Социологические науки
УДК 332.142.4 (316.422)
Дондокова Ирина Викторовна Irina Dondokova
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
DEMOGRAPHIC, SOCIAL AND ECONOMIC PROBLEMS OF HIGHER EDUCATION DEVELOPMENT IN RUSSIA: REGIONAL ASPECT
Рассмотрены основные проблемы развития высшего профессионального образования России. Выявлены демографические проблемы развития вузов региона, связанные с негативными тенденциями по снижению численности обучаемого контингента. Определены возможные экономические и социальные потери регионов и периферийных вузов от выезда молодежи на обучение. Дана оценка последствий реализации мероприятий Правительства РФ по повышению эффективности и качества услуг в сфере высшего образования. Выявлены ключевые вопросы интеграционных процессов в сфере высшего профессионального образования. Вывод статьи содержит положения о необходимости изучения опыта региональных вузов
Ключевые слова: регион, высшее профессиональное образование, молодежная миграция, социальные проблемы, экономические потери
The main problems of higher education development in Russia are considered. The demographic problems of regional universities connected with negative trends to reduce the number of students are pointed out. The possible economic and social costs of peripheral regions and universities from the exit of young people for training are identified. The consequences of activities' implementation of the Russian Federation Government to improve the efficiency and quality of services in the field of higher education are given. The key issues of integration processes in higher education are identified. The conclusion of the article contains provisions on the need to study the experience of regional universities
Key words: region, higher vocational education, youth migration, social problems, economic wastage.
Высшее профессиональное образование (ВПО) является важнейшим элементом национальной системы образования, обеспечивая подготовку и переподготовку кадров для различных отраслей экономики. Высшие учебные заведения (вузы) в современном обществе выполняют одновременно несколько функций, включая воспитание и обучение молодежи, проведение фундаментальных и прикладных научных иссле-
дований. Во многих регионах Российской Федерации вузы являются культурными и спортивными центрами, а также крупнейшими работодателями.
В последние годы высшее образование в России переживает трудные времена, связанные с рядом объективных и субъективных причин. К первым следует отнести демографические проблемы, непосредственно влияющие на контингент студентов.
Следствием низкой рождаемости в первой половине 1990-х гг. стала малочисленность молодежи в конце 2000-х гг. Так, по данным всероссийских переписей, численность населения страны в возрасте 15.. .19 лет сократилась в 1,5 раза — с 12,8 млн человек в 2002 г. до 8,5 млн человек в 2010 г. [1, С. 41].
За 10 лет почти в два раза уменьшился выпуск обучающихся с аттестатом о среднем (полном) общем образовании — с 1317,2 тыс. человек в 2000 г. до 719,6 тыс. человек в 2010 г. [2, С. 228]. Вместе с тем, прием студентов в образовательные учреждения ВПО за данный период времени даже увеличился, составив в 2010 г. 1399,5 тыс. человек против 1292,5 тыс. человек в 2000 г. [2, С. 274-275]. Сложившаяся ситуация в последние годы приводит к недобору студентов на некоторые специальности, в силу чего наблюдается тенденция сокращения числа бюджетных мест на обучение в ряде вузов страны.
Много проблем вызвали последствия присоединения России к Болонскому процессу, в первую очередь, переход от подготовки специалистов на двухуровневую систему «бакалавриат-магистратура». Первая ступень предполагает степени бакалавра со сроком обучения, как правило, четыре года. По окончании второго цикла, длящегося два года, присваивается степень магистра. Следствием массовой замены специали-тета со средним сроком обучения пять лет бакалавриатом явилось снижение объема педагогической нагрузки, что приводит к сокращению числа профессорско-преподавательского состава вузов. Кроме того, произошло сокращение числа учебных программ, т.к. количество направлений подготовки бакалавров значительно меньше числа замененных ими специальностей. Это приводит к унификации учебного процесса, укрупнению потоков и групп, что также приводит к снижению количества учебных часов и, соответственно, численности преподавателей. Обучение в магистратуре не носит массовый характер и не может заменить возникшие потери учебной нагрузки.
