С.Ш. Мурзабаева_
Государственная дума Федерального собрания РФ, Комитет по охране здоровья, Москва
Для корреспонденции
Мурзабаева Салия Шарифьяновна -
доктор медицинских наук,
член Комитета Государственной
думы Федерального собрания
РФ по охране здоровья
Адрес: 103265, г. Москва,
ул. Охотный ряд, д. 1
Телефон: (495) 692-82-24,
(347) 276-20-14
Е-таИ: [email protected]
Первичная профилактика -Ф приоритетное направление Ф
в сохранении репродуктивного здоровья населения в Российской Федерации
В статье рассматриваются проблемы, связанные с реализацией приоритета первичной профилактики в сфере охраны репродуктивного здоровья населения Российской Федерации, в том числе детей и подростков. Приведены основные показатели репродуктивного здоровья, данные выборочного исследования репродуктивного здоровья, проведенного в 2011 г. Росстатом совместно с Минздравом России при поддержке ЮНФПА. Ключевые слова: репродуктивное здоровье, репродуктивное поведение, дети, подростки, профилактика
S.Sh. Murzabayeva
The State Duma of the Federal Assembly Russian Federation, Committee on Health, Moscow
The importance of primary preventive measures in reproductive health preservation of Russian Federation population
The paper dwells on the problems relating to primary preventive measures implementation in the sphere of reproductive health care of Russian population including children and adolescents. The author presents the main reproductive health indicators, data on reproductive health randomized study carried out in 2011 by the Federal State Statistic service in conjunction with the Russian Federation Health Ministry and UNFPA support.
Key words: reproductive health, reproductive behavior, children, adolescents, preventive measures
■■1
Организационные вопросы
#
Сохранение репродуктивного здоровья населения, формирующего благоприятную социально-демографическую и экономическую перспективу страны, - одна из первостепенных задач национальной политики.
Впервые о необходимости закрепления принципов охраны репродуктивного здоровья на уровне национального законодательства было заявлено на Международной конференции ООН по народонаселению и развитию в Каире в 1994 г. [1]. 180 государств, в том числе Россия, признали, что к 2015 г. должен быть достигнут всеобщий доступ населения к информации и услугам в области охраны репродуктивного здоровья. На Всемирном саммите в 2005 г. мировые лидеры поставили эту задачу для достижения «Целей развития тысячелетия» (Цель 5. «Улучшить охрану материнского здоровья»).
Несмотря на отсутствие единого федерального закона в сфере репродуктивного здоровья, действующее российское законодательство, регламентирующее его различные аспекты, соответствует международным правовым документам.
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. (утверждена Указом Президента РФ № 1351 от 9 октября 2007 г.) [2] определила укрепление репродуктивного здоровья и института семьи в качестве приоритетных направлений государственной политики. Закрепленные Конституцией России гарантии государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства лежат в основе приоритетных направлений государственной политики и воплощаются на практике в рамках стратегических социальных проектов, масштабных целевых программ, национальных стратегий и концепций.
В результате в последние годы наметилась устойчивая тенденция к снижению младенческой и материнской смертности. По итогам 2012 г. показатель материнской смертности составил 11 на 100 тыс. родов,
достигнут целевой индикатор младенческой смертности - 8,1 на 1 тыс. родившихся живыми. Начиная с 2006 г. число родов в Российской Федерации превышает число абортов, общее число абортов за 5 лет снизилось на 24,3%. Меняются репродуктивные установки населения в пользу рождения вторых и третьих детей. По сравнению с 2013 г. доля рождений третьих детей увеличилась на 9,6%, что особенно важно в условиях сокращения числа женщин репродуктивного возраста.
Вместе с тем в стране сохраняется высокий уровень гинекологических и урологических заболеваний, злокачественных новообразований мочеполовой сферы, нарастают темпы распространения ВИЧ-инфекции. Доля абортов у первобеременных женщин в структуре абортов по-прежнему достигает до 10%. Ухудшается мужское репродуктивное здоровье. По данным Центра детской и подростковой андрологии г. Москвы, 21% мальчиков сегодня имеют риск репродуктивных нарушений, 14% имеют высокий риск бесплодия. Общее число бесплодных браков, по мнению экспертов, достигает до 15-18% среди лиц репродуктивного возраста. В среднем каждая 7-я супружеская пара в России на протяжении жизни сталкивается с проблемами планирования семьи вследствие бесплодия. При этом число разводов среди бездетных пар в среднем в 6-7 раз выше по сравнению с семьями, где есть дети [3].
