Научная статья на тему 'Нейропсихологические механизмы когнитивных операций грамматикализации'

Нейропсихологические механизмы когнитивных операций грамматикализации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
992
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОГНИТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ / РЕЧЬ / ЯЗЫК / РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / SPEECH ACTIVITY / GRAMMATICALIZATION / COGNITIVE OPERATIONS / SENSORY-PERCEPTUAL MECHANISMS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пивненко В.В., Скоробогатова Н.В.

В статье представлены нейропсихологические механизмы когнитивных операций грамматикализации, описанные в работах А.Р. Лурия. Описаны сенсорно-перцептивные механизмы речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Neuropsychological mechanisms of cognitive operations of grammaticalization

The article presents the neuropsychological mechanisms of cognitive operations of grammaticalization described in the works of A.R. Luria. Sensory-perceptual mechanisms of speech in children with severe speech disorders are described.

Текст научной работы на тему «Нейропсихологические механизмы когнитивных операций грамматикализации»

В целом, мероприятие прошло успешно. Все участники с большим интересом выполняли задания, которые им предлагал учитель.

Таким образом, можно сделать вывод, что неотъемлемой частью коррекционно-педагогического процесса в школе и в семье, является игра. Она выступает как наиболее эффективный метод для формирования представлений об окружающем мире у таких детей, в чем мы убедились, посетив игровой тренинг в 1 классе. Подготовка, к такого рода взаимодействию «педагог-родители-дети», опирается на подготовительный этап, в котором все участники активизируются под руководством учителя, работающего с классом.

Участие студентов в подготовке игрового тренинга, их наблюдение и анализ способствуют развитию прикладных умений при организации взаимодействия родителей и детей с ОВЗ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Аминов, И.И. Психология делового общения [Текст] / И. И. Аминов. - М. : Омега, 2005. - 303 с.

2. Замский, Х.С. История олигофренопедагогики [Текст] / Х. С. Земский. - 2 изд. - М. : Просвещение, 2008. - 398 с.

3. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников [Текст] : кн. для учителя / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М. : БУК-МАСТЕР, 2010. - 191 с.

4. Филютина, Т.Н. Нарушение принципов делового общения специалистов дошкольных учреждений с родителями [Текст] / Т.Н. Филютина // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2009. - № 1. - С. 202-208.

5. Экологическое воспитание детей с умственной отсталостью [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studwood.ru/1038764/pedagogika/osobennosti_detey_umstvennoy_otstalostyu.

REFERENCES

1. Aminov I.I. Psihologiya delovogo obscheniya [Psychology of business communication]. Moscow: Omega, 2005. 303 p.

2. Zamskij H.S. Istoriya oligofrenopedagogiki [History of oligophrenopedagogy]. 2 izd. Moscow: Prosveschenie, 2008. 398 p.

3. Kataeva A.A., Strebeleva E.A. Didakticheskie igry i uprazhneniya v obuchenii umstvenno otstalyh doshkol'nikov: kn. dlya uchitelya [Didactic games and exercises in teaching mentally retarded preschool children]. Moscow: BUK-MASTER, 2010. 191 p.

4. Filyutina T.N. Narushenie principov delovogo obscheniya specialistov doshkolnyh uchrezhdenij s roditelyami [Violation of the principles of business communication of specialists of preschool institutions with parents]. Vestnik SHadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta [Herald of Shadrinsk State Pedagogical Institute], 2009, no. 1, pp. 202-208.

5. Ekologicheskoe vospitanie detej s umstvennoj otstalostyu [Elektronnyi resurs] [Ecological education of children with mental retardation]. URL: https://studwood.ru/1038764/pedagogika/osobennosti_detey_umstvennoy_otstalostyu.

УДК 376.1-058.264

В.В. Пивненко, аспирант 4 года обучения ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия valeriya.pivnenko@mail .т Н.В.Скоробогатова,

кандидат психологических наук, доцент, зав.кафедрой коррекционной

педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия Skor_nv@mail.ru

Нейропсихологические механизмы когнитивных операций грамматикализации

В статье представлены нейропсихологические механизмы когнитивных операций грамматикализации, описанные в работах А.Р. Лурия. Описаны сенсорно-перцептивные механизмы речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Речевая деятельность, когнитивные операции, речь, язык, речемыслительная деятельность, сенсорно-перцептивные процессы.

V. V. Pivnenko, Postgraduate of the 4th year Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia valeriya.pivnenko@mail.ru N.V. Skorobogatova,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of

Correctional Pedagogy and Psychology Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia Skor_nv@mail.ru

Neuropsychological mechanisms of cognitive operations of grammaticalization

The article presents the neuropsychological mechanisms of cognitive operations of grammaticalization described in the works of A.R. Luria. Sensory-perceptual mechanisms of speech in children with severe speech disorders are described.

