Научная статья на тему 'Тульский педагогический институт в образовательном пространстве региона: 50-60-х гг. Xx вв'

Тульский педагогический институт в образовательном пространстве региона: 50-60-х гг. Xx вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
653
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОН / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION / REGION / EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гоголев Николай Васильевич

В 50-60 гг. XX в. Тульский педагогический институт начинает играть ключевую роль в системе педагогического образования региона, накапливая ресурсы для превращения в один из ведущих педагогических вузов страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гоголев Николай Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TULA STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE REGION IN THE 1950-60s OF THE 20 th CENTURY

Tula State Pedagogical Institute begins to play the key role in the system of pedagogical education of the region, and it continues to accumulate resources for becoming one of the leading pedagogical universities in the country.

Текст научной работы на тему «Тульский педагогический институт в образовательном пространстве региона: 50-60-х гг. Xx вв»

УДК 378

ТУЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА: 50-60-х гг. XX вв.

Н.В. Гоголев

В 50-60 гг. XX в. Тульский педагогический институт начинает играть ключевую роль в системе педагогического образования региона, накапливая ресурсы для превращения в один из ведущих педагогических вузов страны.

Ключевые слова: высшее педагогическое образование, регион, образовательное пространство.

Пятидесятые - шестидесятые годы XX вв. вошли в жизнь страны свежим дыханием хрущевской «оттепели», многочисленными реформами во всех сферах жизни общества, стремительным технологическим прорывом, символом которого стал космический полет Ю. А. Гагарина, освоением целины, реализацией масштабной программы строительства жилья, надеждами на будущее, не омраченное репрессиями и «культом личности».

ХХ и XXII съезды партии, преподавшие не только гражданам СССР, но и народам всего мира своеобразный «урок правды», дали импульс для переосмысления нашего недалекого прошлого с позиций гуманизма, создали ту удивительную атмосферу, в которой органично смотрелись и литературное новаторство авторов журнала «Новый мир», и смелые театральные поиски театра «Современник», и творчество молодежных кумиров 50-60-х гг.: А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадуллиной,

Б. Окуджавы.

В затяжном споре «физиков» и «лириков», развернувшемся на фоне фантастических достижений советской науки, позиции «физиков», поразивших мир успехами в деле освоения мирного и военного атома, выглядели предпочтительнее. Но неповторимую атмосферу эпохи формировали все-таки «лирики», непобедимой армией которых было студенчество, распахнувшее двери в мир в дни Фестиваля молодежи и студентов в Москве.

Свидетельством сохранения духа преобразований во второй половине 60-х годов стала социально-экономическая реформа А. Н. Косыгина, проявившаяся на тульской земле «Щекинским экспериментом».

Для Тульского педагогического института 50-60-е гг. стали временем превращения провинциального вуза III категории в институт, не только получивший высшую, первую категорию, но и обретший свое гордое имя -имя Льва Николаевича Толстого.

Педагогический институт, как и вузы СССР того времени, планировал свою работу, руководствуясь постановлениями ЦК КПСС, решениями со-

ответствующих съездов ЦК КПСС, постановлениями Совета Министров СССР и ЦК КПСС, в частности «Об улучшении подготовки, распределения, и использования специалистов с высшим и средним специальным образованием», приказами Министра высшего образования СССР и Министра просвещения СССР. Выполняя Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в стране» преподавательский коллектив института вел работу по преодолению отрыва обучения от жизни, по улучшению теоретической и профессиональной подготовки студентов.

В целях выполнения планов набора студентов институтом проводилась работа по популяризации педагогической профессии: проводились «Дни открытых дверей», вечера встреч студентов с учащимися выпускных классов, организовывались беседы со школьниками, создавались кружки для учащихся старших классов, преподаватели вуза участвовали в приёме экзаменов на аттестат зрелости и т.д.

В ходе приёмной компании 1955 года на 300 мест в институт подано 970 заявлений, в том числе 72 заявления от медалистов и отличников. С медалистами и отличниками впервые в институте были проведены собеседования, которые позволили определить уровень их подготовки по основной специальности и выявить, насколько серьёзны их намерения посвятить себя педагогической профессии.

