Нейропсихологический подход в коррекции познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Neuropsychological approach to the correction of cognitive processes in older preschool
children with disabilities
Воронкина Елена Геннадьевна
Студент 3 курса Факультет Психологии Российский государственный социальный университет ул. Вильгельма Пика, 4, стр. 1, Москва e-mail: voronkinae@mail.ru
Voronkina Elena Gennadievna
Student 3 term Faculty of Psychology Russian State Social University Wilhelm Peak str., 4, p. 1, Moscow e-mail: voronkinae@mail.ru
Научный руководитель Савченко Дмитрий Владимирович
кандидат психологических наук, доцент Российский государственный социальный университет ул. Вильгельма Пика, 4, стр. 1, Москва e-mail: savchenkodv@rgsu.net
Scientific adviser Savchenko Dmitry Vladimirovich
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Russian State Social University Wilhelm Peak str., 4, p. 1, Moscow e-mail: savchenkodv@rgsu.net
Аннотация.
Коррекционно -развивающая программа с нейропсихологическим подходом способствуют формированию целостной и функциональной системы у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и как следствие профилактике школьной дезадаптации. Нейропсихологический подход, включенный в коррекционно-развивающий маршрут ребенка (дефектологический, логопедический, психолого-педагогический) должен применяться c соблюдением иерархического порядка, т.е. он должен быть первостепенен. На основании проводимого исследования, автором предлагается подход с иерархическим преобладанием нейропсихологических методов воздействия при планировании комплексного коррекционно-развивающего маршрута ребенка с ОВЗ.
Annotation.
A correctional and developmental program with a neuropsychological approach contributes to the formation of a holistic and functional system in older preschool children with disabilities and, as a consequence, the prevention of school maladaptation. The neuropsychological approach included in the child's correctional and developmental route (defectological, speech therapy, psychological and pedagogical) should be applied in compliance with the hierarchical order, i.e. it should be paramount. Based on the conducted research, the author suggests an approach with a hierarchical predominance of neuropsychological methods of influence when planning a comprehensive correctional and developmental route of a child with disabilities.
Ключевые слова: нейропсихологический подход, двигательная коррекция, когнитивная коррекция, метод замещающего онтогенеза, комплексный подход, школьная дезадаптация.
Key words: neuropsychological approach, motor correction, cognitive correction, method of substitution ontogenesis, integrated approach, school maladaptation.
Введение. В современном обществе назрела необходимость создания особенных, качественных условий для коррекционного и развивающего процесса детей с ОВЗ. Тенденция сформировалась на фоне увеличивающегося, с каждым годом, количества таких детей и возрастающих и усложняющихся требований системы образования и социума. Возрастной период, когда в современном социуме принято отдавать ребенка в школу это 6-7 лет. На этот период приходится критический момент психофизиологического становления III блока мозга, который отвечает за программирование и контроль деятельности, согласно концепции А.Р. Лурии о «трех блоках мозга». Именно в процессе школьного обучения у детей, с несформированностью или недостаточностью мозговых функций, начинают активно проявляться трудности обучения, школьная и социальная дезадаптация. Под трудностями обучения рассматривают школьную неуспеваемость при освоении образовательной программы, в совокупности, обусловленную: дислексией, дисграфией, дискалькулией, неустойчивым вниманием, быстрым физическим и психологическим истощением, непониманием инструкции.
В таком контексте создается необходимость формирования качественной функциональной базы и создание предпосылок для успешного освоения школьной программы, т.е. целенаправленного коррекционного воздействия на причину нарушения, а не коррекцию вторичных нарушений.
