Научная статья на тему 'Развитие высшего педагогического образования в Тульском регионе на этапе институционального оформления'

Развитие высшего педагогического образования в Тульском регионе на этапе институционального оформления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
489
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОН / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION / REGION / EDUCATIOANL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гоголев Н. В.

Институт высшего педагогического образования в Тульском регионе возникает в первой половине XX в. В 1911 г. начинает работу учительский институт. В 1918 г. создаётся педагогический институт (1919-1923 гг. Институт народного образования). В 1938 г. возник Тульский государственный педагогический институт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE TULA REGION ON THE INSTITUTIONAL MOUNTING''S STAGE

The institute of the higher pedagogical education was founded in the Tula region in the fisrt part of the XXth century. In 1911 began to work the teacher's institute. In 1918 was founded the pedagogical institute (from 1919 till 1923 it was named The Institute of the people s education). In 1938 appeared tula state pedagogical institute.

Текст научной работы на тему «Развитие высшего педагогического образования в Тульском регионе на этапе институционального оформления»

2. Минеев А. Мировая премьера // Новая газета. 2012. № 78. С. 6.

3. Стоянович Дж. Балканский сюрприз //The New Times. 2012. № 18.

С. 45.

Баженов Анатолий Матвеевич, канд. ист. наук, доц., доц. каф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет.

Мартынова Татьяна Михайловна, канд. ист. наук, доц., доц. каф. [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет.

THEORY OF INTERNATIONAL RELATIONS IN SYSTEM HUMAN EDUCATION

A.M. Bajenov, T.M. Martynova

The author considers the process of studying the theory of international relations as part of liberal university education. The author analyzes methods and ways of successful mastering the basic issues of the subject. Such methods as press-conference, business games, making scenarios, discussing extracts from scientific works of Russian andforeign researchers are mentioned in the article. Attention is being paid to the issues of public opinion in international relations.

Key words: international relations, receptions, ways and methods of studying the subject, public opinion.

Bajenov Anatoly Matvey, candidate historical science, docent, docent chair, [email protected], Russia, Tula, Tulskiy state university.

Martynova Tatiana Mikhail, candidate historical science, docent, docent chair, [email protected], Russia, Tula, Tulskiy state university.

УДК 378

РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУЛЬСКОМ РЕГИОНЕ НА ЭТАПЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ

Н.В. Гоголев

Институт высшего педагогического образования в Тульском регионе возникает в первой половине XX в. В 1911 г. начинает работу учительский институт. В 1918 г. создаётся педагогический институт (1919-1923 гг. Институт народного образования). В 1938 г. возник Тульский государственный педагогический институт.

Ключевые слова: высшее педагогическое образование, регион, образовательное пространство.

Важным элементом образовательного пространства Тульского региона явлется институт высшего педагогического образования. Складывание этого института относится к первой половине XX в.

4 октября 1911 года в арендованном у купца Гречихина доме на углу улиц Посольской и Петровской (ныне ул. Советская, дом 33) начинает работу учительский институт.

Тульский учительский институт находился в ведении попечителя Московского учебного округа. Как и другие образовательные учреждения дореволюционной России подобного профиля, институт являлся средним педагогическим учебным заведением и готовил учителей не для гимназий, а для городских и уездных училищ. Срок обучения был трехлетний. Женщины в учительские институты не принимались.

Учительский институт был очень небольшим учебным заведением: накануне 1917 года в нем насчитывалось всего 83 учащихся и 13 преподавателей.

В первые годы советской власти в Тульской губернии открывается свыше 500 школ, что обостряет потребность в подготовленных учительских кадрах.

В связи с этим в Туле на основании постановления Народного комиссариата просвещения 2 ноября 1918 года создается педагогический институт, который был открыт на базе прежнего учительского института. Поэтому, учебные занятия проходили в том же здании по ул. Советской.

Педагогический институт представлял собой высшее учебное заведение с 4-летним сроком обучения и имел четыре факультета (тогда они назывались «циклами»): физико-математический, естественно-географи-

ческий, социально-исторический и художественно-литературный.

В институт принимались лица, окончившие средние учебные заведения, а также учителя школ, имеющие высшее, но не специальное педагогическое образование.

1 сентября 1919 года педагогический институт был преобразован в Институт народного образования (ИНО). В уставе, утвержденном Наркомпросом, институт определялся как «высшее учебное заведение, имеющее целью дать научно-педагогическую подготовку лицам, желающим посвятить себя педагогической деятельности».

