Научная статья на тему 'Формирование кадрового состава Тюменского пединститута в 30-е годы XX века'

Формирование кадрового состава Тюменского пединститута в 30-е годы XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
255
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЮМЕНСКИЙ ПЕДИНСТИТУТ / АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ И ТЕХНИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ ВУЗА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ВУЗА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В 1930-Е ГГ / TYUMEN STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE / ADMINISTRATIVE AND TECHNICAL INSTITUTE STAFF / PEDAGOGICAL INSTITUTE STAFF / HIGHER EDUCATION IN THE 1930S

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Животова Алёна Николаевна, Хажеева Ирина Викторовна, Юмашева Альбина Ахметхановна

В данной работе на основе архивных документов предпринимается попытка охарактеризовать кадровое обеспечение Тюменского государственного педагогического института в первое десятилетие его работы. Статья содержит анализ состава разных категорий сотрудников, а также характеристику системы оплаты труда педагогического и вспомогательного персонала вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Животова Алёна Николаевна, Хажеева Ирина Викторовна, Юмашева Альбина Ахметхановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the formation of staff in Tyumen state pedagogical institute in the 1930s

The article attempts to analyze the staff policy of Tyumen Pedagogical Institute during the first decade of its work. This investigation is based on archival sources and includes the main characteristics of different categories of pedagogical, administrative and technical institute staff. It also shows specific features of labour remuneration in Tyumen State Pedagogical Institute.

Текст научной работы на тему «Формирование кадрового состава Тюменского пединститута в 30-е годы XX века»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 30 (321).

История. Вып. 57. С. 36-41.

А. Н. Животова, И. В. Хажеева, А. А. Юмашева

ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО СОСТАВА ТЮМЕНСКОГО ПЕДИНСТИТУТА В 30-е ГОДЫXXВЕКА

Статья выполнена при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение № 14.B37.21.0481.

В данной работе на основе архивных документов предпринимается попытка охарактеризовать кадровое обеспечение Тюменского государственного педагогического института в первое десятилетие его работы. Статья содержит анализ состава разных категорий сотрудников, а также характеристику системы оплаты труда педагогического и вспомогательного персонала вуза.

Ключевые слова: Тюменский пединститут, административно-управленческий и технический персонал вуза, педагогические кадры вуза, высшее образование в 1930-е гг.

«Кадры решают всё!» - эта фраза, произнесенная И. В. Сталиным в 1935 г., наилучшим образом демонстрирует важность вопросов, связанных с формированием кадрового потенциала страны в 30-е гг. - эпоху индустриализации. Особенно большое значение в этом процессе придавалось формированию кадров в сфере образования, что было обусловлено значительными возможностями воздействия этой группы населения на широкие массы трудящихся.

Сегодня история высшего и среднего образования в советский период, а также история становления отдельных учебных заведений в частности, является актуальной и востребованной темой для изучения1. В целях создания полного представления о проблемах и реалиях высшего образования в региональном масштабе интересной представляется проблема формирования кадрового состава учебных заведений. В предлагаемой статье на основе привлечения архивных документов дан анализ кадрового состава сотрудников Тюменского государственного педагогического института (ТГПИ) в первое десятилетие деятельности вуза. Источниками для изучения послужили фонды Архива Тюменского государственного университета (ТюмГУ) и Государственного бюджетного учреждения Тюменской области «Государственный архив Тюменской области».

В фондах архива Тюменского государственного университета документы 1930х гг. в основном можно разделить на две группы: это приказы директоров Тюменского педагогического института по личному составу и личные дела сотрудников и пре-

подавателей института, работавших в изучаемый период времени. Приказы отличаются наибольшей информационной насыщенностью и содержат материалы о разных сторонах деятельности вуза в изучаемый период, в первую очередь - информацию о личном составе (преподавателях, сотрудниках и студентах). Личные дела сотрудников представляют серьезную ценность для исследования, однако за 1930-е гг. их сохранилось не так много.

Из приказов о распределении часовой нагрузки для преподавателей и об утверждении штатов по институту можно узнать о категориях сотрудников, работавших в пединституте, а также об изменениях, происходивших со штатом вуза в течение 1930-х гг. Данные документы позволяют проследить динамику изменений профессорско-преподавательского состава пединститута и других категорий специалистов, узнать соотношение мужчин и женщин в коллективе. Помимо этого, приказы директоров пединститута содержат информацию о заработной плате, времени и обстоятельствах приема сотрудников на работу, причинах их увольнения и прочее.

