Научная статья на тему 'Создание модели интегрированной подготовки экономистов на основе кластерного подхода'

Создание модели интегрированной подготовки экономистов на основе кластерного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ПОДГОТОВКА ЭКОНОМИСТОВ / СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / МОДЕЛЬ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ / INTEGRATION / INNOVATIVE ECONOMY / TRAINING OF ECONOMISTS / JOINT EDUCATIONAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL INTERACTION / EDUCATIONAL CLUSTER / MODEL OF THE INTEGRATED PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Людмила Дмитриевна

На основе директив долгосрочного социально-экономического развития России и задач современного профессионального образования предлагается использование образовательного кластера для подготовки экономистов к инновационной деятельности. Рассматривается модель подготовки экономистов, ядром является совместная образовательная деятельность субъектов образования, экономического бизнеса и управления образованием в регионе в форме образовательного кластера. Изложены требования к построению модели и характеристика компонентов модели, описаны функции модели, подтвердившей на практике свою эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева Людмила Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF THE MODEL OF INTEGRATED TRAINING OF ECONOMISTS ON THE BASIS OF CLUSTER APPROACH

Transition to open economy and the concept of long-term social and economic development of Russia are connected with creation of innovative economy for occupation of the leading positions in the world market. Before professional education there was an important task to train experts who will be able to carry out updating of national economy and to provide its competitiveness at world level. Economists are at a forward boundary of the international interaction, operate in the world financial markets and can make an essential contribution to development of innovative processes. However the quality of modern training of economists doesn't meet requirements of the developing business, and part of graduates remain unclaimed in a profession. One of the reasons of such state is that the subjects of business with transition to the market began to solve the personnel requirements through labor market and ceased to participate in vocational training whereas formation of professional competence of economists requires the environment of real business which is dynamically updated and which characterizes a set of risks. The article offeres to use the educational cluster providing pedagogical interaction of subjects of heterogeneous social spheres education, business and management of education in the region. These subjects are complementary, and their interaction increases efficiency of activity of each participant. The article considers the perspective model of training of economists which basis is joint educational activity of the subjects of education, economic business and structures of management of education in the region in an integration form of an educational cluster. Requirements to creation of model are stated, the structural characteristic of components of model is provided and functions of model are described. Practical realization of model confirmed a conclusion that an important role in innovative development is played not by certain market subjects, but their effective interaction.

Текст научной работы на тему «Создание модели интегрированной подготовки экономистов на основе кластерного подхода»

УДК 378.02 (14.35.07)

Л. Д. Медведева

СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИСТОВ НА ОСНОВЕ

КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА

На основе директив долгосрочного социально-экономического развития России и задач современного профессионального образования предлагается использование образовательного кластера для подготовки экономистов к инновационной деятельности. Рассматривается модель подготовки экономистов, ядром является совместная образовательная деятельность субъектов образования, экономического бизнеса и управления образованием в регионе в форме образовательного кластера. Изложены требования к построению модели и характеристика компонентов модели, описаны функции модели, подтвердившей на практике свою эффективность.

Ключевые слова: интеграция, инновационная экономика, подготовка экономистов, совместная образовательная деятельность, педагогическое взаимодействие, образовательный кластер, модель интегрированной подготовки.

Политический выбор Россией открытой экономики создает новые социально-экономические ориентиры, определенные стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., где обозначена цель - выход к 2020 г. на лидерские позиции мирового рынка путем обновления национальной экономики [1]. Ключевым фактором ее достижения является подготовка специалистов к инновационной деятельности, в том числе экономистов, которые могут внести существенный вклад в развитие инновационной экономики [2].

Статистика рынка о трудоустройстве выпускников учреждений экономического образования показывает, что часть из них не востребована в профессии. Исследования, проведенные нами среди субъектов бизнеса, указывают на качество подготовки, не отвечающее потребностям обновляющегося бизнеса.

