Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ (АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР)'

РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ (АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР) Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
582
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / ЦЕНТР ОХРАНЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ / РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Егоренкова Дарья Дмитриевна, Ипполитова Марина Федоровна

В статье рассматриваются развитие законодательства в области здравоохранения в части охраны репродуктивного здоровья, нормативное формирование и становление Центров охраны репродуктивного здоровья подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Егоренкова Дарья Дмитриевна, Ипполитова Марина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FRAMEWORK FOR THE PROTECTION OF REPRODUCTIVE HEALTH OF CHILDREN AND ADOLESCENTS (ANALYTICAL REVIEW)

The article deals with the development of legislation in the field of health care in terms of reproductive health, the normative formation and formation of centers for the protection of adolescent reproductive health.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ (АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР)»

Организационные вопросы

Егоренкова Д.Д., Ипполитова М.Ф.

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городской консультативно-диагностический центр для детей «Ювента» (репродуктивное здоровье)», 190020, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Для корреспонденции

Ипполитова Марина Федоровна -кандидат медицинских наук, главный врач СПб ГБУЗ «Городской консультативно-диагностический центр для детей «Ювента» (репродуктивное здоровье)» Адрес: 190020, г. Санкт-Петербург, Старо-Петергофский пр., д. 12 Телефон: (812) 251-22-67 E-mail: еСС@]иуе1^а^рЬ.т(о https://orcid.org/0000-0001-7161-719

Развитие законодательства в области охраны репродуктивного здоровья подростков (аналитический обзор)

В статье рассматриваются развитие законодательства в области здравоохранения в части охраны репродуктивного здоровья, нормативное формирование и становление Центров охраны репродуктивного здоровья подростков.

Ключевые слова: подростки, здоровье детей и подростков, Центр охраны репродуктивного здоровья подростков, репродуктивное здоровье

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Егоренкова Д.Д., Ипполитова М.Ф. Развитие законодательства в области охраны репродуктивного здоровья подростков (аналитический обзор) // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2021. Т. 17, № 2. С. 5-14. 001: 10.33029/1816-2134-2021-17-2-5-14

Статья поступила в редакцию 27.02.2021. Принята в печать 01.06.2021.

Egorenkova D.D., Ippolitova M.F.

City Consultative and Diagnostic Center for Children "Juventa" (reproductive health)", 190020, Saint-Petersburg, Russian Federation

Legal framework for the protection of reproductive health of children and adolescents (analytical review)

The article deals with the development of legislation in the field of health care in terms of reproductive health, the normative formation and formation of centers for the protection of adolescent reproductive health. Keywords: adolescents, center for adolescent reproductive health, reproductive health

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.

For citation: Egorenkova D.D., Ippolitova M.F. Legal framework for the protection of reproductive health of children and adolescents (analytical review). Reproduktivnoe zdorov'edetey i podrostkov [Pediatric and Adolescent Reproductive Health]. 2021; 17 (2): 5-14. DOI: 10.33029/18162134-2021-17-2-5-14 (in Russian) Received 27.02.2021. Accepted 01.06.2021.

Охрана материнства и детства на протяжении всего времени становления современной России является приоритетным направлением внутренней политики. Так, в главном законе -Конституции Российской Федерации [1] в ст. 38 установлено, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства.

В соответствии с развитием законодательства в области здравоохранения вопрос об организации качественной медицинской помощи детям стоял всегда. Однако особо остро стали подниматься вопросы демографии и здорового будущего поколения в 2005-2006 гг. Этот вывод можно сделать, в том числе основываясь на ежегодных посланиях глав государства (Ельцина Б.Н., Медведева Д.А., Путина В.В.) Федеральному Собранию Российской Федерации.

До 2006 г. акцента на детское здравоохранение в Посланиях не было. Все внимание было сосредоточено на безопасности граждан, борьбе с беспризорностью и правонарушениями несовершеннолетних, повышению качества социальных услуг. Безусловно, это связано в том числе и с политической обстановкой того периода.