В результате на первый курс было зачислено 307 человек, из которых на историко-филологический факультет приходилось - 100, на физикоматематический - 127 и на факультет иностранных языков - 80.

Несмотря на то, что в данный период абитуриенты поступали в педагогический вуз именно для того, чтобы работать учителями, руководство ТГПИ отмечало, что многие молодые туляки, поступив сюда наследниками Ушинского и Макаренко становиться не собирались. В ежегодных отчетахо деятельности института тех лет отмечалось: «Имели место недостатки по воспитанию студентов в духе сознательной дисциплины, высокого чувства государственного долга и готовности после окончания учебного заведения работать там, где этого потребуют интересы государства». Характерным явлением в жизни ТГПИ стали лекции перед выпускниками на такие темы, как «О патриотическом долге советского гражданина».

Студенты отправлялись по распределению в разные районы страны, в том числе и очень отдалённые. Когда в Томской и Иркутской областях сложилась трудная ситуация с учительскими кадрами, многие выпускники получили распределение в таежные деревни, удаленные друг от друга на сотни и тысячи километров. Выпускники тех лет вспоминали: «Пожалуй, главное, что помогало многим в далекой Сибири, отношение к нам местных жителей. Немногословный добрый народ окружал и спасал нас от мороза, одиночества и горечи. Он одного только ждал от нас работы, и когда узнавал, верил и благодарил широко и нежно».

Больше внимания стало уделяться педагогической практике студентов. Она была введена с первого курса и проводилась в общеобразовательных школах, школах-интернатах и детских домах (с 1958 года), школах рабочей молодежи не только Тулы, но и всей Тульской области.

Студенты первого курса проходили практику в качестве помощника учителя и пионервожатого в 3-4-х классах. Перед этим они проходили практикум по ручному труду, играм, затейничеству и т. д. Второкурсники изучали теоретический курс педагогики и направлялись в 5-8 классы помощниками классного руководителя и пионервожатого. Студенты третьих курсов посещали факультативные занятия по основам воспитательной работы и проходили практику в 9-11-х классах в качестве помощников классного руководителя, вели предметные кружки или спортивные секции. Старшекурсники проводили учебные занятия по своей специальности и воспитательную работу в прикрепленных классах одновременно. Таким образом, студенты совмещали общественно-полезную работу с приобретением педагогических навыков, необходимых для практической работы в школе.

Учитывая серьезный недостаток прошлых лет, когда выпускники института неплохо знали свой предмет, но не были подготовлены для проведения разносторонней воспитательной работы с детьми, в институте проводилась специальная педагогическая практика в школах-интернатах и детских домах по воспитательной работе. С этой же целью в середине 50-х гг. в институтах при различных кафедрах были созданы факультативы и практикумы по различным видам воспитательной работы.

Работа со студентами, обучавшимися на заочном отделении, потребовала от руководства вуза значительного внимания. Наибольшую сложность представляло размещение заочников во время сессий по частным квартирам, а также отсутствие систематической работы со студентами в силу нехватки учебных площадей. В городах Туле и Узловой работали консультационные пункты, где студенты имели возможность посещать занятия, сдавать контрольные работы, зачеты, экзамены, при необходимости -ликвидировать академические задолженности.

В 1956 году пост ректора педагогического института занял кандидат исторических наук, доцент Николай Иванович Шмараков.

Николай Иванович прожил весьма интересную и насыщенную жизнь, оставив неизгладимый след в истории нашего Тульского государственного педагогического института. Николай Иванович Шмараков родился 19 мая 1917 года в деревне Мерлиновка Ленинского района Тульской области в крестьянской семье, в которой кроме него было еще пятеро детей. Ему было полтора года, когда умерла мать, и заботу о детях полностью взял на себя отец, который, чтобы хоть как-то обеспечить семью, вынужден был уходить в город на заработки.

