хлуцшше которой так необходимо студентам. С этой целью я записала лекции по практической фонетике, которые начитал один из английских преподавателей, разговорную речь, записи которой давали нам прослушивать а занятиях «слушание — говорение», И еще одно наблюдение. Если пре-...иедаватель ведет'научную работу, ему снижают учебную нагрузку, так как он много времени тратит на конференции, написание статей, кнш\ Преподаватель с полным объемом занятий (14 часов в неделю) издает только методическую, литературу.
В пгриод стажировки программа
г
многочисленных экскурсий и ветрев была организована так, чтобы познакомить стажеров со страной изучаема го языка, с ее культурой, людьми: мы были гостями советско-английского об-
л • ч >
щестаа, провели несколько дней в английской семье, посетили многие города Англии.
Отношение к нам со стороны преподавателей и студентов было самое доброжелательное. Поездка в Англию« оказалась очень эффективной формой повышения квалификации. Хотелось бы, чтобы каждый преподаватель имел возможность выезжать в страну изучаемого языка.
-ХРОНИКА, РЕЦЕНЗИИ, ОБЗОРЫ
■
ЗАЛОЖИВШИЙ ОСНОВЫ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|К 60-летию МГПИ)
В октябре 1991 г. исполнилось 60 лет ^первому вузу Мордовии. В 1931 г. в ^Саранске открылся агропедчнетитут — высшее учебное заведение педагогического направления. Институт имел
четыре отделения: историко-экономи-
яеекое, физико-техническое, агро-хи-^мико-биологическое, политехническое. Образованы четыре кафедры: педоло-го-ладагогическая; социально*-эконо^ мнчвекая (история, диалектический материализм и экономика); физики, математики, технологии металлов и дерева; мордовская. Контингент студентов всех отделений составлял 116 человек. 'На подготовительных курсах обучалось 68 слушателей и на вечернем отделении — 42 человека. Первыми пре-
ш
подавателями в вузе стали ИГ Я. Бон-дяков, А. А. Попова^ А. Е„ Брусова, Я Я. Паркинен, И. Г Черапк^н, Я. П. Тригошин, /М. Д. Смирнов и другие.
Возглавил коллектив института Иосиф Григорьевич Абросимов. х Вначале агропединститут ориентировался на подготовку учителей для средних школ с сельскохозяйственны/л уклоном. Однако в 1932 г. он перепрофилирован в педагогический вуз, готовящий учителей для национальной политехнической школы. Тогда же он стал называться Мордовским государ-' ственным педагогическим институтом-В штат преподавателей вошли но£ые люди:, В. Я. Пчелкин, В. И. Иванов, Г А. Ласс, П. В. Ромадин, А. А. Вайс, Д. И. Васильев, П. С. Батаев, А. П. Инкинг М. А. Шмидт, Н. Ф. Цыганов. В долж-
J
ность директора института вступил К. С, Чужко. Заместителем директоре по учебной работе назначен М. Д., Смирнов.
В библиотеке насчитывалось 16 тысяч книг на сумму 14238 рублей.
Институт располагался на улице Во-то дарекого (бывшая Троицкая) в трех-еэтажнам кирпичном здании бывшего «Саранского реального училища. Но *оно оказалось слабо приспособленным к учебному процессу, поэтому в 1932 г. начато строительство нового учебного корпуса на углу улиц Большевистской ; (бывшая Сошественская) и Рабочего переулка (прежнее название 2-я Троицкая, а с 1953 г: носит имя Богдана Хмельницкого).
В последующее время продолжалась реорганизация института. В 1933 г. «Мелось семь отделений: историческое, экономическое, литературы и языка, физическое, математическое, химическое, биологическое. Утверждены кафедры: биологии, физики, химии, математики, литературы и языка, истории, политэкономии и теории советского хозяйства, педагогики-педологии и психологии, немецкого языка. Студентов числилось 478 человек. Мордовский пединститут соревновался с Чувашским институтом и включился во
Всесоюзное социалистическое сорев-
■
нование. Введено изучение военного дела. Открыт двухгодичный учительский институт, в который на первый курс принято 34 студента. Общее количество литературы в библиотеке достигло 35 813 томов.
В 1934 — 1935 гг. вместо прежних отделений созданы четыре факультета, Впервые обязанности деканов по приказу директора стали исполнять: В. А. Андрофагиц — литературного
а
факультета, М..Д. Смирнов — исторического,, А . Ф. Филиппов — естественного, П. Д. Еремин — физико-матема-тического. Профессор А. П. Рябов возглавил кафедру мордовских языков.
С 1935 г. поэтапно вводился в строй новый четырехэтажный учебный корпус. Значительно увеличилось число кабинетов, лабораторий., Открыт клуб студентов. Ежемесячно выпускалась многотиражная газета «Мокшэрзянь ледвузовец». Студенты жили в трех общежитиях. В подсобном хозяйстве выращивались скот, корма для него и другие культуры. Пединститут впервые выпустил из своих стен 73 специалиста
(мордвы — 38, русских — 35).
За пятилетний срок существования* МГПИ стал одним из крупных культурных центров Мордовии. В нем работал сплоченный педагогический кол—
* л
лектив, созданы новые лаборатории,, кабинеты, комплектовалась научная библиотека. Например, если в 1931 г. преподавателей было всего 18, то в 1936 трудилось уже 45 человек. В числе 435 студентов из мордвы училось-145 человек. В 1936 г. ..занималось 500 студентов-заочников. Тогда же дневное отделение окончили 99 и двухгодичный институт -т-. 20 человек.
