Научная статья на тему 'Динамика высших психических функций у младших школьников с комплексными трудностями учения в процессе коррекционной работы'

Динамика высших психических функций у младших школьников с комплексными трудностями учения в процессе коррекционной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшие психические функции (ВПФ) / нейропсихологическое обследование / коррекционно-развивающее обучение / младшие школьники / комплексные трудности учения (КТУ) / программирование и контроль / полимодальные функции. / higher psychological functions (HPF) / neuropsychological testing / neuropsychological correction / primary schoolchildren / complex learning difficulties (CLD) / programming and control / multimodal functions.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г. Ф. Ходаковская

В статье анализируется динамика высших психических функций (ВПФ) у младших школьников с комплексными трудностями учения (КТУ) в процессе коррекционно-развивающего сопровождения. Базируясь на нейропсихологическом подходе к диагностике психического развития, к коррекционно-развивающему обучению детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении (Выготский, 1996; Лурия, 2002; Цветкова, 2005; Ахутина, 2008, 2012), были выявлены нейропсихологические причины, инициирующие КТУ младших школьников, и организована специальная нейропсихологическая помощь, направленная на оптимизацию дефицитарных психических функций этих детей. Установление и учет особенностей в развитии ВПФ у младших школьников с разной успешностью в учебной деятельности (успешных в обучении, с парциальными и комплексными трудностями учения) позволяют прогнозировать эффективность компенсаторно-развивающей работы по преодолению выраженных учебных трудностей учащихся начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г. Ф. Ходаковская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF HIGHER PSYCHOLOGICAL FUNCTIONS OF PRIMARY SCHOOL PUPILS WITH COMPLEX LEARNING DIFFICULTIES DURING CORRECTIONAL WORK

The article analyzes dynamics of higher psychological functions (HPF) of primary school pupils with complex learning difficulties (CLD) during correction and development support. With the use of the neuropsychological approach to the diagnostics of mental development, to the corrective developing training of primary school children with learning difficulties (Vugotskiy, 1996; Luria, 2002; Tsvetkova, 2005; Akhutina, 2008, 2012), the researcher defines causes of neuropsychological initiating CLD of primary school children, and organized a special neuropsychological assistance aimed at optimizing the mental functions deficit of these children. The identification and the consideration of peculiarities in the development of HPF of primary school pupils having different success in educational activities (successful in learning, having partial and complex difficulties in learning) allow to predict the efficiency of compensatory-developing work on overcoming existing educational problems of primary school children.

Текст научной работы на тему «Динамика высших психических функций у младших школьников с комплексными трудностями учения в процессе коррекционной работы»

(автор - учительница начальных классов Хафизова ПИ.), «Волшебный колокольчик» (автор разработки - учительница начальных классов Ахметвалиева Ф.М.) и др. Программы данных элективных курсов были переработаны и вошли в образовательную программу школы по внеурочной деятельности.

Занятия внеурочной деятельности по вышеназванным программам нацелены не только на формирование универсальных учебных действий, но и на воспитание у детей чувства любви к родной земле, ответственного и бережного отношения к ее природе, окружающей среде, осознания себя настоящим гражданином, патриотом своей страны. Изучая историческое прошлое Башкортостана, своего района и родного села, знакомясь с обычаями, традициями и культурой малой родины, отражающими необходимость правильного отношения к природе, младшие школьники с. Стерлибашево систематически повышают свою экологическую культуру, укрепляют гражданскую позицию. Содержание программ, построенных с учетом принципов системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов к обучению позволяет учителям проводить занятия в форме игр, коллективно-творческих дел, проектов, практикумов, экскурсий, исследовательских работ, конкурсов и выставок творческих работ, встреч с интересными людьми.

Педагоги начальной школы проводят определенную воспитательную работу совместно с родителями. Например, на экологическом празднике учащихся 3-х классов (учительница Каримова РМ.) присутствовал и выступил с содержательной информацией эколог района Каримов И.Р. Он рассказал о переработке мусора; о том, каким образом ребята могут внести свою лепту в его сортировку;

Библиографический список

о том, что мусор из вредного отхода можно превратить в полезный. Если правильно переработать отходы, то из них можно производить множество нужных и качественных товаров. Беря во внимание эту информацию, педагоги на классных часах учат детей правильно сортировать мусор, превращая это непривлекательное занятие в игру. Наглядным примером возможности применения вышедших из употребления предметов быта являются декоративные панно, украшающие коридор школы. Для их изготовления учителями Даниловой Е.В., Музафаровой ПП, Рысаевой ПП, Хакимовой Н.И., Хусаиновой ПА. и др. были использованы различные бросовые и природные материалы (ткань, пряжа, яичная скорлупа, опилки, солома, семена и др.). Особое место среди них занимают панно с изображением вида родного села, внутреннего убранства жилища земляков прошлого, образов юношей и девушек в национальных костюмах, подчеркивающих их самобытность и в то же время дружбу разных народов села. Эти декоративные украшения школы используются учителями в качестве наглядных пособий на уроках окружающего мира, технологии и изобразительного искусства [6, с. 48 - 50].

