Научная статья на тему 'Научно-методическое обеспечение процесса управления ресурсным центром на базе дошкольных образовательных организаций'

Научно-методическое обеспечение процесса управления ресурсным центром на базе дошкольных образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
480
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / ИННОВАЦИИ / ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / CLUSTER-BASED APPROACH / NETWORK INTERACTION / RESOURCE CENTRE / INNOVATIONS / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / MANAGEMENT MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юревич Светлана Николаевна, Левшина Наталия Ивановна, Санникова Лилия Наилевна, Степанова Наталья Анатольевна

Современное образование невозможно без использования эффективных образовательных и управленческих технологий. В дошкольном образовании сегодня все чаще реализуется идея сетевого взаимодействия образовательных организаций. Авторами статьи рассмотрены теоретико-методологические и методико-практические аспекты управления сетевым взаимодействием. Выявлены сущность и содержание кластерного подхода и его ведущего принципа сетизации. Показана возможность использования кластерного подхода в управлении ресурсным центром, выступающего формой сетевого взаимодействия дошкольных образовательных организаций. Спроектирована модель управления ресурсным центром, представленная концептуальным, субъектным, содержательно-функциональным и оценочно-результативным блоками. Проведено изучение деятельности ресурсных центров, созданных на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Магнитогорска. Статья раскрывает особенности научно-методического обеспечения процесса управления ресурсным центром. На основе SWOT-анализа выявлены проблемы в управлении сетевым взаимодействием и показаны пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юревич Светлана Николаевна, Левшина Наталия Ивановна, Санникова Лилия Наилевна, Степанова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and Methodological Provisions of Resource Center Administration Process on the Basis of Pre-School Educational Organizations

Modern education is impossible without use of efficient educational and management technologies. Today in pre-school education the idea of network interaction of educational organizations is more often implemented. The article authors have investigated theoretical-and-methodological, as well as methodological-and-practical aspects of management by network interaction. The essence and contents of cluster-based approach and its leading networking principle are identified. The possibility to use cluster-based approach in resource centre management, acting as the form of network interaction of preschool educational organizations, is shown. The management model of resource centre governing is designed, represented by conceptual, subjectival, conceptual-and-functional, evaluative-and-resultative blocks. The investigation of resource centers activity, founded on the basis of municipal pre-school educational organizations in Magnitogorsk city is conducted. He article discloses the peculiarities of scientific and methodological provision of resource centre management process. Based on SWOTаnalysis, the problems are disclosed in network interaction management and their solution ways are shown.

Текст научной работы на тему «Научно-методическое обеспечение процесса управления ресурсным центром на базе дошкольных образовательных организаций»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-06/ Дата публикации: 1.01.2019 № 6 (36). С. 254-264.

удк 373.2 Н. И. Левшина, Л. Н. СдиниковА, Н. А. Степанова

С. Н. Юревич,

Научно-методическое обеспечение процесса управления ресурсным центром на базе дошкольных образовательных организаций

Современное образование невозможно без использования эффективных образовательных и управленческих технологий. В дошкольном образовании сегодня все чаще реализуется идея сетевого взаимодействия образовательных организаций. Авторами статьи рассмотрены теоретико-методологические и методико-практические аспекты управления сетевым взаимодействием. Выявлены сущность и содержание кластерного подхода и его ведущего принципа сетизации. Показана возможность использования кластерного подхода в управлении ресурсным центром, выступающего формой сетевого взаимодействия дошкольных образовательных организаций. Спроектирована модель управления ресурсным центром, представленная концептуальным, субъектным, содержательно-функциональным и оценочно-результативным блоками. Проведено изучение деятельности ресурсных центров, созданных на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Магнитогорска. Статья раскрывает особенности научно-методического обеспечения процесса управления ресурсным центром. На основе SWOT-анализа выявлены проблемы в управлении сетевым взаимодействием и показаны пути их решения.

Ключевые слова: кластерный подход, сетевое взаимодействие, ресурсный центр, образовательные организации, модель управления.

инновации, дошкольные

S. N. YUREVICH,

Perspectives of Science & Education. 2018. 6 (36)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-06/ Accepted: 12 November 2018 Published: 1 January 2019

No. 6 (36). pp. 254-264. mi. .Mr MAf

N. I. Levshina, L. N. Sannikova, N. A. Stepanova

Scientific and Methodological Provisions of Resource Center Administration Process on the Basis of Pre-School Educational Organizations

Modern education is impossible without use of efficient educational and management technologies. Today in pre-school education the idea of network interaction of educational organizations is more often implemented. The article authors have investigated theoretical-and-methodological, as well as methodological-and-practical aspects of management by network interaction. The essence and contents of cluster-based approach and its leading networking principle are identified. The possibility to use cluster-based approach in resource centre management, acting as the form of network interaction of preschool educational organizations, is shown. The management model of resource centre governing is designed, represented by conceptual, subjectival, conceptual-and-functional, evaluative-and-resultative blocks. The investigation of resource centers activity, founded on the basis of municipal pre-school educational organizations in Magnitogorsk city is conducted. He article discloses the peculiarities of scientific and methodological provision of resource centre management process. Based on SWOT-аnalysis, the problems are disclosed in network interaction management and their solution ways are shown.

Key words: cluster-based approach, network interaction, resource centre, innovations, pre-school educational organizations, management model

_Введение

овременное дошкольное образование ха-/ рактеризуется активным включением пе-

V__" дагогических коллективов в разработку и

развертывание инноваций. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (ст. 20) предполагает, что «экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования» [20].

Инновационные преобразования сегодня приобретают системный характер, складывается инфраструктура инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений, организуется деятельность региональных инновационных площадок (экспериментальные площадки, педагогические лаборатории и пр.). В дошкольном образовании все чаще реализуется идея сетевого взаимодействия, создаются ресурсные центры как особая форма взаимоотношений образовательных организаций, основанных на равноправии и взаимной заинтересованности друг в друге, совместном принятии решений, обмене ресурсами и имеющимся потенциалом, использовании оптимальных форм трансляции лучшего педагогического опыта, что призвано обеспечить развитие системы дошкольного образования [9; 16; 19].

