Научная статья на тему 'Основные подходы к разработке механизмов интеграции корпоративных интегрированныхсистем в сфере образования'

Основные подходы к разработке механизмов интеграции корпоративных интегрированныхсистем в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / КЛАСТЕРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игошев Борис Михайлович, Давыдова Наталия Николаевна, Фоменко Светлана Леонидовна

В работе представлены подходы к формированию образовательного кластера как важного интеграционного механизма, обеспечивающего интенсивное развитие образующих его организаций. Установлено, что объединение образовательных организаций в кластер формирует особую систему распространения новых знаний и образовательных технологий между участниками сетевого взаимодействия. Описана методология построения оптимально-согласованных систем управления развитием корпоративных интегрированных систем в сфере образования. Представлены основные принципы формирования и функции педагогического (образовательного) кластера. Сформулированы основные этапы создания педагогического (образовательного) кластера. Рассмотрена специфика педагогического образовательного кластера как одной из форм социального партнерства ы образовании. Определены основные преимущества и проблемы развития кластерной интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игошев Борис Михайлович, Давыдова Наталия Николаевна, Фоменко Светлана Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к разработке механизмов интеграции корпоративных интегрированныхсистем в сфере образования»

УДК 338.436.33

Б.М. Игошев, Н.Н. Давыдова, С.Л. Фоменко

Основные подходы к разработке механизмов интеграции корпоративных интегрированных систем в сфере образования

Аннотация

В работе представлены подходы к формированию образовательного кластера как важного интеграционного механизма, обеспечивающего интенсивное развитие образующих его организаций. Установлено, что объединение образовательных организаций в кластер формирует особую систему распространения новых знаний и образовательных технологий между участниками сетевого взаимодействия. Описана методология построения оптимально-согласованных систем управления развитием корпоративных интегрированных систем в сфере образования. Представлены основные принципы формирования и функции педагогического (образовательного) кластера. Сформулированы основные этапы создания педагогического (образовательного) кластера. Рассмотрена специфика педагогического образовательного кластера как одной из форм социального партнерства ы образовании. Определены основные преимущества и проблемы развития кластерной интеграции.

Ключевые слова: интеграционное взаимодействие в сфере образования, кластерная интеграция, образовательный кластер; сетевое взаимодействие.

Abstract

The paper presents the approaches to the formation of educational cluster as an important integration mechanism, which provides intensive development of its constituent organizations. It is established that uniting the educational organizations into the cluster generates a particular system of dissemination of new knowledge and education technologies between the participants of network cooperation. The methodology of construction of optimally -aligned systems of management of development of integrated corporate systems in the educational sphere is described. The basic principles of formation and functions of pedagogical (educational) cluster are presented. The basic stages of creation of pedagogical (educational) cluster are formulated. The specificity of the pedagogical educational cluster as a form of social partnership in education is considered. The main advantages and problems of cluster integration development are determined.

I

Keywords: integrational cooperation in the educational sphere, cluster integration, educational cluster, network cooperation.

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 66032-16-14 а.

В условиях перехода к постиндустриальному обществу усиливается интерес к формированию в России, как и в других странах мира, новой генерации людей с высоким уровнем общей и профессиональной культуры, глобальным мышлением и высоконравственным сознанием. Чрезвычайно актуальными становятся социальные проекты, направленные на формирование формальных и неформальных инновационных структур, устойчивое развитие креативных трудовых способностей личности, формирование инновационной культуры хозяйствующих объектов. В этих условиях сфера образования становится одним из важней-

ших факторов устойчивого развития общества, конкурентоспособности и национальной безопасности государства. В свою очередь в образовании системное развитие процессов дифференциации и индивидуализации является важной предпосылкой расширения интеграционных процессов, в том числе и на основе кластерного подхода. В целом, кластерный подход в настоящее время рассматривается как новое направление в науке и практике, связанное с поиском и реализацией новых возможностей развития общества, повышения его благосостояния и конкурентоспособности посредством системной деятельности по созданию и