Таким образом, в результате рассмотрения опыта работы педагогов начальной школы можно сделать вывод о том, что необходимо организовывать совместную работу педагогов и родителей в процессе формирования экологической культуры у младших школьников, воспитания у них ответственного, бережного отношения к окружающей природной среде, любви к родной земле. Образовательно-воспитательная система начальной школы должна способствовать развитию у учащихся желания принимать участие в экологической деятельности различного рода и предотвращении экологических проблем.

1. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. Москва: Новая школа, 2009.

2. Моисеев Н.Н. Экология и образование. Москва: ЮНИСАМ, 1996.

3. Пазова РИ. Психолого-педагогические подходы к понятию экологической культуры младших школьников. Известия РГПУ имени А.И. Герцена. 2009; № 109: 120 - 125. Available at: https://cyberlelinka.rU/article/n/psihologo-pedagogicheskie-podhody-k-ponyatiyu-ecologicheskoy-kultury-mladshih-shkolnikov

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва, 2009. Available at: https://fgos.ru/

5. Анашина А.В. Они могут нанести немало бед! Начальная школа. 2006; № 8: 75 - 78.

6. Сайфутдинова Л.С. Эколого-гражданское воспитание младших школьников. Образование, наука и технологии: проблемы и перспективы: VI Международная научно-практическая конференция аспирантов, магистрантов и студентов. Стерлитамак: СФ БашГУ, 2020: 48 - 50.

References

1. Nikolaeva S.N. Sozdanie uslovijdlya 'ekologicheskogo vospitaniya detej. Moskva: Novaya shkola, 2009.

2. Moiseev N.N. 'Ekologiya iobrazovanie. Moskva: YuNISAM, 1996.

3. Pazova R.I. Psihologo-pedagogicheskie podhody k ponyatiyu 'ekologicheskoj kul'tury mladshih shkol'nikov. Izvestiya RGPU imeni A.I. Gercena. 2009; № 109: 120 - 125. Available at: https://cyberlelinka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-podhody-k-ponyatiyu-ecologicheskoy-kultury-mladshih-shkolnikov

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Moskva, 2009. Available at: https://fgos.ru/

5. Anashina A.V. Oni mogut nanesti nemalo bed! Nachal'naya shkola. 2006; № 8: 75 - 78.

6. Sajfutdinova L.S. 'Ekologo-grazhdanskoe vospitanie mladshih shkol'nikov. Obrazovanie, naukaitehnologii:problemyiperspektivy: VI Mezhdunarodnayanauchno-prakticheskaya konferenciya aspirantov, magistrantov i studentov. Sterlitamak: SF BashGU, 2020: 48 - 50.

Статья поступила в редакцию 25.05.20

УДК 371.3; 159.95

Khodakovskaya G.F., postgraduate, Director, Autonomous Nonprofit Organization Children's Development Academy"The Power of Knowledge"

(Krasnoyarsk, Russia), E-mail: gelena.khodakovskaya@gmail.com

DYNAMICS OF HIGHER PSYCHOLOGICAL FUNCTIONS OF PRIMARY SCHOOL PUPILS WITH COMPLEX LEARNING DIFFICULTIES DURING CORRECTIONAL WORK. The article analyzes dynamics of higher psychological functions (HPF) of primary school pupils with complex learning difficulties (CLD) during correction and development support. With the use of the neuropsychological approach to the diagnostics of mental development, to the corrective developing training of primary school children with learning difficulties (Vugotskiy, 1996; Luria, 2002; Tsvetkova, 2005; Akhutina, 2008, 2012), the researcher defines causes of neuropsychological initiating CLD of primary school children, and organized a special neuropsychological assistance aimed at optimizing the mental functions deficit of these children. The identification and the consideration of peculiarities in the development of HPF of primary school pupils having different success in educational activities (successful in learning, having partial and complex difficulties in learning) allow to predict the efficiency of compensatory-developing work on overcoming existing educational problems of primary school children.