Однако, несмотря на то, что ресурсные центры как форма сетевого взаимодействия активно вошли в практику образования, дошкольные учреждения зачастую испытывают потребность в научном, нормативном, методическом и инструктивно-управленческом обеспечении деятельности ресурсного центра. Все сказанное актуализирует проблему разработки модели управления ресурсным центром на базе дошкольных образовательных организаций (ДОО), выступающей научно-методическим обеспечением процесса управления сетевым взаимодействием.

_Материалы и методы исследования

Сетевое взаимодействие в современном мире признано высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным организациям динамично развиваться.

Данная технология базируется на основных положениях кластерного подхода, который, с одной стороны, представляет собой методологическое направление исследования, предполагающее описание, объяснение и проектирование кластерных образований, с другой, - выступает практическим инструментом достижения кооперативных эффектов [2; 12]. Синергетический эффект, выражающийся в повышении конкурентоспособ-

ности всей системы по сравнению с отдельными хозяйствующими субъектами, отмечается исследователями как специфика кластера. Взаимный обмен информацией, совместные научные исследования, продвижение товаров и услуг направлены на развитие конкурентоспособности фирм без ограничения конкуренции [3].

Сегодня идея кластерного подхода используется практически во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и образовании, при создании условий и механизмов инновационного развития. Так, применение кластерного подхода исследовано в общем (А. Адамский, Д.Ю. Лапыгин, Н.В. Малышева, В.А. Полякова, Р.И. Хикматов, Т.И. Шамова и др.) и профессиональном (В.Т. Волов, Е.А. Гнатышина, А.Г. Залялова, Г.В.Мухаметзянова, Е.А.Корчагин, Е.Д. Патаракин, Н.Б.Пугачева, А.В. Леонтьев, Д.В. Смирнов и др.) образовании, а также в управлении образовательными системами (А.В. Байгильдеев, Л.А. Баландина, Л.В. Бех, И.В. Бурмистрова, Е.В. Василевская, Л.В. Воронцова, А.А. Даниляк, Е.Н. Спорышева, А.Х. Сундукова, А.В. Тимирясова, Г.Р. Хамидуллина, О.Е. Яворский и др.).

Кластерный подход в образовании - это, по мнению Д.В. Смирнова, - «создание по инициативе учреждений и/или организаций единого социокультурного образовательного пространства как формы их социального партнерства на основе интеграции ресурсов и потенциалов учреждений и/или организаций, входящих в образовательный кластер» [14, с.162]. Определение кластерного подхода дает возможность выделить его ведущие идеи: взаимодействие субъектов, входящих в образовательный кластер; социальное партнерство субъектов в структуре образовательного кластера; интеграция ресурсов и потенциалов субъектов, входящих в образовательный кластер. Ведущим принципом реализации кластерного подхода выступает принцип сетизации или сетевой характер взаимодействия его участников.

В управленческой литературе под сетевым взаимодействием понимается «система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость учреждений образования, повышение профессиональной компетентности педагогов» [6, с.20]. Для системы образования потребность в сетевом взаимодействии выражается в тех новых возможностях, которые заключает в себе эта форма управления.

Прежде всего, сетевое взаимодействие интегрирует усилия различных образовательных учреждений для разработки и апробирования инновационных моделей содержания образования и управления системой образования. Особенностью сетевого взаимодействия является горизонтальная интеграция, основанная на равноправии и взаимной заинтересованности друг в друге, совместном принятии решений и способствующая формированию строго ориентированной цепочки

распространения новых знаний, технологий и инноваций.

Во-вторых, сетевое взаимодействие - это способ совместной деятельности по решению определенной проблемы, в которой заинтересованы все субъекты, вступающие в сеть. При этом важно, что субъекты сети сохраняют независимость своей основной деятельности, взаимодействуя лишь по поводу данной проблемы и объединяя при необходимости ресурсы (образовательные, информационные, методические, инновационные, кадровые, консультационные и др.). Характеризуя сетевое сообщество, исследователи отмечают: независимость членов сети, множественность лидеров, добровольность связей, множественность уровней взаимодействия. Совместная работа в рамках сети осуществляется не по административным каналам, а напрямую между теми творческими группами и людьми, которые и должны вместе решать необходимые вопросы.

Наконец, сетевое взаимодействие - это оптимальная модель управления, в которой четко определены и согласованы компетенции и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики, и которая способна генерировать, побуждать, стимулировать, организовывать и воплощать в практику плодотворные научные идеи и концепции. Сетевое взаимодействие признано современной, высокоэффективной, инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям динамично развиваться, поскольку сетевое взаимодействие, обеспечивая непрерывный обмен информацией и опытом, облегчает распространение инновационных разработок. Инновации в условиях образовательной сети приобретают эволюционный характер.

Реальное существование сети обеспечивается необходимым набором атрибутов. По мнению Е.А. Гнатышиной, «сущностными атрибутами сетевого взаимодействия выступают: участники и их иерархическое положение; ресурсы (идеи, стратегии, компетенции, информация, услуги, инфраструктура и пр.); направления взаимодействия участников; потоки ресурсов (однонаправленный или равнонаправленный); разделяемая общая цель взаимодействия, сопоставимая с индивидуальными целями и ожидаемыми выгодами каждого участника; формы совместной деятельности; система управления и координации деятельности (формализованная, с оформленной структурой управления, либо - неформализованная, структурно не оформленная)» [8, с.12]. Исследователи подчеркивают тот факт, что основой сети является сообщество, ресурсы имеют вторичное значение.