управлению кластерами. Главной целью кластерных инициатив, по мнению О.М. Трофимовой, является «создание сети взаимодействий между учеными, студентами, предпринимателями и государственными служащими, чтобы при принятии решений органами государственной власти были в максимальной степени учтены мнения представителей всех участников кластерной инициативы» [13]. Истоки теории кластерной интеграции и управления в них восходят к работе «Принципы экономической науки» А. Маршалла [6]. Эта тематика получила дальнейшее освещение в работах Р. Коуза, Ф. Перу, В. Фельдмана, Й. Шумпетера, М. Энрайта. Среди современных ученых, уделяющих внимание теории и практике управления кластерными объединениями организаций, нельзя не отметить В.П. Арашукова, Т.П. Быкову, В.М. Володина, Л.К. Злотникова, Л.А. Истомину, С.Ф. Пятинкина, А.Е. Романова, В.П. Третьяка, В.М. Юрьева, Д.А. Ялова. Большинство современных авторов солидарно в том, что в наши дни эффективное управление процессами кластерной интеграции основывается на активном совместном взаимодействии субъектов хозяйствования, научной сферы, банковских структур и органов государственной власти, причем развитие кластерных объединений организаций прямо связано с положительной динамикой культуры взаимоотношений участников сетевого взаимодействия [4,5]. Таким образом, важным источником экономического роста и повышения конкурентоспособности в условиях нестабильной внешней среды сегодня выступают ресурсы межличностных отношений хозяйствующих субъектов, основанные на доверии и сотрудничестве. Эти ресурсы получают свое развитие в концепции кластерной интеграции, основанной на формировании сетевых взаимоотношений между субъектами хозяйствования, органами государственного управления и участниками государственно-частных партнерств, в результате которых реализуются конкурентные преимущества участников кластерной интеграции в создании инноваций и развитии человеческого капитала. В ряде научных работ убедительно показано, что в ближайшем будущем основную роль в обеспечении и развитии устойчивой конкурентоспособности хозяйствующих субъектов будет играть именно кластерная политика [1,10,11,16,17]. Напомним, что кластерная политика характеризуется, прежде всего, формированием тесных взаимосвязей между конкретными экономическими субъектами — участниками кластера, упрощением доступа к новым технологиям, распределением рисков в различных формах совместной экономической деятельности, организацией совместных научно-исследовательских работ, совместным использованием знаний и основных фондов [5,9]. В широком смысле под кластерной политикой государства рассматривается политика, направленная на развитие кластеров. В толковом словаре Ожегова дается определение: кластерной политики как деятельности органов государственной власти и государственного управления, отражающей общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность партий и других организаций, общественных группировок, определяемых их интересами и целями [8]. Следует отметить, что процессы кластеризации довольно долго рассматривались как естественные, и в экономической теории до настоящего времени распространено мнение о том, что кластеры развиваются спонтанно. Однако в

последнее время роль государства в формировании кластеров существенно возросла, о чём свидетельствуют многочисленные программы и инициативы органов управления разных уровней. Рассмотрим основные этапы реализации кластерной политики в РФ, которая берет свое начало с разработки методических рекомендаций по развития кластерных инициатив в регионах России в 2008 г. (Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации (Департамент стратегического управления (программ) и бюджетирования)«О реализации кластерной политики в Российской Федерации» от 26 декабря 2008 года п 20615-ак/д19). На необходимости поддержки кластерных инициатив акцентирует внимание и «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Предполагается, что формирование территорий инновационного развития и инновационных кластеров будет способствовать активизации новаторской деятельности. На первом этапе (2011-2013 гг.) проводились пилотные проекты по отработке механизмов поддержки кластерных инициатив. В настоящее время предполагается, что развитие кластеров должно стимулироваться софинансированием из федерального бюджета региональных программ содействия малому бизнесу и дополнительной поддержкой регионов, активно инвестирующих в создание своей инновационной системы. Поддержка институционального развития предполагает стимулирование инновационного процесса, поддержку инноваций и осуществление коммерциализации инноваций, осуществление консультационных услуг, участие государства в прогнозировании основных рыночных показателей региона, а также участие в подготовке необходимых предприятиям кадров.