Более ранняя сексуальная активность подростков сопровождается рисками нежелательной беременности, абортов, заболеваний, передаваемых половым путем. Согласно опросу молодых девушек в возрасте от 15 до 24 лет, четверть из них уже имели сексуальный опыт к 17 годам, к 18 годам этот показатель увеличивался до 42%, к 19 годам - до 61%. В возрасте от 15 до 19 лет 2,5% девушек делали аборт, в возрасте от 20 до 24 лет - каждая восьмая [4].
В этих условиях значительным резервом сохранения и улучшения репродуктив-
С.Ш. Мурзабаева / Первичная профилактика -
приоритетное направление в сохранении репродуктивного здоровья населения в Российской Федерации
ного здоровья являются меры первичной превентивной профилактики, ориентированной прежде всего на подрастающее поколение.
Вместе с тем следует признать, что принцип профилактики в сфере сохранения репродуктивного здоровья, правильного репродуктивного поведения и семейного планирования до настоящего времени не является в полной мере приоритетом в деятельности государственных ведомств и органов здравоохранения.
Закрепленное статьей 51 федерального Закона № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [5] право каждого гражданина на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи и медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений не реализуется в полной мере.
Свидетельством этого могут быть данные выборочного обследования репродуктивного здоровья населения России, проведенного в 2011 г. Росстатом совместно с Минздравом России при поддержке Фонда народонаселения ООН [4]: 71% опрошенных женщин в возрасте от 35 до 44 лет не делали маммографию по причине отсутствия рекомендаций врачей; только 23% женщин репродуктивного возраста получили информацию о контрацепции от медицинских работников (17% - от врачей, 6% - от средних медицинских работников), среди молодых девушек - только каждая десятая.
Приказом Минздрава РФ от 1 ноября 2012 г. № 572н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)» функция по консультированию и оказанию услуг по вопросам охраны и укрепления репродуктивного здоровья возложена на женскую консультацию. При этом показатель абортов не отнесен к оцениваемым критериям качества работы женской консультации. В числе критериев - показатель доли
женщин, вставших на учет по беременности, из числа обратившихся для ее искусственного прерывания, что отражает норму статьи 56 Закона «Об охране здоровья граждан в РФ» о введении «периода ожидания» для женщин, решивших прервать беременность. Предполагается, что в этот период беременной женщине должны оказывать помощь социальные работники и психологи. Однако по данным Минздрава России о реализации приказа Минз-дравсоцразвития России от 1 июня 2007 г. № 389 «О мерах по совершенствованию организации медико-социальной помощи в женских консультациях», в 2012 г. только 40,2% женских консультаций имели в своем штате социальных работников (в 2007 г. - 12,7%), психологов - 55,1% (в 2007 г. - 26,3%). Кроме того, представляется очевидным, что психологическое консультирование беременных женщин должно быть профессиональным, добровольным и предполагает необходимую подготовку специалистов и наличие четких критериев для оказания данного вида помощи.
Обращает внимание, что функция охраны репродуктивного здоровья по отношению к взрослому населению при организации оказания первичной медико-санитарной помощи возложена только на женские консультации и специализированные отделения и центры. Возможно, это одна из причин недостаточной подготовки и внимания участковых терапевтов к состоянию репродуктивного здоровья девушек и женщин, включая подготовку их к беременности.
Организация охраны репродуктивного здоровья детей до 18 лет действующим порядком оказания педиатрической помощи закреплена за детской поликлиникой [6]. Основные направления этой работы определены утвержденной Указом Президента России в 2012 г. Национальной стратегией действий в интересах детей до 2017 г. [7], в том числе проведение просветительской работы
Организационные вопросы
#
по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних. Однако до настоящего времени недостаточно развита сеть учреждений и подразделений для проведения профилактической работы по сохранению репродуктивного здоровья молодежи: центры и отделения охраны репродуктивного здоровья подростков, охраны здоровья семьи и репродукции, центры медико-социальной помощи подросткам, молодежные консультации. Как показывает практика, недостаточно используется для профилактической работы с молодежью и потенциал Центров здоровья.
