В целом, мероприятие прошло успешно. Все участники с большим интересом выполняли задания, которые им предлагал учитель.
Таким образом, можно сделать вывод, что неотъемлемой частью коррекционно-педагогического процесса в школе и в семье, является игра. Она выступает как наиболее эффективный метод для формирования представлений об окружающем мире у таких детей, в чем мы убедились, посетив игровой тренинг в 1 классе. Подготовка, к такого рода взаимодействию «педагог-родители-дети», опирается на подготовительный этап, в котором все участники активизируются под руководством учителя, работающего с классом.
Участие студентов в подготовке игрового тренинга, их наблюдение и анализ способствуют развитию прикладных умений при организации взаимодействия родителей и детей с ОВЗ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Аминов, И.И. Психология делового общения [Текст] / И. И. Аминов. - М. : Омега, 2005. - 303 с.
2. Замский, Х.С. История олигофренопедагогики [Текст] / Х. С. Земский. - 2 изд. - М. : Просвещение, 2008. - 398 с.
3. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников [Текст] : кн. для учителя / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М. : БУК-МАСТЕР, 2010. - 191 с.
4. Филютина, Т.Н. Нарушение принципов делового общения специалистов дошкольных учреждений с родителями [Текст] / Т.Н. Филютина // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2009. - № 1. - С. 202-208.
5. Экологическое воспитание детей с умственной отсталостью [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studwood.ru/1038764/pedagogika/osobennosti_detey_umstvennoy_otstalostyu.
REFERENCES
1. Aminov I.I. Psihologiya delovogo obscheniya [Psychology of business communication]. Moscow: Omega, 2005. 303 p.
2. Zamskij H.S. Istoriya oligofrenopedagogiki [History of oligophrenopedagogy]. 2 izd. Moscow: Prosveschenie, 2008. 398 p.
3. Kataeva A.A., Strebeleva E.A. Didakticheskie igry i uprazhneniya v obuchenii umstvenno otstalyh doshkol'nikov: kn. dlya uchitelya [Didactic games and exercises in teaching mentally retarded preschool children]. Moscow: BUK-MASTER, 2010. 191 p.
4. Filyutina T.N. Narushenie principov delovogo obscheniya specialistov doshkolnyh uchrezhdenij s roditelyami [Violation of the principles of business communication of specialists of preschool institutions with parents]. Vestnik SHadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta [Herald of Shadrinsk State Pedagogical Institute], 2009, no. 1, pp. 202-208.
5. Ekologicheskoe vospitanie detej s umstvennoj otstalostyu [Elektronnyi resurs] [Ecological education of children with mental retardation]. URL: https://studwood.ru/1038764/pedagogika/osobennosti_detey_umstvennoy_otstalostyu.
УДК 376.1-058.264
В.В. Пивненко, аспирант 4 года обучения ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия valeriya.pivnenko@mail .т Н.В.Скоробогатова,
кандидат психологических наук, доцент, зав.кафедрой коррекционной
педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия [email protected]
Нейропсихологические механизмы когнитивных операций грамматикализации
В статье представлены нейропсихологические механизмы когнитивных операций грамматикализации, описанные в работах А.Р. Лурия. Описаны сенсорно-перцептивные механизмы речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Речевая деятельность, когнитивные операции, речь, язык, речемыслительная деятельность, сенсорно-перцептивные процессы.
V. V. Pivnenko, Postgraduate of the 4th year Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia [email protected] N.V. Skorobogatova,
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of
Correctional Pedagogy and Psychology Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia [email protected]
Neuropsychological mechanisms of cognitive operations of grammaticalization
The article presents the neuropsychological mechanisms of cognitive operations of grammaticalization described in the works of A.R. Luria. Sensory-perceptual mechanisms of speech in children with severe speech disorders are described.
Keywords: Speech activity, grammaticalization, cognitive operations, sensory-perceptual mechanisms.
Нейропсихологический подход предполагает выявление механизмов нарушения и функционирования психической и речевой деятельности. Современные представители нейропсихологического подхода (Т.В. Ахутина, Т.Г. Визель, А.Р. Лурия, А.В. Семенович, А.Л. Сиротюк, А.Е. Соболева, Е.Н. Винарская и др.) в своих исследованиях рассматривают речевую дисфункцию с точки зрения нарушения мозговых механизмов.
Целью данной статьи является раскрытие нейропсихологических механизмов когнитивных операций грамматикализации в речевой деятельности.