Keywords: Speech activity, grammaticalization, cognitive operations, sensory-perceptual mechanisms.

Нейропсихологический подход предполагает выявление механизмов нарушения и функционирования психической и речевой деятельности. Современные представители нейропсихологического подхода (Т.В. Ахутина, Т.Г. Визель, А.Р. Лурия, А.В. Семенович, А.Л. Сиротюк, А.Е. Соболева, Е.Н. Винарская и др.) в своих исследованиях рассматривают речевую дисфункцию с точки зрения нарушения мозговых механизмов.

Целью данной статьи является раскрытие нейропсихологических механизмов когнитивных операций грамматикализации в речевой деятельности.

В речемыслительной деятельности когнитивные операции выступают как универсальные операции, которые обеспечивают функционирование фаз и компонентов речевой деятельности, раскрывают взаимосвязь речи и мышления в речепродукции.

Термин «когнитивные операции» описывает и как умственные действия, совершаемые в процессе мышления, и как процедура мышления, а также как принципы, входящие в операциональное мышление, о наличии которого свидетельствуют конкретные речевые операции» [3].

Речемыслительную деятельность обеспечивают когнитивные процессы мышления, сукцессии, симультанности и когнитивные операции сравнения, сопоставления, идентификации, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, умозаключения и контроля (Н.И. Жинкин).

Концепция развития речи и мышления Л.С. Выготского легла в основу теории деятельности А.Н. Леонтьева и теории речевой деятельности А.А. Леонтьева. В современной научной литературе процесс грамматикализации рассматривается с точки зрения лингвистики, психолингвистики, лингвосинергетики, нейропсихологии, нейролингвистики как важнейший компонент речевой деятельности, направленный на формирование парадигматических и синтагматических отношений посредством семантических и флексийных операций [3].

Грамматикализация в логопедии раскрывается как процесс освоения грамматической системы языка посредством когнитивных операций. В свою очередь, «когнитивные операции грамматикализации» - это умственные действия по реализации словообразовательных и словоизменительных процессов, парадигматических и синтагматических связей, осуществляемых посредством когнитивных операций [3].

В работах А.Р. Лурия раскрыты нейропсихологические механизмы когнитивных операций грамматикализации, обеспечивающие взаимодействие синтагматических и парадигматических структур языка при формировании грамматического строя речи.

Взаимодействие синтагматических структур языка (представляющих «коммуникацию событий») и парадигматических структур языка (выражающих «коммуникативные отношения») обеспечивает «овладение сложными, иерархически построенными кодами языка». Кодирование и декодирование в сфере языка происходит с помощью дополнительных средств (флексии, предлогов, расстановки слов во фразе, грамматических и семантических инверсий) [С.195, 2].

Мозговая организация грамматикализации обеспечивается синхронной работой левой височной области коры головного мозга (отвечающими за сукцессивными - серийно организованными когнитивными процессами, связанными с фонологической системой языка), теменно-затылочными отделами коры левого полушария (осуществляющими вербально-логические формы пространственного анализа и синтеза» с помощью симультанного анализа и синтеза), префронтальными отделами коры головного мозга (отвечающими за анализ вербальной информации и контроль за протеканием речевой деятельности) [С.176-313, 2].

Сукцессивные процессы, операции симультанного анализа и синтеза, операции контроля являются наиболее иерархически высокоорганизованными когнитивными процессами грамматикализации, обеспечивающими продуктивную речевую деятельность.

«Когнитивные операции грамматикализации» - это умственные действия по реализации словообразовательных и словоизменительных процессов, парадигматических и синтагматических связей, осуществляемых посредством когнитивных операций [С.168, 3].

На данном этапе современной науки принято считать, что процесс грамматикализации происходит посредством запуска сенсорно-перцептивными механизмами речи когнитивных операций, которые в свою очередь осуществляют сам процесс грамматикализации (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А.Р. Лурия, Т.Н. Ушакова, Ж. Пиаже).

Сенсорно-перцептивные действия обеспечивают формирование фонематического слуха, фонематического восприятия, морфонологического слуха,

морфемного анализа и синтеза. Развитие сенсорно-перцептивных действий в онтогенезе описаны в работах Л.А. Венгер, К.Л.Печора, Э.Л. Фрухт.

Последователи А.Р. Лурии отмечают, что пусковыми механизмами когнитивных операций грамматикализации являются сенсорно-перцептивные механизмы речи: опознание, идентификация, хранение опознанных элементов, образование слуходвигательного динамического стереотипа, намерение произнести инвариант, «понимание», имитация, аналитическая и синтетическая деятельность по преобразованию слов с помощью морфемных перестроек, изменений, звуковых чередований, контроль и слуховой, кинетический, кинестетический, морфологический самоконтроль.