Большое влияние на развитие российских вузов оказывает введенный с 2009 г.
единый государственный экзамен (ЕГЭ), являющийся единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в высшие учебные заведения. Это позволяет выпускникам поступать в вузы, находящиеся на значительном расстоянии от мест их проживания. Облегчается подача документов сразу в несколько учебных заведений без необходимости сдавать в каждом из них экзамены. Следствием этого стало повышение мобильности абитуриентов, а также обострение конкуренции между вузами.
От введения ЕГЭ выиграли высшие учебные заведения Москвы, Санкт-Петербурга, административных центров федеральных округов, других крупных городов. Приток молодежи в них значительно усилился. С другой стороны, это происходит за счет выезда выпускников средних образовательных учреждений из регионов России.
Этот процесс особенно болезнен для Востока России, в т.ч. для Республики Бурятия. Молодежь уезжает учиться в другие регионы и не возвращается обратно. Этот выезд отражает возросшую между регионами конкуренцию за человеческие ресурсы. Выпускники сравнивают возможности регионов и по окончании учебы в основном принимают решение остаться в крупных городах с развитой экономикой, социальной сферой, в которых есть возможности для карьерного роста и обеспечения высокого уровня жизни.
Так, например, по данным Росстата, в 2010 г. наибольший миграционный прирост среди сибирских регионов зафиксирован в Томской и Новосибирской областях (48 и 38 на 10 тыс. человек соответственно), в которых находятся многие известные вузы. Напротив, в Республике Бурятия этот показатель отрицателен (- 33) [2, С. 77]. Намерения выехать из республики для учебы и в дальнейшем остаться в другом регионе выявлены по результатам проведенного автором опроса выпускников ряда школ Улан-Удэ.
Перемены, происходящие в системе высшего профессионального образования страны, приводят к обострению социаль-
ных проблем в развитии регионов. Во-первых, следствием снижения численности студентов из-за перехода вузов на подготовку бакалавров и массового оттока молодежи в более развитые регионы становится ухудшение социальной структуры населения, снижение общего уровня культуры и т.д.
Во-вторых, во многих субъектах России постепенно происходит «вымывание» специалистов высшей квалификации, связанное с сокращением численности преподавателей вузов, что также неблагоприятно влияет на социальный климат в регионе.
В третьих, следствием перехода от подготовки специалистов к бакалавриату стало обострение проблемы трудоустройства выпускников. Бакалаврам трудней соперничать на рынке труда с конкурентами, имеющими диплом специалиста, не говоря уже о тех, кто имеет опыт работы.
В периферийных регионах, помимо демографических и социальных потерь, выезд молодежи усугубляет экономические проблемы. Во-первых, снижение контингента обучающихся приводит к прямым потерям в виде оттока денежных средств по оплате за обучение. В настоящее время она составляет 30.100 тыс. руб. в год.
С другой стороны, следствием массового выезда выпускников для обучения в другие регионы и в зарубежные страны часто становится снижение количества бюджетных мест, выделяемых вузам. Отметим, что затраты на обучение одного студента на бюджетной основе в большинстве вузов значительно выше указанной суммы. Кроме того, следует учитывать расходы на проживание в другом городе, которые по самым скромным расчетам составляют не менее 50 тыс. руб. в месяц. Если к этой сумме добавить плату за обучение, то, как отмечает Ю.С. Ершов, «каждый ... студент очного обучения, содержание которого оплачивают иногородние родители, — это около 150 тыс. руб. в год» [3, С. 206]. В эту сумму можно оценить годовые потери региона от выезда на учебу одного человека. В целом прямой экономический ущерб региона за четыре года обучения (средний срок
обучения на бакалавра) составит примерно 600 тыс. руб.
