ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^^^
ББК 88
РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАСЛЕДСТВЕННЫМИ НЕРВНО-МЫШЕЧНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
ВЕРА АНАТОЛЬЕВНА ЕРОХИНА,
аспирант Московского городского психолого-педагогического университета
E-mail: verayerokhina@ramber. ru Научная специальность 19.00.10 — коррекционная психология Научный руководитель, рецензент: доктор психологических наук Л.А. Троицкая
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В настоящее время проблема реабилитации детей с различными наследственными заболеваниями приобретает особую актуальность, так как постоянно растет количество детей с генетическими аномалиями, которые вызывают изменения в развитии и функционировании их психики, в частности, создают специфику протекания у них когнитивных процессов.
Был проведен полный цикл нейропсихологической коррекции среди 27 пациентов с наследственными миопатиями (18 мальчиков и 9 девочек). До и после реабилитационных мероприятий было проведено комплексное нейропсихологиче-ское обследование для оценки состояния и динамики когнитивных функций больных.
Ключевые слова: дети, наследственные миопатии, когнитивная сфера, нейропсихологическое обследование, психолого-педагогическая коррекция.
Annotation. Now the problem of rehabilitation of children with various hereditary diseases gains special relevance because the number of children with genetic abnormalities is growing. These genetic abnormalities cause changes in the development and functioning of their psyche, for example, create special features of their cognitive processes.
A complete cycle of neuropsychological correction was conducted among 27 patients with hereditary myopathies (18 boys and 9 girls). A comprehensive neuropsychological study, which assessed the status and dynamics of the cognitive functions of patients, was conducted before and after the rehabilitation.
Keywords: children, hereditary myopathy, cognitive sphere, neuropsychological testing, psycho-pedagogical correction.
В настоящее время реабилитация больных — это целостная социальная деятельность людей, объектом которой является больной человек, дезадаптированный к окружающей среде из-за дефектов, возникших в результате заболевания. Достижение результатов в реабилитации заключается в применении комплексного интегративного подхода к человеку, включающего медицинский, психологический и социальный аспекты. Целью реабилитации является преодоление болезни и восстановление личного и социального статуса больного, возвращение больного в нормальную социальную среду.
Нейропсихологическая реабилитация — это комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие на дефект:
ф учитывающее его механизм; ф предусматривающее аппеляцию к личности больного, к малым социальным группам больного (терапевтическая группа, семья, трудовой коллектив);
ф направленное на восстановление ВПФ как на главную задачу, решение которой обеспечивает достижение конечной цели — психологической реабилитации больного, т.е. восстановление его личного и социального статуса, возвращение в нормальную социальную среду, к трудовой и общественной деятельно сти [11].
Основными принципами коррекционно-разви-вающей работы являются следующие [9, 10]:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
1) единства диагностики и коррекции;
2) нормативности развития;
3) коррекции «снизу — вверх»;
4) системности развития психической деятельности;
5) деятельностный принцип коррекции.
В работах Т.В Ахутиной, А.В. Семенович, А.Л. Сиротюк [1, 7, 8] отражены результаты экспериментальных исследований по восстановлению ВПФ путем сочетания когнитивных методов коррекции с большим количеством сенсорной стимуляции.
В ряде экспериментальных исследований было выявлено, что комплексная активизация моторной, кинестетической, зрительной и глазодвигательной систем в сочетании с когнитивной нагрузкой улучшает показатели вербальной памяти и произвольного внимания [6].
Концепция интегративного влияния полисенсорной афферентации на активизацию когнитивной деятельности обусловливает полученные в исследованиях результаты. [2, 3, 5].
Начать коррекционный процесс логично с двигательных методов, так как они не только создают некоторый потенциал для будущей работы, но и активизируют и восстанавливают взаимодействия между разными уровнями психической деятельности. Такое предпочтение объясняется тем, что пси-хокоррекционное воздействие на сенсомоторный уровень вызывает активизацию в развитии всех ВПФ.
Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте методологически опирается на учение А.Р. Лурии и его последователей о иерархическом строении и закономерностях развития мозговой организации высших психических функций; на учение о нейропсихологической реабилитации Л.С. Цветковой; на принцип замещающего онтогенеза А.В. Семенович. Методически она опирается на подобранный для данной группы вариант телесно-ориентированных нейропсихологических и других коррекционных техник применительно к детскому возрасту.
У детей и подростков с наследственными миопа-тиями центральным дефектом являются нарушения зрительно-пространственной функции, тактильной чувствительности и соматогнозиса, обусловленные
дефицитарностью теменных, теменно-затылоч-ных и височно-теменно-затылочных отделов коры головного мозга. Уровень нейропсихологических расстройств у этой категории больных зависит от возраста, времени дебюта и длительности течения заболевания [4].