У детей с ТНР сенсорно-перцептивные механизмы речи имеют свою специфику в осуществлении когнитивных операций грамматикализации.

В своих работах Л.В. Лопатина указывает на расстройства фонетико-фонематических, просодических и лексико-грамматических компонентов функциональной речевой системы у детей с ТНР. Причиной тяжелых нарушений речи могут выступать нерезковыраженные микроорганические поражения мозга, которые могут привести к снижению кистевого, пальцевого, артикуляционного и орального кинетического и кинестетического праксиса [С. 25-29, 1]. Это вызывает несформированность чувственного отражения действительности посредством процессов ощущения и восприятия, тем самым искажает функционирование когнитивных операций грамматикализации.

И.М. Сеченовым и И.П. Павловым восприятие и ощущение рассматриваются как рефлекторные процессы, в основе которых лежат временные нервные связи в коре головного мозга (условные рефлексы). Эти связи выступают в роли комплексных раздражителей, обеспечивающих анализ и синтез воспринимаемых объектов как единый целостный образ.

И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский отмечают, что целостный образ объектов образуется на основе возникновения в коре головного мозга зрительных, кинестетических, тактильно-оральных и др. ощущений, которые закрепляются слуховым образом слова. Эти процессы объединяются в понятие сенсорно-перцептивной деятельности.

Положение Л.С. Выготского, Р.Е.Левиной, А.Р. Лурии о системном строении ВПФ раскрывает механизм взаимосвязи формирования сенсорно-перцептивной и речевой деятельности.

Л.А. Венгер указывал на решающее значение состояния сенсорно-перцептивных процессов для развития речевой деятельности ребенка.

В основе механизма речевой деятельности лежит процесс осмысления, который включает в себя цели и мотивы речевой коммуникации, то есть происходит анализ общения полученных от окружающего мира. Без этого механизма осмысления затруднено программирование и планирование речевой деятельности. В свою очередь искаженное восприятие окружающей действительности ведет к нарушению механизмов осмысления и вследствие этого происходит нарушение механизма речевой деятельности.

Процесс становления речевой деятельности происходит на основе высших психических функций ребенка. Ощущения и восприятия разной модальности принимают участие в механизмах речи, особое значение среди которых занимает зрительное и слуховое восприятие.

Сенсорно-перцептивные действия (зрительный и слуховой контакт, зрительная и слуховая фиксация, зрительное и слуховое сосредоточение) являясь механизмами когнитивных операций анализа, синтеза, сравнения, идентификации, сопоставления

определяют состояние фонематического слуха, фонематического восприятия, морфонологического слуха, морфемного анализа и синтеза [С. 169, 3].

Таким образом, анализ лингвистической, психологической, психолингвистической, нейропсихологической, нейролингвистической литературы позволил сделать вывод о том, что овладение грамматическим строем языка происходит в процессе грамматикализации, посредством когнитивных операций. Нейропсихологическим механизмом функционирования когнитивных операций грамматикализации являются сенсорно-перцептивные процессы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии : учебник для студентов вузов / Т.Г. Визель. - М. : В. Секачев, 2017. - 264 с.

2. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия ; под ред. Е.Д. Хомской. - 2-е изд. - М. : Изд-во МГУ, 1998. - 336 с.

3. Пивненко, В.В. Когнитивные операции грамматикализации в речевой деятельности / В.В. Пивненко // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология : сб. науч. тр. - Ялта : РИО ГПА, 2017. - Вып. 55, ч. 3.

REFERENCES

1. Vizel T.G. Osnovy nejropsihologii: uchebnik dlya studentov vuzov [Fundamentals of Neuropsychology]. Moscow: V. Sekachev, 2017. 264 p.

2. Luriya A.R. Yazyk i soznanie [Language and consciousness]. Homskaya E.D. (ed.). 2-e izd. Moscow: Publ. MGU, 1998. 336 p.

3. Pivnenko V.V. Kognitivnye operacii grammatikalizacii v rechevoj deyatelnosti [Cognitive operations of grammaticalization in speech activity]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Ser. Pedagogika i psihologiya: sb. nauch. tr. [Problems of Modern Pedagogical Education. Seria. Pedagogy and psychology], Yalta: RIO GPA, 2017, vol. 55, ch. 3.

УДК 37.015.3

С.В. Истомина,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и

педагогической психологии ФГБОУ ВО « Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия istomina-sv@mail.ru С.В. Троян,

студентка факультета коррекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия c.troyan@mail.ru

Развитие мотивации учения у иностранцев юношеского

возраста

В статье рассматривается проблема развития мотивации учения у иностранцев юношеского возраста. Представлено теоретическое обоснование актуальности данной проблематики, описана эффективность реализации программы по развитию мотивации учения у иностранцев юношеского возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.