Помимо экономического ущерба субъекта Российской Федерации от обучения студентов в вузах других регионов, необходимо оценить потери, связанные с невозвратом в родной регион молодежи, закончившей обучение. В настоящее время большинство регионов России, по сути, стало «донором» человеческих ресурсов для наиболее развитой части страны. Молодые специалисты, являющиеся квалифицированной рабочей силой, могли бы работать дома, внося свой вклад в развитие родного региона. Невозврат их домой приводит к прямым потерям территории, на которой они выросли. Следует отметить, что названные потери значительно превышают «учебные» потери. Экономический ущерб от потери одного работающего можно определить как валовой внутренний продукт ( ВВП) на одного занятого в Российской Федерации. По данным Росстата, в 2011 г. этот показатель составил 778,9 тыс. руб. [4, 5]. При условии 35-летней продолжительности трудовой деятельности человека прямые потери региона составят примерно 27 млн руб. в ценах 2011 г.
В целом в настоящее время для многих регионов, особенно сибирских и дальневосточных, складывается неблагоприятная ситуация. В ближайшие годы в связи со снижением численности молодежи ухудшится ситуация и относительно численности обучающихся. Кроме того, произойдет значительное сокращение численности профессорско-преподавательского состава, в том числе за счет увеличения числа студентов в расчете на одного преподавателя. Положение дел для региональных вузов, если не принимать соответствующих мер, может осложниться в связи с реализацией документов по развитию системы высшего профессионального образования, принятых в РФ в 2012 г.
Первым сигналом стали результаты мероприятий по мониторингу деятельности федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и филиалов,
проведенного в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [6]. Министерством образования и науки РФ выявлены 136 вузов и 450 филиалов, имеющих признаки неэффективности [7].
В ближайшие годы система высшего профессионального образования России будет реформироваться. Правительством РФ
Помимо ежегодного проведения мониторинга вузов и их филиалов планируется модернизация системы лицензирования и аккредитации образовательных программ в системе высшего образования. Особое внимание уделяется реализации программы совершенствования сети государственных образовательных организаций высшего образования, в том числе путем реорганизации и присоединения организаций и их филиалов. Важным направлением реформирования региональных вузов является их интеграция. Отметим, что интеграционные процессы в сфере высшего профессионального образования на протяжении последних лет являются предметом широкой дискуссии, к ключевым вопросам которой С.А. Иванов, М.Н. Фомина и А.В. Жуков относят [9]:
1) целесообразность стремления к объединению вузов различного профиля;
в конце 2012 г. принят план мероприятий (т.н. «дорожная карта»), направленных на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования (см. таблицу) [8]. Планируется значительное увеличение числа студентов в расчете на одного преподавателя. В условиях снижения численности обучающихся это приведет к массовому сокращению профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.
2) компетенции и возможности вновь образуемых на основе интеграции структур;
3) традиции преемственности вновь создаваемых учреждений высшего образования.
Значительные изменения планируются и в научной сфере. Правительством РФ в декабре 2012 г. утверждена «Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013 - 2020 гг.)», в соответствии с которой одним из приоритетных направлений развития вузов является повышение конкурентоспособности российской науки [10].
Особое внимание будет уделено фундаментальным исследованиям, проводимым в вузовском секторе, включая ведущие классические университеты Российской Федерации, федеральные университеты и национальные исследовательские универ-
Основные количественные характеристики системы высшего образования
Наименование показателя Единица измерения 2013 г. 2018 г. 2018 г. к 2013 г., %
Численность молодежи в возрасте 17 - 25 лет тыс. человек 17527 12941 73,8
Численность обучающихся по программам высшего образования, всего тыс. человек 6314 5145 81,5
Численность обучающихся по программам высшего образования, приведенный контингент тыс. человек 2842 2149 75,6
Число студентов в расчете на одного преподавателя человек 9,4 12 127,7
Удельный вес организаций высшего образования во внутренних затратах на исследования и разработки % 10 13,5 135,0
Удельный вес численности обучающихся по программам прикладного бакалавриата в общей численности обучающихся по программам высшего образования 5,3 30 566,0
Отношение средней заработной платы профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования к средней заработной плате в соответствующем регионе % 110 200 181,8
ситеты. Следствием этого может стать перераспределение в их пользу бюджетных средств, выделяемых на научную работу, что, на наш взгляд, может негативно отразиться на большинстве региональных вузов, не входящих в соответствующий перечень университетов.