В институте народного образования функционировали те же четыре факультета. Сохранился и четырехлетний срок обучения. При этом первые три года отводились на изучение специальных и педагогических дисциплин, а четвертый курс целиком был занят педагогической практикой.

В 1920 году в Тульском институте народного образования обучалось уже 450 студентов. Из 50 преподавателей трое имели звание профессора. Среди них крупный ученый — византинист А. П. Рудаков, труды которого не потеряли значение до настоящего времени. Следует отметить, что ряд преподавателей института народного образования продолжали работу в созданном в 1938 году педагогическом институте. Это - А. П. Рудаков, А. П. Милонов, (отец будущего профессора кафедры литературы Н. А. Милонова), Б. Л. Гольдман, П. В. Шаблиовский, П. С. Глаголев.

Высшее педагогическое учебное заведение просуществовало в Туле

5 лет. 1 сентября 1923 года Институт был реорганизован в педтехникум -среднее педагогическое учебное заведение.

Новый этап в истории высшего педагогического образования в Туле начался уже в третьей, предвоенной пятилетке.

Первые пятилетки, решив ключевую задачу - перехода от доинду-стриальной к индустриальной стадии развития советского государства, выдвинули на первый план задачу подготовки квалифицированных кадров, в том числе - кадров педагогических. В связи с введением обязательного четырехлетнего, а затем семилетнего образования в городах и сельской местности открывались тысячи новых школ. Стремительный рост количества учащихся средних школ уже в годы первой пятилетки (1928-1932 гг.) привел к острой нехватке высококвалифицированных учителей не только в сельских школах, но и в самой Туле.

В связи с этим с 1931 года в Туле открылся вечерний педагогический институт - филиал Московского пединститута (с 1932 г. - филиал МГПУ имени А. С. Бубнова). Форма обучения была вечерняя. За 7 лет работы институт подготовил 107 преподавателей математики, истории, русского языка и литературы. Такое количество выпускников не могло удовлетворить растущие потребности региона в квалифицированных учителях. Дефицит педагогов составлял более тысячи человек.

Создание в 1937 году в составе РСФСР Тульской области, ее выделение из состава Московской области, поставило вопрос об организации в областном центре высшего учебного заведения, готовящего педагогические кадры.

Для решения масштабных задач культурного строительства, повышения уровня образования населения в целом было принято правительственное решение о расширении подготовки учителей для школ Тульской области.

Перед руководством региона встал вопрос об организации в областном центре дневного педагогического института. В июле 1938 года оргкомитет ВЦИК по Тульской области (облисполком еще не был избран) принял решение об открытии в Туле дневного педагогического института.

Свидетельствует документ

ПРОТОКОЛ № 45 заседания оргкомитета ВЦИК по Тульской области от 25 июля !938 года. п. 14. Об открытии дневного педагогического института в г. Туле

1. Учитывая громадную потребность в квалифицированных учительских кадрах для средних школ Тульской области, считать необходимым с сентября месяца 1938 года открыть в г. Туле дневной педагогический институт с факультетами: русского языка и литературы, физико-

математического и исторического, определив контингенты приема на первый курс института 150 человек.

2. Отвести здание 14-ой средней школы (Менделеевская 7) с надворными постройками (кроме гаража) для Тульского дневного педагогического института, каковое освободить к 25 июля, учащихся этой школы разместить по другим школам и временно в старом здании вечернего пединститута.

3. Тулоблоно по окончании строительства школ на улице Коммунаров, занять помещение Тульского вечернего педагогического института (угол Коммунаров и Советской, д. 43/10).

4. Войти с ходатайством перед СНК РСФСР и НКП об отпуске необходимых средств на содержание дневного педагогического института в городе Туле с 1 января 1938 года (согласно прилагаемой смете).

5. Предложить Горсовету (тов. Бубнову) в месячный срок освободить квартиры, занимаемые в 14-й средней школе посторонними жильцами, для организации общежития дневного пединститута.

6. Предложить Горсовету (тов. Бубнову) выделить три квартиры для профессорско-преподавательского персонала Тульского дневного пединститута к 15 августа 1938 г.

7. Предложить Облплану (тов. Фетисову) выделить необходимые материалы для ремонта здания пединститута.

Постановление об открытии вуза было принято 15 сентября 1938 г. Совнаркомом СССР. Этот день считается днем рождения института.

Подготовка к открытию началась с поиска подходящего для него здания. Осмотр помещений, занимаемых школой № 14 по ул.

