Научная статья на тему 'Комплексный подход в реализации психолого-педагогического сопровождения младших школьников с речевыми нарушениями'

Комплексный подход в реализации психолого-педагогического сопровождения младших школьников с речевыми нарушениями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3978
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
PRIMARY SCHOOL CHILDREN / SPEECH DISORDERS / INTEGRATED APPROACH / DIAGNOSTICS / CORRECTION / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ДИАГНОСТИКА / КОРРЕКЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ушакова Елена Георгиевна, Македонская Ольга Алексеевна

В статье рассматривается проблема реализации комплексного подхода в процессе психолого-педагогического сопровождения младших школьников в условиях образовательного учреждения. Целью статьи является рассмотрение комплексного подхода к диагностике и коррекции речевых нарушений у младших школьников. Результатом теоретического анализа проблемы является определение содержания логопедического, нейропсихологического и психологического подходов при реализации комплексного психолого-педагогического сопровождения.The article deals with the problem of implementing a comprehensive approach in the process of psychological and pedagogical support of younger students in an educational institution. The purpose of the article is to consider a comprehensive approach to the diagnosis and correction of speech disorders in primary school children. The result of the theoretical analysis of the problem is to determine the content of speech therapy, neuropsychological and psychological approaches in the implementation of complex psychological and pedagogical support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход в реализации психолого-педагогического сопровождения младших школьников с речевыми нарушениями»

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

A COMPREHENSIVE APPROACH TO THE IMPLEMENTATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

УДК-37.013

Ушакова Елена Георгиевна

канд. психол. наук, магистрант Дальневосточного федерального

университета

Россия, г. Владивосток

Македонская Ольга Алексеевна

канд. пед. наук, доцент Дальневосточного федерального университета,

Россия, г. Владивосток

Ushakova Elena Georgievna

alenkaush@mail .ru

Makedonskaya Olga Alekseyevna

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема реализации комплексного подхода в процессе психолого-педагогического сопровождения младших школьников в условиях образовательного учреждения. Целью статьи является рассмотрение комплексного подхода к диагностике и коррекции речевых нарушений у младших школьников. Результатом теоретического анализа проблемы является определение содержания логопедического, нейропсихологического и психологического подходов при реализации комплексного психолого-педагогического сопровождения.

ANNOTATION

The article deals with the problem of implementing a comprehensive approach in the process of psychological and pedagogical support of younger students in an educational institution. The purpose of the article is to consider a comprehensive approach to the diagnosis and correction of speech disorders in primary school children. The result of the theoretical analysis of the problem is to determine the content of speech therapy, neuropsychological and psychological approaches in the implementation of complex psychological and pedagogical support.

Ключевые слова: младшие школьники, речевые нарушения, комплексный подход, диагностика, коррекция, психолого-педагогическое сопровождение.

Keywords: primary school children, speech disorders, integrated approach, diagnostics, correction, psychological and pedagogical support.

Проблема речевых нарушений у детей младшего школьного возраста является на сегодняшний день достаточно актуальной и заслуживающей внимания. Данные нарушения могут носить различный характер и по-разному сказываться на развитии ребенка. Однако рост числа детей, имеющих нарушения речи, во многом обусловливает и увеличение количества детей, имеющих трудности учения и обучения. Своевременность оказания помощи в коррекции речевых нарушений позволяет не только предупредить появление у младших школьников нарушений письма и чтения, но и в целом способствует усвоению содержания школьной программы.

Младший школьный возраст, длящийся в период с 7 до 10 лет, становится важным этапом в развитии ребенка, поскольку особенности его протекания во многом определены социальной ситуацией, в которой ребенок оказывается [3], [4]. Новые социальные требования и ожидания, система оценок и правил требует от ребенка определённого уровня готовности к их выполнению. Данный возрастной период очень чувствителен к обнаружению, актуализации тех проблем и трудностей, которые не были решены и преодолены в дошкольном периоде. Формирование базовых учебных навыков младших школьников, которое опирается на незрелые психические процессы, не может быть успешным. Именно своевременность обучения и готовность функциональных систем, необходимый и достаточный уровень развития высших психических функций обеспечивают психологическую основу успешности обучения младших школьников [2], [8], [9], [10].