В науке описаны различные формы сетевого взаимодействия: координационный центр (ресурсная кооперация), кооперация с элементами ресурсных центров (смешанная форма) и распределенная кооперация [4; 6; 11]. В практике работы муниципальных образовательных систем

наиболее часто реализуется форма координационного центра (ресурсного центра, ресурсной кооперации). Ресурсный центр представляет собой структурный комплекс, объединяющий информационные, кадровые, методические ресурсы, обеспечивающий подготовку педагогических кадров, способных осуществлять качественное дошкольное образование детей.

Ресурсный центр, как системное образование, выполняет функцию управления. Управление ресурсным центром - это деятельность, направленная на достижение целей данного сетевого взаимодействия. Нами разработана модель управления ресурсным центром, представленная совокупностью блоков (концептуальный, субъектный, содержательно-функциональный и оценочно-результативный).

Концептуальный блок управления ресурсным центром составляют принципы, миссия, цель и задачи.

Принципы управления ресурсным центром базируется на основных принципах сетевого взаимодействия, сформулированных отечественными (К.Е. Гришкова, Я.Ш. Евдокимова, Н.В. Дрантусо-ва, О.А. Кашина, В.Н. Лупанов) и зарубежными (Ч. Данофф, Э. Кемпбелл, Д. Корнели, Саммерс Лаче) исследователями.

Принцип цели (результативности) позволяет рассматривать любое взаимодействие как результат, на который направлены действия всех участников. При этом цель действия должна быть принята каждым участником.

Принцип системности подчеркивает, что сетевое взаимодействие должно затрагивать все компоненты образовательной организации (цель, миссию, структуру, субъектов, функции, процессы, средства). Принятие решений в условиях сетевого взаимодействия находит отражение во всех сущностных элементах: от политики до материально-технической базы.

Принцип синергетичности подтверждает, что сетевое взаимодействие демонстрирует кумулятивный положительный эффект от совокупных результатов нескольких учреждений. Точками бифуркации в сетевом взаимодействии образовательных организаций могут выступать как материальные (использование общих служб, оказывающих услуги для всех участников сети), так и нематериальные ресурсы (идеи, стратегии, образовательные продукты).

Принцип проектности трактует сетевое взаимодействие как взаимосвязанную совокупность деятельностей (мероприятий), направленных на получение ожидаемых результатов.

Миссия ресурсного центра: повышение качества дошкольного образования, развитие инновационных процессов в ДОУ. Цель ресурсного центра: формирование информационно-образовательной среды, обеспечивающей повышение возможностей субъектов образовательного процесса в получении свободного доступа к инфор-

мационным, научно-методическим, материально-техническим ресурсам в целях эффективного достижения ими образовательных результатов.

К задачам ресурсного центра относят:

- изучение и удовлетворение информационных и образовательных потребностей субъектов в сфере дошкольного образования;

- повышение эффективности использования методических и других ресурсов; обеспечение равных возможностей пользования этими ресурсами для всех субъектов образовательного процесса;

- обеспечение информационной поддержки педагогов в вопросах нового содержания образования, овладения новыми технологиями, средствами и формами работы с воспитанниками;

- оказание персональной методической помощи педагогам в построении индивидуальной образовательной траектории профессионального роста;

- подготовка методических и аналитических материалов, диссеминация имеющегося положительного опыта, внедрение накопленных ресурсов в практику дошкольных учреждений.

Концептуальный блок выполняет методологическую и ориентационную функцию для дошкольных образовательных учреждений, работающих в условиях сети.

Субъектный блок. Руководство деятельностью ресурсного центра осуществляет его руководитель. Если в состав ресурсного центра включены ресурсные опорные площадки, создается Координационный совет, состоящий из руководителей соответствующих ресурсных опорных площадок, представителей государственных образовательных учреждений высшего образования города, а также общественных, профес-сиональных организаций и ассоциаций. Возглавляет Координационный совет руководитель Ресурсного центра. Реализуя принцип децентрализации, многие управленческие функции передаются участникам сети - наиболее активным членам профессионального сообщества, его лидерам.

Содержательно-функциональный блок. Данный блок управления ресурсным центром отражает направления деятельности и раскрывает ведущие функции управления.

Основные направления деятельности ресурсного центра определяются в рамках общей проблемы. Выбор проблемы является важным моментом для организации работы в сети, поскольку общая сетевая проблема становится системообразующим фактором. Проблема, в свою очередь, декомпозируется на подпроблемы, что позволяет уточнить и конкретизировать основные направления деятельности ресурсного центра.

Ресурсный центр осуществляет информационно-аналитическую, прогностическую, проектировочную, организационную и кон-трольно-коррекционную функции. Информационно-аналитическая функция предполагает

изучение информационных и образовательных потребностей субъектов образовательного процесса в сетевых ДОУ средствами анкетирования, проведения социологического опроса, диагностики. Прогностическая и проектировочная функции связаны с разработкой программ повышения квалификации педагогов, различных совместных проектов в соответствии с возложенными на ресурсный центр задачами. Функция организации связана с созданием творческих групп педагогов. В состав творческой группы должны войти педагоги, прошедшие курсовую подготовку, интересующиеся, исследующие ту или иную проблему, то есть занимающие активную позицию и способные самостоятельно принимать решения. Цель работы творческих групп: формировать профессиональное сообщество педагогов, имеющих инновационный образовательный потенциал.

Эффективная работа творческих групп невозможна без функционирования внутрисетевой формы целенаправленной подготовки педагогов в рамках образовательной сети (например, «Школы методического мастерства»). Ответственность за организацию различных форм повышения квалификации педагогов закреплена за ресурсным центром. В рамках организационной функции также осуществляется установление и развитие внешних связей в рамках обозначенных направлений деятельности ресурсного центра.

Контрольно-коррекционная функция предполагает координацию деятельности опорных площадок, насыщение среды совместными образовательными программами и социокультурными проектами.

