Научная статья на тему 'Влияние высокого уровня тревожности на нейропсихологические показатели у детей младшего школьного возраста'

Влияние высокого уровня тревожности на нейропсихологические показатели у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1276
502
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ / НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куприянчук М.Н., Суслова Е.С., Савкина О.М.

В статье анализируется проблема взаимосвязи высокого уровня тревожности со степенью сформированности высших психических функций у младших школьников. Высокие требования родителей к ребенку без учета его индивидуальных особенностей приводят к высокому уровню тревожности, отсутствию мотивации к учебе, низкой успеваемости. Установлено, что дети без выраженных когнитивных нарушений зачастую отличаются высоким уровнем тревожности, их нейропсихологический статус характеризуется недоформированностью отдельных звеньев высших психических функций. Практический опыт доказывает эффективность системного подхода к коррекции выявленных симптомов дефицитарности в психическом функционировании, а также выравнивание эмоционального фона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Куприянчук М.Н., Суслова Е.С., Савкина О.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effect of a high level of anxiety on the neuropsychological indices in younger schoolchildren

The paper analyzes the relationship between a high level of anxiety and the level of the development of the higher psychic functions in younger schoolchildren. High requirements to the child by the parents irrespective of the child’s individual properties, cause a high level of anxiety, absence of motivation in studies and poor progress. It has been revealed that children without pronounced cognitive disorders are characterized by a high level of anxiety, and their neuropsychological status demonstrates that some of the links of the higher psychic functions are underdeveloped. Practical experience proves effectiveness of the systemic approach to the correction of the revealed symptoms of deficient psychic functioning and also levelling off of the emotional background.

Текст научной работы на тему «Влияние высокого уровня тревожности на нейропсихологические показатели у детей младшего школьного возраста»

Куприянчук М.Н.

психолог Суслова Е.С. кандидат психологических наук, нейропсихолог Савкина О.М. нейропсихолог

Научно-исследовательский центр детской нейропсихологии

Москва, Россия

Влияние высокого уровня тревожности на нейропсихологические показатели у детей младшего школьного возраста

Аннотация: В статье изучается проблема взаимосвязи высокого уровня тревожности со степенью сформированности ВПФ у младших школьников. Высокие требования родителей к ребенку без учета его индивидуальных особенностей приводят к высокому уровню тревожности, отсутствию мотивации к учебе, низкой успеваемости. Установлено, что дети без выраженных когнитивных нарушений зачастую отличаются высоким уровнем тревожности, а также их нейропсихологический статус характеризуется недоформированностью отдельных звеньев ВПФ. Практический опыт доказывает эффективность системного подхода к коррекции выявленных симптомов дефицитарности в психическом функционировании, а также выравнивание эмоционального фона.

В работах Л.С. Выготского (1960 и др.), С.Л. Рубинштейна (1989 и др.), В.К. Вилюнаса (1976) и ряда других авторов сформулированы общие положения о неразрывном единстве эмоций и познания, согласно которым в различных видах познавательной деятельности - гностической, мнестической, интеллектуальной - эмоции, с одной стороны, выступают как мотивирующие, «запускающие» компоненты этой деятельности, с другой - как компоненты, контролирующие, регулирующие (с помощью механизма оценки) ее протекание в соответствии с потребностью, на удовлетворение которой она направлена.

В нашей работе (нейропсихологической коррекции) мы столкнулись с такой проблемой как высокий уровень тревожности. И за основы контролирующего фактора взяли тревожность Анализ исследований различных авторов позволил рассматривать факты проявления детской тревожности как, с одной стороны, врожденную,

психодинамическую характеристику, представляемую так в работах А. И. Захарова, Н. Д. Левитова и других. А с другой стороны, как условие и результат социализации (Н. В. Имедадзе, А. М. Прихожан, Е. Савина, К. Хорни.) Рассматривая взаимосвязь тревожности и деятельности, нужно отметить, что «повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность (особенно значимую)». А. М. Прихожан считает, что высокая тревожность оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. У таких детей можно заметить разницу в поведении на занятиях и вне их. «Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим, глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает двигательное возбуждение, ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь».

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. В младшем школьном возрасте (поскольку исследование проводилось с данной возрастной группой) тревога является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление нарушений эмоционально-волевой сферы приводит к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и, определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности. Кроме того, особенности организации эмоционально-волевой сферы оказывают влияние на качество обучения: ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах, вследствие чего происходит дезорганизация не только всей познавательной деятельности, но также начинают разрушаться личностные структуры.