В сложившихся условиях при нарас-
Literatura _
1. Demograficheskij ezhegodnik Rossii. 2010.: stat. sb. M.: Rosstat, 2010.
2. Regiony Rossii. Socialno-jekonomicheskie pokazateli. 2011: stat. sb. M.: Rosstat, 2011.
3. Ershov Ju.S. Fenomen Novosibirskoj oblasti v sovremennoj jekonomike Rossii // Region: jekonomika i sociologiya. 2013. № 1. S. 188-208.
4. Valovoj vnutrennij produkt [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/account/#.
5. Chislennost zanyatyh v jekonomike [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/ population/wages/#.
6. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2012 № 599 «O merah po realizatsii gosudarstvennoj politiki v oblasti obrazovaniya i nauki».
7. Materialy k zasedaniju Mezhvedomstvennoj komissii po provedeniju monitoringa deyatelnosti gosudarstvennyh obrazovatelnyh uchrezhdenij v celyah otsenki jeffektivnosti ih raboty [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://minobrnauki.rf/%D0%BD% D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0 %B8/2826.
8. Rasporyazhenie Pravitelstva Rossijskoj Federatsii ot 30.12.2012 № 2620-r.
9. Ivanov S.A., Fomina M.N., Zhukov A.V. Problemy integratsii v sfere vysshego obrazovaniya na territorii Zabajkaliya v 20-e gg. XX veka // Vestnik ZabGU. № 12 (91). Chita: ZabGU, 2012. S. 106-110.
10. Rasporyazhenie Pravitelstva Rossijskoj Federatsii ot 27 dekabrya 2012 g. № 2538-r.
Коротко об авторе_
Дондокова И.В., канд. социол. наук, доцент, доцент каф. «Менеджмент, маркетинг и коммерция», Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ, РФ [email protected]
Научные интересы: экономическая социология, проблемы развития высшего образования, управление социальными процессами в регионе
тающих угрозах будущее многих вузов во многом будет зависеть от их взаимодействия с руководством субъектов России. Это определяет необходимость разработки и реализации конкретных мероприятий и программ по развитию высших учебных заведений с учетом детального изучения опыта наиболее успешных вузов страны.
_Literature
1. Demographic Yearbook of Russia. 2010.: Article. Collection of articles M.: Rosstat, 2010.
2. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2011: Article. Collection of articles M.: Rosstat, 2011.
3. Ershov Yu. S. The phenomenon of the Novosibirsk region in the modern economy of Russia / / Region: Economics and Sociology. 2013. № 1. P. 188-208.
4. Gross domestic product [electronic resource]. Mode of access: http://www.gks.ru/wps/wcm/con-nect/rosstat/rosstatsite/main/account/ #.
5. The number of employed in the economy [electronic resource]. Mode of access: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/ population/wages/ #.
6. Presidential Decree of 07.05.2012 № 599 «On measures for implementation of the state policy in the sphere of education and science.»
7. Materials for the meeting of the Interdepartmental Commission for monitoring the activities of government educational institutions in order to assess their performance [electronic resource]. Access: http://minobrnauM.rf/% D0% BD% D0% BE% D0% B2% D0% BE% D1% 81% D1% 82% D0% B8/2826.
8. Order of the Government of the Russian Federation of 30.12.2012 № 2620-p.
9. Ivanov S.A., Fomina M.N., Zhukov A.V. Problems of integration in higher education in the Baikal region in the 20-ies. XX century / / Vestnik ZabGU. № 12 (91). Chita ZabGU, 2012. P. 106-110.
10. Order of the Government of the Russian Federation of December 27, 2012 № 2538-r.
Briefly about the author
I. Dondokova, Candidate of Sociological Sciences, associate professor, assistant professor, Management, Marketing and Commerce department, East-Siberian State University of Technologies and Management
Scientific interests: economic sociology, problems of higher education, management of social processes in the region