Одна из причин такого состояния в том, что в процессе формирования рыночных отношений субъекты профессионального образования и организации экономической деятельности стали действовать разобщенно, а предприятия и организации перестали участвовать в подготовке специалистов и решают кадровые вопросы посредством рынка труда. Отсутствие актуальных компетенций, формирующихся в среде бизнеса, где существуют реальные риски, снижает конкурентоспособность выпускников.

История профессионального образования с конца XIX и до начала XX в. свидетельствует о том, что интеграция сфер образования и профессиональной деятельности имеет глубокие исторические корни, а педагогическое взаимодействие их субъектов всегда играло важную роль в становлении специалистов (П. Ф. Каптерев, С. Я. Батышев, В. И. Загвязинский и др.). Чтобы подготовить экономистов к инновационной деятельности, необходимо восстановить механизм взаимодействия об-

разования и бизнеса. Требуется новый подход, обеспечивающий их интеграцию и совместную образовательную деятельность в условиях рынка без применения административных рычагов. Таким подходом может стать механизм кластера.

Обратившись к зарубежному опыту, мы обнаружили, что многие страны мира используют кластерный подход для взаимодействия фирм, их клиентов и институтов знаний. Политика кластеров используется в экономике многих развитых стран (США, Германия, Франция, Дания, Италия, Япония и др.), а число кластеров достигает, например, в США около 400, Италии - более 200, Великобритании около 200 [3].

Для использования кластерной формы интеграции субъектов образования и бизнеса на всех уровнях российского законодательства создано правовое поле. Основными нормативными документами федерального уровня являются распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы», Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Минэкономразвития РФ разработаны Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (утв. 26.12.2008 № 20615-ак/д19). На уровне субъектов принимаются документы, учитывающие особенности регионов, в частности Концепция кластерной политики Новосибирской области на 2012-2015 годы и на период до 2020 года.

Теоретические основы интеграции гетерогенных социальных сфер для совместной образовательной деятельности их субъектов связаны с созданием образовательной системы, в которой реализуется 4 уровня интеграции: 1-й - интеграция экономической деятельности в глобальную экономику, 2-й - интеграция экономического образования в профессиональную деятельность, 3-й - ин-

Вестник ТГПУ (TSPUВи!Шт). 2015. 5 (158)

теграция ступеней профессиональной подготовки, 4-й - интеграция теоретических знаний в профессиональные компетенции и опыт инноваций. Такая системная конфигурация создает широкое образовательное пространство гетерогенных социальных сфер и обеспечивает включенность процесса подготовки экономистов в экономическую деятельность [4].

Целостность образовательной системы обеспечивает множество разнообразных связей, среди которых прямые, косвенные, пространственные, координационные, внешние, внутренние, горизонтальные, вертикальные, последовательные, параллельные, открытые и латентные, синхронные и асинхронные связи. Каждый вид связей на своем уровне снимает определенное противоречие, указывает на взаимосвязь разных аспектов профессиональной подготовки и обусловливает их интеграцию. В меняющихся условиях глобальной экономики совокупность связей обеспечивает функциональную устойчивость образовательной системы, которая за счет мобилизации системных ресурсов способна переходить в новое устойчивое состояние.

Включенность образовательного процесса в сферу экономической деятельности позволяет его субъектам прогнозировать будущие состояния экономики и новые экономические функции, которые не являются очевидными с позиций одной социальной сферы. В совместной деятельности субъекты профессионального образования и экономического бизнеса могут создавать новые образовательные программы и совместно реализовать их, обеспечивая опережение потребностей рынка экономического труда.

Важно отметить необходимость участия субъектов управления образованием в регионе. Будучи участниками образовательного кластера, они могут без административных рычагов поддерживать профессиональную подготовку имеющимися в распоряжении рыночными инструментами.

Новое качество профессиональной компетентности экономистов формируется под влиянием синергетического эффекта при совместном воздействии на личность, когда объединяются: а) разные социальные среды; б) разные виды деятельности, осуществляемые в гетерогенных социальных сферах (учебная, научная, профессиональная); в) разные ресурсы - интеллектуальные, информационные и материальные; г) компетенции - педагогические, научные, управленческие, профессиональные; д) предметные знания и технологии создания новых продуктов; е) квалификационные уровни подготовки.