В 2006 г. Владимир Владимирович Путин акцентировал внимание на демо-

графическом состоянии страны и условиях жизни молодых женщин и детей, сказав, что «...никакая миграция не решит наших демографических проблем, если мы не создадим надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости здесь, у нас, в нашей собственной стране. Не примем эффективных программ поддержки материнства, детства, поддержки семьи» [2]. На 2006-2008 гг. правительством была утверждена Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу [3]. В разделе «Модернизация здравоохранения» была отмечена охрана репродуктивного здоровья населения страны, здоровья матерей и детей как основной критерий эффективности здравоохранения.

В 2010 г. Президент РФ определил приоритетной задачей страны инвестиции в здоровье детей и подростков [4]. Одновременно с повышением значимости проблематики в Посланиях Президента РФ прослеживается развитие детского здравоохранения на примере нормативных правовых актов.

Так, одноименные программы «Дети России» в 1994 г., 2001 г., 2003 г. в подпрограммах «Безопасное материнство» («Дети России» 1994 г.), «Планирование семьи» («Дети России» 2001 г.), «Здоровый ребенок» («Дети России» 2003 г.) широко

рассматривали проблематику и устанавливали необходимость полового воспитания, совершенствования информационной системы по вопросам сексуального и репродуктивного поведения; необходимость мероприятий по снижению прерывания беременности, совершенствованию нормативно-правовой базы по вопросам охраны материнства и детства, организации акушерской и педиатрической помощи [5-7]. Вместе с тем нельзя отрицать, что больше внимания в рамках охраны репродуктивного здоровья уделялось взрослому населению. Проблема раннего вступления в половую жизнь, беременность и прерывание беременности в несовершеннолетнем возрасте прямо не признавались.

В 2007 г. была утверждена программа «Дети России», включающая в себя подпрограмму «Здоровое поколение» [8]. Обращает на себя внимание, что подпрограмма «Здоровое поколение», учитывая цели, содержала мало положений о необходимых мероприятиях по охране репродуктивного здоровья подростков и населения, в отличие от программ «Дети России» 1994, 2001, 2003 гг. Интересно, ч то в программе «Дети России» 2007 г. в рамках мероприятий «Здоровое поколение» было запланировано внедрение диагностических технологий в медицинские учреждения для создания паспорта репродуктивного здоровья в целях улучшения качества оказания медицинской помощи при нарушениях репродуктивной функции у детей и подростков. В настоящее время, в 2021 г., до сих пор такой паспорт не введен. В 2016 г. в ходе круглого стола в Государственной Думе обсуждались проблемы репродуктивного здоровья мужского населения, и вновь поднялся вопрос о введении паспорта репродуктивного здоровья, а также Сертификата молодоженов [9]. К слову, Сертификат молодоженов в настоящее время внедрен, а вопрос о паспорте до сих пор открыт.

Анализируя послания и программы, нельзя не согласиться, что в период 19902000-х годов в России отмечалось неудовлетворительное положение детей, а острота и масштаб наиболее тяжелых проблем детства снижались недостаточно [10]. Все программы в конечном итоге устанавливали, что для достижения целей и устранения проблем необходимо развивать лечебно-профилактические учреждения для детей: увеличить количество, улучшить качество и максимально оснащать.

Огромным законодательным прорывом в области поддержки детского здравоохранения стала Национальная стратегия действий в интересах детей на 20122017 гг. [11], включившая раздел 3 «Меры по созданию дружественного к ребенку здравоохранения», среди которых необходимо отметить:

• совершенствование нормативно-правового обеспечения в области охраны здоровья детей, медицинской помощи женщинам и детям;

• внедрение эффективных организационных и медицинских технологий на основе современных порядков и стандартов оказания медицинской помощи детям;

• создание службы сопровождения и поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, для предотвращения отказов от ребенка;

• развитие подростковой медицины, создание молодежных консультаций, Центров охраны репродуктивного здоровья подростков и центров медико-социальной помощи подросткам;

• проведение просветительной работы по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних;

• создание кризисных центров по типу «маленькая мама» для оказания помощи несовершеннолетним беременным и матерям с детьми;

• поддержка успешно реализуемых в регионах проектов создания клиник, дружественных к детям и молодежи.