Пристальное внимание уделяется контролю сетевого инновационного продукта, который в результате должно представить каждое учреждение. «Под инновационным продуктом понимается прошедшая экспертизу и рекомендованная к внедрению модель образовательной деятельности ДОУ, отчужденная от практики работы конкретного образовательного учреждения или педагога. В основе такого продукта - инновационный педагогический опыт (научно обоснованная практика, дающая наилучший результат) или передовой педагогический опыт, который не содержит нового, но может являться образцом для других ДОУ» [7, с. 26]. Анализ этого опыта, его обобщение, распространение и тиражирование - важное направление деятельности ресурсного центра. Все функции, таким образом, образуют технологический конструкт управления ресурсным центром, т.е. определенную технологию.

Оценочно-результативный блок включает в себя диагностический инструментарий для осуществления мониторинга и оценки деятельности ресурсного центра (критерии, показатели, уровни, методики диагностики, методы статистической обработки результатов). В процессе мониторинга используется информация, содержащаяся в отчетах и иных документах по выполнению работ, ока-

занию услуг в рамках сетевого взаимодействия. Публичность информации о результатах мониторинга мероприятий обеспечивается размещением оперативной информации в Интернете.

Представленная нами модель деятельности ресурсного центра отличается целостностью, взаимосвязанностью компонентов, определенной смысловой нагрузкой и выступает научно-методическим обеспечением процесса управления ресурсным центром.

_Результаты исследования

В городе Магнитогорске Челябинской области в октябре 2017 года были созданы городские ресурсные центры на базе образовательных учреждений, в том числе и дошкольных. Направлениями деятельности ресурсных центров стали наиболее актуальные проблемы образования. Так, ресурсные центры на базе ДОО реализуют следующие направления деятельности: методическое сопровождение раннего развития детей; реализация и обогащение программно-методического комплекса (ПМК) «Наш дом - Южный Урал»; организация развивающей предметно-пространственной среды на основе требований ФГОС ДО; формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников; работа с одаренными детьми в ДОУ; методическое сопровождение педагогического планирования в ДОУ; организация взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ в условиях ФГОС ДО и др.

С целью изучения эффективности деятельности ресурсных центров, удовлетворенности педагогов и руководителей сетевым сопровождением, было проведено анкетирование педагогов ДОУ (372 чел.), интервьюирование руководителей ДОУ (64 чел.). Ниже приведены разработанные нами вопросы анкеты в соответствии с критериями качества сетевого взаимодействия (результата, процесса и условий).

Критерий 1: Качество результатов сетевого взаимодействия

1.1.Способствует ли методическая работа в сети Вашему профессиональному росту?

1.2. Удовлетворены ли Вы результатами сетевого взаимодействия? Покажите через наличие/отсутствие профессиональных успехов и неудач.

1.3. Какое количество методических материалов по развитию одаренности дошкольников было выпущено Вами за последний год? Назовите наиболее значимые.

Критерий 2: Качество процесса сетевого взаимодействия

2.1. Эффективно ли организован ресурсным центром процесс повышения квалификации педагогов?

2.2 Принимали ли Вы участие в разработке плана работы ресурсного центра?

2.3. Какие творческие группы созданы в сети?

в Вашем учреждении? По какой проблеме /под-проблеме/теме?

2.4. Какие инновации разрабатываются/изучаются/внедряются в Вашей творческой группе?

2.5. Соответствует ли содержание плана Вашим профессиональным потребностям?

2.6. Участвуете ли Вы как организатор мероприятий по повышению квалификации педагогов ДОУ?

2.7. Соответствует ли качество проводимых мероприятий решению конкретных проблем развития одаренности дошкольников, повышению квалификации педагогов по данному направлению? Подтвердите конкретными примерами (проводимое мероприятие помогло успешно пройти аттестацию, участвовать в конкурсах и т.д.)

Критерий 3. Качество условий сетевого взаимодействия

3.1. Проводится ли в детском саду выявление, изучение и распространение передового педагогического опыта? Приведите пример мероприятий подобной направленности.

3.2. Есть ли банк данных методической продукции в сети?

3.3. Насколько рационально используются средства сети? Перечислите в качестве примера, чем, как, когда Вы пользуетесь.

3.4. Диагностируют ли руководители сети Ваш профессиональный уровень/готовность к развитию одаренности дошкольников? Какова динамика Вашего профессионального развития по данным мониторинга?

3.5. Установлены ли партнерские отношения ДОО с иными организациями по проблеме развития одаренности дошкольников?

Проведенный нами SWOT-анализ деятельности обозначенных ресурсных центров показал следующие положительные моменты, подчеркивающие возможности сетевого взаимодействия.

В первую очередь, следует отметить, что сетевое взаимодействие как инновационная технология управления на деле реализует идею массового сотрудничества педагогов, формирование активного профессионального сообщества. Выросло число дошкольных работников, вовлеченных в деятельность по изучению и реализации инновационной практики дошкольного образования.

Идея открытых образовательных ресурсов также находит поддержку среди педагогов. Для участников сети становятся доступными материально-техническое обеспечение; программное и информационно-коммуникационное обеспечение; диагностические материалы. Так, детский сад «Нотка» является научно-экспериментальной базой (площадкой) для исследовательской деятельности Научно-исследовательского центра прогнозирования развития творческих способностей и детской одарённости (НИЦ), являющегося структурным подразделением

Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Челябинской области «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки». Научно-исследовательская лаборатория обеспечивает научно-исследовательское направление деятельности ресурсного центра лабораторно-диагностическими, программно-методическими, информационно-аналитическими ресурсами и услугами. В частности, предоставляет базы стандартизированных психологических методик и аппаратурных психофизиологических способов измерения динамики творческих способностей и одарённости детей. Все эти ресурсы становятся достоянием педагогов сети.

