Инновации в образовательных учреждениях
УДК 331:37.072:371.14
Н. Н. Давыдова, М. Г. Синякова, С. А. Фоменко
J ^
РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ,
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОЙ КЛАСТЕРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ*
S___________________________________.____________________________________г
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы развития взаимодействия организаций в условиях сетевой кластерной интеграции. Установлено, что важными качественными характеристиками современного интеграционного процесса являются: глубина, интенсивность и длительность интеграции. Показано, что организация образовательного кластера обеспечивает решение важнейшей задачи профессиональной подготовки современного учителя -переход от массово-репродуктивного производства специалистов к их индивидуально-творческой подготовке, к формированию творческой конкурентоспособной личности учителя.
Ключевые слова: непрерывное образование, сетевая кластерная интеграция, образовательный кластер.
Abstract. The article discusses the development of cooperation organizations in the cluster network integration. It is found that important quality characteristics of modern integration process are: depth, intensity and duration of integration. It is shown that the organization of education cluster provides the essential task of the modern teacher training - the transition from mass-production of reproductive specialists in their individual creative training, the formation of a creative competitive personality of the teacher.
Keywords: Continuing education, network integration cluster, Education Cluster.
Глубокие политические и социально-экономические реформы в нашей стране, связанные с переходом к гражданскому обществу, ведут к становлению открытого общества, отличительной особенностью которого является взаимодействие с другими странами и народами. Российские социально-культурные и социально-экономические реформы происходят в контексте глобальных изменений в мире, в ходе которых отечественная система образования также претерпевает большие изменения. Сегодня государственная образовательная политика направлена на модернизацию образования с учетом общих тенденций развития образования в странах мира. В программных документах федерального уровня подчеркивается, что именно образование является приоритетной сферой развития общества, от которой зависит социально-культурное и социально-экономическое развитие страны.1
В этой связи российская педагогическая наука и образовательная практика ищут новые способы обеспечения высокого обновляющегося уровня образования путем осмысления интеграционных процессов, происходящих в образовании и в разнообразной российской образовательной практике.
Определено, что важными качественными характеристиками современного интеграционного процесса являются:
• глубина интеграции (как степень взаимодополнения активов и взаимоувязанности деятельности участников;
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 14-16-66032.
• интенсивность и регулярность интеграции (как степень частоты и постоянства контактов сторон при осуществлении совместной деятельности);
• длительность интеграции (период осуществления совместной деятельности).
Кроме того, существенной характеристикой интеграционных процессов выступает их стадийность, те. наличие существенных по содержанию и значимости для обеспечения результативности совместной деятельности этапов протекания рассматриваемых процессов во времени. При этом целесообразно различать доинтеграционную (проектную, подготовительную); собственно интеграционную (начало совместной деятельности); постинтеграционную (достижение запланированных параметров глубины и интенсивности взаимодействия) стадии интеграционного взаимодействия.
В последние годы наблюдается рост кластерных форм интеграции, при которых организационные и функциональные структуры не изменяются, но усиливается процесс совместного взаимодействия, что порождает благоприятные условия для развития корпоративных структур и экономики территорий их базирования. Тенденция кластерной интеграции способствует созданию активного развития очагов экономического роста, получению синергетического эффекта в результате сотрудничества отдельных организаций по цепям взаимодействий. Подобные тенденции преобразования среды взаимодействия могут использоваться как важный ресурс развития корпоративных структур. Формирование и развитие региональных кластеров оценивается как важное конкурентное преимущество современной
48
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/5
Инновации в образовательных учреждениях
экономики, обеспечивающее реальный синергетический эффект, как основа регионализма в глобальной экономике. В соответствии с выводами М. Портера о конкурентных преимуществах, именно те регионы, в которых складываются и функционируют кластеры, становятся лидерами экономического развития [6].
Среди известных процессов интеграции можно выделить объединение субъектов взаимодействия без потери автономности путем формальных и неформальных методов сотрудничества (договоренностей) на ограниченной территории, в результате чего образуются кластеры. Цель объединения - лоббирование многосторонних интересов в широком спектре взаимодействий (предоставление преференций по кредитованию, налогообложению, стимулированию снабженческо-сбытовой политики, привлечение инновационно-образовательных услуг и прочих видов инфраструктурного обслуживания).