В фонде Тюменского пединститута, который находится на хранении в ГБУТО «Государственный архив Тюменской области», состав документов достаточно разнообразен. Основную информацию по кадрам учебного заведения содержат имеющиеся в фонде копии приказов Наркомата просвещения РСФСР, Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР и Областного отдела народного образования, а также протоколы заседаний Ученого Совета института

и заседаний местного комитета профсоюза института.

Началом формирования коллектива преподавателей и сотрудников Тюменского государственного педагогического инсти-тута2 следует считать 16 сентября 1930 г., в этот день был издан приказ № 1 за подписью директора В. В. Северного, в котором были сделаны первые кадровые назначения. «На должность помдиректора института по учебной части с 24 сентября с. г. назначается тов. Мушкаленко, секретарем института с

20 сентября с. г. зачисляется Дрождин С. Ф., заведующим хозяйством с 20 сентября с. г. тов. Лебедев, ассистентами с 24 сентября с. г.: физики - т. Куратов, химии - т. Огибе-нин, педагогики - т. Мушкаленко, ассистентом по педологии тов. Токмаков»3.

Учебные занятия в вузе начались 2 ноября 1930 г. К середине ноября этого же года было осуществлено распределение часов между преподавателями на I и II семестры первого учебного года. В соответствии с документами первый педагогический состав института включал всего 8 человек: А. Н. Куратов (преподаватель физики), М. К. Богидаева (математики), В. Г. Мушкаленко (педагогики), Л. К. Токмаков (педологии), Г. Т. Огибенин (химии), З. П. Белозерова (русского языка и литературы), К. А. Шахова (физики), а также директор института В. В. Северный преподавал политэкономию. Учебная нагрузка преподавателей в это время составляла от 130 до 360 часов4.

С 18 января 1931 г. в вузе были введены должности доцентов, которые заняли пять преподавателей: В. Г. Мушкаленко, А. Н. Ку-ратов, М. К. Богидаева, Л. К. Токмаков и Г. Т. Огибенин5.

Многие из преподавателей вуза практически сразу начали работу на подготовительных курсах пединститута и заочно-курсовом секторе, которые были организованы в вузе уже в самом начале его функционирования. Они же позднее стали принимать участие в организации учебного процесса вечернего пединститута (1931 г.), рабфака (1931 г.), учительского института (1934 г.), учительского института иностранных языков (1938 г.), а также различных образовательных курсов, работавших на базе пединститута. Интересно отметить, что с 1 января 1937 г. директором национальных курсов, готовивших учителей начальных школ и работавших при пединсти-

туте с ноября 1935 г. по июнь 1938 г., был назначен известный лингвист, угровед, к. ф. н.

A. Н. Баландин6.

В 1931 г. для подготовки будущих студентов при институте был открыт рабочий факультет (рабфак), который просуществовал до июля 1940 г. Несмотря на то, что рабфак действовал на базе пединститута, до 1936 г. это было вполне самостоятельное учебное подразделение, которое имело своего директора и штат сотрудников, бухгалтерию и делопроизводство, отдельное от института, об этом, в частности, говорят книги приказов, которые формировались отдельно по рабфаку. В августе 1936 г. в целях более тесной связи работы института и рабфака произошло их объединение под общим руководством директора пединститута. Некоторые административные должности были упразднены, часть административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала вошла в состав аналогичных служб пединститута7.

К 1 сентября 1933 г. в штате постоянных преподавателей рабфака числилось 9 человек. В отличие от коллектива преподавателей института на рабфаке преобладали женщины (6 человек), среди них была и директор рабфака Т. А. Бурева. Значительно больше в сравнении с институтом была и учебная нагрузка преподавательского состава рабфака. Она составляла от 560 до 1300 часов8. К началу нового 1934/1935 уч. г. состав преподавателей рабфака значительно увеличился. Всего к этому времени в штате рабфака работало 10 постоянных преподавателей и 7 совместителей. Примечательным фактом является то, что в качестве совместителя на рабфаке с 1934 г., а в дальнейшем и штатным преподавателем в пединституте, работал А. П. Митинский - известный тюменский художник, один из инициаторов и создателей Союза художников Тюмени. В 1930-е гг. он преподавал учащимся рабфака, а в дальнейшем и студентам физико-математического факультета пединститута графику и черчение9.