Педагоги и руководители отмечают, что становится доступным документный фонд (информационно-образовательные ресурсы, методические материалы, медиафонды, web-ресурсы). При этом педагоги высказывают пожелания систематизации этого фонда и создания банков и баз данных по различным направлениям дошкольного образования.

Для дошкольных образовательных учреждений важно, что они включаются в процессы, реализуемые в сети, в соответствии со своими возможностями (своей зоной актуального развития) и проблемами реальной практики. Это отметили более 60% респондентов. Так, педагоги дошкольных образовательных учреждений, выступающих опорными площадками, демонстрируют разные уровни готовности к инновационной деятельности, различную продуктивность опыта. Однако деятельность в условиях сети создает комфортную обстановку и наилучшим образом решает эти проблемы.

Педагоги удовлетворены возможностью взаимообучения. Руководители и педагоги отмечают, что в сети активизировались процессы совместного изучения, обсуждения проблем и затруднений практиков, обмена опытом.

Все участники сети (100% опрошенных) считают, что деятельность ресурсного центра способствует улучшению качества образовательного процесса в ДОУ, обеспечивает более эффективное развитие дошкольников.

Нами выявлен и ряд проблем, которые можно считать внутренними рисками системы, среди них:

- недостаточная готовность педагогов к сотрудничеству, «закрытость» в рамках своего учреждения; низкий уровень инновационной компетентности у педагогов, преобладающая у многих участников сетевого взаимодействия позиция «потребителя» методического продукта;

- использование традиционных подходов в повышении квалификации, преобладание информационных методов в процессе обучения педагогов; недостаточное использование в данном процессе взаимообучения, технологий исследовательской деятельности, кооперации, развития критического мышления, проектных технологий;

- не отличается эффективностью работа творческих групп на базе образовательных организаций сети;

- недостаточно активно используется кадровый потенциал сети, в частности, институт наставничества;

- не отработан механизм оценки качества сетевых продуктов;

- руководителей затрудняет разработка критериев и показателей для оценки эффективности сетевого взаимодействия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_Обсуждение результатов исследования

Осознавая важность использования сетевого взаимодействия, достигнутые положительные моменты в деятельности сети, хотелось бы обсудить некоторые пути решения выявленных нами проблем [1].

На первый план, по нашему мнению, выходит проблема стратегического видения участниками сети своего развития, наличие концепции, поддерживаемой как внутренними, так и внешними участниками, следование основным положениям кластерного подхода.

Крайне важной, по нашему мнению, является проблема ценностной установки на продуктивное профессиональное общение, которая связана с потребностью поделиться своими профессионально-творческими находками, коллективно осмыслить новации, предлагаемые наукой, передовой педагогической практикой и коллегами, отмечена только у 28% педагогов сети.

Зарубежные исследователи [10] отмечают, что в педагогике идет процесс научного осмысления «возвышенной концепции учительства», основными характеристиками которой являются такие понятия как «лидерство» и «интерактивный профессионализм» (interactive professionalism). В этом контексте возрастает актуальность разработки принципиально новых подходов к разработке содержания и форм повышения квалификации педагогических кадров. Программы повышения педагогической квалификации (к примеру, в рамках Школы методического мастерства) должны представлять собой форму педагогических средств (содержательных, процессуальных, организационных) с помощью которых педагоги могут самостоятельно достигать определенного уровня квалификации и иметь перспективы для ее развития. Содержание процесса повышения квалификации должно формироваться усилиями обучающих и обучающихся с учетом профессиональных затруднений педагогов. Это возможно только на диагностической основе.

В основу проектирования целей и содержания программ обучения педагогов должны быть положены, по нашему мнению, следующие принципы. Принцип профессионально и личностно значимого содержания, выступаю-

щий мотиватором деятельности педагогов сети. Принцип интерактивности, предполагающий, что взрослый человек выступает как активный субъект, анализирующий проблемные ситуации, формулирующий задачи, апробирующий пути и способы их решения. Данный принцип позволяет устанавливать обратную связь со слушателями, корректировать их действия, оптимизировать процесс обучения педагогов. Принцип «горизонтальной» учебной деятельности и взаимного обучения обеспечивает равноправие и взаимную заинтересованность друг в друге, адресность в распространении новых знаний, технологий и инноваций. В соответствии с принципом вариативности-избыточности содержания в программах повышения квалификации должны быть представлены избыточные формы и содержание работы по интересующим педагогов проблемам для того, чтобы педагог имел возможность выбора, ориентируясь на свои условия работы, свое видение значимых задач, свои предпочтения, свой опыт. Данный принцип тесно связан с принципом персонификации обучения при поддержке консультанта ресурсного центра. Все названные принципы отражают концепцию «равный к равному», выступающей наиболее перспективным направлением профессиональной подготовки и повышения квалификации. Об этом свидетельствует анализ зарубежных и отечественных источников (Ч. Данофф, Д.Корнели, Д. МакГрегор, Е.Д. Патаракин, В.А. Полякова, Б. Смит и др. [10; 11; 13; 15]. Данная концепция определяет ведущую форму обучения педагогов (работу в командах, творческих группах) и, таким образом, формирует готовность участников сети к кооперации, «открытому» взаимодействию.

Содержательно работа творческих групп включает следующие блоки:

Теоретический блок. Цель: выработать общие концептуальные подходы к определению искомой проблемы.

Блок самостоятельной деятельности. Цель: проанализировать психолого-педагогическую литературу, документы, методические рекомендации по рассматриваемому направлению, разработать проекты.

Практический блок. Цель: презентовать разработанные проекты.

Аналитический блок. Цель: обобщить, описать и презентовать полученный сетевой продукт.