Важно отметить, что для детей одинаково нежелательным является как слишком раннее, так и слишком позднее психическое развитие. По мнению нейропсихологов (Т.В. Ахутиной, А.Л. Сиротюк, А.С. Сиротюк, А.В. Семенович, Н.М. Пылаевой), к 7-летнему возрасту у ребенка должны быть полноценно развиты, прежде всего, функции правого полушария (пространственные представления, соматогнозис, зрительное восприятие, копирование, обоняние, вкус, ритмы, осязание) и межполушарное взаимодействие. Функции левого полушария (речь, логика, анализ, самоконтроль, внимание, социальные коммуникации, рефлексия, программирование, произвольность) будут развиваться в полном и максимальном объеме непосредственно в школе.

Особенности психического развития детей с нарушениями речи во многом определяют не только возникновение трудностей в осуществлении учебной деятельности, но и характер их взаимодействия с окружающими, да и развитие личности в целом. Исследователи отмечают у таких детей низкую познавательную активность и мотивацию, недостаточное развитие представлений об окружающем мире, повышенную эмоциональную тревожность, недостаточную регуляцию собственного поведения. Все эти особенности в целом затрудняют процесс взаимодействия и адаптации. Многоуровневость структуры дефекта, наличие речевой и неречевой симптоматики определяют необходимость оказания своевременного комплекса диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий. Все элементы языковой системы связаны между собой: неблагополучие одного из элементов определяет отставание в развитии другого, поэтому коррекционному воздействию должна быть подвергнута вся система речи.

Теоретический анализ исследований речевых нарушений у детей младшего школьного возраста позволяет говорить о том, что в целом нарушения речи можно охарактеризовать равномерно выраженным недоразвитием всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики и грамматики [2], [5], [6], [7], [11], [12], [13], [14]. Данное положение определяет возможность обозначить следующие наиболее типичные и проблемные аспекты, обусловливающие возникновение трудностей учения и обучения:

- несформированность звуковой стороны речи;

- недостаточное развитие навыка звукового анализа слова;

- недоразвитие лексико-грамматического строя речи;

- бедность словарного запаса, трудность в подборе однокоренных слов;

- затруднения в построении связных высказываний;

- затруднения в коммуникации;

- низкий уровень развития навыка чтения;

- замедленный темп психической деятельности;

- низкий уровень сформированности слухоречевой памяти и внимания;

- недостаточность функции текущего контроля и планирования деятельности.

Многообразие причин и сложность механизмов речевых нарушений предполагают комплексный подход к диагностике и коррекции, а также реализацию междисциплинарного подхода к решению проблемы психолого-педагогического сопровождения младших школьников, имеющих речевые нарушения в условиях общеобразовательной школы.

Традиционный подход [6] к диагностике и последующей коррекции речевых нарушений позволяет выявить лишь симптоматику, не выявляя механизмы и возможности индивидуализации коррекционно-развивающего процесса. Комплексный подход как к организации диагностических процедур, так и при проведении коррекционно-развивающих занятий включает логопедический, нейропсихологический и психологический подходы.

Логопедический подход предполагает констатацию уровня сформированности разных сторон речи и состояния навыка письма и чтения, однако не всегда приводит к пониманию механизмов выявленных нарушений. Само по себе логопедическое обследование затрудняется в решении главной своей задачи - разработки индивидуальной коррекционной стратегии, построенной на основании анализа комплексного диагностического обследования.

Логопедический подход в коррекции направлен на организацию одновременной работы над всеми компонентами речевой системы, где основными направлениями работы будут:

1. устранение недостатков произношения и формирование полноценных фонетических и фонематических представлений;

2. восполнение пробелов в развитии лексики и грамматики, уточнение и дальнейшее обогащение словарного запаса, овладение способами словоизменения и словообразования;

3. развитие связной (последовательной и логической) речи, овладение определёнными моделями синтаксических конструкций.

Важное значение здесь будет иметь соотношение фронтальных и индивидуальных занятий, осуществляемых как вид учебной деятельности. Именно такой подход к организации коррекционного воздействия способствует возникновению предпосылок для активного переноса отрабатываемых навыков и умений на учебную деятельность в классе. Стимуляция речевого общения учащихся как в отношении организационных моментов, так и в отношении осуществляемых ими учебных действий способствует развитию коммуникативной и обобщающей функции речи.