Программа нейропсихологической коррекции, предназначенная для детей с наследственными мио-патиями в возрасте от 7 до 11 лет; включает методы сенсомоторной, телесно-ориентированной и когнитивной коррекции.
Программа состоит из 3 этапов, расположенных по нарастанию сложности упражнений, стимулирующих разные модальности. Для каждого занятия выборочно проводятся упражнения из разминки (в начале занятия), сенсомоторных упражнений, когнитивных упражнений и игр. Рекомендуется проводить занятия 2 раза в неделю по 40—50 минут, постепенно продвигаясь по этапам. Необходимо учитывать медицинские показания для подбора упражнений по индивидуальной программе. Занятия могут проводиться индивидуально или в группе (3—5 детей).
На первом этапе (продолжительность 3—4 недели) упражнения направлены на изучение ребенком пространства собственного тела, расширение спектра ощущений и развития тонкой моторики.
Упражнения второго этапа (продолжительность 6—7 недель) направлены на знакомство с пространством от себя.
На третьем этапе (продолжительность 5—6 недель) ставится акцент на освоении ориентировки пространства между объектами. Структура занятия: ф дыхательные упражнения (5 минут);
растяжка (5 минут); ф сенсомоторные упражнения (телесные — 10 минут, глазодвигательные — 5 минут, упражнения для развития мелкой моторики рук — 10 минут);
упражнения для развития когнитивной сферы (10—15 минут);
упражнения для релаксации (5 минут). 27 пациентов с наследственными миопатиями (18 мальчиков и 9 девочек) в возрасте от 7 до 10 лет
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
прошли полный цикл нейропсихологической когнитивной коррекции.
Дети, участвующие в программе реабилитации имели различные формы наследственных миопа-тий: 20 пациентов с прогрессирующими мышечными дистрофиями, 5 — с врожденными структурными миопатиями и 2 ребенка с митохондриальными миопатиями.
У детей, принявших участие в цикле нейропсихологической коррекции, до и после проведения реабилитационных мероприятий было проведено комплексное нейропсихологическое обследование для оценки состояния и динамики когнитивных функций больных.
Примерный план занятия 1 этапа
1 занятие
Разминка
1. «Яйцо». Ребенок садится на пол, подтягивает колени к животу, обхватывает их руками, голову прячет в колени («поза эмбриона»), слегка раскачивается до полного расслабления.
2. Упражнение для растяжки. Ребенок ложится на спину. Ведущий берет руку ребенка и понемногу растягивает (сначала одну, потом другую руку). Далее ребенок выполняет растяжки самостоятельно. Аналогичная процедура осуществляется при растягивании ног. Далее ребенок растягивает тело, потягиваясь руками, ногами, затем — правой и левой сторонами тела, пытаясь при этом представить себя натянутой струной.
3. Ребенок дышит с задержкой на вдохе/выдохе в установленном ритме. Ведущий вслух отсчитывает ритм, постепенно увеличивая интервалы от 3 до 7 секунд (5 раз).
4. Ребенок делает вдох, поднимая руки вверх; при выдохе слегка наклоняется вперед, медленно опуская руки на пол, говоря вслух: «Вниз». Надо стремиться к глубокому вдоху и длительному выдоху (5 раз).
Сенсомоторные упражнения
5. «Бревно». Исходная позиция — лежа на животе. Ребенок вытягивает руки и перекатывается с живота на спину, не скрещивая и не сгибая при этом руки и ноги.
6. «Солдат». Исходная позиция — лежа на животе. Ребенок, прижимает руки к бокам, и перекатывается с живота на спину,
не скрещивая и не сгибая при этом руки и ноги.
7. «Лодка». Ребенок лежит на спине. Изогнувшись, он поднимает голову, руки и ноги. Затем упражнение выполняется на животе.
8. Ребенок, лежа на спине, выполняет свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения, сведение глаз к носу.
9. Ребенок лежит на спине. На расстоянии вытянутой руки взрослый двигает яркий предмет в разные стороны, по кругу, к носу ребенка. Ребенок должен следить за этим предметом глазами, не двигая головой.
10. «Колечко». Ребенок соединяет в кольцо большой палец поочередно с указательным, средним и т.д., выполняя упражнение в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке, вначале — каждой рукой отдельно, затем двумя руками.
11. «Кулак—ребро—ладонь». Ребенок повторяет за ведущим три положения руки: кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости, которые последовательно сменяют друг друга. Далее ребенок выполняет упражнение по памяти.
Когнитивные упражнения
12. «Отыщи фигуру». Ребенок с закрытыми глазами ощупывает фигуры с разной фактурой: гладкие, бархатистые, шершавые, и т.д. Далее он пытается отыскать объекты с поверхностью подобной фактуры и построить их в том же порядке. Количество фигур можно увеличивать.