Менделеевской, 7, определил решение в администрации города вопроса о передаче здания для открытия в нем педагогического института.

С этого момента началась активная работа по подготовке помещений к началу учебного процесса: завозилась мебель, классные доски, перевозилось имущество вечернего пединститута, библиотеки, литературного кабинета, физики, истории.

Свидетельствует документ

ПРОТОКОЛ № 71 заседания оргкомитета ВЦИК по Тульской области

5. О начале занятий Государственного педагогического института и о выполнении постановления оргкомитета от 23/У11-1938 г.

Заслушав сообщение директора пединститута тов. Чирва о выполнении постановления Оргкомитета ВЦИК и готовности института к началу занятий, Оргкомитет ВЦИК отмечает, что Тульский горсовет и Облоно не выполнили постановление Оргкомитета от 23/У11-с.г.:

а) Тульский горсовет до сих пор не предоставил квартиры для научных работников пединститута (пункт б постановления) и не освободил помещения института от посторонних жильцов (пункт 5 постановления), что не дает возможности организовать общежитие для студентов и является прямым нарушением постановления ЦК ВКП (б) и СНК о высшей школе от 23/УІ-1936 г.

б) Облоно и Гороно до сих пор не освободили полностью помещения, отведенные Государственному пединституту, что не дает возможности развернуть организацию лабораторий и кабинетов, необходимых для правильной постановки вузовской работы и привело к тому, что Государственный пединститут начал учебный год без постоянных профессорских кадров и не имеет возможности организовать необходимые кабинеты и лаборатории.

Считая недопустимым дальнейшее промедление с выполнением намеченных мероприятий для развертывания работы государственного пединститута, Оргкомитет ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Предложить Тульскому горсовету выполнить ранее вынесенное решение от 23/УП-1938 г. (п.п. 3, 4, 5, б); кроме того, освободить помещение, занимаемое Сельхозснабсбытом в пединституте на 20/ХП-с.г. и обеспечить жилплощадью рабочих и служащих Облоно, школ № 14, 34, 37, швейной фабрики и пожарной охраны, проживающих в здании пединститута.

2. Обязать директоров заводов: НКПС, 173 и 187 обеспечить рабочих и служащих этих заводов, проживающих в здании пединститута, жилплощадью.

3. В связи со свертыванием работы Тульского механического рабфака, поручить горсовету (тов. Бубнову) проработать вопрос о передаче 20/ХІІ-1938 г. помещения рабфака Тульскому государственному пединституту.

4. Обязать директора пединститута тов. Чирва:

а) добиться от НКП РСФСР дополнительных ассигнований для пополнения библиотеки института и приобретения учебного оборудования;

б) расширить общежитие института и привести его в образцовый порядок;

в) оборудовать физическую лабораторию, наладив полностью ее работу;

г) наладить культурно-массовую работу среди студентов.

Несмотря на обозначенные в документах трудности, руководству нового института удалось в короткий срок сформировать педагогический коллектив, основу которого составили преподаватели вечернего института, педагогического техникума, рабфака, а также преподаватели, приглашенные из Москвы. Москвичи читали свои лекции два-три дня подряд, по восемь часов ежедневно. Всего в институте в 1938/39 гг. работал 21 пре-

подаватель (7 доцентов, 1 ст. преподаватель, 13 ассистентов), из них 9 совместителей из Москвы.

Из-за отсутствия помещений институт начал работать с 15 ноября 1938 г. Контингент приема был определен Народным комиссариатом просвещения РСФСР в количестве 150 человек. На эти места было подано 240 заявлений. Однако к вступительным экзаменам допустили только 109 человек, остальные не соответствовали правилам приема в вузы СССР, главным образом, по общеобразовательному уровню.

В период с 15 октября по 1 ноября 1938 г. проводились вступительные экзамены. Из 109 человек выдержали экзамены лишь 64 абитуриента.

105 студентов были приняты в институт на основании того, что они выдержали экзамены в других вузах и могли быть приняты из-за отсутствия мест. Так, Борис Маркиянов и Валентин Григорьев приехали из Белоруссии, из Витебска, поступали в МГУ. Г еоргибиани и Реобешвили приехали из Г рузии сдавать вступительные экзамены в Москву. На литфак поступили ребята из Перми.

