Научная статья на тему 'Развитие высшего профессионального образования в Республике Бурятия: экономические, социальные и демографические проблемы'

Развитие высшего профессионального образования в Республике Бурятия: экономические, социальные и демографические проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫПУСКНИКИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / GRADUATES / HUMAN RESOURCES / INTERREGIONAL COMPETITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дондоков З.Б.-Д., Дондокова Ирина Викторовна

Рассмотрены основные проблемы развития высшего профессионального образования России и их воздействие на деятельность вузов Республики Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дондоков З.Б.-Д., Дондокова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of higher education in the Republic of Buryatia: economic, social and demographic problems

The main problems of development of higher education in Russia and their impact on institutions of higher education of the Republic of Buryatia are considered.

Текст научной работы на тему «Развитие высшего профессионального образования в Республике Бурятия: экономические, социальные и демографические проблемы»

УДК 332.021

© З.Б.-Д. Дондоков, И.В. Дондокова

Развитие высшего профессионального образования в Республике Бурятия: экономические, социальные и демографические проблемы

Рассмотрены основные проблемы развития высшего профессионального образования России и их воздействие на деятельность вузов Республики Бурятия.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, выпускники, человеческие ресурсы, межрегиональная конкуренция.

© Z.B.-D. Dondokov, I.V. Dondokova

The development of higher education in the Republic of Buryatia: economic, social and demographic problems

The main problems of development of higher education in Russia and their impact on institutions of higher education of the Republic of Buryatia are considered. Keywords: higher professional education, graduates, human resources, interregional competition.

Высшее профессиональное образование (ВПО) является важнейшим элементом национальной системы образования, обеспечивает подготовку и переподготовку кадров для различных отраслей экономики. Высшие учебные заведения (вузы) в современном обществе выполняют одновременно несколько функций, включая воспитание и обучение молодежи, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований. Во многих регионах Российской Федерации вузы являются культурными и спортивными центрами, а также крупнейшими работодателями.

В последние годы высшее образование в России переживает трудные времена, связанные с рядом объективных и субъективных причин. К первым из них следует отнести демографические проблемы, непосредственно влияющие на контингент студентов. Следствием низкой рождаемости в первой половине 1990-х гг. стала малочисленность молодежи в конце

11

2000-х гг. Так, по данным всероссийских переписей, численность населения страны в возрасте от 15 до 19 лет сократилась в 1,5 раза - с 12,8 млн чел. в 2002 г. до 8,5 млн чел. в 2010 г. [1, с. 41].

Почти в 2 раза за 10 лет уменьшился выпуск обучающихся с аттестатом о среднем (полном) общем образовании - с 1 317,2 тыс. чел. в 2000 г. до 719,6 тыс. чел. в 2010 г. [2, с. 228]. Вместе с тем прием студентов в образовательные учреждения ВПО за данный период времени даже увеличился, составив в 2010 г. 1 399,5 тыс. чел. против 1292,5 тыс. чел. в 2000 г. [2, с. 274-275]. Сложившаяся ситуация в последние годы приводит к недобору студентов на некоторые специальности, в силу чего наблюдается тенденция сокращения числа бюджетных мест на обучение во многих вузах страны.

Многочисленные проблемы вызвали последствия присоединения России к Болонскому процессу, в первую очередь, переход от подготовки специалистов на двухуровневую систему «бакалавриат-магистратура». Первая ступень предполагает степень бакалавра со сроком обучения, как правило, 4 года. По окончании второго цикла, длящегося 2 г., присваивается степень магистра. Следствием массовой замены специалитета со средним сроком обучения 5 лет бакалавриатом стало снижение объема педагогической нагрузки, что приводит к уменьшению профессорско-преподавательского состава вузов. Кроме того, произошло сокращение числа учебных программ, т.к. число направлений подготовки бакалавров значительно меньше числа замененных ими специальностей. Это приводит к унификации учебного процесса, укрупнению потоков и групп, что также ведет к снижению количества учебных часов и соответственно численности преподавателей. Следует также отметить, что обучение в магистратуре не носит массовый характер и не может заменить возникшие потери учебной нагрузки.