Т
Существенно поднялся уровень грамотности, повысилось качество учебы-В эти годы коллектив института возглавляли А. Ф. Антонов, П. Д. Еремин,-Д. И. Шоя.
Но в жизни института не все шло гладко, были упущения в работе. Например, в 1935/36 учебном году из
■
500 заочников всех курсов и факультетов за академическую неуспеваемость исключено 103 человека. 90 студентов из-за невыполнения плановых контрольных работ не допущены к экзаменационной Сессии. Не хватало мест
ф
в студенческих общежитиях, квартир для преподавателей. От студентов постоянно поступали жалобы на плохое-питание в столовой,1 трудно было приобрести одежду и рбувь. Часть студентов бросили учебу из^за различных болезней.
Но тем не менее вуз рос количест-веннэ, укреплялась \ его материальная* база, накапливался научный потенциал^ В 1937, г. число студентов увеличилось до 676 (в том числе 134 было в учительском институте), в 1938 г. уже числилось 600 человек. В 1937 г. количе-ство преподавателей возросло до 133г
в том числе 27 мордовской националь-
*
ноет,'Появились профессор?, доценты. Первыми среди профессоров были И. Я. Бондяков, А. П. Рябов. В коллективе работали преподаватели Е. С. Лисицына, М. Н. Шатунов, М. Н. Колядэн-ков, И. П. Кривошеев, И. Д. Воронин,
л
А. В. Ососков, Б. В. Маков и другие.
10 февраля 1938 г. на основании по-
становления ЦИК Мордовской АССР Мордовскому государственному педагогическому институту присвоено имя русского поэта А. И. Полежаева.
В 1940 г. организованы новые кафедры: алгебры, геометрии и теории чисел, математического анализа, всеобщей истории, географии, химии, иностранных языков. Студентами заселено четырехэтажное общежитие на 300 мест на улице Демократической (бывшая 1-я Богословская) рядом с учебным корпусом. Работал студенческий клуб, спортивный клуб общества «Учитель». Полностью вошло в строй здание учебного корпуса, в результате чего значительно улучшились условия работы и учебы. Занятия велись в больших, светлых аудиториях, кабинетах и лабораториях. В отдельных комнатах разместились читальные, залы,
библиотека, деканаты и кафедры.
/
Читали лекции, вели семинарские и лабораторные занятия высококвалифицированные преподаватели. Многие защитили кандидатские диссертации. Кафедрой педагогики заведовал доцент А. В. Ососков, кафедрой- истории СССР — доцент М. Г. Сафаргали-ев, кафедрой зоологии — А. П. Калашникова. Подготовили диссертации Л. Ф.
Самохин, В. Ю. Бурьян. Упорно занимались научными разработками по
своим темам П. В. Ромадин, А. М. Бих-
■
тер, А. Я, Коковин, И. Д. Воронин. В числе преподавателей пединститута были и его бывшие выпускники: математик Н. И. Васильев, физик Е. С. Ве-лина, ботаники В. И. Евдокимова и Я. М. Попов, зоолог О. А. Васина, языковед Б. В. Маков, методист-ллатема-тик М. И. Кузовенков и другие. Как сообщал в официальном документе руководству республики директор института Н. Ф. Волков, в 1940/41 учебном году институт был полностью укомплектован кадрами.
В этот труднейший период истории страны люди добротно делали свое дело. Мордовский госпединститут готовил учителей для общеобразовательной полной и неполной средней школы. За десять предвоенных лет
МГПИ выпустил 597 учителей с дневного отделения и 408 — с заочного. Выпускникам вручались дипломы учителя математики, языка и литературы, истории, физики, биологии и химии» Кроме того, институт готовил их к общественной работе с широким спектром ориентации. Бывшие студенты института становились учителями, заву-чами, директорами школ, руководителями и инспекторами отделов народного образования в районах Мордовии, преподавателями педагогических училищ. В Наркомате (Министерстве) просвещения тоже работали выпускники МГПИ. Его Алинистры Н. Н. Молин, М. В. Дорожкин с отличием окончили историческое отделение Мордовского пединститута.
В конце августа 1941 г. в связи с военной обстановкой институт перевели из Саранска в Темников. Там он находился в течение трех лет, ^а в 1944 г. к началу учебного года вернулся в Саранск. В годы войны многие студенты и преподаватели ушли на фронт, часть их погибла в боях с врагом. Остались живы и вернулись на работу в институт А. Я. Коковин, В. А. Тихов, Н. И. Васильев, Г. И. Васильев, А. В. Нарядкин, И. Ф. Егоров, Б. В. Маков и другие.
Вс его Мор до веки й г осу да рст в ен ч ый педагогический институт просуществовал 26 лет. Большую ли он принес пользу? Статистика свидетельствует, что с 1928 по 1959 г. в три с лишним раза увеличилось количество учителей, работавших в школах городов и сел Мордовии. Ими были в основном выпускники МГПИ. С 1931 по 1959 г. в
высшей школе Мордовии подготовлено свыше 8 тыс. специалистов, преимущественно учителей.
В 1956/57 учебном году МГПИ имел четыре факультета: историко-филологический, физико-математический,, естествознания, иностранных языков, 17 кафедр, десятки кабинетов, лабораторий и различные службы.
2 октября 1957 г. йа базе Мордовского государственного педагогического института открыт университет, с чего начался второй этап развития