Построение модели подготовки экономистов на основе кластерного подхода обусловлено рядом

концептуальных требований к созданию интегрированной образовательной структуры. Инновационная направленность предпосылает требование соответствия экономической подготовки стратегиям развития профессионального образования и потребностям региональной экономики. На необходимость такого требования обращается внимание в программных документах долгосрочного развития профессионального образования и национальной экономики.

С вышеназванным требованием тесно связано требование включенности личности в процесс собственного развития. Оно направляет субъектов на личностную активность в образовательном процессе. Активность, побуждаемая условиями обучения, меняет позицию субъекта, преобразуя его в субъекта-участника своего личностно-професси-онального развития, который принимает ответственность за результат собственной профессиональной подготовки.

Требование гуманизации в гетерархиях социальных сред обусловлено иерархиями управления в структурах субъектов - участников образовательного кластера. Все учреждения образования, экономической деятельности и управления образованием изнутри характеризует централизованное управление по типу иерархии (субординации). В совместной образовательной деятельности появляется несколько центров управления профессиональной подготовкой, организуемого по типу «гетерархии» [5]. В такой образовательной среде важно обеспечить субъектное взаимодействие, отвечающее гуманистической парадигме, признающей ценность и неповторимую индивидуальность каждой личности вне зависимости от статусной позиции. Позитивное взаимодействие помогает индивиду присваивать «вне его лежащую „общественную природу"», раскрывать «сущностные силы, которые уже опредмечены в социальном устройстве мира» [6].

С данным требованием тесно связано требование ценностного отношения к субъектному взаимодействию. В условиях профессиональной культуры личность предстает в сложной совокупности общественно-профессиональных норм деятельности, а во взаимодействиях возникает состояние «предустановленной гармонии» (по В. И. Слобод-чикову) как предпосылки соответствия субъекта образования объекту профессиональной деятельности и осознания ценностей субъектного взаимодействия. Человеку для развития необходима среда, где он может включиться в значимое для него субъектное взаимодействие [6]. В среде профессионального взаимодействия субъект может видеть дефициты своего развития, осознавать личностные преимущества, что помогает направлять свою образовательную деятельность.

Требование комплексности результата экономической подготовки и влияния на систему экономического образования предстает как закономерность совместной образовательной деятельности субъектов гетерогенных социальных сфер. Обучение в подготовке выпускников к инновационной деятельности протекает по специально созданным программам и учебным планам. Как результат совместной деятельности участников образовательного кластера используются новые педагогические технологии и новые методики обучения. Все это наряду с новым качеством компетентности у выпускников составляет в комплексе результат совместной образовательной деятельности.

Субъекты образовательного кластера одинаково заинтересованы в обновлении собственной деятельности, которая и осуществляется за счет дополнения ресурсами другой социальной сферы. Совместная образовательная деятельность и единство интересов ее участников определяют то основание, на котором моделируется образовательная система и выделяются значимые компоненты модели интегрированной подготовки экономистов на основе кластерного подхода: целевой, содержательный и результативный.

Целевой компонент. Для совместной деятельности требуется выработка ведущей цели, которая бы вбирала в себя цель каждого ее участника. Участниками выступают государство и предприятия региональной экономики, образовательные учреждения, обучающиеся. Цели каждого участника связаны с подготовкой экономистов к инновационной профессиональной деятельности.

Содержательный компонент включает: а) институциональное обеспечение педагогического взаимодействия, б) нормативное и ресурсно-методическое обеспечение образовательного процесса, в) содержательные аспекты совместной деятельности участников образовательного кластера.

В иерархии каждого социального института -участника подготовки экономистов специально выделяются структуры для координации и обеспечения педагогического взаимодействия. Разрабатываются договоры о партнерстве, положения о совместной деятельности, где определяются функции участников, обязанности и ответственность каждого из субъектов.