Мировой опыт создания кластеров свидетельствует том, что на сегодняшний день существуют разные методики и подходы к их формированию. Первый вариант - кластер создается сверху, по инициативе государства, правительства, на основании федерального законодательства. Примером может служить предложение Президента РФ Д. А. Медведева по созданию в Сколково под Москвой отечественного Центра исследований и разработок - аналога Силиконовой долины. Второй вариант -создание кластера снизу, когда основными предпосылками к формированию являются желания организаций, работающих в разных сферах, взаимодействовать.
Отсутствие однозначного определения понятия «кластер» привело к разнообразию его практических применений. На сегодняшний день этот термин активно применяется и используется в физике, химии, информатике и программировании, экономике, социологии и других науках, находя в каждой из предметных областей свою интерпретацию. Тем не менее, понятие «кластер» имеет схожую семантическую нагрузку, которую можно выразить с помощью некоторых характерных особенностей [11]:
• объединение в группы однородных элементов, которые способны совместно выполнять возлагаемые на них функции с большей эффективностью, чем каждый по отдельности;
• взаимодействие друг с другом через внутреннюю систему связей, обеспечивающих стабильность кластера в целом;
• способность к самоорганизации (для кластеров характерен синергетический эффект).
Объединение в кластеры может происходить по разным характеристикам, что позволяет оценить получаемые возможности от применения кластерного подхода в любом виде деятельности. Например, если кластер создается для ведения совместной проектной деятельности (выполнение определённых специфических заданий по проекту), то применение кластерного подхода позволит разбить проект и систему его управления на подсистемы и компоненты, что будет
способствовать повышению эффективности управления проектом в целом в связи с хорошей структурированностью системы.
Эффективность кластерного подхода для осуществления совместной деятельности доказывает также формула В. А. Грейкюнаса, которая имеет следующий вид: N=N [(2n-1) + (n-1)], где N - количество взаимодействий (контактов), n - число участников взаимоотношений.
Кластеры обладают такой отличительной особенностью, как возникновение в их рамках набора эффектов, характеризующихся положительной динамикой:
• Масштаб производства. Его основой служит наличие в одной из организаций кластера ядра, характеризующегося инновационной составляющей при производстве определенного вида продукции и услуги.
• Эффект синергии, который возникает в случае использования единой стилистики, формы или стандарта продукции.
• Эффект охвата, который возникает при существовании фактора производства, который может быть использован одновременно для производства нескольких видов продукции или услуг. Этот фактор характеризуется многофункциональной природой, а при группировке организаций в кластеры значительно усиливается, так как возникает возможность использовать его многофункциональную природу на самых разнообразных организациях и предприятиях при минимальных издержках.
При действии всех эффектов организации кластера, ранее не приносившие прибыли, могут стать рентабельными за счет перераспределения функций, повышения производительности труда и снижения себестоимости производимых благ. Таким образом, организации кластера, по сравнению с другими, получают дополнительные конкурентные преимущества. Потоки и связи, обусловленные непосредственной деятельностью организаций, входящих в состав кластера, способствуют его непосредственному формированию. Поэтому информация о происходящих действиях внутри кластерной системы должна быть доступной каждому из участников. При этом можно выделить ряд признаков, по которым могут формироваться кластеры [9].
• Самообеспеченность. Поток, направленный на удовлетворение тех или иных потребностей участника кластера, замыкается организацией, входящей в данную систему отношений (кластер).
• Взаимодействие. Наряду с потоками, проходящими внутри кластера, в систему могут вливаться ресурсы из внешней среды для эффективной реализации проектов внутри кластера.
• Потребности. Участники кластера на протяжении всего цикла своего существования имеют постоянную потребность в определенном ресурсе.
• Ресурсная база. Входящие в кластер организации, предприятия и бизнес-структуры, предоставляющие ресурсы, способны удовлетворить спрос на эти ресурсы внутри кластера.
• Взаимовыгодные отношения. Ресурсы внутри кластера для его участников поставляются по льготным
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/5
49
Инновации в образовательных учреждениях
условиям на основе применения специальных схем расчета.
• Информированность. Обеспечивается своевременная и постоянная информационная поддержка внутри кластера. Информация о происходящих изменениях внутри кластера должна быть доступна его участникам.
Наличие такого рода взаимосвязей является обязательной характеристикой кластера. Между участниками кластера с налаженными связями легко создаются информационные, денежные и другие потоки. Интенсивность, с которой используются эти потоки, говорит о силе связей внутри кластера. Необходимости оптимизации всех потоков внутри кластера приводит к усилению взаимосвязи и взаимозависимости участников взаимодействия, что позволяет говорить о долгосрочности таких отношений и привлечении исключительно надежных партнеров.