13. «Скульптор». Ребенку с закрытыми глазами придается какая-либо поза (далее 2—3 позы). Нужно, чтобы ребенок запомнил, а затем воспроизвел их.
14. Упражнение для релаксации, включающее в себя поочередное напряжение и расслабление. Например, «Огонь и лед», «Штанга» и т.п.
Результаты психолого-педагогической
коррекции больных с наследственными миопатиями
В результате нейропсихологической коррекции у больных с наследственными миопатиями наблюдалась положительная динамика и, в первую очередь, проявились изменения в когнитивной сфере. Это выражалось как в количественных, так и в качественных изменениях.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
т
■ до коррекции О после коррекции
(передне- и заднелобный (ПЛ и ЗЛ), височный (В), теменной (Т) височно-теменно-затылочный («ТПО» (ТРО)),
затылочно-теменной (ЗТ), глубинный синдромы (Г)
Рис. 1. Степень выраженности нейропсихологических синдромов у детей с наследственными миопатиями до и после коррекционного воздействия
На рис. 1 представлены профили нейропсихологических синдромов у детей с наследственными миопатиями до и после коррекционного воздействия.
На рис. 2 представлен характер нарушений ВПФ у детей с наследственными миопатиями до и после коррекционного воздействия.
Положительная динамика в сфере оптико-пространственной деятельности оказалась наиболее существенной и статистически значимой: (р<0,001). Значительно улучшились показатели в пробах на графический праксис и конструктивную деятельность.
Несколько менее выражена динамика восприятия в тактильной модальности (ошибки локализации прикосновений) (р=0,002). Наблюдалось улучшение показателей у 12 детей.
Динамика в области произвольных движений и действий проявилась в виде улучшения выполнения проб на динамический праксис (у 2/3 детей), уменьшения количества ошибок в пробе на праксис поз (у трети детей) (р=0,006). Улучшения в сфере произвольных движений и действий после коррекции были не столь значительными, как в графической деятельности.
Положительная динамика после нейропсихоло-гическая коррекции была отмечена в мнестической сфере у 21 ребенка (из 27) (р<0,001).
Нейропсихологическая коррекция оказала благоприятное влияние и на восстановление интеллектуальных функций у более чем 70% детей (р=0,001).
Улучшения в пробах на решение задач после коррекции были статистически достоверными; вероятно, это происходило за счет комплексных улучшений регуляторного, нейродинамического и кинетического факторов психической деятельности.
зрительно-пространственна я деятельность па мять мышление зрительный гнозис сомато-сенсорный гнозис дина мический пра ксис
кинестетический праксис
0 0,5 1 1,5 2
штрафные баллы
■ после коррекции ■ до коррекции
Рис. 2. Характер нарушений высших психических функций у детей с наследственными миопатиями до и после коррекционного воздействия
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
В нейродинамической сфере отмечалась выраженная положительная динамика по результатам реабилитационных мероприятий: у 20% пациентов полностью редуцировались симптомы истощаемо-сти; у 50% снизилось время выполнения мнестиче-ских проб и решения задач.
Закономерно, что направленная когнитивная коррекция оказывается более эффективной для восстановления когнитивных функций, за исключением области произвольных движений и действий. Достоверно установлено, что сочетание сенсомо-торной и когнитивной коррекции способствует восстановлению когнитивных функций, благодаря применению метода коркового опосредствования движений и, следовательно, активизации коры.
Из-за небольшого количества детей с врожденными структурными миопатиями (5 человек), и митохондриальными миопатиями (2 человека), участвующих в коррекционной программе, нельзя сделать вывод о различии влияния коррекционного воздействия на больных с разными формами заболевания.
Литература
1. Ахутина Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. СПб: Питер, 2008. 320 с.
2. Гойденко В.С. Визуальная цветостимуляция в рефлексологии, неврологии, терапии и офтальмологии / В.С. Гойденко, А.М.Лугова, В.А. Зверев и др. М.: РМА, 2000. 168 с.
3. Григорьева В.Н. Когнитивная нейрореа-билитация больных с очаговыми поражениями головного мозга: учебное пособие / В.Н. Григорьева, М.С. Ковязина, А.Ш. Тхостов. М.: УМК «Психология»; МПСИ, 2006. 256 с.
4. Ерохина В.А. Особенности когнитивной сферы у детей и подростков с митохондриальны-ми заболеваниями / В.А. Ерохина, Е.А. Николаева, Л.А.Троицкая // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2012. 4(2). C. 76—80.
5. Иванова Г.Е. Некоторые особенности когнитивной реабилитации в остром периоде церебрального инсульта / Г.Е. Иванова, В.И. Скворцова, Т. Т. Киспаева, Н.П. Черных // Материалы I Международного конгресса «Нейрореабилитация-2009» 2—3 июня. М., 2009. C. 47.