В настоящее время формирование кластеров предусмотрено в нормативно-правовых актах инновационного законодательства субъектов РФ, направленных на регулирование общих вопросов социально-экономического развития субъектов РФ, развитие малого и среднего предпринимательства, формирование промышленной политики и промышленных зон в регионах, повышение инвестиционной привлекательности и реализации приоритетных инвестиционных проектов, поддержку отдельных отраслей.

Согласно приоритетам развития мирового сообщества в последние годы стратегической перспективой обеспечения устойчивости и конкурентоспособности конкретных территорий становится социальное развитие [14,15,16,17]. Соответственно, возрастает роль социально-ориентированных кластеров и для отдельных регионов РФ. Такие кластеры, как правило, ориентированы на решение проблем повышения качества жизни населения — улучшения здоровья, повышения уровня образования и культуры.

Применительно к сфере образования объединение образовательных организаций в кластер формирует особую систему распространения новых знаний и образовательных технологий среди участников сетевого взаимодействия [2,3,12]. В рамках реализации стратегии развития кластерных образовательных инициатив на местах разрабатываются инновационные образовательные программы по ряду актуальных педагогических специальностей. Известно, что кластер обеспечивает более эффективную интеграцию участников образователь-

Основные подходы к разработке механизмов интеграции корпоративных интегрированных систем в сфере образования 75

ной и инновационной систем, чем другие формы объединений субъектов образовательной деятельности. В результате развития кластерной интеграции происходит ускорение передачи информации, упрощается доступ к новым технологиям, обеспечивается совместное использование знаний и основных фондов, создаются совместные НИОКР, повышается качество процессов обучения за счет концентрации ресурсов и физических контактов специалистов высокого уровня, и соответственно увеличиваются инвестиции и производительность труда.

В большинстве случаев образовательные кластеры в территориях создаются с целью упорядочения и координирования деятельности по подготовке и повышению квалификации педагогических кадров, поиска оптимальных путей управления системой профессионального педагогического образования. Конечными целями создания подобных кластеров выступает органическое слияние всех заинтересованных организаций в единый комплекс непрерывного образования, повышение качества профессиональной подготовки и удовлетворение текущих и перспективных потребностей социальных партнеров в высококвалифицированных специалистах. Одной из важных задач создания образовательного кластера выступает возможность предвидения образовательных потребностей, обусловленных проблемами непрерывного образования, что во многом способствует опережающему развитию образовательного процесса.

К основным направлениям развития, характерным для подобных структур, следует отнести:

- концентрацию на инновационном потенциале участников сетевого взаимодействия;

- обеспечение открытого образовательного пространства внутри образовательного кластера;

- создание «точек роста» и «зон ближайшего развития» для участников сетевого взаимодействия;

- формирование новых управленческих механизмов поддержки изменений социальными партнерами.

Среди основных характеристик объединения образовательных организаций в образовательный кластер следует отметить расширяющееся информационно-образовательное пространство, позволяющее описать многообразие горизонтальных и вертикальных взаимодействий внутри кластера и время, показывающее логику развития сетевых отношений участников. Алгоритм формирования образовательного кластера включает оценку возможности формирования кластера, разработку механизма формирования образовательного кластера путем выявления потенциальных участников; определение принципов и правил функционирования создаваемой сетевой структуры, выделение цели и стратегии развития. Особое внимание уделено формированию структуры управления кластером и реализации механизма его функционирования за счет определения функциональных обязанностей участников, кадрового состава входящих в кластер организаций, заключения соглашений между участниками образовательного кластера, и, наконец, оценкой и определением приоритетных направлений развития образовательного кластера в соответствии с поставленной целью.

Роль организаций высшего образования в образовательном кластере состоит в обеспечении сотрудничающих субъектов инновациями, научными и научно-мето-

дическими знаниями, передовыми педагогическими и информационными технологиями, преподавателями-консультантами, научными руководителями, деловыми тренерами. Для адресной и системной работы с образовательными организациями в рамках образовательных кластеров университеты заключают соглашения о сотрудничестве, как с образовательными организациями разных уровней, так и муниципальными образованиями городов и районов. Следует отметить, что при развитии образовательного кластера, как правило, появляются дополнительные, непрофильные для учреждений высшего образования подразделения, являющиеся результатом взаимодействия субъектов кластерной интеграции. В структуре педагогического (образовательного) кластера в этом качестве могут выступать, например, творческие лаборатории разной направленности, совместные кафедры, совместные методические объединения и др.

