Научная статья на тему 'Нейропсихологическая реабилитация как основа развития психических процессов у детей с сенсорной алалией'

Нейропсихологическая реабилитация как основа развития психических процессов у детей с сенсорной алалией Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2001
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / NEUROPSYCHOLOGICAL REHABILITATION / СИНДРОМНЫЙ АНАЛИЗ / SYNDROME ANALYSIS / ДИНАМИЧЕСКАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ / DYNAMIC LOCALIZATION OF HIGHER MENTAL FUNCTIONS / СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ / SENSORY ALALIA

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кабатина Е.И., Разуваева Т.Н.

В статье представлены результаты нейропсихологической реабилитации детей с сенсорной алалией. Представлены нейродинамические показатели психической деятельности (умственная работоспособность и концентрация внимания, гностические функции (восприятие), речевые функции, память, мышление) до и после нейропсихологической реабилитации. Для определения развития психических процессов детей с сенсорной алалией использовались методики, основанные на принципах системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нейропсихологическая реабилитация как основа развития психических процессов у детей с сенсорной алалией»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

ISSN 250-3585

peer-reviewed • open access journal

53

УДК: 376.2:612.321

ББК: 88.4 Психологические науки

Нейропсихологическая реабилитация как основа развития психических процессов у детей с сенсорной алалией.

© Е.И. Кабатина, Т.Н. Разуваева.

Кабатина Е.И. - педагог-психолог, ГБОУ «Корочанская школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи»

Адрес: 309210, Белгородская область, г. Короча, ул. К.Маркса, д.50, Российская Федерация.

Разуваева Т.Н. - зав. кафедрой общей и клинической психологии, д.психол.н., ФГАОУ ВО НИУ «Белгородский государственный университет» (НИУ БелГУ).

E-mail: razuvaeva@bsu.edu.ru

Адрес: 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85, Российская Федерация.

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты нейропсихологической реабилитации детей с сенсорной алалией. Представлены нейродинамические показатели психической деятельности (умственная работоспособность и концентрация внимания, гностические функции (восприятие), речевые функции, память, мышление) до и после нейропсихологической реабилитации. Для определения развития психических процессов детей с сенсорной алалией использовались методики, основанные на принципах системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия.

Ключевые слова: нейропсихологическая реабилитация, синдромный анализ, дина-

№2 СИ) 2018 мическая локализация высших психических функций, нейропсихологическая реа-www.j-chr.com г г

билитация, сенсорная алалия..

Актуальность нашего исследования вытекает из запроса практической работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Несмотря на высокую степень врожденной готовности к речи, достигнув «речевого возраста», определенная часть детей молчит, или начинает говорить плохо, неразборчиво. Их с трудом понимают даже родители. Сейчас многие школы ведут активные поиски путей преодоления этих трудностей общеобразовательной системы. Нейропсихологическое сопровождение позволяет узнать, какие зоны мозга и какие функциональные системы оказались нарушенными или в свое время несформированными, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребенком на любом возрастном этапе его развития.

Рассмотрим основные составляющие такого тяжелого нарушения речи, как алалия. Неразвитие речи проявляется в ее отсутствии или крайне малом объеме речи у детей в период онтогенеза, когда она должна появиться. Термин алалия происходит от греческого Ыю - «говорю» и отрицания «а». По определению Т.Г. Ви-зель, алалия - это неразвитие или грубое нарушение развития речи у ребенка, возникающее в доречевой период, имеющее системный характер и обусловленное патологией центральной нервной системы определенных зон коры головного мозга [3]. Для алалии характерен системный характер. Страдает не какая-либо одна, а практически все стороны речи - и фоне-тико-фонематическая, и лексико-грам-матическая, и синтаксическая. У ребёнка с сенсорной алалией первично нарушена импрессивная речь (понимание), а экспрессивная - вторично.

При сенсорной алалии именно каналы речевого слухового гнозиса и фонематического слуха не активированы, и ребенку не на что опереться, неоткуда взять образец того, как и что надо говорить. Дети с сенсорной алалией слышат речь, но не различают, не распознают ее единицы, не понимают их значения [4]. Проводя наблюдения за детьми с сенсорной алалией, ряд авторов (Л.С. Волкова, В.И. Селиверстов, Р.И. Лалаева и др.) при-

шли к выводу о том, что дети с сенсорной алалией, не получившие своевременной помощи, в меньшей степени овладевают речевыми навыками, и их психическое развитие приобретает черты вторичной умственной отсталости [5].