Учитывая результаты, достигнутые в процессе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей, в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства 2018-2027 гг. Указом Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 объявлены в Российской Федерации Десятилетием детства [12].

23 января 2021 г. правительство утвердило план основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 г. [13]. На первое место в плане вынесено здоровьесбе-режение детства, цели которого, в том числе укрепление и охрана здоровья детей, повышение качества и доступности медицинской помощи детям. Также можно отметить реализацию мероприятий, направленных на ответственное отношение к репродуктивному здоровью, ожидаемый результат которых - профилактика и снижение количества прерывания беременностей. Интересно, что задачи и мероприятия по повышению качества и доступности оказания гинекологической и уроандрологической помощи подросткам в документе не прозвучали.

Анализ нормативных правовых актов Российской Федерации показывает, что при постановке целей по повышению качества охраны репродуктивного здоровья подростков законодатель сталкивается с вопросом, кому поручить оказание медицинской помощи особому слою населения.

К слову, еще в 2000-2002 гг. реализовы-вался проект «Репродуктивное здоровье и права молодежи Российской Федерации» [14], участником которого было в том числе и Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городской консультативно-диагностический центр для детей «Ювента» (репродуктивное здоровье)». К задачам проекта были отнесены:

• предоставление подросткам информации о репродуктивном здоровье

и репродуктивных правах, формирование у них навыков ответственного репродуктивного поведения. Привлечение молодежи к активному посещению молодежных центров;

• поддержка и оказание комплексной помощи зарождающимся молодежным центрам, внедрения в их деятельность принципа «дружественного отношения к молодежи»;

• изменение общественного мнения в пользу необходимости информирования молодежи по вопросам репродуктивного здоровья;

• интеграция деятельности молодежных центров в городские и муниципальные программы.

Итогом реализации проекта было подтверждение факта, что наиболее эффективной формой работы с подростками по охране репродуктивного здоровья являются молодежные центры.

В дальнейшем в 2003 г. Минздрав Российской Федерации обозначил важной организационной мерой в связи с ранней беременностью подростков, прерыванием беременности в любом возрасте и др. создание молодежных центров (клиник), Центров по охране репродуктивного здоровья и реабилитации, медико-социальной помощи, кризисных центров, служб доверия для оказания медико-социальной и психологической помощи подросткам и молодежи [15].

В 2005 г. в номенклатуре медицинских организаций в разделе «Учреждения охраны материнства и детства» нормативно впервые появляется такой вид учреждений, как Центр охраны репродуктивного здоровья подростков (далее -ЦОРЗП) [16]. Однако не было нормативных правовых актов, определяющих порядок организации ЦОРЗП, функции, задачи, штатные нормативы, нормативы по оснащению. Письмо Минздрава Российской Федерации от 15.08.2002 № 2510/8435-02-32 «О совершенствовании организации деятельности молодежных центров по охране

репродуктивного здоровья детей подросткового возраста», который представлял результаты реализации проекта «Репродуктивное здоровье и права молодежи Российской Федерации», конечно, определял основные принципы деятельности молодежных центров, их юридический статус и организационную структуру, направления и формы деятельности, контроль качества предоставляемых услуг, но письма исполнительных органов государственной власти не носят нормативно-правового характера.

Удивительно, что так или иначе, подтверждая необходимость охраны репродуктивного здоровья подросткового поколения, ни послания, ни программы не содержали в себе отдельной задачи по развитию молодежных центров и ЦОРЗП, прямо не наделяли их особыми полномочиями.

В рамках совершенствования оказания медицинской помощи подросткам в области охраны репродуктивного здоровья вышел приказ Минздрава России от 01.11.2012 № 572н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)"» (далее - приказ № 572н) [17]. Приложение № 25 приказа № 572н установило правила организации деятельности Центра охраны репродуктивного здоровья подростков, приложения № 26 и 27 - штатные нормативы и стандарт оснащения соответственно.