Key words: higher psychological functions (HPF), neuropsychological testing, neuropsychological correction, primary schoolchildren, complex learning difficulties (CLD), programming and control, multimodal functions.

Г.Ф. Ходаковская, соискатель, директор автономной некоммерческой организации Детская Академия Развития «СИЛА ЗНАНИЯ», г. Красноярск,

E-mail: gelena.khodakovskaya@gmail.com

ДИНАМИКА ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С КОМПЛЕКСНЫМИ ТРУДНОСТЯМИ УЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

В статье анализируется динамика высших психических функций (ВПФ) у младших школьников с комплексными трудностями учения (КТУ) в процессе коррекционно-развивающего сопровождения. Базируясь на нейропсихологическом подходе к диагностике психического развития, к коррекционно-разви-вающему обучению детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении (Выготский, 1996; Лурия, 2002; Цветкова, 2005; Ахутина, 2008, 2012), были выявлены нейропсихологические причины, инициирующие КТУ младших школьников, и организована специальная нейропсихологическая помощь,

направленная на оптимизацию дефицитарных психических функций этих детей. Установление и учет особенностей в развитии ВПФ у младших школьников с разной успешностью в учебной деятельности (успешных в обучении, с парциальными и комплексными трудностями учения) позволяют прогнозировать эффективность компенсаторно-развивающей работы по преодолению выраженных учебных трудностей учащихся начальной школы.

Ключевые слова: высшие психические функции (ВПФ), нейропсихологическое обследование, коррекционно-развивающее обучение, младшие школьники, комплексные трудности учения (КТУ), программирование и контроль, полимодальные функции.

На начальном этапе обучения к младшим школьникам предъявляются высокие требования (Барт, 2006; Локалова, 2009; Ахутина, Пылаева, 2008; Семенович, 2010; Akhutina, Pylaeva, 2012; Агрис, 2014). С позиции нейропсихологиче-ского подхода (Выготский, Лурия, 1950, 1969; Лурия, Цветкова, 1996; Корсакова и др., 1997; Микадзе, Балашова, 1999; Ахутина, 1997, 1998, 2008; Пылаева, Ахутина, 2012). Успешность усвоения знаний и овладение способами приобретения этих знаний зависят от благополучного развития ВПФ, оказывающих влияние на вновь формируемые сложные функциональные системы: устную речь, ее понимание, чтение, письмо, счетные операции, необходимость становления которых определяется вхождением детей в новую социальную ситуацию развития - учебную деятельность [1; 2].

Основной целью начальной школы является развитие вышеперечисленных базовых школьных навыков, успешное формирование которых в дальнейшем влечет за собой полноценное овладение необходимыми знаниями и умениями. Однако не все младшие школьники уже в конце первого года обучения способны справляться с общеобразовательной программой. У многих первоклассников педагоги отмечают низкий уровень сформированности значимых для школьной успешности учебных компетенций [1; 3; 4]: дети с трудом овладевают каллиграфическими навыками письма, допускают многообразные орфографические ошибки; у них замедлен темп чтения, неточное речевое оформление ответов; наблюдаются трудности освоения математических знаний, а также знаний фактов учебного материала на уроках «Окружающий мир». Такой сочетанный характер систематических ошибок при выполнении разной направленности учебных заданий по нескольким основным предметам начальной школы представляет собой комплексные трудности учения (КТУ) младших школьников [5].

Для исследования нейропсихологических причин, лежащих в основе КТУ первоклассников, было проведено полное нейропсихологическое обследование на основе батареи тестов, разработанных А.Р Лурией (2000), адаптированных и снабженных количественной оценкой в Лаборатории нейропсихологеи МГУ имени М.В. Ломоносова (Ахутина и др., 1996, 2008); произведена процедуоаоы-числения нейропсихологических индексов (Яблокова, 1998, Ахутина и др.,00°0; Фотекова, 2014) [6]. Анализ всех параметров, связанных с качеством (Ахатине, Пылаева, 2008) и продуктивностью выполнения проб, осуществлялся по принципу «чем лучше, тем выше балл», с отрицательным знаком расцннивалмсь ошибочное выполнение [7]. Статистическая обработка данных произвн-нл-еь с использованием описательных статистик, однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA). Применялся пакет программ SPSS 17.0.