В соответствии с научными исследованиями, можно выделить различные концепции механизма возникновения сенсорной алалии:

биологическую концепцию возникновения сенсорной алалии, разработанную В. Гарднер, Е.М. Мастюковой, Б.В. Лебедевым, Г.В. Гуровец [5];

- психологическую концепцию, разработанную исследователями конца XIX века А. Либманн, М.В. Богданов-Березовским [4];

- сенсорную концепцию нейрофизиолога, психолога Н.Н. Трауготта, Р.Е. Левиной [4];

- «языковую концепцию» патологии речевого развития В.А. Ковшикова, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Е. Фи-личевой, Б.М. Гриншпуна, В.К.Воробьевой, Л.Р. Давидович, Е.Ф. Соботович, Т.Г. Визель

[4].

В настоящее время приоритетной является «языковая концепция» патогенеза алалии. Ее придерживаются многие современные исследователи патологии речевого развития: В.А. Ковшиков, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Е. Филиче-ва, Б.М. Гриншпун, В.К.Воробьева, Л.Р.Давидович, Е.Ф. Соботович, Т.Г. Визель и др. [4]. Согласно ей, у ребенка с алалией не развивается «языковая способность», которая дана человеку от природы. При сенсорной алалии ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой). При этом навыки, которые не требуют словесного сопровождения, могут успешно развиваться (например, умение рисовать, считать, конструировать, играть в разные игры, не связанные непосредственно с речью). Это обусловлено тем, что речевые стимулы, медленно, но воспринимаются, и внутренняя речь формируется [4].

Таким образом, нейропсихологиче-скаяреабилитацияосновананаконцепциях и теоретических положениях отечествен-

54

55

ной нейропсихологии, разработанных А.Р. Лурия, Л.С. Выготским, А.А. Ухтомским, А.И. Введенским, И.М. Бехтеревым.

Основным нейропсихологическим методом исследования нарушений психических процессов при сенсорной ала-лии является синдромный анализ А.Р. Лурия. На его основе были построены методики нейропсихологической диагностики - Л.С. Цветковой, А.В. Семенович, Ж.М. Глозман, А.Л. Сиротюк.

Относительно самостоятельное научное направление - детская нейропсихология — начала складываться благодаря систематическим нейропсихологическим исследованиям детей Э.Г. Симерницкой.

При разработке реабилитационной программы в нейропсихологии детского возраста ориентируются не на дефект, а на развитие психических функций, на поиск причин и способов компенсации дефектов. Нейропсихологический аспект рассмотрения нарушений речевого развития позволяет дифференцированно подойти к мозговым механизмам, которые вызывают такое расстройство речи как сенсорная алалия. При выборе программы психокоррекционной реабилитации детей с сенсорной алалией следует учитывать положение Л.С. Выготского о зонах ближайшего развития ребенка. В первую очередь привлекаются ближайшие по функциональным ролям зоны мозга и, следовательно, ближайшие ассоциативные связи. С точки зрения нейропсихоло-гической реабилитации, у детей с сенсорной алалией собственно речевая — левая височная доля — включается в функционирование в обход, а именно через лобные и теменные доли обоих полушарий. Реабилитационные мероприятия строятся таким образом, чтобы ребенок видел одновременно картинку, слово, написанное крупными, бросающимися в глаза печатными буквами, и слышал, как его произносит обучающий. Одновременное «обыгрывание» слова в разных модальностях активизирует соответствующие зоны мозга и способствует выработке необходимых связей между ними. Картинка стимулирует работу затылочных зон обоих полушарий, а ее осмысление стимулиру-

ет работу лобных долей с обеих сторон. Графический (буквенный) образ слова активизирует преимущественно темен-но-затылочные зоны обоих полушарий. Слуховой образ обрабатывается височной левой и частично правой зонами. Таким образом, идет перекрестное воздействие на мозговые структуры [2].

Рассмотрим полученные данные нейропсихологического обследования психических процессов у детей с сенсорной алалией, которое проводилось индивидуально с каждым ребенком до проведения коррекционных нейропсихо-логических мероприятий.

При первичном исследовании ней-родинамических показателей выявилась недостаточность мозговой активности у детей (87,5% детей с сенсорной алалией), что проявлялось, в частности в небольшом количество фигур, которые находили дети. Дети тревожно реагируют на незнакомую ситуацию обследования. При исследовании двигательной сферы у 50% детей с сенсорной алалией была выявлена напряженность, общая замедленность движений, грубые пространственные дефекты.