К середине 30-х гг. профессорско-преподавательский состав ТГПИ увеличился до 25 человек, среди них был 21 мужчина и 4 жен-щины10. В 1934 г. появились должности деканов факультетов, на которые были назначены Э. К. Хилькевич (физико-математический) и

B. Д. Григоренко (факультет естествознания). В это время в вузе работало уже 5 кафедр, которыми руководили: П. М. Иванов (химико-

биологическая), М. К. Богидаева (математики), И. Н. Макаровский (физики), С. В. Сорокин (педолого-педагогическая), Н. М. Нико-лов (социально-экономических дисциплин). К началу 1936/1937 уч. г. преподавательский состав вуза вырос до 36 преподавателей, из них 31 составляли мужчины и 5 - женщины. Трое преподавателей имели звание доцента: Э. К. Хилькевич, Г. Ф. Шубин, Л. С. Леонов-ский, и один - звание профессора, им был доктор наук Ю. П. Иорданский11.

Согласно документам, к 1940 г. численность преподавателей института достигла 38 человек, 7 из них были женщины12. Пять преподавателей вуза к этому времени защитили кандидатские диссертации и имели степень кандидатов наук: Э. К. Хилькевич, А. Д. Шаронов, Г. П. Васильковский, М. Р. Балдаев и Н. М. Дымшиц.

В институте в это время было три факультета, деканами которых являлись Э. К. Хиль-кевич (физмат), С. В. Михайличенко (факультет естествознания), В. Н. Крыжановский (факультет русского языка и литературы). В составе вуза функционировало семь кафедр, которые возглавляли И. Ф. Сухов (основ марксизма-ленинизма), В. М. Тихонов (педагогики), А. Д. Шаронов (естествознания), Н. М. Дымшиц (физики), З. П. Белозерова (русского языка и литературы), Л. П. Шубаев (географии), Э. К. Хилькевич (математики)13.

Анализируя архивные материалы, можно узнать и основные пути формирования педколлектива института в 1930-е гг. К ним относится трудоустройство местных преподавательских кадров, в частности, по отношениям горсовета физкультуры, тюменского райвоенкомата и тюменского горкома, а также по удостоверению или путевке из Уральского отдела народного образования (Урало-но), по направлению Народного комиссариата просвещения (НКП), по путевке из областного комитета ВКП(б), а также по путевкам из других вузов14.

Однако в течение всего десятилетнего периода, начиная с момента основания института, ощущалась нехватка педагогических кадров. Об этом свидетельствуют материалы переписки администрации вуза с Наркоматом просвещения, а также протоколы заседаний Совета пединститута и заседаний месткома и групкома ТГПИ. В 1933 г. пединститут нуждался в пяти преподавателях, и обсуждался вопрос о вакансиях на заведование тремя ка-

федрами15. К 1938 г. в условиях, когда функционировали 3 факультета и контингент студентов увеличился, нехватка педагогических кадров стала наиболее острой, данное обстоятельство, по словам директора ТГПИ, «ставило под угрозу выполнение учебного плана»16.

Приказы по личному составу директора пединститута позволяют также проследить порядок выплат, а в определенный период времени и размер заработной платы преподавателей вуза. До 1938 г. в институте, как и во всех советских вузах тех лет, действовал порядок почасовой оплаты труда профессорско-преподавательского состава. Однако в документах приказов директора пединститута за период с 1930 по 1937 г. встречается немного информации по этому вопросу. Так, в приказах за 1932 г. говорится о том, что оплата преподавателей вуза осуществляется по 2-й и 3-й категории17.

С февраля 1938 г. в институте была введена система штатных должностей и должностных окладов для профессоров, доцентов и других преподавателей и учебно-вспомогательного персонала18.