Все участники кластера находятся в постоянном взаимодействии и обязаны соблюдать определенные правила поведения. Эти правила помогают удерживать обретенные преимущества внутри кластера, делать их доступными всем партнерам системы взаимоотношений [4].
Таким образом, кластеры сегодня рассматриваются как:
• единые динамичные структуры;
• устойчивое ядро распространения новых знаний, технологий, продукции;
• инновационные центры.
Им свойственны:
• междисциплинарность;
• высокая степень информатизации;
• отсутствие четких границ [5].
Можно сделать вывод, что кластер как устойчивое партнерство взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и отдельных лиц основывается на развитии положительных синергетических эффектов и может иметь потенциал, превышающий простую сумму потенциалов отдельных составляющих.
Тенденции кластерной интеграции в сфере образования способствуют созданию образовательного пространства активного распространения очагов инновационного роста, получению синергетического эффекта в результате сотрудничества отдельных образовательных организаций по цепям взаимодействий. Подобные тенденции преобразования системы образования должны использоваться как один из важных ресурсов развития корпоративных структур и социально-экономического развития регионов в целом. Теоретическую основу для исследования формирования и развития образовательных кластеров составляют: кластерный подход в профессиональном образовании (Г В. Муха-метзянова, Н. Б. Пугачева, А. В. Леонтьев), теория деятельности и педагогическое проектирование (В. В. Давыдов, В. П. Беспалько, Г И. Ибрагимов, B. C. Леднев, М. И. Махмутов, А. А. Сластенин), концепция непрерывного образования (Б. С. Гершунский, Г В. Мухамет-зянова, A. M. Новиков), исследования, раскрывающие проблемы социального партнерства и управления
качеством образования в профессиональной школе (П. Ф. Анисимов, Г В. Мухаметзянова, Г И. Ибрагимов, Е. А. Корчагин, В. П. Панасюк, А. С. Субетто).
Теоретической основой формирования образовательного кластера является концепция непрерывного образования, способствующая определению структуры, содержания, форм деятельности каждого из входящих в кластер, единству и взаимосвязи всех звеньев образования. Важнейшим свойством в этой связи выступает его целостность. Образовательный кластер представляет собой совокупность образовательных организаций, развивается в структуре непрерывного педагогического образования как целостный педагогический объект, упорядочивающий многочисленные связи как внутри его, так и с внешней социальной средой. Цели и задачи каждого этапа формирования кластера должны быть преемственно связаны не только с целью всей системы, но и с целями и задачами предшествующих и будущих этапов. [1,2,3].
Вторым важным свойством концепции непрерывного образования, реализующимся в рамках образовательного кластера, является преемственность всех звеньев данной системы. Каждое предыдущее звено должно быть полноценным предварением последующего. Это достигается введением сквозных учебных планов и адаптированных программ, в результате чего становится невозможным дублирование учебного материала. В результате сквозной вертикальной интеграции ступеней непрерывного образования и горизонтальной координации структур, обеспечивается высокий уровень организационного объединения различных аспектов деятельности субъектов педагогического процесса [7,8,9,10].
Таким образом, образовательный кластер создается с целью упорядочения и координирования деятельности по подготовке и повышению квалификации педагогических кадров, поиска оптимальных путей управления системой профессионального педагогического образования. Конечная цель создания кластера - органическое слияние всех заинтересованных организаций в единый комплекс непрерывного педагогического образования.
В настоящее время в литературе описаны семь основных кластерных стратегий:
• географическая, предполагающая построение пространственных кластеров, начиная от сугубо местных до подлинно глобальных;
• горизонтальная, когда несколько кластеров объединяются в мегаструктуры кластерного типа;
• вертикальная, объединяющая, в нашем случае, отдельные уровни образования;
• латеральная, когда в кластер объединяются разные структуры, способные обеспечить экономию за счет эффекта масштаба, приводящего к новым комбинациям;
• технологическая, предстающая как совокупность структур, пользующихся одной и той же технологией;
• фокусная, когда кластер организаций сосредотачивается вокруг одного центра (например, университета);
50
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/5
Инновации в образовательных учреждениях
• качественная, при которой существенен вопрос о том, каким образом организации осуществляют сотрудничество.
К позитивным условиям, способствующим развитию кластеров, в том числе образовательных, можно отнести:
• существование соответствующих технологических и научных инфраструктур (Д. А. Ялов) [12].