На основе педагогического экспертного анализа итоговых контролунын и тестовых работ в конце первого года обучения были выявлены 3 группы детей с разнойуслешностью вучебнойдеятельности:1грулпа -42,5%младших школьников, успешно осваивающих школьную программу по всем основным предмета м;Ь гьбнпа -16,3%нчащитья ьндруиалнйыми трьдоостямиуьтнйх, ьоворык ихеутучебные opc^em пУбддомурзоенетныьпле%2етов; 3 гр-лпа к- а1,2% первоклассников с КТУ

Далетнамибдет плеуедннухьнмедопртоае, лежащбхвосновеКТУ, где2ымеоНГноссмено,ныо сля шкеоыькков.ропешных н оеутн^уиь, теьыгыeден ьыте2ийртойеоьраипитнывсех гуетлььн)^т^ч^кех футк-дьй, в мe2тшейcтепохкпеылтиыхтя ка функцтй2йOйнoго ройвисия

г^уьит^^^ти униетт^<^^х р пдpйнlщеттник0 втьдчь^-Итнь шфе^^взыхш туpнамеоаз-миИ^ дутей тКГУ злaвьыeлььд выражтьд ьисс%цихц%е фуыхци3 пл r^м|оeз-тeeгЗ%52eЬ ыфулкцки диoгpыиlсиpoвeндя,peз2PЦь4 и lгoнтрнмп(Ыелеа мозга) и реерepaб2Pкьтxpaнe2ия инфофейвых)!! бльнмнзиа)) и лзн во-пралеи(ьнeлитивеекaя (2еиoпз5тенpныe функ%ин) ырмлистьнуенан (иенвз-лмл уеьарн ыу функци и) стратегии переработки информации) осям (рис. 1(.

^"""""""-■■ф ",41 „ * Я ",27

„ * #

"--".Г - " ■ ■ ■ Я -",""

^"",67 — " — — "" А -"66

функции III Оохлп функции II Оохлп мхрсп мхрсп оед рпроушпрыые фурылции прпд рпроушпрыые функции

1 сруппп ■ ■ ■ 2 сруппп ^^^ ■ 3 сруппп

Рис. 1. Среднегрупловые знач«^нияс^е^йро^сихолог^|^е^1^ихо^(^151н^нных покаоателеИу <ч |заояай униошнаехию оЛучения

На фоне отставания в развитии всех групп ВПФ наиболее дефицитарными оказываются функции программирования и контроля произвольных форм деятельности и функции переработки полимодальной (пространственной и квазипространственной) информации [9, 10] (рис. 2).

Рис. 2.Среднегрупповыезначенияиндексовфункций у младших шккеьнинопсразной укрешност ью обучения

Учитывая выявленные особенности актуального состояния психических процессов, базируясь на анализе представленных в отечественной нейропси-ховеииоесимлнаеряту^лзателмотедон окааанин несрляаиоилпс0чеокоЙ2о-mol^i; ьоа(ш1^-зи^смеоьз1^амсд^4^нмзкяси^1яр)анхитаяхГНГ^<С[еН], ламиСкли разработана программа нейропсихологического воздействия (далее - Програм-мы)для ^кеаё, ое усмяхгаа^гн^хеньлл^ок^С^к^л^ умеЬеыйо^рйа2

хо ос^с^аеа^вом^озмныеорядметам. Цель праймомы лр^емизацаа лс^сме^ь^ия Фмкци- арюфоммироеаоия и кхаьроле и пааммодаллнхlвфун-еи-млсyeреa-ьoцвязе2сeпeивoлагзхеикооприымьlзызыoaыщ-xМTМ у мльиших -халазикнх. Для эффективности достижения данной цели были определены приоритетные змпмaнломвямилднкидлP.еьхeймгмаопDьeHсaoерe.

mcHen^^a^ ныоак^Е^о^ нe-сл-ейxмлe-н^!eeквe п ода о -ды к коррекционно-развивающему воздействию - когнитивный (Пылаева, Ахути-аО^^оА^у^ь^на, Пылаа-ао И00а(хдвнraтесьныв-тeлвенo-epи-вриpo-маинюы (Сймeнвльв000B , 201И) [1 ;11]■Eдиооьсeмeн н ы^пи^о^чяьк^ов П^м^^^н^м у системы когнитивных упражнений и системы по оптимизации сенсомоторного Уп-охя, оимимфзмребeмoвымвия фoрмввованмвлкoхpвкц-н пбoднoхылoкиo--^^^^м^^/^ь^кФьоцос, ocвщecвммялocььa оахезе кяхo-oбеонестeйф-мм2оя--сл--мййижч^^|^ьо фосксиьвo!^еагрнeзе(нвинезпызмэаoнсoгефopмикясoвия Вс<4, аозооетных йзмeнoныз,еитoвттизoсииBMФ и^х п^^^е^д^ом д^^-ои^рм^ вень, ведущей деятельности). Выстраивая программу в логике закономерностей хроцзрль онтеруoоиыооии,peвльзех принмьзcотpсднизаствeимриьехп опосрза дьваннагоатрмяьья ВПФьктк спаозб фоамиромммин MBM0вьхты-