Представленный алгоритм деятельности творческой группы интегрирует технологию проектного обучения (логика проекта: проблема - научная идея - система действий - критерии оценки - качество результата) [8] с технологией развития критического мышления, основными стадиями которой выступают: вызов - осмысление - размышление - оценка (выявление ошибок) - самоконтроль (выявление причины ошибки) - критика (согласие, опровер-

жение, контраргументы) - построение прогноза [5]. Таким образом, работа в творческой группе позволяет наилучшим образом реализовывать современные образовательные технологии и сформировать позицию активного, творческого создателя современного продукта. Деятельность творческих групп организуется в сетевых событиях, проходящих в разных формах кооперации: семинары-практикумы, мастер-классы, круглые столы, деловые игры, творческие мастерские по разработке совместных проектов, конкурсы и др.

Инновационная творческая деятельность предполагает определенный тип отношений участников этой деятельности, создание особой среды равенства, уважения и понимания среди работников. Такому типу отношений соответствует система наставничества, тьюторства и коучинга. Подсистема наставничества применима к «молодым педагогам», подсистема тьюторства - к педагогам со стажем работы 5-10 лет, подсистема коучинг - к педагогам, имеющим педагогический стаж более 10 лет. Наставники - это люди, которые посредством своих действий и своей работы помогают другим людям реализовывать свой потенциал. Наставничество позволяет не только сохранить лучший педагогический опыт, сделать его доступным, но и обогатить его деятельностью других. Цель работы тьютора - персональное сопровождение педагогов в процессе непрерывного самосовершенствования и профессионального развития. Коуч стимулирует творческий поиск решений и поддерживает решимость педагогов достигать целей и осуществлять изменения в своей профессиональной деятельности. Другими словами, в процессе коучинга педагог находит свой, уникальный способ достижения цели, а коуч создает креативную атмосферу, особое пространство поиска альтернатив, атмосферу доверия, где педагог чувствует, что его идеи и предложения не остаются без внимания.

Механизмом эффективного управления ресурсным центром является мониторинг, который организуется путем сбора, обработки, анализа статистической, справочной и аналитической информации о реализации мероприятий и оценки достигнутых результатов [17; 18]. Мы предлагаем примерный вариант системы критериев, показателей и индикаторов, которые можно использовать в образовательных учреждениях сети для оценки качества сетевого взаимодействия.

Критерии, показатели и индикаторы могут корректироваться в соответствии со спецификой ресурсного центра. Балльная система оценки определяется самостоятельно участниками сети в соответствии с выделенными критериями, показателями и индикаторами.

Все сказанное мы рассматриваем как пути оптимизации сетевого взаимодействия на базе дошкольных образовательных организаций.

Критерии качества сетевого взаимодействия

Таблица 1

Критерий Показатель Индикатор Баллы

Численность дошкольников - победителей и призеров конкурсов Наличие призовых мест в конкурсных мероприятиях: - городского - регионального - федерального - международного уровней. 1=1б, 2=2б, 3=3б 2=1б, 3=2б, 4=3б 3=1б, 4=2б, 5=3б 4=1б, 5=2б, 6=3б

Качество результатов сетевого взаимодействия Разработка новых подходов, совершенствование и модернизация образовательной деятельности Количество инновационных продуктов (проектов, программ, технологий, средств и т.д.) (шт.) 1-3=1 балл 4-6=2 балла 7-10=3 балла

Численность педагогических работников - победителей и призеров конкурсов Наличие призовых мест в конкурсных мероприятиях: - городского - регионального - федерального - международного уровней. 1=1б, 2=2б, 3=3б 2=1б, 3=2б, 4=3б 3=1б, 4=2б, 5=3б 4=1б, 5=2б, 6=3б

Численность педагогических работников, участвующих в инновационной деятельности (ИД) Доля пед работников, участвующих в ИД, в общей численности пед работников сетевого взаимодействия 10-20%=1 балл; 21-40%=2 балла; 41% и выше=3 балла

Качество процесса сетевого взаимодействия Наличие выступлений педагогических работников на конференциях и семинарах Количество выступлений на конференциях и семинарах: - городского - регионального - федерального - международного уровней. 1=1б, 2=2б, 3=3б 2=1б, 3=2б, 4=3б 3=1б, 4=2б, 5=3б 4=1б, 5=2б, 6=3б

Активность ДОО Доля мероприятий, проведенных на базе ДОО 1-3=1 балл 4-6=2 балла 7-10=3 балла

Количество творческих групп, работающих на базе ДОО 1=1б, 2=2б, 3=3б

Наличие методик оценки и диагностики ИД Количество разработанных методик оценки и диагностики 1-3=1 балл 4-6=2 балла 7-10=3 балла

Качество условий сетевого взаимодействия Масштаб распространения результатов ИД Количество публикаций по результатам ИД на: - городском - региональном - федеральном - международном уровнях 1=1б, 2=2б, 3=3б 2=1б, 3=2б, 4=3б 3=1б, 4=2б, 5=3б 4=1б, 5=2б, 6=3б

Выводы

Обобщая результаты проведенного нами исследования, можно отметить, что реализация кластерного подхода в дошкольном образовании позволяет: сократить риски и неопределенность посредством создания совместной платформы для развития профессиональных компетенций педагогов и создания инновационных проектов; расширить пространство для продуктивного творчества благодаря развитию взаимодействия и некоторому ослаблению внутренней конкуренции; повысить качество эффективных инновационных проектов; создать позитивный имидж образовательной организации на различных уровнях; добиться повышения качества дошкольного образования.

Нами выявлены реальные проблемы сетевого взаимодействия и показаны пути их решения: наличие выверенной концепции сетевого взаимодействия; личностное включения педагогов в инновационную деятельность; разработка программ повышения квалификации педагогов на диагностической основе в соответствии с принципами, отражающими концепцию «равный к равному»; организация командных форм деятельности, позволяющих успешно интегрировать современные образовательные технологии (кооперации, проектного обучения, развития критического мышления), а также внедрять систему наставничества, тьюторства и коучинга; разработка и внедрение мониторинга качества сетевого взаимодействия.