С апреля 1938 г. сведения о заработной плате профессорско-преподавательского состава Тюменского пединститута представлены в документах достаточно четко, указывается почасовая учебная нагрузка каждого из преподавателей вуза, соответствующее ей количество ставок ассистента, доцента или профессора, в зависимости от должности или звания преподавателя в вузе, и его оклад. А также имеются приказы, содержащие данные о зарплате административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала. Зарплата директора института на февраль 1938 г. составляла 2140 р., она состояла из должностного оклада директора пединститута - 1000 р. и денежного вознаграждения в 1140 р. за преподавательскую деятельность. В этот же период времени зарплата доцента, работающего на одну ставку, составляла 700 р., ассистента - 500. Руководство факультетом оплачивалось в размере 350 р., заведование кафедрой - 140 р. В этом же году в соответствии с Постановлением СНК СССР от 21.04.1938 № 516 профессорско-преподавательскому составу пединститута была установлена надбавка в размере

10 % к должностному окладу. В соответствии с этим постановлением такая надбавка была установлена для профессорско-преподава-

тельского персонала высших учебных заведений, находящихся в Архангельской, Омской, Новосибирской областях и Алтайском крае19. Для преподавателей пединститута были предусмотрены надбавки к зарплате - за выслугу лет (за стаж работы в вузе, превышающий 5 лет) и за кандидатскую степень.

С 1930 по 1940 г. профессорско-преподавательский состав вуза вырос с 8 до 38 человек, но лишь третья часть из них проработала в институте 5 лет или более. Одной из частых причин увольнения преподавателей, значившейся в документах в эти годы, было увольнение по собственному желанию. Помимо этого, основаниями для увольнения преподавателей были: несоответствие своему назначению, жалобы учащихся на недостатки преподавания, недостаточная подготовленность для ведения самостоятельного курса, неявка на занятия. Некоторые преподаватели переводились для работы в другие учебные заведения, а в 1939-1940 гг. с началом Второй мировой войны уходили на службу в армию. Не обошли стороной сотрудников пединститута и массовые репрессии конца 30-х гг., в результате партийных чисток были репрессированы Ю. П. Иорданский, Н. М. Николов, Г. Т. Огибенин, П. И. Селихов20, А. А. Вихрев, Т. А. Бурева (последние трое преподаватели и директор рабфака)21.

Помимо профессорско-преподавательского состава, в вузе работали сотрудники, относящиеся к административно-управленческому, учебно-вспомогательному и обслуживающему персоналу. Как правило, штат сотрудников вуза, ставки и оклады сотрудников утверждались НКП на основании смет, присланных руководителем вуза.

К административно-управленческому персоналу института относили директора, его заместителя и помощника по учебной части, помощника по административно-хозяйственной части, а также состав руководства по заочному сектору, секретариат, сотрудников бухгалтерии, заведующих кафедрами, заведующих отделениями института (в дальнейшем деканов факультетов). Решение

о назначении и освобождении от должности директора пединститута принимались и утверждались в Уралоно и в НКП. За первое десятилетие работы вуза его руководителями были 5 человек: В. В. Северный, Н. С. Шибанов, С. В. Сорокин, К. А. Семенов и М. В. Ко-ролев22. В среднем каждый из них на должно-

сти директора проработал в течение двух лет. Как правило, руководители вуза помимо административно-управленческой деятельности осуществляли и преподавательскую, нередко совмещая её с заведыванием кафедрой. Так, В. В. Северный возглавлял кафедру политэкономии, С. В. Сорокин - педагогики, в меньшей степени педагогической деятельностью занимались К. А. Семенов, Н. С. Шибанов и М. В. Королев.

К учебно-вспомогательному персоналу пединститута относились заведующие кабинетами и лабораториями, лаборанты, а также сотрудники библиотеки вуза. В 1935 г. пять преподавателей вуза выполняли обязанности заведующих кабинетами и лабораториями института: лабораторией химии заведовал Г. Т. Огибенин, физическим кабинетом -И. Н. Макаровский, биолого-ботаническим кабинетом - Ф. Ф. Ларионов, зоологическим - И. Н. Таненбаум и военным - Ма-чалов. Зарплата завкабинетом в 1935 г. составляла от 75 до 150 р., лаборантов от 100 до 150 р. В 1938 г. должности заведующих кабинетами были ликвидированы23. К началу сентября 1940 г. в вузе работало всего 14 лаборантов, 4 старших лаборанта, 3 препараторов, 2 старших препаратора. Зарплата данной категории сотрудников составляла от 112 р. (препаратор) до 550 р. (старший лаборант)24.