При исследовании гностических функций на предметный гнозис, проявлялись трудности вербализации у 100% детей, страдающих сенсорной алалией. Пробы на акустический гнозис позволили выявить слабость акустического внимания у 100% детей. Выявлены трудности при восприятии реалистических изображений и выраженные дефекты при узнавании зашумленных изображений.

При исследовании речевых функций была выявлена у всех детей несфор-мированность фонематического слуха, слухоречевого восприятия, нарушение понимания логико-грамматических конструкций, несформированность речевой регуляции.

При исследовании памяти были выявлены трудности усвоения двигательной программы, снижение объема слухорече-вой памяти, ошибки при узнавании картинок, что составило 87,5% от общего количества обследуемых детей с сенсорной алалией.

При исследовании интеллектуальных функций при первичном обследовании выяснилось, что 75% детей с сенсорной алалией не понимают смысла задания даже с помощью психолога.

Таким образом, выявленные дефекты у детей с сенсорной алалией носят выраженный характер. Большинство из них не корригируются ими самостоятельно после указания на ошибку.

Показатели развития психических процессов указывают на необходимость реализации коррекционно-развивающих мероприятий.

Нами разработана реабилитационная программа, где в качестве основного выбран метод замещающего онтогенеза -нейропсихологическая технология, содержащая инвариантный комплекс этапов (диагностика - реабилитация - прогноз) нейропсихологического сопровождения детей с сенсорной алалией [7]. Основная цель реабилитационной программы -формирование целостной функциональной системы, которая позволит ребенку самостоятельно овладеть системами пространственных и квазипространственных представлений, фонематического и кинестетического синтеза, тонкой моторики, объема и прочности запоминания, навыков логического мышления, т.е. развитие мозгового и шире - нейропсихосоматиче-ского обеспечения психического онтогенеза. В программе представлены следующие группы методов:

1. Методы коррекции произвольной деятельности. Эта группа методов включила в себя дыхательные упражнения.

2. Методы двигательной коррекции: сознательное расслабление и целенаправленное манипулирование напряжением-расслаблением мышц. Упражнения для тренировки межполушарного взаимодействия.

3. Методы развития когнитивной сферы. Эта группа методов включила в себя: методы развития внимания и произвольной регуляции действий; методы развития зрительного восприятия и зрительных представлений; методы развития тактильного восприятия, кинестетический анализ и поиск предметов на ощупь;

методы развития наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления.

4. Метод развития речи. Все упражнения опосредовались сферой зрительных представлений и включались в игровую деятельность.

Таким образом, занятия были организованы так, чтобы направленно сформировать, автоматизировать, стабилизировать и повысить функциональные возможности подкорково-корковых, вну-три-и межполушарных взаимодействий ребенка с сенсорной алалией. Каждый ребенок с сенсорной алалией делал дыхательные и двигательные упражнения.

После проведенной нейропсихо-логической реабилитации у детей изменилась система пространственных и квазипространственных представлений, кинестетический анализ, тонкая моторика, объем и прочность запоминания зрительных образов и вербальных стимулов. Дети стали более спокойными, адекватно реагировали на ситуацию повторного обследования. Уменьшилась моторная неловкость, лучше стала осваиваться двигательная программа. У детей с сенсорной алалией снизились дефекты акустического внимания (таблица 1).

Результаты контрольного этапа исследования показали эффективность предложенной программы. Нейропсихо-логическая реабилитация способствует развитию психических процессов детей с сенсорной алалией. Важными особенностями нейропсихологической реабилитации являются, во-первых, учет психологических особенностей детей с сенсорной алалией и выбор стратегии реабилитации, во-вторых, сочетание когнитивного и телесного воздействия для всестороннего и полноценного преодоления проблем детей.

На наш взгляд, следует уделять особое внимание своевременной ней-ропсихологической реабилитации детей с сенсорной алалией, поскольку от этого зависит как развитие познавательных процессов, так и формирование личности ребенка в целом.

56

Таблица 1.

Результаты исследования психических процессов детей с сенсорной алалией до и после реабилитационных мероприятий.