В результате было принято 156 первых студентов института на три факультета: исторический, русского языка и литературы и математический. Основной костяк принятых в институт составили лица, окончившие среднюю школу (129 человек) и рабфаковцы (38 человек). Остальные студенты до поступления в институт оканчивали педучилища и другие средние специальные учебные заведения. Студентами института стали представители семи национальностей. Наряду с русскими, составлявшими основную массу вновь принятых студентов, было 4 белоруса, 3 корейца, 3 грузина, 3 еврея, 1 поляк, 1 немец.

15 ноября 1938 г. после короткого торжественного собрания студенты разошлись по своим аудиториям на первую лекцию. Этот день в дальнейшем стал считаться датой основания института.

Первый год институт работал в составе одной группы на историческом факультете (33 чел.), двух групп на факультете русского языка и литературы (67 чел.) и двух групп на физико-математическом факультете (55 чел.), всего училось 155 студентов.

В институте было создано 5 кафедр: марксизма-ленинизма (зав. кафедрой Карп Илларионович Чирва), истории (зав. кафедрой Александр Петрович Рудаков), русского языка и литературы (зав. кафедрой Павел Владимирович Шаблиовский), физики и математики (зав. кафедрой Виктор Мейгородович Шифнер), педагогики (зав. кафедрой Николай Александрович Коноплев).

Также в 1938 году появилась кафедра военно-физкультурной подготовки. Задача кафедры состояла в оздоровлении студентов, начальной военной подготовке и проведении спортивных соревнований. В распоряжении кафедры был спортивный зал с печным отоплением и раздевалками, нехитрый спортивный инвентарь.

Первый учебный год прошел с большими трудностями, потому что был укороченным на полтора месяца. Н. И. Глаголев, преподаватель института с 1938 по 1972 гг. вспоминал: «Не хватало нужного оборудования в кабинетах и лабораториях, недоставало программ по изучаемым дисциплинам, особенно мало было учебно-методической и художественной литературы. Только общими усилиями лаборантов, преподавателей и самих студентов удалось успешно завершить первый учебный год. Студенты до поздней ночи засиживались в читальном зале, лаборанты занимались оборудованием кабинетов, преподаватели старались пополнить кабинеты наглядными пособиями, литературой. Так, П. П. Пальгунов, доцент Московского областного педагогического института, работавший в Туле по совместительству, снабжал лабораторию физики нужными приборами. Например, оборотный маятник и прибор для доказательства теоремы Штейнера, заказанные в Москве и доставленные в наш институт, используются до настоящего времени в физической лаборатории университета».

Поскольку оборудования вечернего института оказалось недостаточно для нормальной работы дневных отделений вуза, была заказана мебель и оборудование для аудиторий, читального зала, библиотеки и других служб института. В результате удалось оборудовать 11 аудиторий, читальный зал, библиотеку, актовый зал, физическую лабораторию, буфет, общежитие на 5 комнат, спортзал, директорскую, канцелярию, гардероб. Вместе с тем вуз испытывал дефицит площадей, необходимых для организации учебного процесса, внеучебной работы, расселения и др. В институте не было преподавательской комнаты, комнат для профкома, комитета ВЛКСМ, кабинетов и лабораторий. Не хватало квартир для преподавательского состава и мест в общежитии для студентов.

Из воспоминаний студентов того времени В. Романова, Е. П. Никитиной: «Нынешним студентам не так-то легко представить себе тогдашний наш быт. Жили в обыкновенной классной комнате. Было установлено

12 коек и тумбочек, один стол в центре комнаты. Жили вместе студенты разных факультетов и курсов. Во-первых, теснота: койки парами стояли впритык, между парами коек узенький проход с тумбочкой на двоих. Простенькие, как простынки, ночные занавесочки. А главная особенность печное отопление (где теперь такое увидишь?). Мы сами получали в сарае у коменданта дрова. Вернее, не дрова, а двухметровый отрезок древесного ствола (норма не на один день), сами, дождавшись очереди на двуручную пилу и тяжеленный топор-колун, своими усилиями превращали бревно в дрова и затаскивали все до щепочки в комнату. Сами разжигали печку-голландку. Мы привозили из дома картошку, варили, а точнее, пекли в печке. Ели сообща, обжигаясь и пачкаясь. При таком количестве и подборе студентов в комнате заниматься в общежитии было невозможно. Занимались мы в читальном зале института, который находился в этом же здании. Конечно, никаких удобств для студентов в общежитии не было.

Один туалет и один водопроводный кран на всех, а было нас в двух классных комнатах человек 25».