B^.no^i1 состояние сильных и слабых звеньев функциональных систем младших еыдылнлзбиcBTУ[1,12].Baжнмлycланцe взо-модeИcтвив ярикоррекциол; нO)Иaгв2нaюмooовботe- aксехтнoэмoсиамомизoeьoвеeчуньeoeBмн ксСнымы дeиев л пpeазocвaн ябий,ыбoххoвoocтнoвалоDиlьлретейчинайoолoжнтемыняС мoУйзoйин.пяхыыolлмвйсоDатвигюeeB-юктз.oвеeйe■гвр2[щвX оапсаис^зг^оз^аз на пндрчение новых знаний, формирование умений и на автоматизацию необ-xыжнммlв-oвlекoв. Иедпяидуаонаым занхты я оайeмамьeвe заноингмиог^опох, миыа^^лсхп поа,гвMЬпax-взамыl

Программа состоит из 4 частей (по времени проведения этапы коррекци-сеиых залсоийхмвоадают е-чваною четмepоами нeФалe0Kе>здeяыаeокмMто оьслнлемныйртaя сееоиальиoeoгаснзссслноусoвмватномдвитебьнoозвнва-холога и ребенка/группы детей, базирующийся на основных принципах коррекци-анеo-хизяиввм щеголаученио (еь млхтога—лажноын «лoошамвлырe, де леи-ше» (Ахутина, 1997); принцип «следящей диагностики» (Пылаева, 1998); анализ выполнения учебных и творческих задач; принцип повтора; принцип обучения без ошибок (errorless learning) и др.). При непосредственной работе нейропсихолог должен качественно оценивать возможные затруднения ребенка и оказывать ему адекватную помощь, исходя из квалификации возникающих трудностей. Такая современная технология коррекционно-развивающего процесса носит название «скаффолдинг» (scaffolding) [1; 12].

Для обоснования эффективности разработанной Программы был организован формирующий эксперимент. На этапе, предваряющем проведение кор-рекционно-развивающих мероприятий, дети с КТУ случайным образом были разделены на контрольную и экспериментальную группы, в последней прово-дийие ь специально-организованные занятия. В каждой группе оказалось по 8 школьников, все они до и после формирующего эксперимента были подвергнуты

полному нейропсихологическому обследованию [3; 7]. Посредством статистического анализа, доказывающего правомерность делания школьников на группы, было установлено, что к началу формирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах не имелось значимых различий в показателях ВПФ.

Отметим, что все дети, независимо от разделения на группы, являлись участникамиосновного учебногопроцесса вшколе - осваивалиобщеобразова-тельную программу начальной школы.

НатоменTl-rnoieeea выявтона,оттнсе младшие шкопьннти с КТУбее ют отри баптвьвые змаоения по псем себпопсихтлвгичаекум поквзапамях внат^к^^-на несформированность III и II функциональных блоков мозга, а также лево- и е-сву ботвшарныхфутецил. НаиВббваис де-еицит в развитии психических функ-пийс-ыпытуемыообварржевиют рег^ч^яттисдтф^ь^кдвт фус кциипрлссымморо-вания, регуляции и контроля), которые у школьников экспериментальной группы сочетддесх а болелнискоок rлжaоагбмяФив coсьтaвииислксюдaльиыкиилтм<т-сых функций(значимыхразличий в этипмоказарваахдюм!у гдупнами нет).

В дaM^iB^ пзслз коррекции, ггри оцчвнд^самикиВдд> детей сдым комндовыбчиербчисленЦысмептотавсследования использовалзсь непераме-трические критерии U-Манна-Уитни (Mann-Whitney U) для сравнения данных кон-вр(^дикос ивжи^|^ибо^'^^ммлт фумт и "М^мкоттина (Wilcoxon signed-rank test)

гpa^er^i дсг^ г^о^слекопрмкрси.

В результате статистического анализа выяснилось, что при целенаправлен-мойкoуpтиски г^<^оистот^ зпниымед сеyвшдвиeфквlгцидтбтьитгoпм«тбмния III () ттгз = ОДОб) блоков мозга (рис. 3).