Результативный компонент модели отражает комплексный результат подготовки, который составляют: а) экономисты, подготовленные к решению профессиональных задач в условиях неопределенности; б) образовательные программы подготовки экономистов по актуальным и перспективным специальностям; в) учебные планы, рабочие программы по дисциплинам, учебно-методические

комплексы, проекты деловых игр и другие материалы.

Функции выражают воспроизведение образовательной реальности в модели. Предписывающая функция модели согласуется с тем, что если в системе сложились условия для проявления определенной закономерности, то эта закономерность осуществляется, производя определенные изменения в системе.

В совместной образовательной деятельности среди ее участников разделяется ответственность за общий результат, предписывающая каждому из них, что именно он должен сделать, когда и при помощи каких средств это сделать, на основе какой информации должна осуществляться деятельность, какой результат необходимо получить при выполнении действий.

Организационная функция отражает организацию субъектных интеракций. Обширность современных знаний и быстрое их обновление делают невозможным одному субъекту быть во всех компетенциях впереди всех. Сетевое взаимодействие не только позволяет преодолеть иерархии социальных сфер, но и обеспечивает скорость получения информации и обновления знаний.

Функция идентификации раскрывает свойство тождественности модели реальной образовательной системе через самореференцию в своем окружении, которая, по утверждению Н. Лумана, «выступает лишь модусом обращения с окружающим миром» [7, с. 38]. Данная функция позволяет идентифицировать моделируемую образовательную систему как тождественную самой себе целостность, функционирующую в своем окружении.

Функция замещения реального объекта моделью проявляется в совместной образовательной деятельности субъектов гетерогенных социальных сфер, на которую замещается традиционная экономическая подготовка, реализуемая в моногенной социальной среде академического обучения.

Рассмотрение функций модели интегрированной подготовки экономистов на основе кластерного подхода завершает представление ее теоретического плана, подкрепленного эффективной практикой подготовки экономистов в Сибирской академии финансов и банковского дела. Общий вывод исследования в том, что важную роль в инновационном развитии играют не отдельные рыночные субъекты, а эффективное их взаимодействие, позволяющее объединить факторы и ресурсы для совместной деятельности. Образовательный кластер является новой формой совместной деятельности стейкхолдеров профессиональной подготовки, отвечающей взаимным интересам рыночных субъектов гетерогенных социальных сфер.

Описок литературы

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г . , утв . распоряжением Правительства № 2227-р от 8 декабря 2011 г . URL: http://86a6a599-a-62cb3a1a-s-sites . Googlegroups . com/federacii-do-2020-goda .

2 . Медведева Л . Д . О подготовке специалистов экономического профиля в условиях глобализации // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU

Bulletin) . 2009 . Вып . 2 (80) . С . 76-80 .

3 . Медведева Л . Д . Кластерный подход в профессиональном образовании: отечественный и зарубежный опыт // Инновации в образова-

нии .2013 . № 2 .С .5-70 .

4 . Медведева Л . Д . Методология и теория многоступенчатой системы подготовки специалистов экономического профиля на основе интег-

рации: монография . Новосибирск, 2008.

5 . Старк Д . Сетевое взаимодействие участников экономических трансакций: основные принципы и способы осуществления . URL: http://

ecsocman . hse . ru/text/16210608.

6 . Слободчиков В . И ., Исаев Е . И . Антропологический принцип в психологии развития . URL: http://library by/portalus/modules/ =27&.

7 . Луман Н . Социальные системы: очерк общей теории . СПб .: Наука, 2007 .

Медведева Л. Д., кандидат педагогических наук, доцент. Сибирская академия финансов и банковского дела.

Ул. Ползунова, 7, Новосибирск, Россия, 630051. E-mail: lusim@f117.ru

Материал поступил в редакцию 02.10.2014.