• психологическая готовность участников к кооперации (Д. А. Ялов, В. П. Третьяк);
• наличие устойчивой региональной стратегии развития кластеров;
• возможность успешного применения метода проектного управления;
• устойчивое развитие информационных технологий, обеспечивающих обмен информацией между субъектами кластера (А. А. Мигранян).
К факторам, сдерживающим развитие кластеров, относятся: низкое качество инвестиционного климата, низкий уровень развития ассоциативных структур, которые не справляются с задачей выработки и продвижения приоритетов регионального развития, краткосрочный горизонт планирования, так как реальные выгоды от развития кластера появляются только через 5-7 лет. Последний факт заставляет обратить внимание на вопрос о масштабе управления региональным развитием. Если масштаб управления ограничен 4 годами (предвыборный цикл), то говорить о какой-либо долгосрочной стратегии сложно. Успешная реализация проектов по специальному стимулированию кластеров возможна только при наличии соответствующей долгосрочной региональной стратегии.
На сегодняшний день бенчмаркинг является общепризнанным и широко применяемым инструментом управления.
Образовательный кластер обеспечивает возможность непрерывного «погружения» студентов в сферу их будущей профессиональной деятельности, позволяет изучать, обобщать и накапливать инновационный опыт, оперативно апробировать достижения педагогической науки, обновлять и обобщать организацию и содержание профессиональной педагогической подготовки, в том числе путем привлечения опытных учителей и преподавателей в вузе.
Организация образовательного кластера обеспечивает решение важнейшей задачи профессиональной подготовки современного учителя - переход от массово-репродуктивного производства специалистов к их индивидуально-творческой подготовке, к формированию творческой конкурентоспособной личности учителя. В условиях кластера возможно решение проблемы вариативности профессиональной подготовки, открытия новых перспективных специальностей, введение новых дисциплин, современных технологий обучения.
Создание образовательного кластера в регионе не только способствует совершенствованию организации непрерывного педагогического образования, организации учебного процесса, коррекции и обновлению содержания образовательных программ, но и интен-
сифицирует процесс подготовки квалифицированного специалиста, сокращая сроки обучения и обеспечивая государственный заказ.
Таким образом, образовательный кластер как системообразующий компонент и важнейшее условие функционирования региональной модели непрерывной подготовки педагогических кадров представляет собой целостное образование, включающее в себя организационный, управленческий, технологический, содержательный уровни, позволяющие обеспечить целенаправленный процесс развития непрерывного педагогического образования.
Литература
1. Гапонюк П. Н. Государственные программы как инструмент управления качеством подготовки специалистов в высшей школе // Образование и наука. 2011, № 6. С.3-11.
2. Гнатышина Е. А. Гармонизация подготовки отраслевых кадров и педагогов профессионального обучения на основе кластерного подхода // Образование и наука. 2011. № 10; С.40-50.
3. Гоомыко Ю. В. Что такое кластеры и как их создавать? // Алманах «Восток». 2007. Вып.1. [Эл. ресурс]. URL: http:// www.situation.ru/app/j_art_1178.htm (Дата обращения: 1.10.2014).
4. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. К разработке организационно-педагогической модели управления процессами самоорганизации образовательных систем в условиях сетевого взаимодействия // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 4. С.31-34.
5. Мухаметзянова Г. В., Пугачева Н. Б. Кластерный подход к управлению профессиональным образованием. Казань: ИПППО РАО, 2007. 144 с.
6. Портер М. Конкуренция. Под ред. Я. В. Заблоцкого и др.; пер. с англ. О. Л. Пелявского и др. М.: Вильямс, 2005. 608 с.
7. Савин К. Н. Теоретические подходы идентификации кластера повышения качества процессов жизнеобеспечении // Российское предпринимательство. № 11. Вып. 2 (123). 2008. С.143-146.
8. Сиденко А. С. Использование сетевого взаимодействия для обеспечения развития инновационного потенциала педагогов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 4. С.25-30.
9. Силкина Н. В., Ваганова Н. О. Особенности педагогической деятельности работников среднего и высшего профессионального образования в структуре университетского комплекса // Образование и наука. 2013. № 4. С.30-39.
10. Стеценко И. А. Рефлексивно-ориентированная модель педагогического образования // Образование и наука. 2011. № 10. С.50-58.
11. Терешин Е. М., Володин В. М. Современная дефиниция понятия «кластер» и подходы к формализации этого явления // Экономические науки. 2010. № 2 (63).
12. Ялов Д. А. Кластерный подход как технология управления региональным экономическим развитием. СПб.: Фонд ЦСР «Северо-Запад», 2006.
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/5
51