Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ'

РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
372
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ / ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / НЕЙРОКОРРЕКЦИЯ / НАРУШЕНИЕ РЕЧИ / СЕНСОМОТОРНАЯ КОРРЕКЦИЯ / CHILDREN'S NEUROPSYCHOLOGY / HIGHER MENTAL FUNCTIONS / OLDER PRESCHOOLERS / NEUROCORRECTION / SPEECH DISORDER / SENSORIMOTOR CORRECTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нефедова Е.В., Сенченко Г.В.

В статье раскрывается проблема развития высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. Приведены результаты диагностики высших психических функций у детей с нарушением речи до и после проведения коррекционных занятий на основе нейропсихологических упражнений. В результате проведения коррекции были улучшены показатели ВПФ, что способствовало подготовки детей к школьному обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нефедова Е.В., Сенченко Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF HIGHER MENTAL FUNCTIONS IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE WITH DISABILITY OF SPEECH

The article reveals the problem of the development of higher mental functions in children of senior preschool age with speech disorders. The results of diagnosing higher mental functions in children with speech disorders before and after conducting remedial exercises based on neuropsychological exercises are presented. As a result of the correction, the indicators of higher mental functions were improved, which contributed to the preparation of children for schooling.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ»

УДК 159.9.075

Нефедова Е.В. студент 4 курса факультета клинической психологии

Сенченко Г.В.

преподаватель кафедры клинической психологии с курсом ПО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого, Россия, г. Красноярск РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Аннотация: В статье раскрывается проблема развития высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. Приведены результаты диагностики высших психических функций у детей с нарушением речи до и после проведения коррекционных занятий на основе нейропсихологических упражнений. В результате проведения коррекции были улучшены показатели ВПФ, что способствовало подготовки детей к школьному обучению.

Ключевые слова: детская нейропсихология, высшие психические функции, старшие дошкольники, нейрокоррекция, нарушение речи, сенсомоторная коррекция.

Nefedova E. V.

4th year student, Faculty of Clinical Psychology

Senchenko G.V.

Lecturer of the Department of Clinical Psychology with a course in software Krasnoyarsk State Medical University them. prof. V.F. Voyno-Yasenetsky Russia, Krasnoyarsk DEVELOPMENT OF HIGHER MENTAL FUNCTIONS IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE WITH DISABILITY OF SPEECH

Abstract: The article reveals the problem of the development of higher mental functions in children of senior preschool age with speech disorders. The results of diagnosing higher mental functions in children with speech disorders before and after conducting remedial exercises based on neuropsychological exercises are presented. As a result of the correction, the indicators of higher mental functions were improved, which contributed to the preparation of children for schooling.

Keywords: children's neuropsychology, higher mental functions, older preschoolers, neurocorrection, speech disorder, sensorimotor correction.

Недоразвитие речи является многокомпонентным расстройством, при котором у детей с нормативным слухом и первично сохранным интеллектом нарушено или отстает от нормы развитие ВПФ. В настоящее время отмечается увеличение численности детей с нарушениями речи и

усложнение структуры речевых дефектов, стало больше тотально безречевых детей, детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, детей с расстройствами аутистического спектра. Дефицит общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Поэтому, крайне важно раннее выявление патологий речевого развития и обращение к специалистам вовремя. Своевременные принятые требуемые меры могут, как и улучшить жизнь ребенка, так и вернуть ребёнку полноценное развитие, и, напротив, опоздание может стать роковым.

Логопеды в работе, как правило применяют симптоматический подход к коррекции речевых нарушений, не вникая в причины, механизмы и основные синдромы несформированности ВПФ у детей, что сказывается на эффективности коррекционной работы. Здесь следует отметить междисциплинарный характер проблемы и то что не один специалист какого-то одного конкретного направления - нейропсихолог, логопед, дефектолог или врач, в одиночку не сможет помочь ребенку преодолеть эту проблему.

Для выявления особенностей развития ВПФ у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи нами было проведено обследование 30 детей с диагнозом - дизартрия (МКБ-10: Я47.1 - по результатам заключений ПМПК). Возраст детей на момент исследования 5 -6 лет. Для оценки уровня сформированности ВПФ у детей старшего дошкольного возраста использовался диагностический материал Ж.М. Глозман, А.Е. Соболева, Потанина Ю.А. [1].

Среди основных особенностей психического профиля обследованных детей следует выделить:

- в гностической сфере фрагментарность восприятия, несформированность пространственного гнозиса. При пробах на акустический гнозис наблюдались нарушения выполнения, они не выстукивают правильное число раз, сливают отдельные «пачки» в один аморфный ряд или же ударяют хаотично, не выделяя отдельные, четко повторяющиеся ритмические группы при воспроизведении ритмов. Также можно отметить возрастную динамику: дети шести лет узнают более сложные объекты, в том числе «зашумленнные» и «наложенные» фигуры.

