УДК 332.145
О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦДАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
© Дондоков Зорикто Бато-Дугарович
доктор экономических наук, заведующий отделом региональных экономических исследований Бурятского научного центра СО РАН Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 8 E-mail: [email protected] © Гармаева Эльвира Цыреновна
кандидат экономических наук, и. о. доцента кафедры «Менеджмент, маркетинг, коммерции»
Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления
Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В
E-mail: [email protected]
©Дондокова Ирина Викторовна
кандидат социологических наук, доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг, коммерция» Во-сточно-Сибирского государственного университета технологий и управления Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Калаццаришвили, 16 E-mail: [email protected] © Убонова Дарима Зориктоевна
аспирант Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 8 E-mail: [email protected]
В статье приведен анализ вступившего в действие Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Определены период действия, нормативная правовая база и особенности документов стратегического планирования, разрабатываемых на уровне субъекта РФ. Даны предложения по совершенствованию системы стратегического планирования социально-экономического развития Республики Бурятия, включая создание специальных органов, формирование научно-методической базы для повышения качества прогнозно-плановой работы, проведение мероприятий по общественному обсуждению проектов документов стратегического планирования.
Ключевые слова, стратегическое планирование, социально-экономическое развитие, субъект Российской Федерации, Республика Бурятия, межотраслевой баланс.
ON THE FORMATION OF THE SYSTEM OF STRATEGIC PLANNING OF SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION
Dondokov Zorikto B.-D.
DPhil in Economics, Head of the department of regional economic studies, Buiyat Scientific Centre, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences 8, Sakhyanovoi, Ulan-Ude, 670000, Russia Garmaeva Elvira Ts.
DPhil in Economics, A/Professor East-Siberian State University of Technologies and Management 40V, Kluchevskaya, Ulan-Ude, 670013, Russia Dondokova Irina V.
DPhil in Sociology, A/Professor, department of management, marketing, commerce, East-Siberian State University of Technologies and Management 16, Kalandarishvili, Ulan-Ude, 670000, Russia Ubonova Darima Z.
Research Assistant, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan studies, Siberian Branch, Russian
Academy of Sciences
8, Sakhyanovoi, Ulan-Ude, 670000, Russia
The article provides an analysis of the enacted Federal law «The strategic planning in the Russian Federation». The period, legal and regulatory framework and specific features of strategic planning documents developed at the level of subject of the Russian Federation are determined. The proposals for improvement the system of strategic planning of socioeconomic development of the Republic of Buryatia are submitted, including the establishment of special bodies, formation a scientific and methodological basis for improving the quality of forecasting and planning work, conducting activities for the public discussion of the draft documents for strategic planning.
Keywords', strategic planning, socioeconomic development, subject of the Russian Federation, Republic of Buryatia, intersectoral balance.
3. Б.-Д. Дондоков., Э. Ц. Гармаева, И. В. Дондокова, Д. 3. Убоноеа. О формировании системы стратегического планирования социально-экономического развития региона_
Стратегическое планирование является важнейшим элементом государственного управления развитием страны и ее регионов. С принятием в 2014 г. Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в России началось формирование комплексной системы государственного стратегического планирования [1]. Указанный закон определяет правовые основы, принципы и механизм стратегического планирования, осуществляемого на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне муниципальных образований.
В системе стратегического планирования можно выделить 4 составляющие:
• участники стратегического планирования;
• документы стратегического планирования;
• процесс стратегического планирования, включающий разработку и реализацию документов стратегического планирования, а также их мониторинг и контроль;
• элементы нормативно-правового, научно-методического, информационного, финансового и иного обеспечения процессов стратегического планирования.
Участниками стратегического планирования на уровне субъекта Российской Федерации являются:
- законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
- высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
- высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
- исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации;
- контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации;
- иные органы и организации в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Документы стратегического планирования на уровне субъекта РФ по своему назначению подразделяются на три группы, разрабатываемые в рамках:
- целеполагания — стратегия социально-экономического развития субъекта РФ;
- прогнозирования — прогноз СЭР на долгосрочный период; бюджетный прогноз субъекта РФ на долгосрочный период; прогноз СЭР на долгосрочный период;
- планирования и программирования — план мероприятий по реализации стратегии СЭР субъекта РФ (ПМ); государственные программы субъекта РФ (ГП); схема территориального планирования субъекта РФ (СТП).
Период действия, нормативная правовая база и особенности указанных документов отражены в табл. 1.
Таблица 1
Документы стратегического планирования, разрабатываемые на уровне субъекта РФ
№ Наименование документа Период Действия (гг.) Нормативная законодательная база Особенности
1 Стратегия СЭР субъекта РФ 2017-2028 Законы субъектов РФ Является основой для разработки ГП, СТП, ПМ
2 Прогноз СЭР субъекта РФ на долгосрочный период 2017-2028 Прогноз СЭР России Разрабатывается на вариативной основе. Содержит основные параметры ГП
3 Прогноз СЭР субъекта РФ на среднесрочный период 2017-2019 (2022) Прогноз СЭР РФ, Стратегия СЭР субъекта РФ Разрабатывается на вариативной основе. Содержит основные параметры ГП
4 План мероприятий по реализации стратегии СЭР субъекта РФ 2017-2019 2020-2022 Стратегия СЭР субъекта РФ Содержит цели, задачи и показатели СЭР субъекта РФ, перечень ГП субъекта РФ
5 Государственные программы субъекта РФ 2017-2022 (2028) Стратегия СЭР субъекта РФ, отраслевые документы стратегического планирования РФ Утверждаются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ
6 Схема территориального планирования субъекта РФ 2017-2028 Стратегии СЭР Учитываются требования Градостроительного кодекса РФ и схем территориального планирования РФ
7 Бюджетный прогноз субъекта РФ на долгосрочный период 2017-2025 (2028) Бюджетный кодекс РФ
Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывают соответствующие документы стратегического планирования, обеспечивают координацию их разработки и корректировки, а также осуществляют мониторинг и контроль реализации. К разработке документов стратегического планирования могут привлекаться объединения профсоюзов и работодателей, общественные, научные и иные организации.