В библиотеке пединститута в 1935 г. работало четыре человека, а к 1940 г. количество сотрудников возросло до шести. При этом следует отметить, что сотрудники библиотеки обслуживали студентов пединститута и учительского института, студентов заочного обучения, учащихся курсов, в том числе и подготовительных, а с 1936 г. и студентов рабфака пединститута. За период 30-х гг. заработная плата сотрудников библиотеки в разные годы была у завбиблиотекой от 175 до 236 р., у библиотекарей от 100 до 185 р.25

Кадровый состав института включал и обслуживающий персонал, куда входили завхоз, сотрудники столовой, общежитий института, подсобного хозяйства, опытного участка, столярной мастерской, а также уборщицы, гардеробщицы, швейцары, электромонтеры и др. технические работники, без которых невозможно представить нормальную работу образовательного учреждения.

В разные годы в штате столовой пединститута значилось от 20 до 38 человек. Помимо поваров и их помощников в него входили:

завстоловой, заготовитель, бухгалтер, кассиры, официанты, посудницы, корнечистка, уборщицы. В 1935 г. заработная плата заведующего столовой составляла 250 р., старшего повара - 200 р., обслуживающего персонала столовой - 83 р. 35 к.26 Работа столовой осуществлялась в течение учебного года, с началом летнего периода времени сотрудники столовой подлежали увольнению.

Данный принцип использовался и в работе опытного участка института, организация и руководство которым с 1 января 1936 г. были поручены доценту А. Н. Серебренникову, преподавателю почвоведения пединститута. Рабочие для посадки и уборки огородных культур нанимались обычно с апреля месяца до окончания уборки урожая27. В зимний период времени они подлежали увольнению.

В соответствии с постановлением производственного совещания от 6 декабря 1934 г. было создано подсобное хозяйство института. В его штат входило десять человек: заведующий, кучер, доярка, свинарка, конюх и др. Заработная плата заведующего подсобным хозяйством составляла 250 р., сотрудников - от 86 до 92 р.28

У Тюменского пединститута в 1931 г. было 7, а в 1940 г. уже 10 студенческих общежитий. В их штате числились коменданты, а также швейцары, уборщицы, сторожа, истопники и другие. Зарплата комендантов и сотрудников общежитий вуза в течение 30-х гг. выросла почти в 2 раза: у комендантов - с 80 до 150 р., у сотрудников - с 40 до 85-95 р.29 Кроме того, в институте была своя столярная мастерская, которая обслуживала вуз в случае необходимого ремонта и изготовления оборудования для кабинетов.

Комплектование технических сотрудников вуза происходило путем трудоустройства местного населения, как городского, так и сельского. Для обслуживающего персонала была характерна большая текучесть кадров, это было типичным явлением для работников общежитий, столовой, подсобного хозяйства. Книги приказов 30-х гг. пестрят большим количеством выговоров и случаев увольнения в отношении данной категории сотрудников. Основаниями для увольнения были: неспособность справиться с должностными обязанностями, безответственное отношение к работе, её некачественное выполнение, а также сокрытие кулацкого происхождения при поступлении на работу.

Таким образом, общая численность преподавателей и сотрудников вуза к концу 1940 г. возросла более чем в два раза: в 1932-33 уч. г. она составляла порядка 70 человек, к 1940 -уже свыше 150 человек.

Становление кадрового состава вуза происходило в непростых социально-экономических условиях складывания нового государственного строя, реформирования сферы образования, сильнейшего идеологического давления со стороны советских партийных органов и, безусловно, имело ряд особенностей. Формирование административно-управленческого и профессорско-преподавательского состава пединститута осуществлялось обязательно по направлению и под контролем партийных органов. Нередко неблагонадежность педагога могла стать причиной его увольнения с должности как несоответствующего своему назначению, либо подвергнуть его риску оказаться в числе репрессированных.

Характерным явлением было то, что значительное количество преподавателей вуза было приезжими, приехавшими работать по удостоверению или путевке из Уралоно, НКП, обкома партии или путевкам из других вузов. Стаж работы в высшем образовании у них был небольшим, так количество педагогов со стажем 5 и более лет в 1940 г. в институте составляло 28 % от общего их количества. Низким был и процент остепенённости профессорско-преподавательского состава. До 1940 г. в пединституте был всего один профессор Ю. П. Иорданский, однако и он в 1937 г. был репрессирован. Кандидатские диссертации к этому времени защитили всего

5 человек, что составляет 13 % от общего количества профессорско-преподавательского состава пединститута тех лет.