На рисунках детей мы наблюдаем - колеблющиеся, прерывающиеся линии, несоединённые углы, это говорит о напряженности, повышенном уровне тревожности, стремление контролировать свою тревогу. Характер линии часто слабый, паутинообразный, что может являться признаком экономии энергии, астенизации, снижения общего тонуса. О повышении тревожности также говорит наличие штриховки внутри контура фигуры и различных деталей. На некоторых рисунках присутствует стирание или исправление линий, а также отсутствие глаз или преувеличенные их размеры и отсутствие других частей тела.

Нам удалось установить, что основная масса обследуемых согласно данным теста Щура оцениваются как личности, имеющие неадекватную самооценку (завышенная встречается у 80%). Нужно отметить, что завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности; нечувствительность к своим ошибкам, неудачам.

Кроме того нами было установлено, что дети поступившие в первый класс имеют повышенный уровень тревожности (по тесту Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен), что связанно с новой внутренней позицией школьника, уровнем притязания родителей, а также с уровнем сформированности ВПФ. Мы отметили, что такая же тенденция наблюдается и у детей 8-10 лет (по тесту Кеттелла). Наиболее выраженные факторами данного теста являются:

Фактор С (неуверенный в себе);

Фактор Б (флегматичный или реактивный);

Фактор Е (зависимый);

Фактор Н (чувствительный к угрозе);

Фактор I (зависимый от других);

Фактор О (тревожный);

Фактор 03 (плохое понимание социальных нормативов);

Фактор Q4 (фрустрированный).

Задачей настоящего исследования было выявление взаимосвязи эмоционально-личностной сферы (высокого уровня тревожности) со степенью сформированности ВПФ у детей младшего школьного возраста.

Мы полагаем, что для своевременной качественной оценки состояния эмоционально волевой сферы младших школьников и для адекватной коррекционной работы детей с высоким уровнем тревожности необходимо также знание и о его нейропсихологическом статусе, который показывает совокупное состояние высших психических функций и поведения такого ребенка в зависимости от функционирования различных зон головного мозга. Поэтому, мы в своем исследовании эмоционально-личностной сферы учитывали данные нейропсихологического обследования. Для оценки сформированности ВПФ в своем исследовании мы использовали качественный анализ данных Луриевского нейропсихологического обследования, адаптированного для детской популяции Ж.М. Глозман и колл., который позволяет выявить нарушенные звенья психической деятельности, а также те структуры мозга, недостаточность которых играет решающую роль в их возникновении. По данным обследования удалось выявить, что имеется следующие основные особенности нейропсихологического статуса детей с высоким уровнем тревожности, а именно несформированность: (главным образом) модально-неспецифического (энергетического) фактора - нарушения нейродинамических показателей; несформированность произвольной-непроизвольной регуляции психической деятельности, несформированность межполушарного взаимодействия, кинетического, кинестетического, пространственного факторов, а иногда и речевой сферы.

Важно отметить, что перед специалистом, проводящем нейропсихологическое обследование ребенка, стоят следующие основные задачи:

• Дифференцировать трудности обучения и поведения, обусловенные недостаточной сформированностью или индивидуальными особенностями функционирования мозговых структур;

• Определить причины и обеспечить профилактику различных форм аномального психического функционирования; дизадаптации, школьной неуспеваемости и др.

• Разработать стратегию и индивидуальную программу коррекционно-развивающего воздействия для преодоления слабых (несформированных) звеньев психического функционирования с опорой на сильные звенья когнитивного развития и личности ребенка.

Нами было обследовано и проведена коррекция 22 детей в возрасте от 7 до 10 лет, родители которых обратились в НИЦ ДН по поводу трудностей обучения в школе.

Нейропсихологическая коррекция была направлена на развитие тех недостаточных функций, о которых говорилось выше. Все упражнения подбирались с учетом нейропсихологических и личностных особенностей детей.

Дети с высоким уровнем тревожности имеют очень низкие нейродинамические показатели, поэтому большое внимание уделялось дыхательным техникам (они не только главным образом формируют уровень активности, но и успокаивают, способствуют концентрации внимания, также формируют базовую составляющую произвольной саморегуляции), элементам массажа, растяжек. Все это активирует общий энергетический, эмоциональный и тонический статус. Далее в коррекционный процесс мы вводили нейропсихологичекие методы развития отдельных когнитивных функций (речи, письма, памяти, пространственных представлений). Более организованные психические функции имеют больший энергетический потенциал для активации процессов развития в целом. И они же постепенно создают и расширяют зону ближайшего развития ребенка. И соответственно, самым труднодостижимым результатом является формирование у

ребенка оптимального для него уровня произвольной саморегуляции. Поскольку саморегуляция зависит от обобщающей и регулирующей функции речи, способности к построению самостоятельного продуктивного речевого акта, интеллектуальных процессов, то завершающим этапом нашей работы было формирование данных форм психической деятельности.