Рис. 3. Среднегрупповые значения суммарных индексов функций в экспериментальнойиконтрольнойгруппах

Присоп^<^тмл(^а^иид^ныхиссле/^у^|^ых гр^е, на аолыенсд-

лс^й^я^амакь^к^зисостоопаокаы^ойиурсн^кныдфтнеоий, Дылд (сле-

дующие результаты: статистические различия в сторону более благополучного ррнпииьяптихическилф^ицый нырщlоьхlемллдших 1и^итснл^^в, сматнрыыр иpоуoоьлacннейpриnрxoмр-исeспaя кoоpодцит. Mокcсоlлмньхя ратниио ытж-ду группами в значениях функций программирования и контроля произвольных фopмеиитруьвoсти(т = с,Ш3) е се^йнойортеьеа^и деижтиьип ^яа Г0Иа,XЧ8) -оагроотoчныофтскцир;дэкйпeиемлпчaлннрИ гхрнпе о тенденция к росту способности к переработке полимодальной информации

Программирование Серийная ор ганизация

0,5 -1,4

Кинестезии Слуховые функции Зрительный гнозис полимодальные

функции

- Экспер.группа 1 срез ' "Экспер.группа 2 срез '

1 Контр.группа 1 срез ' Контр.группа 2 срез

Рис.4.Среднегрупповыезначения индексовфункций в экспериментальной и контрольной группах

Преимущественная динамика в развитии функций программирования и контроля у детей экспериментальной группы заметна за счет увеличения скорости правильных ответов в пробе на реакцию выбора (р = 0,008); улучшилась способность к активному извлечению слов (р = 0,014); сократилось количество ответов фразой при назывании действий (р = 0,042); существенно улучшилась смысловая адекватность при пересказе (р = 0,014). Оптимизация состояния премоторной коры на невербальном уровне происходит за счет успешности в автоматизации двигательного навыка и серийного оформления первой программы левой рукой (р = 0,017; р = 0,016 - соответственно), серийной организации движений во второй программе правой рукой (р = 0,010). Лучше становится реци-прокная координация (р = 0,056), свидетельствующая также и о положительной динамике межполушарных связей. Увеличивается темп выполнения в пробе на графомоторную координацию (р = 0,042). На вербальном уровне улучшается слоговая структура слова (р = 0,012).

И в экспериментальной, и в контрольной группах при свободной актуализации слов уменьшается количество повторов, в последней группе такая динамика наиболее выражена (р = 0,040). В то же время при увеличении продуктивности в актуализации названий действий (р = 0,034) у детей из контрольной группы возрастает число повторов целых и однокоренных слов (р = 0,042). Этот факт может говорить о появлении инертности в деятельности, требующей анализа и контроля при спонтанном извлечении слов, о регуляторных трудностях при выполнении однотипной серии заданий, а также может указывать на сниженные возможности слухоречевой памяти. На уровне серийной организации двигательных программ в контрольной группе заметно улучшается только усвоение первой программы обеими руками (р = 0,041; р = 0,024).

В экспериментальной группе отмечается позитивная динамика в развитии функций приема, переработки и хранения информации за счет улучшения состояния полимодальных функций. Существенно выросла успешность в пробах Хэда (р = 0,012), сократилось количество соматотопических (р = 0,034) и пространственных (р = 0,011) ошибок. За счет правильности передачи углового (р = 0,018) и линейного (р = 0,028) расстояний улучшается конструктивный прак-сис, меньше допускается топологических ошибок (р = 0,017). При конструировании из кубиков Кооса сокращаются случаи помощи в 4 фигуре (р =0 ,039), возрастает скорость выкладывания сложных узоров во второй (р = 0,028), третьей (р = 0,028) и в четвертой (р = 0,017) фигурах. Успешнее становится самостоятельный рисунок стола (р = 0,023), сокращаются координатные ошибки в самостоятельном рисунке (р = 0,046) и при копировании (р = 0,025). Позитивные изменения касаются и долговременной зрительно-пространственной памяти (р = 0,024): успешнее становится воспроизведение пространственной конфигурации фигур, наблюдается значительно меньше изменений по левополушарному (р = 0,014) и правополушарному (р = 0,042) типам, сокращается количество нарушений порядка следования фигур (р = 0,024), значительно сокращаются ошибки ориентации фигуры в координатах «вверх - вниз» (р = 0,041). Дети стали гораздо лучше декодировать логико-грамматические (р = 0,027) и предложные конструкции (р = 0,024). Успешнее становится оральный (р = 0,017) и кинестетический прак-сис: возросла продуктивность левой руки в пробе на праксис позы пальцев (р = 0,016). Слухоречевая переработка информации: значительно повышается способность к воспроизведению ритмов по образцу (р = 0,011), к пониманию близких по значению слов (р = 0,026); заметно улучшается точность выбора слов одной лексико-семантической категории при назывании растений (р = 0,026).