Проблема активизации мыслительной деятельности наиболее гармонично решается средствами нейропсихологического подхода, который опирается на два важнейших принципа, разработанных Л.С. Выготским и А.Р. Лурией: принцип системного строения высших психических функций и принцип динамической организации и локализации ВПФ. Применение нейропсихологического подхода в диагностическом обследовании позволяет рассмотреть состояние психических функций в их взаимосвязи: выявить

нарушенные и изучить сохранные функции, определить возможности коррекционной работы, учитывающей слабые стороны и опирающейся на сильные стороны познавательной сферы ребенка, установить качественную специфику недоразвития, прогнозировать будущие затруднения в становлении познавательных процессов, определить градацию трудности вводимых заданий, наглядного и вербального материала, способа его подачи, повышающего возможности ребенка в выполнении заданий [1], [2], [13]. Однако само по себе применение только нейропсихологического подхода не всегда дает возможность проследить взаимосвязь между речевыми и неречевыми симптомами в структуре дефекта.

Нейропсихологический подход в коррекционной работе направлен на коррекцию состояния функциональных блоков мозга [8], [9]. При снижении нейродинамических показателей становится невозможно полноценное функционирование памяти, мышления, внимания и других высших психических функций, в целом приводит к снижению способности ребенка к самоконтролю. Такое протекание психических процессов во многом обусловливает возникновение различных школьных трудностей, ведущих ребенка к хронической неуспешности.

Именно нейропсихологический подход ставит перед собой задачу нахождения в сложной структуре онтогенеза базисного фактора возникновения разных вариантов отклоняющегося развития, следствием которого являются различные варианты учебной и поведенческой дезадаптации ребенка, присутствующих и в ситуации обучения детей с речевыми нарушениями. К ним относят фонематический слух, межполушарное взаимодействие, произвольную регуляцию, кинетический, кинестетический, пространственный, сукцессивный и симультанный факторы. О.Н. Усанова [11] отмечает, что выявление недостаточно сформированного фактора в качестве слабого звена, которое обнаруживает себя в дефицитарности, как правило, не одного, а нескольких психических процессов, позволяет определить «мишень» психолого-педагогической коррекционной помощи ребенку, имеющему трудности в обучении.

Помимо выделения функциональных блоков мозга, очень большое внимание в нейропсихологическом подходе уделяется межполушарному взаимодействию, которое обеспечивается функционированием мозолистого тела. Как отмечает О.Н. Усанова, это взаимодействие способствует осуществлению наиболее важных для социальной адаптации форм психической деятельности и служит органической основой формирования

когнитивных стилей, образа собственного «Я», представления об окружающих.

Опыт практической работы нейропсихологов [7], [8], [9] однозначно констатирует, что эффективность абилитационных или коррекционных мероприятий прямо связана с возрастом ребенка. Вплоть до 7 лет активное развитие его мозга, обусловливающая пластичность церебральных систем (из-за отсутствия жестких мозговых и, шире, нейросоматических связей), привносит огромный аутокоррекционный потенциал в процессе психолого -педагогического сопровождения, что подчас производит впечатление чуда, как уточняет А.В. Семенович [8]. По мере взросления ребенка это волшебство тает на глазах: демаркационной линией является возраст 9 лет. «К этому периоду по всем нейропсихологическим и нейробиологическим законам мозг (прежде всего его задние отделы) принципиально завершает свое интенсивное развитие. Его функциональные связи становятся все более жёсткими и малоподвижными; одновременно вектор и характер операционального обеспечения психической деятельности выглядят все более экстенсивными. 9 лет - один из тех рубежей, где начинается закономерный инвариантный поворот всей системы координат энергоактивационного статуса мозга» [8, с. 46]. А.В. Семенович уточняет, что, начиная с этого возраста, коррекционный процесс, равно как и абилитационный, становится все более регламентированным извне, подчас приобретая характер муштры. При этом отмечается нарастающее истощение внутренних компенсаторных функциональных возможностей ребенка.

Применение нейропсихологического подхода в деятельности логопеда позволяет ему обеспечить предпосылки для спонтанного усвоения младшими школьниками программного содержания образовательной деятельности.

Психологический подход позволяет определить уровень актуального развития ребенка, оценить базовые компоненты психической деятельности, составить представление о причинно-следственных связях выявленных особенностей, определить моменты начала отклонения в психическом развитии. Однако, при всех своих достоинствах психологический подход в недостаточной мере позволяет выявить несформированный фактор, оценить состояние соответствующих мозговых зон, выявить механизм нарушения или несформированности психической функции, осуществить исследование речевой симптоматики и поиск механизмов ее возникновения.