К сожалению, современный коррекционный маршрут детей с ОВЗ, в рамках дошкольных и школьных образовательных учреждений не предусматривает обязательной интеграции нейропсихологических коррекционных методик в коррекционно-развивающий и образовательный комплекс дефектолога, олигофренопедагога. Таким образом, в рамках коррекционного дефектологического маршрута может длительное время безуспешно корректироваться, к примеру, нарушение внимания без учета несформированности подкорковых структур, отвечающих за нейродинамические процессы, т.е. не учитывается сам дефект, создающий фундамент трудностей обучения. Следовательно, применяя нейропсихологический подход в рамках диагностики, по результатам которой будет выявлен компонент нейродинамической недостаточности, т.е. несформированности 1-го блока мозга и составлена двигательная коррекционная программа. Нарушение внимания, в данном случае, выступает как вторичное.
Методы нейропсихологической диагностики позволяют более качественно провести диагностику нарушенного развития, и на основании результатов построить коррекционную программу не симптоматически, а с учетом механизма (причины) дефекта. Нейропсихологический диагностический анализ позволяет выявить причины предпосылок школьной дезадаптации, школьной неуспешности, девиантного поведения в соответствии с несформированными или недостаточно функционирующими определенными мозговыми структурами.
По результатам диагностики проводилось обобщение и систематизация полученных результатов исследования и разрабатывался маршрут коррекционной программы.
В рамках исследования были подобраны диагностические методики:
-исследование внимания
-исследования памяти
-исследование зрительного гнозиса
-исследование пространственно-временных понятий
-исследование мышления
Вероятнее всего итоговым результатом нейрокоррекционной программы будут служить качественные изменения нейродинамических показателей, повышение активности и снижение истощаемости ребенка и как следствие развитие устойчивости и распределения внимания.
Автором исследования выдвигается гипотеза, что программа нейропсихологической коррекции познавательных функций у старших дошкольников с ОВЗ, применяемая наряду с программами
индивидуального коррекционного маршрута, но с первостепенным преобладанием, формирует более качественную активацию и повышение уровня когнитивных функций и способствует:
- формированию устойчивости внимания, повышению уровня развития мнестических процессов, воображения;
- формированию пространственно-временных представлений;
- повышению уровня развития функций программирования и контроля, активации и увеличению оперативной памяти;
- снижению психоэмоциональной и физической истощаемости;
- устранению дефицитарности переработки слуховой и зрительной информации;
- созданию предпосылок к преодолению школьной неуспешности в дальнейшем.
Нейропсихологический подход, включенный в комплексный коррекционно-развивающий маршрут ребенка (дефектологический, логопедический, психолого-педагогический), должен применяться c соблюдением иерархического порядка. Это предполагает, что когнитивной коррекции должна предшествовать двигательная нейрокоррекция, т.е. первый блок коррекционной программы будет осуществляться двигательными методиками. Это означает, что коррекционное воздействие с нейропсихологическим подходом направлено изначально не на симптом дефицитарности функции, а на нарушенный фактор.
Из вышесказанного следует, что нейропсихологический подход в коррекционном маршруте должен быть первостепенен. Таким образом, должна быть четко выстроена взаимосвязь и взаимопонимание между специалистами - нейропсихологом, дефектологом, логопедом, психологом, должна быть налажена постоянная обратная связь. Т.е., к примеру, изначально формируется соматогнозис, схема тела относительно окружающего пространства, квазипространственные навыки и только после «упрочивания» навыков дефектолог формирует элементарные математические представления.
Методы исследования.
Формирующий эксперимент в рамках исследования в настоящее время проводится в ДОУ г. Москвы.
В экспериментальную группу (30 чел.) вошли дети с диагнозом ЗПР, ЗПРР, СДВГ, ОНР, занимающиеся по коррекционно-развивающей программе с нейропсихологическим подходом.
В контрольную группу (31 чел.) вошли дети с диагнозом СДВГ, ЗПР, ЗПРР, ОНР, занимающиеся по коррекционно-развивающей программе без нейропсихологического подхода.
В начале эксперимента в обеих группах была проведена диагностика высших психических функций (ВПФ) на основании диагностических методик Ж.М. Глозман. По результатам диагностики проводилось обобщение и систематизация полученных данных и разрабатывался маршрут коррекционной программы.