Книжный фонд библиотеки состоял из более 20 тысяч томов, что составляло примерно половину от необходимого. К тому же читальный зал и библиотека находились в одном помещении, что затрудняло их работу. В этих условиях коллектив библиотеки проводил большую работу по оказанию помощи студентам и преподавателям в подборе литературы и проведении наглядной агитации. Сотрудниками была установлена связь с книгохранилищем библиотеки им. Ленина, это позволило выписывать 43 периодических издания.

Большую роль в учебном процессе играли кабинеты при кафедрах.

В кабинете марксизма-ленинизма имелась необходимая для самостоятельной работы литература, рекомендательные списки литературы, материалы партийных съездов и конференций, фотовитрины. Книжный фонд кабинета состоял ив 272 книг.

В педагогическом кабинете имелась картотека литературы, тематический каталог журналов «Советская педагогика», «Русская школа», «Вестник воспитателя». Было организовано 11 выставок литературы, изготовлены наглядные пособия.

Кабинет истории наряду с литературой имел наборы исторических карт, были приобретены картины по всемирной истории. Кабинетом проводились экскурсии в музеи оружия и краеведения и на выставку «Военное прошлое русского народа».

Кабинет русского языка и литературы,, помимо прочего, вел кружковую работу. При нем постоянно работали кружки: выразительного чтения и литературы. Кабинетом был проведен конкурс чтецов. Силами студентов для кабинета была изготовлена «Литературная карта Тульской губернии». В течение года было сделано 14 студенческих докладов по русской литературе. Большую помощь оказывал кабинет студентам-заочникам. На проводимых в кабинете докладах часто присутствовали учащиеся 10 классов ряда школ города. Кабинетом было приобретено 8 альбомов по творчеству писателей и 30 портретов русских писателей.

Физический кабинет получил новое помещение, состоящее из аудитории и хранилища, что позволило увеличить его оборудование. Кабинет математики располагался в одной из аудиторий физико-математического факультета. Однако и при этом кабинет имел литературу в достаточном количестве и оказывал необходимую помощь студентам. Кабинет иностранных языков располагал неплохими по тем временам пособиями для совершенствования учебного процесса: грамматическими таблицами,

электрифицированной таблицей по морфологии, аллоскопом с пленками, патефоном для постановки правильного произношения и др.

Во всех кабинетах было организовано регулярное дежурство преподавателей для проведения консультаций студентов. Посещаемость занятий в первые годы работы вуза составила 93 %. Текущая успеваемость не падала ниже 74,9 %. Под руководством методистов в вузе была проведена педпрактика, которую прошли 89 студентов. Отмечалось добросовестное отношение студентов к практике. Вместе с тем в целях улучшения качества подготовки будущих специалистов педагогической практике студентов было решено уделить больше внимания.

Несмотря на объяснимые трудности становления нового высшего учебного заведения, удалось провести две сессии и закончить учебный план в намеченный срок - 5 июля 1939 г. Первый учебный год для всего коллектива закончился успешно, студенты показали на экзаменах хорошие знания. Первая сессия, проведенная в марте 1939 г., показала определенные успехи. Успеваемость составила 93,3 %, 10 студентов сдали экзамены на «отлично», 15 на «хорошо» и «отлично», лишь 10 студентов не справились с учебной программой.

Первым директором института был Карп Илларионович Чирва -уроженец станицы Северской, Краснодарского края, энергичный, волевой человек с незаурядными организаторскими качествами, человек уникальной судьбы. В 1914 году двадцатилетний К. Чирва был призван на военную службу в знаменитый Кубанский Пластунский батальон, прославившийся еще в Кавказской и Крымской войнах, в котором прошел всю Первую мировую войну до 1917 года, дослужившись до звания старшего унтер-офицера.

В ноябре 1917 г. К. Чирва вступил в ряды большевистской партии, а в 1918 г. - в ряды Красной армии, прошел всю гражданскую войну, командуя сначала партизанским отрядом, затем - полком, затем - бронепоездом. В 1927 году К. И. Чирва поступил в Краснодарский педагогический институт, который окончил в 1930 году. В 1930-1932 гг. учился в аспирантуре института. С 1932 по 1935 гг. занимал должность директора Ворошиловского (Ставропольского) педагогического института, в 1935-1937 гг. -Северокавказского пединститута в г. Джиуджикау. С конца ноября 1938 по май 1939 гг. возглавлял Тульский педагогический институт. В 1939-1941 году занимал должность заведующего кафедрой марксизма-ленинизма.