Психологический подход в коррекционно-развивающем процессе направлен на становление структуры учебной деятельности. Реализация данного подхода предполагает применение определенных этапов в

коррекционно-развивающей работе по психолого-педагогическому сопровождению младших школьников с речевыми нарушениями, осуществляемому аналогично поэтапному формированию умственного действия, где реализуется переход от развернутой вовне совместной предметной деятельности со взрослым к интериоризированному, ставшему внутренним самостоятельно выполняемым действием, переносу его на новые задания [1].

В целом комплексный подход дает более полную картину о состоянии ребенка относительно симптомов, причин и механизмов, составляющих структуру дефекта при выявленных речевых нарушениях, тем самым определяя необходимость участия в процессе коррекции дефектолога, психоневролога, психолога, нейропсихолога и педагога.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения, необходимо должна базироваться на следующих психолого-педагогических принципах [3], [4]: единства аффекта и интеллекта, ведущей деятельности, единства сознания и деятельности, интериоризации, зоны ближайшего развития, поэтапного формирования умственных действий, субъектности собственной деятельности, активности личности в обучении, индивидуально-личностного подхода, комплексности и доступности.

Комплексный подход в реализации программы психолого-педагогического сопровождения предполагает постепенный переход детей от выполнения более простых заданий к более сложным, сочетание индивидуальных и групповых методов работы. Сочетание упражнений, включающих двигательную активность и когнитивную направленность, применение соревновательных мотивов и взаимопомощи, включение игрового характера коррекционно-развивающих упражнений, применение работы в диадах способствуют повышению эффективности программы психолого-педагогического сопровождения.

Литература

1. Ахутина Т.В., Камардина И.О., Пылаева Н.М. Нейропсихолог в школе. Пособие для педагогов, школьных психологов и родителей. Индивидуальный подход к детям с трудностями обучения в условиях общего образования / Т.В. Ахутина, И.О. Камардина, Н.М. Пылаева. - М.: В. Секачев, 2018. - 57 с.

2. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход [Электронный ресурс] / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. - Режим доступа: URL: http://www.libfox.ru/311016-

nataliya-pylaeva-preodolenie-trudnostey-ucheniya-neyropsihologicheskiy-podhod.html

3. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2006. - 512 с.

4. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. - М.: Тривола, 1994. - 304 с.

5. Комплексная коррекция трудностей обучения в школе / Под ред. Ж.М. Глозман, А.Е. Соболевой. - М.: Смысл, 2019. - 544 с.: ил. - (Теория и практика психологической помощи).

6. Матвиенко, Е.В. Комплексный подход к выявлению и анализу нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2014. - С. 122 - 131. - Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnYY-podhod-k-vyyavleniyu-i-analizu-narusheniy-pismennoy-rechi-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta/viewer

7. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении / Под ред. Ж.М. Глозман. - 2-е изд. - М.: Генезис, 2017. - 336 с.

8. Семенович, А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: учебное пособие / А.В. Семенович. - М.: Генезис, 2018. - 319 с.: ил.

9. Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие / А.В. Семенович. -М.: Генезис, 2017. - 474 с.

10. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Психологическая основа формирования учебных навыков школьников / А.Л. Сиротюк, А.С. Сиротюк. - М.: АРКТИ, 2018. - 72 с. - (Библиотека психолога-практика).

11. Усанова, О.Н. Дети с проблемами психического развития / О.Н. Усанова.

- М.: НПЦ «Коррекция», 1995. - 208 с.

12. Федотова Л.А., Соловьев А.Г. Логопедические и психологические особенности младших школьников с речевыми нарушениями [Электронный ресурс] // Медико-социальная экспертиза и реабилитация.

- 2013. - С. 45 - 49. - Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/logopedicheskie-i-psihologicheskie-osobennosti-mladshih-shkolnikov-s-rechevymi-narusheniyami/viewer

13. Хотылева Т.Ю., Галактионова О.Г., Ахутина Т.В. Профилактика и преодоление трудностей в обучении на раннем этапе. Методическое

пособие Т.Ю. Хотылева, О.Г. Галактионова, Т.В. Ахутина. - М.: В. Секачев, 2016. - 108 с.

14. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы [Электронный ресурс] / А.В. Ястребова. -М.: АРКТИ, 1997. - с. 158. - Режим доступа: URL: http: //pedlib .ru/Books/2/0143/2-0143-1.shtml

Literature

1. Akhutina T. V., Kamardina I. O., Pylaeva N. M. Neuropsychologist at school. Manual for teachers, school psychologists and parents. Individual approach to children with learning difficulties in General education / T. V. Akhutina, I. O. Kamardina, N. M. Pylaeva. - M.: V. Sekachev, 2018. - 57 p.