Проекты документов стратегического планирования выносятся на общественное обсуждение, форма, порядок и сроки которого определяются согласно полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» замечания и предложения, поступившие в ходе общественного обсуждения проекта документа стратегического планирования, должны быть рассмотрены органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за его разработку. Принятые документы стратегического планирования подлежат обязательной государственной регистрации в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования.
В целом следует отметить рамочный характер Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Конкретный порядок стратегического планирования в регионе будет определяться нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта РФ.
На наш взгляд, необходимо обратить особое внимание на процесс разработки документов стратегического планирования. В первую очередь это касается целеполагания — определения направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития региона. Ошибки здесь недопустимы, т. к. на данной стадии определяется вектор развития региона: как будет развиваться регион, каким отраслям экономики и территориям будет отдан приоритет, как изменится уровень жизни населения и т. п. В связи с этим проекты важнейших документов стратегического планирования, разрабатываемых на уровне субъекта РФ, необходимо детально прорабатывать и обсуждать.
Наши предложения по формированию системы стратегического планирования социально-экономического развития Республики Бурятия заключаются в следующем. Во-первых, необходимо создать Совет по стратегическому планированию, возглавляемый Главой Республики Бурятия, с включением в него на паритетных началах по каждому направлению социально-экономического развития представителей органов исполнительной власти, общественных и научных организаций, целями которого должны стать:
♦> осуществление комплексного анализа социально-экономической ситуации в Республике Бурятия;
♦> экспертиза проектов стратегических документов, определяющих социально-экономическое развитие республики, представляемых правительством республики;
♦♦♦ выработка вариантов государственной политики, направленной на формирование условий, обеспечивающих динамичное и устойчивое развитие экономики и социальной сферы региона, рост уровня и качества жизни населения.
Деятельность Совета по стратегическому планированию особенно актуальна в ближайшие годы, т. к. документы стратегического планирования в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» должны быть разработаны до 1 января 2017 г.
Во-вторых, необходимо сформировать научно-методическую базу стратегического планирования. В ближайшие годы предстоит большой объем работы по разработке прогнозов социально-экономического развития Республики Бурятия, проведению вариантных расчетов при подготовке других документов стратегического планирования. Важнейшим инструментом государственного стратегического планирования в регионе является межотраслевой баланс (МОБ), позволяющий определять приоритетные для региона направления развития путем выявления отраслей, обеспечивающих максимальные экономические и социальные эффекты в виде создания новых рабочих мест, налоговых поступлений в бюджет, улучшения условий проживания населения и т. п. [2]. Использование МОБ дает возможность проводить детальные аналитические и прогнозные расчеты для выработки экономической политики региона, в т. ч. при определении оптимальных вариантов социально-экономического развития региона при заданных условиях, а также для обеспечения сбалансированности прогнозных расчетов при согласовании региональных прогнозов и программ [3, 4].
3. Б.-Д. Дондоков., Э. Ц. Гармаееа, И. В. Дондокова, Д. 3. Убоноеа. О формировании системы стратегического планирования социально-экономического развития региона_
В-третьих, необходимо сформировать систему мероприятий по общественному обсуждению проектов документов стратегического планирования. В качестве координатора этих мероприятий предлагается Общественная палата Республики Бурятия. Общественное обсуждение указанных документов можно организовать в формате проводимого ежегодно Гражданского форума Республики Бурятия. При разработке и корректировке документов стратегического планирования необходимо также проводить научно-практические конференции по вопросам социально-экономического развития Республики Бурятия не реже 1 раза в 3 года.
Литература
1. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
2. Леонтьев В. Межотраслевая экономика: пер. с англ. — М.: Экономика, 1997.
3. Межотраслевой анализ экономики Республики Бурятии на основе таблиц «затраты-выпуск» // Региональная экономика: теории и практика. — 2014. — № 28. — С. 55-62.
4. Дондоков 3. Б.-Д., Дырхеев К. П. Методика проведения аналитических и прогнозных расчетов социально-экономического развития региона на основе межотраслевой модели // Вестник Бурятского государственного университета. — 2014. —№ 2. — С. 37-39.
References
1. О strategicheskom planirovanii v Rossiiskoi Federatsii [On the strategic planning in the Russian Federation]. Federal Law. No 172-FZ, enacted June 28, 2014.
2. Leontief W. Input-output Economics. Moscow: Ekonomika, 1997. (transl. from Engl.)
3. Mezhotraslevoi analiz ekonomiki Respubliki Buryatiya na osnove tablits «zatraty-vypusk» [Analysis of the Buryat Republic economy on the basis of "input-output" tables], Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika -Regional economy: theory and practice. 2014. No 28. Pp. 55-62.
4. Dondokov Z. B. D., Dyrkheev K. P. Metodika provedeniya analiticheskikh i prognoznykh raschetov sotsi-al'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona na osnove mezhotraslevoi modeli [Methodology of analytical and predictive calculations of regional social-economic development on the basis of Leontief sinter-sectoral model]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Buryat State University. 2014. No 2. Pp. 37-39.