С 1931 по 1933 годы Николай Иванович учился в школе ФЗУ (фабрично-заводского ученичества) оружейного завода и получил специальность слесаря-лекальщика.

В 1936 году он поступил на годичные курсы по подготовке учителей при Московском областном пединституте, после окончания которых, два года работал учителем истории в Яковлевской средней школе. С 1937 года Николай Шмараков одновременно является студентом заочного отделения исторического факультета Московского областного пединститута.

В мае 1939 года Н. И. Шмараков вступил в ВКП(б). В начале февраля 1940 года он был избран первым секретарем Центрального райкома г. Тулы. Летом 1940 года был командирован на учебу в Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б), после окончания которой летом 1942 года 25-летний Шма-раков возвращается в Тулу и работает в отделе агитации и пропаганды обкома партии, а в 1946 г. избирается секретарем горкома партии.

В годы войны Николай Иванович часто выступал на заводах, в колхозах, перед интеллигенцией. За ораторское искусство туляки называли Шмаракова «Тульским Левитаном».

В начале 50-х гг. Николай Иванович заканчивает годичную аспирантуру в МГУ им. М. В. Ломоносова и защищает кандидатскую диссертацию.

1956 год - год ХХ съезда партии, после которого в стране разворачивается процесс десталинизации, год, открывший один из наиболее плодотворных и противоречивых периодов в новейшей истории нашей Родины -период так называемой «хрущевской оттепели». Опытный руководитель, Н.И.Шмараков с большой энергией берется за новое для него дело - руководство вузом и добивается на этом пути больших успехов.

За годы руководства Николая Ивановича институт - тогда - всего лишь институт третьей категории как бы заново родился.

Открываются новые кафедры и факультеты:

• 1956 год - образованы самостоятельные кафедры: алгебры, математического анализа и элементарной математики.

• 1959 год - открыт факультет подготовки учителей начальных классов.

• 1963 год - открыт химико-биологический факультет.

• 1964 год - на базе физико-математического образованы два самостоятельных факультета: математический и физический.

• 1969 год - открыта межфакультетская кафедра иностранных языков.

Численность студентов за годы руководства вузом Н. И. Шмаракова

увеличилась более чем в 2 раза (с 1034 человек в 1956/57 учебном году до 2506 - в 1971/72 учебном году). Рос и штат преподавателей, который увеличился практически в 3 раза (со 108 преподавателей в 1956/57 учебном году до 270 - в 1971/72 учебном году). При этом количество доцентов и кандидатов наук увеличилось с 45 в 1956/57 учебном году до 125 - в 1971/72 учебном году, а число профессоров с 2 до 6).

Студентов 50-60-х гг. отличала высокая общественная активность, ярко проявлялся дух студенческого братства, взаимопомощи, ответственности за все происходящее в мире, в стране, в вузе.

Р. Ф. Черкасова вспоминает: Мы хлопотали о квартирах для молодоженов, хотя большинство моих товарищей жили в нелегких жилищных и материальных условиях, отмечали дни рождения и дарили (время было такое) брюки, рубашки, ботинки тому, у кого эти вещи изнашивались. На занятия юноши ходили в спортивных костюмах из байки с начесом, а мы в школьных платьях из кашемира. Все было просто и скромно. Мы выбивали путевки в дома отдыха тем, кто нуждался в отдыхе, лечении, работали в пионерских лагерях, детских домах по всей Тульской области».

Студенты и преподаватели вели большую общественную работу: организовывали публичные лекции, диспуты, устраивали субботники, уборку в корпусе, работу гардероба, расписание звонков и др.

За их «моральным обликом» следили товарищеские суды, существовавшие с 1950-х гг. Сначала суд был единым, затем - в 1970-е гг. -разделен для студентов и преподавателей. Суд рассматривал дела о воровстве, аморальном поведении и др., применял дисциплинарные меры взыскания, мог передать дело в народный суд. С 1956 по 1985 гг. - председателем товарищеского суда Тульского педагогического института был

Н. Н. Сотский.