В речемыслительной деятельности когнитивные операции выступают как универсальные операции, которые обеспечивают функционирование фаз и компонентов речевой деятельности, раскрывают взаимосвязь речи и мышления в речепродукции.
Термин «когнитивные операции» описывает и как умственные действия, совершаемые в процессе мышления, и как процедура мышления, а также как принципы, входящие в операциональное мышление, о наличии которого свидетельствуют конкретные речевые операции» [3].
Речемыслительную деятельность обеспечивают когнитивные процессы мышления, сукцессии, симультанности и когнитивные операции сравнения, сопоставления, идентификации, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, умозаключения и контроля (Н.И. Жинкин).
Концепция развития речи и мышления Л.С. Выготского легла в основу теории деятельности А.Н. Леонтьева и теории речевой деятельности А.А. Леонтьева. В современной научной литературе процесс грамматикализации рассматривается с точки зрения лингвистики, психолингвистики, лингвосинергетики, нейропсихологии, нейролингвистики как важнейший компонент речевой деятельности, направленный на формирование парадигматических и синтагматических отношений посредством семантических и флексийных операций [3].
Грамматикализация в логопедии раскрывается как процесс освоения грамматической системы языка посредством когнитивных операций. В свою очередь, «когнитивные операции грамматикализации» - это умственные действия по реализации словообразовательных и словоизменительных процессов, парадигматических и синтагматических связей, осуществляемых посредством когнитивных операций [3].
В работах А.Р. Лурия раскрыты нейропсихологические механизмы когнитивных операций грамматикализации, обеспечивающие взаимодействие синтагматических и парадигматических структур языка при формировании грамматического строя речи.
Взаимодействие синтагматических структур языка (представляющих «коммуникацию событий») и парадигматических структур языка (выражающих «коммуникативные отношения») обеспечивает «овладение сложными, иерархически построенными кодами языка». Кодирование и декодирование в сфере языка происходит с помощью дополнительных средств (флексии, предлогов, расстановки слов во фразе, грамматических и семантических инверсий) [С.195, 2].
Мозговая организация грамматикализации обеспечивается синхронной работой левой височной области коры головного мозга (отвечающими за сукцессивными - серийно организованными когнитивными процессами, связанными с фонологической системой языка), теменно-затылочными отделами коры левого полушария (осуществляющими вербально-логические формы пространственного анализа и синтеза» с помощью симультанного анализа и синтеза), префронтальными отделами коры головного мозга (отвечающими за анализ вербальной информации и контроль за протеканием речевой деятельности) [С.176-313, 2].
Сукцессивные процессы, операции симультанного анализа и синтеза, операции контроля являются наиболее иерархически высокоорганизованными когнитивными процессами грамматикализации, обеспечивающими продуктивную речевую деятельность.
«Когнитивные операции грамматикализации» - это умственные действия по реализации словообразовательных и словоизменительных процессов, парадигматических и синтагматических связей, осуществляемых посредством когнитивных операций [С.168, 3].
На данном этапе современной науки принято считать, что процесс грамматикализации происходит посредством запуска сенсорно-перцептивными механизмами речи когнитивных операций, которые в свою очередь осуществляют сам процесс грамматикализации (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А.Р. Лурия, Т.Н. Ушакова, Ж. Пиаже).
Сенсорно-перцептивные действия обеспечивают формирование фонематического слуха, фонематического восприятия, морфонологического слуха,
морфемного анализа и синтеза. Развитие сенсорно-перцептивных действий в онтогенезе описаны в работах Л.А. Венгер, К.Л.Печора, Э.Л. Фрухт.
Последователи А.Р. Лурии отмечают, что пусковыми механизмами когнитивных операций грамматикализации являются сенсорно-перцептивные механизмы речи: опознание, идентификация, хранение опознанных элементов, образование слуходвигательного динамического стереотипа, намерение произнести инвариант, «понимание», имитация, аналитическая и синтетическая деятельность по преобразованию слов с помощью морфемных перестроек, изменений, звуковых чередований, контроль и слуховой, кинетический, кинестетический, морфологический самоконтроль.
У детей с ТНР сенсорно-перцептивные механизмы речи имеют свою специфику в осуществлении когнитивных операций грамматикализации.