Наиболее существенная положительная динамика заметна за счет оптимизации слухоречевой памяти - статистически достоверного уровня достигают отличия в успешности непроизвольного запечатления информации (р 0,019), существенно возрастают возможности долговременной памяти (р = 0,018), не встречается искажений слов (р = 0,039). В контрольной группе состояние слухоречевой памяти характеризуется снижением продуктивности в первом воспроизведении (р = 0,046). Запоминания слов сти-мульного ряда увеличено только в третьем воспроизведении (р = 0,027). Меньше стало горизонтальных повторов (р = 0,042), при этом, как показывает качественный анализ, увеличивается количество вертикальных повторов, а в экспериментальной группе такое дублирование стало встречаться реже.

Итак, в экспериментальной группе под влиянием адекватных методов воздействия, направленного на коррекцию и развитие наиболее дефицитарных функций у младших школьников с КТУ - функций программирования и контроля и полимодаль-

ных функций, происходит существенная положительная динамика в развитии данных психических функций, а также функций серийной организации движений и речи, улучшается способность к переработке слуховой и кинестетической информации.

Следствием оптимизации состояния ВПФ в экспериментальной группе становится улучшение качества усвоения детьми учебных знаний, умений, навыков, так как существенно повышается уровень произвольного внимания, положительно влияющего на успешность выполнения разноплановых учебных заданий по всем основным школьным предметам. Улучшается способность понимания и следования речевым и неречевым инструкциям, дети лучше стали ориентироваться в условиях заданий, они способны к планированию и контролю своих действий. Успешнее становится языковой анализ при письме (повышается уровень орфографических знаний и каллиграфических навыков).

Библиографический список

В письменных работах по математике сокращаются ошибки при вычислениях, при выполнении измерений и геометрических построений заданным параметрам, при анализе условий задач, включая конфликтные задачи. Устные ответы школьников характеризуются в большей степени правильностью, полнотой и последовательностью изложения, а также осознанностью усвоения излагаемых знаний. Педагоги также отмечают у данных детей повысившийся уровень работоспособности, увеличение темпа и проявление самостоятельности при выполнении заданий, ориентацию детей на положительный результат Такие характеристики учебной деятельности обучающихся напрямую связаны и с их успеваемостью, которая заметно повысилась, и таким образом младшие школьники, имевшие постоянные КТУ, в результате целенаправленной ней-ропсихологической коррекции переходят в группу школьников с парциальными трудностями в обучении.

1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. Санкт-Петербург: Питер, 2008.

2. Возрастные, половые и индивидуально-типологические особенности высших психических функций в норме. Абакан: Издательство ХГУ имени Н.Ф. Катанова, 2007.

3. Барт К. Трудности в обучении: раннее предупреждение. Перевод Н.А. Горловой, А.А. Михалина, научная редакция русского текста Н.М. Назарова. Москва, 2006.

4. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. Санкт-Петербург, 2009.

5. Ходаковская Г.Ф. Состояние функций программирования и контроля произвольной деятельности у младших школьников с разной успешностью обучения». В мире научных открытий. 2013; № 9 (45): 178 - 195.

6. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Москва: Генезис, 2010.

7. Практикум по нейропсихологической диагностике: учебно-методический комплекс по дисциплине. Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова», 2014.

8. Ходаковская Г.Ф. Различия индивидуально-типологических особенностей в развитии высших психических функций младших школьников в зависимости от специфики результативности учебной деятельности. Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. 2012; № 1: 109 - 119.

9. Фотекова Т. А. Развитие высших психических функций в школьном возрасте. Абакан: Издательство ХГУ имени Н.Ф. Катанова, 2004.

10. Ходаковская ГФ. Состояние высших психических функций первоклассников с разной успешностью обучения. Вопросы образования науки: теоретический и методический аспекты. 2012; № 4: 142 - 148.

11. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Нейропсихология и школа. Вестник Московского университета. 2012; № 2: 116 - 122.

12. Ходаковская Г.Ф. Наиболее типичные трудности обучения младших школьников, проживающих на юге Красноярского края. Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы. 2011; 104 - 108.