К нам в центр поступают дети со сниженными нейродинамическими показателями, обусловленные как физиологическими, так и социальными причинами (дети тревожные, с низкой самооценкой и уровнем притязаний, стратегией избегания неудач и т.д.) и естественно, что у них не получается вовремя и адекватно решать повседневные задачи (не говоря уже о дополнительных, например, внешкольные занятия) Таким образом ребенок заведомо ставиться в ситуацию неуспешности, что повышает уровень тревожности. Но в ходе коррекционной работы «простраиваются» необходимые психические функции и этот потенциал, ресурс начинает актуализироваться. В таком случае мы можем говорить, что ребенок готов к более глубинной работе с эмоционално-личностным пластом. И естественно в этот момент очень важно подключать психотерапевтическую работу, что и проводилось в нашем исследовании. Следует отметить, что психотерапевтическая коррекционная работа являлась частью комплексной нейропсихологической коррекции детей, проводимой в нашем центре, реализующий Луриевские принципы реабилитации и, в частности, его принцип опоры на сохранные аспекты личности ребенка.

В психокоррекционной работе использовались: элементы семейной, игровой, телесно-ориентированной терапии, арттерапии, психодрамы средствами сказкотерапии и ролевой игры, направленные на коррекцию и преодоление усугубления развития высокого уровня тревожности. Основной целью коррекции является создание условий, снимающих внешние социальные преграды на пути развертывания интрапсихического конфликта, а также воздействие на базовые изменения в интрапсихическом равновесии ребенка для

установления баланса в структуре личности. Следствием установления данного равновесия является укрепление Эго, через самовыражение и самореализацию в продуктах творчества при активном познании своего «Я».В процессе работы эти методы позволяют установить непринужденные дружеские отношения с ребенком, принять ребенка таким, каков он есть.

Главным аспектом работы с детьми является взаимодействие психолога с родителями. При обращении родителей к психологу выявлены основные проблемы, связанные с вопросами успешности обучения детей и несоответствие ожиданиям родителей, а также особенности поведения детей и их социализация. Для того чтобы разрешить эти проблемы и особенно предупредить возможность их возвращения, необходима параллельная психокоррекционная работа как с родителями, так и с детьми. В рамках семейного консультирования (терапии) родители получают возможность обсудить свое реальное взаимодействие с детьми, свои средства общения, и неосознаваемые элементы поведения. Учатся адекватно воспринимать перемены в поведении ребенка. Что способствует гармоничному развитию личности ребенка и снижению высокого уровня тревожности.

Также был разработан тренинг, нацеленный на снижение уровня тревожности и на познание ребенком собственных особенностей, предпочтений и осознание своего места среди сверстников. В созданном игровом пространстве дети получают новый социальный, эмоциональный, телесный, интеллектуальный опыт. Атмосфера игрового тренинга побуждает в детях любопытство, которое вызывает у них желание экспериментировать и помогает добиваться результатов, развивают решительность, умение видеть разные возможности, принимать решение и справляться с проблемными ситуациями. Удовлетворение, которое получает ребенок при успешном выполнении

задания ,становится основой позитивного опыта ребенка. Позитивный опыт помогает детям почувствовать свою значимость и принадлежность группе.

Таким образом, комплексный подход в коррекции обеспечил положительную качественную и количественную динамику состояния ВПФ детей, а также выравнивание эмоционального фона (снижение тревожности, агрессивности, повышение самооценки, гармонизация эмоционального фона)

Положительную динамику заметили и родители - дети стали не только внимательнее, увеличилась скорость включения в деятельность, снизилась замедленность реакций и, появился интерес к занятиям, а так же снизился уровень тревожности и напряженность, дети стали более спокойными, улучшился сон.

Эффективность коррекции обеспечили:

• раннее обращение к психологу и своевременное начало занятий;

• теоретически и методологически обоснованная индивидуальная программа коррекции, основывающаяся на комплексном синдромном нейропсихологическом обследовании;

• комплексный, системный подход к коррекции выявленных симптомов дефицитарности (недоразвития) в психическом функционировании.

Литература:

1. Вилюнас В.К., Астапов В.М. О психических функциях состояния тревоги //Тез. VI Всесоюз. съезда Общества психологов СССР. - М., 1983.

2.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.М. 1997.

3. Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008.

4. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от стра-ха. - СПб., 1995. 5.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.М.1993.

6. Имедадзе Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте //Психологические исследования. - Тбилиси, 1966.

7.Костина Л.М. «Игровая терапия с тревожными детьми. -СПб.: Речь,2003.

8. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, трево-ги //Вопросы психологии. -1969. - №1.

9. ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

10. Прихожан A.M. Анализ причин тревожности в общении со свер-стниками у подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1977.

11. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети //Дошкольное вос-питание. - 1996. - № 4.

12. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Академия, 2002.

13. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2003

14.Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник. Издание второе, дополнительное. М.; УМК «Психология»,2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.