В 1963 году в институте начала действовать добровольная народная дружина, а в 1967 году был создан оперотряд. Состав добровольных народных дружинников (ДНД) института формировался от каждого факультета из студентов и преподавателей и нес дежурство в вечернее время в районе. Добровольные дружинники совместно с милицией должны были следить за порядком на улицах.

Вместе со всей страной студенты Тульского педагогического института принимали участие в освоении целины. В 1956 г. первый целинный отряд в составе 124 студентов и преподавателей ТГПИ был направлен на уборку урожая в Кокчетавскую область Казахстана. Из воспоминаний Р. Ф. Черкасовой, выпускницы 1959 г.: «Поездки на целину в Павлодарскую и Кокчетавскую области! Сушили зерно, грузили его в пульмановские вагоны по шесть за смену, чтобы заработать дополнительно, работали еще и на стройке. Вечера проводили у костра, пели под гитару, бродили по степи, любовались безбрежными далями, закатами солнца, не могли надышаться теплым степным воздухом и степной полынью. Непогода, неудобства быта, скудная кормежка - ничто не омрачало нашу жизнь. Мы строили стадион, сажали молодой парк. Нам до всего было дело»

39 целинников - студентов и преподавателей ТГПИ были награждены медалью «За освоение целинных земель».

Осенью студенты младших курсов традиционно выезжали на сельхозработы для оказания помощи колхозам в уборке урожая. Из воспоми-

наний Ю. В. Родовича, доктора исторических наук, выпускника 1970 г.: «... Переступив порог здания на улице Менделеевской, мы, студенты-первокурсники, вскоре сменили портфели на ведра: нужно было оказать помощь в уборке урожая картофеля в Дубенском районе. Работали ударно, выполняя до полутора норм. Картошка долго потом по ночам снилась».

Большое внимание руководством вуза уделялось организации досуга студентов, развитию студенческого спорта как на уровне общей физической культуры, так и на уровне спорта высших достижений.

При вузе существовало множество творческих кружков. Посещение хотя бы одного из кружков было не только правом, но и обязанностью каждого студента, поскольку являлось залогом его успешной работы в школе.

В педагогическом институте был создан художественный совет с секциями: музыкально-вокальной, хореографической, драмы и художественного слова, изобразительного искусства. В институте работали струнный коллектив, эстрадный и духовой оркестры, хореографический коллектив, изокружок, кружок школьного театра, школьных игр и танцев, хоровой, драматический кружки. А. Н. Соколов, выпускник 1957 года, вспоминал: «В институте был даже свой джаз, которым руководил знаменитый в ту пору аккордеонист Е. Логачев. Великолепной режиссурой отличались сценические постановки изысканнейшего артиста из драмтеатра

Э. Корсунского. В моду входили пинг-понговые баталии, а новобранцы-мотоциклисты вытворяли рискованные пируэты, обучаясь езде на видавших виды моторах... Но была и другая полярная ипостась, без которой не мыслилась полнота институтской жизни: приобщение студентов к началам исследовательской работы».

В 1958 году при институте открылся спортивно-оздоровительный лагерь, ежегодно охватывающий активным отдыхом около 500 человек. В институте выросли чемпионы Тульской области, Министерства просвещения, России,: среди них Геннадий Демьянов - рекордсмен института, Тульской области, педвузов Министерства просвещения РСФСР по прыжкам в длину и высоту, Владимир Леонов и Валентина Максимова - неоднократные участники международных соревнований и чемпионы Советского Союза по велоспорту, Николай Пальгуев и Зинаида Голованова -чемпионы города Тулы, области и педвузов Министерства просвещения РСФСР по спортивной гимнастике, Ирина Хмельникова - неоднократная участница первенства РСФСР и чемпионка Тулы и области по конькобежному спорту, Инна Васильева - неоднократная участница первенства РСФСР и чемпионка г. Тулы по лыжному спорту и многие другие, принесшие славу Тульскому педагогическому институту.