Обращает на себя внимание, что организация ЦОРЗП вошла в нормативный правовой акт по акушерству и гинекологии, а, например, не в приказ об оказании уроандрологической помощи детям [18] или в приказ об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям [19], вместе с тем в ЦОРЗП оказывается медицинская помощь не только девочкам, но и мальчикам. Можно предположить, что наиболее частые проблемы репродуктивного потенциала страны по

большей части связаны с репродуктивной функцией именно женской половины населения. С чем и связано внимание к детской репродуктивной системе именно в рамках приказа № 572.

В 1999 г. совершенствование организации медицинской помощи беременным и гинекологическим больным заключалась в организации и развитии женских консультаций [20], которые в своей структуре предусматривали кабинет гинекологии детского и подросткового возраста.

В 2003 г. вышел приказ Минздрава Российской Федерации от 10.02.2003 № 50 «О совершенствовании акушерско-ги-некологической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях» [21]. Данный нормативный правовой акт являлся достаточно обширным, в том числе законодатель не обошел вниманием подростков. Определено, что беременные в возрасте до 18 лет в случае принятия положительного решения о сохранении беременности и деторождении наблюдаются врачом акушером-гинекологом женской консультации, после родов - в Центрах планирования семьи и репродукции или молодежных центрах для индивидуального подбора средств контрацепции. Обращает на себя внимание, что при проведении малых гинекологических операций в дневном стационаре необходимо уделить особое внимание девочкам в возрасте до 18 лет при проведении прерывания беременности (что конкретно имелось в виду под «уделить особое внимание», не разъяснялось). Также была утверждена схема динамического наблюдения гинекологических больных в возрасте до 18 лет.

Меры по совершенствованию акушер-ско-гинекологической помощи в 2006 [22] и 2007 гг. [23] содержали в себе практически одинаковые положения об организации женской консультации и кабинете врача акушера-гинеколога, вместе с тем в 2007 г. у женских консультаций появилась такая функция, как социально-психологическая помощь несовершеннолетним,

направленная на сохранение и укрепление репродуктивного здоровья, подготовку к семейной жизни, ориентацию на здоровую семью.

Впервые в 2009 г. приказом Мин-здравсоцразвития России от 02.10.2009 № 808н был утвержден Порядок оказания акушерско-гинекологической помощи [24], в котором определен Порядок оказания медицинской помощи детям с гинекологической патологией в самостоятельном разделе документа.

На смену Порядку 2009 г. принят ранее упоминавшийся приказ № 572н. Приказ включил себя Положения, усовершенствовавшие оказание медицинской помощи девочкам с гинекологическими заболеваниями, а также утвердил Порядок оказания медицинской помощи женщинам при искусственном прерывании беременности, и впервые на официальном уровне утвердил Порядок организации центров охраны репродуктивного здоровья подростков и некоторых других учреждений.

К функциям ЦОРЗП были отнесены в том числе:

• оказание специализированной гинекологической, андрологической, урологической лечебно-диагностической помощи подросткам, обращающимся в Центр самостоятельно или по направлению специалистов других медицинских организаций;

• проведение первичной диагностики и своевременное направление для обследования и лечения патологии молочной железы у девочек-подростков;

• оказание комплексной медицинской и социально-психологической реабилитационной помощи при гинекологических, андрологических и урологических заболеваниях, после лечения пороков развития, воспалительных, предопухолевых и опухолевых заболеваний репродуктивных органов, после сексуального насилия и прерывания беременности, включая профилактику повторной беременности;

• оказание психологической и психотерапевтической помощи подросткам и членам их семей при наличии у подростков эмоциональных расстройств и расстройств поведения, сексуальной дисфункции, расстройств половой идентификации, сексуального предпочтения и полоролевого поведения, нервно-психических расстройств после сексуального насилия и аборта, при нежеланной беременности и др.

К началу нового десятилетия приказ № 572н требовал значительной коррекции в связи с динамикой современного общества, развитием подходов к оказанию медицинской помощи, а также развитием деятельности ЦОРЗП и не только.

