <...> / Увы, в былые времена там были книги, письмена, / То мусульман была страна, то был ислама дом старинный. // Пришел Аксак-Тимур, злодей, убийца старцев и детей, / Чтоб мусульман разбить скорей, чтоб город превратить в руины» (пер. С. Липкина) [9, с. 95-96].

В то же время лейтмотивом произведения проходит мотив тоски по утерянной государственности, который впоследствии станет одним из ключевых мотивов в татарской словесности начала ХХ века.

Библиографический список

Образ Казани в поэме обретает статус символа: Казань - духовная Мекка, сакральный центр татарского народа. Здесь кипит жизнь, город прогрессирует во всех направлениях: развиваются наука, религия, культура, архитектура, народные промыслы, население Казани славится своими духовными качествами: «Чыгар андин кием-салым, читек-башмак булып мэнзум, / Зифалык васфида мэгълум, wfjhан халкы мэдех саздыр. / Дэхи анда хатын-кызлар чигу-чэнчу нэкыш дэяр, / Диhан халкы санынча бар сияп-сэрпуш гаян саздыр. / Иц эувэл, йортлары бик саф, икенче, ирлэре бик саф, / вченче, щырлары бик саф, эмер-лэре назар саздыр!» [8, с. 5] («Там производят башмаки, халаты, ичиги, платки, / Их восхваляют знатоки, пленясь работою отменной. / Прекрасно женщин ремесло, их вышивки блестят светло, / А тюбетеек всех число равно числу людей Вселенной! / Там всюду - чистота жилья, чисты и жены, и мужья, / Там - песен чистая струя, там знаний и кладезь драгоценный. / Немало там врачей, певцов, писателей и мудрецов, / Хвалы текут со всех концов, - тебе, приют благословенный!) (Пер. С. Липкина) [9, с. 96]»).

Исторические мотивы в поэме Гали Чокрый «органически соединяются с патриотической идеей национального самоутверждения» [7, с. 19], поэт всячески воспевает красоту Казани, мудрость и величие его жителей, «стремясь воспитать в читателе чувство национальной гордости, обратить его внимание на творческий потенциал нации» [10, с. 103-104], подобное стремление впоследствии будет доминировать в творчестве писателей-просветителей: Ризаэтдина Фахретдина, Мусы Акъегет, Загира Бигиева и др.

Таким образом, изучив особенности развития жанра поэмы в период формирования татарской светской литературы, мы выяснили, что лиро-эпические произведения Габдельджаббара Кандалый и Гали Чокрый демонстрируют характерные особенности переходного этапа от средневековой канонической литературы к светской просветительской словесности. В них отмечаются следующие тенденциозные изменения: отход от традиционных канонов; актуализация нового, отражающего жизненный материал содержания; обращение к истории и национальным истокам; усиление лирического начала; укрепление позиции общенародного языка.

Перспективы дальнейшего исследования видятся нам в более многостороннем исследовании рассмотренных лиро-эпических произведений поэтов, изучении проблемы сохранения и развития сформировавшихся в поэмах Кандалый и Чокрый тенденций в татарской словесности следующих периодов.

1. Узденова Ф.Т. Жанр поэмы в литературах тюркских народов Северного Кавказа. Диссертация ... кандидата филологических наук. Нальчик, 1999.

2. Закирзянов А.М. Современное татарское литературоведение: традиции, закономерности, поиски. Казань, 2019.

3. Ахметов Р Габделджаббар Кандалый (1797-1834). История татарской литературы нового времени (XIX- начало XX в.). Казань: Фикер, 1995: 36 - 45.

4. Кандалый Г Стихи и поэмы. Казань: Татарское книжное издательство, 1988.

5. Загидуллина Д.Ф. Просветительство и татарская литература. История татар. Формирование татарской нации. XIX- начало XX в. Казань: Институт истории АН РТ, 2013; Т. VI: 743 - 777.

6. Ахунов А.М. Габдельджаббар Кандалый. Татарская энциклопедия: в 6 т. Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 2006; Т. 3.

7. Гумеров И.Г. Идейно-эстетические особенности творчества Гали Чокрыя. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Казань, 2003.

8. Чокрый Г Хвала Казани. Казань, 1889.

9. Антология татарской поэзии. Казань, 1957.

10. Нигматуллина Ю.Г Типы культур и цивилизаций в историческом развитии татарской и русской литератур. Казань, 1997. References

1. Uzdenova F.T. Zhanrpo'emy v literaturah tyurkskih narodov Severnogo Kavkaza. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Nal'chik, 1999.

2. Zakirzyanov A.M. Sovremennoe tatarskoe literaturovedenie: tradicii, zakonomernosti, poiski. Kazan', 2019.

3. Ahmetov R. Gabdeldzhabbar Kandalyj (1797-1834). Istoriya tatarskoj literatury novogo vremeni (XIX- nachalo XX v.). Kazan': Fiker, 1995: 36 - 45.

4. Kandalyj G. Stihi i po'emy. Kazan': Tatarskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1988.

5. Zagidullina D.F. Prosvetitel'stvo i tatarskaya literatura. Istoriya tatar. Formirovanietatarskoj nacii. XIX- nachaloXX v. Kazan': Institut istorii AN RT, 2013; T. VI: 743 - 777.

6. Ahunov A.M. Gabdel'dzhabbar Kandalyj. Tatarskaya 'enciklopediya: v 6 t. Kazan': Institut tatarskoj 'enciklopedii AN RT, 2006; T. 3.

7. Gumerov I.G. Idejno-'esteticheskie osobennostitvorchestva Gali Chokryya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Kazan', 2003.

8. Chokryj G. Hvala Kazani. Kazan', 1889.

9. Antologiya tatarskoj po'ezii. Kazan', 1957.

10. Nigmatullina Yu.G. Tipy kul'tur i civilizacij v istoricheskom razvitii tatarskoj irusskoj literatur. Kazan', 1997.

Статья поступила в редакцию 31.01.21

УДК 811.581.11

Akbash V.A., senior teacher, Pacific National University (Khabarovsk, Russia), E-mail: vanite@mail.ru

TRANSFER OF THE NATIONAL AND CULTURAL UNIQUENESS OF XIEHOUYU IN RUSSIAN TRANSLATION. This article examines the national sociocultural features of the origin and functioning of Chinese sayings with a truncated ending xiehouyu, such as cultural and historical realities and puns, as well as features of their transmission when translated from Chinese into Russian. During the research the author makes conclusions about the applicability of the methods of translation of phraseological units (such as the selection of a functional analogue, the method of pragmatic meaning, the method of compensation, the method of commenting), proposed in the general theory of translation, to the translation of sayings with a truncated ending xiehouyu within the framework of the Chinese-Russian language pair. In the article, on a large number of examples, translation comments were considered that are necessary when translating phraseological units such as xiehouyu, containing the names of historical characters, everyday realities, as well as puns built on consonance.

Key words: xiehouyu, phraseological unit, translation methods, functional analogue, translation commentary, Chinese language, Russian language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.