НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 377+338
Васенин Евгений Ильич
Кандидат педагогических наук, директор, Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Пермский государственный автотранспортный колледж», [email protected], Пермь
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИя КЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИя УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛьНОГО
образования и бизнеса
Аннотация. В статье представлены теоретические основания кластерного взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и бизнеса: новая мировоззренческая практика социокультурного взаимодействия; факторы, обуславливающие формирование кластеров с участием учреждений среднего профессионального образования; признаки, механизмы и основные направления современного кластерного взаимодействия; другие.
Ключевые слова: мировоззренческая практика; социокультурное взаимодействие; кластер; проект; факторы; признаки; механизмы; основные направления кластерного взаимодействия.
Vasenin Evgenii Ilich
Candidate of Pedagogical Sciences, Director of the State educational institution of secondary vocational education «Perm State Auto Transport College», [email protected], Perm
THEORETICAL BASIS OF CLUSTER INTEGRATION IN SECONDARY VOCATIONAL INSTITUTIONS AND BUSINESS
Abstract. The article is devoted to theoretical basis of cluster integration in secondary vocational institutions and business that is a new world outlook practice of social and cultural integration, the factors that form clusters involving secondary vocational institutions; features, methods and main trends of modern cluster integration.
Keywords: world outlook practice, social and cultural integration, cluster, project, factors, features, methods, main trends of modern cluster integration
В условиях глобального информационного общества жизнедеятельность его социальных институтов (в том числе система среднего профессионального образования), хозяйствующих субъектов и индивидов имеет очевидную историческую специфику, отличающуюся от недавнего прошлого. Отличие связано, прежде всего, с трансформацией структуры и повышенной динамикой современных социокультурных процессов.
Наряду с уже существующей и превалировавшей в прошлой культуре линейной системой коммуникаций и линейными «древовидными» структурами мышления и бытия, развертывается принципиально иная система коммуникаций, иные структуры мышле-
ния и бытия в обществе и у отдельных индивидов. В дальнейшем эти тенденции распада линейно связанной и центрированной «картины мира» будут только усиливаться.
Как следствие, социальные институты (в том числе и система среднего профессионального образования), хозяйствующие субъекты, индивиды «...оказываются «погруженными» в открытую множественность «хаотично» разбросанных смыслов и образов» [5, с. 130]. Происходит ослабление «традиционных» форм социальной интеграции и инкультурации, задававших соответствующую, достаточно устойчивую, идентификационную ориентацию в прошлом. «Децентрированность и нелинейность свя-
зей открытой множественности представлений, задаваемых вне какого-либо принципа структурирования, грозит распадом личности и сообщества, «картины мира» как таковой, поскольку ее образ совершенно потерял бы очертания» [Там же. С. 132].
Необходимо объективное упорядочивание представлений в новом мировидении, создание нелинейного, децентрованного взаимодействия в обществе и новой социокультурной интеграции. Это может осуществляться следующим образом: наблюдаемая нами потенциальная множественность представлений о «картине мира» и повседневной деятельности современного индивида, хозяйствующих субъектах, социальных институтах и общества «может конституироваться через несводимые к одному линейному или иерархическому принципу структуризации «подгруппы», или, точнее сказать, «круги множественности культурных смыслов и практик» [Там же. С. 179]. Таким примером современной социокультурной интеграции являются кластерные сообщества, позволяющие его субъектам осуществлять разноплановую реализацию своего «Я» через деятельность в различных «Мы-сообществах».
В такой ситуации формируется своеобразная мировоззренческая практика социокультурного взаимодействия, наделенная следующими специфическими чертами [2, с. 63]:
- открытость;
- технологичность;
- информированность;
- коммуникативность.
Наиболее оптимальной формой современного социокультурного кластерного взаимодействия является совместный проект. В качестве оснований такого совместного проекта может выступать игра, творчество, образование, наука, политика, хозяйственная прибыль и другое. Первичным стимулом для объединения участников вокруг конкретного проекта может выступать какой-либо информационный повод, который в дальнейшем может приводить к формированию относительно устойчивых кластерных групп. «Информационный повод при этом представляет собой актуальное событие или ситуацию, которая, затрагивая сферу интересов различных субъектов, позволяет им осуществлять совместную, как правило,
коммуникативную деятельность и формирует социокультурные позиции подобного рода сообществ» [4, с. 72]. Организация взаимодействий вокруг совместного проекта дает участникам кластера возможности расширенной реализации преобразовательной деятельности.
В современной ситуации «проектность» становится частью повседневных взаимодействий, как кластерных, так и происходящих в прежних порядках социокультурных связей, имеющих институциональный характер. Представление о «проектах», использование соответствующей терминологии стали распространенными во всех сферах жизнедеятельности общества: в экономике, в культуре, в политике, в образовании, в межличностных взаимодействиях. Таки примером может служить Приоритетный национальный проект «Образование».