В 2021 г. приказом Минздрава России от 20.10.2020 № 1130н утвержден новый Порядок оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» (далее - приказ № 1130н), являющийся по своей сути новой/дополненной редакцией приказа № 572н [25]. Безусловно, была проведена глобальная работа при разработке редакции приказа № 1130н:

• утверждены различные формы медицинской документации, которые включают полное описание анамнеза жизни и физиологии пациента;

• пересмотрены группы здоровья несовершеннолетних девочек;

• ЦОРЗП отмечены как медицинские организации третьего уровня;

• расширены оснащение и штатные нормативы ЦОРЗП и другие изменения. Здесь важно отметить, что ранее хоть

и было установлено, что ЦОРЗП могут быть как самостоятельными организациями, так и являться структурным подразделением другой медицинской организацией, однако штатные нормативы и оснащение были едиными. Этого зачастую не хватало для самостоятельного ЦОРЗП и было слишком широким и не всегда финансово возможным для ЦОРЗП в структуре другого учреждения. Приказ № 1130н пред-

усмотрел штатные нормативы и стандарты для обеих структур. Это подтвердило значимость и необходимость Центров охраны репродуктивного здоровья подростков в системе детского здравоохранения.

Таким образом, справедливо отметить, что за период становления современной Российской Федерации охрана репродуктивного здоровья подростков и детская гинекология вышли на новый уровень. Исходя из признания государством проблематики и повышения ее значимости претерпевало значительные изменения и законодательство.

С 1994 г. от описания проблем и постановки задач в нормативных правовых актах очевиден переход к конкретным их решениям. И ярчайшим примером являются Центры охраны репродуктивного здоровья подростков и приказ № 1130н.

От необходимости создания клиник, дружественных к молодежи, и молодежных центров мы перешли к порядку организации ЦОРЗП, от мер по совершенствованию

акушерско-гинекологической помощи -к порядку оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология». При этом действие приказа № 1130н заранее ограничено 2027 г., что свидетельствует о том, что в 2027 г. будет пересмотр порядка и, основываясь на динамичности и развитии поколений и здравоохранения, внесены изменения, несущие улучшения качества оказания медицинской помощи, в том числе несовершеннолетним.

Анализ нормативных правовых актов доказывает, что работа по улучшению положения детей и детского здравоохранения, в том числе охраны репродуктивного здоровья детей и подростков, важна. Государство не отрицает наличие определенных проблем, которые остаются острыми, в связи с чем законодательные акты, направленные на защиту детства, не ограничиваются сегодняшним днем и включают в себя глобальные перспективы и механизмы для достижения поставленных целей.

Сведения об авторах

Егоренкова Дарья Дмитриевна (Dariya D. Egorenkova) - юрисконсульт СПб ГБУЗ ГКДЦ «Ювента» (репродуктивное здоровье)» (Санкт-Петербург, Российская Федерация) E-mail: ес1с1@]иуеп1а-8рЬ.1п1о

Ипполитова Марина Федоровна (Marina F. Ippolitova) - кандидат медицинских наук, главный врач СПб ГБУЗ ГКДЦ «Ювента» (репродуктивное здоровье)» (Санкт-Петербург, Российская Федерация) E-mail: dr.ippolitova@gmail.com https://orcid.org/0000-0001 -7161 -719

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo. gov.ru

2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 10.05.2006 «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // Российская газета. 2006. № 97

3. Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 № 38-р «О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006—2008 годы)» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 5. Ст. 589.

4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.11.2010 «Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации» // Российская газета. 2010. № 271.

5. Указ Президента РФ от 18.08.1994 № 1696 «О президентской программе "Дети России"» (ред. от 19.02.1996, с изм. от 15.01.1998) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 17. Ст. 1955.

6. Постановление Правительства РФ от 25.08.2000 № 625 «О Федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы» (ред. от 23.10.2002) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 37. Ст. 3712.

7. Постановление Правительства РФ от 03.10.2002 № 732 «О Федеральной целевой программе "Дети России" на 2003-2006 годы» (ред. от 30.12. 2005) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 41. Ст. 3984.

8. Постановление Правительства РФ от 21.03.2007 № 172 «О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007-2010 годы» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 14. Ст. 1688.