Таким образом, кластер в сфере образования сегодня рассматривается как открытая образовательная система взаимодействия нового типа в форме социального диалога и социального партнерства, возникающего в результате сквозной вертикальной интеграции ступеней непрерывного образования и горизонтальной координации структур, что обеспечивает высокий уровень организационного объединения различных аспектов деятельности субъектов образовательного процесса.

Создаваемый в условиях в Институте менеджмента и права ФГБОУ ВПО УРГПУ педагогический образовательный кластер объединяет в настоящее время ряд образовательных организаций Свердловской и Курганской областей и ряд учреждений высшего образования, в том числе Уральский государственный педагогический университет, Курганский государственный университет, Московский социально-педагогический университет (Россия). Ошский гуманитарно — педагогический институт (Республика Кыргызстан). Институт менеджмента и права ФГБОУ ВО УрГПУ выступает в качестве ядра кластерной интеграции, выполняя функции координатора сетевого взаимодействия, и является научно-образовательной платформой для обеспечения взаимодействия участников.

Процессу формирования педагогического (образовательного) кластера образовательных организаций Уральского региона во многом способствовало наличие инициативной группы, заинтересованной в развитии процесса кластерной интеграции образовательных организаций, заинтересованных в сетевом взаимодействии. В ходе инициации создания кластера идет активный процесс предметного определения целей и направлений развития педагогического (образовательного) кластера. После того как определились участники сетевого взаимодействия и конечные продукты взаимодействия образовательных организаций, проведен количественный анализ состояния образовательных организаций — участников кластерной интеграции путем сбора массива статистической и документальной информации. В настоящее время ведется выработка стратегии развития педагогического (образовательного) кластера и подготовка программы ее реализации. Разрабатываемая стратегия должна включить в себя анализ текущей ситуации в сфере образования региона, определить основные проблемы, предложить общее видение и

миссию формирующегося кластера, общие и специфические цели его развития, провести SWOT-анализ. Важность SWOT-анализа заключается не только в том, что он дает представление о существующей ситуации в потенциальном кластере, но и определяет те возможности, по которым может пойти развитие кластера. Формализация структур педагогического (образовательного) кластера начинается с формирования организационной структуры. Для управления и представления интересов участников кластерной интеграции создается юридическая некоммерческая структура, которая объединит партнеров по сетевому взаимодействию, определить степень их вовлеченности в кластерный проект, в том числе их финансовую ответственность.

Целью создания педагогического (образовательного) кластера выступает реализация непрерывной подготовки педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия в интересах обеспечения содержательного и структурно-функционального единства образовательного пространства, создания многообразия алгоритмов обучения, развития различных форм повышения квалификации педагогических работников в условиях кластерной интеграции.

К основным задачам создаваемого образовательного кластера следует отнести:

• модернизацию образовательного процесса и совершенствование управления процессом образования за счет:

- изменения организационной структуры образовательной системы, перераспределение полномочий (обязанностей) между её элементами,

- совместного планирования заинтересованными социальными партнерами направлений взаимодействия в подготовке специалистов,

- развития самостоятельности образовательных организаций,

- формирования новых институтов сферы образования, предоставляющих широкий выбор образовательных программ и услуг,

- устойчивого развития материально-технической базы учебных заведений на долгосрочной основе,

- перехода к открытому образованию;

• повышение качества подготовки обучающихся на всех

уровнях образования путем:

- внедрения новых образовательных технологий,

- разработки новых и модернизации действующих учебных планов и основных образовательных программ (в том числе школьных), адаптированных в соответствии с запросами потребителей,

- создания условий для тесного взаимодействия научно-педагогических кадров высших учебных заведений с участниками кластерной интеграции,

- активного проведения профориентационной работы со школьниками,

- привлечения и закрепления в организациях — участниках кластерной интеграции представителей профессорско-преподавательского состава соответствующей квалификации;

• развитие кадрового потенциала за счет:

- открытия новых специальностей и специализаций по заказу работодателя;

- переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических работников,

- разработки новых и модернизации действующих образовательных программ для системы дополнительного образования.