6. Кудрявцева Г.Ю. Комплекс упражнений для улучшения внимания, памяти и равновесия при хронической ишемии головного мозга: автореф. дис.... канд. мед. наук / Кудрявцева Г.Ю. Томск, 2005. 24 с.
7. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте/ А.В. Семенович. М.: Академия, 2002. 232 с.
8. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения/ А.Л. Сиротюк. М., 2003. 282 с.
9. Троицкая Л.А. Практикум по коррекционно-развивающему обучению: теория и практика: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / Л.А. Троицкая, Н.В. Давиден-ко. М., 2011. 104 с.
10. Троицкая Л.А. Особенности эмоциональной сферы и познавательной деятельности у детей и подростков в норме и при патологии ЦНС: Автореф. дисс. ... док. психол. наук. М., 2009. 50 с.
11. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность: учеб. Пособие / Л.С. Цветкова. M.: МПСИ, Модэк, 2004. 424 с.
References
1. Akhutina T. V. overcoming the difficulties of the exercise: neuropsychological approach / T.V. Akhutina, N.M. Pylaeva. St. Petersburg: Peter, 2008. 320 p.
2. Goydenko VS. Visual sitosterolemia in reflexology, neurology, internal medicine and ophthalmology / V.S. Goydenko, A.M. Lugova, V.A. Zverev, and others M.: PMA, 2000. 168 p.
3. Grigorieva V.N. Cognitive neurorehabilitation of patients with focal brain lesions: study guide / V.N. Grigoriev, M.S. Kovyazina, S.A. Thostov. M.: UMK «Psychology»; MPSI, 2006. 256 p.
4. Yerokhin V.A. Peculiarities of cognitive sphere in children and adolescents with mitochondrial diseases / V.A. Yerokhina, E.A. Nikolaeva, L.A. Troitskaya // Russian Vestnik of Perinatology and Pediatrics. 2012. 4(2). P. 76—80.
5. Ivanov G.E. Some features of cognitive rehabilitation in the acute period of cerebral stroke / G.E. Ivanova, V.I. Skvortsova, T.T. Kispaeva,
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
N.P. Black // materials of the I International Congress «Neurorehabilitation-2009» on June 2—3. M., 2009. P. 47.
6. Kudryavtseva G.Yu. Complex of exercises to improve attention, memory, and balance in chronic cerebral ischemia: author. dis. ... candidate. honey. Sciences / G. Kudryavtseva, Y. Tomsk, 2005. 24 p.
7. Semenovich A.V. Neuropsychological diagnostics and correction in childhood / A.V. Semenovich. Moscow: Academy, 2002. 232 p.
8. Sirotyuk A.L. Neuropsychological and psychophysiological support learning / A.L. Sirotyuk. M., 2003. 282 p.
9. Troitskaya L.A. Workshop on remedial and developmental education: theory and practice: textbook for students of higher schools / L.A. Troitskaya, N.In. Davidenko. M., 2011. 104 p.
10. Troitskaya L.A. Features of the emotional sphere and the cognitive activity in children and adolescents in norm and at a pathology of the Central nervous system: author. diss. ... doc. psychol. Sciences. M., 2009. 50 p.
11. Tsvetkova P.S. Neuropsychological rehabilitation of patients. Speech and intellectual activity: textbook. Manual / L.S. Tsvetkova. Moscow: MPSI, Modek, 2004. 424 p.
УДК 377+378 ББК 74.4+74.48
СТРАТЕГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА КАЗАНЦЕВА,
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики института психологии и образования
Казанского (Приволжского) федерального университета E-mail: [email protected]; ВЛАДИСЛАВ АНАТОЛЬЕВИЧ ЧИСТОУСОВ, кандидат педагогических наук, институт психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета
E-mail: [email protected]
Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Характеризуются детерминанты, определяющие выбор стратегий проектирования образовательного процесса в системе профессионального образования; инновации в системе профессионального образования; переход к постиндустриальному обществу; процессы развития системы профессионального образования; нелинейное развитие; трансформация образования в ведущую отрасль шестого технологического уклада. Возможными стратегиями являются: трансформация образовательных организаций в самообучающиеся; организация внутрифирменной подготовки субъектов образовательных систем в области проектировочной деятельности; формирование инновационного мышления и осуществление инновационной деятельности путем включения субъектов в состояние потока на основе непрерывного личностного и профессионального становления.
Ключевые слова: профессиональное образование; образовательный процесс; стратегии проектирования; нелинейное развитие; многоуровневая педагогическая система проектирования.
Annotation. The authors characterize some factors, which determine educational process's designing strategies. These factors are: educational system's innovations; transition to postindustrial society; educational system's development processes; nonlinear development; transformation of educational sphere's position inside the sixth technological structure. The authors describes possible