L. D. Medvedeva

CREATION OF THE MODEL OF INTEGRATED TRAINING OF ECONOMISTS ON THE BASIS OF CLUSTER APPROACH

Transition to open economy and the concept of long-term social and economic development of Russia are connected with creation of innovative economy for occupation of the leading positions in the world market. Before professional education there was an important task to train experts who will be able to carry out updating of national economy and to provide its competitiveness at world level. Economists are at a forward boundary of the international interaction, operate in the world financial markets and can make an essential contribution to development of innovative processes. However the quality of modern training of economists doesn't meet requirements of the developing business, and part of graduates remain unclaimed in a profession. One of the reasons of such state is that the subjects of business with transition to the market began to solve the personnel requirements through labor market and ceased to participate in vocational training whereas formation of professional competence of economists requires the environment of real business which is dynamically updated and which characterizes a set of risks. The article offeres to use the educational cluster providing pedagogical interaction of subjects of heterogeneous social spheres -education, business and management of education in the region. These subjects are complementary, and their interaction increases efficiency of activity of each participant. The article considers the perspective model of training of economists which basis is joint educational activity of the subjects of education, economic business and structures of management of education in the region in an integration form of an educational cluster. Requirements to creation of model are stated, the structural characteristic of components of model is provided and functions of model are described. Practical realization of model confirmed a conclusion that an important role in innovative development is played not by certain market subjects, but their effective interaction.

Key words: integration, innovative economy, training of economists, joint educational activity, pedagogical interaction, educational cluster, model of the integrated preparation.

References

1. Strategiya innovatsionnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsiinaperiod do 2020 g, utv. rasporyazheniem pravitel'stva № 2227-r ot 8 dekabrya 2011 g. [Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period till 2020 g . the government No . 2227-r order of December 8, 2011 g . ] . URL: http://86a6a599-a-62cb3a1a-s-sites . Googlegroups . com/site/omczodoc29/geografia/strategia-innova-cionnogo-razvitia-rossyskoj-federacii-do-2020-goda (accessed 10 July 2013) (in Russian) .

2 . Medvedeva L . D . O podgotovke spetsialistov ekonomicheskogo profilya v usloviyakh globalizatsii [About training of specialists of an economic

profile in the conditions of globalization] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2009, no . 2 (80), pp 76-80 (in Russian)

3 . Medvedevа L . D . Klasternyy podkhod v professional'nom obrazovanii: otechestvennyy i zarubezhnyy opyt [duster approach in professional

education: domestic and foreign experience] . Innovatsii v obrasovanii- Innovations in Education, 2013, no . 2, pp . 55-70 (in Russian) .

4 . Medvedeva L . D . Metodologiya i teoriya mnogostupenchatoy sistemy podgotovki spetsialistov ekonomicheskogo profilya na osnove integratsii.

[Metodologiya and the theory of multistage system of training of specialists of an economic profile on the basis of integration] . Novosibirsk, 2008. 196 p . (in Russian) .

5 . Starck D . Setevoe vzaimodeystvie uchastnikov ekonomicheskikh transaktsiy: osnovnye printsipy i sposoby osushchestvleniya [Network

interaction of participants of economic transaction: basic principles and ways of implementation] . URL: http: //ecsocman . hse . ru/text/1621060 (accessed 15 January 2014) (in Russian) .

6 . Slobodchikov V. I . , Isayev E . I . Antropologicheskiyprintsip vpsikhologiirazvitiya [Antropologichesky the principle in psychology of development] .

URL: http://library. by/portalus/modules/psychology/readme . php?subaction=showfull&id= 1107593635&archive=1120045907 & start_from =&ucat=27& (accessed 5 February 2013) (in Russian) .

7 . Luman N . Sotsial'nye sistemy: ocherk obshchey teorii [Social systems: sketch of the general theory] . Saint Petersburg, Izd-vo "Nauka" Publ .,

2007 644 p (in Russian)

Siberian Academy of Finance and Banking.

Ul. Polzunova, 7, Novosibirsk, Russia, 630051. E-mail: lusim@f117.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.