Студенты имели возможность совершать туристические поездки. Из воспоминаний И. Н. Евтеевой, выпускницы 1968 г.: «Яхочу с благодарностью вспомнить Льва Исидоровича Богданова. Он был преподавателем

физвоспитания и руководил в институте туристической секцией, а еще тренировал команду спортивного ориентирования. Сколько походов провел он! Мы прошли с Львом Исидоровичем по Тульской, Московской, Калужской областям. Были на Бородинском поле, в Петрищеве, в местах боев Тульского рабочего полка. Дважды были на Кавказе: прошли горами от Приэльбрусья до Сухуми, поднимались на Эльбрус до Приюта 11. Активные туристы получили спортивные разряды».

В 1958 году институт отмечал своё двадцатилетие. В юбилейном году численность преподавателей достигла 117 человек, из них 2 профессора и 39 доцентов. В свою очередь в вузе обучалось 3 тысячи студентов. Более 70 студентов входили в состав научного студенческого общества.

Успехи ТГПИ в области образования и воспитания студентов обусловили присвоение институту в 1958 году на основании постановления Совета министров РСФСР статуса вуза II категории и имени Льва Николаевича Толстого. Последнее событие обусловило возросший интерес преподавателей вуза к педагогическому наследию великого писателя.

В 1960 году, в год пятидесятилетия ухода Л. Н. Толстого из Ясной Поляны и его смерти, по инициативе заведующего кафедрой литературы М. П. Николаева, в здании института на улице Менделеевской состоялись первые Толстовские чтения. С 21 по 23 ноября 1960 г. в Туле собрались преподаватели пединститутов из Казани, Белгорода, Куйбышева, Одессы, Еревана, Орла, Рязани, Киева, Калуги, Горького, Тбилиси. Активное участие в межвузовской научной конференции приняли учителя школ г. Тулы и Ясной Поляны, студенты историко-филологического факультета. На заседаниях четырех секций (литературы, лингвистики, педагогики и истории) были заслушаны 40 докладов и выступлений, в том числе преподавателей факультета Н. А. Милонова, И. Е. Гриневой,

А. Ф. Сергейчевой, З. И. Левинсона, В. И. Крутикова и других. Это была первая и единственная конференция, приуроченная к годовщине ухода и смерти Л. Н. Толстого.

В 1961 году вторые Толстовские чтения состоялись совместно с Музеем-усадьбой Л. Н. Толстого Ясная Поляна и были приурочены ко дню рождения писателя 9 сентября (по новому стилю). По итогам чтений с 1961 года стали издаваться Толстовские сборники.

Основное внимание общественности было обращено на подготовку четвертых чтений, посвященных 135-летию со дня рождения писателя. На этих юбилейных чтениях выступили с докладами и сообщениями ученые из 22 городов Советского Союза. В работе трех секций (литературы, лингвистики и педагогики) приняли участие такие крупные ученые, как Л. Д. Опульская (ИМЛИ АН СССР), М. В. Бойко (ГМТ), М. С. Альтман, Я. Билинкус (Ленинградский пединститут им. А. И. Герцена), Е. В. Маймин (г. Псков) и другие.

В рассматриваемый нами период преподаватели института продолжали интенсивно заниматься научной работой. Написанные ими учебники для школы и высших учебных заведений получили признание среди специалистов, плодотворно использовались преподавателями школ, вузов, студентами. «Справочник по высшей математике» профессора М. Я. Выгодского выдержал несколько десятков изданий. По учебнику «Родная история», «Методика преподавания истории в начальной школе» В. Г. Карцова учились миллионы советских школьников и студентов. Большой популярностью пользовался учебник А. А. Вагина для студентов пединститута «Методика преподавания истории в средней школе». В. Н. Ашурков являлся редактором хрестоматии «Тульский край» и первого краеведческого пособия для тульских школ «Край наш Тульский», им были написаны книги «Страницы тульской старины», «На поле Куликовом», путеводитель «Тульский музей оружия» и многие другие. Активизировалась деятельность преподавателей института по внедрению технических средств обучения, в частности, старший преподаватель кафедры физики Н. И. Глаголев создал три варианта обучающих машин различной сложности.