Своими воспоминаниями о Карпе Илларионовиче поделился О. Я. Стечкин: «Колоритной фигурой был у нас преподаватель истории ВКП(б) Карп Илларионович Чирва. О таких раньше говорили: не ладно скроен, да крепко сшит. Плотный, с крупными чертами лица, с небольшим, вероятно украинским, акцентом.

Он из людей, «революцией мобилизованных и призванных», участник гражданской войны, «твердокаменный большевик», убежденный коммунист. Нам он нравился. Был своеобразный парадокс: именно на его занятиях мы имели возможность достаточно свободно рассуждать и спо-

рить по разным социальным и политическим вопросам. Может быть, он всерьез считал, что марксизм не догма, или полагал, что под его контролем можно «упражняться в расколах» и что он сумеет наставить на путь истинный сомневающихся и отступающих от «генеральной линии». Вообще, к нам он относился снисходительно и довольно легко поддавался на наши «провокации». Для этого мы просили его рассказать о гражданской войне и его личном участии в ней. Он оживлялся, рассказывал интересные эпизоды, забывая о том, что у нас семинарское занятие... Когда началась Отечественная война (в этот или на следующий день у нас был экзамен по истории ВКП(б)), он всем нам выставил в зачетки «пятерки» и «четверки» и отправился в военкомат, а затем на фронт. Вот так: «Коммунисты, вперед!». Судьба сохранила учителя-воина. Несмотря на ранения, Карп Илларионович прошел всю войну, был награжден орденами «Красной звезды» и «Отечественной войны» 11-й степени, а после войны вернулся в Тулу и преподавал основы марксизма-ленинизма в ставшем ему родным Тульском педагогическом институте.

В 1939 году Тульский педагогический институт возглавил выпускник Воронежской учительской семинарии и Воронежского университета, историк Алексей Моисеевич Богданов (с 1949 г. - кандидат исторических наук, доцент), руководивший институтом до 1953 года.

Первые студенты вуза оставили воспоминания о своих преподавателях.

О. Я. Стечкин, поступивший в институт в 1938 году, писал: «Нас учили некоторые преподаватели той старой русской школы, которая сформировалась еще до революции, люди настоящей культуры и интеллигентности. Один Александр Петрович Рудаков это целый университет, эрудит, всесторонне образованный специалист-историк, настоящий ученый, знаток античности, поэт, библиофил, великолепный лектор. Свои лекции он умел превращать в подлинные спектакли, при этом он сам как бы воплощался в исторических деятелей и героев. Если он говорил о спартанцах, мы видели их как живых, если говорил о римских патрициях, мы видели и их. А слово «плебс» он как бы выплевывал с видом отвращения. Само присутствие его в институте имело огромное культурное влияние на студентов, полагаю, что и на преподавателей. Чрезвычайно культурным и образованным человеком был наш латинист Мощанский. Он не просто преподавал язык, он погружал нас в некий духовный мир, сформировавшийся на базе этого языка. Мы даже немного побаивались его, чувствуя ту интеллектуальную дистанцию, которая отделяет нас от него. Лично для меня многое дал Павел Иосифович Гильбих. Он руководил у нас философским кружком. Это была небольшая группа искренних любителей мудрости. Мы себя чувствовали посвященными в какую-то тайну, и это пробуждало интерес к философии. Как специальный предмет философия тогда не преподавалась, все ограничивалось «Кратким курсом истории ВКП(б)», где был философский параграф. Историю средних веков у нас преподавал Вильгельм

Герхардтович Левен. Худощавый, несколько болезненного вида. Свой предмет он знал основательно. Нам казалось естественным, что историю зарубежных стран читает не русский человек, а немец. По-русски он говорил не очень чисто, особенно часто делал ошибки в ударениях».

Институт рос очень быстро. В том же 1939 году было открыто заочное отделение и учительский институт с 3-летним сроком обучения. Последний был создан на базе упраздненного педагогического училища и готовил учителей для семилетней школы.

В 1939/40 учебном году в институте обучалось 785 студентов: на дневном отделении 275 человек, на заочном отделении - 300, на вечернем - 60, в учительском институте - 150.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В институт пришли работать: зав. кафедрой математики

В. М. Гущина, декан физического факультета П. В. Соловьев, преподаватели П. М. Шифнер, И. Я. Фадеев, Г. Г. Сиводедов, Л. А. Докукин, Н. П. Петрушкин, Н. П. Жадин.