Приказом Минздрава России от 5 ноября 2013 г. № 822н, утвердившим порядок оказания медицинской помощи в образовательных учреждениях [8], прописана обязанность медицинских работников отделения организации медицинской помощи в образовательных организациях детской поликлиники принимать участие в реализации медико-психологических образовательных программ подготовки несовершеннолетних к созданию семьи, правильному репродуктивному поведению. Современные подростки, наряду с воспитанием духовных и семейных ценностей, остро нуждаются в базовых знаниях о правильном репродуктивном поведении, гигиенических навыках. Однако до настоящего времени такие утвержденные и рекомендованные к использованию программы отсутствуют. Кроме того, до настоящего времени нет однозначного подхода к решению вопроса о включении в образовательный процесс программ обучения подростков правильному репродуктивному поведению и методики их проведения. При этом, как показало обследование Росстата, подавляющее большинство (88%) опрошенных российских женщин в возрасте 15-44 лет поддерживают необходимость такого образования в школе. Половина опрошенных женщин полагают, что обучение по вопросам, связанным с деторождением, следует начинать
до достижения подростками 14 лет; 44% считают, что этот курс нужно начинать с 14-15 лет, только 6% считают оптимальным возраст 16 лет [4].
Грамотное предоставление информации и эффективная организация соответствующего возрасту образования должны формировать у подростков ответственное отношение к сохранению своего репродуктивного здоровью и здоровью своих будущих детей. В ходе обследования Росста-та на вопрос об источниках информации по темам, связанным с репродуктивным поведением, только 8% молодых девушек и женщины 15-24 лет назвали учителя, каждая десятая - врача или другого медицинского работника, 20% - друзей и подруг. Чаще всего отвечали, что таковыми для них являются родители - 34% [4]. Действительно, родители, семья являются главными в воспитании нравственного поведения детей и подростков, подготовки их к семейной жизни.
Согласно федеральному законодательству [8], родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей и имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. К сожалению, проблемы в общении с родителями, проблемы семейного неблагополучия в современном обществе продолжают оставаться сложными.
Таким образом, следует признать, что, несмотря на наличие достаточной правовой базы, принцип приоритета профилактики в сфере охраны репродуктивного здоровья до настоящего времени реализован не в полной мере, не обеспечивается грамотная своевременная информированность молодежи. Такая ситуация требует комплексного программного решения, в первую очередь в интересах молодежи. В настоящее время в России широко реализуется национальная программа по формированию здорового образа
С.Ш. Мурзабаева / Первичная профилактика -
приоритетное направление в сохранении репродуктивного здоровья населения в Российской Федерации
жизни. Учитывая эффективность программы, целесообразно рассмотреть вопрос проведения в ее рамках масштабных мероприятий для обеспечения всеобщего доступа к информации в сфере репродук-
тивного здоровья, формирования у молодежи положительных установок, направленных на сохранение репродуктивного здоровья и рождение в будущем здоровых детей.
Литература
1. Доклад Международной конференции по народонаселению и развитию (Каир, 5-13 сентября 1994 г.). -ООН, Нью-Йорк, 1995 (http://www.un.org/russian/ со^егеп/сато_рор^^
2. Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15.10.2007 . - № 42, ст. 5009.
3. Стенограмма заседания «круглого» стола Комитета Госдумы ФС РФ по охране здоровья «Проблемы правоприменения Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в сфере правового регулирования репродуктивной деятельности». М., 13.02.2014.
4. Репродуктивное здоровье населения России 2011, резюме отчета. - Росстат, Минздрав РФ, ЮНФПА, 2012.
5. Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011. -№ 48, ст. 6724.
6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.04.2012 № 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи».
7. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
8. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 05.11.2013 № 822н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».
9. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995. - № 223-ФЗ, ст. 63.