Студенты, интересующиеся наукой, после окончания вуза поступали в аспирантуру. В 1950-1960-е гг. аспирантура существовала при кафедрах: литературы, высшей математики, элементарной математике и физики, истории СССР, немецкого языка, научного атеизма.

Вопрос о подготовке научно-педагогических кадров через аспирантуру изучался в течение всего учебного года специально выделенной комиссией и обсуждался на Ученом совете университета.

Обозначенные комиссией недостатки стали развернутым планом работы дирекции вуза, его структурных подразделений по укреплению системы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. Ужесточился отбор при поступлении в аспирантуру, открылись курсы иностранного языка для аспирантов, были усовершенствованы учебные планы подготовки аспирантов, систематизирован контроль за их работой со стороны кафедр и деканатов.

В целях стимулирования интереса студентов к научной работе в институте был объявлен конкурс на лучшую студенческую научную работу, был подготовлен к изданию сборник студенческих научных работ.

В институте и на факультетах продолжало продуктивную работу научное студенческое общество, насчитывавшее в своих рядах около 250 членов. Работал общеинститутский Совет общества и Советы по факультетам.

При всех кафедрах действовали студенческие кружки, но наиболее активно себя проявили:

1. Кружок по изучению партизанского движения в Тульской области под руководством и.о. доцента Н. И. Шинкарюк. В период летних каникул участники кружка совершили поход «По партизанским тропам» и собрали

богатый фактический материал по изучаемой теме. На заседания кружка приглашались бывшие участники и руководители партизанского движения, авторы опубликованных работ.

2. Литературно-краеведческий кружок под руководством доцента

Н. А. Милонова.

3. Толстовский кружок под руководством доцента И. Е. Гриневой.

4. Новинки советской литературы - под руководством доцента З. И. Левинсона.

5. Лингвистический кружок под руководством доцента М. В. Раевского.

6. Кружок по решению конкурсных математических задач под руководством доцента В. Я. Саннинского и некоторые другие.

Из воспоминаний А. И. Юрьева, профессора, доктора исторических наук, выпускника 1970 г.: «Сильным было увлечение археологией. В 1967 году впервые, во всяком случае, в обозримом прошлом института, студенты нашей группы Саша Масленников, Ян Шильт и автор этих строк выехали на раскопки в составе экспедиции Института археологии Академии наук СССР. Раскопки проходили на Кавказе и на Черном море. 8 июля 1967 года археологический отряд из четырех человек высадился в Восточном Крыму, у села Новоотрадное. Руководила отрядом научный сотрудник Института археологии АН СССР кандидат исторических наук Марина Андреевна Романовская. Кроме нас в отряд входили и уже бывалые, и молодые археологи».

В 1959 году в ТГПИ был открыт факультет по подготовке учителей начальных классов.

В 1963 году физико-математический факультет был разделен на математический и физико-технический.

В 1964 г. на базе физико-математического образованы два самостоятельных факультета: математический и физический.

В 1963 году открылся химико-биологический факультет.

Растущая численность студентов и сотрудников института требовала расширения учебных площадей. В 1958 г. был заложен первый камень в учебный корпус на южной окраине города. К началу 1963/64 учебного года был сдан в эксплуатацию весь комплекс, т. е. главный корпус со столовой, спортзалом и актовым залом, и учебный корпус во дворе (учебные корпуса № 2 и № 3). Учебная площадь увеличилась в несколько раз. Также были сданы в эксплуатацию общежития № 2 и № 3 (1959 и 1965 годы соответственно). Во всех общежитиях проживало 1260 студентов.

В 1967 году институт получил статус вуза I категории. Это дало возможность расширить количество специальностей, в 1968 г. заложить фундамент нового главного корпуса, издавать научную и учебно-методическую литературу на базе вуза.

В 1966/67 учебном году в научно-преподавательском составе вуза состояли 249 штатных преподавателей. 36,7 % преподавателей имели ученые

степени и звания, в том числе - 1 профессор, доктор наук, 1 доктор наук, 90 доцентов, кандидатов наук.