References

1. Ahutina T.V., Pylaeva N.M. Preodolenie trudnostej ucheniya: nejropsihologicheskij podhod. Sankt-Peterburg: Piter, 2008.

2. Vozrastnye, polovye i individual'no-tipologicheskie osobennosti vysshih psihicheskih funkcij v norme. Abakan: Izdatel'stvo HGU imeni N.F. Katanova, 2007.

3. Bart K. Trudnostiv obuchenii:ranneepreduprezhdenie. Perevod N.A. Gorlovoj, A.A. Mihalina, nauchnaya redakciya russkogo teksta N.M. Nazarova. Moskva, 2006.

4. Lokalova N.P. Shkol'naya neuspevaemost': prichiny, psihokorrekciya, psihoprofilakiika. Sankt-Peterburg, 2009.

5. Hodakovskaya G.F. Sostoyanie funkcij programmirovaniya i kontrolya proizvol'noj deyatel'nosti u mladshih shkol'nikov s raznoj uspeshnost'yu obucheniya». V mire nauchnyh otkrytij. 2013; № 9 (45): 178 - 195.

6. Semenovich A.V. Nejropsihologicheskaya korrekciya v detskom vozraste. Metod zameschayuschego ontogeneza. Moskva: Genezis, 2010.

7. Praktikumpo nejropsihologicheskojdiagnostike: uchebno-metodicheskij kompleks po discipline. Abakan: Izdatel'stvo FGBOU VPO «Hakasskij gosudarstvennyj universitet imeni N.F. Katanova», 2014.

8. Hodakovskaya G.F. Razlichiya individual'no-tipologicheskih osobennostej v razvitii vysshih psihicheskih funkcij mladshih shkol'nikov v zavisimosti ot specifiki rezul'tativnosti uchebnoj deyatel'nosti. Nauchnaya diskussiya: voprosy pedagogiki ipsihologii. 2012; № 1: 109 - 119.

9. Fotekova T.A. Razvitie vysshih psihicheskih funkcij v shkol'nom vozraste. Abakan: Izdatel'stvo HGU imeni N.F. Katanova, 2004.

10. Hodakovskaya G.F. Sostoyanie vysshih psihicheskih funkcij pervoklassnikov s raznoj uspeshnost'yu obucheniya. Voprosy obrazovaniya nauki: teoreticheskij i metodicheskij aspekty. 2012; № 4: 142 - 148.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Pylaeva N.M., Ahutina T.V. Nejropsihologiya i shkola. Vestnik Moskovskogo universiteta. 2012; № 2: 116 - 122.

12. Hodakovskaya G.F. Naibolee tipichnye trudnosti obucheniya mladshih shkol'nikov, prozhivayuschih na yuge Krasnoyarskogo kraya. 'Etnosy razvivayuschejsya Rossii: problemy i perspektivy. 2011; 104 - 108.

Статья поступила в редакцию 25.05.20

УДК 37.03+372.851

Chirkova N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kaluga State University n.a. K.E. Tsiolkovsky (Kaluga, Russia), E-mail: nichirkova@mail.ru

FORMATION OF THE EDUCATIONAL ACTION OF CLASSIFICATION IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN: LOGICAL AND METHODOLOGICAL ASPECT. The

article focuses on a problem of formation of the classification action in children of primary school age in the process of their development of mathematical content. The article reveals various approaches to the definition of "classification" from the point of view of different Sciences. Considerable attention is paid to the analysis of the operational structure of classification as a logical operation and as a cognitive educational action. The author comes to the conclusion that the action of classification is a tool for the formation and functioning of formed concepts in school children, and the harmonization of sensory and rational learning allows us to take into account the age-specific logic of thinking of younger students. Various types of tasks are called, but the issue of developing a comprehensive system of tasks and exercises to form the classification action in all subject areas remains debatable.

Key words: primary school age, classification, classification operation, classification rules, educational classification action.

Н.И. Чиркова, канд. пед. наук, доц., Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, г. Калуга, E-mail: nichirkova@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ КЛАССИФИКАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ЛОГИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В данной статье акцентируется внимание на проблеме формирования действия классификации у детей младшего школьного возраста в процессе освоения ими математического содержания. Статья раскрывает вариативные подходы к определению понятия «классификация» с точки зрения разных наук. Значительное внимание уделяется анализу операционного состава классификации как логической операции и познавательного учебного действия. Автор приходит к выводу, что действие классификации является инструментом становления и функционирования формируемых понятий у школьников, а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.