Проект выступает особой формой кластерного взаимодействия, которое может иметь под собой любые разделяемые участниками цели. Проект целостен и конечен по своей сути. Спецификой проекта выступает ограниченность его процессуальности и развертывания во времени и пространстве, а важнейшими его характеристиками являются свобода участия и самоорганизация, во многом связанная с ситуативностью. В этом отличие проектности от планирования, которое являет собой инструментальную функцию и направлено на выполнение определенных целеполаганий, а также имеет четкое линейное развертывание и принудительность для участников.
Именно объединение различных субъектов в форме проекта наиболее соответствует порядкам кластерных взаимодействий. В рамках анализа соразмерной им коммуникативной и идентификационной ситуации, «проект» может быть определен как «единство темы/идеи, целостность акции/процесса, направленность деятельности/действия группы» [Там же, С. 94].
Кластерные сообщества как форма сетевой коммуникации имеют тенденцию все большего распространения и влияния в современном социокультурном пространстве. В кластерной коммуникации раскрываются возможности свободной, творческой и солидарной коллективной деятельности. Данная форма интеграции позволяет различным
субъектам успешно реализовывать многообразие своей коммуникативно-идентификационной деятельности и адаптироваться в ситуации трансформации некогда определявших их жизнедеятельность социальных институтов в «автономный» мир глобализо-ванных социальных, экономических и политических структур. В современной ситуации сетевые кластерные сообщества дают «капитал общественной сети, капитал знаний и само общение» [2, с. 60].
В итоге можно сделать промежуточный вывод о том, что кластерная структура взаимодействий в современной социокультурной среде образует кластерные сообщества. Данные группы формируются под влиянием различных интересов участников, а также «информационного повода», и далее функционируют в рамках целостного проекта, реализация которого не задает жестких рамок участия.
Изменяющееся под воздействием кластерной организации социокультурное пространство предполагает постепенную трансформацию и системы среднего профессионального образования.
Конечно же, формирование кластеров с участием учреждений среднего профессионального образования, на базе которых в дальнейшем появятся культурно-инновационные процессы в региональных системах среднего профессионального образования России, обусловлено:
• политикой региональных органов власти и управления, направленной на поддержку и развитие образовательных инноваций;
• атмосферой доверия и творчества в профессиональной образовательной среде региона, психологической готовностью к работе в режиме инновационного развития учреждений среднего профессионального образования;
• квалификацией специалистов в области среднего профессионального образования, ориентированных на инновационное развитие;
• взаимодействием в инновационных процессах собственно учреждений среднего профессионального образования и других образовательных учреждений разного уровня и их бизнес-партнеров (работодателей);
• развитой образовательной инфраструктурой.
Факторами, препятствующими развитию в регионах России кластеров с участием учреждений среднего профессионального образования, являются:
• низкое качество инновационного климата и уровня развития инфраструктуры системы среднего профессионального образования в регионе;
• неадекватность профессиональных образовательных программ потребностям региональной экономики;
• слабые связи между производственным сектором, учреждениями среднего профессионального образования и другими социальными партнерами в сфере профессионального образования.
В качестве основных признаков современного кластерного взаимодействия учреждений среднего профессионального образования с бизнес-структурами с опорой на мнение [3, с. 18-42] можно выделить следующие:
• участниками кластера являются как государственные, так и частные организации;
• взаимоотношения сторон носят партнерский, равноправный характер;
• отношения сторон партнерства зафиксированы в официальных документах (контрактах, договорах и т. п.);
• партнеры имеют общие цели, для достижения которых они объединяются в кластер;
• получение и использование совместных результатов основано на распределении между партнерами соответствующих расходов и рисков.
Кроме этого различают институциональную форму кластера, как объект управления, на который направлены инициативы (усилия, действия) его участников, и программно-проектную форму кластерного взаимодействия, при которой объектом управления является программа или проект.
В основе выделения отдельных механизмов кластера лежат особенности методов, посредством которых реализуются партнерские инициативы (усилия, действия). В частности, среди таких механизмов выделяют финансовые, организационно-административные и правовые.
В качестве основных финансовых механизмов, применяемых для развития институциональной формы кластера, выделяют:
эндаумент-фонд, концессию; аренду; лизинг, налоговые кредиты; образовательные ваучеры и др.
В качестве ключевых финансовых механизмов, применяемых при программно-проектной форме кластерного взаимодействия выделяют: образовательный кредит; государственные и муниципальные гарантии; гранты; займы; стипендиальные программы.
Важную роль в решении социально-экономических задач, стоящих перед сферой среднего профессионального образования, играет эффективное развитие организационно-административных механизмов кластера, к которым отнесены институты общественного участия (общественные, управляющие, попечительские, наблюдательные и иные советы, ассоциации выпускников и т. п.), различные технопарковые структуры и инкубаторы, другие институты инновационной инфраструктуры.