- при выполнении проб на праксис отмечается несформированность реципрокной координации (инертность, поочерёдное или симметричное выполнение). Причем у более старших детей отмечается меньше таких ошибок, объясняемая прежде всего возрастной динамикой развития межполушарных отношений. Нарушения в динамическом праксисе носит характер стереотипий и трудностей пространственной организации движений и действий.

- нарушение нейродинамического компонента психической деятельности в виде истощаемости, наличия импульсивности, низкой работоспособности и концентрации внимания, повышенной отвлекаемости.

- было отмечено высокая вариабельность в объёме слухоречевого запоминания, трудности воспроизведения длины рядов, у части детей есть «эффекты» краевого воспроизведения заданного порядка слов, а также общее снижение слухоречевой памяти.

- несформированность мыслительных операций. Доминирующее в этой возрастной группе образное мышление обусловило специфичность этих нарушений в виде снижения процессов обобщения, поскольку уровень абстрактно-логического мышления недостаточно сформирован.

- недостаточная сформированность регуляции и контроля психической деятельности, а также дисрегуляция поведения в целом, что отображает факт более позднего и длительного морфофункционального формирования передних отделов мозга, в частности лобных долей, реализующих регуляцию, программирование и контроль. Что согласуется с данными Ж.М. Глозман [2] и О.Н. Тарасовой [3].

Результаты обследования детей были представлены родителям. Кроме того, родителям было предложено проведение с их детьми коррекционно -развивающих занятий. Родители 15 детей согласились на их проведение. Таким образом, нами были сформированы экспериментальная и контрольная группа в которые вошли дети с наличием схожих особенностей формирования ВПФ, но разграничивающим фактором здесь стало согласие родителей на проведение коррекционных мероприятий в экспериментальной группе и только диагностических - в контрольной.

С целью повышения уровня ВПФ и сопутствующих им расстройств была разработана и апробирована программа коррекционных занятий, на основе нейропсихологических упражнений и игр [4], [5], [6].

На основании полученных результатов нейропсихологического обследования и беседы с родителями была разработана программа нейропсихологической коррекции. Программа состояла из 14 индивидуальных занятий, при соблюдении режима проведения 2 занятия в неделю, с выполнением ежедневных домашних заданий.

Структура занятия:

1. Приветствие

2. Дыхательное упражнение;

3. Глазодвигательное упражнение;

4. Растяжки;

5. Двигательные упражнения;

6. Упражнение на развитие внимания;

7. Массаж или самомассаж;

8. Упражнения на формирование базовых сенсомоторных синергических и реципрокных) взаимодействий;

9. Упражнения на развитие памяти;

10. Упражнения на развитие пространственного гнозиса;

11. Упражнения на развитие мышления;

12. Рефлексия.

После семи недель коррекционно-развивающей работы было проведено сравнение показателей ВПФ как в экспериментальной группе детей, в которой проводились занятия, так и в контрольной группе детей, не получавших коррекционную помощь.

В результате занятий была получена положительная динамика формирования высших психических функций у детей из экспериментальной группы.

Улучшение показателей нейродинамического компонента продемонстрировано на рисунке 1. Баллы за каждый параметр начислялись по системе «штрафов» (А. Р. Лурия), т.е. чем ниже балл, тем выше уровень развития функции.

Рисунок 1 - Изменение выраженности нейродинамических нарушений у детей ЭГ и КГ (ось ординат: 0 - норма, 1 - лёгкие нарушения, 2 — умеренные нарушения, 3 - выраженные нарушения; ось абсцисс: участники исследования)

Но если говорить о качественных изменениях, то можно отметить:

- увеличение количества вычеркнутых фигур в корректурной пробе в среднем на 4 единицы у детей с умеренными нарушениями, на 2 фигуры с выраженными нарушениями речи. Также отмечается уменьшение количества ошибок при выполнении;

- снижение показателей истощаемости, флюктуации психической деятельности на 0,5 балла;

- увеличение времени работоспособного периода, в среднем, на 6 минут.

Таблица 1 - Оценка состояния отдельных параметров сформированности психических процессов _ ЭГ до и после коррекции_

Параметр ЭГ до коррекции (среднее значение) ЭГ после коррекции (среднее значение) ЭГ значимость различий (1 -критерий Стьюдента: 1 набл. при 1 крит.= 2,145)

Нейродинамический компонент 1,967±0,667 1,300±0,528 10,583 (р=0,0000) значимые

Пространственное восприятие 1,933±0.651 1.233±0.495 10.693 (р=0,0000) значимые

Память 1,500±0,707 1,033±0,516 6,089 (р=0,0000) значимые

Мышление 2,067±0,530 1,600±0,338 5,137 (р=0,0000) значимые

Средний балл по показателям нейродинамики в ЭГ до коррекции составлял 1,967, а после коррекционных занятий 1,300 (табл. 1). В КГ на момент первичной диагностики средний балл был равен 1,867, а по результатам повторной диагностики 1,700. Исходя из данных, представленных в таблице 1, можно утверждать, что показатели нейродинамического компонента в ЭГ до и после коррекции имеют существенные отличия, а изменения в КГ не являются значимыми (табл.2).