Определенные нами пути оптимизации сетевого взаимодействия отражают содержание мо-

дели управления сетевым взаимодействием и, таким образом, подтверждают необходимость разработки и внедрения научно-методического обеспечения процесса управления сетевым взаимодействием.

В заключении необходимо подчеркнуть, что основой кластера являются не материальные ресурсы, а сообщество, мощная мотивация всех участников, наличие лидеров. Опыт многих успешных инициатив демонстрирует, что их проще реализо-

вывать при разделении на более мелкие проекты с конкретными временными рамками. Скорые результаты позволяют поддерживать мотивацию различных участников. Серьезную роль играет и постоянное расширение круга участников. В процессе кластеризации не должно быть доминирования одной элитарной группы. Необходимо вовлекать в процесс как можно больше участников, что сделает возможным развитие новых взаимосвязей и совместную деятельность в кластере.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адамский А. Модель сетевого взаимодействия [Электронный ресурс]. URL: http://www.1september.ru/ (дата обращения: 10.10.2018)

2. Аршинов В.И., Данилов Ю.А., Тарасенко В.В. Методология сетевого мышления: феномен самоорганизации [Электронный ресурс]. URL: http://www.iph.ras.ru/-mifs/rus/adtmet.htm (дата обращения: 10.10.2018)

3. Батуева Т.Б. Развитие экономики региона на основе кластерного подхода [Электронный ресурс]. URL: http:// www.center-inno.ru/ru/materials/library/07-2 (дата обращения: 10.10.2018)

4. Бурмистрова И.В. Сетевое взаимодействие как одна из эффективных инновационных форм методической работы с педагогами ДОУ // Молодой ученый. 2016. № 12.6. С. 17-22. [Электронный ресурс]. URL: https:// moluch.ru/archive/116/31997 (дата обращения: 10.10.2018)

5. Бичева И.Б. Развитие критичности как важного качества будущего педагога дошкольного образования // Перспективы науки и образования. 2017. 4 (28). С. 28-37.

6. Василевская Е.В. Сетевая организация методической рабо-ты на муниципальном уровне. М., 2005.

7. Вершинина Н.А., Овечкина Т.А. Участие педагогов в инновационной деятельности как необходимое условие введения ФГОС ДО // Детский сад будущего: «нестандартный» педагог в мире стандартов: Сборник научных статей по материалам научно-практической конференции с международным участием 23 марта 2015 года / Ред. кол.: М.Н. Андерсон, Н.А. Вершинина, Е.А. Криницина, И.В. Муштавинская, Т.А.Овечкина. СПб.: Изд-во СПБ АППО. Выпуск № 3, 2015. 232 с.

8. Гнатышина Е.А. Проблема инноваций в профессиональном образовании в современных условиях общественного развития // Инновационное развитие профессионального образования. 2015. № 2(08). С. 10-14.

9. Даниляк А.А. Организационно-педагогические условия модернизации муниципальной системы дошкольного образования: На материале города Салехард: автореф. дис. ... канд. пед. наук, М., 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-modernizatsii-munitsipalnoi-sistemy-doshkolnogo-obr#ixzz3RFrq3ef8 (дата обращения: 10.10.2018)

10. Корнели Д., Данофф Ч. Парагогика: синергия самостоятельной и организованной учебной деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://www.connected-learning.ru/ravnogogika/1st-paper (дата обращения: 10.10.2018)

11. Патаракин Е.Д. Сетевые сообщества и обучение. М. : ПЭР СЭ, 2006. 112 с.

12. Пилипенко И.В. Проведение кластерной политики в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.rsr-online.ru/doc/norm/222.pdf (дата обращения: 10.10.2018)

13. Полякова В.А. Модель формирования готовности учителя к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 6. С. 100-106.

14. Смирнов Д.В. Система дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагогов на основе кластерного подхода: дис. ... д-ра пед. наук. Шуя, 2012. 599 с.

15. Smith B.L., MacGregor J.T. What is Collaborative Learning, Senter of Postsecondary Teaching, Learning, and Assessment at Pennsylvania State University, 1992. [Электронный ресурс]. URL: http://www.evergreen.edu/ washcenter/natlc/pdf/collab.pdf (дата обращения: 10.10.2018)

16. Спорышева Е.Н. Сетевая организация методической работы // Управление ДОУ, 2013. № 4. С. 33-40.

17. Stepanova N.A., Sannikova L.N., Levshina N.I., Yurevich S.N., Ilyina G.V. Methodological Performance Evaluation by Teachers in Preschool Educational Intitutions // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE). Volume 6, Issue 2, August 2018. P.67-80.

18. Stepanova N.A., Sannikova L.N., Levshina N.I., Yurevich S.N., Chernobrovkin V.A. Parental Evaluation of Preschool Education Quality: Is It a Problem or an Opportunity? Man in India. 2017. Т. 97. № 5. С. 171-185.

19. Сундукова А.Х., Баландина Л.А., Бех Л.В. Научно-методическое, психолого-педагогическое, информационно-методическое сопровождение деятельности ресурсных центров // Управление ДОУ, 2013. №8. С. 26-39.

20. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф (дата обращения: 10.10.2018)

REFERENCES

1. Adamsky A. Model of network interaction [Electronic resource]. Available at: http://www.1september.ru/ (accessed 10 October 2018) (in Russian)

2. Arshinov V.l., Danilov Yu.A., Tarasenko V.V. Methodology of network thinking: the phenomenon of self-organization [Electronic resource]. Available at: http://www.iph.ras.ru/-mifs/eng/adtmet.htm (accessed 10 October 2018) (in Russian)

3. Batueva T.B. The development of the regional economy based on the cluster approach [Electronic resource]. Available at: http://www.center-inno.ru/ru/materials/library/07-2 (accessed 10 October 2018) (in Russian)

4. Burmistrova I.V. Network interaction as one of the effective innovative forms of methodical work with teachers of pre-school educational institutions. Young Scientist. 2016. no. 12.6. pp. 17-22. [Electronic resource]. Available at: https://moluch.ru/archive/116/31997 (accessed 10 October 2018) (in Russian)

5. Bicheva I.B. The development of criticality as an important quality of the future teacher of preschool education. Perspectives of science and education. 2017, no. 4 (28), pp. 28-37. (in Russian)

6. Vasilevskaya E.V. Network organization of methodological work at the municipal level. Moscow, 2005. (in Russian)

7. Vershinina N.A., Ovechkina T.A. The participation of teachers in innovation as a prerequisite for the introduction of the Federal State Educational Standards for preschool education // Kindergarten of the future: "non-standard" teacher in the world of standards: Collection of scientific articles based on the scientific and practical conference with international participation March 23, 2015 / Ed.: M.N. Anderson, N.A. Vershinina, E.A. Krinitsyna, I.V. Mushtavinskaya, T.A. Ovechkina. Saint Petersburg, SPB APPO Publ., Issue no. 3, 2015. 232 p. (in Russian)

8. Gnatyshina E.A. The problem of innovation in vocational education in the modern conditions of social development. Innovative development of vocational education. 2015. no. 2 (08). pp. 10-14. (in Russian)

9. Danilyak A.A. Organizational and pedagogical conditions for the modernization of the municipal system of preschool education: On the material of the city of Salekhard: abstract Diss. PhD Ped. Sci., Moscow, 2006. [Electronic resource]. Available at: http://www.dissercat.com/content/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-modernizatsii-munitsipalnoi-sistemy-doshkolnogo-obr#ixzz3RFrq3ef8 (accessed 10 October 2018) (in Russian)

10. Corneli, D., Danoff, C. Paragogik: Synergy of Self-Organized and Organized Learning Activities [Electronic resource]. Available at: http://www.connected-learning.ru/ravnogogika/1st-paper (accessed 10 October 2018)

11. Patarakin E.D. Networking communities and learning. Moscow, PED SE Publ., 2006. 112 p. (in Russian)

12. Pilipenko I.V. Conducting cluster policy in Russia [Electronic resource]. Available at: http://www.rsr-online.ru/doc/ norm/222.pdf (accessed 10 October 2018) (in Russian)

13. Polyakova V.A. Model of the formation of the teacher's readiness for dialogue interaction in the network of pedagogical communities. Modern problems of science and education. 2008. no. 6. pp. 100-106. (in Russian)

14. Smirnov D.V. The system of additional professional tourism and local history education of teachers based on the cluster approach: Diss. Dr. Ped. Sci., Shuya, 2012. 599 p. (in Russian)

15. Smith B.L., MacGregor J.T. What is Collaborative Learning, Senter of Postsecondary Teaching, Learning, and Assessment at Pennsylvania State University, 1992. [Electronic resource]. Available at: http://www.evergreen.edu/ washcenter / natlc / pdf / collab.pdf (accessed 10 October 2018)

16. Sporysheva E.N. Network organization of methodical work. Management of DOU, 2013. no. 4. pp. 33-40. (in Russian)

17. Stepanova N.A., Sannikova L.N., Levshina N.I., Yurevich S.N., Ilyina G.V. Methodological Performance Evaluation by Teachers in Preschool Educational Intitutions. International Journal of Cognitive Research in Engineering and Education (IJCRSEE). Volume 6, Issue 2, August 2018. P.67-80.

18. Stepanova N.A., Sannikova L.N., Levshina N.I., Yurevich S.N., Chernobrovkin V.A. Parental Evaluation of Preschool Education: Is It a Problem or An Opportunity? Man in India. 2017. V. 97. № 5. P. 171-185.

19. Sundukova A.Kh., Balandina L.A., Bekh L.V. Scientific and methodological, psychological and pedagogical, information and methodological support of the activity of resource centers. Management of DOU, 2013. no. 8. pp. 26-39. (in Russian)

20. Federal Law of December 29, 2012 No. 273-ФЗ "On Education in the Russian Federation" [Electronic resource]. Available at: http: //minobrnauki.rf (accessed 10 October 2018) (in Russian)

Информация об авторах Юревич Светлана Николаевна,

(Россия, г. Магнитогорск) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального

образования Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: [email protected]

Information about the authors

Svetlana N. Yurevich

(Russia, Magnitogorsk) Assistant professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department Preschool and Vocational Education Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: [email protected]

Левшина Наталия Ивановна

(Россия, г. Магнитогорск), Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального

образования Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: [email protected]

Nataliya I. Levshina

(Russia, Magnitogorsk) Assistant professor,

PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department Preschool and

Vocational Education

Nosov Magnitogorsk State Technical University

E-mail: [email protected]

Санникова Лилия Наилевна

(Россия, г. Магнитогорск) Доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой дошкольного и специального образования Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: [email protected]

Liliya N. Sannikova

(Russia, Magnitogorsk) Assistant professor, PhD in Pedagogical Sciences, Head of the Department of Preschool and Vocational Education

Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: [email protected]

Степанова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Россия, г. Магнитогорск) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального

образования Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: [email protected]

Natalia A. Stepanova

(Russia, Magnitogorsk) Assistant professor, PhD in Pedagogical Sciences, Head of the Department of Preschool and Vocational Education

Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: [email protected]

Ссылка для цитированияГОСТ

Юревич С. Н., Левшина Н. И., Санникова Л. Н., Степанова Н. А. Научно-методическое обеспечение процесса управления ресурсным центром на базе дошкольных образовательных организаций // Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36). С. 254-264. doi: 10.32744^е.2018.6.28

For ReferenceAPA

Yurevich, S. N., Levshina, N. I., Sannikova, L. N., & Stepanova, N. A. (2018). Scientific and methodological provisions of resource center administration process on the basis of pre-school educational organizations. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 36 (6), 254-264. doi: 10.32744/ pse.2018.6.28. (In Russ., abstr. in Engl.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.