В условиях динамичных процессов модернизации системы российского среднего профессионального образования успешное развитие кластерного взаимодействия учреждений среднего профессионального образования с бизнес-структурами в значительной степени определяется совершенствованием правовых механизмов, таких как договоры на управление имуществом (концессионные соглашения, контракты на управление), инвестиционные контракты и другое.
Важной отличительной чертой кластера является то, что при этом типе взаимодействия учреждений среднего профессионального образования с бизнес-структурами государство в лице своих распорядительных органов не реализует властные полномочия, а выступает для представителей бизнеса партнером ради достижения общественно значимых целей.
Практика зарубежного опыта кластерного взаимодействия профессионального образования с бизнесом и анализ сложившихся отношений в Российской Федерации в сфере среднего профессионального образования позволяют выделить с опорой на мнение [1, с. 322-330] несколько основных направлений такого взаимодействия:
1. В области политических решений они сводятся главным образом к следующему:
- определению национальных приоритетов в профессиональном образовании (кого,
чему, в каком количестве и к какому периоду обучать);
- постановке национальных (отраслевых, региональных) целей профессионального образования;
- определению роли государства в регулировании инвестиций работодателей в систему среднего профессионального образования и повышения квалификации рабочей силы (налоговые льготы и стимулы);
- установлению прав и обязанностей обучающихся, работников и безработных граждан: оплачиваемый отпуск, социальная поддержка, возможность повышения квалификации и профессиональной переподготовки (регулирование, определение источников финансирования, организация процесса обучения).
2. В вопросах, касающихся управленческих решений, взаимодействие партнеров выходит на:
- определение текущей и перспективной потребности в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов в системе среднего профессионального образования;
- конституирование фондов, формирующихся за счет налоговых поступлений на среднее профессиональное образование, и участие в управлении ими;
- участие в управлении учреждениями среднего профессионального образования через представительство в Советах образовательных учреждений;
- представление предприятиями платных услуг в области профессиональной подготовки и переподготовки кадров на своей базе, силами собственных и привлеченных специалистов.
3. Не менее важным становится сегодня участие партнеров в разработке содержания среднего профессионального образования. Это направление совместной работы предполагает:
- разработку профессиональных стандартов, создание и экспертизу государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования;
- участие в разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ;
- участие в разработке программ тестирования обучающихся и выпускников;
- участие в промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся и выпускников и в присвоении им профессиональной квалификации;
- представление учреждениям профессионального образования квалифицированных работников в качестве инженеров-педагогов и мастеров производственного обучения;
- прием предприятиями инженеров-педагогов и мастеров производственного обучения на практическую переподготовку и повышение квалификации в условиях производства;
- предоставление (или сдача в аренду) предприятиями учреждениям среднего профессионального образования оборудования для организации производственного обучения.
А сама технология кластерных взаимоотношений и решение его проблем при реализации договорных обязательств составляют одно из необходимых условий объективного формирования регионального заказа на подготовку кадров, структуры и содержания среднего профессионального образования, отвечающего запросам рынка труда.
Механизм данного взаимодействия включает следующие основные поэтапные элементы:
1. определение общих целей и задач среднего профессионального образования,
2. договорное оформление организации и содержания взаимодействия всех заинтересованных партнеров,
3. анализ и прогнозирование регионального, муниципального рынка среднего профессионального образования на основе прогноза рынка труда,
4. анализ и прогнозирование регионального, муниципального рынка труда с учетом демографической ситуации в регионе,
5. разработка и утверждение нормативов финансирования подготовки кадров требуемого профиля и квалификации,
6. разработка принципов разноуровневого и многоканального финансирования среднего профессионального образования;
7. организационно-правовое обеспечение взаимодействия партнеров, включающее в себя основные нормативные документы, определяющие взаимообязательства в вопросах: социальной поддержки студентов и работников; совместной разработки учебно-программной документации; укрепления учебно-материальной базы; организации производственной практики обучающихся на базе производственных мощностей работодателя-заказчика кадров рабочих и специалистов; гарантийных обязательств по трудоустройству выпускников образовательного учреждения среднего профессионального образования; долевое финансирование подготовки кадров рабочих и специалистов и гарантийных обязательств в его обеспечении и др.,
8. доведение социального заказа в системе среднего профессионального образования на подготовку кадров,
9. последующее участие партнеров в реализации содержания среднего профессионального образования и оценке его качества (включая финансирование на многоуровневой и многоканальной основе).
Библиографический список
1. Профессиональная педагогика: учебник. -М.: Из-во ЭГВЕС, 2009. - 456 с.
2. рейнгольд Г. Умная толпа. Новая социальная революция. - М. , Фаирпресс, 2005. - 115 с.
3. Смирнов а. В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в ВУЗе: монография. -Казань: РИЦ «Школа», 2010. - 102 с.
4. Сурова Е. Э. Идентичность. Идентификация. Образ. - СПб., ЭЙДОС, 2010. - 124 с.
5. Черных О. Н. Кластерный принцип конструирования современной социокультурной реальности: дисс. ... канд. философ. наук. - СПб., 2011. - 211 с.