В воспоминаниях выпускницы 1944 г. С. Н. Самсоновой мы читаем: «Особенно увлечены лекциями по психологии, которые читал Л. А. Докукин. Ярко помнится его заключительная лекция для всех факультетов в лектории на Менделеевской (позднее там был читальный зал): студенты провожают его стоя, бурно аплодируя, а он, смущенный и улыбающийся, быстро идет по проходу с букетом цветов».

В связи с низким образовательным уровнем абитуриентов Нарком-прос определил приоритетные направления в работе педагогических вузов: повышение языковой культуры, устной и письменной речи студентов; более качественное изучение иностранных языков; улучшение физического воспитания и военной подготовки студентов. Последнее было особенно необходимо в связи с нарастанием военной напряженности в мире, стоящем на пороге Второй мировой войны. В стенах института перед войной прошли военную подготовку 152 человека.

Выпускник 1945 года Д. Романов вспоминал: «Уроки военной подготовки вел капитан Коноплев. С винтовками и противогазами мы ходили через весь город к южной окраине Тулы, где занимались тактической подготовкой: окапывались, ползали по-пластунски и, грязные, шли по городу домой».

Один из студентов - Г еоргебиани, пройдя подготовку в стенах института, отправился добровольцем на войну с Финляндией (1939-1940 гг.).

Предметом особой гордости студентов было получение значка «Ворошиловский стрелок», внешне напоминавшего первый советский орден -орден Боевого Красного Знамени. В вузе было подготовлено ворошиловских стрелков I ступени 31 чел., стрелков-инструкторов - 23 чел, значкистов ПВХО I ступени - 100 человек.

В 1940 г., в ознаменование XXII годовщины Рабоче-Крестьянской Красной Армии были проведены стрелковые соревнования, для которых были подготовлены 14 студенческих команд по 5-6 стрелков в каждой.

Студенты института жили интересной, напряженной, разнообразной жизнью. Некоторые совмещали учебу в вузе с работой в школе. Ведущее ядро составляли активные комсомольцы-общественники, отличники учебы, зачинатели многих интересных дел. Они помогали отстающим товарищам.

Отдых студентов был организован следующим образом: во всех группах избрали культорганизаторов, в задачи которых входило также налаживание быта студентов. Проводились тематические (литературные, исторические, танцевальные, патриотические) вечера: «Вечер Салтыкова-

Щедрина», «Вечер Рабоче-Крестьянской Красной Армии - РабочеКрестьянского Красного Флота» и др. Были установлены контакты с Домом учителя, где регулярно проводились спектакли и лекции. Для студентов была организована школа танцев, которая привлекла большое количество желающих. Устраивались культпоходы в областной драмтеатр и в кино. В институте работали драматический, музыкальный, хоровой и фото кружки. Постановки драмкружка, сплотившего студентов-поклонников театрального искусства Александру Чекмазову, Валентину Жевнову, Ольгу Кузнецову, Николая Смирнова, Игоря Зарубина, Илью Коваленко, Шалву Ревишвили, Игоря Орлова, имели большой успех. Студенты сами шили костюмы, декорации, строили сцену. Спектакли «Васса Железнова», «Маскарад», «Женитьба Белугина» и другие ставились на сценах города, а наиболее талантливых студентов даже пригласили участвовать в постановках Тульского драматического театра.

Особенностью эпохи, которую переживала страна, была предельная политизированность общественной жизни; широко известный тезис И. В. Сталина об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму послужил обоснованием политических репрессий, особенно масштабных в 19371938 гг.

В этих условиях идеологическая подготовка студенчества выдвигалась партией на передний план. Регулярно проводились митинги, посвященные съездам ВКП(б), революционным датам. Во внеучебное время для студентов читались лекции, посвященные Великой Октябрьской социалистической революции, международному положению, итогам XVIII съезда партии, в лекционной работе была широко представлена атеистическая тематика.

На базе института перед войной были проведены научнотеоретические конференции по книгам В. И. Ленина «Две тактики социал-демократии в демократической революции» и «Что делать?».

Каждое крупное политическое событие отмечалось в институте или лекциями и докладами, или литературными вечерами и выставками. 27 мая 1940 г. состоялся митинг по поводу решения правительства СССР о переходе на восьмичасовой рабочий день и семидневную рабочую неделю.

Важное место в жизни института занимала стенная печать. Регулярно выпускалась институтская стенная газета, которая освещала жизнь института и мобилизовала студентов на овладение наукой и лучшую успеваемость.