9. ОП предлагает создать «Сертификат молодоженов» и «Паспорт репродуктивного здоровья». URL: https:// tass.ru/obschestvo/3285705

10. Конституционное право и политика : сборник материалов Международной научной конференции. Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 28-30 марта 2012 года / С.А. Авакьян, Д.С. Агапов, Н.И. Акуев и др. ; отв. ред. С.А. Авакьян. Москва : Юрист. 2012. 800 с. URL: http://www.consultant.ru/

11. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.

12. Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 23. Ст. 3309.

13. Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года». Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru

14. Письмо Минздрава РФ от 15.08.2002 № 2510/8435-0232 «О совершенствовании организации деятельности молодежных центров по охране репродуктивного здоровья детей подросткового возраста». URL: http:// www.consultant.ru/

15. Решение коллегии Минздрава РФ «О состоянии и мерах по профилактике и снижению абортов, мате-

ринской смертности после абортов в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/

16. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005 № 627 «Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» // Бюллетень нормативных актов федера льных орг анов исполн ител ьной власт и. 2005. № 42.

17. Приказ Минздрава России от 01.11.2012 № 572н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)"» (ред. от 21.02.2020) // Российская газета (специальный выпуск). 2013. № 90/1.

18. Приказ Минздрава РФ от 31.12.2003 № 656 «О мерах по повышению качества оказания уроандрологи-ческой помощи детям в Российской Федерации» // Российская газета. 2004. № 13.

19. Приказ Минздрава России от 07.03.2018 № 92н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям». Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Приказ Минздрава РФ от 30.12.1999 № 462 «О совершенствовании организации медицинской помощи беременным женщинам и гинекологическим больным» // Здравоохранение. 2000. № 5.

21. Приказ Минздрава РФ от 10.02.2003 № 50 «О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях». URL: http://www.consultant.ru/

22. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2006 № 223 «О мерах по совершенствованию акушерско-гинеколо-гической помощи населению Российской Федерации» (ред. от 06.04.2007) // Здравоохранение. 2006. № 8.

23. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.09.2007 № 623 «О мерах по совершенствованию акушерско-гинекологической помощи населению Российской Федерации» // Российская газета. 2007. № 243.

24. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 02.10.2009 № 808н «Об утверждении Порядка оказания аку-шерско-гинекологической помощи» // Российская газета. 2010. № 33.

25. Приказ Минздрава России от 20.10.2020 № 1130н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология"». Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020). Official Internet portal of legal information. URL: http://www.pravo. gov.ru (in Russian)

2. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of 10.05.2006 «Message of the President of Russia Vladimir Putin to the Federal Assembly of the Russian Federation». Rossiyskaya gazeta [Russian Newspaper]. 2006. No. 97. (in Russian)

3. Order of the Government of the Russian Federation of 19.01.2006 No. 38-r «On the Program of socio-economic development of the Russian Federation for the medium term (2006—2008)». In: Collection of Legislation of the Russian Federation. 2006. No. 5. Article 589. (in Russian)

4. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of 30.11.2010 «Message of the President of the Russian Federation Dmitry Medvedev to the Federal Assembly of the Russian Federation». Rossiys-kaya gazeta [Russian Newspaper]. 2010. No. 271. (in Russian)

5. Decree of the President of the Russian Federation of 18.08.1994 No. 1696 «On the presidential program "Children of Russia"» (ed. of 19.02.1996, with amendments. from 15.01.1998). In: Collection of Legislation of the Russian Federation. 1994. No. 17. Article 1955. (in Russian)

6. The resolution of the RF Government dated 25.08.2000 No. 625 «On the Federal target programs for the advancement of children in the Russian Federation 2001—2002» (edition of 23.10.2002). In: Collection of Legislation of the Russian Federation. 2000. No. 37. Article 3712. (in Russian)

7. The resolution of the RF Government dated 03.10.2002 No. 732 «On the Federal target program "Children of Russia" for 2003-2006» (edition of 30.12.2005). In: Collection of Legislation of the Russian Federation. 2002. No. 41. Article 3984. (in Russian)

8. Resolution of the Government of the Russian Federation of 21.03.2007 No. 172 «On the federal target program "Children of Russia" for 2007-2010». In: Collection of Legislation of the Russian Federation. 2007. No. 14. Article 1688. (in Russian)