В своих работах Л.В. Лопатина указывает на расстройства фонетико-фонематических, просодических и лексико-грамматических компонентов функциональной речевой системы у детей с ТНР. Причиной тяжелых нарушений речи могут выступать нерезковыраженные микроорганические поражения мозга, которые могут привести к снижению кистевого, пальцевого, артикуляционного и орального кинетического и кинестетического праксиса [С. 25-29, 1]. Это вызывает несформированность чувственного отражения действительности посредством процессов ощущения и восприятия, тем самым искажает функционирование когнитивных операций грамматикализации.
И.М. Сеченовым и И.П. Павловым восприятие и ощущение рассматриваются как рефлекторные процессы, в основе которых лежат временные нервные связи в коре головного мозга (условные рефлексы). Эти связи выступают в роли комплексных раздражителей, обеспечивающих анализ и синтез воспринимаемых объектов как единый целостный образ.
И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский отмечают, что целостный образ объектов образуется на основе возникновения в коре головного мозга зрительных, кинестетических, тактильно-оральных и др. ощущений, которые закрепляются слуховым образом слова. Эти процессы объединяются в понятие сенсорно-перцептивной деятельности.
Положение Л.С. Выготского, Р.Е.Левиной, А.Р. Лурии о системном строении ВПФ раскрывает механизм взаимосвязи формирования сенсорно-перцептивной и речевой деятельности.
Л.А. Венгер указывал на решающее значение состояния сенсорно-перцептивных процессов для развития речевой деятельности ребенка.
В основе механизма речевой деятельности лежит процесс осмысления, который включает в себя цели и мотивы речевой коммуникации, то есть происходит анализ общения полученных от окружающего мира. Без этого механизма осмысления затруднено программирование и планирование речевой деятельности. В свою очередь искаженное восприятие окружающей действительности ведет к нарушению механизмов осмысления и вследствие этого происходит нарушение механизма речевой деятельности.
Процесс становления речевой деятельности происходит на основе высших психических функций ребенка. Ощущения и восприятия разной модальности принимают участие в механизмах речи, особое значение среди которых занимает зрительное и слуховое восприятие.
Сенсорно-перцептивные действия (зрительный и слуховой контакт, зрительная и слуховая фиксация, зрительное и слуховое сосредоточение) являясь механизмами когнитивных операций анализа, синтеза, сравнения, идентификации, сопоставления
определяют состояние фонематического слуха, фонематического восприятия, морфонологического слуха, морфемного анализа и синтеза [С. 169, 3].
Таким образом, анализ лингвистической, психологической, психолингвистической, нейропсихологической, нейролингвистической литературы позволил сделать вывод о том, что овладение грамматическим строем языка происходит в процессе грамматикализации, посредством когнитивных операций. Нейропсихологическим механизмом функционирования когнитивных операций грамматикализации являются сенсорно-перцептивные процессы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии : учебник для студентов вузов / Т.Г. Визель. - М. : В. Секачев, 2017. - 264 с.
2. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия ; под ред. Е.Д. Хомской. - 2-е изд. - М. : Изд-во МГУ, 1998. - 336 с.
3. Пивненко, В.В. Когнитивные операции грамматикализации в речевой деятельности / В.В. Пивненко // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология : сб. науч. тр. - Ялта : РИО ГПА, 2017. - Вып. 55, ч. 3.
REFERENCES
1. Vizel T.G. Osnovy nejropsihologii: uchebnik dlya studentov vuzov [Fundamentals of Neuropsychology]. Moscow: V. Sekachev, 2017. 264 p.
2. Luriya A.R. Yazyk i soznanie [Language and consciousness]. Homskaya E.D. (ed.). 2-e izd. Moscow: Publ. MGU, 1998. 336 p.
3. Pivnenko V.V. Kognitivnye operacii grammatikalizacii v rechevoj deyatelnosti [Cognitive operations of grammaticalization in speech activity]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Ser. Pedagogika i psihologiya: sb. nauch. tr. [Problems of Modern Pedagogical Education. Seria. Pedagogy and psychology], Yalta: RIO GPA, 2017, vol. 55, ch. 3.
УДК 37.015.3
С.В. Истомина,
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и
педагогической психологии ФГБОУ ВО « Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия [email protected] С.В. Троян,
студентка факультета коррекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия [email protected]
Развитие мотивации учения у иностранцев юношеского
возраста
В статье рассматривается проблема развития мотивации учения у иностранцев юношеского возраста. Представлено теоретическое обоснование актуальности данной проблематики, описана эффективность реализации программы по развитию мотивации учения у иностранцев юношеского возраста.