В первые годы работы вуза сформировался студенческий актив, задавший высокую планку в учебной, научной, воспитательной работе. Всему институту того времени были хорошо известны имена студентов. М. Красновой, Б. Маркиянова. В. Благовещенского, О. Стечкина, В. Иванова А. Туманова, П. Данилина, О. Кузнецовой, М. Лафицкой, Н. Васина,

Н. Смирнова, В. Тюриной (Бынкиной) и др. Они с честью оправдывали звание воспитанников Тульского педагогического, сражались на фронтах Великой Отечественной войны, творчески работали в школе, став заслуженными учителями и отличниками народного образования. Многие из них продолжили работу в родном институте, готовя молодых учителей, другие стали партийными руководителями.

Институт имел в своем распоряжении 2 учебных корпуса: корпус № 1 на Менделеевской, 7 и корпус № 2 по ул. Советской (с мая 1940 г.), 33, где размещался исторический факультет.

В главном корпусе ТГПИ (Менделеевская, 7) в 1940/41 учебном году размещались литературный и физико-математический факультеты, а также учительский институт и вечернее отделение пединститута. В здании была произведена необходимая перестройка, в результате которой удалось выделить дополнительные помещения для читального зала, расширить физическую лабораторию, оборудовать лекторий на 300 мест.

Благодаря расширению материальной базы института для студентов были организованы 2 общежития. Мужское общежитие размещалось на верхних этажах главного учебного корпуса и вмещало 40 человек, а женское - в переданном пединституту здании в Черниковском пер. 1, и вмещало 250 человек. В этом общежитии имелись столовая, буфет, прачечная. Вместе с тем часть студентов была вынуждена размещаться на квартирах, поскольку к 1 июля 1941 г. количество студентов увеличилось с 155 до 396 человек.

В 1941 году на трех факультетах института в 16 группах обучалось: на историческом в четырех учебных группах - 108 чел.; на факультете языка и литературы в 7 группах - 195 чел.; на физико-математическом в 5 группах - 93 человека. В учительском институте обучалось 112 студентов.

В 1940/1941 учебном году в связи с материальными трудностями в институте была введена платность обучения. Стипендии начислялись только за высокую успеваемость.

С расширением контингента студентов возрастала и потребность в преподавательских и научных кадрах. Если в начале своей деятельности в 1938 году институт имел 21 преподавателя, то 1940/41 г. - уже 54. Из них: профессоров - 1, доцентов - 14, старших преподавателей - 20, преподавателей и ассистентов - 19.

Но, несмотря на увеличение штата научных работников, институт продолжал испытывать дефицит преподавательских кадров. Поэтому

13 временных преподавателей работали в 1940/41 учебном году в ТГПИ на условиях почасовой оплаты, из них 8 чел одновременно состояли преподавателями в вузах г. Москвы. Число научных работников по сравнению с предшествующим годом возросло на 10 чел. Число совместителей в 1939/40 г. составило 30 % общего числа преподавателей, имеющих степень кандидата наук.

Преподаватели института активно включились в научно-исследовательскую работу. В апреле 1940 года в ТГПИ первым защитил кандидатскую диссертацию Н. А. Коноплев. Его работа «Щедрин о народном образовании» была издана учебно-педагогическим государственным издательством «УЧПЕДГИЗ». В 1940/41 году были подготовлены 4 кандидатские диссертации.

В дальнейшем, именно педагогическому институту (впоследствии -университету) суждено будет стать основным элементом системы высшего педагогического образования в Тульском регионе.

Список литературы

1. Ашурков В.Н. Избранное. Тула, 2003.

2. Парамонова И. Тула. XX век: подробности. Тула, 2008.

3. Пеньков В.В. История Тульской области. Тула, 2008.

4. Рудаков, А. П. Очерки из истории Тулы и Тульского края. Тула, 1923.

Николай Васильевич Гоголев, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, ИПК и ППРО ТО.

THE DEVELOPMENT OF THE HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE TULA REGION ON THE INSTITUTIONAL MOUNTING'S STAGE

N. V. Gogolev

The institute of the higher pedagogical education was founded in the Tula region in the fisrt part of the XXth century. In 1911 began to work the teacher's institute. In 1918 was founded the pedagogical institute (from 1919 till 1923 it was named The Institute of the people s education). In 1938 appeared tula state pedagogical institute.

Key words:higher pedagogical education, region, educatioanl space.

Gogolev Nikolay Vasilyevith, candidate pedagogical science, docent, tsyunvg@,mail. com, Russia, Tula, Institute rise qualification and professional overpreparation workers of education Tulsky region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.