2. Akhutina T. V., Pylaeva N. M. Overcoming the difficulties of teaching: a neuropsychological approach [Electronic resource] / T. V. Akhutina, N. M. Pylaeva. - Access mode: URL: http://www.libfox.ru/311016-nataliya-pylaeva-preodolenie-trudnostey-ucheniya-neyropsihologicheskiy-podhod.html

3. Vygotsky, L. S. Psychology of child development / L. S. Vygotsky. - Moscow: Izd-vo Smysl; Izd-vo Eksmo, 2006. - 512 p.

4. Zinchenko V. P., Morgunov E. B. developing Person. Essays of Russian psychology / V. P. Zinchenko, E. B. Morgunov. - Moscow: Trivola, 1994. -304 p.

5. Comprehensive correction of learning difficulties in school / Edited by Zh. m. Glozman, A. E. Soboleva. - M.: Smysl, 2019. - 544 p.: ill. - (Theory and practice of psychological assistance).

6. Matvienko, E. V. Integrated approach to the identification and analysis of violations of written speech in children of primary school age [Electronic resource] // Bulletin of the Leningrad state University named after A. S. Pushkin. - 2014. - P. 122-131. - access Mode: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnyy-podhod-k-vyyavleniyu-i-analizu-narusheniy-pismennoy-rechi-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta/viewer

7. Practical neuropsychology. Experience of working with children experiencing learning difficulties / ed. Zh. m. Glozman. - 2nd ed. - M.: Genesis, 2017. - 336 p.

8. Semyonovich, A.V. Introduction to the neuropsychology of childhood: a textbook / A.V. Semyonovich. - M.: Genesis, 2018. - 319 p.: Il.

9. Semyonovich, A.V. Neuropsychological correction in childhood. Method of substitutive ontogenesis: Textbook / A.V. Semyonovich. - M.: Genesis, 2017. - 474 p.

10. Sirotyuk A. L., Sirotyuk A. S. Psychological basis of formation of educational skills of school children / A. L. Sirotyuk, A. S. Sirotyuk. - Moscow: ARKTI, 2018. - 72 p.-(Library of the psychologist-practice).

11. Usanova, O. N. Children with mental development problems / O. N. Usanova, Moscow: SPC "Correction", 1995, 208 p.

12. Fedotova L. A., Solovyov A. G. Logopedic and psychological features of primary school children with speech disorders [Electronic resource] // Medical and social expertise and rehabilitation. - 2013. - P. 45-49. - access Mode: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/logopedicheskie-i-psihologicheskie-osobennosti-mladshih-shkolnikov-s-rechevymi-narusheniyami/viewer

13. Hotyliova T. Yu., Galaktionov, O. G., Akhutina T. V. Prevention and overcoming of learning difficulties at an early stage. Methodological guide of T. Y. khotylev, O. G. Galaktionova, T. V. Akhutina. - M.: V. Sekachev, 2016. - 108 p.

14. Yastrebova, A.V. Correction of speech disorders in secondary school students [Electronic resource] / A.V. Yastrebova. - Moscow: ARKTI, 1997. - p. 158. -access Mode: URL: http://pedlib.ru/Books/2/0143/2-0143-1.shtml

STUD NET

МООК В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ЦИФРОВОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

MOOC IN THE CONTEXT OF MODERN DIGITAL EDUCATION

ABSTRACT

УДК 378

DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10246

Редванов Алим Салимович

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», Россия, г. Ставрополь

Redvanov Alim Salimovich [email protected]

Аннотация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье рассматриваются ключевые особенности и возможности применения массовых открытых онлайн-курсов (МООК) в условиях цифровизации высшего образования, положительные и отрицательные стороны введения МООК в систему образования, представлена классификация массовых открытых онлайн-курсов.

Массовый открытый онлайн-курс — обучающий курс с массовым интерактивным участием c применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет, одна из форм дистанционного образования.

Annotation

The article discusses the key features and possibilities of using mass open online courses (mooc) in the context of digitalization of higher education, the positive and negative aspects of the introduction of moocs in the education system, the classification of mass open online courses.

Mass open online course — a training course with mass interactive participation using e-learning technologies and open access via the Internet, one of the forms of distance education.

Ключевые слова: цифровизация образования, проект 2016-2021 «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», МООК, онлайн-курсы, Coursera, Лекториум, Универсариум.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.