57

Дефект Нейропсихологическое обследование

До реабилитации После реабилитации

% Кол-во детей % Кол-во детей

В.8 (моторная неловкость) 87,5 7 50 4

Г. ¡(неполная сформированность предметного гнозиса) 100 8 37,5 3

Г.7(слабость акустического внимания) 100 8 62,5 5

Д.11(несформированность фонематического слуха) 100 8 100 8

Д. 12 (трудности понимания обращенной речи) 100 8 37,5 3

Д.14(нарушение понимания логико - грамматических отношений) 87,5 7 12,5 1

Е.1(низкая продуктивность запоминания 87,5 7 37,5 3

Е.13(трудности усвоения двигательной программы) 100 8 25 2

Ж.1 (невозможность понять смысла сюжетных картинок) 75 6 25 2

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии: нейропсихологический подход /Т. В. Ахутина // Вопр. психол. 2002. № 4. - С. 101-110.

2. Бизюк А.П. Нейропсихологическая коррекция, реабилитация и восстановительное обучение / А.П. Бизюк. - СПб.: Институт психотерапии и медицинской психологии РПА им. Б.Д. Карвасарского. -2017. - 194 с.

3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии / Т.Г. Визель. - М.: Изд-во «АСТ -Астрель», 2009. - 216 с.

4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - М.: Союз, 1997. - 406 с.

5. Глозман Ж.М. Журнал нейропсихологической диагностики для детей дошкольного и школьного возраста / Ж.М. Глозман, А.Е. Соболева.- М.: Генезис, 2014.- 180 с.

6. Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи: учебник для студентов вузов / З.А. Репина. - Екатеринбург: Издатель «Калина», 2008. - 140с.

7. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учебное пособие / А.В. Семенович. - М.: Генезис, 2007. - 480с.

NEUROPSYCHOLOGICAL REHABILITATION AS A BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF MENTAL PROCESSES IN CHILDREN WITH SENSORY ALALIA.

© Elena I. Kabatina ,Tatyana N. Razuvaeva

Kabatina Elena I. - Teacher-psychologist, GBOU "Korochanskaya boarding school for children with severe speech disorders"

Address: 309210, Belgorod region, city of Korocha, ul. K.Marksa, house 50, Russian Federation.

Razuvaeva Tatyana N. - Head of general and clinical psychology department, Doctor of Psychology, Belgorod State National Research University. E-mail: razuvaeva@bsu.edu.ru

Address: 308015 Pobedy-st., 85, Belgorod, Russian Federation.

Abstract

The article presents the results of neuropsychological rehabilitation of children with sensory alalia. Neurodynamic indicators of mental activity (mental capacity for work and concentration of attention, gnostic functions (perception), speech functions, memory, thinking) are presented before and after neuropsychologi-cal rehabilitation. To determine the development of mental processes in children with sensory alalia, methods based on the principles of systemic dynamic localization of higher mental functions were used A.R. Luria. 58

Key words: neuropsychological rehabilitation, syndrome analysis, dynamic localization of higher mental functions, neuropsychological rehabilitation, sensory alalia.

REFERENCE

1. Akhutina T.V. Zdorov'yesberegayushchiye tekhnologii: neyropsikhologicheskiy podkhod /T. V. Akhutina // Vopr. psikhol. 2002. № 4. - S. 101-110.

2. Bizyuk A.P. Neyropsikhologiches-kaya korrektsiya, reabilitatsiya i vosstanovitel'noye obucheniye / A.P. Bizyuk.

- SPb.: Institut psikhoterapii i meditsinskoy psikhologii RPA im. B.D. Karvasarskogo. -2017. - 194 s.

3. Vizel' T.G. Osnovy neyropsikhologii / T.G. Vizel'. - M.: Izd-vo «AST - Astrel'», 2009.

- 216 s.

4. Vygotskiy L.S. Voprosy detskoy psikhologii / L.S. Vygotskiy. - M.: Soyuz, 1997. -406 s.

5. Glozman ZH.M. Zhurnal neyrop-sikhologicheskoy diagnostiki dlya detey doshkol'nogo i shkol'nogo vozrasta / ZH.M. Glozman, A.Ye. Soboleva.- M.: Genezis, 2014.- 180 s.

6. Repina Z.A. Neyropsikhologicheskoye izucheniye detey s tyazhelymi narusheni-yami rechi: uchebnik dlya studentov vuzov / Z.A. Repina. - Yekaterinburg: Izdatel' «Ka-lina», 2008. - 140s.

7. Semenovich A.V. Neyropsikho-logicheskaya korrektsiya v detskom vozraste. Metod zameshchayushchego ontogeneza: uchebnoye posobiye / A.V. Semenovich. - M.: Genezis, 2007. - 480s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.