Большое влияние на развитие российских вузов оказывает введенный с 2009 г. единый государственный экзамен (ЕГЭ), являющийся единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в высшие учебные заведения. Это позволяет выпускникам поступать в вузы, находящиеся на значительном расстоянии от места их проживания, не тратясь на дорогу, а всего лишь отправив сведения о сдаче ЕГЭ по почте. Облегчается подача документов сразу в несколько учебных заведений без необходимости сдавать в каждом из них экзамены. Следствием этого стало повышение мобильности абитуриентов, а также обострение конкуренции между вузами.

От введения ЕГЭ выиграли высшие учебные заведения Москвы, Санкт-Петербурга, административных центров федеральных округов, других крупных городов. Приток молодежи в них значительно усилился. С другой стороны, это происходит за счет выезда выпускников средних образовательных учреждений из регионов России.

Этот процесс особенно болезнен для восточных регионов России, в т.ч. для Республики Бурятия. Молодежь уезжает учиться в другие регио-

ны и не возвращается обратно. Этот выезд отражает возросшую между регионами конкуренцию за человеческие ресурсы. Выпускники сравнивают возможности регионов и после окончания учебы в основном принимают решение остаться в крупных городах с развитой экономикой, социальной сферой, в которых есть возможности для карьерного роста и обеспечения высокого уровня жизни.

Так, например, по данным Росстата, наибольшее значение миграционного прироста в 2010 г. среди сибирских регионов было в Томской и Новосибирской областях (48 и 38 на 10 тыс. чел. соответственно), в которых находятся многие известные вузы. Напротив, в Республике Бурятия этот показатель отрицателен (- 33) [2, с. 77]. Намерения выехать из республики для учебы и в дальнейшем остаться в другом регионе были выявлены по результатам проведенного И.В. Дондоковой опроса выпускников ряда школ г. Улан-Удэ. В периферийных регионах выезд молодежи помимо прямых демографических потерь усугубляет экономические проблемы в силу снижения количества рабочих мест в регионе и потребительского спроса. Обостряются и социальные проблемы. По сути большинство регионов России стало «донором» человеческих ресурсов для наиболее развитой части страны. При сохранении существующих тенденций ситуация для их вузов может стать еще хуже.

Тревожным сигналом для вузов Республики Бурятия стали результаты мероприятий по мониторингу деятельности федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и филиалов. В список образовательных учреждений, являющихся неэффективными и нуждающимися в оптимизации деятельности, попали два крупнейших вуза республики - ВСГУТУ и БГУ [3]. Ситуация очень серьезная и, на наш взгляд, требует от руководства Республики Бурятия решительных действий по поддержке высших учебных заведений.

Литература

1. Демографический ежегодник России. 2010: стат. сб. / Росстат. - M., 2010.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: стат. сб. / Росстат. - М., 2011.

3. Материалы к заседанию Межведомственной комиссии по проведению мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы [электронный ресурс]. - URL: Шр://минобрнауки.рф/%В0%ВВ%Б0%ВЕ%00%В2%00%ВЕ%01%81%01 %82%D0%B8/2826.

Дондоков Зорикто Бато-Дугарович, доктор экономических наук, профессор, отдел региональных экономических исследований БНЦ СО РАН, г.Улан-Удэ. Дондокова Ирина Викторовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг, коммерция», Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления.

Dondokov Zorikto Bato-Dugarovich, Doctor of Economics in sciences, Professor, Department of Regional Economic Research, Buryat Scientific Center, Ulan-Ude. Dondokova Irina Viktorovna, candidate of sciences in Sociology, assistant professor at the Department «Management, marketing, commerce» East-Siberian State University of Technology and Management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.