Основную часть преподавателей вуза составляли мужчины, среди научно-вспомогательного и обслуживающего персонала преобладали женщины. Наименее оплачиваемой категорией в вузе являлся обслуживающий персонал, зарплата данных сотрудников была в 4-5 раз меньше, чем зарплата административно-управленческого персонала. За период 30-х гг. в целом по вузу зарплата сотрудников выросла в среднем в 2-2,5 раза. Документы сообщают о том, что среди вспомогательного персонала нередко имело место халатное отношение к своим обязанностям, нарушения трудовой дисциплины, что приводило к частым увольнениям.

Несмотря на то, что в 30-е гг. Тюменский пединститут, Учительский институт и Рабфак функционировали как самостоятельные учебные заведения, штаты их не были обособлены. Ввиду острой нехватки педагогических кадров, как правило, преподавателям приходилось совмещать работу в нескольких учебных заведениях.

В 1930-е гг. отмечается текучесть кадров педагогических работников и как следствие перегрузка преподавателей, привлечение студентов для преподавания, в частности для работы на рабфаке и подготовительных курсах. Так, анализ документов по личному составу преподавателей рабфака и подготовительных курсов пединститута показал, что уровень их квалификации был недостаточным, некоторые из них имели только среднее образование или неоконченное высшее.

В целом данные особенности наглядно демонстрируют положение дел в высшем образовании в первое десятилетие существования советского государства и помогают лучше представить жизнь сотрудников высших учебных заведений в этот период времени.

Примечания

1 Грошева, Г. В. Белорусы в профессорско-преподавательском составе Томского государственного педагогического института в 1930-50-х годах (по материалам архива ТГПУ) // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 2. С. 133-141; Кружинов, В. М. К истории создания Тюменского агропедагогическо-го института, или Как «колхозники» соперничали с будущими «инженерами» // Тюмен. ист. сб. Тюмень : Экспресс, 2010. Вып. 13. С. 3-7; Попова, О. П. Первые преподаватели исторического факультета Челябинского педагогического института : биографические зарисовки // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2012. № 25. История. Вып. 52. С. 142-149 и др.

2 До 1932 г. институт назывался агропедаго-гическим.

3 Архив Тюменского государственного университета (Архив ТюмГУ). Ф. 765. Оп. 2. Д. 1. Л. 1-1 об.

4 Архив ТюмГУ. Ф. 765. Оп. 2. Д. 1. Л. 5.

5 Там же. Л. 9, 16.

6 Там же. Д. 5. Л. 115.

7 Там же. Л. 69.

8 Там же. Д. 2. Л. 6.

9 Там же. Д. 5. Л. 55.

10 Там же. Д. 3. Л. 159-159 об.

11 Там же. Д. 5. Л. 73 об.

12 Там же. Д. 16. Л. 539.

13 Там же. Л. 539-543.

14 Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Государственный архив Тюменской области» (ГБУТО ГАТО). Ф. Р-765. Оп. 1. Д. 17. Л. 38-39.

15 ГБУТО ГАТО. Ф. Р-765. Оп. 1. Д. 2. Л. 39.

16 Там же. Д. 11. Л. 112.

17 Архив ТюмГУ. Ф. 765. Оп. 2. Д. 1. Л. 15.

18 Там же. Д. 24. Л. 8.

19 Постановление СНК СССР от 21.04.1938 № 516 «О дополнениях к Постановлению СНК СССР от 11.11.1937 «О введении штатных должностей и должностных окладов для профессорско-преподавательского состава в высших учебных заведениях // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР. 1938. № 9. С. 45.

20 Тюменский государственный университет : осмысление пройденного / под ред. Е. Б. Заболотного. Тюмень : Изд-во Тюмен. гос. унта, 1998.С. 170.

21 Прокофьев, П. С. Путь ровесника века. Серия академика М. П. Рощевского «Воспоминания XX век». Сыктывкар, 2000. Вып. 4.

С. 73.

22 ГБУТО ГАТО. Ф. Р-765. Оп. 1. Д. 5. Л. 1; Д. 13. Л. 4.

23 Архив ТюмГУ. Ф. 765. Оп. 2. Д. 3. Л. 141.

24 Там же. Д. 16. Л. 548-548 об.

25 Там же. Л. 443-444 об.

26 Там же. Д. 3. Л. 167 об.

27 Там же. Д. 5. Л. 6 об.

28 Там же. Д. 3. Л. 104.

29 Там же. Д. 3. Л. 109; Д. 16. Л. 443-444 об.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.