В 1966 году отмечалось 25-летие обороны Тулы; преподавателями института были подготовлены книги и статьи, посвященные этому событию. В этом же году, по приказу ректора института Н. И. Шмаракова, была проведена работа по сбору материалов, касающихся истории становления и развития ТГПИ им. Л. Н. Толстого, в которой активное участие принимали преподаватели-энтузиасты Н. И. Шинкарюк, В. И. Крутиков, М. И. Краснова, Т. Д. Швецова и другие. Собранные материалы легли в основу первой экспозиции институтского музея. Сначала это была небольшая комната боевой славы, с несколькими стендами, при кафедре истории КПСС.

С 1967 г. в вузе начала работать любительская коротковолновая радиостанция Тульского государственного педагогического института. Начальником радиостанции стал студент М. М. Анисимов. Из воспоминаний М. М. Анисимова, выпускника 1970 г., кандидата физико-математических наук: «Многие студенты физико-технического факультета приобщались радиоспорту на коллективной радиостанции в те годы. В 1970 г. за-

канчиваем институт и уезжаем по распределению, но на станции, уже широко известной в Туле и за ее пределами, появляются все новые и новые энтузиасты радиоспорта. Высокий уровень подготовки радиоспортсменов позволял получать большое количество дипломов и успешно работать во многих всесоюзных соревнованиях. К числу наиболее серьезных успехов радиостанции следует отнести победу в международных радиосоревнованиях Победа-30».

Таким образом, Тульский педагогический институт продолжал активно развиваться в этот довольно сложный период развития страны. Совершенствовались новые методы и технологии, происходил качественный и количественный рост материальной и кадровой составляющих. Именно в эти годы институт накапливает ресурсы для превращения в один из ведущих педагогических вузов страны.

Список литературы

1. Ашурков В.Н. Избранное. Тула, 2003.

2. Парамонова И. Тула. XX век: подробности. Тула, 2008.

3. Пеньков В.В. История Тульской области. Тула, 2008.

Гоголев Николай Васильевич, канд. пед. наук, доц., tspunvgama.il.сот, Россия, Тула, Тульский филиал Российской Международной Академии Туризма.

TULA STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE REGION IN THE 1950-60s OF THE 20th CENTURY

N.V. Gogolev

Tula State Pedagogical Institute begins to play the key role in the system of pedagogical education of the region, and it continues to accumulate resources for becoming one of the leading pedagogical universities in the country.

Key words: higher pedagogical education, region, educational space.

Gogolev Nikolay Vasilievich, candidate of pedagogical science, docent, tspunvg@mail.com, Russia, Tula, Russian International Academy of Tourism.

УДК 159.98

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ АСПЕКТ СИСТЕМЫ

ПСИХОКОРРЕКЦИИ

О.Ю. Иванова

Рассматривается система психокоррекции с точки зрения субъектнодеятельностного подхода.

Ключевые слова: субъектность, личностное развитие, самообразование, рефлексивность, субъект-субъектное взаимодействие, самореализация.

В последнее десятилетие в отечественной психологии центральными понятиями субъектного-деятельностного подхода являются категории «субъект» и «субъектность». Это связано с изменяющимися отношениями современного человека с реальностью, расширением и усложнением его способов взаимодействия с окружающим миром, увеличением его открытости миру и появлением новых возможностей и диалога с ним.

Быть субъектом означает быть «творцом своей истории», инициировать и осуществлять все виды специфически человеческой активности, познавательной, творческой и нравственной.

В работах А.В. Брушлинского субъектность определяется как особая характеристика познания и деятельности человека, раскрывающая возможности его самодетерминации [3]. Важно отметить, что субъектность предполагает способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, определять направление своей деятельности.

Понятие «субъект» подразумевает то, что сама личность выступает источником собственной активности или, по выражению А. Маслоу, «отчасти является собственным продуктом, проектируя и делая себя».

Наиболее употребительным в психологии является выражение «субъект деятельности». Именно в таком контексте использовал катего-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.