Таким образом, методология построения оптимально-согласованных систем управления развитием педагогического (образовательного) кластера будет включать следующие основные этапы.

На первом этапе формируется собственно интегрированная система образовательных организаций и определяется координирующий центр кластера. В этот период идет работа над созданием необходимых условий для объединения и развития взаимодействия образовательных организаций, входящих в кластер

В рамках второго этапа разрабатываются подходы к управлению интегрированной системой на основании взаимовыгодного сотрудничества. Особое внимание уделяется механизмам согласования интересов всех субъектов взаимодействия.

На третьем этапе формируются основные цели интеграции по каждому уровню развития, разрабатывается методика оценки дополнительного эффекта, полученного в результате сотрудничества.

В ходе четвертого этапа определяются конкретные пути взаимодействия образовательных организаций в рамках создаваемой сетевой структуры.

Таким образом, педагогический (образовательный) кластер можно представить как целостное образование, включающее в себя организационный, управленческий, технологический, содержательный уровни, позволяющие сформировать целенаправленный процесс развития кластерной интеграции.

Взаимодействие участников педагогического образовательного кластера строится на основе следующих принципов:

- непрерывности образования, выстраиваемого с учетом карьерного роста педагогических работников в условиях педагогического (образовательного) кластера;

- принцип системности, предполагающий целостность, системность и согласованность действий субъектов кластерной интеграции, направленных на совместное решение задач, стоящих перед ними.

- автономности, который заключается в том, что практически все направления деятельности в условиях кластера обеспечиваются специалистами из образовательных организаций — участников взаимодействия;

- принцип интеграции, реализация которого предполагает объединение усилий субъектов сетевого взаимодействия для достижения поставленной цели;

- сотрудничества, предполагающий готовность субъектов педагогического образовательного кластера к формированию эффективных стратегических отношений в области подготовки квалифицированных кадров. Эти отношения включают эффективное использование внутренних и внешних ресурсов кластерной интеграции: кадрового и научно-информационного потенциала образовательных организаций, финансирования, собственной инфраструктуры, образовательных технологий, технических средств обучения, а также принятия нормативно-правовых актов, определяющих основные направления развития их сотрудничества.

- развития участников кластерной интеграции, озна-

Основные подходы к разработке механизмов интеграции корпоративных интегрированных систем в сфере образования 77

чающий повышение конкурентоспособности отдельных участников сетевого взаимодействия;

- инновационности, предполагающий постоянное обновление содержания образовательной деятельности участников кластерной интеграции в соответствии с последними достижениями педагогической науки и образовательных технологий

- совместимости, направленный на учет специфических особенностей, профилей организаций общего и профессионального образования, участвующих в сетевой взаимодействии в интересах создания совместных образовательных программ и систем корпоративного обучения, организацию их непосредственного участия в образовательном процессе. Каждый участник сетевого взаимодействия, сохраняя определенную степень своей свободы, в то же время должен содействовать стимулированию развития кластерной интеграции;

-принцип коллегиальности, означающий коллективную ответственность участников сетевого взаимодействия за принятые решения во избежание возможных конфликтных ситуаций;

- ориентацию образования на потребности Уральского региона;

- достижение соответствующего ФГОС нового поколения качества образовательных услуг в образовательных организациях кластера, что выражается в постоянном соответствии показателей деятельности образовательных организаций критериальным значениям государственной аккредитации;

- финансовую самостоятельность участников кластерного взаимодействия, как за счет государственного бюджетного финансирования, так и на коммерческой основе, в том числе за счет внутрисистемных средств;

- открытость для российских и иностранных граждан. При общей ориентации на подготовку кадров для региона образовательные организации педагогического (образовательного) кластера открыты для всех желающих получать образование.