Для достижения поставленных задач методами нейропсихологической коррекции были определены двигательные методы, в том числе метод замещающего онтогенеза, направленный на активацию энергетического потенциала, оптимизацию функционального состояния глубинных мозговых организаций, улучшения нейродинамических показателей, формирования ВПФ.
Метод «замещающего онтогенеза» предполагает активизацию развития всех ВПФ через воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза [10, с.8]. Так как сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ, в начале коррекционного процесса отдавалось предпочтение именно двигательным методам, которые активизируют, восстанавливают и «простраивают» взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Развитие базальных функций праксиса, гнозиса, памяти, а также процессов саморегуляции создает базовые предпосылки для
полноценного участия этих процессов в дальнейшем в овладении чтением, письмом, математическими знаниями и волевой регуляции психической деятельности.
Для коррекции и активации функций I блока мозга в нашем исследовании применяются двигательные упражнения такие как: дыхательная гимнастика, массаж - самомассаж, растяжки - «Звездочка», «Лодочка», «Качалка» и др., упражнения на реципрокную координацию, глазодвигательные упражнения. Также, беря во внимание возможности родителей, дополнительно рекомендованы нейродинамические занятия - логоритмика, стихи, танцы, айкидо, бассейн.
Для коррекции и активации дефицитарных функций II блока мозга мы используем упражнения, в первую очередь на развитие кинестетического гнозиса, т.е. для формирования базовых пространственных представлений. Это пальчиковые упражнения - «Лесенка», «Замок» и др., ползания и перекатывания - «Бревнышко», «Солдат», «Яблочко» и др., пространственные схемы и диктанты - «Робот», «Моя комната», «Неправильное зеркало» и др., конструирование и копирование. Двигательные упражнения на развитие мнестических функций (зрительной, слухоречевой, тактильной и двигательной памяти) и развитие слухового гнозиса и фонематического слуха. Также применяются упражнения на коррекцию межполушарного взаимодействия - «Лезгинка», «Корова-доярка», «Заяц-охотник» и др.
Для коррекции и активации функций III блока мозга мы применяем упражнения с упором на интеллектуальную деятельность и сложные задачи, связанные с вниманием, контролем и планированием собственной деятельности. Для навыков внимания - «Стоп-упражнения», «Зеваки», Рыба, птица, зверь» и др. Для программирования и самоконтроля - «Автомобиль», «Восковая фигура» и др. Произвольное внимание -«Прислушивание», «Приглядывание», «Скалолаз» и др.
Результаты. В настоящее время вышеописанные методы реализуются в рамках формирующего эксперимента, информация об эффективности проводимых мероприятий будет представлена в последующих статьях.
Заключение. Опираясь на изучение и анализ научно-теоретических основ особенностей нарушения и коррекции с нейропсихологическим подходом познавательных функций у старших дошкольников с ОВЗ, в рамках данной исследовательской работы, с большей долей вероятности будет доказана эффективность и практическая значимость применение данной коррекционной программы.
Список используемой литературы:
1. Глозман Ж.М., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. - СПб.: Питер, 2008.- 80 с.
2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М.:Академия, 2003- 144 с.
3.Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. - СПб.:Питер, 2018. - 768 с.
4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учебное пособие для студ. высш. уч. заведений. -М.:Академия, 2003. - 384 с.
5. Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет: коллективная монография / Т. В. Ахутина [и др]; под редакцией Т. В. Ахутиной. - М.:В. Секачев, 2016. - 278 с.
6. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 288 с.
7.Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: Учебно-методический комплекс.- М.:МПСИ, 2010. - 376 с.
8. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. - 6-е изд. -М. :Генезис, 2021. - 319 с.
9. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.:Академия, 2002. - 232 с.
10. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. - 12-е изд. - М.:Генезис, 2020. - 474 с.
11. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. — М.: Владос, 2005.
- 180 с.