9. OP offers to create a «Certificate of newlyweds» and «Passport of reproductive health». URL: https://tass.ru/ obschestvo/3285705 (in Russian)

10. Constitutional Law and Politics: Collection of materials of the International Scientific Conference: Faculty of Law of Lomonosov Moscow State University, March 28—30, 2012. In: S.A. Avak'yan, D.S. Agapov, N.I. Akuev et al.; S.A. Avak'yan (ed.). Moscow: Yurist, 2012: 800 p. URL: http://www.consultant.ru/ (in Russian)

11. Decree of the President of the Russian Federation No. 761 of 01.06.2012 «On the National Strategy of Actions in the interests of children for 2012—2017». In: Collection of Legislation of the Russian Federation. 2012. No. 23. Article 2994. (in Russian)

12. Decree of the President of the Russian Federation of 29.05.2017 No. 240 «On the declaration of the Decade of Childhood in the Russian Federation». In: Collection of Legislation of the Russian Federation. 2017. No. 23. Article 3309. (in Russian)

13. Order of the Government of the Russian Federation of 23.01.2021 No. 122-r «On approval of the plan of the main activities carried out within the framework of the Decade of Childhood for the period up to 2027». Official Internet portal of legal information. URL: http://www. pravo.gov.ru (in Russian)

14. Letter of the Ministry of Health of the Russian Federation dated 15.08.2002 No. 2510/8435-02-32 «On improving the organization of activities of youth centers for the protection of reproductive health of adolescent children». URL: http://www.consultant.ru/ (in Russian)

15. Decision of the Board of the Ministry of Health of the Russian Federation «On the state and measures for the prevention and reduction of abortions, maternal mortality after abortions in the Russian Federation». URL: http://www. consultant.ru/ (in Russian)

16. Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of 07.10.2005 No. 627 «On approval of the Unified Nomenclature of state and municipal health institutions». In: Bulletin of Normative Acts of Federal Executive Authorities. 2005. No. 42. (in Russian)

17. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of 01.11.2012 No. 572n «On approval of the Procedure for providing medical care in the profile "Obstetrics and gyne-cology (except for the use of assisted reproductive technologies)"» (ed. of 21.02.2020). Rossiyskaya gazeta [Russian Newspaper (special issue)]. 2013. No. 90/1. (in Russian)

18. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of 31.12.2003 No. 656 «On measures to improve the quality

of uroandrological care for children in the Russian Federation». Rossiyskaya gazeta [Russian Newspaper]. 2004. No. 13. (in Russian)

19. The order of the Ministry of health of Russia dated 07.03.2018 No. 92h «On approval of the Regulations on the organization of primary health care for children». Official Internet portal of legal information. URL: http://www. pravo.gov.ru (in Russian)

20. The order of the Ministry of health of the Russian Federation dated 30.12.1999 No. 462 «On improving the organization of medical care for pregnant women and gynecological patients». Zdravookhranenie [Healthcare]. 2000. No. 5. (in Russian)

21. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of 10.02.2003 No. 50 «On improving obstetric and gynecological care in outpatient clinics». URL: http://www. consultant.ru/ (in Russian)

22. The order of the health Ministry of the Russian Federation dated 30.03.2006 No. 223 «On measures for the improve-

ment of obstetric care to the population of the Russian Federation» (as amended on 06.04.2007). Zdravookhranenie [Healthcare]. 2006. No. 8. (in Russian)

23. Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of 24.09.2007 No. 623 «On measures to improve obstetric and gynecological care to the population of the Russian Federation». Rossiys-kaya gazeta [Russian Newspaper]. 2007. No. 243. (in Russian)

24. Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of 02.10.2009 No. 808n «On approval of the Procedure for providing obstetric and gynecological care». Rossiyskaya gazeta [Russian Newspaper]. 2010. No. 33. (in Russian)

25. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of 20.10.2020 No. 1130n «On approval of the Procedure for providing medical care in the profile "obstetrics and gynecology"». Official Internet portal of legal information. URL: the http://pravo.gov.ru (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.