Организация взаимодействия участников кластера на основе этих принципов обеспечивает:

- непрерывность и многоуровневость педагогического образования,

- совершенствование материально-технической базы участников взаимодействия;

- отбор и структурирование содержания образования с учетом интересов всех субъектов педагогического (образовательного) кластера;

- стимуляцию профессионального роста преподавательского состава образовательных организаций;

- трудоустройство по избранной специальности с ясной перспективой карьерного роста, что способствует формированию и совершенствованию профессиональной компетентности педагогических работников;

- повышение уровня и диверсификации образования, предоставляемого образовательными организациями кластера.

Следует выделить следующие основные функции развивающегося педагогического образовательного кластера:

- экономическую, связанную с созданием сферы востребованных образовательных услуг, своевременно удовлетворяющих возникающий спрос;

- социальную, обеспечивающую гарантии для выпуск-

ников организаций профессионального образования;

- маркетинговую, определяющую направления про-фориентационной работы в рамках кластера;

- правовую, обеспечивающую разработку нормативно-правовой базы партнерских взаимоотношений;

- педагогическую, связанную с совместным проектированием образовательной деятельности в сфере подготовки педагогов;

- функцию координации деятельности участников сетевого взаимодействия, учитывающую интересы субъектов взаимодействия.

- корпоративную, обеспечивающую ориентацию участников сетевого взаимодействия на общие ценности и интересы.

- прогностическую, направленную на совершенствование философии взаимодействия в зависимости от изменения социального заказа общества.

- информационную, предполагающую обеспечение участников сетевого взаимодействия новым качественным знанием в условиях его стремительного устаревания. Деятельность высших учебных заведений в рамках образовательного кластера направлена на организацию и совершенствование направлений общественно-педагогических практик, мастер-классов, научно-практических конференций, проблемных семинаров, методических консультаций, развитие возможностей предпрофильной и профильной подготовке школьников, участие в работе сетевых стажировочных площадок и т.д.

Образовательные организации системы общего образования в рамках кластера участвуют в организации практик студентов участников образовательного кластера, выстраивании системы работы педагогической интернатуры, работе сетевых методических объединений по направлениям и видам деятельности, расширении направлений предпрофильной и профильной подготовки школьников, реализации совместных инновационных проектов.

К основным механизмам развития профессиональных компетенций педагогических коллективов образовательных организаций — участников педагогического (образовательного) кластера отнесем:

- супервизию как личностно-профессиональную поддержку участников взаимодействия,

- тьюторство как специально организованное педагогическое сопровождение студентов участников сетевого взаимодействия,

- волонтерство как благотворительную деятельность на благо гражданского общества,

- системный мониторинг работы участников педагогического (образовательного) кластера как важную составляющую диагностико-прогностического отслеживания путей развития образовательного процесса в условиях кластерной интеграции.

Участники кластерного взаимодействия считают, что деятельность педагогического образовательного кластера будет успешной при условии готовности субъектов сетевого взаимодействия к активному взаимодействию и четкой целевой ориентации всех участников взаимодействия на достижение значимого для всех продукта взаимодействия.

Специфика педагогического образовательного кластера как одной из форм социального партнерства требует

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нового механизма участия региональных органов управления в процессе формирования и реализации стратегии его развития. Основная задача органов управления заключается в повышении привлекательности кластерной интеграции путем развития взаимодействий, способствующих мультипликативному эффекту трансфертов инновационных технологий и повышения конкурентоспособности учебных заведений внутри кластера за счет улучшения качества телекоммуникационной инфраструктуры и специализированного сервиса; продуктивности конкуренции в сфере технологий и знаний, повышения профессиональной компетентности преподавателей.

К особенностям формирующегося педагогического (образовательного кластера) следует отнести:

- устойчивое развитие взаимосвязей и взаимозависимости участников сетевого взаимодействия,

- наличие устойчивой обратной связи между участниками, системное развитие инновационной деятельности, представленной как созданием организационных инноваций в многоуровневой системе обучения, так и педагогических инноваций, связанных с обучением новым (инновационным) видам знаний и технологий [13].