Таблица 2 - Оценка состояния отдельных параметров сформированности психических процессов КГ (первичная и повторная диагностика)_

Параметр КГ до коррекции (среднее значение) КГ после коррекции (среднее значение) КГ значимость различий (1 -критерий Стьюдента: 1 набл. при 1 крит = 2,145)

Нейродинамический компонент 1.867±0,743 1.700±0,592 1.784 (р=0.096) не значимы

Пространственный гнозис 1.967±0.481 1.800±0.493 2.092 (р=0.055) не значимы

Память 1.500±0,507 1.400±0,567 1.871 (р=0.082) не значимы

Мышление 2.033±0,667 1.900±0,541 1.468 (р=0.164) не значимы

У детей ЭГ после коррекционной работы наблюдалось и улучшение показателей пространственного гнозиса: закрепление основных частей тела, их нахождение по отношению к друг другу, понятий «верх-низ», «право-лево», «сзади-спереди» как в пространстве тела, так и в реальном пространстве (при выраженных нарушениях), закрепление проекционных, координатных представлений в формализованном пространстве (при умеренных и лёгких нарушениях (смещение в среднем на 1 - 0,5 балла) (рис. 2).

Изменение показателей пространственного восприятия в ЭГ являются значимыми (1 набл. = 10,693 при 1 крит. = 2,145) (табл. 1), показатели КГ при первичной и повторной диагностике не имеют значимых различий (табл. 2).

Рисунок 2 - Изменение показателей пространственного восприятия у детей ЭГ и КГ (ось ординат: 0 - выраженные нарушения, 1 - умеренные нарушения, 2 - лёгкие нарушения, 3 - норма; ось абсцисс: участники исследования)

Также были замечены улучшения показателей мнестической деятельности входящих в ЭГ (рисунок 3), в виде:

- увеличения объема запоминаемого материала на 1 -2 элемента, снижение конфабуляций.

- улучшение устойчивости объема запоминаемых элементов.

Рисунок 3 - Изменение показателей мнестической деятельности у детей ЭГ и КГ (ось ординат: 0 - норма, 1 - лёгкие нарушения, 2 — умеренные нарушения, 3 - выраженные нарушения; ось абсцисс: участники исследования)

Изменения показателей мыслительной деятельности после коррекционной работы наблюдается не у всех детей, четверо из пятнадцати детей не показали значимых изменений (рис. 4). В КГ повысился уровень только у двух детей из пятнадцати.

эг кг

з

2,5 2 1,5 1 0,5 0

2

1,5

0,5

0

гервичная диагностика

10 11 12 13 М 15

■ повторная диагностика

гервичная диагностика

10 11 12 13 М 15

■ повторная диагностика

Рисунок 4 - Изменение показателей мыслительной у детей ЭГ и КГ (ось ординат: 0 - норма, 1 - лёгкие нарушения, 2 -- умеренные нарушения, 3 -выраженные нарушения; ось абсцисс: участники исследования)

Итак, по окончании коррекционной работы у детей экспериментальной группы отмечалась положительная динамика по следующим показателям: нейродинамики, пространственного восприятия, мнестической и мыслительной деятельности.

Увеличение показателей памяти и мыслительных операций носят не такой выраженный характер, поскольку на эти ВПФ необходимо более

длительное время коррекционной работы, в связи со сложной и многокомпонентной организацией данных психических процессов.

Дети контрольной группы, не получавшие коррекционную помощь, не имели значимых различий между показателями психической деятельности, которые были получены при первичном и повторном обследовании.

Стоит отметить, что в процессе занятий у детей наблюдались следующие феномены, подтвержденные в беседах с родителями и воспитателями: повысился познавательный интерес и любознательность, желание узнавать что то новое, дети стали более уверенными и с интересом выполняли задания ближе к концу коррекционной программы. Логопеды, работающие на постоянной основе с этими детьми, так же отмечали повышение эффективности в усвоении программ, направленных на формирование полноценного речевого общения и подготовки детей к школьному обучению, что несомненно положительно отразится на дальнейшем развитии ребенка.

Использованные источники:

1. Глозман Ж. М., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста / Ж. М. Глозман, А. Е. Соболева - Москва: Науч.-исслед. Центр детской нейропсихологии им. А. Р. Лурия, 2014. - 177 с.

2. Глозман, Ж. М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных / Ж. М. Глозман - М.: Смысл, 2019. - 264 c

3. Тарасова О. Н. Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи у старших дошкольников / О. Н. Тарасова // Молодой учёный. - 2017. — № 3. — С. 421-424.

4. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие / А.В. Семенович. — 10-е изд. — Москва: Генезис, 2017. — 474с.

5. Колганова, В. С. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2 ч. Ч 1 / В. С. Колганова, Е.В. Пивоварова [и др.] — М: АЙРИС-пресс, 2018. — 416 с.

6. Колганова, В. С. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2 ч. Ч 2 / В. С. Колганова, Е.В. Пивоварова [и др.] — М: АЙРИС-пресс, 2017. — 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.