В числе основных преимуществ образовательного кластера следует отметить:

- формирование реального инструмента взаимодействия образовательных организаций педагогического (образовательного) кластера с рынком труда;

- совершенствование кадровой инфраструктуры сферы образования региона;

- содействие созданию благоприятного инновацион-

ного климата для системы образования в регионе в целом;

- развитие инфраструктуры инновационной деятельности;

- создание естественной базы для реализации модульного и мобильного принципов обучения, что предполагает постепенный отказ от предметного преподавания и усиление междисциплинарных связей;

- обеспечение открытости образовательного процесса, что позволяет обучающемуся как субъекту рыночных отношений самостоятельно формировать образовательный маршрут в соответствии с его личностными пожеланиями в масштабах всего педагогического (образовательного) кластера;

- реализация высокой интеллектуальной технологичности обучения, адаптированной под личностные особенности обучающихся в условиях кластерной интеграции.

К основным сложностям формирования педагогического (образовательного) кластера сегодня можно отнести следующие:

• в настоящее время явно недостаточно реальных механизмов методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки развития образовательных кластеров в большинстве регионов РФ;

• затруднена координация деятельности органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов сферы образования в области кластерной политики;

• ограничен набор инструментов финансовой поддержки кластерных проектов, что требует подключения к процессу развития кластерной интеграции сферы образования органов регионального управления образованием.

Литература

1. Абашкин В.Л., Бояров А.Д., КуценкоЕ.С. Кластерная политика в России: от теории к практике // Форсайт.— 2012.—№ 3.— С. 16.

2. Гнатышина Е.А. Гармонизация подготовки отраслевых кадров и педагогов профессионального обучения на основе кластерного подхода // Образование и наука. 2011. № 10. с. 40

3. Игошев Б.М., Давыдова Н.Н., Симонова А.А., Фоменко С.Л. Образовательный кластер как системообразующий компонент региональной модели непрерывного педагогического образования// Педагогическое образование в России, 2014. № 10. с. 72-77

4. Ленчук Е.Б., Власкин Г. А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран. — Режим доступа: // www.km.ru

5. Лизунов В.В. Кластеры и кластерные стратегии: монография / В.В. Лизунов, С.Е. Метелев, А.А. Соловьев.— 2-е изд., ис-правл. и дополн.— Омск: ИП Скорикова Е.В., 2012. 280 с.

6. Мухаметзянова Г.В., Пугачева Н.Б. Кластерный подход к управлению профессиональным образованием. Казань: ИПП ПО РАО, 2007. 144 с.

7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 4-е изд. доп. М.: ТЕМП. 2010. 644 с.

8. Растворцева С.Н. Приоритеты и формы реализации кластерной политики в российских регионах: монография / С.Н. Растворцева, Н.А. Череповская.— Белгород: КОНСТАНТА, 2013.— 206 с.

9. Румянцева А. А. Кластерная политика как стратегия регионального развития.— М.: Издательский дом МИСиС, 2013. 235 с.

10. СиденкоА.С. Использование сетевого взаимодействия для обеспечения развития инновационного потенциала педагогов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 4.С. 25-30.

11. СилкинаН.В., ВагановаН.О. Особенности педагогической деятельности работников среднего и высшего профессионального образования в структуре университетского комплекса // Образование и наука. 2013. № 4. с. 30-42

12. Стеценко И.А. Рефлексивно-ориентированная модель педагогического образования // Образование и наука. 2011.№ 10. с. 50-64

13. Трофимова О.М. Методика формирования и реализации кластерной политики в экономике старопромышленного региона // Вопросы управления. 2011. выпуск 17.

14. Delors J.(1996) Learning: The Treasure Within: Report of the International Commission on Education for the Twenty-First Century. The Delors Report. UNESCO.- Paris: UNESCO,

15. EnrightM.J. Regional Clusters: What we know and what we should know // Paper prepared for the Kiel Institute International Workshop on Innovation Clusters and Interregional Competition, 2002. P. 18.

16. Innovation Policy: updating the Union's approach in the context of the Lisbnon strategy. Communication from the Commission to the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions.— Brussels, 2003.

17. International Review of statistics and indicators on science and technology (2002) UNESCO Institute for Statistics, Montreal. — http://www.uis.unesco.org/TEMPLATE/pdf/sc/RUSS_ Backgroundpaper.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.